самое лучшее дерево для гитары

Дерево для гитар – какое лучше?

На протяжении веков гитары создают из дерева, однако это не просто дань традициям или нежелание развивать технологическую сторону инструмента. Напротив, любые разновидности дерева для гитар являются наиболее выигрышным вариантом по множеству причин. Речь идет не только о звучании и звукоизвлечении, но и о технических аспектах производства и использования инструмента.

В случае с классическими и акустическими гитарами материал играет очень большую роль. Именно от правильности его выбора будет зависеть конечный звук, его сила, полнота, насыщенность. Конструкционно гитара устроена таким образом, что при щипке струны, звук сначала попадает во внутреннюю полость инструмента, там он резонирует о стенки корпуса и затем выходит наружу, набрав должную силу и богатство звучания.

Особенности звучания дерева и других материалов

Древесина позволяет добиваться лучшего эффекта звучания, ведь сам материал обладает определенной плотностью, но при этом имеет натуральную пористую структуру, характер которой неизменно отражается на звучании.

Совершенно неслучайно более дорогостоящие гитары от известных брендов звучат намного мощнее, богаче и глубже. Надо понимать, что их стоимость складывается не столько из популярного имени производителя, сколько из более дорогой породы и сложной технологии ее предварительной обработки.

С начала XX века было много экспериментов по созданию гитар из других материалов, начиная с металлов, и заканчивая синтетическим пластиком различного типа. К сожалению, ни один другой вариант, не может предоставить владельцу такого приятного и хорошо узнаваемого звучания, кроме самого дерева.

В то же время может показаться, что для электрогитар материал корпуса важен не так сильно. За звукоизвлечение здесь отвечают звукосниматели, и в каком-то смысле это правда. Однако корпус также участвует в процессе формирования звука, от него напрямую зависит сустейн и множество иных нюансов.

Не стоит забывать и о технических характеристиках дерева, значительно опережающих большинство своих конкурентов. Правильно обработанное и подготовленное дерево для гитар обладает достаточной прочностью и долговечностью, при этом оно имеет довольно комфортный вес. С ним намного легче и проще работать в плане подготовки и обработки. И это, не говоря уже о том, что чисто с эстетической и тактильной точки зрения древесина имеет привлекательный внешний вид и на ней просто приятно играть, касаясь пальцами теплой палисандровой, а не холодной металлической или пластиковой накладки на гриф.

Из какого дерева делают гитары?

Дерево для музыкальных инструментов может очень сильно отличаться, и обычно стоимость инструмента как раз и зависит от выбранной породы. Настоящие профессионалы всегда имеют несколько любимых сортов и без проблем различают их на слух.

Для того чтобы узнать, какое лучше дерево для гитар, стоит более детально рассмотреть самые популярные породы, используемые для создания инструментов. Все они имеют какие-то свои особенности, не говоря уже о способах обработки и подготовки, так что необходимо всегда иметь в виду, что гитары из одной и той же породы у разных производителей могут иметь несколько разные оттенки звучания.

Ольха (Alder)

Ольха совсем неспроста пользуется такой большой популярностью, ведь ее применяют повсеместно, как при производстве бюджетных, так и более дорогих гитар. Среди преимуществ ольхи выделяют:

самое лучшее дерево для гитары

Это значит, что при должном мастерстве, музыкант сможет играть на ней музыку в диаметрально противоположных стилях с одинаковой глубиной и сочностью. За такую универсальность породу очень любят мастера из Ibanez и Washburn.

Плюсом является еще и то, что ольха имеет очень светлый и яркий оттенок, который великолепно смотрится под прозрачным глянцевым лаком. Эту породу можно назвать одной из самых сбалансированных и универсальных.

Липа (Basswood)

Липа практически также универсальна, как и ольха, она обеспечивает хороший сбалансированный звук, а сама древесина еще и хорошо поддается обработке. Это довольно легкая порода, достаточно пористая и в каком-то смысле даже мягкая, из-за чего ее необходимо покрывать толстым слоем качественного лака.

В плане звука липа особенно характерно выделяет основной тон, из-за чего инструменты из нее выбирают соло гитаристы. Сама древесина имеет преимущественно бежевый тон с резкими прожилками, так что для получения красивой текстуры мастерам приходиться приложить немало усилий.

самое лучшее дерево для гитары

Болотный ясень (Swamp Ash)

Болотный ясень является прекрасным примером постоянного творческого поиска производителей лучших гитарных брендов. На протяжении многих лет при создании гитар активно использовался северный ясень. Однако его южный болотный собрат быстро доказал свою уникальность и удобство в плане обработки, из-за чего сейчас почти повсеместно используют именно эту разновидность породы.

Сорт болотного ясеня произрастает в болотистой местности на юге США и является более легким и пористым по сравнению со своими видовыми аналогами. С ним легче работать, но при этом из-за уникальной структуры он еще и восхитительно резонирует по всему диапазону.

Это значит, что гитара с такой декой подарит вам очень теплый, чистый и в некотором смысле даже пронзительный звук. При этом болотный ясень позволяет очень хорошо раскрывать и читать басы, из-за чего его часто используют именно для создания бас-гитар.

самое лучшее дерево для гитары

Одной из важных деталей, связанный с болотным ясенем является тот факт, что древесина этого дерева очень неравномерна, а ее плотность и пористость часто не позволяют выбрать однородные части даже для одной гитары. У крупных производителей имеются свои особенности выдержки и обработки породы, но выбирая подобный инструмент, стоит послушать несколько вариантов, так как каждый из них может иметь ощутимо разный звук.

Красное дерево (Mahogany)

Красное дерево для гитар совершенно не случайно является лучшим решением для музыкантов, предпочитающих играть в действительно тяжелых стилях. Ведь из-за своей высокой плотности они способно подарить вам очень плотный и сочный звук без провисаний.

С помощью подобных гитар можно добиться извлечения плотной и мощной звуковой стены, что в целом не отменяет общего разнообразия звучания. В итоге гитары с декой из красного дерева ценятся за хорошую атаку и теплый, в каких-то моментах даже бархатистый обволакивающий звук.

При этом сама порода имеет превосходный внешний вид и при обычном покрытии матовым или глянцевым лаком смотрится очень дорого и оригинально. Красноватый оттенок в сочетании с темными полосами создает должный визуальный эффект. Такой внешний вид как раз неплохо соответствует подходящим тяжелым стилям и пониженным гитарным строям. Также стоит отметить, что красное дерево в целом оказывается тяжелее большинства аналогов и это также стоит учитывать при выборе.

самое лучшее дерево для гитары

Орех (Walnut)

Если вы ищите теплый глубокий звук с ярко выраженными средними и высокими частотами, тогда вам стоит присмотреть для себя инструмент из ореха. Они встречаются не слишком часто, но обладают определенными преимуществами.

В частности, орех имеет:

Правда за это придется расплачиваться довольно большим весом самой деки.

самое лучшее дерево для гитары

Клен (Maple)

Клен весьма разнообразен, но в качестве дерева для гитар обычно используют две его основные разновидности.

Грифы из клена пользуются большой популярностью из-за своей жесткости, красивого внешнего вида, хорошего сопротивления любым нагрузкам и высокого уровня защиты от влаги или температурных факторов.

самое лучшее дерево для гитары

Тополь (Poplar)

Довольно распространенная и недорогая древесная порода, из которой производят достаточно недорогие гитары. Среди важных отличительных особенностей тополя можно выделить довольно небольшой вес и простоту обработки.

Тем не менее, дерево довольно плотное, с большими порами и универсальным звуком. Оно не порадует вас какими-то выдающимися особенностями, но в то же время не будет провисать. Тополь хорошо передает бас, имеет очень светлый древесный оттенок, и редко встречается в чистом виде без цветного лака.

самое лучшее дерево для гитары

Палисандр (Rosewood)

Довольно дорогое, красивое и сложное в обработке дерево, крайне редко выступающее материалом для деки. Сама древесина имеет насыщенный шоколадный оттенок с множеством тонких темных прожилок. Палисандр отличается высокой плотностью и некоторой маслянистостью, из-за чего звук получается немного приглушенным с бархатистыми обволакивающими плотными низами.

Обычно только деки дорогих и эксклюзивных моделей выполнены из этой породы, а вот в качестве накладки или материала для грифа ее используют повсеместно по двух причинам:

самое лучшее дерево для гитары

Подведем итоги

Детально разобрав основные виды дерева для музыкальных инструментов, мы выяснили их главные особенности, на основании которых вы сможете сформировать список собственных предпочтений. Зная, как выбрать дерево для гитар, вам все равно стоит потратить определенное время на прослушивание приглянувшихся моделей, особенно с учетом того, что некоторые породы могут довольно сильно отличаться даже в рамках одной гитарой серии.

Также при выборе стоит уделить внимание материалу грифа, притом в электрогитарах это даже важнее, чем в акустиках. Два основных варианта тут это красное дерево и клен.

Клен встречается чаще, имеет очень равномерную плотную структуру и хорошо переживает все негативные факторы окружающей среды. Он не боится высокой влажности, повышенных и низких температур, а также выдерживает впечатляющие статические и динамические нагрузки. С точки зрения звука, клен практически никак не влияет на него, добавляя лишь небольшой приятный звон и не искажая тон, что очень важно.

Что же касается красного дерева, то оно в целом немного более долговечно, по сравнению с кленом, и имеет свой яркий характер. С ним вы сможете добиться большего сустейна, а все звуки будут более мягкими, не слишком резкими, размеренными.

Мы перечислили далеко не все возможное виды дерева, так как в серийном производстве оказываются, задействованы даже довольно редкие и экзотические породы, такие как венге, зирикот, эбеновое дерево, падук, либа, коа, и многие другие. Теперь вы будете знать с чего начать свой выбор, а поэкспериментировав с различными инструментами сами составите свои личные впечатления и обзаведетесь фаворитами, с которыми ваше звучание будет безупречным.

Источник

Акустические свойства музыкальной древесины, опыт 5: ещё 10 пород и 2 новых модели гитарных усилителей

самое лучшее дерево для гитары

Привет, Хабр! В предыдущем опыте мы выяснили, что дерево почти не влияет на звук. не то что электрогитары, но даже самого дерева, если сигнал пьезозвукоснимателя обрабатывается моделью усилителя Peavey 5150 с определёнными настройками. Тогда как в модели усилителей Fender и Mesa Boogie F100 звучания пород древесины прекрасно различимы, и на слух, и по показаниям анализатора частотного спектра на быстром преобразовании Фурье.

Сегодня посмотрим и послушаем звук ещё десяти пород дерева с моделями двух других гитарных усилителей: Marshall JTM45 и Diezel VH4. Дополнительно подключим на выход пьезодатчика осциллограф, чтобы увидеть амплитуду сигнала и её динамику, то есть, время затухания, сустейн, зависящий от добротности, или Q — quality-фактора образца.

Чем может объясняться невозможность различить звучание разных гитар во многих миксах и треках, в том числе некоторых видео, которые якобы доказывают несостоятельность понятия тонвуда или так называемой деревянной теории звука?

Сегодня проверим, зависит ли эта различимость от уровня гейна, или от чего-то другого. Ведь красный канал педальки Valeton Coral Amp хайгейновый, а зелёный с малым усилением. Сегодня настроим эти каналы на моделирование других усилителей, и узнаем, что будет.

В прошлый раз мы услышали и увидели на графике спектра, что определённые форманты пород древесины, которые принято использовать для накладок грифа, ярко и даже яростно прорезаются через частотный спектр сигнала, даже модели хайгейн канала Peavey 5150. Наиболее резкими оказались пау ферро, они же проявили максимальный микрофонный эффект. Видимо, неспроста знатоки говорят, что накладка грифа влияет на то, как звук электрогитары прорежет микс, то есть, будет читаться среди всего частотного спектра.

Почему до сих пор стучу в деревяшки без струн и электромагнитного датчика? — Потому что и без струн узнаём много нового о музыкальном дереве и гитарном усилении. Струны, возможно даже, с «волчками», (неприятными воющими модуляциями колебаний), будут скоро, но не сегодня. Сегодня будут 10 новых пород древесины и как всегда, несколько старых, для референса.

На зелёном «чистом» канале сегодня у нас модель винтажного Marshall JTM45, на красном хайгейновом модель модернового, митольного Diezel VH4. Предусиление установим на максимум, громкость на такой уровень, чтобы не сильно отличаться от чистого сигнала пьезодатчика, все регуляторы тембра на середину.

В качестве осциллографа воспользуемся карманным FNIRSI-5012H, полюбившимся многим за доступность и полосу пропускания 100 МГц, (хотя для спектра аудиосигнала она не так актуальна). Установим ждущую развёртку с перезаписью экрана по каждому триггеру, цену делений 100 мВ и 1 мс.

▍ Ольха

Амплитуда сигнала 676 милливольт. Это вполне достаточно для гитарного усилителя. Время затухания 6 миллисекунд, далее идёт послезвучание около 2 кГц.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

Спектр ольхи мы хорошо помним, и модель JTM45 его не искажает. Все пики остались, только немного сдвинулись влево.

Так взаимодействуют резонансные контуры, и потому регуляторы тембра считаются интерактивными, то есть, взаимодействующими: они не только поднимают или снижают уровень той или иной частотной полосы, но и смещают её. Материалы инструмента, звукосниматели, шнур, педали, усилитель, кабинет, микрофон, — это последовательность фильтров, через которые проходит гитарный сигнал.

самое лучшее дерево для гитары

Кабинет «фокусирует» звук в гитарном диапазоне.

самое лучшее дерево для гитары

Модель VH4 внезапно делает то же самое, что и кабинет.

самое лучшее дерево для гитары

Кабинет снижает подъём басов и сильно режет высокие.

У липы преобладает послезвучание вчетверо более низких частот (около 500 Гц), чем у ольхи.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

На графиках хорошо видно, как усилитель и кабинет последовательно «фокусируют» звучание, сохраняя его особенности.

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

То же самое делает и модель VH4 с её кабсимом, только более акцентированно.

▍ Ясень

Уровень сигнала и время затухания зашкаливают. Напомню, что это не мягкий болотный, а твёрдый ясень.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

▍ Обече (абачи, вава)

Сигнал глуше, чем у других пород древесины.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

▍ Сукупира

Видим мощный сигнал и долгий сустейн во всех областях спектра.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

▍ Макоре, вишнёвое махагони

самое лучшее дерево для гитары

Вот это поворот! Уровень сигнала и сустейн буквально зашкаливают по сравнению с предыдущими образцами. Неспроста разные махагони ценятся как материал грифов и корпусов электрогитар. И это не просто какие-то неуловимые интуитивные чувства при прослушивании записи, а фиксируется показаниями приборов и может быть выражено в цифрах. К махагони надо будет потом вернуться, а пока идём дальше.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

В сравнении с предыдущим клёном, более акцентирован липовый пик.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

Нет, мы не забыли измерить и взвесить образцы, и рассчитать плотность. Просто захотелось поставить два клёна рядом.

самое лучшее дерево для гитары

▍ Вишня

Семейство розовые. Плотность 485. В гитаростроении встречается редко. В музыке применяется чаще всего в язычковых духовых инструментах, например, турецких. Вспомнилось, саксофон по классификации — это деревянный инструмент, потому что создающая исходные звуковые колебания трость деревянная. Влияет ли она на звук? Уж наверное, коль скоро саксофонисты, кларнетисты и так далее уделяют столько внимания тростям.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

▍ Берёза

Семейство берёзовые. Плотность 581. Растёт в России повсюду, применяется везде, изредка и в гитаростроении. Например, верхние деки некоторых классических гитар производителя Saga. Зато очень ценится как материал корпусов кабинетов, то есть, акустического оформления громкоговорителей, из-за природного резонанса на низких и высоких частотах, которые динамикам воспроизводить особенно трудно. Потому берёзу называют «натуральным эквалайзером».

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

▍ Ироко

Африканский дуб, нигерийский тик, он же ороко, осан, мвуле, одум, камбала, руле морейра. Слова из какого-то вуду. Произнося это, как бы не вызвать ничего лишнего. Семейство тутовые. Плотность 621. Благодаря звонкости, используется в музыкальном инструменте чалапарта, название которого, хоть и звучит как бы по-индийски, но принадлежит баскам северной Испании и юго-западной Франции. В гитаростроении ироко применяется, например, мастерами Анатолием Прохорчуком и Евгением Кудрявцевым из Санкт-Петербурга.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

▍ Карагач, или каргач, вяз мелколистный

Семейство вязовые. Плотность 662. Произрастает в юго-восточной Азии, на Кавказе, в средней полосе России. У древесины очень эффектный рисунок с трёхмерным эффектом, можно просто засматриваться. Фактура рельефная. Применяется в гитарах Khmelevsky.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

▍ Тик, teak, тектона

Название намекает на то, что из этого дерева можно построить многое. Произрастает в Юго-Восточной Азии, семейство яснотковые. Древесина бархатистая, имеет благородный матовый блеск и терпкий аромат старой кожи. Судя по плотности 707, мой образец из старого дерева, а не с плантации.

Кроме штурвала крейсера Аврора, по неподтверждённой легенде, искажающего звучание тонвуда струнных инструментов в некотором радиусе вокруг себя, (видимо, потому Ленин предпочитал играть на терменвоксе,) из тика сделаны акустическая тревел гитара FLIGHT TR-1000 и мост Убэйн в Мьянме длиной более километра, построенный примерно в 1850 году. Это самый длинный и старый деревянный мост в мире. Можно купить такую гитару, поехать туристом на этот мост и сыграть на нём что-нибудь, сделать замечательные фото и видео. Но в комментариях кто-нибудь обязательно напишет, что материал моста не влияет на мост.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

▍ Американский орех

А именно, чёрный орех, black walnut. Семейство ореховые. Плотность 720. В 1629 году был ввезён в Европу. Успешно культивируется в Средней полосе России и на Урале, где ради упрощения ремонта дороги спиливают исторические даурские лиственницы. Плоды съедобны. Текстура дерева интересная. Используется в акустических гитарах Martin, Lindo Neptune SE.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

▍ Дуб, oak

Семейство буковые. Плотность 722. Использован в тонблоке и топе знаменитой полуакустической электрогитары Red Special Брайана Мея.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

▍ Бук, beech

Семейство буковые. Плотность 735. Растёт повсеместно в умеренных широтах Евразии и Северной Америки. Прочная, тяжёлая древесина. Где она только не применяется? При обработке паром прекрасно гнётся без растрескивания, потому используется в венских стульях и других изделиях с гнутыми деталями. Как минимум, чувствительность к влажности накладывает определённые ограничения для применения в музыкальных инструментах. Встречается в советских электрогитарах, применяется в мастерской Northstar Guitars.

самое лучшее дерево для гитары

На осциллограмме виден интересный эффект «сложенной волны» (folded wave) в послезвучании.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

▍ Лайсвуд или лейсвуд

Змеиное дерево, оно же шёлковое дерево, silky oak, — очень плотное и тяжёлое австралийское дерево с фактурой змеиной кожи, что очень пригодится и для глэм-металла, и для тяжёлой музыки с мистической атмосферой. И вообще красиво. Относится к экзотическому семейству протейных, куда входит орех макадамия. Плотность 962. Применяется в акустиках и укулеле Lichty guitars, басах Wyn Guitars, электрогитарах Poznysh Guitars, не говоря об ограниченных сериях Ibanez USA Custom Exotic Wood, Charvel SD-65 San Dimas Style, ESP M-II Hardtail Lacewood. Это дерево не только музыкальное, но и спортивное: знатоки бильярда ценят «эластичность» кия из лейсвуда, которая отчётливо чувствуется в игре.

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары

самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары
самое лучшее дерево для гитары

▍ Выводы

Итак, несмотря на очень разные уровень гейна и формирование тембра, в модели усилителей Marshall JTM45 и Diezel VH4 характерные обертона разных пород дерева прекрасно различимы. Что и требовалось… нет, не доказать, а выяснить. Я вижу и слышу всё это вместе с вами. Мне интересно получать и осмыслять опытные данные.

Меня упрекают за упоминание фендеровского стекла и прочих художественных наименований. Но опыты были бы неполными и неинтересными без контекста: что за дерево, какой плотности, в каких музыкальных инструментах и иных целях применяется, что говорят о нём ценители электрогитары. Это не слепые тесты. Здесь мы слышим и видим, во что и как я стучу, как закреплен датчик, через что и в каком режиме подключен, видим график частотного спектра, а сегодня и осциллограмму.

По уровню ослабления сигнала тепловыми потерями, проявляющемуся в амплитуде сигнала пьезозвукоснимателя, длительности послезвучания и его гармоническому составу можно понять физические основы, приведшие к возникновению иерархии гитарных пород древесины.

Из сегодняшних образцов, наиболее популярных для корпусов электрогитар, рекордсменом по амплитуде и сустейну стало вишнёвое махагони макоре. Махагони — одна из самых желанных групп пород древесины для многих музыкантов. Отчасти потому, что на гитарах из этого дерева играют многие кумиры и звёзды рока, металла, блюза. Красное дерево ещё и красивое, престижное, не очень тяжёлое. Но Gibson и другие компании и лютье выбрали его не только поэтому. А прежде всего потому, что оно даёт тёплый звук с мощным сустейном.

Ясень, ольха, липа идут далее друг за другом. У липы больше сустейна, чем у ольхи, но он глуше, то есть, беднее гармониками. Зато богат гармониками и звонок, высокодобротен клён, потому и используется на топы и грифы, включая накладки (фретборды).

Кленовый топ на махагони у Gibson Les Paul, на липе в форме щита («лопаты») у Music Man Majesty. Les Paul — подписная модель Лестера Пола, (о чём многие не помнят), Majesty — Джона Петруччи из Dream Theater, (и эта гитара настолько хороша, что всё более и более становится стандартом, как когда-то Лес Пол).

Разные музыканты предпочитают для разных звучаний разные сочетания древесины: красное дерево с топом или без него, ольху, ясень, липу. Накладка из палисандра даёт более тёплый звук, чем эбони. Из пау ферро — более резкий. Выбор древесины ещё и зависит от калибра струн и их натяжения, то есть, строя, так как эти факторы влияют на добротность струны как колебательной системы, взаимодействующей с грифом и декой гитары.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *