с какого возраста можно давать пластилин ребенку
Изотерапия для детей
Содержание статьи
Изотерапия как метод психологической коррекции – одно из самых популярных направлений арт-терапии. Ее суть – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях. Обычно это рисование, но программа изотерапии может включать применение техник лепки из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке.
Изотерапия распространена при работе с детьми (чаще всего дошкольниками и младшими школьниками), однако она очень эффективна и для взрослых. Она популярна в практике социальной психологии, псикоррекции, медицинской психологии, психиатрии. Занятия проводятся индивидуально или в группах. Рисование позволяет снять стресс, получить удовольствие от созидания, успокоиться, оно развивает фантазию и творческое начало. Психотерапевт получает массу полезной информации о ребенке, его чувствах, мыслях, страхах и.т.д. Источник:
Киселева, Т.Ю.
Педагогическая арт-терапия. / Т.Ю.Киселева //
Справочник руководителя дошкольного учреждения- М.: Издательский дом «МЦФЭР» », информационный центр «Ресурсы образования», 2008. №1.
Показания к проведению:
Какие проблемы решает изотерапия?
Основная цель изотерапии – избавить ребенка от таких проблем, как:
Как проходят занятия?
Занятия могут проходить в форме индивидуальных консультаций, семинаров, групповых тренингов. В зависимости от имеющихся проблем, психолог дает задания и упражнения. После их выполнения приступают к анализу арт-объектов (чаще всего рисунков), который помогает понять проблему, найти пути ее решения.
Методы изотерапии
Терапия рисованием проходит с применением всех художественных материалов – фактурной бумаги, восковых мелков, красок и кистей, угля, глины, соленого теста, пластилина, пастели, карандашей, пульверизатора, ватных палочек и мн. др. Рассмотрим некоторые техники.
Техника «Марания»
Эта техника эффективна для дошкольников и младших школьников, представляет собой спонтанный рисунок, абстрактное рисование. Простыми словами, это марание бумаги всеми подручными средствами и способами. Получаются яркие, эмоционально насыщенные рисунки гуашью или акварелью, выполненные кистью или руками. Эта техника позволяет проявлять эмоции, открыто показывать переживания, исследовать их, здесь нет понятия «хорошо» или «плохо», «правильно» или «неправильно». Иногда бывает так, что получается яркий, светлый, разноцветный рисунок, который ребенок закрашивает темными красками, «уничтожает», что очень показательно с точки зрения психологии.
«Акватушь»
Сначала на бумагу наносят рисунок гуашью, когда он высыхает, лист покрывают черной тушью. После этого рисунок опускают в воду – гуашь смывается почти полностью, а тушь – частично. Получается тонированное изображение на черном фоне с размытыми границами. Поэтапная работа с отложенным результатом полезна детям с дефицитом внимания, а также тем, кто испытывает негативизм.
«Монотипия»
Сначала ребенок рисует на гладкой поверхности – пластмассе, стекле, пленке или др., – а затем переносит этот рисунок путем оттиска на обычную бумагу и далее дорисовывает изображение другими материалами. Итоговое изображение получается отличным от первоначального. Это спонтанное самовыражение, помогающее снять стресс, повысить креативность, визуализировать чувства.
«Рисование клубком»
Полезно для тех детей, которые уверены, что не умеют рисовать, техника развивает креативность, помогает в диагностике состояний, она эффективна при индивидуальной работе с замкнутыми, агрессивными, гиперактивными детьми. Рисунок получается путем разматывания клубка ниток на пол или стол.
«Рисование истории»
Ребенок рисует иллюстрацию к истории или ее возможное продолжение. Методика позволяет корректировать неадекватное поведение, разрешать внутренние конфликты, диагностировать расстройства, снимать напряжение.
«Рисунок по кругу»
Групповая работа, направленная на сплочение, вовлечение в процесс всех участников, повышение самооценки. Дети садятся в круг и вместе рисуют по очереди по заданию психолога, например фентэзийное существо: первый ребенок – голову, второй – туловище и т. д.
«Пластилиновая композиция»
Рисунок на листе бумаги создается пластилином, что требует усидчивости, старания. Техника подходит для работы с гиперактивностью, развивает воображение, сенсорную сферу.
Консультация «Лепка для малышей»
Ольга Виприцкая
Консультация «Лепка для малышей»
В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев».
Связь мелкой моторики и речи подтвердили ученые М. И. Кольцова и Е. И. Есенина, они считают, что если тренировать пальцы, то речь ребенка будет более активной.
Зачем нужна лепка?
Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение.
В лепке как виде продуктивной деятельности (то есть деятельности, в результате которой получается готовый продукт – вылепленное изделие) развивает умение ребенка планировать свои действия.
Лепка учит малыша анализировать, развивает восприятие, ведь чтобы отобразить в лепке любой предмет, нужно выделить его главные части, их признаки (цвет, размер, форму, пропорции, расположение в пространстве).
Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.
В лепке малыш старается соотнести особенности предмета с особенностями материала (теста для лепки или пластилина, это ведет к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглый, овальный, треугольный, длинный – короткий, широкий — узкий).
Очень важно: игры — занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью лучше всего начать именно с лепки, а чуть позже начать и рисовать с малышом. Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).
Лепка подготовит ручку ребенка к более сложным движениям – владению карандашом и кисточкой в рисовании.
С какого возраста можно заниматься лепкой с ребенком?
Лепкой можно начать заниматься с ребенком с последних месяцев первого года жизни.
На втором году жизни малыш знакомится с тестом для лепки как с материалом, знакомится с его свойствами и качествами.
На третьем году жизни малыш овладевает «азбукой лепки» — базовыми приемами лепки, на основе которых можно сделать много разных фигур. На основе усвоенной в этом возрасте азбуки лепки будут строиться и все последующие поделки ребенка в более старшем возрасте.
Чему мы можем научить малыша на игровых занятиях лепкой?
-лепить палочки и колбаски (раскатываем комочек пластилина между ладонями прямыми движениями,
-соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу и получая «баранку», «кольцо для пирамидки»,
-раскатывать комочек пластилина или глины круговыми движениями ладоней (получаем колобок, клубок, снежок, шарик, яблоко, ягодку,
-сплющивать комочек пластилина или шарик между ладонями (получаем лепешку, печенье, пряник,
-делать углубление в середине сплющенного куска пластилина, нажав пальчиками в центре (получаем миски для трех медведей, блюдца для кукол,
-соединять две получившиеся детали в один предмет (соединили два шарика – получили неваляшку, соединили палочку – колбаску и шарик и получили погремушку,
-лепить только на клеенке на дощечке для лепке, помогать взрослому убирать стол после лепки (раскладывать все предметы по местам).
Последовательность обучения лепке
В раннем возрасте малыш осваивает «азбуку лепки» — основные приемы лепки. Базовые элементы для лепки с малышом – это цилиндр (мы называем его для ребенка «палочкой») и шар. Из этих форм можно создавать самые разные фигуры с ребенком.
Первый этап. Ознакомление с материалами, игры — исследования. Об этом этапе мы уже говорили чуть выше. Если ребенок не знаком с тестом для лепки и с пластилином – то начинаем всегда с этого этапа.
Второй этап. Раскатывание кусочка пластилина/теста для лепки/ глины в длину (получение «палочки», «столбика» или «колбаски», «цилиндра»).
Сначала малыш учится раскатывать тесто в колбаску на доске (ладошкой катаем кусочек пластилина по доске движениями вперед — назад, чтобы получилась колбаска).
Только потом ребенок готов раскатывать кусочек такими же движениями между ладонями.
Следующее усложнение — составление изображений из наших «колбасок» — палочек. Изготовление из колбасок «баранок» (соединение палочки в кольцо).
Третий этап. Скатывание шара и сплющивание шара в лепешку. Комбинирование форм (шар + палочка).
Сначала малыш скатывает шар на столе круговыми движениями (катает по столу кусочек пластилина, чтобы получился шар).
Затем он осваивает более сложное движение – скатывание шара между ладошками.
После этого ребенок уже готов делать фигурки из известных ему элементов. Вводится дополнение формы природными материалами (например, для выразительности образа можно использовать семена, веточки, листочки как глазки, хвостик, уши, усы).
Варианты игровых занятий по этапам с постепенным усложнением задач
Первый этап: ознакомление с материалами
— Покормим птичек (отщипывание маленьких кусочков глины или пластилина от целого куска,
— Норка для мышки (спрячь мышку от кошки) – показать ребенку, как можно вдавливать пальцами вглубь в центре шарообразного кусочка пластилина, чтобы получилась «норка» — «ямка»).
Второй этап: осваиваем раскатывание кусочка в длину (колбаски)
слепим карандаши для мишки или для любой другой игрушки (учим раскатывать колбаски,
слепим веточку для птички (колбаска,
лепим угощения – колбаски для щенков (раскатываем кусочки пластилина в «палочки- колбаски» и складываем угощения в игрушечную тарелку, угощаем им игрушки,
слепим забор (Раскладываем слепленные палочки – колбаски на доске как забор. Например, нужно спрятать петушка от лисы, построив забор, через который лиса не пройдет,
слепим лесенку (Раскладываем на листе бумаги вылепленные нами колбаски как лесенку. Сначала делаем длинные две вертикальные палочки. Затем между ними как ступеньки выкладываем горизонтальные палочки,
самолет (соединение двух палочек в фигурку самолета,
домик из бревен (железнодорожная станция, автобусная остановка из бревен): лепим много одинаковых палочек и складываем из них строение (по типу складывания бревенчатого дома или колодца из бревен, крышу можно сделать из прямоугольного куска картона или фанеры.
баранки (соединение колбаски в колечко,
колечки для пирамидки (соединение колбаски в колечко,
браслеты для куколок (соединение колбаски в колечко,
другие варианты (ребенок может сам придумать, на что похожа его палочка из пластилина: это косточка для собаки, это огурцы, это дождевые червяки, это будут морковки, если один конец палочки сделать узким и острым,
улитка (Вариант 1. Выкладывание на доске для лепки: скручивание колбаски в спираль. Вариант 2: «улитка ползет». Ставим нашу спираль на ребро, один конец вытягиваем вверх и отклоняем в сторону от раковины – получилась голова улитки,
пенек для Машеньки и медведя (короткая широкая колбаска: «Сядь на пенек, съешь пирожок», на пенек может прискакать и сесть зайка, лисичка, птичка,
ленточка (речка, дорога) – расплющивание колбаски в полоску,
шарфик для снеговика (шарфики для зверюшек) – расплющивание колбаски в полоску,
морковка для зайчика (при раскатывании делаем нажим с одной стороны, и получится не палочка, а «морковка» с острым концом с одной стороны,
змея (Делаем длинную «колбаску» из пластилина, изгибаем ее как змею. Разрезаем один конец «колбаски» – это будет рот, голова змеи. Делаем из семечек глаза змеи. Можно размещать змею по разному: а) в спираль – это «змея спит» или б) извилистой линией – это «змея ползет»,
гнездо для птенчика (раскатываем вместе с ребенком очень много тонких колбасок – палочек и из них в хаотичном порядке складываем гнездо, помогаем птичкам «построить гнездо»,
мостик (соединяем палочки в мостик в соответствии с Вашей задумкой, есть много разных вариантов).
Третий этап: осваиваем скатывание шара
слепим шарики и поиграем с ними (малыш лепит шарики и потом играет с ними — катает их с горки, прокатывает их в воротца,
лепка колобка для бабушки и дедушки,
лепка клубочков для котенка (котенок любит играть с клубками,
лепка погремушки (шарик + колбаска,
яблочко (Лепим шар и делаем в нем сверху и внизу пальчиком небольшое углубление. По желанию ребенка можно дополнить поделку зеленым черенком с листочком: а) раскатать из зеленого пластилина тонкую палочку – черенок, б) затем скатать шарик из пластилина зеленого цвета, чуть сплющить его – получится овальный листочек яблочка, прикрепить листочек к черенку на яблоко,
помидор (делается аналогично яблочку, но без черенка и листочка,
лепка ягодок (ягоды – это мелкие шарики красного цвета, складываем наши «ягодки» в корзинку или на кукольную тарелку и угощаем игрушки,
малина для мишки (также красные шарики – ягоды,
конфета (лепка шариков – конфет для куклы, она будет угощать ими своих друзей на Дне рождения,
бусы (лепим разноцветные шарики одного размера. Для этого сами поделите кусок пластилина на равные части одинакового размера и дайте их ребенку. Готовые бусины мы прикрепляем на нитку,
пирамидка из шаров (Лепим шары разного размера – для этого заранее подготовьте и дайте ребенку кусочки пластилина разных цветов и разного размера. Затем складываем из них пирамидку – на самый большой шар ставим шарик поменьше, далее находим и ставим шарик еще меньше. На верхушку прикрепляем бусинку или маленький яркий шарик из пластилина,
лепка птички или цыпленка (Лепим два шарика, накладываем их один на другой, глаза делаем из горошинок или семечек, хвостик – из перышка, клювик делаем прищипыванием – вытягиваем кусочек пластилина от шарика – головы вперед так, чтобы получился клюв,
лепка зайчика (Делим кусок пластилина пополам. Из первого куска скатываем большой шар – туловище. Второй кусочек делим снова пополам. Из первой части лепим маленький шар – головку. Оставшуюся часть снова делим пополам – получаются две колбаски – ушки. Глаза делаем из природного материала – горошинок, семечек,
лепка кошки, мишки, мышки, собачки. Голова и туловище – из шариков. Ушки делаем прищипыванием. Дополняем образ усами (тонкий пластиковый жесткий жгут, глазками (семечки, горошинки,
неваляшка (Туловище – большой шар, голова – маленький шар, ручки – два самых маленьких шарика, платье неваляшки украшаем семенами, глазки также делаем из природного материала,
гусеница (соединяем несколько шариков в гусеницу, делаем из семечек глаза и рот,
огурцы (скатываем из зеленого пластилина шарики, и далее раскатываем их в палочку – цилиндр, получили огурцы,
бананы (делаем аналогично огурцу, но из пластилина желтого цвета и сгибаем в форме банана).
Прием сплющивание шарика в лепешку – круг:
лепим блины (Покажите, как расплющить шар в лепешку – нажать на него ладошкой. Напеките блинок для куклы, положите их на игрушечную тарелочку. Пусть кукла угощает все игрушки своими блинами за чаем,
делаем витамины для куклы (делаем маленькие разноцветные шарики и сплющиваем их в «лепешки» — таблетки,
оладушки (помогаем бабушке испечь на завтра оладушки: сплющиваем мелкие шарики в лепешки, кладем на кукольную тарелку и угощаем,
слепим мягкий коврик для игрушечной киски (расплющивание и прикрепление мелких деталей на основу,
гриб (лепим палочку – цилиндр. Скатываем шар и сплющиваем его в диск. Прикрепляем «шляпку» гриба к его «ножке»,
солнышко (лепим шар, сплющиваем его в «лепешку» — диск. Далее лепим палочки – цилиндры. Сплющиваем их в полоски. Раскладываем полоски вокруг центра солнышка. Глаза, носик, ротик солнышка делаем из семян или рисуем стеком,
черепаха (скатываем шарик, сплющиваем его. Берем маленький кусочек пластилина и скатываем шарик для головы черепахи. Берем еще 4 маленьких кусочка пластилина и раскатываем их в палочку – колбаску, делаем из них ножки черепахи,
Все поделки можно делать из массы для лепки, а затем высушить. Получатся овощи и фрукты для игры в «магазин», игрушки.
Лепка с малышами – очень полезное и очень увлекательное и для взрослых, и для детей занятие.
Консультация «Адаптация малышей» Вот и пролетел второй месяц, как я работаю с детьми группы раннего возраста. Это очень непростая и ответственная работа. Ребята 2-3 лет.
Консультация для родителей «Проблемы со зрением у малышей» Проблемы со зрением у малышей с каждым годом возникают все чаще и чаще. Как понять, что с крохой что-то не так? В норме у новорожденных.
Консультация «Книга в жизни малышей» К сожалению, в последнее время всё меньше семей, в которых есть маленькие дети, уделяют должное внимание чтению. А зря! Ведь книги несут.
«Пальчиковые игры для малышей». Консультация для родителей «Пальчиковые игры для малышей». Воспитатель ясельной группы «Бусинки» Иванова Н. И. Основным видом деятельности до трёх лет.
Консультация для родителей «Как знакомить малышей с природой» У людей,живущих в современном обществе,множество проблем. Но одной из самых острых является проблема сохранения окружающей среды. Мы хорошо.
Консультация «Растите малышей здоровыми» Растите малышей здоровыми. Забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Прочное место.
Консультация «Лепка из соленого теста с детьми» Для занятий лепкой с детьми, соленое тесто – это самый подходящий материал, так как является хорошей альтернативой пластилину. Созданная.
Консультация для родителей «Сказки для малышей» Все мы с вами живем в веке компьютеризации и нанотехнологий, но нельзя забывать о духовно-нравственных ценностей людей, они остаются прежними.
Консультация «Английский язык для малышей» Статья для родителей Английский язык для малышей В каком возрасте можно начинать обучение иностранному языку? Почему так важно слушать песенки.
Консультация «Этикет для малышей» ЭТИКЕТ 1. Как сидеть за столом, как вести застольную беседу, как садиться и покидать стол, что нельзя делать за столом Перед едой дети.
Запор у детей. Профилактика. Диетотерапия
Запоры широко распространены как среди взрослых, так и детей (5-30% в зависимости от критериев диагностики). Симптомы становятся хроническими более чем у 30% пациентов, доставляют не только дискомфорт и болевые ощущения самому ребенку, но и нарушают качество жизни его семьи.
ЗАПОР – состояние, проявляющееся увеличением интервалов между дефекациями (по сравнению с индивидуальной нормой) или систематически замедленным, затрудненным и/или недостаточным опорожнением кишечника. К запорам относят и стул “кашицей”, но после того, как дефекация отсутствовала до 3 сут.
Запоры могут быть связаны с функциональными или органическими причинами (аномалии, воспаление). У детей в 90-95% запор — функциональный. Пик заболеваемости функциональными запорами приходится на 2-4года, когда начинают приучать ребенка к горшку/туалету.
Основные причины функциональных запоров
Частота дефекций у детей разного возраста
Помимо частоты стула следует обращать внимание на его характер. Для более объективной оценки удобна “Бристольская шкала форм кала”, так как именно форма кала, а не частота стула, в большей мере соответствует времени кишечного транзита.
Бристольская шкала форм кала
В соответствии с этой шкалой 3 и 4 форма кала расценивается как норма, а 1 и 2 свидетельствуют о замедленном транзите (запор). Довольно часто на практике бывают ситуации, когда у ребенка частота дефекации укладывается в пределы нормальных значений, но стул плотный, фрагментированный, в скудном количестве. Эти признаки указывают на неполное опорожнение кишечника и рассматриваются как проявления запоров.
По консистенции у новорожденных и младенцев стул должен быть кашицеобразным. С 6 месяцев до 1,5 – 2 лет кал может быть как оформленным, так и кашицеобразным. С двух лет стул должен быть оформленным.
Признаки и симптомы запора
Если не устранить запор и не наладить опорожнение кишечника, то имеется риск копростаза (образование каловых камней) и каловой интоксикации:
Лечение запора предусматривает достижение следующих целей:
1. Нормализация консистенции стула (мягкий безболезненный стул)
2. Регулярность опорожнения кишечника (профилактика повторного скопления каловых масс)
Лечение запоров – процесс последовательный, комплексный, индивидуальный и состоит из нескольких этапов:
Необходимо исключить факторы, провоцирующие и способствующие запорам (нормализация двигательного и пищевого режима, прекращение приема лекарственных препаратов, которые могут вызывать запор, выявление пищевого аллергена, исключение или подтверждение нервно-мышечного заболевания, целиакии и т. п.).
Нормализация стиля жизни включает в себя:
Обучение является первым этапом лечения функциональных запоров. Необходимо помнить, что эпизоды каломазания и энкопреза (недержание кала) не являются произвольными и не следует в этом винить ребенка, который и так может быть напуган и дезориентирован. В некоторых случаях, когда внутрисемейная обстановка сложная, может понадобиться помощь семейного психолога.
Важно понимать, что лечение функциональных запоров может быть длительным, основано на доверии врачу, партнерстве и требует терпения. Современные слабительные, разрешенные у детей, не сделают кишечник “ленивым”, не вызовут “привыкания”, они попадают в кровоток в минимальных количествах или вообще не всасываются и безопасны при длительном приеме.
Коррекция поведения ребенка с запором основывается на выработке режима посещения туалета, с целью добиться регулярной дефекации. Дефекация должна быть каждый раз в одно и то же время. В основе позыва к дефекации лежит гастроцекальный рефлекс, который проявляется утром через 1час после еды. Ребенку с запором необходимо проводить в туалете 3-10 минут (в зависимости от возраста). Высаживать ребенка на горшок или предлагать посетить туалет надо после каждого приема пищи.
Обязательное условие эффективной дефекации – обеспечить хороший упор для ног (низкая скамейка, на которую ребенок может поставить ноги), что способствует повышению внутрибрюшного давления.
Если дефекация не удалась, ребенка ни в коем случае нельзя наказывать и наоборот. Ежедневную частоту дефекаций можно отмечать в дневнике, который может быть проанализирован при плановом посещении врача.
Лечение запора необходимо начинать с изменения образа жизни, что включает в себя коррекцию питания, питьевого режима и физической активности.
Расчет объема жидкости для здоровых детей
Дети в возрасте до 1 года должны выпивать не менее 100 мл воды в сутки.
Для здоровых детей с весом от 10 до 20 кг потребность в воде рассчитывается по формуле:
100 мл (объем воды для детей до 1 года) + 50 мл на каждый кг при массе тела свыше 10 кг.
Например, при массе 12 кг: 100 мл + 2 х 50 мл = 200 мл.
Ребенок с массой 20 кг должен выпивать воды: 100 мл + 50 х 10 = 600 мл
Для детей массой выше 20 кг предлагается следующая формула для расчета:
600 мл (объем воды для ребенка массой 20 кг) + 20 мл на каждый кг при массе свыше 20 кг.
Для детей старше 3-5 лет можно воспользоваться расчетом количества воды: 30мл / кг массы
Принципы диетотерапии запоров:
Если ребенок на грудном вскармливании, то проводится коррекция питания мамы (ограничение продуктов, способствующих газообразованию). При искусственном вскармливании показаны специальные смеси. При запорах, связанных с аллергией к белку коровьего молока, назначаются лечебные смеси если ребенок находится на искусственном вскармливании. Если же ребенок на грудном вскармливании, из рациона матери полностью исключается коровье молоко и продукты на его основе.
После введения “густого” прикорма – кипяченая вода необходима всем детям, независимо от вида вскармливания.
Для детей более старшего возраста рекомендуется употреблять пищу, богатую растительными волокнами. Не рекомендуется “пища-размазня”, пюреобразная, “перекусы”, “еда на ходу”. Пища должна быть рассыпчатая, мясо/птица/рыба – “куском”. Обязателен “объемный” завтрак для стимуляции “гастроцекального рефлекса”.
Основным источником грубоволокнистой растительной клетчатки, содержащей в большом количестве пищевые волокна, являются отруби злаковых, ржаной хлеб, а также ряд овощей и фруктов. Согласно принципам доказательной медицины, продемонстрировано статистически достоверное учащение стула и улучшение его консистенции при использовании клетчатки по сравнению с плацебо.
Отруби, как основной источник растительной клетчатки, рекомендуется добавлять во вторые и третьи блюда, предварительно заливая крутым кипятком и отстаивая в течение 20 мин. Отруби можно применять и в промежутках между едой, запивая большим количеством жидкости. Для детей школьного возраста общее количество жидкости при приеме отрубей должно быть не менее 1,5-2х литров в сутки, иначе они выполняют, преимущественно, роль сорбентов, поглощая жидкость из кишечника, тем самым усиливая запор. Доза подбирается индивидуально, рекомендуется начинать с 1 чайной ложки 2-3 раза в день, с постепенным увеличением до 40 г в сутки. При достижении эффекта – доза снижается и ограничивается до одного приема.
Американская академия педиатрии (2009) рекомендует потребление клетчатки 0,5 г/кг/день (максимум 35 г/день) для всех детей. Потребление клетчатки ниже минимального рекомендуемого значения доказало, что является фактором риска развития хронического запора у детей.
Однако длительный прием большого количества растительных волокон вследствии ферментации кишечной микрофлорой закономерно сопровождается вздутием и метеоризмом.
Детям с запорами показан прием прохладной жидкости натощак (питьевой и минеральной воды, сока, компотов, кваса), для усиления послабляющего эффекта возможно добавление меда, ксилита или сорбита. Очень полезно для работы кишечника увеличение потребления соков, содержащих сорбит/сорбитол, таких как сок из сливы, груши, абрикоса, персика и яблок,
При “вялой” работе кишечника (гипомоторный запор) применяется прохладная минеральная вода средней и высокой минерализации, такие как, Ессентуки 17, Баталинская, Арзни, Донат Магния и др; при спастическом запоре (гипермоторный запор, форма стула чаще тип 1) – теплая и малой минерализации (Ессентуки 4). Расчет минеральной воды – 3-5мл/кг в сутки.
Следует ограничить молоко в чистом виде и в блюдах, так как может возникнуть метеоризм с появлением или усилением болей в животе. Лучше цельное молоко заменить кисло-молочным продуктами – кефир, ацидофилин, простокваша, йогурты и др.
Предпочтителен прием овощей и фруктов в сыром виде (при отсутствии противопоказаний). Особенно рекомендуются томаты, кабачки, тыква, морковь, свекла, лиственный салат, цветная капуста, яблоки. Сухофрукты (чернослив, курага, инжир) дают в размоченном виде и в составе приготовленных блюд. Капуста белокочанная, молодая стручковая фасоль, зеленый горошек разрешаются при хорошей переносимости. Зелень петрушки, укропа, сельдерея хорошо добавлять к различным блюдам и салатам.
Если после прочтения статьи у Вас остались вопросы или Вы не понимаете как применить рекомендации в Вашем конкретном случае, приглашаем Вас с ребенком на осмотр детского гастроэнтеролога в ДДЦ. Для удобства родителей записаться на приём детского гастроэнтеролога в Детском диагностическом центре можно и в будний день и по субботам.
Будем рады помочь!