самые лучшие композиторы россии

Великие русские композиторы

Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.

М. И. Глинка (1804-1857 гг.)

самые лучшие композиторы россии

Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.

Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.

Создание оперы «Иван Сусанин» (1836 г.) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора — «Руслан и Людмила» (1842 г.). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» были написаны также музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840 г.) и многочисленные романсы.

А. П. Бородин (1833—1887 гг.)

самые лучшие композиторы россии

Выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель.

Его музыкальное наследие невелико, но разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырям из русского героического эпоса отразился в опере и двух симфониях, впечатляющих мощью, силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенностью.

Щедрый мелодический дар композитора питался как русской народной песней, так и восточной музыкой. Исполнение Первой симфонии (1869 г.) принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы два монументальных сочинения — опера «Князь Игорь» и Вторая симфония, которую критик В. В. Стасов впоследствии метко назвал «Богатырской» (завершена в 1876 г.).

М. П. Мусоргский (1839—1881 гг.)

самые лучшие композиторы россии

Великий композитор-реалист, создатель яркого самобытного новаторского искусства. Его художественные взгляды сложились под воздействием революционно-демократических идей 1860-х гг. Музыкант видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальных уродств самодержавно-крепостнического строя. Эту цель он преследовал и при обращении к переломным периодам русской истории. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — говорил Мусоргский. Он обладал даром исключительно глубокого и чуткого проникновения в психологию народа, позволившим ему создать галерею живых, неповторимо своеобразных национальных характеров.

Новизна замыслов заставляла Мусоргского искать оригинальные формы и средства музыкальной выразительности, обогатившие мировое искусство. Вершиной творчества композитора стала музыкальная драма «Борис Годунов» (1868—1872 гг.). Над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю) композитор работал до конца жизни. В 1870-х гг. были созданы также баллада «Забытый» на сюжет одноименной картины В. Верещагина, цикл «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874 г.).

Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908 гг.)

самые лучшие композиторы россии

Выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог; оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» 1888 г. и «Испанское каприччио» 1887 г.), многочисленные романсы и другие произведения.

Римскому-Корсакову принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства. Скрупулезное изучение русской народной песни позволило композитору создать знаменитые оперы «Майская ночь» (по Гоголю, 1879 г.) и «Снегурочка» (по Островскому, 1881 г.), отразившие глубокую увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.

И. Ф. Стравинский (1882—1971 гг.)

самые лучшие композиторы россии

— русский композитор, дирижер и пианист, ключевая фигура музыкального модернизма, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX в. Гражданин Франции (1934 г.) и США (1945 г.). Ранние балеты — «Петрушка» (1911 г.), «Весна священная» (1913 г.) — связаны с русским фольклором, обрядностью. Творчество Стравинского при образно-стилистической многоплановости отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры. Среди произведений этого композитора следует отметить оперы «Соловей» (1914 г.), «Мавра» (1922 г.), «Похождения повесы» (1951 г.), хореографическую кантату «Свадебка» (1923 г.), пантомиму с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916 г.), балеты «Жар-птица» (1910 г.), «Орфей» (1947 г.), «Агон» (1957 г.), а также «Симфонию псалмов» (для хора и оркестра, 1930 г.).

Д. Д. Шостакович (1906—1975 гг.)

самые лучшие композиторы россии

Один из крупнейших композиторов современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог. В его творчестве представлены все жанры музыкального искусства: опера и балет, симфония и концерт, инструментальный ансамбль и романс, песня и оратория, оперетта и музыка для кино и театральных постановок. Творениям Шостаковича свойственны высокая гражданственность, острота конфликтов, эмоциональная напряженность. Потрясающие, порой трагические противоречия современного мира, неутихающая борьба созидательных и разрушительных сил жизни, светлые гуманистические идеалы свободы и справедливости нашли в его лице талантливейшего толкователя.

Музыкальный стиль Шостаковича ярок и самобытен. Велико влияние на его творчество Мусоргского и Чайковского, а из зарубежных композиторов — Малера. Также огромную роль в творчестве играет творчески постигнутая русская народно-песенная традиция. Опера «Нос» (по Гоголю, 1927—1928 гг.), балеты «Золотой век» (1930 г.) и «Болт» (1931 г.), Вторая («Посвящение Октябрю», 1927 г.) и Третья («Первомайская», 1929 г.) симфонии, музыка для драматического театра и кино говорили о тяготении к злободневным темам и идеям, о стремлении к новизне музыкального языка. Наиболее крупные произведения — опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1932 г.; во второй редакции — «Катерина Измайлова», 1956 г.), Концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра (1933 г.), Четвертая симфония (1936 г.).

П. И. Чайковский (1840—1893 гг.)

самые лучшие композиторы россии

Великий композитор, чье имя символизирует целую эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Его жизнь — образец непрерывного, настойчивого труда. Плодотворную работу композитора Чайковский сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.

Основная идея его творчества — протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Программные симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869 г.) и «Буря» (по Шекспиру, 1873 г.), а также «Франческа да Римини» (по Данте, 1876 г.) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко в последние годы жизни композитора. К 1878 г. Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин» — гениальные произведения, которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.

Источник

Великие русские композиторы

самые лучшие композиторы россии

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Часто по вечерам в их доме устраивались концерты, которые сыграли свою роль в развитии и становлении Шостаковича, как настоящего музыканта и личности. Первую работу-фортепианную пьесу, написал в 9 лет. В возрасте 13 лет поступает в Петербургскую консерваторию на класс фортепиано и композиции. Через 2 года, желая улучшить финансовое положение семьи, начинает работать музыкальным иллюстратором. Юноша великолепно импровизировал, сочинял музыкальные картины прямо на ходу. В 18 лет Дмитрий написал первую симфонию, которую в 1926 году исполнили на Ленинградской большой сцене. Уже через несколько лет она звучала в залах Германии и Америки. Так до Шостаковича пришел успех.

После окончания консерватории он не мог определиться, кем он хочет быть – исполнителем или автором. В свое время пытался совмещать, но до 30-х годов ХХ века выступал сольно. Шостакович исполнял листа, Баха, Шопена, Прокофьева, Чайковского. В 1927 году в Варшаве на Международном конкурсе им. Шопена ему вручили почетный диплом.

Через некоторое время он отказался от славы пианиста и начал искать свой стиль путем множества экспериментов. Дмитрий Шостакович пробовал себя в песнях, опере, музыке для театра и кино, балетах и фортепианных пьесах, а также симфонии.

В 1937 году он стал вести в Ленинградской консерватории класс композиции. Через 2 года Шостакович стал профессором. В годы Великой отечественной войны композитор остался в блокадном Ленинграде и работал над своей 7-й симфонией. Ее выполнили 29 марта 1942 года в Доме Союзов в Колонном зале. За симфонию ему вручили Сталинскую премию.

Композитор в 1943 году переезжает в Москву и вплоть до 1948 года занимается преподаванием в Московской консерватории. Отношения с советской властью у Шостаковича были непростые. Его то ставили под цензуру, то награждали своей благосклонностью. В 1957 году Шостаковича взяли на пост секретаря Союза композиторов СССР и Союза композиторов РСФСР.

Умер Дмитрий Шостакович 9 августа 1975 года в Москве.

Сергей Сергеевич Прокофьев

самые лучшие композиторы россии

Прокофьев был очень острым в раннем своем творчестве. Он вспоминает в своей автобиографии, что писал что-то, чтобы поиздеваться над профессором. Он говорит так, а я сделал наоборот.

Слава и известность пришли к нему быстро. Уже через 5 лет после первого концерта (в 1908г., на котором, кстати, один из музыкальных критиков скажет: «Этот, конечно, еще покажет себя миру»), Прокофьев отправился в тур по Европе.

Прокофьев любил эпатаж. Он постоянно нарушал каноны, отстаивая свою творческую позицию. И когда в 1934 году Сергею Прокофьеву присвоили звание почетного члена музыкальной академии в Риме он, с присущим ему чувством юмора, сказал: «Когда-то опрокидывал основы, а теперь записан в академики».

Известный кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, для фильмов которого Прокофьев написал музыку, как-то пошутил: «Когда Прокофьев сам танцует, он всегда оттаптывает дамам ноги. Он настолько привык к разложению ритма, что обыкновенный, нормальный человеческий ритм для него труден, у него ноги под это не ходят».

Кстати, всех, кто был лично знаком с Сергеем Прокофьевым, поражало разнообразие его интересов.

Также Сергей Прокофьев мог бы стать выдающимся писателем. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать его «Автобиографию» или «Рассказы». А еще, в течение 26 лет, он вел подробный личный дневник.

Список увлечений Прокофьева можно было бы продолжить, но смыслом, содержанием и формой его жизни была музыка. «Считать его рабочим временем только то часы, которые он проводил непосредственно за инструментом или за письменным столом, было бы неверно. Что бы он ни делал в остальное время, мысли его беспрестанно возвращались к музыке. В такие моменты по лицу выражению глаз Сергея Сергеевича можно было заметить, что он как бы отключался от окружающего, а пальцы рук его, сидел ли он, отдыхал в кресле, разговаривал ли с друзьями, лежал ли больной в постели, часто двигались как бы по невидимой клавиатуре» ( из воспоминаний М. Мендельсон-Прокофьевой).

Сергей Прокофьев создал свой звуковой мир. Поэтому его музыка легко узнается, даже с ранних опусов.

В искусствоведении, среди исследователей, уже сформировалось мнение о том, что истинно великий оригинальный художник обязательно влияет на процесс развития искусства. Бесспорно, что без Сергея Прокофьева мир искусства был бы иным, а значит, его творчество повлияло на развитие мировой музыки.

Игорь Федорович Стравинский

самые лучшие композиторы россии

Игорь Фёдорович Стравинский — русский композитор. Гражданин Франции и США. Один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века

Сергей Васильевич Рахманинов

самые лучшие композиторы россии

После окончания учебы Рахманинов отправился в свой первый тур по России. В то время Рахманинов уже был известен в музыкальном сообществе как композитор оперы «Алеко» и прелюдии на соль минор, которая позже принесла Рахманинову всемирную известность. Будучи всего лишь 20 летним молодым человеком, Рахманинов учился в одной из московских школ.

Хотя Рахманинов вскоре был известен как композитор, пианист и дирижер, его «Первый фортепианный концерт» и «Симфония No 1» оказались безуспешными. По этой причине Рахманинов пережил глубокий нервный срыв. В течение нескольких лет он не мог сочинять. Ему пришлось лечиться у психиатра, чтобы восстановить нервы.

В 1901 году Рахманинов написал одну из самых известных работ: «Второй фортепианный концерт». С самого начала эта песня получила очень хорошие оценки, что побудило Рахманинова продолжить работу в качестве композитора. Вскоре после премьеры Второго концерта Рахманинов ненадолго стал дирижером в Большом театре в Москве. В 1906 году Рахманинов отправился в Италию, а затем три года жил в Дрездене. В 1909 году Рахманинов отправился в большой тур по Америке, где прославился как пианист и дирижер. После Октябрьской революции Рахманинов решил эмигрировать. Он поселился в Соединенных Штатах, где он умер, в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.

Благодаря многократным экскурсиям по США и Европе Рахманинов прославился как один из величайших пианистов своего времени. Он также был широко признан самым талантливым дирижером.

Любопытный факт. Рахманинов жертвовал деньги на нужды Красной Армии в войне против нацистской Германии. Помимо денег, была добавлена записка такого содержания: «От одного из русских, который верит в полную победу русского народа против врага».

Александр Николаевич Скрябин

самые лучшие композиторы россии

Николай Андреевич Римский-Корсаков

самые лучшие композиторы россии

Пётр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский (1840-1893 гг.) родился в г. Воткинске, где отец его был управителем завода. Мать Чайковского хорошо пела, и мальчик с раннего детства любил слушать ее пение.

самые лучшие композиторы россии

Когда Пете пошел десятый год, его отвезли в Петербург в училище правоведения, по окончании которого он поступил на службу в Министерство юстиции. В 1862 г. Открытие консерватории в Петербурге натолкнуло Чайковского на решительный шаг: он поступил в консерваторию. Занятия у Чайковского проходили настолько успешно и так захватили его, что в 1863 г. он оставил службу и всецело отдался музыке.

Через три года после поступления в Петербургскую консерваторию Чайковский окончил ее и вскоре переехал в Москву, куда его пригласили для преподавания теоретических предметов в открывшейся там консерватории.

самые лучшие композиторы россии

Чайковский преподавал в Московской консерватории одиннадцать лет, с некоторыми деятелями этого заведения он сдружился на всю жизнь. Ближайшим его другом был организатор и директор Московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн — первый исполнитель большинства произведений Чайковского: пианино — как пианист и оркестровых — как дирижер.

Педагогический труд был обузой для Чайковского, потому что отвращал его от основной цели — Писания музыки. Все-таки за этот период Чайковский написал много различных произведений: три великие симфонии, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» по сюжету Шекспира и «Франческа да Римини» по сюжету Данте, балет «Лебединое озеро», три квартета, 1-й фортепианный концерт и другие сочинения. Вершиной творчества этого периода являются два гениальных произведения, которые он начал в 1877 г.,-опера «Евгений Онегин» и 4-я симфония. Но труд над ними был прерван нервным заболеванием. Осенью этого же года брат Петра Ильича повез его за границу на лечение.

К педагогической работе Чайковский больше не возвращался и все время отдавал творческой деятельности.

До 1885 г. Чайковский находился в разъездах, нигде долго по останавливаясь. В основном его жизнь складывалась так: зиму он проводил за границей, лето-в основном в Украине в Каменке, у сестры А. И. Давыдовой, с которой его связывала глубокая любовь и дружба и семью которой он очень любил. Такой образ жизни, который позволил Чайковскому отдаться творчеству, стал возможным благодаря неожиданной материальной помощи, которую он получил от богатой меценатки Н. М. фон Мекк, которая безгранично любила музыку Чайковского. Узнав о состоянии здоровья Чайковского, она предложила ему ежегодную субсидию. Сохранившаяся переписка между ними дает богатый материал для изучения жизни и творчества композитора.

В период частых разъездов, в так называемый второй период своей деятельности, Чайковский закончил оперу «Евгений Онегин», 4-ю симфонию и написал целый ряд крупных произведений, среди которых следует отметить оперу «Мазепа» на сюжет поэмы Пушкина «Полтава», три симфонические сюиты, много фортепианных пьес и романсов.

В 1881 г. умер друг Чайковского — М. Г. Рубинштейн. Его памяти Чайковский посвятил свое единственное трио для скрипки, виолончели и фортепиано, дав заглавие ему «памяти великого артиста». Трио производит глубокое впечатление своим скорбно-драматическим содержанием.

Постепенно Чайковского начали тяготить его частые переезды, ему хотелось постоянно жить на родине, среди русских людей и родной природы. С 1885 г. Чайковский поселился в окрестностях г. Клина, вблизи Москвы, чтобы избежать шума и суеты большого города и в то же время, как он сам выражался, «быть на дороге между Москвой и Петербургом». Возможность пребывания среди природы, которую он очень любил, жизнь на селе особенно его привлекали.

самые лучшие композиторы россии

Популярность Чайковского в эти годы быстро растет. Музыка его и в Российской империи, и за рубежом снискала признание и большую любовь. Чайковский сам начинает исполнять свои произведения как дирижер и пользуется неизменным успехом. С 1887 г. он вновь совершает ряд концертных поездок по России и за рубежом. Последние годы жизни Чайковский провел в Клину. В доме Чайковского после его смерти был открыт музей, в котором собраны ценные материалы о жизни и творчестве великого композитора.

Огромную работу по организации музея, сбору материалов о жизни и творчестве Чайковского проделал его брат — Модест Ильич. Литературно одаренный человек, большой друг Петра Ильича, он много помогал ему в написании либретто для его опер и написал первую подробную биографию Чайковского.

Последние годы жизни Чайковского были вершиной его творчества. В этот период он создал 5-ю и 6-ю симфонии, оперы «Пиковая дама» и «Иоланта» (либретто к обеим операм написал Модест Чайковский), балеты «Спящая Красавица» и «Щелкунчик», ряд романсов и фортепианных пьес.

Последним произведением Чайковского, его «лебединой песней» было 6, «Патетическая симфония», написанная им летом 1893 г. В октябре этого же года в Петербурге в симфоническом концерте под управлением Чайковского была впервые исполнена эта симфония.

25 октября 1893 г. после внезапной непродолжительной болезни П. И. Чайковский умер.

Модест Петрович Мусоргский

самые лучшие композиторы россии

Творчество Мусоргского является ярко национально-выраженной, что отразилось в гармоничных и мелодических особенностях его музыки, обращении к русскому фольклору и национальным сюжетам. В своих самых известных операх — «Борис Годунов» и «Хованщина», композитору удалось показать неизвестные ранее в истории музыки горизонты по глубине раскрытия образа простого народа.

Александр Порфирьевич Бородин

самые лучшие композиторы россии

Когда в 1862 году он встретил Милию Балакирева, Николая Римского-Корсакова, Цезаря Цуя и Модеста Мусоргского, его музыкальные интересы расцвели. Используя инструкции Балакирева, он начал сочинять более регулярно и стал частью группы композитора, называемой Большой пятеркой.
Используя инструкции Балакирева, он начал сочинять более регулярно и стал частью группы композитора, называемой Большой пятеркой.

Однако он был так занят, что музыке он мог уделять только свое свободное время. Он называл себя „воскресным композитором”, занимающимся творческой работой между одним химическим экспериментом и другим. Музыку свою писал, впрочем, аналогично проведению научных экспериментов — с большим вниманием к деталям.

Композитор умер внезапно от сердечного приступа 27 февраля 1887 года, принимая участие в костюмированном балу профессоров Медицинской Академии в Санкт-Петербурге. Его жена умерла несколько месяцев спустя.

Бородин был любимым студентами преподавателем. Он занимательно вел лекции и у него всегда время для всех, кто хотел с ним поговорить.

Бородин горячо поддерживал борьбу за права женщин в области образования: используя свое научное положение и возможности, он способствовал созданию женской медицинской школы в Санкт-Петербурге.

Михаил Иванович Глинка

самые лучшие композиторы россии

Михаил Иванович Глинка родился в 1804 г. в Смоленской губернии. Детские и юношеские годы Глинка провел в имении своих родителей. Близкое знакомство с народной песней и крепостным оркестром оказали большое влияние на его дальнейшее развитие. Благодаря этому Глинка познакомился с оркестровыми инструментами, с разнообразными народными песнями в оркестровом звучании, а также с музыкой зарубежных композиторов.

С 11 лет Глинка обучался игре на фортепиано, он проявил большие способности и пылкую любовь к музыке. «Музыка-это душа моя», говорил он.

Во время дальнейшего пребывания в Петербурге Глинка сблизился с группой молодежи, среди которой были большие любители музыки. Он пишет целый ряд вокальных произведений, в частности романсы «Не искушай меня, умоляю», «Ой ты душенька, красна девица»,»Ой ты, ночь ты, ноченька» и др.

В 1830 г. Глинка уезжает за границу, где проводит почти 4 года, из них 3 года — в Италии. Он основательно изучает итальянскую оперу, особенно искусство bel canto (хорошего пения). За границей он написал немало произведений, которые были изданы в Италии. Потом Глинка почувствовал разочарование и неудовлетворенность своей творческой работой.

Портрет молодого Михаила Глинки

В 1834 г. он возвращается в Россию и начинает труд над своей первой крупной национальной оперой «Иван Сусанин». Глинку захватил драматизм сюжета и возможность широкого показа жизни и чувств своего народа. В основу музыки Глинка положил характерные черты русской крестьянской песни. Благодаря этому опера приобрела глубоко народный характер.

Опера «Иван Сусанин» была принята к постановке. В конце 1836 г. состоялось первое ее исполнение. Внешне успех оперы был довольно велик. По желанию царя Николая и опере было дано другое название — «Жизнь за царя». Однако музыка оперы осталась чужой и непонятной придворной, аристократической публике и вызвал уничижительную оценку — «кучерской музыки». Это объяснялось тем, что публика привыкла преимущественно к итальянской опере, а музыка Глинки, как глубоко Народная, не могла понравиться ей. Чуждым для этого рода публики было и содержание оперы, в которой впервые на сцене придворного театра были показаны народные образы.

После постановки «Ивана Сусанина» Глинка в течение ближайших нескольких лет осуществляет интенсивную деятельность как музыкант-педагог и как композитор. Педагогическую деятельность Глинка вел в Придворной певческой капелле, где в течение нескольких лет преподавал песнопения.

После оставления капеллы Глинка наряду с композиторской деятельностью продолжал педагогическую работу с певцами-любителями и профессионалами. В этой области он дал так много ценного, что его можно считать одним из основателей русской вокальной школы. Наряду с постановкой голоса много внимания уделял Глинка сознанию и выразительности исполнения.

Постепенно композитор отходит от придворного,светского общества и сближается с кругом литераторов, поэтов, художников, которые собирались у его друга — поэта Кукольника. В эти годы Глинка создает большинство своих лучших произведений: музыку к трагедии Кукольника «Князь Холмский», «Вальс-фантазию» для симфонического оркестра, большинство из своих лучших романсов, в частности романс «Я помню Миг чудесный», и оперу «Руслан и Людмила».

В 1842 г. опера «Руслан и Людмила» была закончена, принята к постановке, и ровно через шесть лет после первой постановки «Ивана Сусанина» петербургская публика услышала новый, гениальное произведение Глинки. Однако удивительное обаяние этой оперы — ее новизна музыкального языка, глубокая народность, богатство мелодии и оркестровых красок — все это осталось совершенно непонятным для большинства тогдашней публики.

Глинка воспринял неудачу очень болезненно. Он начинает думать об отъезде за границу. Осуществить ему это удалось в 1844 г. Почти год прожил Глинка в Париже, где впервые исполнялись в симфонических концертах отрывки из его опер. Потом два года он пробыл в Испании, куда его привлекла богатая и своеобразная испанская народная музыка. Уже в Испании Глинка создал одну из своих замечательных испанских увертюр на народные танцевальные темы — «Арагонскую хоту».

В 1848 г. Глинка вернулся на родину, но следующие десять лет он провел в постоянных переездах. Нигде он не находил себе покоя, все время чувствовал неудовлетворенность и гнет суровой тогдашней российской действительности. Полнейшее непонимание и непризнание публикой его музыки, отсутствие поддержки его высокой творческой задачи — создание национальной русской музыки — все это подавляло Глинку и вызывало упадок сил и энергии. За этот период Глинка написал испанские увертюры «ночь в Мадриде» и симфоническую фантазию на две русские темы «Камаринская».

В последние годы жизни Глинка сблизился с группой молодых музыкантов, среди которых большую роль начали играть Балакирев. Общение с молодыми, полными энтузиазма музыкантами, воодушевленными идеей развития своего национального музыкального искусства, вселяло Глинке веру в будущее российской музыки. В лице молодого Балакирева Глинка видел своего преемника и продолжателя.

В 1856 г. Глинка снова уехал в Берлин, где и умер в 1857 г. Прах Глинки был перевезен в Петербург.

Антон Степанович Аренский

самые лучшие композиторы россии

Если бы музыкантам и поклонникам музыки конца прошлого и начала текущего века сказали бы, что творчество Аренского будет мало кто знать, то они бы в это не поверили. Оперы, камерная и симфоническая музыка, произведения для фортепиано и романсы, которые создал этот великий композитор ставились в лучших театрах, их исполняли великие артисты. Публика и критика хорошо принимала музыку Аренского, которые постоянно были на слуху.

Свое начальное музыкальное образование он получил еще в лоне семьи. Его отец очень любил музыку, хотя был врачом, а мать была хорошей пианисткой. Аренский продолжил свое музыкальное образование в Петербурге, в 1882 году он закончил класс композиции в консерватории. Он уже тогда проявлял свой яркий талант, хотя занимался и неровно, но обучение закончил с золотой медалью. После молодого музыканта пригласили преподавать в Московской консерватории теоретические предметы, а затем и композицию.

Кроме создания музыки, Аренский в Москве продолжал работу в консерватории, создавал учебники, по которым обучались многие знаменитые музыканты. В его классе обучались Скрябин, Глиэр, Корещенко, Рахманинов и Конюс.

Вскоре, благодаря рекомендациям Балакирева, Аренский был приглашен на пост управляющего Придворной певческой капеллой в Петербурге. Эта была почетная должность. За шесть лет он создает мало музыкальных произведений. Активно сочинять он начинает лишь в 1901 году, когда вновь начал выступать на концертах и освободился от службы. Однако, вскоре он заболевает туберкулезом, от которого вскоре и умирает.

Лядов Анатолий Константинович

самые лучшие композиторы россии

Милий Алексеевич Балакирев

самые лучшие композиторы россии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *