систему развивающего обучения по можно назвать технологией раннего интенсивного
19. Технологии развивающего обучения. Их характеристика.
1. Систему развивающего обучения Л.В. Занкова, можно назвать технологией раннего интенсивного всестороннего развития личности ребёнка. Важной особенность этой системы является то, что процесс обучения направлен на развитие личности ребенка и поэтому обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым».
Её целевые ориентации:
— развитие личности ребенка
— высокий уровень общего развития личности
— гармонизация содержания (развитие всей личности и создание основы для всестороннего гармонического развития)
— обучение должно идти впереди развития (опережать его)
— ребенок является субъектом учебно-воспитательного процесса
— целью обучения является овладение СУД (самостоятельной учебной деятельностью), а не ЗУН (знаниями, умениями и навыками).
Обучение по системе Л.В. Занкова не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, умений, навыков, необходимых каждому образованному человеку. Оно несколько иначе расставляет приоритеты: на первый план выдвигается цель продвижения ребёнка в общем развитии, а усвоение прочных знаний и умений становится средством для достижения генеральной цели.
— целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
— системность и высокая сложность содержания, адекватные зоне ближайшего развития ребёнка;
— ведущая роль теоретических знаний (без принижения значения практических умений и навыков);
— обучение на высоком уровне трудности;
— продвижение в изучении материала в быстром темпе;
— осознание ребёнком процесса учения (принцип сознательности, обращенной на свою деятельность);
— проблематизация содержания (коллизии);
— вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
— работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
! Дидактические принципы системы Л. В. Занкова:
1) обучение на высоком уровне трудности;
2) включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции — изучение материала быстрым темпом);
3) сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний);
4) осознание школьниками процесса учения;
5) развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.
• Принцип обучения на высоком уровне трудности является ведущим принципом системы, его главная идея заключается в создании атмосферы интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но и видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы их преодоления. Обучение на высоком уровне трудности должно осуществляться с соблюдением меры трудности «применительно к классу в целом, а также и к отдельным школьникам, соответственно индивидуальному своеобразию усвоения учебного материала».
• Принцип включения изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей раскрывается следующим образом. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции (например, подбирать проверочные слова путём изменения формы слова). Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.
Чтобы избежать этого рекомендуется в процессе изучения той или иной единицы учебного материала исследовать её связи с другими единицами. Сравнивая содержание каждой части учебного материала с другими, находя сходства и различия, определяя степень зависимости каждой дидактической единицы от других, ученики осмысливают материал как взаимодействующую логическую систему.
Учебный материал компонуется в тематические блоки, куда входят тесно взаимодействующие и зависящие друг от друга единицы. Их одновременное изучение позволяет, с одной стороны, экономить учебное время, а с другой стороны, даёт возможность изучать каждую единицу в течение большего количества уроков. Например, если на изучение каждой из двух единиц материала традиционным планированием отводится по 4 часа, то, соединив их в тематический блок, учитель получает возможность изучать каждую на протяжении 8 часов. При этом за счёт наблюдения их связей с другими схожими единицами происходит повторение ранее изученного материала.
В прежней редакции принципа всё это и было названо «быстрым темпом». Этот подход в органичном сочетании с обучением на высоком уровне трудности и соблюдением меры трудности делает процесс обучения комфортным и для сильных, и для слабоуспевающих учеников, т. е. он выходит и на реализацию принципа развития всех учеников. Помимо этого, он способствует реализации принципа осознания школьниками процесса учения, потому что, наблюдая взаимосвязь и взаимодействие всех единиц материала, а каждую единицу в многообразии её функций, ученики осознают и содержание учебного материала, и сам процесс добывания знаний, содержание и последовательность мыслительных операций.
Направлено на психическое, умственное и личностное развитие ребенка.
Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова связан, прежде всего, с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний.
В основе эмпирических знаний лежат наблюдение, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщений получаются путём выделения общих свойств при сравнении предметов. Теоретические же знания выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Они образуются путём генетического анализа роли и функций некоторых общих отношений, внутри системы абстрактных элементов.
Основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения. Это могут быть: наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетические исходные представления, категории (число, слово, энергия, материя и т.д.);
— понятия, в которых выделены не внешние, предметно-конкретные признаки, а внутренние связи (например, исторические, генетические);
— теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами. Содержательное обобщение – постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития.
Пример: понятие «плод» может быть эмпирическим, если определять внешние признаки (часть растения, родившееся животное). И содержательным, если абстрагировать его до всеобщих процессов развития, изменения (порождение, результат процесса развития).
В технологии Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова обучение путём решения учебных задач является основным методом.
Доклад «Технологии развивающего и продуктивного обучения»
« Технологии развивающего и продуктивного обучения »
МОУ Ермолинской ООШ
РМО учителей технологии
Главные направления инноваций.
Понятие педагогической технологии. Особенности. Основные группы.
Описание педагогической технологии.
Из опыта работы: использование технологии.
Главные направления инноваций.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь- уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Основные качества современных педагогических технологий
Структура педагогической технологии.
Технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, структурой, средствами, методами и формами обучения. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:
содержательная часть обучения
цели обучения – общие и конкретные
содержание учебного материала
процессуальная часть – технологический процесс
организация учебного процесса
методы и формы учебной деятельности школьников
методы и формы работы учителя
деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала
диагностика учебного процесса.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям.
Концептуальность. Каждый педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью.
Управляемость. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Источники и составные части новых педагогических технологий. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества. Ее источниками и составными элементами являются:
социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
наука – педагогическая, психологическая, общественные науки;
передовой педагогический опыт.
По категории обучающихся наиболее важными являются:
массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
Сегодня выделяют следующие группы технологий:
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, яркой гуманистической направленностью содержания.
К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова, деятельностный метод обучения Петерсон и др.
Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, В.Д.Шадриков), перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н.Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Первин, В.К.Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.
Педагогические технологии на основе методического усовершенствования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М.Эрдниева, технология « Диалог культур » В.С.Библера и С.Ю.Курганова, система « Экология и диалектика » Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича и др.
Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н.Толстому, воспитание грамотности по А.Кушниру, технология М.Монтессори и др.
Технологии развивающего обучения, то есть обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как основную цель. Знания здесь являются не конечной целью, а средством развития учащихся (Занков, Давыдов, Селевко).
Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных – « Школа для всех » Е.А.Ямбурга, « Школа-парк » М.Балабана, « Школа самоопределения » А.Н.Тубельского и др.)
Описание и анализ педагогической технологии.
Описание (и анализ) педагогической технологии можно представить в следующей структуре.
Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно-воспитательного процесса. Авторы технологий.
Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):
целевые установки и ориентации;
основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция);
позиция ребенка в образовательном процессе.
Особенности содержания образования:
ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);
объем и характер содержания образования;
дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.
особенности методики, применение методов и средств обучения;
организационные формы образовательного процесса;
управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
категория учащихся, на которых рассчитана технология.
учебные планы и программы;
учебные и методические пособия;
наглядные и технические средства обучения;
Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.
Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационное), альтернативности, гуманизма и демократизма.
Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиции современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.
В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.
Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.
Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность.
Пример описания технологии. Метод проектов.
По уровню применения: полипредметная
По философской основе: гуманистическая
По ориентации на личностные структуры: творческая сфера (СДП) действенно-практическая
По характеру содержания: обучающая, творческая, гуманистическая, общеобразовательная.
По типу управления: индивидуальная или система малых групп.
По организационным формам: классно-урочная, индивидуальная или групповая с элементами индивидуального подхода.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.
По преобладающему методу: проблемности, творчества.
По направлению модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.
По категории обучаемости: массовая + продвинутая.
формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся;
формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
творческое воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение;
Концептуальные положения и гипотезы:
Проект – это одна из форм исследовательской работы.
совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.
способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
для учителя – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования
проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
проектная деятельность школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.
социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.
коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.
мыслительные навыки: дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
исследовательские навыки, тесно связанные с мыслительными: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Технология проблемного обучения
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
усвоение учащимися способов самостоятельной деятельности;
развитие познавательных и творческих способностей детей.
Проблемная ситуация создается с помощью вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания.
Проблемное обучение тесно связано с исследовательской деятельностью
Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:
анализ ситуации и постановка проблемы;
попытка решения проблемы и поиск нового способа решения;
проверка правильности найденного объяснения.
Исследовательская деятельность обучающихся делится на несколько видов:
на учебном занятии – применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера;
во внеурочное время – написание исследовательской работы, исследовательские экскурсии, учебные проекты.
В учебном исследовании велика роль гипотезы, концепции мозгового штурма, получившая широкое распространение с начала 50х годов как метод систематической тренировки творческого мышления. Метод мозгового штурма получил широкое распространение в настоящее время, активно используется в тех случаях, когда необходимо найти пути решения какой-либо проблемы. Мозговой штурм проходит интересно, если проблема имеет большое количество возможных решений.
Мозговой штурм может выполняться как индивидуально, так и в группах. В данной ситуации учитель применяет групповые технологии.
Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной деятельности. Групповая технология требует временного разделения класса на группы для современного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения и представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения познавательной деятельности.
обеспечение активности учебного процесса;
достижение высокого уровня усвоения содержания.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются следующие:
класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, руководители групп и их состав подбирается по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету.
В результате творческого процесса овладения знаниями на уроке ученик развивает свои мыслительные способности и одновременно сам развивается как личность.
Групповая работа часто используется в технологии уровневой дифференциации. Данная технология позволяет более активно использовать потенциальные возможности учащихся.
Технология уровневой дифференциации
Главной целью уровневой дифференциации является достижение всеми школьниками базового уровня подготовки и при этом создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету, для овладения материала на более высоком уровне. Данная технология позволяет учителю творчески подойти к процессу обучения, а детям обучаться по своей индивидуальной траектории.
Интересно организовать учебный процесс помогают игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игру как метод обучения, передачу опыта старших поколений младшим люди применяли с древности. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы по предмету.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные и многие другие.
Все эти группы игр в той или иной степени учитель применяет как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету.
В настоящее время работа учителя немыслима без компьютерных технологий, которые открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерные технологии (новые информационные) технологии обучения
Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся;
подготовка личности « информационного общества »;
возможность дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить;
формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью « откликаться » на действия ученика и учителя, « вступать » с ними в диалог.
Компьютер может использоваться на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
В функции учителя компьютер представляет:
источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
индивидуальное информационное пространство;
средство диагностики и контроля.
ИКТ широко используются для проведения нетрадиционных уроков, видеоуроков, уроков-проектов.
В погоне за знаниями мы, конечно, не должны забывать о здоровье ученика. Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Свою долю ответственности несет и система образования. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот, во многом риторический, вопрос стала востребованность учителями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Лично я в своей работе эти технологии ставлю на первое место. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Важнейшей целью таких технологий является формирование культуры здоровья.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. При проведении таких физкультминуток мы должны соблюдать три условия:
состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.);
обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки.
учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2 – 3 условных знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.
Велика роль учителя-предметника в формировании культурологического здоровьесберегающего пространства в школе. Именно культурологическое пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели еще много столетий назад. Ролевые игры и тренинги, художественное оформление школы и дифференциация в обучении – все это не лечебные, а образовательные формы работы. А в основе этих технологий должна быть здоровьесберегающая.
При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся.
Ни для кого не секрет, что эффективность той или иной технологии во многом зависит от того, как учитель воплощает те или иные подходы в педагогической практике. Поэтому должна быть разработана своеобразная палитра педтехнологий, чтобы педагог мог в своей деятельности реализовывать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учётом основной задачи школы и социального заказа общества.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
« Современные образовательные технологии »