с крайней левой полосы в каких направлениях можно ехать
С крайней левой полосы в каких направлениях можно ехать
ПДД РФ, 9. Расположение транспортных средств на проезжей части
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
(п. 9.1(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 N 761)
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
(п. 9.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.
9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.09.2003 N 595, от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 28.03.2012 N 254)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.
(п. 9.11 в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.
(п. 9.12 введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
Водителям объяснили, кому нельзя выезжать в левый ряд
На непонятный штраф пожаловался автомобилист, оказавшийся на грузовом УАЗ Profi в Москве на улице Народного ополчения. Водитель получил постановление на 1500 рублей согласно ст. 12.15 КоАП «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги» за езду по крайней левой полосе. Автомобилист был уверен, что если доступ к управлению машиной возможен по правам категории B, то грузовым транспортом грузовом УАЗ Profi считать нельзя.
Как объяснил в беседе с Autonews.ru юрист Михаил Никитин, на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т можно только для поворота налево или разворота. Выезжать в крайний левый ряд таким автомобилистам запрещено на всей территории России.
Согласно п. 9.4 ПДД левые ряды для движения такому транспорту занимать нельзя вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 (автомагистраль) или 5.3 (дорога для автомобилей) или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч.
«Полагаю в паспорте транспортного средства УАЗ указано, что это грузовой-бортовой автомобиль, а не легковой или это указано в данных регистрационного учета. Соответственно, штраф обоснован, — уточнил Никитин. — Аналогичная ситуация сейчас складывается с пикапами в Москве из-за введения так называемого грузового каркаса, когда в жилых зонах запретили движение грузовиков с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонн».
Напомним, что подобные штрафы действительно регулярно получают даже водители пикапов. К примеру, Autonews.ru писал про аналогичный штраф владелице пикапа марки Ford, которая проехалась на нем по Волоколамскому шоссе в крайнем левом ряду.
Движение грузовиков разрешенной максимальной массой более 12 тонн запрещается с 06:00 до 22:00 по всей территории Москвы, включая МКАД. На легких машинах грузоподъемностью более 1 тонны в тот же период времени запрещено въезжать в пределы столичного Третьего кольца, включая само ТТК. Также в Москве действуют зоны грузового каркаса, куда запрещен въезд не только грузовикам, но и некоторым моделям пикапов.
Правила проезда перекрестков: нюансы, о которых водители забыли (+штрафы)
Для всех перекрестков существуют общие правила:
Первое. На любых пересечениях улиц необходимо удостовериться, что дорогу не собираются переходить пешеходы или проезжать велосипедисты. При повороте — и направо, и налево — водитель должен обратить внимание на ту часть дороги, куда поворачивает.
Второе. Запрещено выезжать на перекресток, если впереди образовался затор. Это вынудит водителя остановиться, что тем самым создаст препятствие для автомобилей, которые движутся в поперечном направлении. Для фиксации таких нарушений в 2018 году ввели «вафельную» разметку.
Третье. При равном праве на проезд, водитель, выезжающий справа, имеет преимущество. Это правило не касается только трамваев: их пропускать надо всегда.
Четвертое. При приближении к перекрестку важно постепенно сбросить скорость. Резкое торможение может стать неожиданным для других участников движения и спровоцировать аварию.
Проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог
Перед перекрестком установлены знаки «Главная дорога» — его видят те, кто едет по главной дороге, и «Уступи дорогу» — для водителей, следующих по второстепенной.
При проезде по второстепенной дороге нужно уступить сначала машинам, проезжающим по главной дороге, а затем руководствоваться правилом «помехи справа». Если водитель едет по главной дороге, то у него приоритет. Только при повороте налево придется пропустить встречные автомобили.
Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог
На нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог необходимо соблюдать правило «помехи справа». При повороте направо уступать дорогу никому не нужно. Если налево — то уступить придется встречному автомобилю и машине справа. Если нужно проехать прямо — уступаем автомобилю справа. При развороте необходимо уступить всем.
Проезд регулируемых перекрестков
Регулируемый перекресток — это пересечение дорог, на котором движение транспортных средств управляется сигналами светофоров или регулировщика. Если светофор сломался или его отключили в ночное время, то действовать надо по правилам проезда нерегулируемого перекрестка. Если на пересечении дорог вы заметили регулировщика, то его сигналы — в приоритете.
На регулируемых перекрестках действует несколько правил:
— Работающий светофор для транспорта отменяет действие знаков приоритета, то есть планировать движение можно только по сигналам светофора или регулировщика.
— Проезд допускается исключительно на разрешающий сигнал. При движении нужно соблюдать рядность. То есть при перемещении по правой полосе и при маневре водитель должен занять также правый ряд.
— Если светофор имеет дополнительные секции, то на стрелках указывается направление движения. Проезжать в направлении стрелки можно только в том случае, если она включена. Если стрелка горит, а в основной секции включен красный сигнал, то ехать можно только в направлении стрелки.
Проезд перекрестка с круговым движением
Круговые перекрестки обозначаются знаком «Пересечение с круговым движением». Ехать по такой дороге можно исключительно против часовой стрелки.
Водитель, въезжающий на круговой перекресток, должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые выезжают с круга. Это правило должно снизить количество заторов на дорогах с круговым движением.
Перед въездом необходимо включать правый поворотник. Уже на кольце поворотник надо выключить. Въезжать на перекресток с круговым движением можно с любой полосы. Но если вы въезжаете с правой полосы, то должны попасть также в правую. Если с левой, соответственно, в левую. Если перед перекрестком одна полоса, а на круге — две, то въезжать надо в правую, а затем перестраиваться при необходимости. При перестроении нужно включить левый поворотник.
Выезжать с кольца можно только с правой стороны. Здесь уже обязательно включить правый указатель поворота.
Проезд перекрестка: поворот налево
Поворот налево считается одним из самых сложных маневров в дорожном движении. Водитель обязан заранее перестроиться в левую полосу и уступить дорогу встречным автомобилям, которые едут прямо или направо. Дождаться, пока проедут все машины, находящиеся в приоритетной позиции, и только потом начать движение. Выезжать на середину пересечения дорог и там дожидаться своей очереди — запрещено.
Проезд Т-образного перекрестка
Если такой перекресток оборудован светофором, то особых трудностей быть не должно. Главное — соблюдать основные правила, то есть заранее сбросить скорость, перестроиться в необходимую полосу, включить нужный поворотник, дождаться разрешающего сигнала светофора и только после этого начать движение.
На нерегулируемом перекрестке также необходимо руководствоваться общими правилами. На таких перекрестках могут быть установлены знаки «Главная дорога» и «Уступи дорогу». Если их нет, значит, дороги равнозначные — необходимо соблюдать правило «помехи справа».
Проезд перекрестка с трамвайными путями
Трамвай практически всегда имеет преимущество перед безрельсовым транспортом. Но исключения все же есть.
Трамвай должен уступить дорогу:
Проезд смещенных перекрестков
Смещенные перекрестки считаются участками повышенной сложности. На них необходимо соблюдать все стандартные правила. В действительности же многие водители теряются и перестраиваются не в свою полосу.
На смещенных перекрестках дорог с равнозначным количеством полос нужно ехать также со смещением, чтобы попасть в нужный ряд и не создать аварийную ситуацию для соседнего автомобиля.
На смещенных перекрестках дорог с разным количеством полос необходимо заблаговременно занять ряд со стрелкой в нужном направлении и потом выезжать, так же смещаясь, чтобы попасть в нужный ряд.
Проезд перекрестка на красный свет
Проезд автомобиля по перекрестку на красный свет запрещен. Но и тут есть исключения. Если водитель начал движение на зеленый свет, но не закончил маневр до переключения сигнала из-за пробки или ДТП, он обязан проехать дальше. Второе: можно проехать на красный свет, если горит зеленая стрелка в дополнительной секции, и автомобилист поворачивает в ее сторону.
Выбор полосы движения перед перекрестком
Добрый день, уважаемый читатель.
Во второй статье серии «Правила проезда перекрестков» рассмотрим пункты правил дорожного движения, связанные с выбором правильной полосы движения.
Напомню, что в предшествующей статье речь шла о том, что такое перекресток, и где проходят его границы.
Существуют две основные задачи, которые нужно решить заблаговременно, т.е. до того, как автомобиль подъехал к перекрестку:
Какую полосу движения занять перед перекрестком?
Ответ на этот вопрос в первую очередь зависит от того, в какую сторону Вы намерены продолжить движение (прямо, налево, направо или в обратном направлении). При этом также нужно учитывать требования дорожных знаков и разметки, указывающих разрешенные направления движения по полосам.
Примечание. В рамках этой статьи будут рассматривать только перекрестки без трамвайных путей. Ситуации с трамвайными путями рассмотрены в отдельной статье.
Перекресток без знаков и разметки, указывающих направления движения по полосам
Если перед перекрестком нет ни знаков 5.15.1 и 5.15.2, ни разметки 1.18, то расположение автомобиля регламентируется пунктом 8.5 правил дорожного движения:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Если на таком перекрестке Вы собираетесь повернуть направо, то Вам необходимо предварительно занять крайнее правое положение на проезжей части, т.е. крайнюю правую полосу.
Если на перекрестке Вы собираетесь повернуть налево или развернуться, то Вам необходимо заблаговременно занять крайнюю левую полосу.
Если же Вы хотите проехать прямо, то можно занять абсолютно любую полосу. В том числе крайнюю левую или крайнюю правую.
Автомобиль | Разворот | Поворот налево | Движение прямо | Поворот направо |
Зеленый | + | + | + | |
Белый | + | |||
Синий | + | + |
Перекресток со знаками 5.15.1 или 5.15.2
Речь идет о перекрестке, перед которым есть знаки, определяющие направления движения по полосам, но нет разметки 1.18.
Обратимся к описанию знаков 5.15.1 и 5.15.2 в правилах дорожного движения:
5.15.1 «Направления движения по полосам». Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.
5.15.2 «Направления движения по полосе». Разрешенные направления движения по полосе.
Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.
Если на перекрестке установлены приведенные выше знаки, то нужно руководствоваться ими при выборе положения на проезжей части.
Что касается движения прямо, то в отличие от предыдущего случая, его не получится выполнить с любой полосы. Следует выбрать полосу, знак над которой разрешает движение прямо.
Автомобиль | Разворот | Поворот налево | Движение прямо | Поворот направо |
Зеленый | + | + | ||
Белый | + | |||
Синий | + |
Перекресток с разметкой 1.18
Рассмотрим описание разметки 1.18 из правил дорожного движения:
Стрелки на разметке 1.18 имеют то же значение, что и стрелки на знаках, рассмотренных выше. Т.е. чтобы выполнить маневр в нужном Вам направлении, нужно занять полосу, разметка на которой разрешает этот маневр выполнить.
Автомобиль | Разворот | Поворот налево | Движение прямо | Поворот направо |
Зеленый | + | + | ||
Белый | + | |||
Синий | + |
Перекресток со знаками 5.15.1 или 5.15.2 и разметкой 1.18
Этот вариант самый сложный из рассматриваемых сегодня.
Как правило, дорожная разметка дублирует соответствующие знаки, и в этом случае никаких проблем не возникает. Однако на практике значения знаков и разметки могут противоречить друг другу.
В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Т.е. в случае противоречия знаков и разметки нужно выбирать полосу движения в соответствии с дорожными знаками 5.15.1 или 5.15.2.
Автомобиль | Разворот | Поворот налево | Движение прямо | Поворот направо |
Зеленый | + | |||
Белый | + | |||
Синий | + |
Примечание. Если Вы встретите подобную ситуацию на практике, то имеет смысл в письменном виде обратиться в ГИБДД. В заявлении укажите, что организация дорожного движения на перекрестке некорректная и предложите вариант ее исправления (замену знака или разметки).
В этой статье речь шла о том, как выбрать правильную полосу движения перед перекрестком. Однако это не единственная задача, которую нужно решить до въезда на перекресток. В следующей статье Вы узнаете о том, как определить тип перекрестка.
Где разрешено и запрещено движение по крайней левой полосе в городе и на трассе?
Левая полоса и штраф
Многие водители знают, что ехать по крайней левой полосе вне населённого пункта запрещено. Но далеко не все подозревают, что и в городе это правило также действует в 2021 году в определённых ситуациях. Однако, уступать дорогу догоняющему сзади автомобилю, даже двигаясь в нарушение ПДД слева, обязанности тоже нет. Всё это тонкости Правил, которые мы рассмотрим ниже. И выясним, можно ли ехать в левом ряду по ПДД по трассе, какая разница между грузовыми, легковыми автомобилями и какие отдельные требования установлены для Газелей. Какой штраф за это, фиксируют ли данное нарушение камеры фотофиксации и обязаны ли мы перестроиться, создавая помехи при движении в левой полосе? Итак, давайте по порядку!
Как ПДД 2021 года определяют полосу движения?
Прежде всего выясним, как делится проезжая часть дороги на полосы. Ведь всё становится понятно, если на данном участке присутствует разметка. А если её нет?
ПДД дают довольно чёткое определение полосы. Согласно термину, это продольная полоса движения в составе проезжей части, достаточная для движения автомобилей. Причём, она может быть как обозначена разметкой, так и не обозначена.
Таким образом, получаем три важных для дальнейших пояснений вывода:
Дорога с отсутствующей разметкой, где водители должны самостоятельно определять количество полос движения
При этом, водитель обязан самостоятельно разделить дорогу на полосы, а также определить, где будет встречка, поделив ширины проезжей части пополам.
И обратите особое внимание, что ширина для определения полосы должна быть достаточной именно для автомобилей, а не любых транспортных средств. Если, к примеру, на всю попутную половину ширины проезжей части помещаются 2 или даже 3 мотоцикла, то это ещё не значит, что здесь, соответственно, 2 или 3 полосы движения. Если автомобиль помещается только один, то и ряд один. Но да, конечно же, машины могут быть и грузовыми шириной 2,5 метра, и малолитражками, едва 1,5 метра ширины. Как в этом случае определять ряды, Правила уже не уточняют.
Итак, перейдём теперь поближе к нашему главному вопросу.
Для каких автомобилей предназначена левая полоса?
Почти во всех дорожных обстановках левая полоса может использоваться любыми видами транспортных средств, за исключением велосипедов. Однако, Правила ограничивают возможность занимать левую полосу в зависимости от:
Вот как раз об этих факторах и поговорим подробнее ниже!
Всегда ли запрещено занимать крайний левый ряд на трассе?
Итак, почти каждый водитель слышал о правиле левой полосы. Большинство из нас знает, что запрещено движение по крайней левой полосе вне населённого пункта, если заняты правые. Однако, это не совсем точное описание данного правила.
Согласно пункта 9.4 ПДД, устанавливаются 2 требования вне населённых пунктов:
Вот как раз первый пункт и известен почти всем автолюбителям. Что касается второго, то фактически он означает, что вы даже при одной полосе движения в вашем направлении должны ехать ближе к правому краю проезжей части. Например, если ширина ряда 2,5 метра, а вашей машины – 1,8 метра, то это значит, что как минимум слева у вас должно оставаться больше места, чем справа. Но по букве ПДД только при наличии у вас такой возможности. А вот что кроется под возможностью, и насколько она должна быть объективной, Правила умалчивают. Например, если правый край весь в ямах или колдобинах, то отсутствует ли возможность ехать по ним? Разумеется, сама возможность присутствует. Однако, такая траектория езды может быть небезопасной для дорожного движения, а это также запрещают ПДД.
Не забываем также, что обочина проезжей частью не является, и потому как можно правее означает, что вы не должны съезжать на неё, так как она вообще не предназначена для движения.
Разрешён ли выезд для обгона?
И здесь развеем ещё один миф, который, к сожалению, засел в головах некоторых автовладельцев. Обгоном правильно называть манёвр, который связан с выездом на встречную полосу. Если речь идёт о перестроении с последующим опережением другой машины по левой полосе вне населённого пункта или внутри него, то это просто опережение.
Ну и по Правилам, исходя из описанного разделом выше, становится всё просто. Да, вы имеете полное право выехать на крайнюю левую полосу на трассе для опережения другого авто. При этом, после опережения вы обязаны вернуться вновь на правую, чтобы выполнить требование ПДД двигаться как можно правее по возможности.
Но вам ничего не запрещает опередить хоть километровую колонну других транспортных средств по левому ряду. А вот какое расстояние должно быть между двумя автомобилями в правом ряду, чтобы у вас не возникло обязанности перестроиться туда же, а затем, по приближении к следующему автомобилю, вновь перестроиться в крайнюю левую, в Правилах не говорится. Хотя, именно это и вызывает чаще всего агрессию многих водителей к так называемым «тошнотам в левом ряду».
А на автомагистрали?
Такой тип дороги почти во всех случаях располагается вне населённого пункта. Отсюда и распространение требования пункта 9.4 ПДД на автомагистраль в том числе. То есть занимать крайнюю левую полосу здесь нельзя при свободной правой.
Когда можно ехать по левой даже при свободной правой?
Здесь мы поговорим об упоминании в официальной трактовке 9.4 ПДД слова «по возможности». Обязанность двигаться именно при наличии возможности ближе к правому краю проезжей части по сути означает, что вы имеете право двигаться по левому ряду даже при свободных правых рядах в следующих случаях:
Здесь следует отметить как раз эту пресловутую возможность и отсутствие чётких критериев в Правилах дорожного движения её наличия или отсутствия. Например, на протяжении правой полосы больше ям или глубже колея. Образует ли это отсутствие возможности двигаться по ней? Очевидно, что нет. Да и инспектор, скорее всего, выпишет штраф за движение по крайней левой полосе при свободных правых в этом случае.
Пример участка дороги, где правые ряды заняты, и можно ехать по левой полосе
Однако, если такие ямы и/или колея создают опасность для движения по ним (они такого размера, что вы можете пробить колёса, не справиться с управлением в колее и так далее), то похоже на то, что тогда возможность ехать по ним есть, но в то же время может быть нарушен пункт 1.5 Правил. Вот только опять же, по сути сотрудник ГИБДД будет прав, если оштрафует вас при отсутствии самого прецедента опасности для движения (ДТП). Увы, но однозначно ответить на вопрос о том, что когда возможность есть, а когда её нет, и это даёт вам право занять левую полосу, в 2021 году не представляется возможным.
Другой вопрос, на который также не будет ответа: за сколько до целевого места поворота налево или разворота можно перестроиться на крайний левый ряд, чтобы не был нарушен пункт 9.4 ПДД? Увы, но большинство автолюбителей настолько заранее занимают левую полосу, что создают помехи другим автомобилям на километры.
Обязан ли водитель уступать дорогу, если его догоняет другая машина?
В то же время именно создавать помехи движение слева Правилами не запрещено прямо.
Да, вам запрещается занимать крайнюю левую полосу при свободных правых на трассе, если на это нет причины или если правые полосы свободны. Но это не образует объективную сторону состава правонарушения для привлечения вас к ответственности именно за невыполнение обязанности уступить дорогу. Хотя бы, потому что обязанность уступать дорогу возникает только по отношению к тем, кто имеет преимущественное право проезда. А ваше движение слева не образует преимущество у едущего позади вас авто.
Таким образом, даже если вы движетесь в левой полосе в нарушение ПДД, когда вас догоняет автомобиль сзади, едущий по тому же ряду с большей скоростью, у вас не возникает обязанности уступить ему дорогу. Но всё ещё остаётся обязанность перестроиться вправо. Впрочем, разница здесь только в статье КоАП, по которой вы можете быть привлечены – только по статье за нарушение правил расположения, но не за неуступление дороги. Хотя, и размеры штрафов в обоих случаях одинаковые.
Можно ли двигаться в левой полосе дороги в городе?
Вы узнали, да и, скорее всего знали до этого (но, возможно, трактовали по-иному), что на трассах движение по крайней левой полосе при свободных правых запрещается.
Но мало кто подозревает ещё две важные вещи:
Итак, у вас есть обязанность двигаться как можно правее при наличии такой возможности, а также не занимать левую полосу, если правые свободны, на 3 типах дорог в населённых пунктах:
Все эти 3 условия содержит тот же пункт 9.4 ПДД в абзаце 1. И по последнему пункту отметим, что Правил разрешают устанавливать на отдельных безопасных скоростных участках дорог ограничения выше стандартного для населённых пунктов. То есть, если вы, двигаясь в городе, видите знак «80», то вам разрешается ехать именно 80 км/ч, а не 60, как положено в общих случаях.
Но это ещё не всё – если быть точнее, вышеописанное даже не главное в правиле левой полосы. Дело в том, что абзац 3 пункта 9.4 Правил также ограничивает движение в левом ряду в 3 случаях.
Обратите внимание, что последний пункт также распространяется на запрет движения в левом ряду большинства видов Газелей, так как они относятся по своей массе к данному критерию. Речь идёт о разрешённой максимальной массе машины. У нас есть отдельная статья о возможности езды на Газели в левой полосе.
Таким образом, ехать в левом ряду может быть запрещено ПДД не только вне населённых пунктов, но и в пределах городов при наличии 3 полос нельзя занимать крайнюю левую при неинтенсивном движении либо если вам не нужно на ближайшем пути развернуться или повернуть налево. Причём, если на трассе вы просто должны двигаться возможно праве, то в населённом пункте Правила устанавливают обязанность не занимать левый ряд при указанных 2 условиях.
Пример, когда при интенсивном движении в населённом пункте разрешается перестраиваться на левую полосу
Считается ли автобусная полоса?
Да, конечно! Полоса для маршрутных транспортных средств (именно так она правильно называется, а не просто «автобусной» в простонародье) является полноценной. И потому она также учитывается при правиле не занимать левый ряд.
То есть, если вы движетесь по дороге, и в вашем попутном направлении справа идёт полоса для маршрутных ТС, а затем ещё 2 общие, то ехать в крайней левой вам можно только при интенсивном движении либо для поворота налево или разворота.
А если слева трамвайные пути?
А вот этот элемент не относится к проезжей части. Понять это можно из определения дороги в ПДД. Согласно ему, последняя включает в себя отдельно проезжую часть и отдельно трамвайные пути.
А, если они не являются проезжей частью дороги, то и полосой для движения транспортных средств не могут быть. Поэтому их при подсчёте количества рядов не учитываем. И получаем, что, так как в 9.4 речь идёт именно о крайней левой полосе, то при наличии на данном участке 2 полос и трамвайных путей, можно ехать по любой полосе и по ним тоже. При этом, здесь уже пункт 9.6 Правил устанавливает свои ограничения, согласно которым, для разрешения двигаться по путям должны быть соблюдены 3 условия:
Таким образом, трамвайные пути по сути аналогичны крайней левой полосе в данном случае – ехать по ним можно, если есть техническая возможность (они на одном уровне с проезжей частью), а также если заняты полосы движения справа.
При этом, немного странной выглядит дорожная ситуация, когда у вас 3 или более автомобильных ряда в вашем направлении, а слева есть ещё и трамвайные пути. В этом случае вам и крайнюю левую полосу, и пути разрешается занимать только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы.
Где запрещено занимать левую полосу – сводная таблица
Итак, давайте теперь в качестве итогов закрепим полученную информацию в табличном виде.
Участок дороги | Условия запрета занимать левую полосу | Разъяснения |
---|---|---|
Трасса вне населённого пункта | Во всех случаях, если свободны правые полосы. | Кроме того, есть требование ПДД двигаться возможно правее, а не просто не перестраиваться без необходимости в крайний левый ряд |
Дорога со знаком 5.1 Автомагистраль | Также, как и вне населённого пункта | Те же правила не занимать крайний левый ряд при свободных правых и двигаться возможно праве распространяются в равной степени на автомагистраль, даже если она расположена в населённом пункте |
Дорога со знаком 5.3 «Дорога для автомобилей» | Аналогично трассе | Аналогичное правило действует на такой дороге |
В населённом пункте, если скоростной режим допускает движение со скоростью более 80 км/ч | Аналогично трассе | Ровно такое же правило действует и для такого участка |
В населённом пункте, если в вашем направлении 3 или более полосы | При неинтенсивном движении, когда свободен хотя бы один ряд справа, либо не для поворота налево или разворота | Если в попутном направлении есть 3 полосы (включая автобусную), то вам нельзя занимать крайнюю левую, кроме случаев, когда справа все полосы заняты либо если вы намереваетесь повернуть налево/развернуться |
Если слева трамвайные пути | При неинтесивном движении, если справа полосы свободны | Правила трамвайных путей аналогичны вышеописанной 3-хполосной дороге. Если ряды правее заняты, то вы можете двигаться по путям. Но только если по ним разрешается движение на данном участке дороги |
В населённом пункте при наличии 3 и более полос в вашем направлении | Если ваш автомобиль весит более 2,5 тонн, и вы не намереваетесь повернуть налево/развернуться | Грузовым автомобилям (в том числе большинству типов Газелей) нельзя занимать крайнюю левую полосу в этом случае даже при интенсивном движении, когда заняты ряды правее |
Какой размер штрафа?
Специального наказания конкретно за движение по крайней левой полосе в 2021 году нет. Но, так как обсуждаемый нами выше пункт 9.4 относится к разделу расположения транспортных средств ПДД, то существует ответственность за общие случаи нарушений такого расположения.
Речь идёт о части 1 статьи 12.15 КоАП РФ, которая предусматривает штраф в размере 1 500 рублей за любые нарушения правил расположения автомобилей на дороге, кроме специальных норм наказаний, предусмотренных другими частями данной статьи. И, так как в других частях нет ответственности за занятие крайней левой полосы, то применяется именно часть 1.
Хорошая новость заключается в том, что на сумму штрафа 1,5 тысячи рублей ещё и скидка распространяется. Если вы оплатите задолженность в течение 20 дней с даты вынесения постановления, то имеете законное право заплатить 750 рублей.
Но есть новости ещё лучше как раз для нарушителей правила левого ряда – фактически сотрудники ГИБДД очень редко привлекают за данное нарушение. Что, в свою очередь, делает езду для водителей, движущихся со скоростью, близкой к максимально разрешённой (ну и превышающих скоростной режим, конечно же), довольно раздражающей. Происходит это как раз из-за любителей двигаться в крайнем левом ряду с низкой скоростью, либо занимающих его в целях очень нескорого поворота или разворота.
Фиксируют ли камеры данное нарушение ПДД в 2021 году?
Вообще, средства фото- и видеофиксации на сегодняшний день имеют хорошую техническую возможность выявлять такое нарушение:
Тем не менее, на практике в 2021 году камеры автофиксации не выписывают штраф ГИБДД за езду по левой полосе движения. По крайней мере, случаев санкции в автоматическом режиме ещё не было.
Но здесь есть и более важная тонкость как причина незаконности такого наказания средствами автоматической фиксации. И дело в условиях, когда занимать левый ряд можно – для поворота налево, например. Допустим, на ближайшем пути после камеры такой манёвр запрещён, и комплекс может по сути выписать штраф за движение в левой полосе. Но ведь запрет манёвра не означает, что водитель технически не может нарушить его.
В таком случае, если автолюбитель обжалует штраф за левую полосу, указав в обоснование жалобы, что он перестроился для разворота, например, то будет формально прав. Он допустил правонарушение, квалифицируемое по части 2 статьи 12.16 КоАП, и потому часть 1 статьи 12.15 обязаны, действительно, отменить, а дело прекратить. При этом, привлечь его за манёвр уже будет невозможно, просто потому что не будет установлено место и точное время правонарушения. А этого прямо требует КоАП для привлечения к ответственности – так указал Верховный суд.
Какой скоростной режим в левом ряду?
А вот отдельных ограничений скорости для левого ряда, в отличие от правил расположения, не установлено в общих случаях. Это означает, что нет такого правила, что левая полоса только для быстрых, проворных или каких-либо ещё водителей. Вовсе нет! Хотя, законодатели, и правда, придерживались цели разделить транспорт по их скоростному режиму (иначе почему двигаться по левому ряду запретили грузовикам).
Впрочем, отдельные скоростные режимы для полос могут быть установлены соответствующими знаками. Например, знак минимальной скорости движения или рекомендуемой.