самая лучшая баба яга советского экрана

Лучшая «Баба Яга» отечественного кинематографа. Развеиваем миф о судьбе великого советского актера

Георгий Францевич де Мильё родился в Москве 25 октября (7 ноября) 1903 года в семье французского инженера Франца де Мильё и дочери иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлёвой. Юный Георгий рос в достатке, изучал иностранные языки, занимался музыкой и много читал.

Его отца рано не стало и содержанием ребенка занималась мать, на плечи которой легло не лучшее время для состоятельной семьи. После революции в 1917 году у них отобрали всё, а роскошную квартиру в Москве превратили в коммуналку где их семье выделили одну комнату.

На фотографии: Георгий Милляр

Опасаясь нарастающих в стране волнений, на какое-то время они перебрались в Геленджик к бабушке и дедушке. Георгию пришлось сменить фамилию на Милляр, что бы не афишировать свое аристократические происхождение. Там юный Георгий начал подрабатывать бутафором в местном театре. Мечтая стать актером, он заучивал все роли и однажды ему представился случай выступить на сцене.

На фотографии: Георгий Милляр

После того, как заболела актриса, исполняющая роль «Золушки«, Георгий совершенно мастерски исполнил её роль. В театре его заметили и Георгий Францевич быстро стал известным провинциальным артистом. Решив получить образование по этой специальности, Георгий перебрался в Москву и поступил в Школу юниоров при театре Революции (сейчас это Театр им. Маяковского).

Еще во время обучения, Георгий познакомился с одной из актрис театра, на которой женился в 1925 году, но брак был недолгим. Все дело в том, что после одного из визитов к врачу выяснилось, что Милляр не может иметь детей. Но по законам абсурда, его жена сообщила актёру новость, что она беременна. Прекрасно понимая, что это не его ребенок, Георгий порекомендовал возлюбленной переехать к настоящему отцу будущего малыша и подал на развод.

На фотографии: Георгий Милляр

У Георгия Милляра не было своих детей и поэтому к чужим детям у него всегда было теплое отношение, а дети любили актера и всегда собирались вокруг него толпами. В одном из интервью актёр очень тонко заметил: «Чтобы на старости стать вундеркиндом, нужно в детство почаще впадать«.

Завершив обучение, Милляр продолжил работать на сцене театра до 1938 года, после чего он буквально заболел кинематографом. Ему пришлось сделать сложный выбор, но всё же Георгий Францевич ушел из театра, чтобы начать удивительную карьеру киноактёра, сыгравшего самых невероятных сказочных героев.

Свою кинокарьеру артист начал с эпизодов в нескольких фильмах. Но главным событием в жизни Милляра стало знакомство с его будущим лучшим другом и наставником Александром Роу, вместе с которым сложился великий творческий дуэт. Первой их совместной работой стала экранизация сказки «По щучьему велению» (1938), где Георгий сыграл царя Гороха.

Ради этой роли актёру пришлось сбрить все волосы на голове, чем он очень сильно удивил коллег. Но это того стоило! Картина была тепло принята критикой и зрителями, а Роу вскоре получил заказ на следующую экранизацию, которой стала киносказка “Василиса Прекрасная” (1939), где Георгий Милляр исполнил сразу три роли: гусляра, старика-отца и Бабу-Ягу.

Милляр и Роу вместе создали порядка шестнадцати сказочных художественных фильмов, в которых Георгий Францевич воплощал различных персонажей. И среди замечательных образов Милляра главным его творением остаются конечно же роли легендарной Бабы-Яги, которую он играл совершенно феерично. Гениальный артист создал на экране разнохарактерные и разноплановые образы Бабы-Яги.

Но нашлись и те, кто стал упрекать Милляра в излишнем натурализме, дескать, его Кащей очень похож на Адольфа Гитлера и олицетворяет собой фашизм. Но Георгий Милляр всегда отрицал подобные сравнения и отвечал своим оппонентам следующее:

“Я до такой вульгарной трактовки не дошёл. Каждая эпоха выявляет своего Кащея и в этом смысле он бессмертен”.

На фотографии: Георгий Милляр

Что касается личной жизни Георгия Милляра, то гуляют слухи о нетрадиционной ориентации великого артиста, хотя до сих пор нет ни одного доказательства этой версии. По легенде, Георгий Милляр ещё в молодости оказался в тюремной камере из-за подозрений в связях с мужчиной. Но и эта история хранит немало тайн, как и вся личная жизнь знаменитого актёра до 1969 года.

Во второй раз Милляр женился после ухода из жизни его матери, на тот момент актеру было 66 лет. Его избранницей стала соседка по коммунальной квартире Мария Васильевна.

Интересно, что когда Милляр сделал ей предложение, то женщина ответила, что в свои 60 лет не нуждается в мужчине. Но Георгий Францевич не растерялся и в свойственной для него манере ответил, что он не мужчина, а Баба-Яга. В итоге женщина ответила согласием, а свадьбу сыграли на берегу Москва-реки, во время съёмок картины «Варвара-краса, длинная коса«.

На фотографии: Георгий Милляр

В последние годы жизни у Георгия Милляра почти не было работы в кино. И ему приходилось соглашаться на любые, даже самые крошечные роли, лишь бы остаться в профессии. При этом актёру было уже далеко за восемьдесят.

Однажды Георгия Милляра позвали выступить в концертном зале на 850 мест, и когда он узнал, что там будут дети, то нарисовал от руки 850 картинок с изображением Бабы-Яги и поставил подпись: «С любовью, Г. Ф. Милляр«, чтобы у каждого ребенка остался подарочек.

Сложно представить, каково же было разочарование Георгия Францевича когда в назначенное время за ним никто не приехал, про него просто забыли. А его старательно сделаные рисунки разошлись по соседям и знакомым.

На фотографии: Георгий Милляр и Мария Васильевна

Георгий Францевич Милляр ушёл из жизни 4 июня 1993 года в Москве, в возрасте 89 лет. Его супруги, Марии Васильевны, не стало через 6 лет, в 1999 году. Но остались потрясающие сказочные персонажи, в исполнении Милляра, на которых выросло уже не одно поколение отечественных зрителей. И эти советские фильмы и уникальные роли артиста будут жить вечно.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

По брусчатке босиком. По брусчатке босиком на рассвете, только ты, только я – словно дети. Да.

Рамочка «Любовь. » Ваш текст. Ваш текст. Код рамочки без анимации В.

Метки

Рубрики

Приложения

Ссылки

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Советские актеры, которые прекрасно сыграли Бабу-Ягу: Кто лучше?

Георгий Милляр

Даже неудивительно, что начала я именно с Георгия Милляра, который стал самой главной Бабой-Ягой нашего кинематографа. Легендарный актер воплощал на экране образ Бабы Яги аж 4 раза: в фильмах «Василиса прекрасная», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы» и «Золотые рога».

Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, но и в какой-то степени комичной, а в целом — очень узнаваемой.

Зиновий Гердт

Еще один интересный образ Бабы-Яги создал советский актер Зиновий Герд в музыкальном телефильме «В тринадцатом часу ночи».

Цыганистая такая старушка получилась у прославленного актера.

Валентина Сперантова

А помните ли Вы Бабу-Ягу в исполнении замечательной советской актрисы Валентины Сперантовой? Актриса воплотила в приключенческой весёлой сказке «Весёлое волшебство» образ доброй Бабы-Яги, которая хоть и летает на метле, но и помогает главной героине.

Валентина Кособуцкая

А вот Валентине Кособуцкой довелось сыграть коварную старушку два раза: «Два клена» и «Новогодние приключения Маши и Вити».

Зрителям очень понравилась симпатичная «хозяйка леса»: моложавая и модная Баба-Яга из новогодней сказки «Новогодние приключения Маши и Вити» сумела покорить зрителей, в особенности детишек.

Мария Барабанова

Ещё одна добрая Баба-Яга получилась и у советской актрисы Марии Барабановой. Причем образ Бабы-Яги примерила актриса дважды: в сказках «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» и «Сказка про влюблённого маляра».

Вера Алтайская

Ну, конечно не сама Баба-Яга, а ее дочь. Юная, так сказать, Бабка Ёжка😉

Пройти мимо этой актрисы я просто не могла, ведь помимо роли дочери Бабы Яги в сказке «Огонь, вода и… медные трубы» актриса частенько воплощала на экране далеко не самые положительные образы. Актриса играла злых ведьм, кикимор, мачех и тому подобных персонажей.

Татьяна Пельтцер

Любимая всеми актриса Татьяна Пельтцер также создала образ Бабы-Яги. На мой взгляд, это самая добрая Баба Яга, которую я только видела в кино. Кстати, актриса не только воплотила образ Бабы Яги, а еще приняла участие в озвучивании старушки в таких мультфильмах, как «Приключения домовёнка», «Сказка для Наташи» и «Возвращение домовёнка».

Источник

«Всесоюзная Баба-Яга» Георгий Милляр в старости ел черствый хлеб и терпел насмешки. Почему его все забыли?

Артист с французскими корнями вынужден был сменить имя после революции. Георгий Милляр легко забыл о некогда роскошной жизни и поначалу работал бутафорщиком. Слава в кино не испортила скромного актера. Он мечтал играть до самой смерти, но в 90-е оказался не у дел.

самая лучшая баба яга советского экрана

Без Георгия Милляра ни один фильм Александра Роу не обрел бы такой колоссальный успех. Актер не боялся выглядеть в кадре некрасивым, наоборот, брил голову наголо и избавлялся от бровей, чтобы гримерам было легче превратить его в очередное лесное чудище. Его Баба-Яга и Кощей Бессмертный до сих пор считаются эталонными персонажами киносказок.

И без того непростая биография сына французского инженера со временем обросла новыми слухами. Коллеги рассказывали, что хоть Милляр и не был злостным алкоголиком, но часто являлся на съемки подшофе. Сплетен о личной жизни артиста ходило не меньше: говорили, что Георгий Францевич жил с мамой до 65 лет из-за давнего разочарования в любви.

К счастью, уже на пенсии в жизни актера появилась супруга Марья Васильевна. Пара вместе ездила на съемки и творческие встречи до тех пор, пока Милляр не остался без работы. Как же могло случиться, что талантливый артист вынужден был сидеть дома, страдая от забвения? 7 ноября, в дату рождения знаменитой советской «Бабы-Яги», вспоминаем яркую историю Георгия Францевича с печальным финалом.

Как сын французского инженера стал Бабой-Ягой

самая лучшая баба яга советского экрана

Отец будущего артиста Франц де Милье приехал из Франции в Россию, чтобы консультировать рабочих в области мостостроения. Вскоре инженер встретил дочку иркутского золотопромышленника Елизавету Журавлеву, в которую влюбился без памяти. Пара сыграла свадьбу и поселилась в Москве, где и родился их сын Георгий.

Семья была обеспеченной, и мальчика воспитывала гувернантка, обучавшая его музыке, литературе и языкам. Но счастье родителей оказалось недолгим: ребенку было три года, когда его папа скончался. Даже после смерти мужа Елизавета не бедствовала — она по-прежнему жила с Георгием в роскошной квартире в столице, владела дачами в Подмосковье и Геленджике.

Искусством будущий артист заинтересовался рано благодаря влиянию тети-актрисы. Театр настолько впечатлил мальчика, что тот постоянно устраивал домашние представления для близких и гостей.

самая лучшая баба яга советского экрана

Жизнь семьи в корне изменилась с началом революции и приходом большевиков к власти. У Журавлевой отняли квартиру и дачу в Подмосковье, теперь ей с сыном полагалась лишь комната в коммуналке. Георгий предусмотрительно скорректировал французскую фамилию на «Милляр» и в дальнейшем не упоминал о своем происхождении и превосходном знании иностранных языков, подавая анкеты на работу.

В целях безопасности мама уехала с наследником в Геленджик. Там Георгий окончил школу и устроился в театр простым бутафором, но мечта стать настоящим актером не покидала его. Возможность сыграть первую роль представилась, когда артистка, исполнявшая Золушку, заболела. На сцену вышел Милляр, прекрасно воплотивший образ сказочной героини.

Обретя уверенность в собственных силах, Георгий Францевич отправился покорять Москву. После учебы в Школе юниоров при Московском театре Революции он стал полноправным членом труппы. В 1941-м артист покинул сцену учреждения ради кинематографа. Он начал с эпизодов, а первую крупную роль получил от Александра Роу в сказке «По щучьему велению», сыграв царя Гороха. Фильм имел огромный успех и следом за ним Роу поручили снять «Василису Прекрасную», где Милляр воплотил на экране легендарный образ Бабы-Яги, который сам прорабатывал и впоследствии корректировал.

самая лучшая баба яга советского экрана

«В «Василисе Прекрасной» моя бабуля — дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхлела, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы-Яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный. Склочница, надо было обязательно кого-нибудь поссорить. А в Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка, — делился актер. — Не женская это роль. Какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется — она тут же реснички себе подрисует».

Следующим успехом Милляра стала ключевая роль в сказке «Конец Кощея Бессмертного». Поначалу Георгий Францевич сомневался в своих силах, но когда пришел на площадку с обритой наголо головой и без бровей, гримеры поняли: артист готов сниматься и уже облегчил им работу. Во время съемок актер серьезно заболел малярией и похудел до 45 килограммов, что только сделало его образ Кощея более убедительным. К этому амплуа он вернулся в 60-х в картине «Огонь, вода и медные трубы», а ближе к концу карьеры сыграл бандита по прозвищу «Кощей» в «Пяти похищенных монахах».

Какую только нечисть не воплощал артист на экране: и черта из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», и подводного царя в «Варваре-красе, длинной косе», и оборотня Кастрюка из сказки о Финисте. Он отчаянно пытался сменить амплуа, участвуя в фильмах «Кавказская пленница» и «Баллада о Беринге и его друзьях», однако зрители до сих пор ассоциируют Милляра с Бабой-Ягой. В фильмографии Георгия Францевича набралось более 200 работ, последней из которых оказалась лента «Ка-ка-ду», снятая в начале 90-х.

Слухи о зависимости и любовной драме

самая лучшая баба яга советского экрана

Георгий Милляр был непростым человеком: образованным, с широким кругозором, сумевшим вынести тяготы смены власти и войны. Неординарные роли в кино также наложили отпечаток на характер артиста. Несмотря на публичность профессии, он все же оставался скромным и застенчивым, а потому о личной жизни не распространялся. Как известно, молчание порождает слухи, так что окружающим пришлось самостоятельно додумать любовную биографию Милляра.

Долгое время актер был одинок, что близкие ему люди объясняли трагичной историей из прошлого. Предположительно, однажды Георгий Францевич влюбился в некую артистку, но та предала его, изменив с режиссером, а потом заявила, что беременна. Отцовство женщина приписывала Милляру, но тот знал, что это неправда, и еще больше разочаровался в бывшей избраннице.

После случившегося актер решил не рисковать и не сближался с представительницами противоположного пола. Его главной страстью оставалась работа, но из-за депрессии Милляр часто выпивал. Коллеги утверждали, что «слегка подшофе» артист был всегда. Он мог пригубить и дешевого портвейна, и даже тройного одеколона. Осуждение режиссера Александра Роу сдерживало Георгия Францевича, и он прибегал к хитрости: во время съемок в деревне шел с бидоном за молоком и умудрялся пронести вместе с безобидным напитком и бутылку самогона.

«Я думаю, он сам придумал эту масочку, которую носил все годы жизни, — заключил актер Юрий Сорокин, участвовавший в документальном фильме «Георгий Милляр. Вся нечистая сила». — Он называл себя «Стариком Похабычем», придумывал всякие фривольные стишки, отпускал дерзкие реплики. При этом он всегда оставался настоящим французом, де Милляром».

самая лучшая баба яга советского экрана

С детства воспитанный в роскоши, в зрелом возрасте артист не гнушался есть черствый хлеб с ливерной колбасой, годами ходить в одном пальто, дружить не с коллегами-актерами, а с осветителями. Долгое время Милляр жил с мамой, только когда та умерла, он поддался на уговоры Роу и решил жениться в 65 лет. Избранницей главной Бабы-Яги страны стала соседка по коммуналке. Свадьбу с Марьей Васильевной он сыграл в первый день съемок «Варвары-красы, длинной косы».

Соседи уверяли: это была самая милая и трогательная пара на свете. Георгий Францевич называл супругу Манечкой-лапочкой и ни разу не обидел ее дурным словом. Женщина с твердым характером часто вытаскивала возлюбленного из нелепых ситуаций.

«На съемках в Ялте молоденькая актриса решила, что для карьеры ей обязательно нужно затащить кого-нибудь в постель, — рассказывала Марья. — А Милляр оказался там самым знаменитым и популярным. Глупенькая, она даже не представляла, какой Георгий Францевич был беспомощный и скромный! И вот как-то идем мы всей группой поздно вечером из ресторана, а эта актрисочка потихоньку уводит Милляра в сторону. Я — за ними. Захожу за дерево и вижу, как девочка пытается расстегнуть ему ремень на штанах, а он хлопает глазами и ойкает. Ну, тут я засучила рукава и отходила паршивку как следует».

Тихий уход

самая лучшая баба яга советского экрана

Марья Васильевна годами опекала супруга: ездила с ним на съемки, заботилась о гардеробе и своевременном обеде. Но главным ее переживанием стал вопрос об алкоголе — уж очень женщина боялась, что мужа будут спаивать на творческих встречах в других городах. Контролировать актера она просила Раису Рязанову.

Однажды на фестивале сказки во Фрунзе Милляр собрался отметить окончание тяжелого дня в ресторане. Рязанова жила в соседнем номере и, выполняя обещание, данное Марье Васильевне, запретила артисту выходить на улицу, строго порекомендовав ложиться спать. «Через пять минут прохожу мимо его комнаты и вижу, что дверь открыта. Стоит Милляр. На нем уже все, кроме брюк. Даже бабочка нацеплена. А на лице — испуг. И вдруг он жалобно произносит: «Дочка, ну, сколько мне осталось-то?». Ох, как сердце защемило! Я говорю: «Одевайся, пошли!». Вмиг собрался», — вспоминала актриса.

За простоту в общении и искренность Милляра обожали все, кто его знал. Но к концу жизни доверчивостью и скромностью артиста стали нагло пользоваться. Только к 70 годам ему выделили квартиру на последнем этаже высотки на окраине Москвы, вдали от метро. Супруга сетовала: нужно было настоять на более выгодном расположении, а актер лишь пожимал плечами и говорил, что до любого места можно доехать на трамвае.

самая лучшая баба яга советского экрана

Преодолев 80-летний рубеж, Георгий Францевич надеялся, что еще не раз сыграет в кино и посетит немало творческих вечеров. Но Роу умер, сказки перестали быть интересны режиссерам, и актер оказался не у дел. Он хватался за любую работу, ответственно относился к эпизодам, с восторгом реагировал на приглашения на мероприятия. Накануне 85-го дня рождения артист готовился ко встрече с поклонниками в концертном зале «Россия».

«Я приехал к нему в гости и вижу — на столе лежат стопки рисунков, на каждом изображена Баба-Яга и подписано: «С любовью, Г. Ф. Милляр». «Что это?» — спрашиваю. — «Да вот, Юречка, я узнал, что в «России» 850 мест, и было бы неплохо, если бы у каждого ребятенка остался от меня подарочек», — ответил Милляр. И он действительно нарисовал 850 картинок. Зная ответственность Георгия Францевича, уверен, что он с раннего утра сидел застегнутый на все пуговицы. А ему даже не перезвонили», — сетовал Юрий Сорокин.

В итоге рисунки разошлись по знакомым, а часть из них попала в Музей кино, в пыльную папку, вместо того, чтобы перейти маленьким зрителям, которых так жаждал увидеть Милляр. Забвение убивало артиста, хотя он старался не подавать виду, как расстроен.

Умер 89-летний актер тихо, во сне, 4 июня 1993-го. Незадолго до конца он написал стихотворение, где рассказал о своем главной неосуществленном желании: исполнить драматическую роль. «А, наверное, было бы здорово под финал, под конец пути, напоследок сыграть Суворова и тогда уж спокойно уйти», — гласили строки.

Источник

Георгий Милляр: заслуженная Баба Яга и одинокий джентльмен советского кино

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

самая лучшая баба яга советского экрана

самая лучшая баба яга советского экрана

Карьеру актера в детстве ему ничто не предвещало. Георгий родился в 1903 г. в очень состоятельной семье: его отец был французским инженером, приехавшим в Россию для строительства мостов, а мать была дочерью золотопромышленника. После 1917 г. от внушительного имущества семьи ничего не осталось, отец скоропостижно скончался, а огромную квартиру в Геленджике превратили в коммунальную, поселив мальчика с матерью в одной комнате.

самая лучшая баба яга советского экрана

самая лучшая баба яга советского экрана

Георгий де Миллье превратился в Георгия Милляра, в анкетах приходилось не только вписывать «служащие» в графу «происхождение», но и тщательно скрывать знание трех языков, которым его научили гувернантки.

самая лучшая баба яга советского экрана

Он начал с работы бутафора в театре Геленджика. Однажды, когда заболела актриса, игравшая Золушку, он вызвался ее заменить. Зрители не заметили подмены, а эта роль стала первой женской из многих в репертуаре Милляра.

самая лучшая баба яга советского экрана

После Гражданской войны из коммуналки в Геленджике они с матерью перебрались в московскую коммуналку. Там Георгий окончил актерскую школу, играл в театре, а в 1934 г. ушел в кино, после знаковой для него встречи с режиссером Александром Роу. В 16 его сказках он сыграл 30 ролей – в одном фильме он мог представать в разных образах.

самая лучшая баба яга советского экрана

В роли Бабы Яги он чувствовал себя органично, так как утверждал, что эта роль совсем не женская – позволить так себя уродовать может только мужчина. Прототипом для образа злой старухи ему послужила соседка по коммуналке, сварливая и склочная. По поводу того, что приходилось играть всякую нечисть, Милляр остроумно отмечал: «Очеловеченные черти лучше, чем очертенелые люди».

самая лучшая баба яга советского экрана

Многие важные события в жизни актера случились слишком поздно. Звание народного артиста он получил только в 85 лет. Серьезных главных ролей в кино он так и не дождался (он мечтал сыграть Цезаря, Вольтера, Суворова). Хотя у него случались романы, почти всю жизнь он оставался одиноким. До 65 лет Милляр жил вдвоем с матерью, и женился только после ее смерти – на 60-летней соседке. Поначалу она отказала – мол, мужчины ей в ее возрасте уже не нужны. Георгий не растерялся: «Я не мужчина, я Баба Яга». Так знаменитый киношный образ и природное чувство юмора помогли актеру покорить сердце женщины.

самая лучшая баба яга советского экрана

Георгий Милляр не утратил врожденной интеллигентности и галантности, и даже в очень скромном костюме оставался де Миллье. И хотя актер считал, что не до конца реализовал свой творческий потенциал, можно утверждать, что он блестяще выполнил свою миссию в кино: зрителям сложно представить детскую сказку без его участия. И еще не одно поколение детей будет хохотать над его ролями в фильмах «Морозко», «Кощей Бессмертный», «Варвара-краса, длинная коса», «Василиса Прекрасная».

самая лучшая баба яга советского экрана

В Советском Союзе на детском кино не экономили, и кроме сказок с участием Милляра до нас дошли 15 лучших советских фильмов для самых маленьких

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *