самое лучшее произведение чайковского
Пётр Чайковский
Петр Ильич Чайковский – известный всему музыкальному миру композитор и дирижер. На счету у Чайковского порядка 80 произведений.
Петр Ильич родился в Воткинске весной 1840 года. В многодетной семье Чайковских любили музыку, родители Петра увлекались игрой на органе и фортепиано.
Любовь к музыкальным инструментам от родителей передалась и маленькому Петру. Будучи пятилетним ребенком, он освоил игру на фортепиано, а в 8 – уже мог играть по нотам. В 1849 году Петр Чайковский переезжает с родителями в Алапаевск, а через некоторое время в Санкт-Петербург.
Что касается образования будущего композитора, то первое время его учили родители дома. Вскоре Петр Ильич пошел учиться в пансионат, а спустя два года продолжил обучение в училище Петербурга, изучая правоведение. В этот период Петр много времени уделяет факультативным занятиям по музыке. В 1859 году Чайковский окончил учебу и начал работать в Департаменте юстиций.
Любовь к сочинению музыки привела молодого Чайковского в консерваторию Петербурга. Благодаря обучению у А. Рубинштейна и Н. Зарембы, Петр сформировался как музыкальная личность. Окончив консерваторию, он идет работать профессором в Московскую консерваторию. На эту должность Чайковского пригласил Николай Рубинштейн, брат преподавателя А. Рубенштейна.
Работа в консерватории позволила Чайковскому много времени проводить за написанием концертов. Его опера «Ундина» так и не была поставлена, однако позже часть этой оперы была представлена в «Лебедином озере».
В 1877 году Чайковский связал свою жизнь с Антониной Милюковой, студенткой консерватории. На такой поступок Петра подтолкнули сплетни о его нетрадиционной ориентации. Так как никаких чувств к Антонине Петр не испытывал, композитор через несколько недель уехал от нее и больше не возвращался. Они так и остались мужем и женой на бумаге.
В 1878 году Чайковский закончил работу в консерватории и отправился заграницу. В этот период времени он активно переписывается с Надеждой фон Мекк – влиятельной поклонницей, которая всячески поддерживает композитора.
Два года путешествий по Италии и Швейцарии не прошли даром. Композитор написал оперу «Евгений Онегин» и Четвертую симфонию.
В мае 1878 года Чайковский написал для детей сборник пьес «Детский альбом».
Благодаря материальной помощи от Надежды фон Мекк Петр Ильич Чайковский путешествовал по разным странам. За это время он написал много вальсов, увертюр и симфоний.
После путешествий Чайковский много времени уделял творчеству и дирижированию на концертах.
Холера забрала жизнь талантливого композитора 25 октября 1893 года. Тело Чайковского покоится в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Скачать и слушать онлайн произведения Петра Чайковского в mp3 можно на нашем портале совершенно бесплатно. Погрузитесь в мир творчества великого русского композитора.
«Слишком» русский композитор. 10 знаковых произведений Чайковского
В день смерти Петра Ильича Чайковского, 6 ноября, мы предлагаем вспомнить его самые известные музыкальные произведения.
Любимец столичной публики, в числе почитателей его таланта была вся императорская семья и лично Александр III, композитор, чьи произведения при жизни ставили на лучших сценах Петербурга, Москвы, Лондона, Парижа, Лейпцига и Гамбурга, в самом начале своего творческого пути Петр Чайковский мечтал хоть немного походить на композитора Михаила Глинку и долгое время занимался музыкой как любитель. В день смерти гения, 6 ноября, SPB.AIF.RU вспомнил его самые известные музыкальные произведения.
Любовь к музыке у Чайковского проявилась уже с четырех лет, когда его впервые начали обучать игре на фортепиано, но домашние учителя так и не разглядели в маленьком мальчике никаких выдающихся способностей, и старались просто развить в нем музыкальный вкус. Уже в 10 лет Чайковского отдают в училище правоведения, готовя к карьере юриста. После окончания, Петр Ильич, как примерный сын, поступает на службу чиновником в Министерство юстиции, а затем несколько лет успешно работает в чине титулярного советника на государственной службе. Жизнь в столице и регулярные посещения оперных театров приводят его в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию.
Первым произведением, после которого о нём заговорила музыкальная общественность Петербурга и Москвы, стала увертюра (вступление) «Ромео и Джульетта», написанная по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Музыкальная проба «Ромео и Джульетта» станет сюжетом на всю жизнь. Чувство незаконченности произведения, желание вернуться и сделать из великой трагедии оперу сопровождало Чайковского весь его творческий путь. Незадолго до внезапной смерти автор вместе со своим младшим братом и верным помощником Модестом начнет работу над оперой, но не успеет.
«Большая балетная тройка»
Народную любовь и почитание на все времена принесли Петру Ильичу Чайковскому три его шедевра – три музыкальных произведения для балета – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Композитор впервые пересмотрел отношение к балетной музыке. Благодаря ему, музыка к балету перестала быть прикладной, просто сопровождающей танцевальные номера. Музыкальные образы развиваются у Чайковского так же, как в опере или симфонии, и имеют свою драматургию.
Первый успех пришёл к «Лебединому озеру» после премьеры балета в московском Большом театре 20 февраля 1877. Спектакль стоял в репертуаре до 1883 года, пока в полную негодность не пришли декорации постановки.
Над «Щелкунчиком» Чайковский работал незадолго до смерти. Всеми любимый сказочный балет сегодня, во времена Чайковского воспринимался неоднозначно. Традиционно в русском балетном театре «Щелкунчик» считался оптимистической детской сказкой. У Чайковского же за пышностью и красотой сценического оформления скрывался философский подтекст сюжета. Примечательно, что уже после смерти автора, с началом Первой мировой войны и ростом патриотических настроений в России, сюжет балета русифицировался, и главная героиня Мари стала зваться Машей. Фрица при этом переименовывать не стали.
Оперное творчество
Чайковский считается признанным мастером опер. Самые известные – пушкинские «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Еще при жизни композитора они успешно ставились не только в России, но и за рубежом. Обращение к сюжету «Онегина» многие связывают с личными обстоятельствами жизни композитора, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Таким образом, личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы. Долгое время Чайковский не верил в успех «Евгения Онегина», называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению.
Сюжет пушкинской повести «Пиковая дама» во многом был изменен композитором. У Чайковского в основе лежит не мистика, не простое сумасшествие главного героя из-за желания обогатиться, а социальная драма. Композитор, изменив время действия повести, добавив любовный элемент, превратил пушкинское произведение в тонкую социально-психологическую трагедию о социальном неравенстве.
Опера о любви слепой девушки «Иоланта» была заказана Чайковскому в 1891 году директором Императорских театров и стала последней в творчестве композитора. В ней уже зрелый автор вновь обращается к философии. Во время работы над произведением Чайковский увлеченно изучает философские сочинения Спинозы. Благодаря этому ему удается донести до слушателя идею разума, нравственности и чистоты.
«Гроза» и «Снегурочка»
Еще два известных произведения Петра Ильича Чайковского связаны с творчеством русского драматурга Александра Островского. Композитор был почитателем его творчества. В итоге родились увертюра «Гроза» и музыка к спектаклю «Снегурочка».
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
7 знаменитых произведений Петра Чайковсгого
=7 знаменитых произведений Петра Чайковского=
Музыка Чайковского существует вне времени
7 мая 1840 года родился один из величайших композиторов в истории музыки – Пётр Ильич Чайковский.
1. «Славянский марш» (1876)
Марш был написан Чайковским по просьбе дирекции Русского музыкального общества и был посвящён борьбе славянских народов Балкан против Османского ига в связи с событиями Русско-турецкой войны. Сам автор долгое время называл его «Сербо-русским маршем». В марше были использованы музыкальные темы, характерные для народной музыки сербов, а также отрывки из «Боже, царя храни!».
В 1985 году немецкая хэви-метал группа Accept использовала основную тему из марша для вступления к заглавной композиции своего альбома «Metal Heart».
2. «Лебединое озеро» (1877)
Майя Плисецкая и Валерий Ковтун. Сцена из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро»
В основу сюжета были положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, которую злой колдун Ротбарта превратил в белого лебедя. Широко распространено мнение о том, Чайковский написал музыку к балету после посещения озера, находящегося в предгорьях Альп в окрестностях города Фюссен.
С 1877 года партитура и либретто спектакля претерпели ряд изменений. На сегодняшний день из всех существующих редакций «Лебединого озера» едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые партитуры.
У наших современников балет вызывает прочную ассоциацию с Августовским путчем – «Лебединое озеро» демонстрировали по советскому телевидению 19 августа 1991 года, отменив все запланированные передачи.
3. «Детский альбом» (1878)
Популярный сборник, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано», Чайковский написал в мае-июле 1878 года и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову.
По мнению известного специалиста по творчеству Чайковского Полины Вайдман, «Детский альбом», наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля и Бартока вошёл в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей и дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов.
В 1976 году на студии «Союзмультфильм» была снята анимационная картина на музыку из альбома, а ещё через 20 лет поставлен балет, ставший лауреатом Международного фестиваля 1999 года в Югославии.
4. «Евгений Онегин» (1877)
В мае 1877 года певица Елизавета Лавровская предложила Чайковскому написать оперу на сюжет пушкинского романа в стихах. Композитор так загорелся этим предложением, что просидел все ночь без сна, работая над сценарием. К утру он принялся за написание музыки. В письме к композитору Сергею Танееву Чайковский писал: «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое».
В июле композитор импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, которая была младше его на 8 лет. Брак распался через несколько недель, что, по мнению критиков, оказало сильное влияние на произведение.
5. «Спящая красавица» (1889)
Вальс из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица»
До Чайковского к сюжету Шарля Перро обращался французский композитор Фердинан Герольд, сочинивший балет с таким же названием, однако уже в год премьеры версия Чайковского и Мариуса Петипа была признана выдающейся и заняла почётное место в ряду мировых шедевров балетного искусства.
В наше время почти каждый балетмейстер, осуществляющий новую редакцию «Спящей красавицы», создает и новый вариант её партитуры.
6. «Пиковая дама» (1890)
Увертюра из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» в постановке Gran Teatre del Liceu, Барселона (2010 год)
В 1887 году администрация Императорского Театра предложила Чайковскому написать оперу на сюжет, созданный Иваном Всеволожским на основе повести Пушкина. Композитор отказался по причине отсутствия в сюжете «должной сценичности», однако два года спустя всё же принял заказ и с головой погрузился в работу.
Вскоре после российской премьеры опера «перекочевала» в репертуар многих театров Европы и Америки, где исполнялась на русском, чешском и немецком языках.
«Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Новаторский балет по мотивам сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» занимает особое место среди поздних произведений Чайковского и балетного искусства в целом.
С началом Первой мировой войны и ростом патриотических настроений сюжет балета русифицировался, и главная героиня Мари стала зваться Машей. Фрица при этом переименовывать не стали.
Чайковский
Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в Министерстве юстиции (до 1863). С 1861 занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованных в 1862 в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна. В 1866–78 профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки).
Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы, здесь издавались и исполнялись его произведения, определились основные жанры творчества. Результатом знакомства в 1868 году и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений (по совету М. А. Балакирева написана увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (1869), симфония Манфред, (1885); В. В. Стасов подсказал Чайковскому замысел симфонии фантазии «Буря», (1873).
Творчество 70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В кон. 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка (1876–90) с Н. Ф. фон Мекк. В сер. 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. С 1885 постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 — в самом Клину, где после смерти композитора открыт мемориальный дом-музей. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами (Ханс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.).
Творчество
В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью 2-й пол. 19 века. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере Пиковая дама и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы — А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Льва Николаевича Толстого, Ф.М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.
* Чайковский в 1890 году в своей записной книжке писал наброски к сочиняемой им «Пиковой даме». И вот на одном листке записана торопливым почерком, очевидно только что придуманная им тема (мелодия), которую играют скрипки в самом начале четвертой картины — «Спальня графини». Это одно из лучших мест оперы. Чайковский записал в книжечке начало этой мелодии — и приписал: «и тому подобное эротическое нытье…»
Воевода (1868)
Ундина (1869)
Опричник (1872)
Евгений Онегин (1878)
Орлеанская дева (1879)
Мазепа (1883)
Черевички (1885)
Чародейка (1887)
Пиковая дама (1891)
Иоланта (1891)
Лебединое озеро (1876)
Спящая красавица (1889)
Щелкунчик (1892)
«Гроза», увертюра к драме (1864)
Симфония № 1 «Зимние грезы» (1866)
«Фатум», симфоническая фантазия (1868)
Симфония № 2 (1872)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1875)
Симфония № 3 (1875)
«Франческа да Римини», симфоническая фантазия (1876)
Вариации на тему рококо, для виолончели с оркестром (1878)
Концерт для Скрипки с оркестром (1878)
Симфония № 4 (1878)
«1812 год», торжественная увертюра (1880)
«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия (1869, 1870, 1880)
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1880)
«Манфред», симфония (1885)
Pezzo capriccioso (1887)
Симфония № 5 (1888)
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1893)
Симфония № 6 (1893)
«Времена года» Op.37b, 12 характеристических картин (1876)
Детский альбом Op.39, 24 легкие пьесы (1878)
18 пьес, Op.72 (1892)
Отдельные оркестровые произведения
10 знаковых произведений Чайковского
Первым произведением, после которого о нём заговорила музыкальная общественность Петербурга и Москвы, стала увертюра (вступление) «Ромео и Джульетта», написанная по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Музыкальная проба «Ромео и Джульетта» станет сюжетом на всю жизнь. Чувство незаконченности произведения, желание вернуться и сделать из великой трагедии оперу сопровождало Чайковского весь его творческий путь. Незадолго до внезапной смерти автор вместе со своим младшим братом и верным помощником Модестом начнет работу над оперой, но не успеет.
«Большая балетная тройка»
Народную любовь и почитание на все времена принесли Петру Ильичу Чайковскому три его шедевра – три музыкальных произведения для балета – «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». Композитор впервые пересмотрел отношение к балетной музыке. Благодаря ему, музыка к балету перестала быть прикладной, просто сопровождающей танцевальные номера. Музыкальные образы развиваются у Чайковского так же, как в опере или симфонии, и имеют свою драматургию.
Первый успех пришёл к «Лебединому озеру» после премьеры балета в московском Большом театре 20 февраля 1877. Спектакль стоял в репертуаре до 1883 года, пока в полную негодность не пришли декорации постановки.
Над «Щелкунчиком» Чайковский работал незадолго до смерти. Всеми любимый сказочный балет сегодня, во времена Чайковского воспринимался неоднозначно. Традиционно в русском балетном театре «Щелкунчик» считался оптимистической детской сказкой. У Чайковского же за пышностью и красотой сценического оформления скрывался философский подтекст сюжета. Примечательно, что уже после смерти автора, с началом Первой мировой войны и ростом патриотических настроений в России, сюжет балета русифицировался, и главная героиня Мари стала зваться Машей. Фрица при этом переименовывать не стали.
Чайковский считается признанным мастером опер. Самые известные – пушкинские «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Еще при жизни композитора они успешно ставились не только в России, но и за рубежом. Обращение к сюжету «Онегина» многие связывают с личными обстоятельствами жизни композитора, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Таким образом, личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы. Долгое время Чайковский не верил в успех «Евгения Онегина», называя эту оперу скромным произведением, написанным по внутреннему увлечению.
Сюжет пушкинской повести «Пиковая дама» во многом был изменен композитором. У Чайковского в основе лежит не мистика, не простое сумасшествие главного героя из-за желания обогатиться, а социальная драма. Композитор, изменив время действия повести, добавив любовный элемент, превратил пушкинское произведение в тонкую социально-психологическую трагедию о социальном неравенстве.
Опера о любви слепой девушки «Иоланта» была заказана Чайковскому в 1891 году директором Императорских театров и стала последней в творчестве композитора. В ней уже зрелый автор вновь обращается к философии. Во время работы над произведением Чайковский увлеченно изучает философские сочинения Спинозы. Благодаря этому ему удается донести до слушателя идею разума, нравственности и чистоты.
«Гроза» и «Снегурочка»
Еще два известных произведения Петра Ильича Чайковского связаны с творчеством русского драматурга Александра Островского. Композитор был почитателем его творчества. В итоге родились увертюра «Гроза» и музыка к спектаклю «Снегурочка».