самая лучшая песня фредди меркьюри
10 лучших клипов Queen
Провокационные, яркие и полные драйва ролики коллектива до сих пор остаются эталоном для клипмейкеров. Визуальные спецэффекты, стильные образы и отсылки к киношедеврам — вот залог успеха творчества группы.
Фредди Меркьюри скончался 24 ноября 1991-го после длительной борьбы со СПИДом, но его музыка бессмертна. Песни вокалиста вошли в копилку мировых хитов, а клипы Queen перевернули видеоиндустрию. Благодаря артистизму Фредди группа создавала не просто ролики, а театрализованные короткометражные фильмы.
Оригинальные видео оценили не только поклонники коллектива, но и критики. Так, по данным опроса компании O2, Bohemian Rhapsody назвали лучшим роликом всех времен и к тому же одним из самых узнаваемых.
Считается, что именно этот клип положил начало практике выпускать видео в качестве дополнительной рекламы сингла. За новаторство и нестандартность саму композицию Bohemian Rhapsody признали песней тысячелетия: ее можно разбить на шесть стилистически разных частей. Одновременно в треке представлена баллада, опера и хард-рок. Длится произведение почти шесть минут, так что Фредди Меркьюри пришлось спорить с музыкальным лейблом за право релиза шедевра, который казался студии коммерчески невыгодным.
К счастью, звукозаписывающая компания ошиблась: английский радиоведущий Кенни Эверетт поставил композицию слушателям, проиграв ее 14 раз за уикенд. В понедельник покупатели бросились штурмовать магазины в поисках новой песни Queen, а не найдя ее на прилавках, стали присылать гневные письма продюсерам группы. Лейбл был вынужден выпустить трек как сингл, а затем одобрить и съемки клипа стоимостью в 4500 фунтов.
I WANT TO BREAK FREE
Одним из самых противоречивых и провокационных клипов группы стало видео на I Want to Break Free. Для ролика все музыканты переоделись в женскую одежду, спародировав британский сериал «Улица коронации».
Клип стоимостью в 100 тысяч фунтов стерлингов снял режиссер Дэвид Мэллит. Увы, не всех впечатлили образы артистов, облаченных в костюмы школьниц и домохозяек: британцы оценили чувство юмора Queen, а вот американский канал MTV запретил видео к показу. Основные обвинения были обращены непосредственно к Фредди Меркьюри, о широте взглядов которого на сексуальные связи в 80-е ходили легенды.
На самом деле Фредди был ни при чем: песню написал бас-гитарист Джон Дикон, а переодеться в платья предложил барабанщик Роджер Тейлор, заявивший, что после ряда эпических видео группе пора посмеяться над собой.
RADIO GA GA
У этого сингла необычная история, ведь изначально песня называлась Radio Ca-Ca — эту фразу произнес ребенок Роджера Тейлора, скучавший по папе, которого чаще слышал через приемник, чем видел дома.
На основе реплики малыша барабанщик написал целый трек, планируя включить его в сольный альбом. Но когда остальные члены группы разглядели в произведении потенциальный хит, то уговорили Роджера разделить с ними лавры.
В клипе на песню использовались хроники времен Второй Мировой войны и кадры из антиутопии «Метрополис». В итоге получился впечатляющий ролик, посвященный шедевру немецкого киноэкспрессионизма.
THE MIRACLE
Видео на эту песню поклонники группы по праву считают одним из самых трогательных. На сцене выступают не музыканты, а их маленькие копии — дети. В главной роли — Росс МакКолл, изображающий Фредди Меркьюри в самых известных его нарядах: в желтой куртке из Magic Tour, джинсах с выступления Live Aid, в клетчатом трико в стиле 70-х.
Самый милый момент наступает, когда в конце ролика на сцену выходят настоящие «квины» и присоединяются к концерту детей.
THE INVISIBLE MAN
Малоизвестный клип группы затрагивает тему подростковой одержимости видеоиграми. Реальность в ролике смешивается с вымыслом: музыканты оказываются в доме мальчика, который видит в них оппонентов.
Тинейджер пытается выстрелить в артистов, одетых в черное, из джойстика. Но, судя по всему, присутствие игроков-противников только служит ребенку забавой.
WHO WANTS TO LIVE FOREVER
С выходом в 1986-м сингл сразу стал популярен среди почитателей творчества группы. Песня, созданная Брайаном Мэйем, отличалась от прочих тем, что музыканты играли не на своих инструментах: Джон Дикон — на контрабасе, Мэй — на органе. Также в записи задействовали симфонический оркестр, который можно увидеть и в клипе на композицию, снятом в Ист-Энде.
Свечи, хор и голоса солистов группы — это сочетание сделало ролик одновременно трогательным, глубоким и напоминающим молитву. К слову, произведение стало саундтреком к фильму «Горец» о Конноре Маклауде неспроста: режиссер картины специально обратился к коллективу, попросив артистов создать подходящий хит. Мэй вдохновился сценой, где Маклауд склонился над умирающей женой, и вскоре сочинил легендарную мелодию.
A KIND OF MAGIC
Еще одна песня, связанная с «Горцем», родилась в голове Роджера Тейлора благодаря одноименной фразе, услышанной им от Кристофера Ламберта. Трек вышел настолько удачным, что покорил вершины чартов в 35 странах.
Клип на композицию считался в середине 80-х прогрессивным и оригинальным благодаря использованию в нем спецэффектов. По сюжету призрак звезды театра в исполнении Меркьюри заходит в заброшенное здание, полное бездомных. Бродяги превращаются в музыкантов, а помещение — в концертный зал с нарисованными героями.
BREAKTHRU
Песня, может, и не стала самой популярной в творчестве Queen, но своеобразным прорывом в сфере клипмейкерства поклонники ее называли не раз. Для съемок ролика артисты арендовали настоящий локомотив и нанесли на поезд надпись Miracle Express.
Прямо на открытой платформе музыканты играли, а Фредди пел, двигаясь в такт. Участие в клипе приняла и подруга Роджера Тейлора модель Дебора Лэнг. Продюсеры признали съемки опасными, так что каждый артист застраховал тело от повреждений на два миллиона фунтов.
Если процесс создания видео, безусловно, доставил группе удовольствие, то конечный результат оказался далек от идеала. Несколько раз в ролике фигурирует символичная сцена, где поезд пробивает стену, но очевидно, что препятствие сделано из пенопласта и разрушается еще до столкновения с транспортом.
THESE ARE THE DAYS OF OUR LIVES
Изначально песня была выпущена на последний, 45-й день рождения Фредди Меркьюри, а переиздана уже после его смерти в декабре 1991-го. Для сингла создали три версии клипов. Сначала ролик сняли на цветную пленку, но увидев результат, музыканты решили не показывать его в таком формате: слишком бросалось в глаза, как осунулся Фредди. Его лицо без грима выглядело изможденным и неузнаваемым.
Оригинальная версия клипа снята на черно-белую пленку. Сюжета как такового нет: Меркьюри просто поет перед камерой, а музыканты играют. Заметно, как изменился в то время имидж солиста группы. Рубашка навыпуск и широкие штаны служили одной цели — скрыть ужасающую худобу умирающего артиста.
Позднее компания Walt Disney создала анимационную версию клипа для американского телевидения. Однако поклонникам гораздо дороже оригинал, ставший последним видео Queen с участием Фредди.
THE SHOW MUST GO ON
Большую часть песни написал Брайан Мэй, пока серьезно больной Фредди Меркьюри сидел рядом на стуле в ожидании материала. Солисту было так плохо, что он уже не мог выразить эмоции через поэзию, но мечтал оставить после себя больше синглов. Для Брайана и других членов группы The Show Must Go On стала способом продемонстрировать привязанность к умирающему другу.
«Когда я напел мелодию вокала для Фредди, в основном мне пришлось использовать фальцет, потому что было слишком высоко, и я спросил его, пойдет ли это? Он выпил стопку водки, подошел к микрофону и сделал все просто идеально. Я думаю, это одна из самых лучших когда-либо исполненных им партий — его оригинальная версия The Show Must Go On», — признавался Мэй в документальном фильме «Queen: Дни наших жизней».
Текст композиции прямо намекал на грядущую трагедию и яростное желание героя жить. Меркьюри действительно мечтал продолжать шоу, но силы были на исходе. Он не смог принять участие в съемках клипа, так что музыканты решили использовать для ролика видеохронику, продемонстрировавшую многолетние труды Фредди. Сегодня поклонники воспринимают The Show Must Go On как символ прощания с кумиром.
10 хитов Queen, написанных Фредди Меркьюри
Фредди Меркьюри был великим музыкантом. Превратив малоизвестный студенческий коллектив Smile в одну из лучших групп всех времен и народов под названием Queen, он навсегда остался в сердцах поклонников человеком, изменившим историю рок-музыки. Его многогранное творчество до сих пор интересует слушателей и критиков, а хиты, которые Фредди написал для Queen, помнят и любят в каждом уголке земного шара.
Именно эта композиция позволила в 1974 году тогда совсем еще юной группе Queen впервые вырваться на музыкальный Олимп, достигнув второго места в британском чарте. Фредди Меркьюри так говорил о своем первом хите: «Это песня о девушке из высшего света. Я пытался сказать, что великосветские дамы тоже могут быть шлюхами. Вот о чём песня, впрочем, я бы предпочёл, чтобы люди сами её интерпретировали, вложили бы в неё что им самим хочется».
Еще до выхода Рапсодии в качестве сингла менеджер Queen решил ознакомить с песней одного из своих знаменитых клиентов — Элтона Джона. Ему было интересно узнать мнение артиста. «Да ты что, на хрен, спятил?!» — изумился певец, дослушав до конца шестиминутную вещь. По мнению Элтона, такая длиннющая и непонятная тема не сгодилась бы ни для какого радио.
Somebody to Love довольно часто ставят в один ряд с Bohemian Rhapsody. Отсутствие определенного музыкального стиля и использование хора, созданного с помощью размноженных голосов Фредди, Брайана и Роджера, действительно отсылают слушателя к этому хиту Queen. Кстати, именно эту песню, а не Рапсодию Меркьюри считал своим самым удачным творением и называл причиной такой особенной любви более целостную композицию песни и односюжетный текст.
We Are The Champions
Эта песня уже давно стала любимым спортивным гимном миллионов болельщиков по всему миру. Как и We Will Rock You, эта композиция имеет быстро запоминающийся и воодушевляющий припев, превращающий толпу любого размера в единое целое. Поэтому видеоклип на We Are The Champions представляет собой выступление группы в концертном формате, однако это не лайв Queen. На самом деле группа пригласила своих фанатов исполнить роли зрителей на съемках клипа. Впервые в музыкальной индустрии группа специально привлекла поклонников для создания видеоряда на одну из своих композиций.
Crazy Little Thing Called Love
Эту песню Фредди придумал, когда принимал ванну. Crazy Little Thing Called Love стала единственной композицией в репертуаре Queen, в которой Меркьюри играл на гитаре. Но доминирующее соло все же принадлежит Брайану Мэю, который использовал во время записи не свою уникальную Red Special, а Fender Telecaster, гитару Роджера Тейлора. Полноценное создание композиции заняло всего полчаса. Меркьюри, сочинив Crazy Little Thing Called Love, тут же показал её группе. В этот момент в Musicland Studios находились Тейлор и Дикон. Вместе с Меркьюри они записали все свои вокальные партии и музыкальное сопровождение к песне. Позже в студию пришёл Мэй, спел свою бэк-вокальную партию и сыграл гитарное соло. Песня была готова!
Эту драйвовую вещь знают даже те, кто далек не только от творчества Queen, но и ото всей рок-музыки в целом. Причина такой популярности проста: Don’t Stop Me Now очень часто используется в рекламных роликах, рассказывающих нам о каком-нибудь крутом и быстром автомобиле. Не зря эта композиция получила звание «Лучшая песня для вождения» («The Greatest Driving Song Ever») по результатам опроса программы Top Gear. Только не включайте ее слишком громко, когда находитесь за рулем. Иначе штрафа за превышение скорости не избежать.
Знаменитый хит, написанный Фредди и всей группой Queen в соавторстве с Дэвидом Боуи, мог бы и не появиться, если бы не одна маленькая случайность. Вот как о ней вспоминал Меркьюри в интервью для BBC Radio 1 в 1985 году: «Ничего не было запланировано. Он [Дэвид Боуи] случайно оказался в городе [Монтрё] и заглянул к нам в студию… Мы начали с того, что дурачились с парой его и наших песен… у нас было несколько бутылок вина, и в этой тёплой атмосфере решили, почему бы нам не попробовать что-нибудь совершенно новое? Так и получилась Under Pressure». Незатейливая, но узнаваемая басовая линия и вокал двух идолов рок-сцены сделали свое дело: хит взлетел на первую строчку в Великобритании, Ирландии и Нидерландах.
Friends Will Be Friends
Чудесная песня о том, что друзья останутся друзьями до самого конца, не достигла вершин в чартах, однако стала несомненным хитом Queen. Как и в We Are The Champions, в видеоклипе на Friends Will Be Friends группа снова выступает в концертном зале, где тысячи фанатов в единой атмосфере завораживающего волшебства раскачиваются в такт и поют вместе с Фредди. У Queen получилось создать настоящий гимн дружбы, который заставляет взять телефон, позвонить своим верным друзьям и встретиться где-нибудь в ламповой обстановке, чтобы в очередной раз насладиться обществом друг друга.
Princes of the Universe
Львиная доля песен из альбома Queen A Kind of Magic 1986 года была использована в качестве саундтреков к фильму «Горец», а Princes of the Universe даже стала заглавной темой к данной киноленте. Связь с фильмом прослеживается и в видеоклипе на эту песню: в нем можно увидеть исполнителя главной роли Горца — актера Кристофера Ламберта. Трек завоевал популярность у слушателей группы и поклонников фильма «Горец» благодаря тяжелому хард-роковому звучанию композиции и дерзкому вокалу Фредди.
Песня стала третьей (и, к сожалению, последней) композицией Queen, которая достигла первой строчки родного чарта после Bohemian Rhapsody и Under Pressure. Своим разностилевым звучанием и многоуровневой композицией она сильно напоминает Bohemian Rhapsody и The March of the Black Queen. В целом Innuendo можно назвать одной из самых тяжелых и мрачных песен Queen, однако в середине композиции группа разбавила драматическое звучание гитарным соло в стиле фламенко, которое сыграл гитарист группы Yes Стив Хау, и излюбленным хором в стиле Рапсодии, где Фредди торжественно напоминает своему слушателю о том, что you can be anything you want to be.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
10 лучших песен в исполнении Фредди Меркьюри
Сегодня Великому Притворщику исполнился бы 71 год.
Хотя сложно представить Фредди Меркьюри старым, но именно сегодня ему бы исполнился аж 71 год. «Сова» не будет переписывать биографию Великого Притворщика, а предлагает вспомнить лучшие песни в исполнении солиста группы Queen.
The Show Must Go On
Эту песню написал гитарист Queen Брайан Мэй. Было это за несколько месяцев до смерти Фредди, когда тому уже не хотелось сочинять стихи. Но, как говорит Мэй, на самом деле он просто написал то, что написал бы сам Фредди, так что этот текст — как бы текст Фредди: «Большую часть времени он сидел вот здесь. И он знал об этой задумке. Он знал, что это был способ выразить все то, что мы чувствовали по отношению к нему. Когда я спел главную партию, я спросил его, все ли хорошо? Он выпивает водки, идет в студию и делает все просто идеально»
We Are The Champions
Queen создали спортивный гимн, который с тех пор звучит на стадионах всех континентов, которым отмечены многие самые значительные победы. Она стала предметом культа, ее использовали в фильмах, мультфильмах, в музыкальных видео.
I Want To Break Free
На концертах, когда исполнялась эта песня, Фредди часто появлялся в костюме из видеоклипа песни — в пышном парике, в розовой блузке и с накладной грудью. Постепенно, по ходу песни, он избавлялся от этих вещей. Однако, такой сценический образ не пришёлся по вкусу в некоторых странах. На концерте в Рио-де-Жанейро зрители забросали группу камнями, когда певец появился в таком виде, и ему пришлось тут же снять с себя всё ненужное.
Don’t Stop Me Now
Это не песня, а одна огромная порция оптимизма. Когнитивные нейробиологи, изучающие связь нервных систем с поведением человека, утверждают, что это вообще самая позитивная песня за всю историю музыки. Парадоксально, но в клипе к такой веселой штуке Фредди крайне статичен. Он «привязан» к пианино, на котором играет в течение почти всей песни, и лишь во время соло в исполнении коллег ненадолго отрывается от инструмента, совершая пробежки по сцене и рассыпая вокруг искры своего фирменного энтузиазма.
Made In Heaven
Эту песню Фредди записал еще в 1985 году. К Queen она отношения не имела — он создал ее для своего первого «сольника» Mr. Bad Guy. 10 лет спустя она пригодилась в другом деле. Коллеги Фредди по Queen решили составить еще один альбом, использовав в том числе и песни, которые Фредди исполнял раньше. И уж конечно, песню с таким названием в таком альбоме нельзя было проигнорировать. Ее даже сделали названием всего альбома. «Сделано на небесах» —и посмертный труд Queen стал самым продаваемым в их истории.
Breakthru
Песня, которая удивительно легла на актуальный контекст. Можно даже сказать, что Queen предсказали падение Берлинской стены за несколько месяцев до того, как это случилось. Песня кажется простой, но ее рождению предшествовал фундаментальный труд. «Она выросла из 30 треков, сделанных в разное время», — говорил Фредди.
I’m Going Slightly Mad
Предпоследнее видео Queen с участием Фредди — и предпоследняя написанная им песня. Слова легки, даже легкомысленны, клип шутлив — но, зная финал этой истории, в тексте легко увидеть двойное дно, а в клипе — человека, который держится из последних сил. Фредди был уже очень болен, все понимали, что он доживает последние месяцы. Но надо было держаться до конца — и Фредди сделал свою очередную работу. Не похожую на те экспрессивные штучки, которыми он славился.
Bohemian Rhapsody
«Беспорядочная рифмованная бессмыслица» — так называл сам Фредди текст этой песни. Между тем, в ней увидели и перекличку с Альбером Камю, и антивоенный манифест. «Это одна из тех песен, которая заставляет людей фантазировать», — говорил он позже. Записывавшаяся три с половиной недели, она стала первым мировым хитом Queen.
Friends Will Be Friends
Песня, которую Фредди написал как-то в приливе нежных чувств к коллегам по группе (чисто дружеских!), неожиданно удалась настолько, что стала одной из самых любимых песен самой Queen. Ею они завершали свои последние концерты (вместе с «We Will Rock You» и «We Are The Champions»).
We Will Rock You
Вечером после концерта в Бингли Холл Меркьюри написал «We Are the Champions», а Брайан Мей проснулся на следующее утро с ритмом в голове. Он стал размышлять: что может делать публика на концерте? Топать, хлопать и распевать что-то простое. В этот момент, очень быстро, ему придумалась песня «We Will Rock You».
Осыпающаяся пленка, водка и кокаин: как создавались главные хиты Queen
Bohemian Rhapsody
Bohemian Rhapsody — одна из песен, которую, кажется, слышали все люди на планете Земля вне зависимости от возраста: в декабре 2018 года она стала самой популярной песней XX века на всех стриминговых платформах, а количество просмотров ее официального видео на YouTube составляет более 1,3 миллиарда.
Не удивительно, что этот вечнозеленый хит, учитывая его сложность и многосоставную структуру, был написан отнюдь не за один присест. Фредди Меркьюри, чьему перу целиком и полностью принадлежит эта композиция, придумал ее первые строчки еще в 1968 году — тогда как запись песни состоялась только семь лет спустя. Одно из первых названий композиции было «Песня ковбоя» — скорее всего, из-за части текста, в которой главный герой признается в жестоком убийстве. Итоговое же название песни отсылает к «Венгерским рапсодиям» Ференца Листа.
Кстати, о тексте. При всей популярности Bohemian Rhapsody еще никто не смог расшифровать всех заключенных в ней смыслов — включая остальных членов Queen. Фредди же на вопрос «о чем ваша песня?» отвечал лаконично: «Об отношениях». Большинство критиков лишь сходятся во мнении, что многократно повторенное в тексте упоминание Галилео Галилея — это отсылка-трибьют Брайану Мэю, всерьез интересовавшемуся астрофизикой (это увлечение гитарист не бросил до сих пор — в 2007 году он получил докторскую степень в Имперском колледже Лондона, защитив диссертацию под названием «О радиальных скоростях в облаке зодиакальной пыли»).
Запись песни заняла три недели — одну только «оперную» часть писали семь дней по десять часов в сутки. В финальном хоре песни звучит 160 голосов — наложенных друг на друга вокальных партий трех «поющих» членов группы: Меркьюри, Мэя и Тейлора. Сейчас это трудно представить, но в 1975 году все записывалось на пленку, которую приходилось прогонять через звукозаписывающее устройство каждый раз, когда нужно было добавить еще одну вокальную партию. В итоге пленка начала осыпаться. По воспоминанию Брайана Мэя, «в итоге мы посмотрели пленку на просвет и поняли, что чуть не потеряли всю записанную музыку».
Забавно, что изначально звукозаписывающая компания не разрешила группе выпустить песню в качестве сингла, так как она была слишком длинной по тогдашним радиостандартам. Тогда Queen прибегли к авантюре: они передали запись одному из поклонников группы, диджею с радио Capital FM Кенни Эверетту — и тот поставил ее в эфир 14 раз за уик-энд. Этот эфир услышали даже из-за рубежа — песню подхватил диджей Пол Дрю из сети штатовских региональных радиостанций RKO. Под натиском поклонников группы, буквально требовавших выпуска Bohemian Rhapsody, лейбл наконец сдался. В результате всего за три месяца сингл был раскуплен тиражом в 1 млн экземпляров.
We Will Rock You и We Are the Champions
О создании этих песен стоит рассказать в связке. На мысль об их написании основных сонграйтеров группы Меркьюри и Мэя натолкнуло одно и то же событие. В конце большого концерта в Стаффорде в мае 1977 года, перед выходом на бис, Queen услышали, как толпа распевает You’ll Never Walk Alone — классическую песню из мюзикла «Карусель», которая после записи группой Gerry and the Pacemakers в 1963 году в рок-аранжировке стала использоваться как гимн футбольного клуба Ливерпуля. Мэй и Меркьюри, не сговариваясь, решили написать песню, которая в той же степени помогла бы аудитории проникнуться духом единства.
Брайан Мэй написал We Will Rock You — энергичный гимн, основанный на топоте и хлопках. Песня была написана специально, чтобы заставить аудиторию «помочь» группе и подпеть — ведь, как вспоминал Мэй, «в 1977 году подпевать считалось не круто, и люди на концертах только кивали головой в такт». За исключением яркого гитарного соло в конце, песня записывалась а капелла — другими словами, в ее студийной версии нет звуков барабанов или других инструментов, во всяком случае, традиционных. «Мы записывались в старой заброшенной церкви в Северном Лондоне, — раскрыл Мэй подробности записи. — Там под лестницей валялись какие-то старые доски. Я попробовал ударить по ним ногой — и они оказались идеальными по звуку». Выбранная для записи локация приобретает особый смысл, если учитывать, что сама фраза we will rock you — это строчка из рождественской песни 1928 года The Rocking Carol; качают по сюжету песни, разумеется, младенца Христа.
Аскетичное звучание записи, как и всего альбома News of the World (особенно по сравнению с помпезной аранжировкой Bohemian Rhapsody, прославившей Queen двумя годами ранее), — это неосознанный ответ группы на популяризацию панк-движения, протестовавшего в том числе против напыщенного и чересчур сложного прогрессив-рока. Гимноподобная We Are the Champions тоже звучит куда прямолинейнее экспериментов группы с «оперным» звучанием. «Это моя версия My Way», — говорил о ней Фредди.
Впрочем, и здесь не обошлось без довольно сложных элементов — к примеру, в своей игре на фортепиано Меркьюри использует много джазовых аккордов, которые в записи обыгрываются вокальными фразами. Несмотря на такие ухищрения, We Are the Champions — это идеальная композиция для совместного исполнения, и это не оценочное суждение, а научный факт. В 2011 году группа британских (да-да!) ученых назвала ее самой легко запоминающейся песней в истории поп-музыки. В ходе исследования они обнаружили, что идеальная песня для хорового исполнения содержит четыре ключевых элемента: длинные и подробные музыкальные фразы, многократные изменения высоты тона в ключевой части песни, основной голос вокалиста-мужчины и более высокие мужские голоса на подпевках, которые поют с заметным усилием. Опираясь на это знание, полученное опытным путем, ученые вывели We Are the Champions на первое место среди многих композиций, включая Y.M.C.A Village People и The Final Countdown группы Europe.
Кстати, рассматривать We Will Rock You и We Are the Champions вместе стоит не только потому, что они были написаны со схожими целями. На концертах песни всегда игрались одна за другой; на альбоме News of the World они переходят одна в другую практически без паузы. Песни были выпущены не как традиционный сингл со стороной А и стороной Б, а как более редкий формат double A-side — то есть им обеим группа придавала одинаковое значение как потенциальным хитам. В результате многие радиодиджеи крутили обе песни подряд, и они накрепко соединились даже для тех поклонников, кто ни разу не был на концертах Queen.
Under Pressure
Переносимся из заброшенной церкви в заснеженный швейцарский Монтрё. Здесь в 1981 году Queen записывают Hot Space — экспериментальный альбом с большим влиянием диско и клубной музыки. Внезапно студию посещает большая звезда 1970-х Дэвид Боуи, вместе с которым музыканты начинают играть классические рок-н-рольные песни (например, хиты Cream). Столь же внезапно, как появился, Боуи предлагает написать совместную песню, и группа начинает обыгрывать свое старое демо под названием Feel Like.
По воспоминаниям Роджера Тейлора, веселье не обошлось без алкоголя и любимого Боуи кокаина — и, видимо, допинга в тот вечер и впрямь было принято немало. К примеру, басист Джон Дикон, придумавший тот самый узнаваемый хук (привет, Ванилла Айс!) и игравший его снова и снова по кругу, после перерыва на пиццу напрочь забыл, что играл. На помощь пришел Боуи — и вместе они вспомнили и доработали самую узнаваемую часть песни, хотя без музыкального снобизма здесь не обошлось. «Дэвид обратился к Джону: «Нет, в этом месте так играть не нужно», — рассказывает Мэй. — На что Джон ответил: «Извини, но это я здесь басист, и я сам решаю, что и как мне играть!»
Работать с таким именитым соавтором, как Боуи, в целом оказалось нелегко. «Мы все были не по годам развитыми мальчиками, а уж Дэвид был более развитым, чем все мы, вместе взятые», — дипломатично описывал процесс Мэй, поясняя, что Боуи написал весь текст и до последнего боролся за свои любимые элементы аранжировки. Также идеей Боуи было записывать вокальные дорожки независимо друг от друга — он и Меркьюри импровизировали, не слыша друг друга, поэтому от Under Pressure возникает довольно причудливое ощущение: песня будто соткана из кусков разной материи. Удивительно, но все нечленораздельные звуки, которые Меркьюри напел, услышав мелодию в первый раз, вошли в итоговую версию песни.
Несмотря на напряженную атмосферу в студии и довольно нетрадиционный подход к сочинительству, Under Pressure стала одной из лучших песен как в карьере Queen, так и у Дэвида Боуи — и уж точно лучшей на довольно слабом и нехитовом альбоме Hot Space.
The Show Must Go On
В 1990 году болезнь практически полностью подчинила себе Меркьюри, и хотя он до последнего старался выглядеть бодрым и полноценно участвовать в студийных сессиях Queen, для музыкантов было очевидно, что Innuendo — последний альбом, который они запишут с его участием.
The Show Must Go On — песня авторства Брайана Мэя, который написал ее под впечатлением от того, как Фредди боролся за жизнь и творчество. Меркьюри принял участие в сочинении нескольких строчек первого куплета, но для полноценного соавторства был уже слишком слаб. Текст песни достаточно абстрактен, он состоит в основном из метафор и аллюзий, но одна строчка — «мой грим осыпается», — по мнению многолетнего партнера Меркьюри Джима Хаттона, напрямую отсылает к привычке Фредди в последние месяцы жизни пользоваться мейкапом, чтобы скрыть последствия болезни на лице.
Когда Брайан Мэй презентовал Фредди демо песни, он выразил сомнение, что вокалист будет физически способен записать столь сложную вокальную партию, но Меркьюри, махнув пару стопок любимой водки и бросив «дорогой, да я порву ее!», спел финальный вариант с первого дубля. Песня была выпущена синглом за шесть недель до смерти Меркьюри, когда о его болезни еще не было объявлено публично. Тем не менее трагическая мелодия в сочетании с нарезкой кадров с участием Фредди из предыдущих видео команды (сниматься в новом клипе вокалист уже не мог) не оставила у публики сомнений: сообщения желтой прессы верны, знаменитый лидер умирает.
К сожалению, исполнить песню живьем Фредди не успел: ее «премьера» состоялась во время концерта-трибьюта на стадионе Уэмбли в апреле 1992 года. За Меркьюри вокальную партию исполнил Элтон Джон; Мэю подыграл гитарист Black Sabbath Тони Айомми. Чтобы не завершать концерт на трагической ноте, после исполнения The Show Must Go On на сцену поднялись все участники вечера, включая Дэвида Боуи, Эксла Роуза, Лайзу Миннелли, Джорджа Майкла, Энни Леннокс, Роберта Планта и группу Metallica, чтобы хором исполнить We Are the Champions — победный гимн Фредди, который он посвятил своим поклонникам.