самое лучшее метро в россии

Московское метро признали лучшим в России

Московское метро — лучшее в России, а петербургское — самое худшее. К такому выводу пришло Общероссийское объединение пассажиров, которое специально для Общественной службы новостей оценило комфортность и доступность подземного транспорта в городах РФ.

Эксперты проверили метрополитен в семи городах: Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске. Оценивали по 11 параметрам, включая стоимость поездки, отзывы в СМИ и соцсетях, наличие интернет-сервисов и доступность. За каждый из них метро начисляли баллы по 10-балльной шкале. Затем вывели среднюю оценку.

Сформировался следующий рейтинг: Москва набрала 5,89 баллов и завоевала первенство, за ней последовали Казань, Самара и Нижний Новгород, получившие «чуть выше четверки». После них идут Новосибирск, набравший 3,9 балла, и Екатеринбург — 3,4 балла. А Санкт-Петербург, получивший 3,1 балла, оказался на последнем месте.

По словам главы Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, питерское метро получило столь низкую оценку из-за следующих проблем: «Достаточно дорогое метро, нет возможности оплатить поездку телефоном. Даже в метро Новосибирска эта функция есть. Слабая представленность в соцсетях, мало информации о метрополитене. Ряд жалоб вызывает то, что метро закрывается рано, в 11 часов вечера. Малое количество станций и возможностей пересадки. Люди хотят, чтобы метрополитен приходил в новые районы».

Источник

Топ самых красивых станций метрополитена России по версии РЖД-Партнера

самое лучшее метро в россии

Как ранее сообщал РЖД-Партнер, «Шушары» («Южная»), «Проспект Славы» и «Дунайская» должны открыться в декабре этого года. Но, по данным КРТИ, есть целый ряд трудностей: нехватка рабочей силы (почти в 4 раза меньше плана), рост кредиторской задолженности ОАО «Метрострой» перед поставщиками, сорван срок передачи площадок для выполнения благоустройства.

Пока чиновники решают вопрос с мозаикой, РЖД-Партнер выяснил, какие станции метро в российских городах считаются самыми красивыми. Отметим, что всего в России семь действующих систем метрополитена — в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске.

самое лучшее метро в россии

Расположенная на первой линии Петербургского метрополитена — Кировско-Выборгской — станция была открыта 15 ноября 1955 года. Этот день принято считать днем основания Ленинградского метрополитена, именно на эту станцию прибыл первый поезд. Глубина заложения «Автово» составляет всего 12 метров. Поэтому вместо эскалаторов пассажиры спускаются по винтовой лестнице.

Перекрытие зала поддерживают 46 колонн: 30 из них облицованы мрамором, остальные — декоративными пластинами из литого стекла. Станция «Автово» оформлена в теме обороны Ленинграда: на фасадах наземного павильона станции — панно «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941-1943 годах», в наземном павильоне также панно «Защитники Ленинграда», а на торцевой стене центрального подземного зала — мозаика «Победа». На последней художники изобразили женщину с ребенком, сидящим на левом плече. Над головой у них лента с надписью «Миру мир», а у подножия пьедестала — «Наше дело — правое мы победили». Известно, что для мозаики использовалась смальта довоенных и дореволюционных запасов — красная, желтая, белая, оранжевая.

самое лучшее метро в россии

В конце 2011 года станцию внесли в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. В 2014 году издание Guardian включило «Автово» в список красивейших станций мира.

«Кировский завод» (Санкт-Петербург)

самое лучшее метро в россии

Названная из-за близости к Кировскому заводу станция Кировско-Выборгской линии была открыта 15 ноября 1955 года. Она является колонной трехпролетной станцией глубокого заложения (44 метра).

Главная тема оформления станции «Кировский завод» — развитие социалистической индустрии. По задумке авторов, она напоминает цех завода, залитый солнцем. Воссоздать эту идею помогают элементы декора — лепнина, горельефы, фризы, бюсты, решетки, барельефы индустриальной тематики, а также 31 пара колонн в два ряда в зале станции.

Они соединены между собой пологими арками. Над каждой колонной — алюминиевый картуш с индустриальной эмблемой. Все картуши посвящены темам индустрии: нефтяной, металлургической, каменноугольной промышленности и электрификации.

самое лучшее метро в россии

Сами стены и колонны «Кировского завода» облицованы светло-серым кавказским мрамором. Возле торцевой стены станции, на постаменте из красного гранита, установлен бюст Ленина, выполненный из бронзы. Хотя первоначально на этом места намеривались установить бюст Сергея Кирова.

Пол станции устлан красным гранитом в шахматном порядке.

Внимания заслуживает и наземный вестибюль станции. Он расположен в отдельном здании, которое имеет широкую лестницу и 44 колонны по периметру. В целом архитектура его напоминает древнегреческий храм.

В конце 2011 года станция «Кировский завод» была включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

самое лучшее метро в россии

Была открыта 15 ноября 1955 года. «Нарвская» является пилонной трехсводчатой станцией глубокого заложения (50 метров).

Главная тема архитектурно-художественного оформления станции Кировско-Выборгской линии — трудовая слава советского народа. Пилоны украшают позолоченные вентиляционные решетки.

А на 48 барельефах на пилонах изображены люди самых разных профессий во время Советской эпохи, к примеру, композиции: «Колхозники», «Литейщики», «Селекционеры», «Деятели искусств», «Текстильщицы», «Советские воины», «Строители», «Моряки», «Метростроевцы» и т.д.

Для оформления станции использовали несколько видов гранита и мрамора. Пол зала станции устлан плитами красного и серого гранита.

До 1961 года на торцевой стене было большое мозаичное панно «Сталин на трибуне». Но его демонтировали.

На дверях кабельных шкафов в путевых стенах — декоративные решетки с надписью «1955» в честь года строительства станции «Нарвская».

Стоит отметить, что «Нарвская» — единственная станция Петербургского метрополитена, которая имеет путевое развитие, но не является пересадочной или конечной.

В конце декабря 2011 года «Нарвская» была включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

самое лучшее метро в россии

Расположенная на Кольцевой линии станция была открыта 14 марта 1954 года. «Киевская» представляет собой пилонную трехсводчатую станцию глубокого заложения (53 метра).

Центральную часть посадочного зала украшает белый свод. С боковыми частями она соединяется параболическими арками. Они украшены характерным для украинской архитектуры 17 века лепным жгутом.

Мозаичными панно из смальты украшены 18 пилонов станции. Главная тема в оформлении — история Украины и дружба двух народов, российского и украинского. К примеру, на стенах в мозаике можно увидеть Переяславскую раду во главе с гетманом Богданом Хмельницким 8(18) января 1654 года, Пушкина на Украине, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова и Шевченко в Петербурге, ленинскую «Искру», провозглашение Советской власти Лениным в Смольном в октябре 1917 года, Освобождение Киева Советской Армией 1943 года, Социалистическое соревнование металлургов Урала и Донбасса, тракторную бригаду первой МТС и т.д.

Большое панно с мозаичным портретом Ленина в центре лепнины в виде флагов расположено на торцевой стороне центрального зала. Вокруг композиции — строки гимна СССР.

Интересный факт: в Советское время на «Киевская» в мозаиках можно было увидеть 7 профилей Сталина. Но после развенчания культа личности, их решили убрать.

самое лучшее метро в россии

Станция Замоскворецкой линии, названная в честь поэта Владимира Маяковского, была открыта 11 сентября 1938 года. «Маяковская» является первой в мире колонной станцией глубокого заложения (34 метра).

Ее характеризует трехнефный колонный зал, колонны и арки станции отделаны полированной нержавеющей сталью, а обрамление арок выполнено из мраморовидного известняка.

Главное украшение станции — мозаичные панно из смальты. Они размещены в куполах и созданы по эскизам советского живописца и народного художника СССР Александра Дейнеки. Одно из 35 мозаичных панно было утеряно. Темы остальных, к примеру, «Два самолёта и цветущая яблоня», «Парашютист», «Планеры», «Прыжок лыжника», «Сосна», «Статуя девушки с веслом», «Чайки», «Домна» и т.д.

Пол станции выложен геометрическим орнаментом из трех сортов мрамора: красным, желтым и оливковым («газганом», «салиети» и «садахло»).

Интересно, что сначала станцию хотели назвать «Триумфальная площадь», затем «Площадь Маяковского». Бюст великого поэта появился здесь только в конце 1950-х годов. В военное время (в частности во время авиационных налетов) станция использовалась как бомбоубежище.

Станция «Маяковская» имеет статус памятника архитектуры, а с 2001 году «Маяковская» была включена в список памятников истории и культуры местного значения.

самое лучшее метро в россии

Станция, расположенная внутри Кремлевского холма, была открыта 27 августа 2005 года, в канун празднования 1000-летия Казани. Это односводчатая станция мелкого заложения (5 метров). «Кремлевская» имеет одну платформу и два вестибюля — южного и северного направления.

Главная тема станции «Кремлевская» — Казанский Кремль. В перронном зале сводчатый потолок украшен мозаичными фресками с изображением фантастических животных и дракона Зиланта. Его кованую скульптуру установили перед входом в метро в 2005 году.

Стены перронного зала оформлены в виде зубчатых кремлевских стен с десятью башнями, которые стилизованы под крепостные (по 5 с каждой стороны). Тематический характер носят и сюжеты мозаичных панно на стенах в арочных проемах. Мозаика изображает виды Казанского и Булгарского ханств периода средневековья.

«Московская» (Нижний Новгород)

самое лучшее метро в россии

Станция, построенная как колонная мелкого заложения (10 метров), была открыта 20 ноября 1985 года. Любопытно, что «Московская» является самой большой станцией в стране. Она представляет собой единственную совмещенную пересадочную станцию двух линии нижегородского метрополитена. Кроме того, пока в России это единственная пятипролетная станция.

Путевые стены отделаны красным и белым мрамором, узоры которого образуют зубцы Московского Кремля. Кассовые залы украшены четырьмя тематическими панно у лестничных маршей. Они выполнены в технике флорентийской мозаики и изображают историю и современность столицы.

Красным и серым гранитом выложен пол станции метрополитена.

самое лучшее метро в россии

Колонная станция мелкого заложения (глубина заложения — 17,5 метров) была открыта 26 декабря 1993 года. Она расположена на одной из основных транспортных магистралей Самары — улице Юрия Гагарина.

Главная тема станции — космос. Темно-синие стены станции облицованы плиткой, которая образует панно на космическую тему. Они изображают звездное небо.

По задумке авторов, колонны выполнены в виде сопел ракет, раструбы которых устремлены вверх. У пассажиров они должны ассоциироваться с космическими ракетами. На потолке — плафоны сферической формы. Пол станции устелен гранитом.

Добавим, что в самом центре станции «Гагаринская» находится сооружение — застекленная площадка, как задел под переход на несуществующую линию.

«Проспект Космонавтов» (Екатеринбург)

самое лучшее метро в россии

Конечная станция 1-й линии екатеринбургского метрополитена была открыта 27 апреля 1991 года и названа по одноименному проспекту в городе. «Проспект Космонавтов» является колонной станцией трехпролетного мелкого заложения (глубина — всего 6 метров).

«Проспект Космонавтов» считается самой северной станцией метро в Азии и самой загруженной северной станцией в Азии.

Главная тема станции — космос, звездное небо. Помимо элементов декора, ассоциацию у пассажиров в призваны вызывать, в том числе сложные светоцветовые контрасты. Так, свет от люстр из круглых кессонов (углубления) на потолке отражается в стали зеркальных колонн и путевых стенах. Они, в свою очередь, отделаны украинским лабрадоритом и мрамором черного цвета с белыми прожилками из кварцита. Все вместе это сочетание как раз и напоминает звездное небо.

Светильники выполнены в форме сопел космического корабля.

Есть данные, что в разработке оформления станции принимал участие музыкант Вячеслав Бутусов.

Источник

Опубликован рейтинг метрополитена среди российских городов

27 июля 2020, 00:01 — Общественная служба новостей — ОСН Общероссийское объединение пассажиров специально для Общественной службы новостей провело исследование и оценило, насколько комфортно и доступно метро в городах России. Первой в рейтинге оказалась Москва, …

Общероссийское объединение пассажиров специально для Общественной службы новостей провело исследование и оценило, насколько комфортно и доступно метро в городах России. Первой в рейтинге оказалась Москва, а меньше всего баллов набрало метро Санкт-Петербурга.

Всего в рейтинг вошли семь городов России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Екатеринбург и Новосибирск. по Эксперт общественного совета при Минтрансе России и Общественной палаты России оценивали, насколько метро доступно, какие способы оплаты проезда там есть, как тяжело в нём ориентироваться и сколько платят пассажиры за поездку. В основу рейтинга легли объективные показатели. Всего учитывались 11 параметров.

Цена проезда и удобство платежа

По цене поездки самым дорогим оказалось метро Москвы (57 рублей), а следом за ним — Северной столицы (55 рублей). Следом расположились метро Самары и Екатеринбурга с ценой в 32 рубля. При этом в столице Урала нет никаких скидок владельцам транспортных и иных карт. Самыми дешёвым оказались метро Нижнего Новгорода и Новосибирска. За одну поездку там просят всего 28 и 25 рублей, соответственно. В последнем случае проезд по карте «Мир» обойдётся пассажиру всего в 20 рублей.

Больше всего льгот на проезд оказалось у метрополитена Москвы — пять. По четыре льготы оказалось в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Новосибирске. Замыкают список города с тремя льготами на проезд — Казань и Екатеринбург.

Москва обошла и другие города по способам оплаты проезда. В столице их оказалось семь: карта «Тройка», бесконтактная оплата банковской картой, брелком, автомат на одну поездку, единая карта, мобильный билет, Apple Pay и Google Pay. Кроме того 5 баллов набрал и Новосибирск: там в метро можно проехать используя жетон, транспортную карту, бесконтактную оплату банковской картой, Apple Pay или Google Pay.

Все остальные города из списка располагают лишь тремя способами оплатить поездку: жетонами, транспортной или банковской картой.

СМИ и интернет

По соотношению позитивных и негативных сообщений в СМИ питерское метро оказалось на последнем месте — оно получило 4 балла из возможных 10. Следом за ним идут метро Новосибирска и Екатеринбурга — 5 баллов. Столица и в этом критерии одержала верх, набрав 8 баллов. Остальные города получили по 6.

При этом хоть как-то с обращениями в соцсетях работают только в Москве (3 балла) и Питере (1 балл). Остальные города не получили ничего. Столица отличилась и по количеству сервисов для пользователей: метрополитен предлагает мобильное приложение и сайт, в то время, как другие города располагают только сайтами.

Схожая ситуация обстоит и с группами в социальных сетях. Здесь две столицы получили по 1 баллу, в отличие от других участников, оставшихся без баллов. При этом, метро Санкт-Петербурга использует для информирования Youtube-канал, которого нет у метро Москвы.

Доступность для пассажиров

Самым первым критерием в этом разделе стала личная оценка доступности для инвалидов и комфорта метро, по мнению общественного совета при Минтрансе России и Общественной палаты России.

Самую лучшую оценку получила Москва. Столица набрала 6,8 баллов, значительно обогнав ближайших конкурентов — Казань и Самару, набравших всего по 5,4 балла. От метро этих городов немного отстали Нижний Новгород (5,2) и Новосибирск (5). Замкнули семёрку Санкт-Петербург и Екатеринбург (3,9) — метрополитен здесь оценили неудобным и сложным для ориентации.

Все города из рейтинга, кроме Самары и Екатеринбурга, получили по 1 баллу за наличие в подземке Wi-Fi.

Чаще всего поезда ходят в Москве — за интервал движения в 2,5 минуты столица получила 5 баллов. По 4 балла заработали Санкт-Петербург и Новосибирск. Там интервал движения составил 4 минуты. Дольше всего придётся дожидаться поездов в других городах — кроме Казани с интервалом движения в 8 минут, поезда приходят каждые 10 минут.

На предпоследней позиции метро Санкт-Петербурга оказалось по оценке времени работы — оно получило всего 2 балла, выиграв только у метро Новосибирска (1 балл). Такую низкую оценку они получили из-за того, что работают до 23:00 часов, в то время, как другие метрополитены закрываются позже. Самое продолжительное время работы оказалось у Москвы (с 5:30 до 1:00) и Нижнего Новгорода (с 5:10 до 00:15).

Кто в хвосте?

Всего, по итогам рейтинга, московское метро набрало 5,89 баллов, заняв первое место. А на месте главного аутсайдера оказалось метро Северной столицы — ему удалось набрать лишь 3,195 баллов. Ближайший соперник, Екатеринбург, набрал на 0,3 балла больше.

Казань, Самара и Нижний Новгород получили чуть выше четвёрки, а вот Новосибирск незначительно отстал от них, набрав всего 3,9 балла.

По словам главы Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, питерское метро получило такую низкую оценку из-за недовольства населения.

Люди хотят, чтобы метрополитен приходил в новые районы

«Достаточно дорогое метро, нет возможности оплатить поездку телефоном. Даже в метро Новосибирска эта функция есть. Слабая представленность в соцсетях, мало информации о метрополитене. Ряд жалоб вызывает то, что метро закрывается рано, в 11 часов вечера. Малое количество станций и возможностей пересадки. Люди хотят, чтобы метрополитен приходил в новые районы», – перечислил недостатки Зотов.

Авторы рейтинга отметили, что готовы передать каждому метрополитену аналитику, полученную в ходе составления рейтинга. И, кроме того, даже предложить конкретные решения имеющихся проблем.

Как сообщала Общественная служба новостей ранее, в московском метро проведут эксперимент по снижению цен и построят новую линию из 9 станций. А урбанист рассказал, как изменится облик города после пандемии.

Источник

7 красивых станций российского метро, которые находятся не в Москве

самое лучшее метро в россии

«Комсомольская площадь» в Челябинске

самое лучшее метро в россии

Проект Челябинского метрополитена был запущен в 1992 году и должен завершиться в 2025. Первая станция «Комсомольская площадь», расположенная под проспектом Ленина, создавалась по проекту архитектора Николая Шумакова. Изначально станция должна была быть украшена колоннами, но в 2010 году «Метрогипротранс» пересмотрел проект и ее сделали односводчатой с лаконичным дизайном.

«Московская» в Нижнем Новгороде

самое лучшее метро в россии

Это пересадочная станция в Канавинском районе между Сормовско-Мещерской и Автозаводской линиями Нижегородского метрополитена. Станцию открыли в 1985 году, а название дали по находящемуся рядом Московскому вокзалу. Отделка «Московской» выполнена белым и красным мрамором в узорах по аналогии с зубцами Кремля, а на полу выложен серый и красный гранит.

«Площадь Габдуллы Тукая» в Казани

самое лучшее метро в россии

Метро в Казани открыли в 2005 году, оно состоит из одной линии и одиннадцати станций. Местные жители особенно выделяют станцию, построенную в честь Габдуллы Тукая, татарского народного поэта и общественного деятеля (1886–1913). Стены станции украшены мозаичными панно, всего их 22, и на каждом изображены сюжеты и герои из произведений Габдуллы. Оформление выполнено по эскизам Байназара Альменова, Баки Урманче, Рушана Шамсутдинова и других видных казанских художников.

«Ботаническая» в Екатеринбурге

самое лучшее метро в россии

Станция открыта в ноябре 2011 года в Чкаловском районе, пока это самая новая из конечных станций. Она запоминается оригинальным оформлением потолка, сделанным в виде пчелиных сот — светильников в форме правильных шестиугольников. Они создают мягкий, теплый свет и отражаются в отделанных металлом колоннах. Автор проекта — архитектор Спартак Зиганшин. По его словам, местные жители связывали дизайн новой станции с приездом Дмитрия Медведева, в шутку напоминая, что «мишки очень любят мед».

«Гагаринская» в Самаре

самое лучшее метро в россии

Станцию назвали по одноименной улице, под которой она расположена. По проекту Юрия Мусатова и Алексея Панина дизайн отражает космическую тематику: колонны сделаны в виде ракетных сопел, раструб которых упирается в потолок. «Гагаринскую» освещают плафоны сферической формы, а панно на стенах изображают звезды и планеты.

«Обводный канал» в Санкт-Петербурге

самое лучшее метро в россии

Станцию оформили в стиле промышленной архитектуры Обводного канала, а в качестве архитектурных элементов использовали водозащитные зонты. Стены станции облицованы итальянским мрамором и отделаны стеклянными панорамными картинами более 300 метров в длину, созданными при помощи лазерной печати. По обеим сторонам платформы изображены набережные правого и левого берега канала до революции: заводы, машинные фабрики, мосты и церкви. К открытию станции в 2010 году в городе выпустили именные жетоны, сразу ставшие предметом коллекционирования.

«Сибирская» в Новосибирске

самое лучшее метро в россии

Станция открыта в 1987 году, но часто фигурирует в восторженных отзывах туристов и местных жителей наравне с новейшими вестибюлями. Эта трехпролетная колонная станция оформлена по проекту Владимира Голямова и Александра Бондаренко, которые хотели «выразить характер Сибири». На стенах расположены восемь мозаичных панно — по четыре с каждой стороны: «Люди и горы», «Воды Сибири», «Леса Сибири», «История Сибири», «Хлеб Сибири», «Цветы Сибири», «Недра Сибири» и «Север».

Источник

Метро Москвы, стран СНГ и Европы: Кто строит лучше?

Московский метрополитен в последние годы растёт очень быстрыми темпами. Масштабное развитие этого вида транспорта — ответ на нынешние потребности мегаполиса. О том, как этот процесс идёт в Москве, а также в крупнейших городах Европы и странах СНГ, наш материал

Жизнь Москвы представить без метро попросту невозможно. Так было и десятилетия назад, так есть и сейчас. Однако город рос, вышел за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), и к нему добавились новые густонаселённые районы. Увеличенный пассажиропоток стал дополнительной нагрузкой на существующие линии метро, и это изрядно осложнило дорожное движение на подступах к конечным станциям.

Эта проблема вынудила власти Москвы не только начать глобальный проект подземного переустройства столицы, но и построить Московское центральное кольцо (МЦК) с поездами на поверхности. Не говоря уже о строительстве новых станций под землёй.

самое лучшее метро в россииФото: www.globallookpress.com

Европейское метро — старейшее на планете. Самое первое метро было открыто в Лондоне ещё в XIX веке, и британцы по праву считаются законодателями мод в метростроении. В частности, именно в Лондоне для строительства тоннелей впервые использовался проходческий щит. Конечно, свои масштабные проекты метрополитена были и есть в Берлине и Париже, других крупнейших европейских мегаполисах.

В странах СНГ, бывших союзных республиках, метро строилось преимущественно во второй половине XX века — Киев, Минск, Баку, Тбилиси. Столицы республик — тоже крупные мегаполисы, которые сегодня активно развиваются. Однако как эта работа идёт там, что делают в европейских столицах и в Москве?

Москва

Следует сразу оговориться во избежание двусмысленности: такого бурного развития метро, как сегодня в Москве, нет ни в одной стране мира. Именно Москва показывает пример того, как самый центр столицы может быть легко связан с отдалёнными районами. Но заслуга метростроевцев состоит не только в этом. Инженерная мысль проектировщиков пошла гораздо дальше: столичные власти ведь бьются не только за то, чтобы обеспечить транспортную доступность отдалённых районов, но и за сокращение времени в пути, за организацию удобных пересадочных контуров. То есть в зависимости от направления поездки из отдалённого района должно вести несколько маршрутов с удобными пересадками на другие линии.

«Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина» был открыт 15 мая 1935 года и с тех пор стал основой транспортной системы столицы. Сейчас его доля в перевозках пассажиров в городе составляет 56% и неуклонно растёт. Каждый день на метро ездят более семи миллионов человек, а в иные будние дни эта цифра переваливает за девять миллионов. И это бесспорное первое место в мире.

самое лучшее метро в россииФото: www.globallookpress.com

В Московском метро 14 линий, включая монорельс и МЦК. Их протяжённость — 440 километров, из которых 381 километр — это непосредственно метро, 54 километра — МЦК и ещё пять километров — монорельс. Всего в Московском метро 261 станция, по которым ежедневно пропускается 12 тысяч поездов. И это при минимальном интервале движения в 90 секунд.

По интенсивности движения и объёму перевозок Московский метрополитен занимает первое место в мире. Аналогов не существует. По другим показателям наше московское метро также находится стабильно в первой тройке. Как развивалось метро в последнее десятилетие?

Мэр Москвы Сергей Собянин дал старт масштабной программе строительства метро в 2012 году. В 2015 году подземка дотянулась до Новой Москвы — на Сокольнической («красной») линии была открыта станция «Румянцево». В 2016 году «красная» ветка была продлена до «Саларьево». В том же 2016 году был реализован невероятный по масштабам и задачам проект — Московское центральное кольцо. Эта часть метро стала надземной, пассажиров перевозят поезда «Ласточка». Теперь москвичам нет смысла ехать с одной радиальной линии метро на другую через центр, можно пересесть на МЦК, сократилось и время в пути, а к тому же некоторые районы получили новые станции.

Казалось бы, сложно представить себе более масштабный проект, и в Москве едва ли может появиться нечто подобное. Однако «Румянцево» и «Саларьево» были лишь первыми станциями в Новой Москве, тогда как огромные по населению районы Солнцево и Новопеределкино оставались отрезанными. Но метро шло и туда. В 2018 году был открыт впечатляющий участок новой «жёлтой» линии — Солнцевской. В перспективе обе «жёлтые» линии должны быть соединены вместе, образовав Калининско-Солнцевскую линию, которая станет самой длинной во всей московской подземке.

самое лучшее метро в россииФото: www.globallookpress.com

Вообще, сам факт открытия метро в Новой Москве сложно переоценить. Юго-западное направление изнывало от пробок на Боровском и Киевском шоссе, а новые станции «жёлтой» ветки в итоге прошли вдоль «Боровки», существенно разгрузив дорожное движение. В 2017 году на участке новой «жёлтой» линии были открыты станции «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». В 2018 году — ещё сразу семь новых станций до «Рассказовки». Кстати, эта станция примечательна тем, что на колоннах в вестибюле расположены QR-коды, при помощи которых можно скачать на свой телефон или планшет произведения классиков русской литературы. Сама станция выдержана в соответствующем «литературном» стиле.

Северный участок этой линии стал также первой частью, пожалуй, самого амбициозного проекта развития Московского метрополитена — Большой кольцевой линии (БКЛ). По заявлению столичных властей, эта линия позволит каждому пассажиру сэкономить до 30 минут на одной поездке. Длина БКЛ составит 70 километров, откроется 31 новая станция. Завершить проект планируется в 2022 году. Итого у Москвы будет аж три кольца: кольцевая линия, МЦК и БКЛ.

Наконец, нельзя не сказать о том, что Московское метро считается самым чистым в мире и подземкой с самой красивой архитектурой. Если вы живёте в Москве, то наверняка видели экскурсии туристов на станциях «Площадь Революции», «Театральная», «Новослободская» и других. И, конечно, метро Москвы — это большой повод для гордости.

Лондон

самое лучшее метро в россииФото: www.globallookpress.com

Метро в Европу пришло раньше, чем в Россию. Старейшая на планете подземка — Лондонское метро, знаменитый британский «тьюб» (англ. «tube» — труба). Первая линия была открыта в 1863 году, и тогда протяжённость метро составляла всего 3,6 километра и семь станций. Поезда тогда двигались на паровой тяге, то есть на угле. Для пассажиров это было незавидным удовольствием, так как короткая поездка в подземке делала их совершенно чёрными от сажи.

Сегодня Лондонское метро перевозит более миллиарда пассажиров в год. В метро 11 линий и 270 станций, общая протяжённость линий — более 400 километров. В Лондоне также есть «лёгкое» беспилотное метро, доставляющее пассажиров через Темзу.

В мае 2018 года власти британской столицы одобрили проект строительства нового тоннеля под Темзой в районе лондонских доков. Линия должна будет войти в транспортную развязку близ знаменитой «О2 Арены» и связать Королевские доки с полуостровом Гринвич. Этот тоннель должен разгрузить существующий ныне «Бэкволл»-тоннель. Проект должен быть завершён к 2023 году.

Всего в Лондонском метро сейчас строятся шесть новых станций: «Электростанция Баттерси» (Battersea Power Station), «Кассиобридж» (Cassiobridge), «Найн Элмс» (Nine Elms — «Девять вязов», название района на юго-западе Лондона), «Уотфорд Хай-стрит» (Watford High Street — по названию железнодорожной станции), «Уотфорд Джанкшен» (Watford Junction) и «Уотфорд Викаридж Роуд» (Watford Vicarage Road, станция вблизи домашнего стадиона футбольного клуба «Уотфорд»). О метро столицы Великобритании можно говорить очень много, отмечая его особенности, новшества и сохранение облика «старого доброго» Лондона, однако это тема для отдельной статьи. Главное в том, что в Лондоне, конечно, не идёт такой масштабной стройки метро, как в Москве.

самое лучшее метро в россииФото: www.globallookpress.com

Берлин

Подобно Лондонскому метро, подземка Берлина также является старейшей, хотя она и существенно моложе британской. Берлинский метрополитен был открыт в 1902 году, и в его проектировании принимал участие знаменитый основатель немецкой компании Siemens Вернер фон Сименс.

В Берлинском метро 173 станции и девять основных линий. Десятая линия U55 имеет длину всего 1,4 километра и насчитывает три станции. Эта линия должна стать частью «пятой» линии U5. Протяжённость всех линий — 151,7 километра, в год берлинская подземка перевозит более 500 миллионов пассажиров. Кстати, до московских интервалов движения немцам далеко — поезда ходят один раз в 3–5 минут.

Метро столицы Германии (U-Bahn) отличается от других метрополитенов тем, что серьёзно интегрировано с системой городских электричек (S-Bahn). И, как на МЦК в Москве, пассажиры могут воспользоваться наземной и подземной частями, оплатив всего одну поездку.

История метро Берлина имеет множество ярких и драматичных страниц. Как и метро Москвы, подземка была бомбоубежищем в годы Второй мировой войны, а накануне взятия Берлина метро серьёзно пострадало от англо-американских бомбёжек — было затоплено более 60 километров тоннелей. Движение поездов было восстановлено затем благодаря усилиям русского коменданта Берлина Николая Берзарина. Были у метро свои потрясения и в период Берлинской стены, разделившей город на западную и восточную части.

Сегодня метро Берлина почти не развивается. Часть экспертов винят в этом конкуренцию за финансирование между U-Bahn и S-Bahn. В целом же городские власти удовлетворены транспортной доступностью районов города, то есть в бурном развитии подземки просто нет необходимости. Ветки и так уже дотянулись до окраин: Потсдама, Бернау и других пригородов.

самое лучшее метро в россииФото: www.globallookpress.com

В марте 2019 года Сенат Берлина принял новый план развития городского транспорта на ближайшие 15 лет. Инвестиции в проект оцениваются в 28 миллиардов евро. Эти средства пойдут, разумеется, не только на метро, а на весь городской транспорт столицы.

Метро может быть расширено по шести разным направлениям. Например, до районов Виттенау и Меркишес Фиртель на север от Берлина. Жителям этих районов власти обещают метро уже не одно десятилетие.

Париж

Парижский метрополитен — один из старейших метрополитенов в Европе. Он был открыт 19 июля 1900 года к Всемирной выставке. Однако большинство линий в центре Парижа были построены к 1920 году.

самое лучшее метро в россииФото: www.globallookpress.com

В метро Парижа 14 линий, не считая двух коротких веток «3-бис» и «7-бис», которые будут объединены в новую линию. Длина всех тоннелей — 220 километров, всего построены 302 станции. Пассажиропоток парижской подземки — 4,5 млн пассажиров в день. Это 10-е место в мире и третье место в Европе.

В отличие от Берлина, метро Парижа имеет планы серьёзного расширения. И планы эти в некотором смысле сопоставимы с планами метро Москвы. В 2009 году тогдашний президент Франции Николя Саркози представил план глобального расширения метро столицы. Он включал в себя строительство четырёх новых линий и создание ещё одной ветки на основе линий «3-бис» и «7-бис».

Самой масштабной должна стать «Линия 15» протяжённостью 75 километров, в которую войдут 36 новых станций. Линия будет вводиться в строй постепенно в период с 2020 по 2030 год. Эта линия будет, по сути, кольцевой. Также сейчас строится «Линия 16», в которую войдут 10 новых станций. Её длина составит 25 километров, а ввод в строй ожидается к 2023 году. Эта ветка протянется до северного предместья Парижа Сен-Дени-Плейель.

«Линия 17» (девять станций, 25 километров) должна быть сдана в 2025-2030 годах и соединит северо-восточную коммуну Ле-Мениль-Амло с Сен-Дени-Плейель, а также с аэропортами Ле Бурже и Шарля де Голля. «Линия 18» (13 станций, 50 километров) соединит аэропорт Орли с Версалем через станцию ​​«Масси-Палезо» на юге от Парижа. «Линия 19» (14 станций, пять километров) станет объединением двух других коротких линий.

самое лучшее метро в россииФото: www.globallookpress.com

Можно сказать, что сегодняшний Париж, как и Москва, озабочен транспортным соединением центра и окраин. И немаловажной частью является улучшение транспортной доступности аэропортов наподобие того, как метро Москвы должно вскоре дотянуться до «Внуково».

Киев

Развитие подземки в советских республиках шло рука об руку со строительством метро городов нынешней России. Своя подземка есть в Киеве, Тбилиси, Минске, Баку и других столицах ныне независимых государств-членов СНГ и уже вышедших из этого объединения республик.

Киевский метрополитен — первый на Украине и третий в Советском Союзе, был открыт 6 ноября 1960 года и состоял всего из пяти станций. Сегодня Киевское метро — это 52 станции и три линии общей протяжённостью около 70 километров (Святошинско-Броварская, Оболонско-Теремковская, Сыроецко-Печерская).

Метро связывает две части столицы Украины, разделённые Днепром. По загруженности киевское метро на постсоветском пространстве уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу и перевозит около 500 миллионов человек в год. В столице Украины находится самая глубокая в мире станция — «Арсенальная» (Святошинско-Броварской линии), она располагается на глубине 105,5 метров.

Бурное развитие киевского метро приходится на советские годы и домайданный период, то есть до 2014 года. За годы «незалежности» метрополитен Киева прирос 18 станциями. Последняя из них — «Теремки» — введена в эксплуатацию октябре 2013 года, незадолго до госпереворота.

самое лучшее метро в россииФото: www.globallookpress.com

Дальнейшие перспективы киевского метро весьма туманны. Ещё в 2004 году столичная горадминистрация утвердила амбициозный проект строительства четвёртой линии метро — Подольско-Выгуровской. Первую очередь из восьми станций планировалось открыть в 2017 году, но из-за тяжёлого экономического положения строительство отложили на неопределённое время.

Та же история с продлением существующих линий. Несколько станций уже построены, но стоят в запустении, поскольку не сделаны выходы наружу. «Киевметрострой» вынужден искать работу в других городах, основная часть коллектива сейчас не работает и находится в вынужденных отпусках.

Минск

Минская подземка — одна из самых молодых в бывшем СССР, девятая по счёту, имеет две линии общей протяжённостью 37,3 километра и 29 станций. По загруженности (290 миллионов человек в год) занимает четвёртое место в СНГ после Москвы, Санкт-Петербурга и Киева.

самое лучшее метро в россииФото: www.globallookpress.com

Первая линия, Московская, открылась в июне 1984 года, в канун 40-й годовщины освобождения Минска от фашистских захватчиков, и включала в себя восемь станций. К настоящему времени она разрослась до 15 станций. Вторая линия, Автозаводская, введена в строй в конце декабря 1990 года. Первоначально она состояла всего из пяти станций, а сейчас их уже 14. В 2013 году начались подготовительные работы по строительству третьей линии метро — Зеленолужской (14 станций). Первую очередь планируется открыть в 2020 году.

Баку

Бакинское метро занимает пятое место в СНГ по протяжённости (36,7 километров) и пассажиропотоку (около 230 миллионов человек в год). Состоит из трёх линий и 25 станций. Это пятый по счёту метрополитен в Советском Союзе, первая линия открылась для пассажиров в 1967 году, вторая — в 1968 году. Третья, состоящая всего из двух станций, — в 2016 году.

После распада СССР строительство Бакинского метро полностью остановилось, и первая новая станция появилась только в декабре 2002 года, через 11 лет после обретения Азербайджаном независимости. В дальнейшем развитие бакинской подземки шло медленно, но верно. С 2006 года ежегодно реконструировались или вводились в строй по одной или две станции.

Ближайшие перспективы развития метро в Баку связаны с продолжением строительства третьей линии, а это ещё 10 новых станций. Они будут вводиться в строй постепенно начиная с 2020 года. В Азербайджане в 2010 году принята государственная программа 20-летнего развития Бакинского метрополитена, где расписаны три приоритетных направления по продлению действующих и строительству новых линий метро.

самое лучшее метро в россииФото: www.globallookpress.com

Азербайджанским метростроителям придётся немало потрудиться, чтобы за оставшиеся 11 лет довести число станций до 76, линий — до пяти, а протяжённость метро увеличить до 119 километров. То есть возвести 51 новую станцию и проложить около 80 километров новых подземных путей.

Тбилиси

По советским нормам, метро строили только в городах-миллионниках. Но в Тбилиси подземку ввели в 1966 году, когда население не достигло и 800 тысяч человек. Тбилисское метро стало четвёртым по счёту в СССР. А вот Минску удалось добиться строительства метро только к 1984 году, когда в городе родился уже полуторамиллионный житель. Таковы были приоритеты советской власти. Ныне Грузия — не член СНГ, однако рассмотрение подземок на постсоветском пространстве без Тбилиси было бы неполным.

Тбилисское метро — это две линии протяжённостью 27,3 километра, 23 станции. За год подземка перевозит около 114 миллионов пассажиров. Строительство метро в грузинской столице практически заморожено, хотя население давно перевалило за миллион. За последние 20 лет в строй введена лишь одна станция. Ещё одна — только в планах. Но Тбилиси не до нового строительства, сохранить бы уже имеющееся, а с этим есть проблемы. Так, в январе 2018 года на станции «Варкетили» полностью обвалилась конструкция подвесного потолка, ранения получили полтора десятка человек, хотя за полгода до ЧП станцию капитально ремонтировали.

Московский бум

самое лучшее метро в россииФото: www.globallookpress.com

И хотя мы рассмотрели далеко не все метрополитены соседей России и стран Европы, уже очевидно, что таких темпов расширения, как в Москве, нет нигде. Дело даже не в объёме финансирования и не в сроках. Именно в Московском метрополитене во главу угла ставится вопрос не только транспортной доступности, но и сокращения времени в пути.

Москва — один из самых загруженных мегаполисов мира. Для жителей столицы время в пути — это приоритет. МЦК и БКЛ призваны решить эту задачу. В перспективе метро дотянется до аэропорта «Внуково», тесно свяжет Новую Москву и запад города с востоком.

Из рассмотренных примеров сравниться с московским бумом может лишь Париж. И то проекты новых линий в столице Франции не предполагают такой мощной транспортной интеграции по кольцевому принципу, как это будет реализовано в Москве.

Поэтому метро Москвы является лидером не только по пассажиропотоку в СНГ и Европе, но и по проектам, которые сокращают время поездки. Власти Москвы обещают, что после реализации проекта БКЛ метро рядом с домом будут иметь 90% москвичей. Наше метро в Москве — бесспорно, самое красивое. Немецкие или британские станции аскетичны, тогда как в столице России под землёй можно попасть в совершенно иной мир, окружённый волшебными колоннами и мозаиками, залитыми ярким светом. Даже новые станции — смелые и красивые дизайнерские проекты, а не типовые, как в других странах. И именно поэтому Московский метрополитен уникален, как и уникальны его планы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *