сивак во время поста можно ли

Можно ли использовать сивак во время поста?

сивак во время поста можно ли

Вопрос: Сейчас в Рамадан, когда я соблюдаю пост, изо рта доносится неприятный запах, который усиливается после полудня. Как мне быть? Можно ли постящемуся использовать сивак или зубную пасту, чтобы освежить полость рта и удалить неприятные запахи?

Учёный шафиитского мазхаба Саид ад-Дав’ани в своей книге «Бушра аль-карим» отмечает:

(ويكره) للصائم ولو نفلاً (السواك بعد الزوال) إلى الغروب وإن لم يتغير فمه من الصوم،للخبر الصحيح: «لخلوف فم الصائم يوم القيامة أطيب عند الله من ريح المسك « (مسند أحمد ٩٢٧٥)

«Постящемуся нежелательно после полудня (т. е. с наступлением времени полуденного намаза и до захода солнца) использовать сивак (в том числе и зубную пасту), даже если это будет желательный пост, нет разницы, исходит запах изо рта или нет, поскольку в достоверном хадисе Пророка ﷺ сказано:

сивак во время поста можно ли

«Запах, исходящий изо рта постящегося, в День Суда будет приятнее для Всевышнего, чем запах миска»» (Муснад имама Ахмада, № 9275).

واختص بما بعد الزوال؛ لأنه غالباً ينشأ من الصوم بعده، وقبله من أثر الطعام . (ص٦٢٣)

«Нежелательность использования сивака (или зубной пасты) в промежутке от начала времени полуденного намаза и до наступления вечернего, объясняется тем, что в упомянутое время неприятный запах изо рта исходит по причине голодания, тогда как до обеда обычно исходит от пищи, съеденной на сухур (предрассветный приём пищи)». (См.: Бушра аль-карим, с. 623).

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник

Чистка зубов с помощью сивака – это сунна!

Польза сивака для здоровья зубов огромная. В одном из хадисов пророк (мир ему) говорит: «Использование мисвака (сивака) очистит рот и зубы, станет причиной довольства Аллаха, наполнит глаза нуром».

Посланник Аллаха (мир ему) рекомендовал частое использование сивака. Для тех кто не знает, сивак (мисвак) это палочка (зубочистка) из веточек дерева арак. Конец палочки нужно размягчить и она становится похожей на зубную щетку.

Использование мисвака (сивака) является защитой от многих заболеваний. У человека многие болезни начинаются от проблем с желудочно-кишечным трактом. А первоначальную обработку еды производят зубы. Палочка мисвака сохраняет здоровье зубов, защищает их от кариеса и от размножения микробов в ротовой полости. Даже единоразовое использование сивака уничтожает до 80% вредных микробов во рту.

Состав мисвака

Группа ученых из Университета Иллинойса в течении семи лет изучали состав мисвака и нашли в нём вещества которые останавливают размножение микробов и кариеса, вещества предупреждающие гниение зубов, а также выделили элемент фтор.

сивак во время поста можно ли

Если питьевая вода местности содержит мало фтора, то мы знаем, что рекомендуется принимать таблетки со фтором, которые укрепляют эмаль зубов и повышают стойкость против гниения. А пасты содержащие фтор, легко могут заменить пасты, которые содержат мисвак.

Польза сивака для здоровья зубов

Как отметили выше, польза сивака для зубов очень большая, чистка зубов использованием мисвака очищает зубы от камней.

Чистка зубов с помощью сивака – это сунна, благодатное дело!

Перечислим важные особенности использования сивака для здоровья:

Сивак как пользоваться по сунне

Достоинства применения сивака:

1) Используя сивак мы соблюдаем Сунну пророка Мухаммада (мир ему). Посланник Аллаха на постоянной основе чистил зубы мисваком и призывал к этому всех своих сахабов. По сунне применение мисвака рекомендуется во время малого омовения (тахарат). В хадисе говорится: «Если бы я не боялся, что это станет бременем для моей уммы, то приказал бы применение мисвака для каждого омовения» (Бухари).

2) Применение сивака – причина довольства Аллаха, потому что есть такой хадис, где сказано: «Сивак – очищение полости рта и причина довольства Господа» (Бухари).

3) Дополнительное соблюдение чистоты, гигиены, чему в Исламе уделяется важная роль. Хадис: «Чистота – ключ от молитвы» (Тирмизи).

сивак во время поста можно ли

В какое время чистить зубы мисваком по сунне?

Чистка зубов сиваком дозволено в любое время суток, однако имеются временные интервалы, когда использовать сивак желательно.

Во время омовения (как отметили выше).

После возвращения домой – рекомендуется применить мисвак сразу после того, как мусульманин переступит порог своего жилища. Супруга Пророка (мир ему) – Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Когда Посланник Аллаха (мир ему), входил в жилище, то первым делом он брался за сивак» (Муслим).

После сна. В одном хадисе есть информация о том, что пророк (мир ему), просыпаясь на ночную молитву, чистил зубы мисваком (Бухари).

Перед тем как отправиться в мечеть, как это делал Посланник Аллаха (мир ему). Известно о том, что перед коллективной молитвой, он использовал благовония и освежал дыхание сиваком.

сивак во время поста можно ли

Использование сивака во время поста

Относительно использования сивака во время поста, среди исламских теологов имеются некоторые разногласия.

Ученые шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о нежелательности использования мисвака после начала времени полуденной молитвы («Зухр») и до захода солнца. В качестве аргумента приводят хадис, где Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: «Запах изо рта постящегося пред Всевышним лучше запаха благовония» (Бухари и Муслима). Считают, что желательно после обеда сохранять естественный запах во рту.

Учёные ханафитского и маликитского мазхабов допускают использования сивака в течение целого дня. Они опираются на все хадисы, которые подчеркивают важность чистоты полости рта и побуждающие к ее сохранению и удалению неприятных запахов, а также на два специальных хадиса, касающихся постящегося. Пророк Мухаммад говорил: «Одним из наилучших качеств постящегося является [применение] мисвака» (Ибн Маджа), а также слова ‘Амира ибн Раби‘а: «Посланник Аллаха постоянно пользовался сиваком во время поста» (ат-Тирмизи и Абу Дауд)

Имам аш-Шавкяни, к примеру, сказал: «Правильным является желательность (мустахаб) применение сивака в течение всего времени поста. Так считала большая часть ученых»

Применять зубную щетку во время поста без зубной пасты разрешается, а вот от чистки зубов с зубной пастой во время уразы лучше воздержаться или использовать в очень малом количестве и стараться не глотать. Потому что большинство богословов твердят, что попадание зубной пасты непосредственно в желудок портит пост. Поэтому если человек все таки решил воспользоваться пастой, то ему следует быть осторожным и не проглатывать.

Источник

Сивак во время поста можно ли

1 О желательности использования сивака.

Сивак – это название, принадлежащее палочке, которой чистят рот. А также это название, принадлежащее действию, а это трение зубов с палочкой или зубной щеткой и т.п., чтобы устранить желтизну и грязь. А также, чтобы очистить рот и получить довольство Всевышнего Аллаха и Его награду.

Слушать видео: Вопрос 120 Использование сивака при омовении: https://youtu.be/OdALLn3ePWk
Показать полностью.
Ответ: желательно (мустахабб). Довод хадис Абу Хурейры марфу’ан: «Если бы я не желал облегчения для моей общины, то повелел бы им использовать сиуак перед каждым намазом» (Согласованный). Пришел риуаят: «во время каждого омовения» (Ахмад). (Конец краткого текста с видео, приведено только правильное мнение, кто хочет подробный разбор пусть слушает видео).

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не приказал чистить зубы перед каждым намазом для того, чтобы не обременять своих последователей. И хотя это предписание не является обязательным, оно является крайне желательным.

Общий смысл хадиса:
Намаз обладает великим положением, поскольку это связь между рабом и его Господом. Поэтому было обязательным очищаться от осквернения для намаза. А также из полноты очищения, является использование сивака, так как он очищает рот от разных грязей и неприятного запаха. Поэтому шариат побуждает использовать его при каждом намазе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал к использованию сивака, из-за полноты его искреннего наставления, желая добра для своей общины и желая, чтобы они, входив в любую дверь, получали от нее пользу и совершенное счастье. Он (мир ему и благословение Аллаха) когда узнал, что в сиваке много пользы и что его польза рано или поздно проявится, чуть не обязал свою общину использовать его при каждом намазе. Однако из-за своего совершенного сострадания и милости, он воздержался и не обязал этим, боясь, что Всевышний Аллах вменит в обязанность им, а потом они не выполнят его и в итоге совершат грех. Но несмотря на это он (мир ему и благословение Аллаха) побуждал их к этому.

Извлекаемые пользы из хадиса:
1. Желательность использования сивака при каждом намазе и его достоинство достигает степень обязанности относительно награды.
2. Частое использование сивака при совершении любых намазов, будь это обязательная молитва или желательная, даже будь это погребальная молитва. Сказал ибну Дакик аль-’Иид (да смилуется над ним Аллах): «Мудрость этого заключается в том, что нам было приказано во всех положениях приближения к Всевышнему Аллаху, быть в состоянии полной чистоты, выявляя ее, из-за достоинства поклонения». А также говорится, что это дело касается ангела, так как ему причиняет страдание неприятный запах. Сказал Ась-Сан’ани (да смилуется над ним Аллах): «Вполне вероятно, что мудрость его заключается в двух упомянутых вариантах, так как имам Муслим привел хадис со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто поел чеснок или лук или лук-порей, пусть не приближается к нашей мечети, так как ангелам причиняет страдания то, что причиняет страдания людям».
3. Это обобщенный хадис касается и молитвы постящегося, что также он усиливает права постящегося, чтобы он при каждом намазе использовал сивак, даже если это буде намаз зухр (полуденная молитва) или аср (послеполуденная молитва).
4. Внимание и наблюдение пророка (мир ему и благословение Аллаха) за положением своей общины и его сострадание к ним так, что он не обязал им то, что принесло бы им затруднение.
5. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) если приказал что-то, то это является обязательным, кроме довода, который указывает на то, что это является желательным делом.
6. Великое положение намаза.
7. Воистину, шариат является легким, нет в нем затруднения и тяжести.

О желательности использования сивака после сна и при каждом изменении запаха рта.
Хузайфа ибн Йаман (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) когда вставал на ночную молитву, то чистил свой рот сиваком. Бухари (889) и Муслим (255).

Общий смысл хадиса:
Любовь пророка (мир ему и благословение Аллаха) к чистоте и неприязнь к неприятному запаху, так как сон является причиной изменении запаха рта, который нуждается в очищении. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) когда поднимался от длительного ночного сна, который является источником изменения запаха рта, чистил он (мир ему и благословение Аллаха) свой рот сиваком, чтобы удалить неприятный запах рта и ободриться после сна, который одолевает вставание. Поскольку из особенности сивака является пробуждение и ободрение.

Извлекаемые пользы из хадиса:
1. Узаконено чистить зубы сиваком после сна, особенно для тех, кто желает, совершить молитву. Причина заключается в том, что сон изменяет запах рта, а сивак же является инструментом очищения. Поэтому чиститься сиваком при каждом изменении рта.
2. Использование сивака при изменении запаха рта, сравнивая со сном, который изменяет запах рта.
3. Уделение внимания шариата к чистоте.
4. Очищение всего рта. Оно охватывает как зубы и десны, так и язык.

О любви пророка (мир ему и благословение Аллаха) к сиваку.
‘Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала о том, что Абдурахман ибн Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах) зашел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) тогда, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) был прислонившийся к моей груди. Когда он вошел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) у него был сивак ратбун (влажный сивак), которым он чистил рот. После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) длительно смотрел на сивак. Затем я взяла сивак у Абдурахмана, разжевав его, привела его в порядок и дала его пророку (мир ему и благословение Аллаха). После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) чистил им рот так хорошо, что я не видела, чтобы он так чистил до этого. Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) закончил чистить рот, поднял свою руку или палец, затем сказал три раза: «Вместе с обитателями высшей степени (т.е. с обитателями Рая)». После чего он умер (мир ему и благословение Аллаха). Также Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Он (мир ему и благословение Аллаха) умер на моей шее». Бухари (890).

В других словах Айшы (да будет доволен ею Аллах) говорится: «Я видела, как он смотрел на сивак, и я поняла, что он любит и хочет сивак. И сказала ему (мир ему и благословение Аллаха): «Взять ли мне его для тебя? » После чего он, кивнув головой, сказал: «Да». Бухари (4449).

Общий смысл хадиса:
Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает о событии, которое дает нам понять, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) любил и чувствовал привязанность к сиваку. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) когда увидел сивак у брата Айшы Абдурахмана, то из-за любви к сиваку, его не отвлекла ни болезнь, ни предсмертное состояние. Его взор пал на сивак, желая его. Айша (да будет доволен ею Аллах) поняла, что он (мир ему и благословение Аллаха) любит и хочет сивак, взяла его у Абдурахмана, сломала кончик использованного сивака, затем разжевала его своими крайними зубами, смягчив его, дала пророку (мир ему и благословение Аллаха). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал так хорошо чистить, чтобы встретить своего Господа в полной чистоте и совершенном состоянии. После того, как он (мир ему и благословение Аллаха) закончил чистить, поднял свою руку или палец, уединяя Всевышнего Аллаха, и попросил Его, чтобы Он сделал его вместе с обитателями вышей степени в Раю. Затем он умер (мир ему и благословение Аллаха).

Извлекаемые пользы из хадиса:
1. Любовь пророка (мир ему и благословение Аллаха) к сиваку.
2. Узаконено использование сивака в любое время. Поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) одобрил поступок Абдурахмана ибн Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).
3. Дозволено использовать сивак другого человека с условием, чтобы он не боялся вреда от него.
4. Сила сердца пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его спокойствие, так что он не забыл почистить рот сиваком и не забыл мольбу в предсмертном состоянии.
5. Подтверждение возвышенности Аллаха над небесами.
6. Достоинство Айшы (да будет доволен ею Аллах) в хорошем взаимоотношении с пророком (мир ему и благословение Аллаха) и то, что он (мир ему и благословение Аллаха) умер на ее коленях, в ее комнате и в ее день.

О дозволенности в чрезмерном использовании сивака.
Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что он пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в то время, когда он чистил рот сиваком ротбун (влажный сивак). Сивак был на краю его языка, и когда сивак был во рту, был слышен звук рвоты, как будто он изрыгается. Бухари (244) и Муслим (254).

Извлекаемые пользы из хадиса:
1. Узаконено чистить язык сиваком.
2. Узаконено чрезмерное использование сивака.
3. Дозволенность чистить сиваком и чрезмерность использования сивака в присутствии людей.
4. Узаконено использование сивака ротбун (влажный сивак), поскольку он не крошится во рту и хорошо очищает.

Хадисы были приведены из книги «Умдатул Ахкам», опираясь на толкование шейха ибн Усаймина и аль- Бассама (да смилуется нам ними Аллах).
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари сказал: «(Однажды) я зашёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) (и заметил) у него на языке кончик зубочистки». аль-Бухари 244, Муслим 254. Здесь приводится версия Муслима.

Передается от ‘Аиши что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Зубочистка служит для очищения рта и является угодной Господу». Этот хадис с достоверным иснадом приводят ан-Наса’и и Ибн Хузайма в своём “Сахихе”. Сахихуль джами’ 3695, Ируа 66.

Ан-Навави передал консенсус (иджма’) авторитетных ученых о желательности использовании сивака и о том, что это является сунной. На огромную значимость сивака указывает тот факт, что некоторые праведные предшественники (салафы) считали его использование обязательным (ваджиб), как например имам Исхьакъ ибн Рахавайх.

Сказал ибн аль-Каийм: «У сивака есть много пользы: Освежение рта, укрепление зубов, прекращение выделения слизи, улучшение зрения, удаление зубного камня, влияет на голосовые связки, способствует процессу пищеварения в желудке, поднимает общий тонус человека, настраивает человека для чтения Курана, поминания Всевышнего, совершения намаза, устраняет вялость организма, нравится ангелам, увеличивает вознаграждение человека». [Зад аль-Маад 4/323]

сивак во время поста можно ли

2 Времена, когда рекомендуется использовать сивак.

Сивак рекомендуется использовать в любое время дня и ночи из-за общего смысла слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в вышеприведенном хадисе ‘Аиши: «Сивак очищает полость рта и является причиной довольства Господа».

Ученые выделили времена, в которых желательность использования сивака еще сильнее:
1. При малом омовении и молитве, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы я не боялся, что это окажется тягостным для моей Уммы, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой», а в другой версии хадиса: «С каждым омовением», как было приведено выше.
2. При возвращении домой и присоединении к своей семье, как достоверно передается в хадисе ‘Аиши – да будет доволен ею Аллах, – когда ее спросили: «С чего начинал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он приходил домой?», она ответила: «Когда он входил в свой дом, первое, что он делал, это использование сивака». Хадис передал Муслим (1/220).
3. Сразу после пробуждения ото сна. Передается, что Хузайфа б. ал-Йаман – да будет доволен им Аллах – сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вставал ночью (на молитву), честил рот сиваком». Хадис передали ал-Бухари (1/98) и Муслим (1/220). «Чистил рот» здесь означает: полоскал водой и чистил сиваком.
4. В случае изменения запаха изо рта, будь то из-за еды с сильным запахом (чеснок, лук и т.п.) или в результате продолжительного голода, жажды и т.д. Потому что, когда говорят, что сивак очищает рот, то это говорит о необходимости использования сивака, когда рот нуждается в очищении.
5. При входе в мечеть, потому что это относится к украшению себя, что является повелением Аллаха для каждой мечети. Всевышний сказал: «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети». А так же из-за присутствия в мечетях ангелов и собрания молящихся.
6. При чтении Корана и в собрании тех, кто поминает Аллаха, во время которого также присутствуют ангелы.
При чтении Курана. От Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, то, что он сказал: Нам было приказано использовать сивак. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда раб пользуется сиваком, потом совершает намаз, позади него становиться ангел и слушает его чтение и опускается ниже него, или подобное этому, и ставит свой рот на уровне его рта и не выходит из его рта ничто, кроме как попадает внутрь ангела, очищайте же свои рты для (чтения) Курана». [Достоверный, опираясь на другие версии, передает аль-Баззар 603.].

сивак во время поста можно ли

3 Использование сивака во время поста.

По единогласному мнению ученых – да помилует их Аллах – нет проблем в том, чтобы использовать сивак постящимся в начале дня поста, но их мнения разошлись относительно его использования после полудня — некоторые из них сказали, что это нежелательно.
Показать полностью. Правильным мнением является, что это сунна для постящегося, как и для того, кто не постится из-за общего смысла доказательств, указывающих на это. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сделал исключения для определенного времени, а текст с общим смыслом должен оставаться таковым до тех пор, пока нет конкретизирующего текста. Что касается приведения в качестве доказательства хадиса Али б. Абу Талиба – да будет доволен им Аллах, – что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда вы соблюдаете пост, используйте сивак утром, но не во второй половине дня», который передал ад-Даракъутни, то это слабый хадис. Ибн Хаджар в «Талхис ал-Хабир» (1/62) сказал, что его иснад даиф. Нет доказательств, что эти слова принадлежат Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Что касается его слов: «Поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем запах мускуса» (ал-Бухари, 229 и Муслим, 2/806), то использование сивака не уничтожает этот запах, потому что его причиной является пустой желудок, что может иметь место и в начале дня, если постящийся не принимал пищу перед рассветом. Все ученые согласны с тем, что дозволено использовать сивак в начале дня. Это показывает, что использование сивака является желательным (мустахаб) в течение всего поста, и нет разницы между его использованием в начале дня или в конце.

Предписание использовать сивак перед намазом также распространяется на постящихся, хотя имам аш-Шафи‘и, имам Ахмад и их последователи считали, что во время поста не следует чистить зубы после полудня, дабы не устранять запах, который для всевышнего Аллаха милее запаха мускуса. Они приводили хадисы, в достоверности которых есть разногласие.

Но, джумхур (большинство), среди них и ан-Науауи, сказали, что их доводы не является убедительными, потому что запах, который раздается изо рта постящегося, появляется в желудке и не может быть устранен зубочисткой. См. “Субуль ас-Салам”, т. 1, стр. 57-58. И основа в том, что постящиеся или не постящиеся люди могут использовать сивак в начале, конце или в течение любого времени дня. Об этом сообщается в хадисе ’Амира ибн Рабиа’, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я видел много раз, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы сиваком в то время, когда он постился». Этот хадис передали Ахмад 15124, ат-Тирмизи 725, Абу Дауд 2364, Ибн Хузайма 2007.

Человек может пользоваться во время поста зубной щёткой с пастой, но надо стараться, чтобы она не попала во внутрь, и можно чистить в любое время, и даже если останется запах, а он останется, то нет проблем. И это приходит от сподвижников и также аль-Хасан аль-Басри разгрызал орехи для своего сына.

Источник

Мисвак (сивак)

Мисвак (сивак) — это чистка зубов, а также то, чем чистят зубы, удаляют остатки пищи и снимают налет. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Сивак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]»[1]. Есть дерево, ветки которого во времена Пророка применялись, как и сегодня применяются, в качестве щетки и пасты одновременно. Именно эти веточки, нарезанные примерно на длину современных зубных щеток, и подразумеваются в первую очередь в упомянутом хадисе, как и во всех других хадисах, рассказывающих о мисваке, или сиваке. На сегодняшний день научными исследованиями доказана значительная и многогранная польза мисвака для полости рта. Например, зубной налет, от которого возникает кариес, счищается этой палочкой очень эффективно.

«Экстракт этого дерева по своим химическим свойствам схож с такими антибактериальными и антикариесными веществами, как триклозан и хлоргексидин. Кроме того, в мисваке содержатся фтор, витамин С, танин, алкалоиды и флавоноиды. Поэтому использование мисвака укрепляет зубы, предохраняет от появления и дальнейшего развития кариеса, уменьшает зубную боль, устраняет плохой запах изо рта, укрепляет десны, а также придает зубам блеск и белизну. Современными исследованиями доказано также, что мисвак содержит в большом количестве биологически активные вещества, полезные для всего организма. Некоторой заменой мисваку, хотя и гораздо менее эффективной, могут служить веточки оливкового дерева, грецкого ореха и некоторых других деревьев»[2]. Среди современных зубных паст имеются и такие, основным компонентом которых является мисвак.

Что касается времени использования, то оно не имеет ограничений: после сна, после продолжительного молчания или разговора, после еды и т. д. Главным, в соответствии с действиями пророка Мухаммада, является постоянный уход за полостью рта с целью сохранения здоровья и свежести дыхания. Например, ‘Аиша передавала, что «посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы»[3].

Ученые-богословы единодушны: чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этомудругих.

Относительно чистки зубов палочкой-мисваком непосредственно перед совершением очередной молитвы-намаза следует заметить, что в одном хадисе говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения малого омовения (вуду’), а в другом — перед молитвой. Но последнее не говорит однозначно в пользу чистки прямо перед проговариванием намерения о совершении молитвы-намаза. Ведь желательно, чтобы в полости рта во время молитвы не было остатков пищи и чего-либо иного. А потому рекомендуется после использования сивака прополоскать рот.

И в заключение приведу еще один хадис: «Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, когда просыпался, чистил зубы перед тем, как совершить омовение»[4].

Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?

По данному вопросу имеются два практических пояснения.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о нежелательности использования мисвака (палочки, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно) после начала времени полуденной молитвы («Зухр») и до захода солнца. Аргументация у них не прямая, а косвенная. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Запах изо рта постящегося пред Всевышним лучше запаха благовония» (св. х. аль-Бухари и Муслима). «То есть, — заключила данная группа ученых, — желательно после полудня сохранить естественный запах полости рта».

Богословы ханафитского и маликитского мазхабов говорят о допустимости использования мисвака на протяжении всего времени поста. Опираются они в своем заключении на все хадисы, подчеркивающие необходимость чистоты полости рта и побуждающие к ее сохранению и удалению неприятных запахов, а также на два специальных хадиса, касающихся постящегося. Пророк Мухаммад говорил: «Одним из наилучших качеств постящегося является [применение] мисвака» (хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа), а также слова ‘Амира ибн Раби‘а: «Пророк Мухаммад постоянно пользовался мисваком во время поста» (св. х. Ахмада и ат-Тирмизи и Абу Дауд)[5].

Имам аш-Шавкяни, например, говорил: «Правильным является желательность (мустахаб) использования мисвака на протяжении всего времени поста. Так считала большая часть ученых»[6].

Пользоваться зубной щеткой во время поста без зубной пасты допускается, а вот от чистки зубной пастой в это время лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Многие богословы говорят, что попадание ее непосредственно в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не проглатывать.

Правда ли, что, если перед совершением молитвы-намаза почистить зубы мисваком, молитва будет в семьдесят раз лучше по вознаграждению?

Я не встречал достоверного высказывания Пророка об этом. Думаю, что подобное крайне маловероятно, так как мисвак относится к вещам, дополняющим молитву.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, ан-Насаи и др.

См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадис № 4832, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.

[2] Восточные рецепты: белоснежная улыбка // http://subscribe.ru/archive/science.health.genesha/200706/27080918.html

[3] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 118, хадис № 121.

[4] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 119, хадис № 123.

[5] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 119, 120, хадисы № 125, 126.

[6] Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *