самая лучшая симфония рахманинова

Семь лучших произведений Рахманинова

самая лучшая симфония рахманинова

Композиции Рахманинова были последними представлениями о романтическом стиле в России. Рахманинов родился в музыкальной семье и с девяти лет учился игре на фортепиано в консерватории в Санкт-Петербурге. Несмотря на огромный размах его рук, его техника была точной и ясной. Его невероятные навыки пианиста делают его сочинения одними из самых трудных для виртуозных пианистов.

В этой статье мы рассмотрим семь замечательных произведений Рахманинова.

Прелюдия до-диез минор соч. 3 № 2

Хотя «Прелюдия до-минор» была менее популярной, чем его более поздние работы, но благодаря этому произведению Рахманинов завоевал большую часть своей ранней популярности и эта прелюдия часто исполнялась на “бис”. Эта работа была написана еще до его окончания консерватории в Санкт-Петербурге в 1891 году.

Концерт для фортепиано с оркестром Op. 18 № 2

Рахманинов сочинил свой второй фортепианный концерт после особенно низкого периода, профессионального и эмоционального, подстегнутого трудным восприятием его первой симфонии. Эта пьеса, как известно, трудна для исполнения (не каждый может сыграть 12 клавиш пианино одной рукой!) И была посвящена его терапевту, доктору Николаю Далю, который призвал его снова начать сочинять, несмотря на приступы депрессии.

Прелюдия соч. 23 № 5

Одна из 24 частей этого цикла, № 5, – это короткая, мелодичная и деликатная прелюдия. Плавающая мелодия, которая постепенно набирает обороты, показывает что-то идиоматическое в стиле Рахманинова и, возможно, даже тонкие воспоминания о фортепианной музыке Дебюсси.

Богородице Дево, радуйся из Всенощного бдения

Это запоминающееся произведение основано на известном тексте Аве Мария, взятом из Всероссийской православной церемонии. Текстура плотная и достигает эмоционального апогея.

Прелюдия соч. 32 № 7

Эта прелюдия приобретает таинственные очертания благодаря повторяющемуся пунктирному ритмическому мотиву. Тональная неоднозначность постоянно просит слушателя интерпретировать, фантазировать, размышлять.

Остров мертвых (1908)

Эта атмосферная оркестровая пьеса демонстрирует легкость, с которой Рахманинов смог вызвать чувство присутствия с помощью музыкальных средств (тональная живопись). Вдохновленные картиной Арнольда Боклина, оркестровые цвета отражают звуки волн и весла, встречающихся с темными водами, в характерно позднем романтическом стиле.

Музыкальный момент (1829)

Этот набор сольных фортепианных пьес похож на миниатюры: каждый момент в музыке присутствуют уникальные отрывки и звучат как отдельные интроспективные миры. Миниатюрный размер этих произведений показывает более скромную сторону обычного бравурного виртуозного стиля Рахманинова.

Источник

10 самых известных произведений Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов, гениальный пианист и композитор, выходец из дворянской фамилии, стал одним из самых ярких символов российского музыкального наследия во всем мире.

После революции 1917 года он был вынужден эмигрировать в США, где и провел последнюю треть своей жизни. Однако произведения Рахманинова и тогда были очень популярен в Америке, Европе и СССР.

Давайте вспомним 10 известных произведений Рахманинова — одного из самых знаменитых отечественных композиторов, чей талант был признан на мировом уровне.

10. Пьеса-фантазия соч.3 №4 «Полишинель»

Пьеса-фантазия соч.3 №4 «Полишинель» — это довольно раннее сочинение Рахманинова, написанное им в 1892 году. «Полишинель» входит в цикл, состоит из пяти пьес общей продолжительностью около 21 мин.

Они впервые были исполнены в 1892 году. Произведение посвящалось Антону Аренскому — преподавателю Рахманинова по композиции.

Все пьесы цикла, включая «Полишинель» считаются одними из самых исполняемых работ прославленного композитора в студенческой среде. При этом ценность их заключается не только в способствовании развитию техники правой руки исполнителя, но и в формировании образцового представления композиторского мышления.

В «Полишинели» излюбленные Рахманиновым «колокольные» мотивы соединяются с упорными поступательными ритмами, характерные для марша, которым суждено было стать ключевыми во всем творчестве великого мастера.

9. Этюд соль минор, соч.33 №8

Само название сочинения Этюд соль минор, соч.33 №8, которое сам автор дал пьесам своего нового цикла, говорило о том, что здесь соединились оригинальные технические задачи с горячим стремлением к красочному живописанию при помощи звуков. Оба этих мотива, мелькавших уже ранее в прелюдиях Рахманинова, выступают в этом сочинении с еще большей образностью и рельефностью.

Здесь, как и в других сочинениях этого периода, нашли свое отражения мысли и переживания композитора о дальнейшей судьбе России, горячий протест против неотвратимого приближения чего-то действительно угрожающего.

8. Пьеса-фантазия соч.3 №2 «Прелюдия»

В первый раз на большой сцене сцене произведение Пьеса-фантазия соч.3 №2 «Прелюдия» прозвучало в 1892 году, и сразу же стало невероятно популярным. Даже через много лет, когда Рахманинов уже эмигрировал в Штаты, прелюдия оставалась актуальной и очень известной.

Каждое американское интервью Рахманинова, обязательно сопровождалось вопросом, касающимся прелюдии. И однажды, утомившись от расспросов на эту тему, Рахманинов сказал, что просто сочинил музыку, и не нужно настойчиво искать в ней программный замысел.

7. Симфония №1


Произведение Симфония №1 для самого авторы было чем-то вроде второй попытки попробовать свои силы в этом жанре. В 1890—1891 гг., в его завершающий год обучения в консерватории, Рахманинову было предложено одним из преподавателей сочинить симфонию.

Рахманинов также отмечал, что ни один из преподавателей, услышавших симфонию, не был в восторге от работы молодого композитора. Возможно, это было связано с отсутствием своего стиля, к тому времени еще не сложившегося у Рахманинова.

Премьера симфонии пришлась на 15 марта 1897 года в Санкт-Петербурге. Дирижёром тогда был прославленный Александр Глазунов.

К сожалению, в этот вечер Рахманинов испытал тяжкое разочарование, ведь его произведение потерпело полный провал. Критики приписывали автору эклектизм. Кроме того, большинство из них сошлось в том, что сочинение было недоработанным.

Эта неудача очень надломила Рахманинова — композитор оставил сочинительскую деятельность почти на три года. Это произведение в течение очень долгого времени оставалось неизданным, а партитура считалась утраченной.

Уже после смерти композитора, в 1944 году, удалось найти оркестровые голоса симфонии, благодаря чему была восстановлена и партитура сочинения. Второй раз мир увидел симфонию только в 1945 в Москве. На этот раз она имела оглушительный успех.

Одна часть сочинения, продолжительностью около 12 минут, увидела свет только в 1947 году, и называлась «Юношеская симфония».

6. Фортепианный концерт №3


Фортепианный концерт №3 — это знаменитейшее произведение автора было закончено в 1909 году. По сей день оно считается одним из самых часто исполняемых сочинений Рахманинова.

Композиция славится своим техническим требованием к пианисту и объективно является одним из самых сложных произведений в стандартном фортепианном жанре. Сочинение было написано на даче Рахманинова в Ивановке.

Третий фортепианный концерт представляет собой пик творчества композитора периода второй половины 1900-х годов. Этим произведением он как бы завершает и подводит итог в этой сложной драматической полосе творческих поисков. И при этом, концерт не содержит тех изъянов, которые имели место в предшествовавшим ему сочинениях автора, написанных в других жанрах.

5. Вокализ, соч.34 №14


Вокализ, соч.34 №14 — это сочинение Рахманинова увидело свет в 1912 году в качестве заключительной из его «Четырнадцати песен, опус 34». Созданная специально для голоса, она не содержит слов, а исполняется на одном только гласном звуке. Произведение автором посвящалось Антонине Неждановой.

В оригинальной версии композитор указывает, что сочинение может исполняться как сопрано, так и тенором, хотя чаще всего отдается предпочтение именно сопрано.

За всю свою историю вокализ был транспонирован на несколько других тональностей, что обеспечило возможность исполнителю избирать для себя наиболее удобную.

4. Симфонические танцы


Сочинение Симфонические танцы создавалось композитором в очень непростой период его жизни, можно сказать, на очередном жизненном изломе.

За несколько лет, которые Рахманинов провел в эмиграции, у него успел сложиться определенный режим гастрольной деятельности, с обязательным перерывом в летний период.

Начиная с 1931 года, семья мэтра проводила каждое лето на вилле «Сенар» в Швейцарии. В этом месте Рахманинов не только приходил в себя после насыщенного гастрольного сезона, но и работал над новыми музыкальными произведениями. С началом Второй мировой войны, планы мастера кардинально изменились.

Лето 1940 года Рахманинов провел вблизи Нью-Йорка. Здесь, мучаемый переживаниями о дочери, которая осталась в оккупированном немецкими войсками Париже, за рекордно короткий срок Рахманинов создал последнее в своей жизни симфоническое произведение.

3. Симфония №2


Рахманинов очень хотел поразить российскую публику еще своей Первой симфонией, написанной им в 1895 году, поэтому ее оглушительный провал стал причиной депрессий и дли­долгого творческого упадка.

Симфония №2 увидела свет в январе 1908 года в Санкт-Петербурге под управлением автора. А уже через месяц ее представили в Москве. К счастью, на этот раз симфоническое сочинение Рахманинова имело огромный успех и попало в список лучших произведений.

2. Рапсодия на темы Паганини


Композитор работал над произведением Рапсодия на темы Паганини на вилле Сенар (Швейцария) летом 1934 года. Премьера сочинения состоялась в Lyric Opera House в Балтиморе уже 7 ноября того же года.

В этой завораживающей музыке ностальгия по прошлому на Родине сочетается с откровенной «дьявольщиной». Не зря Рахманинов добавил в неё мотив «Dies irae».

1. Фортепианный концерт №2


Сочинением Фортепианный концерт №2, написанным в самом начале XX века, и другими произведениями, созданными в этот период, Рахманинов навсегда вписал свое имя в ряд величайших мастеров мировой музыки. Эра творческих исканий осталась позади, начался период продуктивной работы.

Второй концерт занял особое место во всем творчестве композитора, став чуть ли не самым узнаваемым его сочинением. И это случилось не только за счет невероятной мелодичности и выразительности композиции, но и благодаря тому, что здесь Рахманинов несравнимо ярко смог воплотить те состояния радостного предвкушения и творческого взлета, которыми были поглощены широкие слои общества Российской Империи на пороге XX века.

Посвящено произведение было известному в то время врачу Николаю Далю, во многом благодаря усилиям которого, Рахманинов смог прийти в себя после провала Первой симфонии и вернуться к сочинительству после долгого «застойного» периода.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Источник

9 лучших произведений Рахманинова Сергея Васильевича

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Великий композитор был страстно верен традициям русской музыки. При этом он сумел внести в нее нечто новое, создав неисчерпаемую силу для развития и обогащения русских музыкальных традиций. Почти полувековой творческий период Рахманинова пережил настоящую эволюцию. Но, несмотря на изменения творческого облика композитора, сохранилось его цельность, узнаваемость. Среди простых слушателей Рахманинов был популярен благодаря страстной, невероятно захватывающей лирике, правдивости и поэтичности музыкального выражения. Вашему вниманию самые известные произведения именитого классика.

Гений русской классики: лучшие произведения Рахманинова

НоминацияместоПроизведениерейтинг
Обзор лучших произведений Рахманинова1Опера «Алеко»4.2
2Поэма «Колокола»4.3
3Фортепианный концерт №24.4
4Рапсодия на тему Паганини4.5
5Сюита «Симфонические танцы»4.6
6Опера «Скупой рыцарь»4.7
7Опера «Франческа ди Римини»4.8
8«Вокализ», соч. 34 №13, для голоса в сопровождении фортепиано4.9
9Фортепианный концерт №35.0

Опера «Алеко»

В Малом зале столичной консерватории есть доски с именами выпускников, окончивших высшее музыкальное заведение с золотой медалью. В их числе и Сергей Рахманинов, окончивший консерваторию с отличием в качестве композитора. Его дипломной работой и стала опера «Алеко», основанная на пушкинской поэме «Цыгане».

Одноактная лирико-психологическая опера была написана Рахманиновым просто блестяще. Это юношеское произведение (молодому композитору было в ту пору 19 лет) заслужило восхищенное внимание Чайковского, который всячески содействовал постановке оперы и даже попросил у Рахманинова разрешения показывать «Алеко» вместе с собственной оперой «Иоланта».

Рахманинов был невероятно увлечен своей дипломной работой и создал ее за рекордно короткий срок – всего 17 дней. Это свидетельствовало о страстной поглощенности творчеством и недюжинном таланте молодого человека. Либретто для «Алеко» написал знаменитый театральный деятель Немирович-Данченко.

Эталонным исполнением главной партии в опере – роли Алеко – считается друг Рахманинова, легендарный русский бас Шаляпин. Любопытно, что его первое воплощение в этом произведении было довольно странным: он загримировался под Пушкина. Дело в том, что первое представление оперы «Алеко» пришлось на 100-летний юбилей со дня рождения великого русского поэта, драматурга и прозаика, а сам Шаляпин отождествлял Пушкина с Алеко.

Премьера оперы состоялась в апреле 1893 года на сцене Большого театра в Москве. Спектакль прошел очень успешно. Присутствовавший на премьере Чайковский аплодировал так, что чуть не выпал из ложи.

Следует учитывать, что в либретто пушкинская поэма сильно сокращена: был оставлен лишь момент мучительной ревности и трагическая развязка. Действие оперы начинается очень активно, моментально вводя в напряженную ситуацию. Тем не менее либреттист сумел ухватить основную мысль поэмы: приведшее к конфликту столкновение далеких от цивилизации цыган и гордого, одинокого Алеко, бежавшего из «неволи душных городов» и страстно мечтающего обрести покой под покровом кочевников. Алеко был проклят своим обществом и цыганам он также приносит несчастье, за что они его отвергают и он снова одинок.

Поэма «Колокола»

Уникальное произведение, и, безусловно, одно из самых известных в творчестве композитора было написано в тот период, когда Рахманинов только делал наброски совсем другой музыкальной работы. Но летом 1912 года он получил анонимное письмо, в котором говорилось о том, как идеально подходит для написания музыки стихотворение Эдгара По «Колокола» в переводе Бальмонта и, соответственно, прилагался его текст.

Стихотворение действительно заинтересовало композитора, и он сразу же принялся за работу, причем трудился, по воспоминаниям самого автора, «с лихорадочным жаром». Композиция впоследствии стала одной из самых любимых в «копилке» Рахманинова, что неудивительно, ведь его с детства завораживал колокольный звон. Имя автора письма стало известно только после смерти композитора. Им оказалась Мария Данилова – ученица виолончелиста Букиника.

Уже после выхода произведения Мариэтта Шагинян – советская писательница, с которой Рахманинов делился своей творческой жизнью, раскрыла странное посвящение поэмы. Оно было сделано уже некоторое время спустя после публикации: «Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме».

Дело в том, что Метнер – русский пианист, композитор довольно прохладно встретил выход поэмы Рахманинова. А спустя некоторое время, на репетиции концерта Бетховена между ним и дирижером Менгельбергом, возник конфликт, закончившийся отказом первого от участия в концерте. Это случай взбудоражил музыкальную общественность.

Поэма Эдгара По состоит из 4 частей. Такую же структуру имеет и музыкальное произведение: это четыре картины различного настроения, воссоздающие разные этапы человеческой жизни. Первые две посвящены звучанию бубенцов и свадебному колокольному звону – веселые, безмятежно счастливые. Остальные две возвещают о пожаре и похоронах – пронизаны страхом, печалью, трагичны. Поэма «Колокола» была написана для трех смешанного хора и трех солистов в сопровождении оркестра.

Фортепианный концерт №2

Именно со второго концерта для фортепиано Рахманинова начался новый век в музыке. Это произведение прозвучало словно могучий набат после 3-летнего перерыва, связанного с неудачей первого симфонической композиции, растоптанной в пыль критиками и не понятой музыкантами. Современники услышали в Фортепианном концерте №2 голос времени: его напряжение, ощущение перемен, мощь.

После этого концертный жанр для Рахманинова становится основным: в нем полно, гениально и невероятно масштабно воплощаются все идеи композитора. Для него наступает новый этап в жизни. Рассматриваемое произведение посвящено известному столичному невропатологу и гипнотизеру Далю, который помог композитору укрепить нервную систему и восстановиться после морального потрясения от неудачи.

Именно после создания Фортепианного концерта №2 Рахманинов был поставлен в один ряд с гигантами русской музыки. Все сомнения, искания, неумение определить свой путь остались далеко позади. Концерт стал одним из самых популярных произведений великого русского гения благодаря художественной красоте, выразительности и, безусловно, мастерски воплощенному настроению радостного подъема, возбуждающего предвкушения грядущих ярких перемен.

Характерные черты гармонии, инструментовки 2-го концерта для фортепиано становятся определяющими для крупного творческого периода Рахманинова. Кстати, во втором фортепианном впервые проявился невероятный тандем лирической мелодики с варианто-попевочным развитием. Две основные тенденции русской музыки невероятным образом слились воедино благодаря уникальному мелодическому дару автора.

Рапсодия на тему Паганини

Произведение относится к ряду работ, созданных в поздние годы творчества Рахманинова. Это – уникальное сочетание «старого» стиля, использованного композитором как наследие века 19-го, и «нового» стиля, ознаменовавшего собой появление джаза, эстрадных жанров и элементов кардинально новой музыки. Современные автору критики отмечали невероятную виртуозность и яркость рапсодии. Сегодня, когда споры о «старомодности» композитора канули в небытие, произведение видится в ином свете.

Сам Рахманинов, известный как «хранитель» традиционных музыкальных ценностей, говорил: «прежде чем отправиться в новый мир…приложите…усилия…чтобы близко познакомиться со старым…». Он считал, что там еще «осталось ещё много возможностей».

Для рапсодии, написанной в виде вариации, Рахманинов использовал тему легендарного 24-го каприса для скрипки Паганини. Эта тема символизирует эпоху романтизма, и откровенно может считаться своеобразным «двойником» гениального Паганини, чей талант так и остался загадкой для современников.

Но практически в самом начале Рапсодии появляется и другая тема, позаимствованная Рахманиновым из другого не менее известного произведения эпохи Средневековья – католического песнопения Dies Irae («День гнева»). Она имела для автора особый, очень личный смысл, который раскрывается на протяжении всего творчества гения.

Обе темы, проявляющиеся в рахманиновской Рапсодии, несут в себе смысл «старой» музыки и постепенно начинают путешествие по разным стилям и жанрам. 24 вариации как 24 элемента увлекательного путешествия, полного событий, имеющего необычный конец, трактуемый каждым слушателем по-своему.

Сюита «Симфонические танцы»

Произведение создавалось в очень трудный для композитора период: началась Вторая мировая, и Рахманинов с супругой уехали из любимой Франции в США буквально за несколько дней до этого, а их дочь осталась и связь с ней быстро прервалась. Больше не было никаких мировых гастролей и летнего отдыха на вилле, по давно сложившейся в семье традиции.

Одолеваемый тревожными мыслями о судьбе своей дочери и всей Европы, о туманном будущем, Рахманинов в удивительно короткий срок создает последнее в своем творчестве симфоническое сочинение, которое первоначально называлось «Фантастические танцы». В последнем оркестровом произведении автором заложены явно автобиографические нотки. Первоначальным вариантом сюиты предполагались условные названия для каждой части программы: I – «День», II – «Сумерки», III – «Полночь».

Здесь очевидно речь шла не о времени суток, а об этапах человеческой жизни, причем начальным считалась пиковая стадия развития индивидуума. Впоследствии композитор отказался от идеи давать программные объяснения, и названия были убраны. Рахманинов посвятил сюиту Филадельфийскому симфоническому оркестру и его дирижеру Юджину Орманди.

И, наконец, последняя часть – центр всего произведения, невероятно яркий, мощный и масштабный. Слушая ее, ощущается стремительное движение к мрачному, полному ужаса видению смерти. Постоянно сменяют друг друга различные эпизоды: лирические, ужасные, волевые и мужественные. Борьба разных сил приводит к победе мужественного начала.

Опера «Скупой рыцарь»

Эта камерная опера довольно необычна: здесь нет ни малейшего светлого луча, ни одного женского образа, лирического начала, вставных номеров. В «Скупом рыцаре» все подчинено только золоту и скупости, все звучит мрачно и зловеще. Это – яркая трагедия. В 1903 году молодой, но уже завоевавший популярность композитор начинает работу над новым произведением, решив взять за основу маленькую одноименную трагедию Пушкина. Рахманинов практически не вносил изменения в текст, только немного сократил, убрав имена некоторых персонажей и поменяв пунктуацию для создания нужной сценической интонации.

Создавая свое творение, композитор ставил перед собой главную задачу (как и Пушкин при написании поэмы) – «изображение. страстей и излияний души человеческой». Все остальное для него ушло на второй план. Именно поэтому характеристика времени и места действия очень пространна и лаконична.

Несмотря на великолепную подачу музыки и мощное исполнение, произведение редко ставится на сцене или звучит во фрагментах и тому две причины. Первая – отсутствие женских партий, вторая – отсутствие замкнутых арий или ансамблей, которые можно было бы исполнять отдельно.

Работа над произведением шла быстро и менее чем через полгода композитор заканчивает оперу. Однако до постановки проходит еще пару лет, пока Рахманинов не завершает другую оперу – «Франческа ди Римини». В начале 1906 года он презентует завершенное произведение группе музыкантов на традиционной встрече у главы композиторской школы Петербурга – Римского-Корсакова. Вокальные партии тогда исполнил друг композитора – Федор Шаляпин.

Как вспоминал позднее сам Римский-Корсаков о своих впечатлениях после прослушивания оперы: «Музыка оперы очень талантлива…но…главное внимание композитора — в оркестре, а вокальная партия как бы приспособлена к нему». Премьера оперы «Скупой рыцарь» состоялась на сцене Большого в Москве. Сам Рахманинов надеялся на участие в спектакле друга Шаляпина, но тот прямо высказал свое мнение о том, что опера не на одном уровне с поэмой Пушкина. После этого отношения между ними постепенно охладели.

В первый сезон оперу давали лишь 4 раза. И, хотя вместо Шаляпина выступал менее убедительный Бакланов, произведение имело оглушительный успех. Но, все же, Рахманинов снял оперу из репертуара.

Опера «Франческа ди Римини»

Спустя 8 лет после окончания консерватории, в 1904 году Рахманинов занимает пост дирижера в столичном Большом театре и руководит его русским репертуаром. На этой должности он работает в течение двух лет, не оставляя при этом композиторскую деятельность. Именно в эти годы он создает оперу «Франческа ди Римини».

После невероятного успеха своей первой (экзаменационной) оперы «Алеко» Рахманинов решает вновь вернуться к камерному жанру: его не прельщает создание полновечернего спектакля с мощными хоровыми сценами, привлечением балета и множеством действующих лиц. Использованный Рахманиновым сюжет до него неоднократно встречался в музыке: история влюбленных из Римини, ярко рассказанная Данте в его выдающейся поэме «Божественная комедия», была излюбленной темой многих композиторов.

Именно к этому сюжету обращался Чайковский при создании одноименной с поэмой симфонической фантазии. Выдающемуся либреттисту удалось получить идеальное решение – емкую и яркую историю, которую использовал и Рахманинов. Идея написания поэмы «Франческа ди Римини» пришла к нему еще в 1900 году, когда он отправился в Италию к знаменитому русскому басу – Федору Шаляпину, готовившемуся в то время к дебюту в Ла Скала в роли Мефистофеля.

По задумке Рахманинова в центре поэмы должен был быть любовный дуэт. Но композитор отложил работу над сочинением «в долгий ящик» на целых четыре года и вернулся к произведению только после завершения «Скупого рыцаря». Примечательно, что премьера обеих опер состоялась в один день – 11 (24) января 1906 года в Большом театре Москвы под управлением самого автора. Главные партии исполнялись выдающимися артистами – Смирновым, Баклановым, Салиной.

«Франческа ди Римини» – произведение, схожее с кантатой и оркестровой поэмой. Это – камерная опера, содержание которой красочно передается оркестром, действие на сцене происходит беспрерывно, без каких-либо делений на номера. При прослушивании у зрителя возникает четкая картина, погружающая совершенно в другой мир. Вокальные партии и оркестровые средства выразительности гармонируют, стремясь к одной художественной цели, и деликатно раскрывают сложный психологический образ во всем его противоборстве душевных страстей.

«Вокализ», соч. 34 №13, для голоса в сопровождении фортепиано

Произведение было написано исключительно для исполнения сопрано либо тенором. Но чаще всего предпочтение отдается первому варианту. «Вокализ» впервые появился в печати в 1912 году и считался завершающим из «Четырнадцати песен, опус 34». Произведение посвящено Антонине Неждановой – русско-советской оперной певице.

Вокализ как жанр музыки исполняется без слов, на гласный звук. И в большинстве случаев представляет собой упражнение для развития вокальной техники исполняющего и выявления его голосовых особенностей и возможностей. Есть среди таких упражнений и концертный варианты. «Вокализ» Рахманинова – один из таких.

Весной 1915 года композитор показал первые наброски произведения Антонине Неждановой. Прогнав вокализ, Рахманинов сразу сделал несколько корректировок в вокальной партии, прислушавшись к советам великой оперной певицы. Ему понадобилось еще некоторое время для того, чтобы подготовить финальный нотный вариант, который кардинально отличался от первоначального.

В начале 1916 года певица исполнила «Вокализ» в сопровождении оркестра в присутствии самого автора. Благодарный и впечатленный Рахманинов оставил Неждановой первый вариант рукописи со своим автографом, которую она бережно хранила, будучи тронута подобным жестом. Как говорила впоследствии исполнительница: «Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне…».

«Вокализ» считается одним из самых известных произведений великого композитора. Парадоксально, но в большинстве случаев его можно услышать совсем не в оригинальном варианте – голосовом, а в разнообразных переложениях для камерных, симфонических оркестров и даже любых инструментов. Что, впрочем, неудивительно, ведь «Вокализ» Рахманинова – исключительно мощное, яркое произведение, которое позволяет продемонстрировать красоту и силу звучания любого исполнителя, даже если им выступает инструмент.

Фортепианный концерт №3

Одно из самых знаменитых произведений великого русского композитора. И до сегодняшнего дня эта композиция считается, пожалуй, наиболее часто исполняемой среди всех работ Рахманинова. Фортепианный концерт №3 известен своими высокими требованиями к техническому уровню исполнителя и является объективно одним из сложнейших произведений в стандартном жанре.

Композиция приходится на один из пиков в работе Рахманинова, когда композитор подводит своеобразный итог сложной полосе своих творческих поисков. Концерт начисто лишен каких-либо изъянов, присутствовавших в более ранних произведениях автора, но написанных в других жанрах. Композитору удалось преодолеть заметную ранее рыхлость формы, чрезмерное количество повторов, театрально-приподнятый пафос некоторых эпизодов других произведений.

По замыслу, стройности и законченности композиции, а также безупречному балансу всех элементов произведение можно назвать эталонным. Так, приветствуя появление Фортепианного концерта № 3 в 1909 году, один из критиков восторженно говорил, что произведение «можно не обинуясь назвать прекрасным» и радостно отметил, что талант так же свеж и ясен.

В третьем концерте для фортепиано лирика Рахманинова стала более сдержанной, но, в то же время, более глубокой, пожалуй, даже суровой по колориту. Произведение лишено традиционной для композитора непосредственности в выражении чувств. Лирические эпизоды «Фортепианного концерта №3» требуют больше сосредоточенности, которая позволяет полностью воспринять гармонию выраженного в произведении чувства. В третьем концерте первенство сольной партии неоспоримо: оркестр на длительных отрезках композиции полностью умолкает, предоставляя пианисту проведение всех основных тем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *