самая лучшая форма правления государства

Монархия — идеал правильного государства

Монархия была воспитана, выкована в русской истории как «власть правды», как идеал правильного православного государства. Не потому ли мы так тоскуем сегодня по отсутствию «правды» и «справедливости» в нашем обществе?

Государство как естественный человеческий союз

Одним из основных и характеризующих человека свойств является его стремление к взаимоотношениям с другими людьми. Человек вступает в государственные союзы с другими людьми для своей защиты, в профессиональные — для своего пропитания, в семейные — для продолжения рода. Таких жизненно необходимых союзов ещё очень немало. Кооперируясь в общество, люди объединяют прежде всего свои чувства, представления и желания. Стремление к общению, к социализации (не путать с социализмом, в который загоняют, не спрашивая вашего мнения) — такой же базовый человеческий инстинкт, как инстинкт борьбы за своё существование.

Человеческая общественность эволюционирует от Адама и Евы, от союзов семейных и родовых к союзам профессионально-сословным, а с развитием человеческих потребностей и интересов дорастает до возникновения высшей силы, объединяющей все социальные группы общества, — государства. Государство, безусловно, является высшей формой общественности.

Всякое объединение предполагает власть как регулятор социальных отношений, возникающих в новой кооперации. Власть является одновременно и следствием общественного развития, и необходимым условием для этого развития.

Власть устанавливает и поддерживает те нормы порядка, которые регулируют отношения между людьми в обществе. Власть становится силой, осуществляющей в обществе, в государстве высшие начала правды, как понимает эту правду сам социум.

Неизбежность государства — это консервативная политическая аксиома. Государство появляется как высший этап развития общества для охраны внутриобщественной свободы и порядка.

Классический русский государствовед Лев Александрович Тихомиров (1852-1923 гг.) определял государство как:

союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной власти.

Доктрина Л. А. Тихомирова о Верховной власти

Понятию «Верховная власть» в доктрине Л. А. Тихомирова отведено особое место. С его помощью сама система принимает идеократические черты. В своём синтетическом подходе Л. А.Тихомирову удалось соединить в категории «Верховная власть» такие основы правопорядка, как «справедливость» и «государева воля». В его трактовке, если Государь в своей государственной деятельности адекватен той идее власти, которую он представляет, то и его «государева воля» выражает традиционное представление о справедливости, которое сложилось в данном национальном социуме. Что, собственно, и есть представление о справедливой власти или о справедливости власти.

Не бывает сложных или сочетанных верховных властей, всякая Верховная власть основана на одном из трёх существующих принципов: монархическом, аристократическом или демократическом.

Также Верховная власть неразделима и в своём трояком проявлении: законодательном, судебном и исполнительном. Все эти три проявления истекают из единой Верховной власти.

Будучи юридически неограниченной, Верховная власть фактически ограничена своим количественным содержанием. Делегируя же управительным властям свою центральную силу, Верховная власть получает возможность действовать далеко за пределами своих физических возможностей.

Прямое же действие Верховной власти в развитом государстве специализируется по преимуществу на контроле и направлении всех передаточных властей, сохраняя свою неограниченность и самодержавность.

самая лучшая форма правления государстваЛ. А. Тихомиров. Фото: www.globallookpress.com

Этическая классификация власти

В зависимости от того, что понимает нация под общечеловеческим принципом справедливости в общественных отношениях, Верховная власть представляет тот или иной принцип власти, на которых и осуществляются все три образа правления: власть единоличная, власть влиятельного меньшинства или власть всего населения.

Все эти три формы власти суть типы, а не фазисы эволюции власти. Они не возникают один из другого эволюционно, а если и сменяют друг друга, то вследствие государственного переворота или революции. Все три принципа Верховной власти неуничтожимы в человеческом обществе, разница между ними может быть лишь в их положении. Один принцип всегда бывает верховным, а два других имеют подчинённые функции в управительных учреждениях.

Выбор принципа Верховной власти зависит от нравственно-психологического состояния нации, от тех идеалов, которые сформировали мировоззрение нации. В выборе нацией того или иного принципа власти, как пишет Л. А. Тихомиров, «проявляется не что иное, как степень напряжённости и ясности идеальных стремлений нации. В различных формах Верховной власти выражается то, какого рода силе нация, по нравственному состоянию своему, наиболее доверяет.

Демократия выражает доверие к силе количественной. Аристократия выражает преимущественное доверие к авторитету, проверенному опытом; это есть доверие к разумности силы. Монархия выражает доверие по преимуществу к силе нравственной».

Любой из этих принципов неограничен и самодержавен, как принцип в государстве наивысший. Единственное ограничение составляет само содержание его собственного идеала.

«Если в нации жив и силён некоторый всеобъемлющий идеал нравственности, — развивает далее свою мысль Л. А. Тихомиров, — то появляется монархия, ибо при этом для верховного господства нравственного идеала не требуется действие силы физической (демократической), не требуется искание и истолкование этого идеала (аристократия), а нужно только наилучшее постоянное выражение его, к чему способнее всего отдельная личность как существо нравственно разумное, и эта личность должна лишь быть поставлена в полную независимость от всяких влияний, способных нарушить равновесие её суждения с чисто идеальной точки зрения».

Теократия, монархия и республика

В теократии Бог правит народом непосредственно.

В монархии Бог правит народом посредством избранного Богом (активная сторона) и принятого народом (пассивная сторона) Царя.

В республике воля народа не желает, чтобы Бог правил народом непосредственно или посредством Царя, а выбирает себе своего «по воле человеческой» представителя или представителей, осуществляющих управление.

Хотя Божественная власть над народами, естественно, не отмирает и при республике. Но Бог не навязывает свою благость насильно, а даёт человеческому хотению воплотиться (реализоваться) в истории, тем самым попускает совершиться тому, что должно.

Таким образом, здесь видно духовно-нравственное оскудение народа, которое, собственно, и описывал Л. А. Тихомиров в своей конструкции различных принципов власти.

Свобода воли и революция

Человек создан Богом свободным, вероятно и народы (как духовно-нравственные организмы) сотворены Богом также свободными, то есть свободными ходить по путям Божиим или нет. В этой свободе есть и отрицательная сторона — личность и народ могут бунтовать против Бога, идти против (рожна) своего Творца. В государственном плане это выражается в республиканском духе в уходе от Богопатерналистского властвования на пути человеческого «многомятежного хотения». Если это попускается Небом, то значит, в этом есть какой-то воспитательный смысл. А значит, Бог как субъект и народ как объект взаимоотношений могут входить в волевые противоречия, в революционные всплески или анархические срывы, как я их называю.

Здесь смысл в том, что народ тоже имеет свою волю (часто неосознанную, нередко разрушительную и даже богоборческую). А воле свойственно реализовываться в исторической действительности.

самая лучшая форма правления государстваФото: www.globallookpress.com

В монархии тоже присутствует воля народная как воля, принимающая Царей и одновременно отсекающая свои хотения (по образу монаха, отсекающего свою волю и подчиняющегося своему игумену). В монархии народ — «монахи», пасомые Царём — «игуменом» — сыны, подчиняющиеся своему отцу.

Но добровольное отсечение своей воли вовсе не означает его отсутствия в принципе, она есть, но она под контролем — «согласна бездействовать».

Но ведь под воздействием то ли плохого руководства «игуменом» (например, он требует перейти в ересь типа «иконоборчества» или «унии», или будет гонителем веры, как первые римские императоры), то ли греховной повреждённости самой народной воли (а скорее, и того, и другого) она может себя проявить — поменять принцип власти.

В этом смысле «помазанник Божий», бывший и излюбленным «делегатом» народа, вопреки повелению не касаться «помазанников Божиих», может быть свержен.

Этот абсолютистский вариант смены принципа власти: когда Самодержавие вырождается сначала в некий абсолютизм или «цезаризм», а затем — в «общее дело» республику.

Царь не ответственен перед народом, но должен считаться с национальными традициями и национальной психологией. В особенности с состоянием национальной нравственности — той, которая, собственно, и ответственна за идеалы, которыми живет нация. Не считаясь с ними, он может легко превратиться в деспотичного правителя, мучащего нацию, и в этом случае (наказание Божие), если у народа сильнО религиозное чувство, то он вытерпит эти трудности, а если чувство притупилось или повыветрилось, то «самость» непослушания может привести и к революции, и к другим социальным эксцессам.

Правда и правильность православной монархии

Ещё для древнерусских правителей высшей похвалой было, когда в посмертном летописном слове о нём писали, что он «любил правду» и что «правда же и истина с ним ходила».

С летописных времен монархическая, тогда ещё княжеская, власть представлялась как властвование духа Государя над духом и плотью Русского народа, над материальным «естеством» Земли Русской. Монархическая власть с древности воспринималась орудием утверждения господства христианства на Руси.

Монархия была воспитана, выкована в русской истории как «власть правды», как идеал правильного православного государства.

Не потому ли мы так тоскуем сегодня по отсутствию «правды» и «справедливости» в нашем обществе, что правда и истина не могут одновременно ходить с пятью сотнями «народных избранников»?

Источник

17 самых популярных форм правления в человеческой истории

самая лучшая форма правления государства

Как только в школе начинается изучение истории, нам рассказывают о разнообразных формах государственного правления. И чаще всего используются сложные и скучные формулировки, которые напрочь отбивают желание ознакомиться с темой подробнее, хотя это весьма интересный раздел истории и политологии. Формы правления разделяются по множеству параметров — экономической политике, политическим структурам, философским идеологиям и так далее. Некоторые из них схожи друг с другом, другие же полностью отличаются.

Сегодня мы расскажем обо всех наиболее часто встречающихся в истории человечества формах правления, а также приведём примеры государств, где они использовались.

1. Анархия

Анархия — это, по сути, отсутствие правительства, когда нация действует без центрального руководства. А это значит, что нет коммунальных служб, государственных услуг, регулирующего контроля, дипломатических связей, а также присутствует разобщённость общества. В этом случае страна как бы поделена на маленькие группы людей, объединённых по определённым признакам.

Пример анархии был сравнительно недавно в Сомали — после начала гражданской войны в 1991 году. Сомали раскололось на множество автономий, в которых управляли вожди. Только в начале 2000-х годов в стране было установлено переходное правительство с подачи международного сообщества, а к 2012 году — принята конституция, сделавшая Сомали чем-то вроде конфедерации.

2. Аристократия

Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ.

В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей). Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса.

Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.

самая лучшая форма правления государства

3. Бюрократия

В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.

Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).

4. Демократия

Демократия, в отличие от многих других форм правления, несёт в себе лишь общественное устройство и лишена экономической составляющей. Здесь во главу угла становится форма правления, при которой народ путём голосования избирает своё правительство. Демократия отрицает классовое неравенство в плане руководства государством и предоставляет равные возможности для избираемых.

При демократии проводятся дискуссии, дебаты, ищутся компромиссы — и всё для того, чтобы удовлетворить потребности широкого круга населения. Но без чёткого надзора демократия может достаточно быстро переходить в диктатуру, особенно при появлении харизматичного лидера.

Наиболее ярким примером демократического общества можно назвать страны Западной Европы, а также США, где избираемые лица ограничены как во временных рамках правления, так и в обязанностях и привилегиях.[/bro_columns]

5. Диктатура

Диктатура — это общественно-политический строй, где нация управляется одним человеком и отсутствуют демократические процессы. Как правило, диктатором является харизматичный лидер, «вождь», власть которого, в отличие от монархии, не идёт от Бога, а берётся им благодаря определённым заслугам и качествам. Чаще всего диктатуре предшествует демократия с чередой непопулярных у народа правителей.

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

6. Капитализм

Про капитализм не знает только самый ленивый, ведь почти вся планета в наше время живёт при этом экономическом строе. Его главный постулат — сосредоточение производства в частных руках. Капитализм продвигает идею открытой конкуренции и того, что свободная рыночная экономика с ограниченным регулированием со стороны государства является самой эффективной формой экономической организации.

Сторонники капитализма отмечают постоянный экономический рост при этом строе, рост уровня жизни, а также более высокий, по сравнению с другими экономическими моделями, уровень производительности. Противники капитализма утверждают (и небеспочвенно), что он способствует социальному расслоению, эксплуатации рабочего класса, а также нерациональному использованию ресурсов и сверхпотреблению.

самая лучшая форма правления государства

В качестве примера ты можешь выбрать практически любую страну на карте, в том числе Китай, где смешались элементы госкапитализма и слабо регулируемой либеральной рыночной экономики в случае с частными компаниями, не представляющими стратегического интереса.

7. Клептократия

Клептократия — это извращённая форма демократии, при которой правящая партия пришла к власти (либо сохранила её) с помощью коррупции. Этим термином обычно описывают коррупционные правительства, которые присваивают государственные ресурсы, пуская их не на благо нации, а на удовлетворение частных интересов узкого круга лиц.

Ближайший пример — наша страна. Клептократический режим начал строиться примерно в конце 90-х — начале 2000-х годов, и в настоящий момент он плотно закрепился во властных кругах. Так называемые распилы и откаты — это неотъемлемая часть клептократического строя, направленного исключительно на сохранение существующего режима.

8. Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.

самая лучшая форма правления государства

9. Коммунизм

В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.

В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.

Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.

10. Меритократия

Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.

Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.

самая лучшая форма правления государства

Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.

11. Монархия

Монархия является социально-политическим строем, при котором власть принадлежит одному члену королевской династии. Чаще всего считается, что монарх получает власть напрямую от Бога или по божественному праву, что подразумевает полную неоспоримость действий правителя и беспрекословное подчинение его воли.

В монархии власть передаётся по линии преемственности и по порядку рождения. Первыми на трон претендуют старшие члены монархической династии, потом — младшие.

Монархии можно условно разделить на абсолютные и конституционные. Первые представляют собой классическую схему авторитарного управления, когда в руках одного человека сосредоточена вся власть. Вторые более демократичны и порой настолько ограничивают привилегии монарха, что тот выполняет скорее декоративную функцию.

На данный момент в мире насчитывается 45 стран с монархией. Так, к примеру, в Саудовской Аравии и Брунее правители являются абсолютными монархами, тогда как в Великобритании и Японии они практически не влияют на политику государств.

12. Олигархия

Элементы олигархии так или иначе присутствуют во многих авторитарных и даже демократических строях. Если обобщить, то олигархия является формой правления, при которой государством управляет определённый круг лиц, объединённых по какому-либо признаку (например, по родословной, расе или финансовому положению). Поэтому к олигархическим формам правления можно причислить аристократию, тоталитаризм и любые другие общественно-политические строи, ограничивающие права и свободы большинства.

Одним из примеров олигархии является правительство ЮАР в период с 1948 по 1991 годы, называвшееся апартеидом. В ЮАР тех времён чётко прослеживалась расовая олигархия, где белое меньшинство управляло чернокожим большинством и контролировало политику, правоохранительные органы, социальную сферу и другие субъекты государственного устройства.

самая лучшая форма правления государства

13. Плутократия

Плутократия является общественно-политическим строем, где главенствуют финансы. Только обеспеченный человек может получить доступ к власти, и это серьёзно отличает плутократию от той же аристократии, где, помимо финансового ценза, были ещё наследственность и квалификация в определённых областях для более эффективного управления.

Плутократия является ещё одним строем, который не существует отдельно от других и чаще всего проявляется в капиталистической формации при демократиях, когда у обеспеченных кандидатов выше шанс выиграть выборы, так как они могут позволить себе вложить большие средства в предвыборную кампанию и обойти более квалифицированных, но менее обеспеченных кандидатов.

Элементы плутократии прослеживаются во многих странах, и ярко они проявляются в современных США и России, где избранная группа миллиардеров владеет внушительным объемом национальных богатств и может без труда вытеснять менее обеспеченных оппонентов.

14. Социализм

Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.

Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.

Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.

самая лучшая форма правления государства

Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.

15. Теократия

Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.

В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов. Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием.

Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.

16. Тоталитаризм

Тоталитаризм — это развитие диктатуры, при которой правящая партия не ограничена ничем и может как угодно вмешиваться в общественную и частную жизнь нации. Власть, как и в случае диктатуры, находится в руках авторитетной и харизматичной фигуры, вокруг которой строится значительная часть пропаганды, ещё больше расширяющей культ личности. Чаще всего при тоталитаризме государство имеет полный контроль над СМИ и применяет элементы террора против своего же населения для подавления малейшего недовольства.

Ещё одним признаком тоталитаризма является желание построить утопическое государство.

Примеров тоталитаризма было много — от фашистских и коммунистических режимов XX века до современной Северной Кореи, где вся власть находится в руках диктатора, обладающего исключительной и неоспоримой властью, а практически вся пропаганда строится вокруг личности правителя. Любая критика действий правителя является преступлением и карается без надлежащих на то правовых процедур.

самая лучшая форма правления государства

17. Феодализм

Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.

Феодализм был резко децентрализованным и аграрным политическим строем, о чём говорит известная фраза «Вассал моего вассала — не мой вассал».

Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *