ситуации когда можно использовать мораль басни свинья под дубом

В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни (Крылов И. А.)

ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Свинья под дубом; Размышляем о прочитанном; стр. 65, упр. 3.

Мораль басни заключена в последнем четверостишии, стоящем отдельно от основного текста басни, — «. Невежда так же. ». Здесь, разумеется, имеет место обобщение, т. е. речь идёт уже не о конкретной свинье, а о некоей типичной ситуации, которая часто встречается в жизни.

Данная мораль была бы уместна, например, в таких случаях.

Двоечник постоянно недоволен тем, что ему приходится выполнять домашние задания.

Он испытывает настоящую ненависть к школе и преподаваемым в ней дисциплинам и не упускает случая продемонстрировать своё отрицательное отношение к учёбе. Однако этому нерадивому ученику невдомёк, что именно благодаря науке, к которой он питает такие негативные чувства, его сегодняшняя жизнь столь комфортна и интересна. Если бы не тяжёлый труд учёных, этот двоечник не мог бы пользоваться быстрым транспортом и современной медициной, не имел бы доступа к таким развлечениям, как Интернет, компьютерные игры, кинофильмы и т. д.

Другой сходный пример — частая критика в сторону современных технологий со стороны людей старшего поколения. Пожилые люди нередко сетуют на то, что им трудно разобраться в хитросплетениях, связанных с мобильными телефонами, компьютером и Интернетом, банковскими карточками и т. д. Но они забывают, что перечисленные технологии во многом облегчают им жизнь и делают её ярче. Так, мобильные телефоны помогают всегда оставаться на связи с родными и в случае необходимости оперативно вызвать медицинскую помощь, компьютер с подключенным Интернетом дарит возможность обучаться и развлекаться, а банковские карты позволяют автоматически получать пенсию, контролировать расходы и обезопасить свои деньги от потери.

Хорошими иллюстрациями морали басни могут служить и ситуации, не связанные напрямую с презрением к обучению, а просто показывающие, как люди часто не задумываются об источниках своего благополучия. К примеру, детям свойственно ругаться с родителями, обесценивать их труд и пытаться всячески доказывать им свою самостоятельность и независимость, тогда как на самом деле своим благоденствием и вообще существованием они всецело обязаны именно родителям. Аналогичным образом человечество, нещадно используя природу, кажется, далеко не всегда в полной мере осознаёт свою глубокую зависимость от этой природы и не понимает, что варварская эксплуатация ресурсов не может продолжаться бесконечно и ей на смену рано или поздно придёт эпоха, когда человек останется у разбитого корыта.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Мораль басни «Свинья под дубом», краткое содержание, пересказ, анализ, суть, смысл | Крылов

ситуации когда можно использовать мораль басни свинья под дубом
«Свинья под дубом».
Художник И. Семенов

Басня «Свинья под дубом» написана И. А. Крыловым не ранее декабря 1822 и не позднее 1823 г. (вероятнее всего, в первой половине 1823 г.) и впервые опубликована в газете «Северная пчела» в 1825 г.

Сходные темы до Крылова разрабатывали Эзоп («Пешеходы и Явор»), Лессинг («Дуб и Свинья»), а также М. Базилевичева, В. Папышев и др.

В этой статье представлено краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом» Крылова: краткий пересказ произведения, анализ, суть и смысл.

Краткое содержание и мораль басни «Свинья под дубом» (краткий пересказ, анализ, суть, смысл)

Краткий пересказ басни «Свинья под дубом»

Главная героиня басни, свинья, пасется под старым, вековым дубом. Ей очень нравится есть желуди, которые падают с этого дерева. Однажды свинья начинает подрывать корни у дуба. Ворон, сидяший на дереве, объясняет ей, что она вредит дубу, но та отвечает, что ее все это не волнует. Тогда дуб обращается к свинье, обвиняя ее в неблагодарности. Он пытается объяснить ей, что любимые ею желуди растут на дубе, а не падают с неба. К сожалению, свинья физически не может поднять рыло к небу и увидеть, как желуди растут на дубе. Она остается при своем мнении и, судя по всему, продолжает вредить дубу.

Мораль басни «Свинья под дубом»

ситуации когда можно использовать мораль басни свинья под дубом
«Свинья под дубом».
Иллюстрация К. И. Рудакова

Мораль басни «Свинья под дубом» заключается в том, что невежественные люди порой ругают науку и образование и якобы не видят в них смысла, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая.

Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее последних строках:

Также басня «Свинья под дубом» несет в себе и следующую идею: невежественные, ограниченные люди могут порой представлять угрозу цивилизованному, культурному обществу. Невежды не способны ценить, беречь и уважать то, что важно для образованных, развитых людей. Невежды не уважают то, что сделано другими (это может быть культурное, научное наследие, созданное 10, 100 или 1000 лет назад).

При этом невежды не понимают, что они вредят не только другим, но и себе и своим потомкам (разрушив дуб, свинья может остаться без желудей). К сожалению, невежды часто гордятся своим невежеством и не способны прислушаться к мнению окружающих (ворон и дуб, судя по всему, оказываются не в силах переубедить свинью).

Вероятно, в этой басне Крылов имеет в виду не только тех, кто просто ругает науку и образование, но и тех, кто на деле препятствует их развитию.

Мораль басни «Свинья под дубом», по мнению критиков, заключается в следуюшем:

«Нередко встречаются люди, которые по невежеству своему никак не могут видеть и понять того, что для человека здраво рассуждающего вполне ясно. Такие люди видят только то, что у них, так сказать, под носом, и своим невежеством наносят вред тому, от чего сами получают пользу. Такая мысль выражена Крыловым в его басне «Свинья под дубом».» («Иван Андреевич Крылов и его басни», составитель Кирюков, СПб, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

«Невежество. Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Часто при этом бывает, что грубое невежество идет рука об руку с гнусной неблагодарностью. («Свинья под дубом»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа» под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

«Образ свиньи у Крылова превосходен: она наелась до отвала, выспалась и потом стала подрывать рылом корни у дуба, желуди которого ела. Пусть отвращение к этому образу глубоко проникнет в душу детей, чтобы они и потом, когда придется действовать в более широком кругу, крепко стояли за образование.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

Одной из ярких иллюстраций к басне «Свинья под дубом» может служить пьеса «Недоросль» Фонвизина. Как известно, недоросль Митрофанушка «не хочет учиться, а хочет жениться». Мать Митрофана, госпожа Простакова, нанимает сыну учителей, но делает это только для видимости, потому что не видит смысла в образовании.

Таковы мораль и краткое содержание басни «Свинья под дубом» Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Источник

Сайт здоровой семьи

Содержание:

Произведение нравоучительно, есть в нем и социальная заостренность, сходный сюжет можно отыскать и у Эзопа. Образ Свиньи в народном сознании наделен россыпью отрицательных черт.

Анализ морали басни «Свинья под дубом»

ситуации когда можно использовать мораль басни свинья под дубом

Басня «Свинья под Дубом» была написана И.А. Крыловым в 1823 г., впервые опубликована в «Северной пчеле» в 1825 г. Данный сюжет разрабатывался в басне Эзопа «Путники и платан»: «Путники шли дорогою в летнюю пору, в полдень, изнемогая от жары. Увидели они платан, подошли и легли под ним отдохнуть. Глядя вверх на платан, стали они между собою говорить: «А ведь бесплодное это дерево и бесполезное для людей!» Ответил им платан: «Неблагодарные вы! сами пользуетесь моей тенью и тут же обзываете меня бесплодным и бесполезным!» — Так не везет и некоторым людям: они делают ближним добро, а благодарности за это не видят».

Также этот сюжет присутствует в басне Г.Э. Лессинга «Дуб и свинья». К этой же теме обращались и русские баснописцы, в том числе анонимные. Существует версия, что «скрытый адресат» басни — профессор, историк и литературный критик М.Т. Каченовский.

Аллегория басни «Свинья под дубом»

ситуации когда можно использовать мораль басни свинья под дубом

В этой басне, используя прием олицетворения и гротеска, Крылов аллегорически противопоставляет невежество и истинное просвещение. Персонажами басни становятся свинья, ворон и дуб. Главной героиней выступает Свинья. В ее поступках и рассуждениях проявляются такие качества, как лень, обжорство, глупость, неблагодарность, невежество.

Все ее поведение определяется чисто животными инстинктами: «наелась желудей досыта, до отвала», «выспалась», «глаза продравши, встала». Перечисляя внешние действия, автор подчеркивает отсутствие у Свиньи каких-либо интересов, стремлений. Она воплощает у Крылова самые низменные человеческие инстинкты. Наевшись и выспавшись, Свинья начинает подрывать корни у Дуба. Причем вряд ли она сама может объяснить, зачем это делает. Рыть землю — это еще один животный инстинкт.

Свинью пытается вразумить Ворон. И этот образ у Крылова не случаен. Ворон — вещая, мудрая, ученая птица, несущая пророчества. Пытаясь остановить свинью, он приводит логические доводы:

Ей с Дубу Ворон говорит, —

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.

Однако она остается безучастной к доводам Ворона:

Ничуть меня то не тревожит,

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.

Затем в разговор включается и сам Дуб. Автор называет его вековым. Дуб в русской литературе всегда являлся символом долголетия и крепости жизни. В данном случае это значение уточняется: Дуб здесь воплощает вековой человеческий опыт, все положительное, доброе, культурное, накопленное людьми за много лет. Он также приводит свинье логические доводы:

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут.

Однако в этом-то все и дело — Свинья не может «поднять рыло», оторваться от земли. В этом контексте слова Дуба у Крылова становятся символическими. Этот персонаж хочет донести до Свиньи простую истину: если ты не хочешь развиваться, совершенствоваться, узнавать новое и накапливать лишенный опыт, то ты изживешь сам себя.

Фактически в сюжете басни здесь разворачивается поговорка: «рубить сук, на котором сидишь».

Мораль басни заключается последних строках ее:

Бранит науку и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Воссоздавая манеру живого разговора, Крылов использует фразеологизмы: «глаза продравши», «вкушает их плоды». Мы находим разговорные слова и выражения («жирею», «до отвала», «проку мало», «примолвил», «рыло»), устаревшую форму деепричастия («продравши»).

Мораль басни «Свинья под дубом» И.А.Крылова заключается в том, что благодарность – неблагодарность.

Источник

Ситуации когда можно использовать мораль басни свинья под дубом

3.1. Какие жанровые признаки басни присутствуют в произведении И. А. Крылова «Свинья под дубом»?

3.2. Какие пороки, помимо невежества, обличаются в басне «Свинья под Дубом»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит, —

Ей с Дубу Ворон говорит, —

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

— «Пусть сохнет, — говорит Свинья, —

Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею». —

«Неблагодарная! — промолвил Дуб ей тут,

— Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти желуди на мне растут».

Невежда так же в ослепленье

Бранит науки, и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Сопоставьте басни И. А. Крылова «Свинья под дубом» и «Скупой и курица». К каким выводам привело вас это сопоставление?

В образе Свиньи и Скупого автор подверг осмеянию людские пороки — жадность, неблагодарность, грубую силу, которая не прислушивается к голосу разума. Для Свиньи Дуб — это и возможность раздобыть пищу, и удобное место для сна. Для Скупого Курица — возможность прожить за чужой счет, ничего не делая. И Свинья, и Скупой не ценят того, что имеют, неспособны знать, слушать, ценить чужой труд.

3.1. Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, высмеиваются пороки людей. В басне Крылова «Свинья под дубом» героями становятся Свинья, Ворон, Дуб. Это, конечно, аллегория — иносказание — одна из характерных особенностей басни. В образе Свиньи высмеиваются человеческие пороки: невежество, жадность, неспособность видеть дальше своего носа. Ворон — персонаж, пытающийся вразумить свинью по своей наивности и не понимающий, что свинка его вряд ли слушает, а если и слушает, то вряд ли слышит. Дуб отражает образ мудрого человека, скорее даже старца, не пытающегося наставить на путь истинный свинью, а лишь в сердцах говорящий истину. Его устами Крылов и передает нам мораль басни Свинья под дубом.

3.2. Свинья не способна видеть ничего дальше своего носа. Это образ, высмеивающий лень и невежество людей. Крылов не просто так выбрал именно это животное. Все мы знаем определенную особенность свиней — они не способны поднимать голову вверх. Именно это качество позволяет высмеять человека, не только не желающего ничего слушать и знать, но уже и не способного к этому.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы1. Соответствие ответа заданиюОтвет на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения2Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения1Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей02. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют2Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки1Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки03. Логичность и соблюдение речевых нормОтсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)0Максимальный балл6

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных

Источник

Анализ и мораль басни Свинья под дубом Крылова

Ограниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы, более-менее развитой культурой мысли, не могут увязать причины и следствия, понять зависимость одного от другого.

В басне Свинья под дубом рассказывается о свинье, которая кушает желуди под дубом. Ненасытное животное в поисках желудей начинает не просто рыскать, но и рыть корни у дуба в надежде отыскать там немного пищи. Дуб, наблюдая за этим действом, обращает внимание свиньи на элементарный факт: именно он является источником желудей и если свинья подроет корни, то и желудей не останется.

Такое поведение является распространенным, хотя не всегда люди могут признать этот факт. Например, отношение к природе у людей порой довольно странное. Люди используют природные ресурсы, пользуются разнообразными благами, но при этом безмерно вредят планете.

Суть заключается в простом факте: на самом деле природа дает все эти блага и если пользоваться природой безраздумно, то ничего не останется. Тем не менее, человечество в каком-то смысле подобно ненасытной свинье, которая подрывает корни у дуба, с которого кормится. Поэтому басня, хотя и не нова, по-прежнему остается актуальной.

Крылов рассматривает различные негативные качества, такие как: ограниченность взглядов, то есть невежество; забота только о собственном благе и удовольствии, пренебрежение другими; отсутствие понимания взаимосвязи между причинами и следствиями. Довольно интересным тут является факт анатомии свиней, который следует здесь отметить. На самом деле свиньи физиологически не могут поднять голову, они на протяжении всего своего существования могут вообще не видеть небо, в связи с собственной физиологией.

Этот факт вполне может быть метафорой существования невежественного человека. Такой человек подобно свинье смотрит только перед собой, только вниз, он увлечен своими элементарными интересами и более ничем. Такой человек не видит «неба» и даже не может понять откуда появляются «желуди», которые его питают.

Мораль

Басня учит читателей разумнее относиться к собственным действия и поведению. Иногда мы не представляем откуда исходят получаемые блага и действуем безрассудно. При этом безрассудное поведение может повредить вообще всем, не только нашей персоне, но и окружающим.

Анализ 2

Произведение представляет собой форму небольшого иронического рассказа, называемую басней, которая раскрывает насущные общественные проблемы посредством изображения образов животных и птиц, а также завершается авторским высказыванием в форме морали басни.

Действующими персонажами басни являются Свинья и Ворон, представленные поэтом в образе двух противоположных характеров, выступающих в роли порока и добродетели.

Интересная сюжетная линия произведения повествует об одном из эпизодов жизни Свиньи, которая, обнаружив растущий ветвистый дуб с большим количеством созревших желудей, вдоль утоляет ими свой неуемный аппетит, а после короткого отдыха в виде сна принимается за рытье подкорневой системы дуба в поисках новых желудей.

Сидевший на ветке дуба умный и здравомыслящий Ворон делает Свинье замечание о ее недальновидных действиях, которые впоследствии приведут к гибели дерева, поскольку вырытые корни окажутся засушенными.

Однако Свинья, отличающаяся наглостью, упрямством, бескультурьем, невежеством и необразованностью, не желает слушать птичьих наставлений, поскольку ее не интересует дальнейшая судьба дуба, а нужны только желуди, не понимая, что под засохшим дубом пищи уже не будет.

Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.

Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Свинья под дубом

Популярные сегодня темы

Произведение, ключевой тематикой которого являются авторские размышления о жизненном предназначении, вере и патриотизме, создается писателем в течение одного года в результате полученных во время летнего путешествия автора по Валаамским островам

Всю свою жизнь я жил в большом городе, ни на шаг не отходя от цивилизации. За все эти годы я ни разу не был даже в деревне у бабушки, не то что в лесу или в горах.

Руслан – это великий богатырь всея Руси со всеми присущими чертами характера. Он и сильный, и умный, и выносливый, и изобретательный, и порядочный

Если представить, что вы легли спать в свою постель летним вечером. Вдруг происходит значительный грохот, а из окон стали вылетать стекла. Рядом разрушаются массивные здания, а во дворе поднимаются черные столбы дыма.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *