с помощью какого метода можно определить статическую остойчивость судна при любых углах крена
Статическая остойчивость на больших углах крена
Для того чтобы оценить остойчивость судна на больших углах крена строят диаграмму статической остойчивости. Диаграмма статической остойчивости показывает зависимость величины плеча статической остойчивости от угла крена судна. На оси ординат откладывают величину плеч статической остойчивости, а на оси абсцисс – углы крена. Диаграмма статической остойчивости строится для конкретного водоизмещения и положения центра тяжести судна. Иногда на оси ординат могут быть нанесены величины восстанавливающих моментов. В этом случае диаграмма будет показывать зависимость величины восстанавливающего момента от угла крена. Диаграмма статической остойчивости строится для конкретного водоизмещения судна с заданным положением центра тяжести судна. По ней можно оценить остойчивость судна для любого угла крена. Одно и то же судно в зависимости от загрузки судна будет иметь различные диаграммы статической остойчивости. Примеры диаграмм статической остойчивости приведены на рисунках 1, 2 и 3.
Рисунок 1. Пример диаграммы статической остойчивости для судна с малой начальной поперечной метацентрической высотой.
На рисунке 1 приведена диаграмма, характерная для судов, имеющих малую начальную поперечную метацентрическую высоту и высокий надводный борт. При малых углах крена плечо статической остойчивости незначительно, но по мере накренения на большие углы, за счет большой высоты надводного борта, плечо статической остойчивости увеличивается и соответственно увеличивается восстанавливающий момент. Данный тип диаграммы имеют контейнеровозы.
Рисунок 2. Пример диаграммы статической остойчивости для судна с большой начальной поперечной метацентрической высотой.
На рисунке 2 приведена диаграмма статической остойчивости для судна, имеющего большую начальную поперечную высоту. Такой тип диаграммы характерен для судов, перевозящих насыпные грузы с малым удельным погрузочным объемом, например, балкеры, а также суда с грузом стали или других металлов имеющих малый удельный погрузочный объем.
Рисунок 3. Пример диаграммы статической остойчивости для судна с отрицательной начальной поперечной метацентрической высотой.
На рисунке 3 приведен пример диаграммы статической остойчивости для судна, имеющего отрицательную начальную поперечную метацентрическую высоту. В этом случае прямое положение судна будет неустойчиво. Малейший кренящий момент может вызвать наклонение судна, и оно будет плавать с постоянным углом крена, который будет соответствовать устойчивому положению равновесия судна. При дальнейшем накренении судна возникнет плечо статической остойчивости, и восстанавливающий момент будет спрямлять судно до положения устойчивого равновесия. Как уже упоминалось ранее, судно с отрицательной начальной поперечной метацентрической высотой может иметь достаточно большой запас остойчивости и выдерживать, не опрокидываясь, большие углы крена.
Анализ диаграмм статической остойчивости у грузовых судов различных типов позволяет сделать выводы, что увеличение возвышения центра тяжести над основной плоскостью всегда приводит к ухудшению начальной остойчивости судна и уменьшает запас остойчивости. Увеличение высоты надводного борта практически не изменяет начальной остойчивости судна, зато увеличивает запас остойчивости. С увеличением ширины судна начальная остойчивость улучшается, однако запас остойчивости увеличивается очень незначительно.
Рисунок 4. Пример оценки остойчивости грузового судна на диаграмме статической остойчивости.
Диаграмма статической остойчивости (ДСО) и ее свойства
Для определения угла крена, возникающего в результате действия на судно кренящего момента, строят кривую, выражающую зависимость плеч статической остойчивости от угла крена судна. Построение выполняют в прямоугольной системе координат: на оси абсцисс откладывают углы крена (положительные – вправо, отрицательные – влево от начала координат), а по оси ординат – плечи статической остойчивости.
В точках на оси абсцисс, соответствующих конкретным углам крена, восстанавливают перпендикуляры и на них откладывают снятые со специальной универсальной диаграммы отрезки плеч статической остойчивости. Полученные точки соединяют плавной кривой, которая называется диаграммой статической остойчивости (ДСО) (Stability cross curves). Диаграмма статической остойчивости имеет вид кривой с ярко выраженным максимумом.
На ней можно отметить три точки, характерные для неповрежденного судна, обладающего положительной остойчивостью:
Плечо lкр откладывают в соответствующем масштабе на оси ординат диаграммы и проводят горизонтальную линию до пересечения с кривой. В точке пересечения восстанавливающий момент равен кренящему, и, следовательно, судно находится в равновесии в наклоненном положении. Точка пересечения перпендикуляра, опущенного из точки С, с горизонтальной осью диаграммы определяет угол крена.
Диаграмма статической остойчивости строится для конкретного судна и соответствует определенным водоизмещению и положению Ц.В. по высоте. Если у данного судна изменится водоизмещение или аппликата Ц.Т., то диаграмма статической остойчивости приобретает другой вид. Это обстоятельство всегда следует иметь в виду, и, прежде чем воспользоваться диаграммой для решения каких-либо вопросов, касающихся остойчивости данного судна, необходимо обратить внимание на ее соответствие имеющейся нагрузке судна. Каждое судно должно быть снабжено комплектом диаграмм статической остойчивости, характеризующих остойчивость его при наиболее часто встречающихся случаях загрузки.
Диаграммы статической остойчивости отличаются большим разнообразием форм кривых, но все они обладают некоторыми общими свойствами:
При малых углах крена поперечная метацентрическая высота – постоянная величина, поэтому зависимость между плечом статической остойчивости lcm и углом крена θ при малых углах крена является линейной и изображается прямой линией.
Универсальная диаграмма остойчивости
В судовых условиях часто возникает необходимость произвести расчет и оценку остойчивости судна. Для построения диаграмм статической остойчивости суда снабжаются разного рода документацией. К числу такой вспомогательной документации относятся интерполяционные кривые плеч формы, или пантокарены, и универсальные диаграммы статической остойчивости, составляемые в процессе проектирования судна на основании систематизированных расчетов.
Универсальные диаграммы позволяют строить диаграммы статической остойчивости судна без каких-либо дополнительных расчетов. Они представляют собой набор диаграмм статической остойчивости для различных водоизмещений судна в пределах от водоизмещения судна порожнем до полного водоизмещения. Пример таких диаграмм приведен ниже на рисунках 3, 4.
Рис. 3 Универсальная диаграмма статической остойчивости т/х «Славянск» (Первый тип) Рис. 4 Универсальная диаграмма статической остойчивости (Второй тип)
Как уже отмечалось ранее данные для построения диаграмм статической остойчивости могут быть приведены в виде таблицы. Например:
Диаграмма статистической остойчивости | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
HydroSHIP | STABILITY CROSS CURVES | PAGE: 38 | ||||||
DISPL (t) | KZ (m) | |||||||
10 0 | 20 0 | 30 0 | 40 0 | 50 0 | 60 0 | 70 0 | 80 0 | |
6 000 | 1.196 | 2.428 | 3.536 | 4.557 | 5.301 | 5.697 | 5.821 | 5.717 |
6 050 | 1.196 | 2.424 | 3.529 | 4.552 | 5.294 | 5.690 | 5.815 | 5.713 |
6 100 | 1.196 | 2.421 | 3.522 | 4.547 | 5.287 | 5.683 | 5.810 | 5.709 |
6 150 | 1.196 | 2.417 | 3.515 | 4.542 | 5.280 | 5.676 | 5.803 | 5.705 |
6 200 | 1.195 | 2.414 | 3.508 | 4.537 | 5.273 | 5.670 | 5.797 | 5.701 |
6 250 | 1.195 | 2.411 | 3.501 | 4.532 | 5.266 | 5.663 | 5.791 | 5.697 |
6 300 | 1.195 | 2.407 | 3.495 | 4.526 | 5.259 | 5.656 | 5.785 | 5.693 |
6 350 | 1.195 | 2.404 | 3.488 | 4.519 | 5.253 | 5.650 | 5.779 | 5.689 |
6 400 | 1.195 | 2.401 | 3.462 | 4.512 | 5.246 | 5.641 | 5.773 | 5.686 |
6 450 | 1.195 | 2.397 | 3.475 | 4.505 | 5.237 | 5.633 | 5.767 | 5.682 |
6 500 | 1.195 | 2.394 | 3.469 | 4.499 | 5.228 | 5.625 | 5.762 | 5.678 |
6 550 | 1.195 | 2.389 | 3.463 | 4.492 | 5.219 | 5.617 | 5.756 | 5.674 |
6 600 | 1.197 | 2.385 | 3.457 | 4.486 | 5.210 | 5.609 | 5.750 | 5.670 |
6 650 | 1.198 | 2.380 | 3.452 | 4.479 | 5.201 | 5.601 | 5.744 | 5.667 |
6 700 | 1.199 | 2.376 | 3.447 | 4.473 | 5.192 | 5.594 | 5.738 | 5.663 |
6 750 | 1.200 | 2.372 | 3.442 | 4.467 | 5.184 | 5.586 | 5.731 | 5.660 |
6 800 | 1.202 | 2.367 | 3.437 | 4.461 | 5.176 | 5.579 | 5.725 | 5.656 |
6 850 | 1.203 | 2.363 | 3.433 | 4.455 | 5.167 | 5.571 | 5.719 | 5.652 |
6 900 | 1.203 | 2.359 | 3.428 | 4.449 | 5.159 | 5.564 | 5.713 | 5.649 |
6 950 | 1.203 | 2.355 | 3.423 | 4.443 | 5.151 | 5.557 | 5.708 | 5.645 |
7 000 | 1.203 | 2.351 | 3.419 | 4.437 | 5.143 | 5.550 | 5.702 | 5.642 |
7 050 | 1.204 | 2.347 | 3.414 | 4.431 | 5.136 | 5.541 | 5.696 | 5.638 |
7 100 | 1.204 | 2.343 | 3.410 | 4.425 | 5.128 | 5.532 | 5.690 | 5.635 |
7 150 | 1.205 | 2.339 | 3.405 | 4.416 | 5.120 | 5.524 | 5.684 | 5.631 |
7 200 | 1.206 | 2.335 | 3.401 | 4.408 | 5.110 | 5.515 | 5,678 | 5.628 |
7 250 | 1.207 | 2.332 | 3.397 | 4.400 | 5.100 | 5.507 | 5.671 | 5.625 |
7 300 | 1.208 | 2.328 | 3.393 | 4.391 | 5.090 | 5.499 | 5.665 | 5.621 |
7 350 | 1.209 | 2.324 | 3.389 | 4.383 | 5.080 | 5.491 | 5.659 | 5.618 |
7 400 | 1.210 | 2.321 | 3.386 | 4.375 | 5.071 | 5.483 | 5.653 | 5.614 |
7 450 | 1.211 | 2.317 | 3.383 | 4.368 | 5.061 | 5.475 | 5.648 | 5.611 |
7 500 | 1.212 | 2.314 | 3.379 | 4.360 | 5.052 | 5.467 | 5.642 | 5.608 |
7 550 | 1.213 | 2.311 | 3.376 | 4.352 | 5.042 | 5.459 | 5.636 | 5.604 |
7 600 | 1.214 | 2.308 | 3.373 | 4.345 | 5.033 | 5.452 | 5.630 | 5.601 |
7 650 | 1.215 | 2.305 | 3.370 | 4.337 | 5.024 | 5.443 | 5.623 | 5.598 |
7 700 | 1.215 | 2.302 | 3.367 | 4.330 | 5.015 | 5.434 | 5.617 | 5.595 |
7 750 | 1.215 | 2.299 | 3.364 | 4.323 | 5.006 | 5.425 | 5.611 | 5.591 |
7 800 | 1.215 | 2.296 | 3.361 | 4.316 | 4.997 | 5.416 | 5.605 | 5.588 |
7 850 | 1.215 | 2.293 | 3.358 | 4.309 | 4.989 | 5.407 | 5.599 | 5.585 |
7 900 | 1.215 | 2.290 | 3.355 | 4.300 | 4.980 | 5.399 | 5.593 | 5.582 |
7 950 | 1.215 | 2.287 | 3.332 | 4.291 | 4.969 | 5.390 | 5.587 | 5.579 |
8 000 | 1.213 | 2.284 | 3.349 | 4.282 | 4.958 | 5.382 | 5.581 | 5.575 |
Построение диаграммы статической остойчивости (ДСО) по универсальной диаграмме
Пример построения диаграммы статической остойчивости по универсальной диаграмме остойчивости для конкретного случая загрузки судна при D = 8 500 т, h = 0,8 м.
Для каждого угла крена снимаем значение плеч статической остойчивости как показано на рис. 5, а для угла крена 30 град.
Рис. 5
а – диаграмма значения плеч статической остойчивости для угла крена 30 градусов
Значение плеч статистической остойчивости | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
θ | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 |
Iст | 0 | 0,25 | 0,44 | 0,7 | 0,77 | 0,63 | 0,24 | – 0,39 | – |
С помощью составленной таблицы строим диаграмму статической остойчивости для своего случая загрузки судна при h = 0,8 м.
Рис. 5
б – значение плеч статической остойчивости
Использование пантокарена для построения (ДСО)
Использование пантокарен для построения диаграмм статической остойчивости требует дополнительных расчетов, но несмотря на это приводимый ниже метод получил самое широкое распространение на флоте.
Сами пантокарены могут иметь следующий вид.
Рис. 6 Рис. 7 Плечи остойчивости формы относительно точки K, см
Зависимость плеч остойчивости формы от осадок судна и углов крена также может быть выражена в виде таблицы. Пример такой таблицы приводим ниже.
Плечи остойчивости формы (м) относительно точки киля | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
V , м 3 | T , м | Углы крена, θ | |||||||
10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | ||
9 000 | 5,02 | 1,58 | 3,21 | 4,83 | 6,22 | 7,26 | 7,93 | 8,17 | 8,07 |
10 000 | 5,50 | 1,54 | 3,13 | 4,76 | 6,17 | 7,21 | 7,87 | 8,11 | 8,05 |
11 000 | 5,94 | 1,52 | 3,07 | 4,70′ | 6,12 | 7,16 | 7,79 | 8,06 | 8,01 |
12 000 | 6,43 | 1,50 | 3,05 | 4,65 | 6,07 | 7,10 | 7,72 | 8,00 | 7 |
13 000 | 6,90 | 1,50 | 3,03 | 4,61 | 6,02 | 7,04 | 7,66 | 7,95 | 7,93 |
14 000 | 7,35 | 1,50 | 3,03 | 4,58 | 5,96 | 6,97 | 7,59 | 7,89 | 7,89 |
15 000 | 7,80 | 1,50 | 3,03 | 4,54 | 5,90 | 6,91 | 7,53 | 7,85 | 7,86 |
16 000 | 8,23 | 1,51 | 3,04 | 4,52 | 5,84 | 6,84 | 7,47 | 7,80 | 7,82 |
17 000 | 8,65 | 1,52 | 3,05 | 4,49 | 5,78 | 6,77 | 7,42 | 7,75 | 7,79 |
18 000 | 9,08 | 1,53 | 3,05 | 4,46 | 5,72 | 6,70 | 7,36 | 7,70 | 7,77 |
19 000 | 9,50 | 1,55 | 3,06 | 4,44 | 5,65 | 6,63 | 7,29 | 7,65 | 7,74 |
20 000 | 9,91 | 1,57 | 3,05 | 4,41 | 5,59 | 6,55 | 7,22 | 7,60 | 7,72 |
Расчет плеч и построение диаграмм статической и динамической остойчивости с помощью пантокарен
Рис. 8
С помощью пантокарен определяем значения плеч формы lф для различных углов крена θ при заданном водоизмещении судна, а затем находим плечи статической остойчивости по формуле:
Такая формула для расчета плеч статической остойчивости применяется, если пантокарены рассчитаны относительно центра величины т.С. Если кривые или таблицы плеч формы рассчитаны относительно точки киля, то применяется такая формула:
l с т = l ф – Z G · sin θ
Удобнее всего необходимые расчеты плеч статической и динамической остойчивости делать в табличном виде:
Плечи статистической и динамической остойчивости | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Расчетные величины | Численные значения величин | |||||||
θ | 0° | 10° | 20° | 30° | 40° | 50° | 60° | 70° |
lф | 0 | |||||||
sin θ | 0 | |||||||
a·sin θ или ZG·sin θ | 0 + +↑ | + ↓ | + +↑ | + ↓ | ||||
lст = lф – a · sin θ или lст = lф–ZG·sin θ | 0 ↑ | |||||||
Σинт lст | 0 | |||||||
lд = 1/2ΔθрадΣинт lст |
Определение интегральных сумм плеч статической остойчивости производится путем суммирования плеч и интегральных сумм по схеме, как показано в таблице. На основании полученных значений плеч lcm и lꝺ строим диаграммы статической и динамической остойчивости.
Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter
С помощью какого метода можно определить статическую остойчивость судна при любых углах крена
2. Грузового размера
3. Гидростатических таблиц
4. Гидростатических кривых (Кривых элементов теоретического чертежа)
2. Грузового размера
3. Гидростатических таблиц
4. Гидростатических кривых (Кривых элементов теоретического чертежа)
2. Диаграммы осадок носом и кормой
2. Диаграммы контроля остойчивости
3. Гидростатических кривых (Кривых элементов теоретического чертежа)
2. проведением опыта кренования
h(GM)=M/( D * q )
3. определением периода собственных (свободных) колебаний судна h(GM)=(с*B/ t ) 2
2. уменьшает остойчивость судна
2. Диаграммы контроля остойчивости
3. Универсальной диаграммы статической остойчивости
2. при заполнении соответствующего танка или цистерны менее, чем на 90% объема
2. введением соответствующих поправок на свободные поверхности в Таблицу нагрузок
2. с учетом обеспечения продольной прочности судна
3. с учетом обеспечения местной прочности грузового помещения
2. приемом балласта в днищевые балластные танки без свободных поверхностей (запрессовкой балластных танков)
2. размещение наиболее тяжелой части груза на мидель-шпангоуте судна
3. размещение наиболее тяжелой части груза в удалении от мидель-шпангоута судна
2. поэтапной погрузкой-выгрузкой судна с использованием диаграмм контроля прочности судна
2. уменьшает поперечную остойчивость судна
2. увеличивает поперечную остойчивость судна
2. изготовить специальный фундамент для груза в виде продольных балок, соединенных между собой поперечными бракетами и опирающиеся на жесткие палубные связи судовых конструкций (борта, переборки, комингсы грузовых люков)
2. Промыть место разлива большим количеством воды
3. В закрытом грузовом помещении произвести зачистку льял и колодцев, обеспечить вентиляцию помещения
2. Обеспечить вентиляцию закрытого грузового помещения
3. Собрать вещество в чистую бочку и удалить в безопасное место
2. Оградить место разлива ртути влажным песком
3. Обезвредить разлившуюся ртуть цинковой пылью
4. Удалить поврежденную упаковку в безопасное место или сбросить за борт
2. Если глубина моря в месте слива не менее 25 метров
3. Если слив производится на расстоянии не менее 12 морских миль от ближайшего берега
2. Остановить утечку, исключив возможность взрыва или воспламенения
3. Установить наблюдение за поврежденной емкостью до полного выхода газа
4. Если доступ к источнику утечки затруднен – постоянно вентилировать помещение
2. наличии воды в грузе
3. мойке грузовых танков водой
4. погрузке светлых нефтепродуктов
5. мойке грузовых танков сырой нефтью
2. Электродуговой разряд
2. S Mx (Суммарный момент относительно оси X)
3. S Mz (Суммарный момент относительно оси Z)
2. Xg= S Mx/ D (LCG= S Mx/ D )
2. качка судна носит неравномерный характер, наблюдается задержка судна при накренении на один из бортов
2. Устранение возможности перетекания жидких грузов
3. Откачка воды из помещений имеющие большие свободные поверхности
2. Откачка воды из других помещений имеющие большие свободные поверхности
3. Откачка за борт воды из отсеков выше ватерлинии со свободными поверхностями
2. Удаление за борт высоко расположенных грузов
3. Осушение затопленных помещений после временной заделки пробоины (днищевые помещения осушать не рекомендуется)
2. площадь ватерлинии судна
2. остойчивость судна на малых и больших углах крена
2. перекачкой балласта с одного борта судна на другой борт
2. перенесением груза из носовых помещений судна в кормовые помещения
2. расположением наиболее тяжелых грузов на палубе двойного дна судна в трюме
2. расположением наиболее тяжелых грузов на верхней палубе судна
3. расположением наиболее тяжелых грузов на твиндеках выше ватерлинии
2. уменьшает остойчивость судна за счет влияния свободной поверхности
2. уменьшает остойчивость судна за счет влияния свободной поверхности
2. уменьшает остойчивость судна за счет влияния свободной поверхности жидкости
2. при наличии статического крена судна
2. переваливание судна с одного борта на другой с последующей длительной задержкой
3. площади отсека в плане
2. расположения груза по высоте до подъема груза
2. устранение возможности перетекания жидких грузов из танков одного борта в танки другого борта
2. откачка воды из помещений выше ватерлинии
2. спуск воды в низлежащие помещения
3. спуск за борт воды из помещений выше ватерлинии
4. Навалочные грузы
5. Генеральные грузы
2. пищевые наливные грузы
3. химические наливные грузы
4. сжиженные газы, перевозимые наливом
2. Тальманские записки
3. Штурманская расписка
4. Экспортное поручение (разрешение) на отправку груза
2. Является ценной бумагой, товарораспорядительным документом
3. Является доказательством наличия, а в линейном судоходстве и носителем содержания договора морской перевозки
2. Акт учета перегрузочных работ (Statement of Facts)
3. Извещение о готовности судна к грузообработке (Notice of ship’s readiness)
2. Каботажная грузовая марка
3. Региональная грузовая марка
4. Международная грузовая марка
5. Сезонные грузовые марки (гребенка)
2. Высота борта Dmin
3. Длина наибольшая Lmax
4. Ширина наибольшая Вmax
5. Высота надводного борта F
6. Избыточный надводный борт Fизб
7. Длина судна между перпендикулярами L
8. Осадка судна по летнюю грузовую марку
2. Весовое водоизмещение
3. Объемное водоизмещение
4. Грузовместимость судна
5. Регистровая вместимость
6. Чистая грузоподъемность судна
7. Водоизмещение порожнего судна
2. Найтовные (канаты, цепи, штанги)
3. Обвязочные (синтетические пленки, ленты, сетки)
4. Закладные (ручные и полуавтоматические замки, стяжные приспособления)
2. Обеспечения несмещаемости груза под воздействием качки
3. Совместимости и сохранности груза в процессе перевозки
4. Обеспечения необходимой посадки, остойчивости в течение всего рейса
5. Рационального использования грузовместимости помещений и грузоподъемности
6. Возможности использования портовых перегрузочных средств и беспрепятственной погрузки и выгрузки в промежуточных портах захода
2. Исправности противопожарных устройств
3. Исправности действия грузовых устройств
4. Исправности средств контроля за уровнем воды в льялах
5. Пригодности грузовых помещений для перевозки данного груза
2. При спуске груза
3. При подъеме груза
4. При наличии в руках инструмента
2. Размещение крепежа в местах погрузки
3. Работу по защите палубных трубопроводов
4. Подборку необходимых устройств для крепления груза
5. Обозначение мест, которые не должны загромождаться грузом
2. По возможности привести судно носом против волны
3. Ликвидировать крен путем приема балласта после выхода из штормовой зоны
2. Температурный, влажностный и вентиляционный режимы перевозки
3. Потерю качества или порчу от воздействия влаги, загрязнений и пыли
2. Потерю качества или порчу от воздействия различных видов бактерий
3. Потерю качества или порчу от воздействия тепла, коррозии и испарений
4. Опасность, связанную с возможностью неблагоприятного воздействия на человека
2. Правила перевозки групп грузов: зерновые грузы; плодоовощные грузы; мясо, мясопродукты и жиры; рыба, рыбопродукты и морепродукты; консервированная продукция; сахар и соль; животные, пищевые продукты, сырье животного происхождения и корма растительные; грузы, подконтрольные карантину
3. Правила перевозки классов грузов: взрывчатые материалы; газы; легковоспламеняющиеся жидкости; легковоспламеняющиеся твердые вещества; самовозгорающиеся вещества и вещества выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; окисляющиеся вещества и органические пероксиды; токсичные и инфекционные вещества; радиоактивные материалы; коррозионные вещества; прочие опасные вещества; разрядные грузы
2. Правила перевозки групп грузов: навалочные грузы, склонные к разжижению; химически опасные навалочные грузы; навалочные грузы, не обладающие склонностью к разжижению и опасными химическими свойствами
3. Правила перевозки грузов: металлопродукция; подвижная техника; ж/б изделия, конструкции; пакетированные грузы; крупногабаритные и тяжеловесные грузы; натуральный каучук и латекс; тарно-штучные грузы; деревянные дома; гранит и мрамор в плитках и глыбах; бумага, картон целлюлоза; лесные грузы; грузы в контейнерах
- Усадьба что это такое значит
- как проверить шрус на исправность ваз 2114