системных администраторов можно разделить на несколько категорий

Четырёхуровневая модель Системного Администратора

Введение

HR производственной компании попросила написать, чем должен заниматься системный администратор? Для организаций с единственным айтишником в штате это вопрос с подвохом. Попытался простыми словами описать функциональные уровни одного специалиста. Надеюсь, кому-то это поможет в общении с маглами неайтишниками. Если я что-то упустил, то старшие товарищи меня поправят.

системных администраторов можно разделить на несколько категорий

1 уровень: Техник

Задачи. Тут решаются хозяйственные вопросы. Чтобы работало то, что можно потрогать руками. На этом уровне: аудит, инвентаризация, система учёта, дрель, отвёртка. Убрать провода из-под столов. Заменить вентилятор или блок питания. Найти ИТ-договора, гарантийные талоны и сложить их себе в папки. Выписать телефоны 1С-ника, мастера по оргтехнике, провайдеров. Познакомиться с уборщицей. Уборщица — ваш друг и помощник.

Это фундамент. Вы не сможете действовать на следующих уровнях, если вас будут отвлекать звонки по поводу бледной печати или севшей батарейки. Запасной картридж должен быть в тумбочке под МФУ, запасные батарейки для мышек — у офис-менеджера. А позаботиться об этом должны вы.

На этом уровне вы почти не работаете за компьютером. Вам важна не версия сборки операционной системы, а есть ли в компании обычный пылесос.

Взаимодействие. На этом уровне, кроме ИТ смежников, вы общаетесь с завхозом, инженером здания, уборщицами, электриком. Общаетесь уважительно. Вы с ними коллеги. У вас много общих задач. Вы должны помогать друг другу.

Качества. Прямые руки, аккуратность, любовь к порядку.

2 уровень: Эникей

Задачи. Работа с пользовательскими программами. 80% техподдержки ложится на Эникея.

Садимся за компьютер. Вы знаете, как минимум, три способа решить большинство задач, с которыми обращаются пользователи. Это вызывает некую снисходительность. Но помните, деньги для компании зарабатывают они. А вы просто умеете быстро переустанавливать Windows и знаете, что некоторые типы драйверов печати лучше никогда не использовать. По сути, вы просто очень продвинутый пользователь. Можете решить проблему с таблицей в Excel и документом в Word. Поставить и настроить любую программу.

На этом уровне вы работаете за компьютером. За чужим по большей части. Вам важно знать специфичный софт, с которым работают в компании. Бухгалтерия есть везде, поэтому особенности настройки 1С на клиентской стороне в любых конфигурациях — ваш хлеб. Но есть ещё дизайнеры, юристы, производственный отдел. И у них тоже программы со своими особенностями. Бывают ещё программисты. Хорошая новость: они настроят всё сами.

Взаимодействие. Вы догадались. С пользователями. Но не только. Онлайн сервисы вытесняют обычные приложения. На сайтах делают заявки, контролируют поставки, выписывают пропуска, работают с госконтрактами. Эти сервисы писали не вы. Но спрашивать будут вас. Почему с этого сайта не печатается накладная в Excel? А вчера работало. Вам понадобится телефон техподдержки и пара шаманских бубнов.

Качества. Выдержка, умение быстро решать задачи, исполнительность.

3 уровень: Сисадмин

Задачи. Сервисы, сервера, сети, резервное копирование, документация.

Спросите эникея: работает ли сервер? Он ответит: нужно взять ключи от серверной, и проверить, гудит ли чёрный ящик с зелёными лампочками.

На этом уровне у вас приличный компьютер с двумя мониторами, на одном открыта статья «как настроить XXX в YYY» на другом — консоль удаленного сервера c YYY, где вы пытаетесь сделать XXX. И вы молодец, и у вас всё здорово, если этот удалённый сервер в тестовой среде.

Программирование скриптов, резервное копирование, системы мониторинга, базы данных, виртуализация серверов — вот задачи Сисадмина. Его утомляют пользователи, они отвлекают его от прекрасного мира консольных команд, файловых хранилищ и облачных серверов. С начальством общаться тоже не любит, потому что им сложно объяснять, чем же конкретно он тут занимается и зачем покупать ещё один сервер за 300 тысяч.

Всё потому что Сисадмин занимается инфраструктурными сервисами.
Спросите у Гугла, что это и… понятней не станет. На самом деле, всё просто.
Это системы, которые не нужны сами по себе. А только для работы других систем.

Вот ноутбук. Нужен вам для работы. Чтобы настроить много ноутбуков, нужна служба каталогов Active Directory. AD — инфраструктурный сервис. Можно обойтись без Active Directory? Можно. Но с ним удобней. Там, где нужно было пять админов, теперь справляется один.

Взаимодействие. Общаться Сисадмину всё-таки приходится. И много. С другими сисадминами. С админом клиента вы будете решать, почему не ходит почта между почтовыми серверами ваших компаний. С провайдером IP телефонии, почему не работает добавочный номер. С Диадоком, почему не работает электронная подпись документов. С франчайзи 1С будете выяснять границы зоны ответственности. А разработчикам нужно обеспечить виртуальную среду для веб-серверов и доступ к базе данных.

Качества. Умение разбивать сложную задачу на несколько простых, усидчивость, внимательность. Умение расставлять приоритеты.

3.1 подуровень: Сетевик

Сетевой Администратор. Это специалист по компьютерным сетям. Свой большой мир. Без Сетевого Инженера не обходится ни провайдер, ни оператор связи, ни банки. В крупных компаниях с сетью филиалов Сетевику тоже работы хватает. Основами этой профессии должен владеть любой системный администратор.

3.2 подуровень: Разработчик

Это программисты. Своя каста, даже несколько. Одни пишут онлайн магазины, другие — обработки в 1С. Работа интересная, но, если в обычной, нетехнологической компании есть должность программиста, возможно, что-то не так с бизнес-процессами. Сисадмины пишут код для автоматизации своих задач, но всё-таки Сисадмин и Разработчик профессии разные.

4 уровень: Менеджер

Задачи. Руководство ИТ. Управление рисками. Управление ожиданиями бизнеса. Расчёт экономической эффективности.

Вы продумываете стратегию развития ИТ. Контролируете этот процесс. Вы доносите свое видение до руководства. Организуете проекты в рамках этой стратегии. Вы распределяете ресурсы времени вашей команды и бюджет отдела.

Вам не важно, как работает Linux, но очень интересует выгодно ли переходить с Windows на Linux с учётом издержек эксплуатации.

Вы не будете разбираться почему не работал сайт, но вы знаете в какую сумму обошёлся компании часовой простой этого сервиса.

И если сисадмин делает чтобы всё работало и было стабильным, то вы, как менеджер, наоборот, ему мешаете. Потому что вы вносите изменения. А изменения — это риск простоя для бизнеса, дополнительная работа для сисадмина и замедление работы на этапе обучения для пользователей.

Взаимодействие. Руководство, топ-менеджмент, аутсорсинговые компании. Вы общаетесь с бизнесом. Важно понимать бизнес-процессы, и как ИТ может влиять на бизнес в целом.

Качества. Умение общаться с руководством, договариваться с другими менеджерами, ставить задачи и добиваться их выполнения. Системный подход.

Источник

Профессия: системный администратор

Нередко от старшего поколения мы слышим магические слова о «единственной записи в трудовой книжке». И правда, приходилось встречать совершенно потрясающие истории: слесарь — слесарь высшего разряда — мастер цеха — начальник смены — главный инженер — директор завода. Это не может не впечатлять наше поколение, которое меняет работу раз, два, да что там — порой и пять, и больше. У нас есть возможность не просто менять компанию, можно менять профессию и довольно быстро в ней осваиваться. Особенно заметно это в ИТ-сфере, где встречаются весьма причудливые карьерные трансферы и кардинальные сдвиги по карьерной лестнице, как вверх, так и вниз.

Наблюдая за этим процессом, мы поняли, что справочник профессий востребован не только школьниками, выбирающими вуз, но и взрослыми, выбирающими путь. Поэтому решили рассказать об основных специальностях, которые востребованы в ИТ-сфере. Начинаем с самой близкой нам — системный администратор.

системных администраторов можно разделить на несколько категорий

Кто это?

Системный администратор — это специалист, который занимается настройкой, совершенствованием и поддержкой ИТ-инфраструктуры компании, включая оборудование, периферию, программное обеспечение и сетевые подключения. Правда, очень формальное определение?

