с точки зрения системного подхода проект можно охарактеризовать как

Что такое проект и управление проектами

Понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом признаков, наиболее общими из которых являются следующие:

» направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;

» координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий;

» ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом.

Отличие проекта от производственной системы заключается в том, что проект является однократной, не циклической деятельностью. Серийный же выпуск продукции не имеет заранее определенного конца во времени и зависит лишь от наличия и величины спроса. Когда исчезает спрос, производственный цикл кончается.Производственные циклы в чистом виде не являются проектами. Однако в последнее время проектный подход все чаще применяется и к процессам, ориентированным на непрерывное производство. Например, проекты увеличения производства до указанного уровня в течение определенного периода, исходя из заданного бюджета, или выполнение определенных заказов, имеющих договорные сроки поставки.

Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько его требуется для получения конечного результата. Концепция проекта, однако, не противоречит концепции фирмы или предприятия и вполне совместима с ней. Более того, проект часто становится основной формой деятельности фирмы.

Существует ряд определений термина «проект», каждое из которых имеет право на существование, в зависимости от конкретной задачи, стоящей перед специалистом.

Вот некоторые из них.

В самом общем виде проект (англ. project) — это «что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие» (толковый словарь Webster).

С точки зрения системного подхода, проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное — результат при участии ряда ограничений и механизмов (рис. 1.1.1).

с точки зрения системного подхода проект можно охарактеризовать как

Рис. 1.1.1. Проект как процесс перехода системы из исходного состояния в конечное

В «Кодексе знаний об управлении проектами» [8] проект — некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обуславливающими способ ее решения. Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты (рис. 1.1.2).

с точки зрения системного подхода проект можно охарактеризовать как

Рис. 1.1.2. Основные элементы проекта

Инвестиционный проект понимается как инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, человеческих, для получения запланированного результата и достижения определенных целей в обусловленные сроки.

Финансовым результатом инвестиционного проекта чаще всего является прибыль/ доход, материально-вещественным результатом — новые или реконструированные основные фонды (объекты) или приобретение и использование финансовых инструментов или нематериальных активов с последующим получением дохода.

В том случае, когда в качестве результатов реализации проекта выступают некоторые физические объекты (здания, сооружения, производственные комплексы), определение проекта может быть конкретизировано следующим образом:

ПРОЕКТ — целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

Итак, в современном понимании проекты — то, что изменяет наш мир: строительство жилого дома или промышленного объекта, программа научно-исследовательских работ, реконструкцияпредприятия, создание новой организации, разработка новой техники и технологии, сооружение корабля, создание кинофильма, развитие региона, — это всё проекты.

Сравните это толкование с принятым до недавнего времени у нас: проектэто документально оформленный план сооружения или конструкции. Нужно знать, что для обозначения этого понятия на Западе используют термин «design».

В ряде отраслей — таких, как авиационно-космическая или оборонная промышленность, — создаваемые объекты являются настолько сложными, что работа над ними осуществляется не в составе проектов, а в составе Программ, которые можно определить как совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. При таком подходе термин «проект», как правило, связывается с относительно краткосрочными целями.

В настоящее время в Российской Федерации разработан и реализуется ряд программ развития: топлива и энергетики, продовольствия, транспорта и связи, жилья, машиностроения и некоторые другие.

В число приоритетных федеральных программ вошли программы энергоснабжения, электрификации и газификации сельских районов, повышения безопасности атомной энергетики, использования нетрадиционных источников энергии, освоения газовых месторождений полуострова Ямал, развития Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса.

Концептуально важным является понятие системы, которое может быть определено следующим образом: Система — это группа элементов (включающих как людей, так и технические элементы), организованных таким образом, что они в состоянии действовать как единое целое в целях достижения поставленных перед ними целей (рис. 1.1.3). В качестве примеров таких систем можно привести «Компанию «Аэрофлот»», «Систему спутникового телевидения» и т. д. Соответственно, программы являются подсистемами первого уровня (нетрудно привести примеры программ Аэрофлота и др.), а проекты представляют собой часть программ.

Немного об истории управления проектами

Любой проект проходит ряд фаз (этапов, стадий), о которых мы поговорим позже. Взаимосвязь фаз, функций и подсистем управления проектами показана на рис. 2.1.1. (гл. 2, п. 2.1.).

Разумеется, для того, чтобы провести проект через все фазы (этапы, стадии), им нужно как-то управлять. В этом смысле управляли уже такими знаменитыми проектами, как строительство египетских пирамид или Великой Китайской стены. Управляли — и небезуспешно (если оценивать успешность только по своевременности завершения или по техническим результатам) — проектами в оборонной, топливно-энергетической и некоторых других отраслях промышленности бывшего Советского Союза.

с точки зрения системного подхода проект можно охарактеризовать как

Рис. 1.1.3. Иерархия систем

Необходимость в самостоятельной дисциплине «Управление проектами» (Project Management) была осознана в развитых странах Запада с рыночной экономикой в 50-х гг. XX в. Это было вызвано массовым ростом масштабов проектов и тем, что понятие успешности проекта стало измеряться, в первую очередь, соответствием его окончательной стоимости объему выделенных ассигнований, величиной экономии и размерами прибыли. Последнее, в свою очередь, зависело от комплексности (системности) решения множества задач, составляющих в совокупности предмет управления (рис. 1.1.4).

В числе первых методов управления проектами в конце 50-х гг. были разработаны методы сетевого планирования и управления (методы СРМ и PERT). Впервые они были использованы для управления ракетной программой «Атлас» и при строительстве крупного завода синтетического волокна. В середине 60-х гг. эти методы стали активно изучаться и, в меньшей степени, внедряться в практику капитального строительства СССР.

с точки зрения системного подхода проект можно охарактеризовать как

Рис. 1.1.4. Типовая ситуация со степенью решенности ключевых задач управления

Здесь следует отметить, что еще в конце 30-х гг. советскими учеными были разработаны теоретические основы и практические методы календарного планирования и поточного строительства с использованием диаграмм Ганта и т. н. циклограмм, что во многом можно считать фундаментом созданного позднее аппарата управления проектами.

В 70-е гг. большое число крупных компаний на Западе в ответ на растущие масштабы и сложность их деятельности в условиях жесткой конкуренции стали развивать и использовать методы управления проектами. Ускорению этого процесса способствовало широкое внедрение компьютерных систем обработки информации (табл. 1.1.1).

Источник

Управление проектами с позиций системного подхода

С точки зрения системного подхода проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное при наличии ряда огра­ничений и механизмов (см. рис. 1.3), а управление проектом представляет собой открытую динамическую систе­му, которая состоит из связанных между собой работ, взаимодействует с окружающей средой, получая от нее необходимые ресурсы и предостав­ляя ей полученные результаты, а также находится под воздействием раз­личных факторов риска (см. рис. 1.4). Таким образом, можно выделить четыре базовых элемента управления любым проектом:

Эти базовые элементы можно назвать основными объектами управления проектом.

Работы – это трудовые процессы, направленные на достижение результа­тов и требующие необходимых затрат времени и ресурсов. К работам сле­дует относить деятельность по созданию материальных объектов (произ­водственные работы), интеллектуально-информационной продукции (науч­но-исследовательские работы), деятельность по выработке и передаче уп­равляющих воздействий и обратной связи (решения и отчеты), деятельность по перемещению материальных объектов, например ресурсов (поставки).

Рисунок 1.3. Проект как процесс перехода системы из исходного состояния в конечное
Ресурсы
Процесс
Решения
Процесс
Процесс
Решения
Процессор
Работы
вход
выход
Ресурсы
Возмущение
Процесс
Результаты
Процесс
Риски
Работы
Результаты
Решения
Проект
Риски
Рисунок 1.4. Базовые элементы управления проектом

Под ресурсами следует понимать совокупность объектов, необходимых для выполнения работ. Существуют три основные группы ресурсов, ис­пользуемых в управлении проектом:

1) человеческие ресурсы– субъекты деятельности, объединенные в си­стемы взаимодействия друг с другом и другими ресурсами. По отноше­нию друг к другу человеческие ресурсы могут являться и объектами деятельности. С экономической точки зрения человеческие ресурсы переносят свою стоимость на результаты труда постепенно, создавая при этом добавленную стоимость. К человеческим ресурсам относят руководителей и работников;

2) материальные ресурсы– средства и предметы деятельности, исполь­зуемые для выполнения работ. Средства деятельности переносят свою стоимость на результаты в ходе выполнения работ постепенно. Пред­меты деятельности полностью переносят свою стоимость на результа­ты работ, как правило, изменяя свою натуральную форму и материаль­но присутствуя в результатах работ. К средствам деятельности относят машины и механизмы (активные средства), здания и сооружения (пас­сивные средства). К предметам деятельности относят материалы и ком­плектующие;

3) информационные ресурсы– управляющие воздействия, направляемые субъектами деятельности на объекты деятельности, определяющие цели и результаты работ. Информационные ресурсы выступают одновре­менно и как средства, и как предметы управленческой деятельности. К информационным ресурсам следует отнести проектные решения, мо­дели, управляющие команды (приказы, распоряжения, задания), отчет­ную документацию и пр.

Результаты – это продукты деятельности (работ), воплощающие в себе ранее поставленные цели. Результаты могут быть:

1) материальные (продук­ция, изделия) и нематериальные (информационные – документы, соци­альный эффект);

2) прямые и косвенные;

3) промежуточные и окончательные.

Кроме того, окружающая среда, так же как и внутренняя, является источ­ником различного рода возмущений, прямым или косвенным образом воздействующих на проект в целом и на его отдельные составляющие. Потенциальные последствия этих возмущений можно обобщенно опреде­лить как риски. Этот базовый элемент управления проектом по большому счету не является объектом управления. Но термин «управление риска­ми» используется, хотя его не следует понимать буквально. Управление рисками нужно рассматривать как деятельность по управлению взаимо­действием проекта и факторов риска, имеющую своей целью минимизиро­вать отклонения от ранее принятых решений. В силу этого риски, опреде­ляемые как совокупность вероятностных взаимодействий проекта с неза­висимыми факторами окружающей и внутренней среды, можно обозна­чить как базовый элемент управления проектом.

Все четыре базовых элемента управления проектом находятся во взаимо­действии друг с другом. Ресурсы используются при выполнении работ, в ходе выполнения работ создаются результаты, в результатах со­держатся материальные и экономические субстраты ресурсов. Риски воз­действуют на ресурсы, на работы, на результаты. Проект воздействует на окружающую среду и на риски.

Источник

Системный подход и системное проектирование.

с точки зрения системного подхода проект можно охарактеризовать как с точки зрения системного подхода проект можно охарактеризовать как с точки зрения системного подхода проект можно охарактеризовать как с точки зрения системного подхода проект можно охарактеризовать как

с точки зрения системного подхода проект можно охарактеризовать как

Системный подход представляет собой раскрытие сложноорганизованного объекта как целостности, как системы, т.е. совокупности множества элементов, связанных между многообразными и разноуровневыми типами связей (координация и субординация), составляющими структуру этого объекта. Функционирование и развитие такого объекта обусловлено именно его целостностью, его взаимосвязями, как внутренними, так и внешними (т.е. с его средой). Система, определяясь свойствами составляющих ее элементов, не сводится к их сумме. Результатом системного подхода выступает единая теоретическая концепция определенного объекта или фрагмента реальности. Как метод системный подход окончательно сложился лишь в ХХ в.

Системное проектирование включает в себя 3 основных раздела:

1) этапы разработки системы;

2) описание последовательности фаз и операций системотехнической

3) анализ проектирования с точки зрения кооперации работ и

1. Этапы разработки системы.

Этапы разработки системы разделяются в соответствии с системотехнической

деятельностью по объекту. В ходе проектирования представление о сложной

технической системе изменяется. Происходит последовательная конкретизация

моделей этой системы. Обычно при проектировании технических систем

представлены общие процедурные правила создания систем на различной

функциональной модели системы, а затем ее преобразование в структурную модель

(или ее реализация). Каждый этап связан с определенными средствами

графического и символического представления системы. Здесь могут вводиться

определенные промежуточные преобразования (операции, которые выполняет каждый

элемент системы по отношению к течению процесса). Например, в качестве

функциональных моделей могут быть использованы алгебраические модели.

Структурные модели делятся на диаграммы протекания субстанции и блок-схемы.

Диаграмма показывает последовательность операций (более детально, чем в

функциональной модели, где не соблюдается строгая последовательность) и дает

минимум информации о плане построения системы: идентификацию элементов и схем

связей. В блок-схеме даны форма субстанции на входе одного и выходе другого

Функциональные модели могут быть получены тремя способами.

1. Прототип системы дается в виде блок-схемы.

2. В виде последовательности инструкций. На блок-схеме может быть получена

диаграмма протекания субстанции, а из нее – функциональная модель. Из

последовательности инструкций сначала строятся диаграммы для различных групп

инструкций, из которых затем складывается единая функциональная модель.

3. Прототипа системы нет. Функциональная модель получается либо в виде

аналогий, либо задача сводится к подсистемам, либо модель составляется с

помощью модификации некоторых элементов доступной системы.

4. Если же модель не может быть получена ни одним из указанных выше, то на

этапе реализации функциональная модель представляется в виде поточной

диаграммы. С помощью перестановки блоков из функциональной модели получается

множество поточных диаграмм. Для реализации данных диаграмм, проектировщику

необходим каталог элементов, из которого выбираются системные, имеющие

близкие свойства к идеализированным элементам поточных диаграмм. В результате

получается блок-схема, соответствующая техническим условиям технического

Для создания системы недостаточно какого-либо единого описания, необходимо

сочетание блок-схемы, поточной диаграммы и функциональной модели. В процессе

проектирования они постоянно корректируются за счет возвращения на предыдущие

стадии. В результате получается целостное описание системы, составляющие

которого взаимно дополняют друг друга. При разделении системного

проектирования в соответствии со структурой технической системы выделяются

следующие этапы: макропроектирование (внешнее проектирование) и

микропроектирование (внутреннее проектирование) и проектирование окружающей

с точки зрения системного подхода проект можно охарактеризовать как

среды, которое связано с формулировкой целей системы.

Микроуровень включает в себя системное представление различных видов

деятельности, входящих в процесс проектирования. На данном уровне анализа они

дифференцируются по-разному, например:

— в зависимости от субъектов отдельных видов деятельности

(бригады проектировщиков, институты или юридические лица и т. д.). В

проектировщик, исследователи, менеджеры и т. д.;

— в зависимости от типа отдельных видов деятельности. Технология

видов деятельности может быть сделана и детализирована различными способами в

зависимости от характера процесса проектирования в целом. Например, если

строится сетевой график строительной, инвестиционной и проектировочной

деятельности разграничивают два вида деятельности: операционная

(изыскательская, познавательная, проектировочная) и оценочная деятельность

принятия решений (утверждение, оценка и т.п.). В данной модели выделяется

второй тип деятельности.

Разделение субъектов и типов деятельности, участвующих в процессе

проектирования, может повысить адекватность и семантическую культуру тех

макромоделей, которые наиболее часто применяются на этом уровне.

Микроуровень анализирует отдельные виды деятельности, входящие в процесс

проектирования. Для этого уровня важным является понятие «деятельность»,

а также различные возможности моделирования, входящего в процесс

проектирования. Значит возможности для моделирования различных типов

деятельности представляются математическими и семантическими информационными

теориями, развитыми в тесной связи с теориями принятия решений. Весьма

прогрессивны средства анализа, которые базируются на экономических моделях.

— для достижения планируемой цели на желаемом уровне, в желаемом

— для достижения этой цели с минимальными потерями, расходами,

нужными ценами и т. д.

Следующий уровень анализа – анализ информационных процессов. Связь между

отдельными блоками деятельности может быть эффективной с помощью определенных

лингвистических средств, выражающих соответствующие первоначальные или

выведенные данные, цели и требования, связанные с рассматриваемой проблемой и

т. д. Формы данных должны обеспечивать не только многоцелевое использование,

но и преобразование данных из одной формы в другую (например цифровую,

графическую и т. д.). В анализе информационных процессов в проектировочной

деятельности проявляется тенденция, которая характеризуется как

данных, которое может приводить к снижению первоначального уровня энтропии,

то это явление означает рост поля данных, из которых только некоторые

способны к осуществлению информационной функции. Т. о. при проектировании

происходит сложный процесс превращения данных в информацию, который включает

в себя селекцию существенных данных и пропуск несущественных.

2. Фазы и операции системного проектирования.

Данный способ описания системного проектирования заключается в выделении в

нем последовательности фаз, а в самих этих фазах – цепи действий, или

обобщенных операций. Обычно системотехническая деятельность делится на

следующие пять фаз:

— подготовка технического задания;

Иногда добавляется фаза «ликвидация» из-за возможных экологических

последствий этого процесса. На каждой фазе системотехнической

деятельности выполняется одна и та же последовательность обобщенных операций:

анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценка и выбор альтернатив,

моделирование, корректировка и реализация решения. Системотехническое

проектирование как последовательность фаз, шагов и задач может быть

представлено в виде следующей таблицы:

1. Изучение осуществимости.

1. Анализ потребностей. Получить множество пригодных решений проектной проблемы и проанализировать потребность, существующую в определенной сфере.

2. Проектная проблема. Определить и сформулировать проектную проблему на основе информации первого шага.

3. Синтез возможных решений. Из полученных в результате синтеза множества альтернативных решений выбрать потенциально пригодные решения проблемы и получить интегрированное целое.

4. Физическая реализуемость. Определений физической реализуемости проблемы.

5. Экономические рентабельные решения. Выбор из реализуемых решений экономически рентабельных.

6. Финансовая осуществимость. Сопоставление экономических решений с финансовыми ресурсами, получение множества пригодных как результата первой фазы.

2. Предварительное проектирование

1. Выбор из проектных идей. Определить из множества пригодных решений наиболее перспективное как предварительную идею проекта.

2. Формулировка математических моделей. Сформулировать математические модели как прототипы проектировочной системы.

3. Анализ чувствительности системы. С помощью экспериментирования определить критические проектные параметры, точные пределы чувствительности.

4. Анализ совместимости. Корректировка точных проектных параметров с точки зрения приспособления друг к другу подсистем и компонентов, увеличения их совместимости для исключения «катастроф» в системе.

5. Анализ стабильности. Исследовать поведение системы в необычных обстоятельствах, определить стабильные и нестабильные области в системе.

6. Оптимизация проектного решения. Осуществить окончательный выбор наилучшего решения среди нескольких альтернатив.

7. «Проекция в будущее». Определить общее направление и тенденции технического развития с учетом технического прогресса, т.е. возможности добавки в будущем к системе новых компонентов.

8. Экспериментальная проверка идеи. Определить поведение системы в будущем.

9. Экспериментальная проверка идеи. Определить физическую реализуемость системы.

10. Упрощение проекта. Устранение ненужной сложности.

3. Детальное проектирование

1. Подготовка к проектированию. Обоснование бюджета и организация проектирования.

2. Проектирование подсистем. Предварительное проектирование подсистем.

3. Проектирование компонентов. Фиксирование результатов в предварительных планах.

4. Детальное проектирование частей. Решение вопроса о физической реализации (определение формы, материала и т.д.) для получения сборочных чертежей, материальных прототипов.

5. Подготовка сборочных чертежей. Корректировка чертежей подсистем, компонентов и частей.

7. Программа проверки. Составление программы проверки продукта.

8. Анализ проверочных данных. Анализ проверочных данных по результатам программы проверки.

9.Усовершенствование системы. На основе анализа проверочных данных произвести обнаружение дефектов с целью усовершенствования системы.

3. Кооперация работ и специалистов в системотехнике

Системотехническое проектирование представляет собой комплексный вид

деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Ее целью

является организация всех работ и специалистов, привлеченных к этой

разработке. Системотехническая группа может быть организована:

1) как штабная группа при руководителе проекта (обеспечивает планы и ведение

2) как линейная группа во главе с начальником проекта, который является ее

непосредственным руководителем (функционирует по всем частям проектной

3) как расчлененная группа, состоящая из руководителей групп оборудования,

которые встречаются для выполнения задач проектирования системы в целом;

4) как отдельная линейная организация на равных правах с группами

оборудования, быстро переключающаяся с одного оборудования на другое;

5) как отдельное проектное бюро;

При небольшом количестве проектов наилучшей является организация (1), при

большом количестве – (4).

Таким образом, сегодня проектирование уже не может опираться на технические

науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-технических и

социально-экономических разработок привел к обособлению проектирования в

самостоятельную область и трансформации его в системное проектирование,

направленное на проектирование человеческой (например, управленческой)

деятельности, а не только на разработку машинных компонентов. Это приводит к

тому, что инженерная деятельность и проектирование меняются местами. Если

традиционное инженерное проектирование входит составной частью в инженерную

деятельность, то системное проектирование может исключать (например, при

создании новых машинных компонентов) или не включать в себя инженерную

деятельность. Сфера приложения системного проектирования расширяется, оно

включает в себя все сферы социальной практики (обслуживание, обучение,

управление и т. д.), а не только промышленное производство. Формируется

социотехническое проектирование, задачей которого является целенаправленное

изменение социально-организационных структур.

4. Социотехническое проектирование.

Новое состояние в системном проектировании представляет собой проектирование

систем деятельности. Поэтому здесь речь идет о социотехническом (в противовес

системотехническому) проектировании, где главное внимание должно уделяться не

машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и

психологическим аспектам. Однако проектировщики пользуются зачастую старыми

средствами и неадекватными представлениями.

Прежде всего социотехническое проектирование характеризуется

гуманитаризацией. Проектирование само становиться источником формирования

проектной техники и вступает тем самым в сферу культурно-исторической

деятельности. Кроме того, в качестве объекта проектирования выступает и сама

сфера проектной деятельности («проектирование проектирования»).

Формируется особый методический слой направленный на выработку норм и

предписанный для проектных процедур, и теоретический слой, обеспечивающий

методистов знаниями об этих процедурах.

Социотехническое проектирование – это проектирование без прототипов, и оно

ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической сфере или

в культуре в целом. Его можно охарактеризовать как особое проектное движение,

состоящее из различных видов деятельности: производственной, эксплутационной,

традиционного проектирования и т. п. Проектирование тесно переплетается с

планированием, управлением, программированием, прогнозированием и

организационной деятельностью. Однако хоть сфера проектирования включает в

себя деятельность многих видов, она оставляет на первом плане конструктивные

задачи, подчиняя им все остальные.

Если рассмотреть основные проблемы социотехнического проектирования на

примере градостроительного, то там особенно остро стоит задача внедрения,

когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на основе опыта

функционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков проектируемой

системы. В связи с этим возникает сложная проблема организации и

реорганизации самой проектной деятельности, процесса (точнее, цикла)

проектирования. Данную функцию выполняет методология проектирования, которая

обеспечивает связь проектирования с другими сферами (например, производством

и потреблением), учитывая динамику каждой из этих сфер. В

градостроительном проектировании жизненное пространство района или квартала,

людские потоки и размещение элементов бытового обслуживания остаются вне поля

зрения заказчика в момент сдачи объекта в эксплуатацию. Перед ним предстает

лишь совокупность зданий, асфальтированных дорог и т. д. и весь этот комплекс

должен отвечать более или менее четким техническим и эстетическим

требованиям. Однако это не означает, что последние требования существуют в

реальности, а первые – нет. Напротив, недочеты авторов проекта самым

непосредственным образом ощущаются жителями, влияют на их работоспособность и

самочувствие. Здесь вступают в силу социальные и психологические аспекты, не

регистрируемые с точки зрения инженерной позиции, которая была основана лишь

на естественнонаучных знаниях и представлениях. Поэтому представители

современных научно-технических дисциплин ищут опору в общем системном

подходе, из которого они черпают основные понятия и представления. Однако

чаще всего инженерно-технические специалисты не находят готовых

интеллектуальных средств в достаточно разработанном виде и сами вынуждены

становиться методологами определенного (конкретно-научного) уровня,

достраивая недостающие теоретические схемы своей дисциплины.

На примере дизайна систем (художественное проектирование) в настоящее время

наметились следующие тенденции. Дизайн не должен лишь дополнять инженерное

проектирование. Он является более развитой формой проектирования. Дизайнер

выполняет сразу несколько профессиональных функций:

1) выступает как исследователь, действующий в

соответствии с нормами научно-теоретической деятельности;

2) выполняет функции инженера-проектировщика и

методиста, рассматривая продукт своей деятельности как проект;

3) является художником, который наследует и

эстетически преобразует все достижения предшествующей художественной культуры

в целях создания нового произведения искусства.

Эта многоликость профессиональных ролей стирает грани между исследованием и

проектированием, получением знаний и их использованием, между знанием и

деятельностью. В одних случаях дизайнер выполняет лишь вспомогательные

функции оформителя в группе проектировщиков, в других он играет ведущую роль,

контролируя все параметры проектируемой вещи. Кроме того в сферу

проектирования попадает организация процесса проектирования. Т. к. сама

организационная структура становится предметом осмысления, моделирования и

программирования, неотъемлемой частью объекта проектирования.

Из приведенных примеров видно, что социотехническое проектирование

существенно отличается не только от традиционной инженерной, но и

системотехнической деятельности. Социотехническое проектирование выходит за

самые разнообразные виды социальной практики (например, на обучение,

обслуживание и т. д.), где классическая инженерная установка перестает

действовать, а иногда имеет и отрицательное значение. Все это ведет к

изменению самого содержания проектной деятельности, которое прорывает ставшие

для него узкими рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *