синдром аспергера можно ли водить машину
Алекс Лоури: «10 причин, почему аутичным людям трудно самостоятельно пользоваться общественным транспортом»
В тексте приведены 10 причин, по которым аутичным людям бывает трудно пользоваться общественным транспортом. Обратите внимание: не все пункты могут быть проблемой для каждого аутиста, испытывающего сложности с самостоятельными поездками. Считайте это открытым перечнем. Возможно, вы знаете аутичных людей, для которых актуальны один или два пункта из списка. Также возможно, что вы знаете тех, у кого есть не перечисленные здесь трудности с транспортом.
Если вы — аутичный человек, то напишите мне своё мнение о статье. Список причин ниже. Надеюсь, будет полезно!
1. Тревога
Многие аутичные люди каждый день испытывают тревогу. Во время поездки на поезде или автобусе могут случиться непредвиденные моменты. И страх перед ними заставляет аутичных людей бояться самостоятельных путешествий и опасаться того, что он/она не справится со стрессом, если что-то пойдёт не как запланировано. Некоторых аутичных людей ужасает сама мысль о том, что можно отвлечься и пропустить свою остановку.
2. Сенсорные перегрузки
Многие люди в спектре аутизма испытывают сильные сенсорные перегрузки. Если вы аутичны, то вас может перегрузить во время поездки в поезде, автобусе или любом другом виде транспорта. Общий уровень шума зависит от звуков двигателя и того, сколько вокруг пассажиров и как громко они разговаривают. Однажды я ехал в относительно тихой части поезда, но несколько громко общающихся попутчиков сделали мою поездку очень тяжёлой. Некоторые аутичные люди (и я один из них) не любят физический контакт, в особенности происходящий не по их правилам. Если в вагоне теснота, то физический контакт неизбежен, и многим аутичным людям трудно с этим справиться, особенно если они едут без сопровождения.
3. Навыки ориентирования
Это очень индивидуально. Первые два пункта тоже, но этот особенно. Потому что есть аутисты, чьи способности ориентироваться просто великолепны! Я слышал о человеке с тяжёлой формой аутизма, который ориентируется в пространстве лучше, чем нейротипики. Он каждый раз понимает, что произошло отклонение от запланированного маршрута. Но есть и другие аутичные люди (особенно те, у кого, например, диспраксия или неспособность к обучению) — их навыки ориентирования очень плохи. Я действительно с трудом нахожу дорогу в незнакомых местах. И мне очень легко заблудиться, поэтому я так боюсь самостоятельно куда-либо ездить.
4. Чувство пространственного осознания
У меня и аутизм, и диспраксия (она часто сопутствует аутизму). Один из основных признаков диспраксии — ощущение, будто «тело где-то в космосе». У меня нет полного контроля над собственным телом. В результате чего я становлюсь у людей поперёк дороги, натыкаюсь на них, толкаю их своим тяжёлым рюкзаком. Бывает, что люди в ответ на такую случайность проявляют агрессию. Предполагаю, некоторые даже думают, что я это делаю специально. Я долго не мог понять, почему люди так реагируют и почему считают это причиной не ездить самостоятельно. В конце концов, есть много неуклюжих неаутичных людей, которым эта их особенность не мешает путешествовать. Но потом я понял разницу: большинство неуклюжих людей (даже с диспраксией), скорее всего, осознают, что произошло с точки зрения социального контекста, и быстро извиняются. Но когда я ударял по кому-то своей сумкой, то часто не замечал этого, потому что не обращал внимание на окружающее. Я сосредоточен на чём-то одном. Я даже не подозреваю, что мои сумка или пальто могут кого-то задеть, потому и не извиняюсь, когда это происходит. У некоторых людей при этом может возникнуть странное выражение лица, но я постоянно забываю о языке тела и мимике. Конечно, если я столкнусь с кем-либо телом, то замечу это и извинюсь раз десять. Но если прикоснусь к кому-то вещью, то просто не пойму, что это произошло. Когда у вас есть такая особенность, то самостоятельные путешествия могут осложниться: если не знать о том, что окружает, легко попасть в беду.
5. Стимминг
У многих аутичных людей есть самостимулирующее поведение или кратко «стимминг». Обычно это серия движений с определённой частотой повтора. Аутичные люди часто стиммят. Одним людям контроль над стиммингом даётся лучше, чем другим. Но окружающие не всегда понимают, что стимминг может стать проблемой во время поездки, особенно если аутичный человек путешествует в одиночку. Когда я стиммлю, то не думаю о том, где моё тело и что с ним происходит. Однажды во время стимминга я слишком близко подошёл к краю платформы, потому что не понимал, где нахожусь. Вот тут мой текст про стимминг.
6. Социальные навыки
Путешествуя самостоятельно, вы должны хотя бы минимально представлять себе, что является социально неуместным, а что от вас ожидается. Я слышал об одном молодом человеке с аутизмом, который во время поездки в поезде вцепился в мягкое светлое пальто попутчицы. Дело в том, что ему нравились ощущения от прикосновений к ткани, из которой было сшито это пальто, ему нравилась его мягкость. Но это не было понято окружающими, у него возникло много проблем. Нужно просто запомнить, что нельзя делать некоторые вещи, когда вы находитесь без сопровождения. Также надо учитывать, что есть люди, которые могут воспользоваться социальной наивностью аутичного человека.
7. Концентрация
Некоторые люди с аутизмом (особенно как у меня с сопутствующим СДВГ) легко отвлекаются. И это вызывает сложности в самостоятельном путешествии. Бывает, что я ухожу в свои мысли. И когда раздумываешь над своей проблемой, то перестаёшь обращать внимание на окружающее, при этом можно пропустить свою остановку.
8. Понимание возможных опасностей
Некоторые аутичные люди не сознают возможные опасные моменты, потому что для этого надо уметь представлять себе общую картину окружающего, а с этим у нас проблема. Если вы хотите самостоятельно путешествовать, то нужно хотя бы в небольшой степени понимать потенциальные риски. Есть аутичные люди, боящиеся переходить дорогу без помощи, потому что автомобильное движение непредсказуемо. Лично для меня в детстве переход дороги был огромной проблемой: я буквально считал, что если закрыть глаза, то машины исчезнут. Сейчас стало проще, но я всё ещё опасаюсь дорог с оживлённым движением. Я предпочитаю дождаться, когда все машины проедут (даже те, что далеко), но, к сожалению, редко на каких шоссе такое бывает. В целом, трудности с переходом дороги не редкость при аутизме. Я слышал о тех, кто может управлять автомобилем, но не может без посторонней помощи перейти дорогу. Это, конечно, осложняет самостоятельные поездки.
9. Планирование путешествия
Людям с аутизмом бывает сложно продумать, распланировать и предвидеть всё, что может произойти в поездке. Иногда даже покупка билетов и планирование — большая проблема.
10. Отслеживание важных вещей
Лично я очень легко теряю вещи. У меня пропадали билеты, чеки, даже деньги! Я изо всех сил стараюсь следить за этими вещами, постоянно фокусируясь на них. Наверное, вы можете представить, как это осложняет поездку. Также отмечу, что когда я потерял билеты на поезд, то не мог чётко мыслить и не представлял, что делать дальше.
Синдром аспергера у детей: симптомы, причины, диагностика и лечение
Синдром Аспергера – это одно из расстройств аутистического спектра, которое характеризуется различными трудностями социального взаимодействия, а также специфическими коммуникативными нарушениями, ограниченным и своеобразным, стереотипным кругом интересов, что отличает детей с СА от сверстников. Данный диагноз ставится только после клинической, психиатрической и неврологической экспертизы.
В МКБ-10 данное расстройство было выделено в отдельную категорию как «синдром Аспергера». В МКБ-11 это нарушение психического развития, как и аутизм, входит в общую группу «Расстройства аутистического спектра». Более того, ряд американских исследователей вовсе предложили отказаться от использования данного диагноза, заменив его на диагноз «расстройство аутистического спектра» с указанием степени тяжести.
Краткая история
Данное расстройство получило свое название в честь австрийского психиатра и педиатра – Ганса Аспергера. Он в 1944 году описал детей, которые отличались отсутствием способностей к невербальной коммуникации, ограниченной эмоциональной отзывчивостью по отношению к окружающим людям, а также определенной физической неловкостью.
Сам термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в 1981 году (сам Ганс Аспергер использовал определение «аутистическая психопатия»). В 90-х годах прошлого века были разработаны диагностические стандарты, позволяющие идентифицировать детей с синдромом Аспергера. Так, данное расстройство было признано нарушением развития психики, которое отличалось серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также стереотипным и повторяющимся репертуаром интересов и занятий.
Данный диагноз присутствовал в четвертой редакции американского Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM), но уже в пятой редакции (DSM-5), которая вышла в 2013 году, синдром Аспергера был удален. Но в современной практике этот термин по-прежнему используется, несмотря на то, что у этого синдрома и аутизма, который также входит в категорию расстройств аутистического спектра, есть достаточно много общих черт.
Чем синдром Аспергера отличается от аутизма
Сегодня нет какой-то определенной позиции по поводу того, стоит ли рассматривать аутизм и синдром Аспергера как отдельные и взаимоисключающие диагностические категории.
Синдром Аспергера является одним из расстройств аутистического спектра. При этом расстройстве и аутизме отмечаются определенные изменения в мозге, но их появление и развитие еще до конца не изучены.
Общие симптомы расстройств аутистического спектра заключаются в проблемах в социальном взаимодействии с окружающими людьми, нежелании идти на контакт, неадекватном восприятии общепринятых правил и норм, а также в отсутствии эмпатии. Но принято считать, что при синдроме Аспергера эти проявления не так интенсивны, как при аутизме, т.е. человек может нормально жить, заводить семью, строить карьеру и лучше взаимодействовать в социуме, чем при аутизме. Еще одно отличие – это специфическое развитие речи при синдроме Аспергера, что выделяет его среди остальных первазивных расстройствах развития. Ганс Аспергер очень красноречиво описал необычный профиль речевых способностей, которые включают: проблемы с навыками разговора, «мелодию» или поток речи и необычную историю развития речи, например, задержку речи или ее раннее развитие. Он также описал тенденцию некоторых маленьких детей разговаривать как взрослые — большой словарный запас и использование весьма сложных предложений. Аспергер писал, что: «Если внимательно прислушаться, то неизбежно обращаешь внимание на подобные аномалии языка аутичных индивидов, а потому их признание имеет особенное диагностическое значение» (Asperger [1944] 1991, p.70). Некоторые специалисты воспринимают данное нарушение как определенную подкатегорию аутизма. Мнение, что человек с синдромом Аспергера имеет некоторую форму аутизма, вполне имеет право на жизнь. Подтверждается оно и схожестью тех проявлений, которые встречаются у обоих расстройств аутистического спектра.
Симптомы, характерные для синдрома Аспергера
Синдром Аспергера считается скрытой дисфункцией, т.е. по внешним признакам определить наличие этого расстройства практически невозможно. У детей и взрослых с этим расстройством есть проблемы с коммуникацией, социальным взаимодействием и воображением – это так называемая «триада нарушений».
Сложности с коммуникацией
У людей с этим расстройством встречаются следующие проявления:
Сложности с социальным взаимодействием
У детей с синдромом Аспергера могут быть социальные контакты со своими ровесниками, но у них часто возникают проблемы с инициированием и поддержанием социальных взаимоотношений.
Люди с этим расстройством:
Сложности с воображением
Для таких людей характерны:
Причины появления
Причины возникновения синдрома Аспергера еще до конца не изучены. В большинстве случаев данное расстройство вызвано комбинацией генетических факторов риска и факторов риска в окружающей среде. Многие исследования показывают, что изменения в мозге могут быть вызваны сочетанием факторов – эндогенные (генетические) и экзогенные (физические, химические, биологические).
В качестве одной из рабочих гипотез рассматривается аутоиммунная реакция организма матери, которая вызывает повреждение головного мозга плода. Одно можно сказать точно – синдром Аспергера является врожденным расстройством, а не приобретенным. Если оно выявлено в более зрелом возрасте, то здесь уместно говорить о проблемах ранней диагностики.
К слову, есть ряд мифов, касающихся причин возникновения у детей синдрома Аспергера. Он не может возникнуть по причине недостатков воспитания или каких-то эмоциональных травм, перенесенных в раннем возрасте.
Другая распространенная теория – влияние вакцинации. Но современные исследования не дают однозначный ответ, касающийся связи прививок и развития данного расстройства. Но общая неясность в отношении точных причин возникновения синдрома Аспергера оставляет почву для споров, поэтому исследования продолжаются.
Диагностика синдрома Аспергера у детей
В нашей стране присутствует проблема диагностики расстройств аутистического спектра, в том числе и синдрома Аспергера. Определенные проявления можно заметить уже до 1,5-2-х лет, но в большинстве случаев это расстройство не диагностируется до 4-5-х летнего возраста.
У детей с синдромом Аспергера речевое развитие имеет специфику, их словарный запас часто бывает выше среднего. Из-за своевременного овладения речью, характерная симптоматика в детском возрасте часто воспринимается как проявления других нарушений поведения (к примеру, СДВГ). Как правило, наличие этого расстройства определяется по социальному взаимодействию ребенка.
Есть ряд симптомов, которые могут присутствовать у детей с данным расстройством:
Все эти проявления могут заметить родители и педагоги, но окончательный диагноз должен ставить детский или подростковый психиатр. В диагностике широко используется анкетирование, наблюдения за ребенком, нейропсихологические тесты.
Синдром Аспергера у детей
Еще в далеком 1944 году австрийский психиатр и педиатр Ганс Аспергер опубликовал диссертацию, в которой описал четырех мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет. Он заметил, что у всех четверых наблюдаются довольно специфические симптомы:
Он назвал такое состояние «аутистическим расстройством личности в детском возрасте».
По ряду причин, в том числе и ввиду разгара военных действий, мировая научная общественность обратила пристальное внимание на его работу только в 80-е годы. Появившийся именно тогда термин «синдром Аспергера» был признан специалистами всего мира. Научные изыскания, цель которых найти ответы на вопросы, связанные с обнаружением причин возникновения, разработкой диагностических критериев и коррекцией проявлений этого состояния, продолжаются до настоящего времени.
На текущий момент Всемирная Организация Здравоохранения относит синдром Аспергера у детей к расстройствам аутистического спектра. Синдром Аспергера – это особое изменение психологического развития, при котором нарушается взаимодействие и общение с другими людьми, но сохраняются функции интеллекта и речи.
Синдром Аспергера у детей: причины и симптомы
К сожалению, причина его появления до сих пор остается неизвестной. Ряд исследований видят связь Синдрома Аспергера с генетической историей семьи и предполагает возможность генетических поломок, однако до сих пор не выделено ни одного конкретного гена, вызывающего этот синдром.
Синдром Аспергера считается врожденным состоянием, но в раннем возрасте его проявления малоспецифичны, т.е. могут встречаться и при других нарушениях, в т.ч. не психического характера. Родители могут обращать внимание на чрезмерное спокойствие ребенка («идеальный младенец») или, наоборот, возбудимость, отмечать проблемы со сном и выборочный аппетит.
С самого начала своей жизни дети с синдромом Аспергера могут негативно реагировать на прикосновения других людей, не устанавливать зрительного контакта («смотрят на человека, как будто он предмет мебели»).
Причина появления синдрома Аспергера у детей до сих пор остается неизвестной
По мере социализации, с началом посещения детского сада или школы, признаки Синдрома Аспергера становятся более заметными.
В дошкольных учреждениях такие ребята испытывают трудности привыкания, крайне неохотно расстаются с родителями, держатся в стороне от других малышей, играют одни, обнаруживая в играх проявления стереотипий (выстраивают предметы в ряды, по-особому их складывают, выравнивают).
Часто детям с Синдромом Аспергера присущи необычные, несвойственные возрасту страхи, а также чрезмерная педантичность, склонность к соблюдению определенного порядка действий, изменение которого способно вызвать сильное беспокойство. К примеру, если малыш имеет привычку ходить на детскую площадку одним и тем же маршрутом, попытка мамы поменять дорогу может спровоцировать бурную «истерику».
Синдром Аспергера у детей: речь, интеллект, моторика
В интеллектуальном и речевом развитии такой ребенок, как правило, опережает сверстников. Часто речь дошколят с Синдром Аспергера довольно своеобразна. Они имеют богатый словарный запас и используют сложные, неприсущие возрасту словесные обороты и грамматические конструкции.
При этом отличает их в первую очередь слабость коммуникативной функции речи: однообразие интонации, чрезмерно высокая или низкая тональность, ускоренный или замедленный темп, отсутствие направленности на собеседника («говорят для себя», «разговаривают не с людьми, а среди людей»).
Бросается в глаза несформированность мелкой моторики: неловкость при застегивании пуговиц, молний, шнурков, плохой почерк, неуклюжесть походки и движений. Могут присутствовать и стереотипные, повторяющиеся движения, например, взмахи руками, поворот головы, движения всем телом.
Нередко такие дети еще дошкольниками проявляют стойкий интерес к каким-либо узким областям знаний, что в дальнейшем может лечь в основу профессии. Они демонстрируют склонность к систематизации и высокую внимательность к мелким, второстепенным деталям.
С началом школьного обучения отличие ребенка с синдромом Аспергера от нейротипичных детей становится все более видимым. Главное, что мешает его адаптации в школьных условиях – расстройство социального поведения. Он плохо понимает эмоции и чувства других («слепота к чужому разуму»). Ему недоступно значение жестов и мимики. Он не понимает юмора, двусмысленных высказываний, не различает тонкостей и подтекстов межличностных взаимоотношений. Часто кажущийся странным, эксцентричным, «бестактным», «грубым и бесчувственным», этот ребенок стремится к дружескому взаимодействию и страдает от непонимания со стороны окружающих, а в ряде случаев становится жертвой травли со стороны других учеников.
Расстройства поведения, такие как агрессивность, нехарактерны для детей с Синдромом Аспергера. Однако некоторые дети могут проявлять поведенческие реакции, которые окружающие могут воспринимать, как не совсем адекватные.
Остро переживая свою непохожесть на других, дети и подростки с Синдромом Аспергера могут обнаруживать ряд депрессивных и тревожных расстройств, различные формы суицидального поведения, что требует от семьи немедленного обращения за медицинской и психологической помощью.
Диагностика и лечение
Диагноз синдрома Аспергера обычно ставится ребенку в возрасте 6-11 лет врачом-психиатром после комплексного обследования, обязательно включающего в себя сбор анамнестических сведений (т.е. истории жизни и развития ребенка), патопсихологическое исследование, уточнение уровня интеллекта.
Специфического лечения проявлений синдрома Аспергера не существует, однако в рамках повышения уровня социальной адаптации активно используются различные психотерапевтические средства: социальные тренинги, когнитивно-поведенческая и семейная терапия. Медикаментозное лечение применяется исключительно по рекомендации врача-психиатра для устранения расстройств настроения (депрессия, тревога), а также выраженных поведенческих нарушений, таких как двигательная расторможенность, импульсивность, агрессивные проявления. Под тщательным контролем врача могут быть назначены антидепрессанты, противотревожные средства или нейролептики.
Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах
Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера могут обучаться в обычных классах. В ряде случаев, ввиду неспособности преодоления социальных и поведенческих трудностей, необходимо создание специальных образовательных условий. Это может быть посещение класса с небольшим количеством учащихся или предоставление тьютора (наставника).
В целом прогноз, как правило, благоприятный. С возрастом у ребенка постепенно формируются функции адаптивного поведения, отличия от нейротипичных сверстников становятся менее заметными.
Большинство взрослых с данным расстройством, несмотря на сохраняющиеся особенности социального и коммуникативного взаимодействия, могут жить самостоятельно, работать и создавать собственные семьи.
Кондратьева Римма, врач-психиатр Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ
Синдром Аспергера: взгляд снаружи и изнутри
»Аспергеры по сути обречены на жизнь в одиночестве. И тут каждый должен найти свой собственный путь»
После трагического эпизода расстрела детей в начальной школе в Нью-Тауне (шт. Коннектикут) в декабре 2012 года в СМИ прокатилась волна интереса к синдрому Аспергера. Напомним, что учинивший стрельбу Адам Ланца был то ли аутистом, то ли »аспергером» – это помимо возможного личностного или тревожного расстройства (например, ОКР).
Что это за синдром, каковы его особенности и отличия от других расстройств
Как сообщает информация с голландского медицинского сайта, диагноз »синдром Аспергера» используется в стране с 1994 года. В американской классификации DSM он был выделен как самостоятельное расстройство в рубрике »расстройств аутистического спектра». Самым известным расстройством этой рубрики является аутистическое расстройство, но при этом у всех расстройств рубрики очень похожие симптомы, и они доставляют пациентам разнообразные социальные проблемы.
Так, для людей с синдромом Аспергера характерны трудности с коммуникацией и соблюдением социальных правил. У них также часто сужена сфера интересов, хотя есть несколько тем, которые действительно »процветают». У них отмечается стереотипное поведение. В отличие от людей с классическим аутизмом, у них нет отставания в речевом развитии, и они могут быть интеллектуально как нормальными, так и высокоодаренными.
Ганс Аспергер
Первым описал этот синдром венский педиатр Ганс Аспергер. Это произошло в 1944 году. Тогда Аспергер выделил группу детей, у которых были сильно выражены следующие особенности:
— заметные трудности в установлении и поддержании социальных контактов и дружеских отношений;
— им трудно смотреть в глаза собеседнику;
— трудности в отношении эмоций (например, они не могут понять, шутит человек или говорит серьезно);
— дефицит эмпатии (способности к сопереживанию);
— им трудно понимать социальные правила и невербальную коммуникацию;
— у них монотонный голос и отсутствие эмоций на лице;
— отгороженность от внешнего мира;
— способность полностью погрузиться в определенные темы и интересы, которые часто подразделяются на группы (напр. птицы, поезда, растения);
— »скованная» моторика и проблемы с координацией;
— повышенная чувствительность к звукам, запахам или касаниям.
Из-за сильного сходства с аутизмом синдром Аспергера долго не признавали отдельным психиатрическим расстройством. Раньше таким пациентам ставили диагноз аутизма, неуточненного общего расстройства развития, или вообще ничего. Дальнейшие исследования привели к включению в синдром Аспергера ряда положительных особенностей:
— способность видеть детали;
— хорошая, подчас исключительная память;
— энциклопедические знания по отдельным предметам;
Детский возраст
Трудности в связи с синдромом Аспергера ребенок начинает испытывать уже в дошкольном возрасте – в детском садике ему трудно следовать инструкциям воспитателя, и такие дети отличаются от других детей иным выражением лица, походкой и речью.
Больше всего у них в этом возрасте проблем с соблюдением установленных правил. Кроме того, в этом возрасте проявляются их трудности в способности поставить себя на место другого или оценить последствия свои действий. Они испытывают очень большие сложности с социальными контактами, и им очень трудно попросить о помощи.
В пубертате, когда социальная жизнь выходит на первый план, подростки с синдромом Аспергера из общения выпадают. Они не понимают форм социального общения, и у них практически нет общих интересов со сверстниками. Кроме того, они такие перфекционисты в отношении всего, чем занимаются, что они все делают много медленнее, чем другие, и не принимают критику других.
Взрослый возраст
К взрослому возрасту характеристики этого синдрома достигают такого уровня развития, что люди с синдромом Аспергера нередко предпочитают жить в одиночестве. Социальная коммуникация все еще остается для них большой проблемой, и любая необходимость отойти от существующего паттерна поведения вызывает у них стресс. У них также усиливается склонность уходить с головой в определенные предметы или хобби. Взрослым нередко оказывается трудно выразить свое отношение, и у них сохраняется необычность в речи и моторике. В отличие от людей с аутизмом, люди с синдромом Аспергера могут проживать самостоятельно – с сопровождением или без него.
Фактор наследственности
Причина синдрома Аспергера неизвестна, но есть уверенность, что это наследственно обусловленное расстройство. Излечению не поддается. При этом позитивный эффект может дать хорошее сопровождение, потому что и сам человек, и его близкие учатся сосуществовать с определенными особенностями. Кроме того, некоторые формы терапии позволяют улучшить навыки поведения и коммуникации.
Известные личности с синдромом Аспергера
Среди известных в истории личностей ретроспективно оцениваются как »аспергеры»: ученые Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, основатель США Бенджамин Франклин, завоеватель Европы Наполеон Бонапарт, правительница Египта Клеопатра, художник и изобретатель Леонардо да Винчи, композитор Людвиг ван Бетховен, музыкант Элвис Пресли, основатель »Майкрософт» Билл Гейтс и актриса Мерилин Монро.
В новой версии американской классификации психических расстройств DSM-5, опубликованной в мае 2013, синдром Аспергера прекратил свое существование как отдельная диагностическая единица и оказался поглощен, наравне с диагнозами аутизма, детского дезинтегративного расстройства и неуточненного общего расстройства развития, диагнозом »расстройства аутистического спектра».
Агрессия и насилие
Взгляд изнутри
Йорис ван Хаустее – человек с синдромом Аспергера. С высоким уровнем функционирования – таких еще называют высокоодаренными. Он рассказал в газете De Volkskrant, что значит быть »аспергером»:
»Аспергеры по сути обречены на жизнь в одиночестве. И тут каждый должен найти свой собственный путь. Это продолжительный процесс. Процент самоубийств среди людей с Аспергером выше среднего в популяции. Аспергеры, и я в том числе, не могут »высказаться» – в том смысле, что у них нет прямого эмоционального контакта с другими.
»И это не потому, что не хочется, а потому, что от природы не дано. Некоторые считают, что кто-то специально демонстрирует неспособность к контакту. Соответственно, с их точки зрения, надо подкрутить кое-что отверткой, и объект развернется к внешнему миру и начнет вести »взрослую» жизнь. Но не получается, и тогда возникает неприязнь к »аспергерам».
»Многих аспергеров дразнят и подначивают. К этому надо быть готовым и по возможности стараться уйти из таких ситуаций. Хотя это легче сказать, чем сделать. Далеко не каждый человек осмелится выглянуть из ракушки, в которую он оказывается загнан насмешками и дурными шутками сверстников. Чувство »загнанности» может породить желание отомстить всему человечеству.
»Аспергеры любят навязчивости. Как и психопатам, им не хватает эмпатии. Их коммуникация основывается на социальном интеллекте. Если на него слишком нажимать, то можно дойти до самоубийства.
»С моей точки зрения, диагноз »аспергера» не является индульгенцией для замкнутости в своем внутреннем мире. Надо пытаться развить в себе экстраверсию, синдром Аспергера должен обрести характер процесса и обернуться позитивным развитием.
»Беременным женщинам при недостаточности родовой деятельности могут ввести препарат окситоцин. Это гормон, стимулирующий схватки. Но у этого препарата есть и другой эффект: у аутистов он наращивает социальный интеллект – это обнаружили американские ученые. Я заказал этот препарат по интернету, и мои социальные эмоции потеплели, я стал их лучше осознавать, и в моем расстройстве появились признаки изменений.
»Я думаю, что »аспергеры» – люди миролюбивые, которые не столько агрессивны, сколько наивны. И их наивностью легко воспользоваться со злым умыслом. И такое происходит. Что опять-таки может вызвать желание рассчитаться. А причина в том, что синдром делает аспергеров уязвимыми в силу дефицита в области коммуникации.
»Мне диагноз синдрома Аспергера поставили довольно поздно. Может быть, оно и лучшему – потому что я дольше прикладывал усилия, чтобы быть принятым окружающими. Я наблюдал, как ведут себя другие люди, и копировал их действия. При этом я искренне считал, что именно так все взрослые и живут.
»Я думаю в соответствии »с линиями коммуникации». Я делаю выводы на основании деталей. Я все воспринимаю буквально и серьезно. Это очень тяжело. Это давит на мою систему. У меня появляется чувство, что я вот-вот застряну. Это примерно как у аутистов с очень низким IQ, которые могут впасть в панику и начать бить себя по голове. Я чувствую примерно то же, но страдаю молча.
»Недостаток социальных навыков у аспергеров объясняет плохую статистику по трудовой занятости и устойчивым личным отношениям. Среди людей с синдромом Аспергера оплачиваемую работу имеет 10%, а постоянного партнера – 5%. У меня даже появилась уверенность, что в обществе взрослых все построено на страхе одиночества. Вот этой движущей силы я не знаю. Когда я что-то говорю, это никогда не бывает обусловлено боязнью социальной изоляции.
»Я не вписываюсь в модель социальных ожиданий. В смысле: я делаю то-то, ты реагируешь так-то, и все в порядке. Этот тип действия и реакции у меня не работает.
»Аспергеры любят размеренность и порядок. Это дает мне ощущение покоя. Ежедневно на завтрак, обед и ужин я ем абсолютно то же самое. По утрам я читаю газету »от корки до корки». Каждую статью. Мысль о том, что я недостаточно информирован, может стать для меня причиной бессонницы в этот день.
»У меня было множество обсессий… Сейчас мне стало поспокойнее – мне уже 46 лет. Я нашел свой баланс, и сейчас у меня меньше обсессий…»
По материалам:
Niet iedereen met asperger kan en durft het ingesloten gevoel te keren. – De Volkskrant, 21.12.12, p. 28.