То, чем занимается системный администратор, зависит от размера компании, сферы деятельности, опыта и навыков самого админа. Вместо того чтобы давать определение, лучше выделим конкретные типы сисадминов.

системных администраторов можно разделить на несколько категорий

Где нужен?

Я бы сказал, что везде, но это будет ложь. Почему-то руководители малого и среднего нейатишного бизнеса полагают, что всё можно «запихнуть» в облако, а сисадмин может быть исключительно приходящим эникеем. Поэтому нередко компании сильно страдают от хромой на все ноги ИТ-инфраструктуры (точнее, ИТ-бардака), но сисадмина не нанимают. Если вам удастся попасть в такую компанию, то в 99% случаев нужно рассматривать работу в компании как опыт и двигаться дальше, и лишь в 1% случаев удаётся переубедить босса, стать незаменимым и выстроить идеальную ИТ-среду с выверенной архитектурой и грамотным управлением (вот прямо с реального примера описываю!).

А вот в компаниях, где ИТ является ключевой сферой деятельности (хостинги, разработчики и проч.) или же замыкает на себе операционную работу (доставки, интернет-магазины, банки, ритейл и проч.), сисадмин сразу становится востребованным специалистом, который может развиваться в одном или нескольких направлениях. Поскольку автоматизация продолжает захватывать компании, найти работу сисадмином начального и среднего уровня не составит особого труда. А когда вы станете прокачанным специалистом, компании будут за вас сражаться, потому что эникеев много, а профессионалов, как и везде, крайне мало.

На момент написания статьи на сервисе «Хабр Карьера» 67 вакансий, связанных с системным администрированием. И вы как раз можете увидеть, что разброс «специализации» велик: от сотрудника технической поддержки до специалиста по инфобезу и DevOps. Кстати, работа в технической поддержке на старте очень быстро, качественно и глубоко прокачивает ряд навыков, ценных для системного администратора.

Средняя заработная плата

Заработную плату будем смотреть опять же на «Хабр Карьере».

Возьмём среднюю заработную плату без выделения навыков для «Системного администратора» и для «DevOps» по данным за 2 полугодие 2019 года. Это самые популярные специальности в разделе «Администрирование», и наиболее показательные. Сравним.

Уровень специалистаСистемный администраторDevOps
стажёр (intern)25 900 руб.нет стажёров
младший (junior)32 560 руб.69 130 руб.
средний (middle)58 822 руб.112 756 руб.
старший (senior)82 710 руб.146 445 руб.
ведущий (lead)86 507 руб.197 561 руб.

Цифры, конечно, даны с учётом Москвы, в регионах ситуация поскромнее, но, что характерно, пропорции примерно такие же. И мне кажется справедливым такая разница, потому что DevOps реально более продвинутые по скиллам (если мы говорим о канонических девопсах, а не о тех, у которых одно название).

Единственное, что не хотелось бы рекомендовать, это брать джунов-девопсов после вуза. Ребята-теоретики, не познавшие ни dev, ни ops, весьма посредственно смотрятся на старте, слабо развиваются из-за непонимания того, куда двигаться и точно не стоят обозначенных денег. Всё же на узких специализациях должны быть более опытные админы, которые прошли огонь, воду, медные трубы, bash и скрипты PowerShell.

Базовые требования к профессионалу

Требования к системному администратору отличаются от компании к компании (кому-то нужно владение 1С, 1С-Битрикс, Kubernetes, определённой СУБД и т.д.), но есть несколько базовых требований, которые, скорее всего, понадобятся в любой компании.

системных администраторов можно разделить на несколько категорий

Вот выучитесь и будете понимать эту шутку.

Важные личные качества

Системный администратор — специалист, который не может быть изолированным в компании и профессионально среде. Ему постоянно приходится общаться с людьми по телефону и лично, поэтому интровертные черты придётся побороть. Сисадмин должен быть:

Необходимость знания иностранных языков

Если компания предъявляет требования к знанию языков и они распространяются на специалистов, то системный администратор должен соответствовать этим правилам (например, компания предоставляет аутсорсинговые услуги для зарубежных компаний). Но вообще системный администратор должен понимать базовые команды и системные сообщения на английском языке — для большинства этого достаточно.

Однако если вы хотите расти в карьере, получать международные сертификаты, в том числе Cisco, разбираться в передовых технологиях первым, вам понадобится английский язык не ниже Upper Intermediate. Очень рекомендую сделать эту инвестицию в профессиональное развитие, это не какой-то фантастический уровень, освоить вполне реально даже без способностей к языку.

Где учиться

Профессия системного администратора интересна тем, что для входа в специальность нет специфических требований к обучению, поскольку на сисадмина как такового на особом факультете не учат. Изначально всё зависит от вас — от того, насколько вы готовы самостоятельно осваивать теорию и заниматься практикой, работать с операционными системами (Windows и Unix), периферией, безопасностью. Фактически ваш компьютер должен стать вашей учебной лабораторией (а ещё лучше, если у вас будет отдельная машина под такие задачи, чтобы процесс не мешал основной работе и учёбе).

Сказать, что системный администратор — это профессия без обучения и удел самоучек — в наше время просто преступно, потому что мы видим уровень хорошо оплачиваемых системных администраторов. А значит есть базовый «классический» набор, который вам понадобится.

Вам не удастся обойти азы и стать крутым профессионалом — без знания архитектуры ПК, сервера, понимания принципов работы прикладного и служебного ПО, операционных систем ничего не получится. Поэтому для системных администраторов как никогда актуален тезис «начинайте с начала».

Лучшие книги и средства обучения

Ну и, конечно, Хабр и профильные форумы — отличное подспорье для системных администраторов любого уровня. Когда мне пришлось обучаться науке Windows Server 2012, Хабр оказался сильным подспорьем — тогда мы познакомились ещё ближе.

Будущее сисадмина

Мне приходилось слышать о деградации профессии системного администратора и аргументы в пользу этого тезиса более чем слабые: справятся роботы, облака гарантируют работу без сисадмина и т.д. Вопрос о том, кто администрирует облака, например, на стороне провайдера, остаётся открытым. На самом деле, профессия системного администратора не деградирует, а трансформируется в сторону усложнения и универсальности. Поэтому если вы выбрали именно её, перед вами открываются несколько путей.

Мифы профессии

Как и любая профессия, системное администрирование окружено мифами. С радостью развею самые распространённые.

системных администраторов можно разделить на несколько категорий

Главный совет

Чудес не бывает и вы не станете супер сисадмином, если будете сидеть в небольшой конторе и выполнять базовую работу. Вы непременно выгорите, разочаруетесь в профессии и будете утверждать, что это худшая работа в мире. Поэтому — развивайтесь, меняйте работу, не избегайте интересных и сложных задач — и вы сами не заметите, как станете настоящим востребованным и высокооплачиваемым профессионалом.

Источник

Системный администратор

Описание профессии системного администратора

Системный администратор (system administrator) – человек, отвечающий за работоспособность и техническое обслуживание оборудования организации и осуществляющий техническую поддержку пользователям. В просторечии название профессии часто сокращают до «сисадмин».

Компьютеры настолько сильно проникли в нашу жизнь, что ни одна организация не может обойтись без них в своей деятельности. В каждой обязательно будет как минимум один или несколько компьютеров, а с ростом фирмы появляются новые нужды в виде собственной локальной сети или небольшого сервера для хранения важных документов или работы с базой 1С. Про крупные или высокотехнологичные организации и говорить не приходится, в таких компаниях просто обязателен большой штат системных администраторов разного уровня с обязательным разделением обязанностей и зон ответственности. К тому же, помимо непосредственно компьютеров, системный администратор помогает настроить работы многочисленной оргтехники в виде принтеров, сканеров, телефонов, факсов и прочих необходимых каждому современному офису и производству вещей.

системных администраторов можно разделить на несколько категорийВозможные места работы

Так как практически все организации и компании используют технические устройства для обеспечения своей деятельности, то и профессия системного администратора всегда востребована и пользуется спросом на рынке труда.

В зависимости от опыта и специализации это могут быть как небольшие фирмы, так и огромные международные компании с множеством отделений и большим штатов сисадминов.

Для того, чтобы работать системным администратором во многих организациях необязательно получать высшее образование, достаточно самообразования путём чтения документации и соответствующей литературы, прохождения онлайн курсов или очных занятий, наработанного опыта. Естественно, что крупные компании и те, где от штатной работы компьютерного оборудования зависит жизнь и безопасность людей, доходы или функционирование других, завязанных на компьютеры сервисов, стараются набирать в штат высококлассных профессионалов с международными сертификатами от известных IT-компаний. Фирмы поменьше спокойно могут принять на работу студента технического направления или просто человека, интересующегося и разбирающегося в компьютерах и технике.

Обязанности системного администратора

системных администраторов можно разделить на несколько категорийОдной из основных задач системного администратора является обслуживание огромного парка компьютерной и близкой к ней техники, поддержание её работоспособности, исправление сбоев в работе для минимизации простоя, установка и настройка необходимого программного обеспечения, подключение и налаживание нового оборудования.

Определением потребности в новом оборудовании, как специализированном, так и просто обновлении парка старого, также обычно занимается системный администратор, обосновывая и согласовывая списки с ответственными за распределение бюджета людьми.

Ещё в обязанности системных администраторов обычно входит техническая поддержка пользователей – сотрудников организации. Это могут быть как консультации по пользованию программами или техникой, так и полноценная техническая помощь после обращения пользователей, когда на их компьютерах возникают ошибки, принтер не печатает, не работает интернет или просто не могут разобраться, как именно работать с программами или оборудованием.

Ещё одной частой обязанностью системных администраторов является защита от внутренних и внешних кибер-угроз, обеспечение безопасности сетей, защита от компьютерных вирусов или атак хакеров, построение систем защиты коммерческой тайны и тому подобные вещи. Стоит отметить, что в места с декларируемыми повышенными требованиями к безопасности информации, например банки, приглашают системных администраторов с узким профилем именно по защите информации и противостоянии атакам хакеров.

Где учиться на системного администратора

Образовательный IT-портал GeekBrains предлагает освоить профессию «Системный администратор» всего за 4 месяца. После окончания обучения выдаётся именной сертификат, а средняя заработная плата по Москве и Московской области составляет 48 000р.

Также рекомендуем попробовать бесплатный курс «Основы программирования», который поможет выявить Ваши склонности к той или иной IT-специальности.

системных администраторов можно разделить на несколько категорийВсем посетителям нашего сайта предлагаем скидку в 10% на обучение любым профессиям. Для активации скидки достаточно нажать на баннер или перейти по ссылке — получить скидку 10% на обучение любым современным IT-профессиям.

Спешите начать обучение. Скидка на обучение профессии «Системный администратор» действует для Вас всего 3 дня!

Специализация системных администраторов

Условно всех системных администраторов можно разделить на следующие категории:

системных администраторов можно разделить на несколько категорийЭникейщик или мастер на все руки – название произошло от словосочетания “Press any key” («Нажмите любую клавишу»). Как правило, это начинающий системный администратор, работающий в небольших организациях (приблизительно до 50 рабочих мест). Занимается поддержанием работоспособности небольшой сети и парка компьютеров с оргтехникой. В одиночку и без помощников выполняет все обязанности, которые так или иначе связаны с компьютерами или сетями и обеспечивает техническую поддержку пользователям. В работе использует знание операционных систем от Microsoft, офисных программ типа Microsoft Office, бухгалтерских программ от 1С и навыки прокладывания локальных сетей.

Администратор баз данных – специалист по проектированию и обслуживанию различных баз данных. Требуются отличные знания систем управления базами данных (СУБД), такими как MySQL, MS SQL, Oracle, PostgreSQL, операционных систем для их работы (Linux, FreeBSD, Windows Server, Solaris), особенностей проектирования и реализации, а также языка SQL.

Администратор веб-сервера – специалист по установке, настройке и обслуживания веб-серверов. Как в плане программного обеспечения, так и оборудования. Крайне необходимы знания Linux и FreeBSD, умения конфигурировать наиболее популярный веб-сервер Apache и соответствующие службы (Postfix, Exim, sendmail). Обязательно глубокое понимание стека протоколов TCP/IP и модели OSI. Плюсом будет являться знание операционной системы Windows Server и веб-сервера IIS.

Администратор сети – специалист по разработке и обслуживанию сетей организации. В обязательном порядке необходимы знания сетевых протоколов (IPX, TCP/IP) и их реализации, маршрутизации, систем биллинга и VPN, сетевого оборудования (Cisco) и опыт физического построения сетей (Ethernet, 802.11, FDDI).

системных администраторов можно разделить на несколько категорийАдминистратор безопасности сети – специалист в области информационной безопасности. Хорошо разбирается в вопросах шифрования и авторизации пользователей, системах контроля доступа, резервном копировании. Разрабатывает системные политики и регламенты безопасности, следит за их неукоснительным соблюдением. Обычно работает в крупных компаниях или фрилансером на аутсорсе.

Системный архитектор – также иногда называют системным инженером. Специалист по планированию и построению информационной инфраструктуры компании на уровне приложений. Отлично знает представленное на рынке программное обеспечение от крупных международных компаний: операционные системы (Windows, Unix, Mac OS, FreeBSD), службы каталогов (Active Directory, LDAP, Lotus Domino), распространённые системы управления базами данных, веб-серверы, системы документооборота и многое другое. Занимается связью всего вышеперечисленного в одну систему в рамках запросов бизнес-процессов.

На самом деле существует намного больше разновидностей системных администраторов и к перечисленным выше можно добавить такие как: администратор 1С, администратор домашних сетей, администратор телефонной и сотовой связи, администратор мэйнфреймов и ругие.

системных администраторов можно разделить на несколько категорийТребования к системному администратору

Строгих требований к сисадминам нет, всё очень сильно зависит от предполагаемого фронта работ и величины компании-работодателя. Конечно же каждому системному администратору необходимо разбираться в принципах работы компьютеров, оргтехники, сетей, знать или быть готовым быстро обучиться используемому в работе организации программному обеспечению и уметь решать возникающие при эксплуатации оргтехники у пользователей технические и другие проблемы. Знание технического английского в работе системным администратором практически обязательно, т.к. подавляющее большинство литературы и инструкций к сложной технике лучше читать в оригинале. Также подобные знания значительно расширят возможности поиска информации для решения той или иной проблемы, задействуя иностранные форумы и сайты, где собираются люди со всего мира.

Для продвижения по карьерной лестнице, помимо наработки опыта, для системных администраторов существует множество специализированных курсов и сертификатов от именитых международных компаний, успешное прохождение которых напрямую отражает профессионализм специалиста и позволяет претендовать на повышение заработной платы или новую ступень карьеры.

К таким сертификатам для системных администраторов можно отнести:

И многие другие компании, связанные с разработкой ПО или производством компьютерного оборудования: Juniper, CompTIA, Oracle, Sun Microsystems, Mikrotik, Dr.Web, ESET, D-Link.

Нелишним будет и специализированное техническое высшее образование в области информационных технологий, прикладной информатики или компьютерных систем, но большинство компаний-работодателей будут смотреть на имеющийся опыт, наличие международных сертификатов и количество успешно выполненных проектов на предыдущих местах работы.

Личные качества

системных администраторов можно разделить на несколько категорийСистемному администратору необходимо уметь анализировать ситуацию, выявлять причинно-следственные связи, концентрировать и быстро переключать внимание. Также нужно быть коммуникабельным, терпеливым и тактичным человеком, т.к. часть работы заключается во взаимодействии с людьми, которые, особенно в пожилом возрасте, не слишком хорошо разбираются в компьютерах и сложнее усваивают техническую информацию.

Зарплата системного администратора

Указан приблизительный уровень заработной платы. В зависимости от региона и работодателя он может существенно отличаться.

Забавное видео о системных администраторах

Интересные факты о профессии сисадмина

системных администраторов можно разделить на несколько категорийДень системного администратора отмечается в последнюю пятницу июля.

Большинство системных администраторов самоучки или прошедшие онлайн-курсы.

С 2006 года под Калугой в последние выходные июля проходит Всероссийский слёт системных администраторов. Официальный логотип слёта – перечёркнутый чайник, стилизованный под дорожный знак.

В Великобритании был снят пользующийся успехом сериал о системных администраторах – «Компьютерщики».

Самой распространённой поломкой рабочих компьютеров является попадание жидкости (вода, чай, сок, газировка и т.д.) на клавиатуру. Скачки напряжения в сети стоят лишь на втором месте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *