с какого самого раннего времени можно проследить за развитием физической культуры

История физической культуры [спорта]

Физическая культура и спорт как специфическая сфера деятельности человека, обособленная от труда, возникла за 40 — 30 тыс. лет до н. э. Сам факт зарождения и последующе­го выполнения физических упражнений в народном быту за­долго до появления государственных форм физического вос­питания говорит об объективной необходимости его существо­вания.

Возникновение физической культуры

Физические упражнения в разные периоды истории отделялись от собственно трудовой деятельности. Этому есть несколько причин:

Древняя физическая культура

Уже на начальных стадиях своего существо­вания человек стал накапливать опыт преодоления сил при­роды, совершенствовать орудия труда и их производство.

Этот опыт было необходимо передавать подрастающему по­колению. Так возникли организованные формы обучения и воспитания. На ранних ступенях первобытного общества это воспитание было преимущественно физическим. Но физиче­ские упражнения древнего человека ещё не полностью отде­лились от трудовой деятельности, а входили в магические це­ремониалы, обрядовые танцы, посвящения, игры.

Первобытные люди были, прежде всего, охотниками на крупных живот­ных. Они отличались силой, смелостью и выносливостью. Речь древних лю­дей была ещё не развита, поэтому основной формой обучения было обуче­ние примером. Собираясь у пылающего костра, подростки внимательно следили за тем, как взрослые оббивают куски камня, вырубают дубины, режут кости, разделывают туши и шкуры убитых животных, поддерживают огонь. Так, в постоянном общении старших и младших, происходил процесс передачи трудовых навыков и опыта.

Древняя Греция

Значительное наследие физической культуры оставила нам Древняя Греция. Сама идея проведения Олимпиад, их периодичность и пред­назначение (способствовать установлению мира, укреплению дружбы и росту взаимопонимания между людьми, выявлять их физические возможности), виды спортивных состязаний (бег на различные дистанции, метание копья и диска, пяти­борье и др.), термины (стадион, гимнастика, Олимпиада, ма­рафон и др.) — вот далеко не полный перечень ценностей фи­зической культуры, сохранившихся до наших дней.

Гимнастика (до середины XIX века)

До середины XIX века системы физического воспитания назывались гимнастическими. Однако термин «гимнастика» в то время понимался широко и подразумевал различные виды физических упражнений. Например, в программу соревнова­ний по гимнастике на Олимпийских играх 1900 года входили прыжок в длину, комбинированный прыжок в высоту и в дли­ну, прыжок с шестом, поднятие веса 50 кг. Лишь с начала XX века физические упражнения подразделяются на гимна­стику, спорт, игры и туризм. На Олимпийских играх 1924 го­да гимнастика уже включала в себя чисто гимнастические (с современных позиций) виды упражнений.

Современная физическая культура и спорт

Большинство современных видов спорта сформировалось во второй половине XIX века. Наибольшее распространение получи­ли следующие его виды: тяжёлая атлетика, борьба, конькобежный спорт, фигурное катание, велосипедный спорт, ака­демическая гребля, плавание, лыжный спорт, футбол, лёгкая атлетика.

В настоящее время программы по физическому воспита­нию многих развитых стран пополнились специальным тео­ретическим разделом, направленным на овладение основами знаний по физической культуре и ЗОЖ, что будет способство­вать формированию устойчивого интереса к занятиям физи­ческой культурой и спортом и, как следствие, укреплению здоровья, повышению работоспособности и профилактике за­болеваний.

Физическая культура и спорт входят в структуру современ­ного общества на международном, региональном и националь­ном уровнях.

На международном уровне насчитывается более 40 физкуль­турно-спортивных объединений: Комиссия по физическому воспитанию и спорту при ЮНЕСКО (Организация Объединён­ных Наций по вопросам образования, науки и культуры), Меж­дународный совет физического воспитания и спорта, Между­народный олимпийский комитет (МОК), международные фе­дерации по видам спорта и др.

На региональном уровне работают такие организации, как Ассоциация национальных олимпийских комитетов Европы, Панамериканская спортивная организация, Высший совет спорта Африки, Федерация азиатских игр, федерации по ви­дам спорта и др.

Физическая культура и спорт в России

В России спорт на­чал развиваться во второй половине XIX века.

Телесное воспитание

В конце XIX — начале XX века в России наиболее распро­странённым термином, обозначавшим физическое воспитание, был термин «телесное воспитание». Тем самым подчёркива­лось, что роль его сводится к развитию форм тела человека. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Физиче­ское образование

В начале XX века основоположник отечественной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт ввёл понятие «физиче­ское образование», указав на наличие тесной связи между ум­ственным и физическим развитием человека: занятия физи­ческими упражнениями требуют знаний в области анатомии, физиологии, гигиены, медицины и т. д.

Единая задача всех учебных заведений, по мнению Лесгаф­та, заключается в обеспечении неразрывной связи между об­разованием физическим и умственным, в том, чтобы воору­жить молодёжь знаниями, навыками и умениями» которые необходимы в жизни.

В России на национальном уровне действуют Российский олимпийский комитет, федерации, ассоциации, союзы по ви­дам спорта.

П. Ф. Лесгафт. Заслугой Петра Францевича Лесгафта (1837 — 1909), крупного учёного-анатома, биолога, видного общественного деятеля и педагога, является соз­дание теории физического образования детей, глав­ную роль в котором, по его мнению, играют двига­тельные упражнения, умение сознательно управ­лять отдельными движениями, преодолевать пре­пятствия с возможно большей, ловкостью и наи­меньшей затратой энергии. Физическое воспитание он считал важнейшим средством всестороннего развития личности человека, тесно связанным с умственным, нравствен­ным и эстетическим воспитанием. В 1896 году при Петербургском обществе содействия физическому раз­витию Лесгафт открыл курсы по подготовке «руководителей физических упражнений». П. Ф. Лесгафт — автор «Руководства по физическому образованию де­тей школьного возраста», в котором описаны содержание и методика фи­зического воспитания.

Источник

История развития физической культуры

с какого самого раннего времени можно проследить за развитием физической культуры с какого самого раннего времени можно проследить за развитием физической культуры с какого самого раннего времени можно проследить за развитием физической культуры с какого самого раннего времени можно проследить за развитием физической культуры

с какого самого раннего времени можно проследить за развитием физической культуры

с какого самого раннего времени можно проследить за развитием физической культуры

Физическое совершенство человека — это не дар природы, а следствие целенаправленного формирования его (Н.Г. Чернышевский).

Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на протяжении его развития и совершенствования. Великие мужи в своих трудах подчеркивали необходимость всестороннего развития молодежи, не выделяя приоритет физического или духовного воспитания, глубоко понимая; насколько переоценка, акцентированное формирование каких-либо качеств приводят к нарушению гармоничного развития личности.

Термин «культура», появившийся в период возникновения человеческого общества, далеко неоднозначен, тесно связан с такими понятиями; как «возделывание», «обработка», «воспитание», «образование», «развитие»; «почитание». Этот термин в современном обществе охватывает широкую сферу преобразовательной деятельности и ее результаты в виде соответствующих ценностей, в частно­сти, «преобразование своей собственной природы».

Физическая культура — это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.

В целях развития, воспитания и совершенствования человека физическая культура использует возможности индивидуума, естественные силы природы, достижения наук о человеке, конкретные научные результаты и установки медицины, гигиены, анатомии, физиологии, психологии, педагогики, военного дела и др. Физическая культура, органически вплетаясь в профессионально-производственные, экономические, общественные отношения людей, оказывает на них существенное влияние, выполняя гуманистическую и культурно-творческую миссию, что сегодня, в период реформ высшей школы и пересмотра сущности предшествующих концепций, особенно ценностно и значимо.

Академик Н. И. Пономарев, опираясь на результаты исследования обширного материала, пришел к выводу, ставшему основополагающим для истории возникновения и первоначального развития физического воспитания, что «человек стал человеком не только в ходе развития орудий труда, но и в ходе постоянного совершенствования самого, человеческого тела. Организма человека как главной производительной силы». В этом развитии охота, как форма работы, сыграла решающую роль. Именно в этот период человек оценил преимущества новых навыков, жизненно необходимых движений, качеств силы, выносливости, быстроты.

Представляет интерес и то, что у многих народов появляются традиции и обычаи использования физической культуры, ее воспитывающего компонента в ритуалах посвящении при переходе из одной возрастной группы в другую. Например, юношам не разрешалось жениться, пока не будут выполнены определенные тесты — испытания, а девушкам — выходить замуж до тех пор, пока они не докажут приспособленность к самостоятельной жизни.

Так, на одном из островов архипелага Новые Гибриды ежегодно устраивались праздники, кульминацией которых были «прыжки с вышки» на суше (Л. Кун). Участник этого состязания, к щиколоткам которого была привязана закрепленная веревка из лиан, летит вниз головой с высоты 30 м. Когда голова почти касается земли, упругие лианы сокращаются и подбрасывают человека вверх, и он плавно приземляется на ноги. В те далекие времена не прошедшие это испытание не допускались к обряду посвящение, не могли появляться на людях.

с какого самого раннего времени можно проследить за развитием физической культуры

Физическая культура первобытного периода, развивая стойкость, твердую волю, физическую подготовку каждого члена племени, воспитывала у соплеменников чувство общности в защите своих интересов.

Особый интерес представляет физическая культура Древней Греции, где «неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать» (Агеевец В. У., 1983), физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах, где преподавались гимнастика, фехтование, верховая езда, плавание, бег с 7-летнего возраста, борьба и кулачный бой — с 15-летнего.

Примером, характеризующим уровень развития физической культуры в этих государствах, являлись организация и проведение Олимпийских игр.

Известные всему миру великие люди древности были и великими спортсменами: философ Платон — кулачный боец, математик и философ Пифагор — олимпийский чемпион, Гиппократ — пловец, борец.

Мифические герои, обладающие сверхъестественными физическими и духовными способностями, были у всех народов: Геракл и Ахиллес — у греков, Гильгамес — у вавилонян, Самсон — у иудеев, Илья Муромец, Добрыня Никитич — у славян. Люди, возвеличивая их подвиги, победы в состязаниях, борьбе со злом и силами природы, стремились сами быть здоровыми, сильными, умелыми и трудолюбивыми, что, естественно, отражалось и на особенностях воспитания, физического воспитания, культуры физической.

Имеет смысл подчеркнуть значение физической культуры для греков словами великого Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Военно-физическое воспитание характерно для средних веков. Воин-рыцарь должен был овладеть семью рыцарскими доблестями: верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы и уме­нием слагать стихи.

Наибольшего развития в капиталистическом обществе спорт был как составная часть физической культуры. Различные формы физических упражнений были издавна известны русскому народу. Игры, плавание, ходьба на лыжах, борьба, кулачный бой, верховая езда и охота имели повсеместное распространение уже в Древней Руси. Широко применялись и различные игры: в лапту, городки, бабки, чехарду и многие другие.

Физическая культура русского народа отличалась большим своеобразием и самобытностью. В физических упраж­нениях, распространенных среди русских в XIII-XVI вв. был ярко выражен их военный и полувоенный характер. Верховая езда, стрельба из лука, бег с препятствиями были на Руси любимыми народными развлечениями. Массовое распространение имели такие виды состязаний как кулачные бои, которые вплоть до начала XX в. играли значительную роль в качестве одной из основных народных самобытных форм физического воспитания.

Большой популярностью среди русских пользовался бег на лыжах, катание на коньках и салазках и т.д. Одним из самобытных средств физического воспитания была охота, служившая не только промысловым целям, но и для того, чтобы показать свою ловкость и, бесстрашие (например, охота на медведя с рогатиной).

Чрезвычайно своеобразно проводилось на Руси закаливание. Общеизвестен русский обычай сразу после пребывания в жаркой бане обливаться холодной водой или обти­раться снегом. Ценные самобытные виды физических упражнений были распространены и среди других народов, вошедших в состав созданного позже многонационального русского государства.

Именно в эпоху реформ Петра I физические упражнения стали впервые применяться в России в системе обучения солдат и офицеров. Одновременно физические упражнения, главным образом фехтование и верховая езда, вводятся как учебная дисциплина в Московской школе математических и навигационных наук (1701 г.), в Морской академии и других учебных заведениях. При Петре I занятия физическими упражнениями вводятся также в гражданских гимназиях, организуются занятия гребным и парусным спортом молодежи. Эти меры явились первыми шагами государства по руководству делом физической культуры.

В дальнейшем физические упражнения все более применяются в учебных заведениях, и особенно в системе воинского воспитания. Большая заслуга в этом принадлежит великому русскому полководцу А. В. Суворову.

Во второй половине XIX в. среди молодежи начинает развиваться современный спорт в форме спортивных кружков и клубов. Появляются первые гимнастические и спортивные общества и клубы. В1897 г. в Петербурге была создана первая футбольная команда, а в 1911 г. организован Всероссийский футбольный союз, объединивший 52 клуба.

В начале XX в. в Петербурге возникли спортивные общества: «Маяк», «Богатырь». Различные спортивные орга­низации и клубы объединяли к 1917 г. довольно большое число спортсменов-любителей. Однако условий для развития массового спорта не было. Поэтому в условиях дореволюционной России отдельным спортсменам удавалось показывать результаты международного класса только благодаря природным данным и настойчивости, с какой они тренировались. Это всем известные — Поддубный, Заикин, Елисеев и др.

С приходом советской власти, преследуя цель массовой военной подготовки трудящихся и воспитания физически закаленных бойцов армии, в апреле 1918 г. был принят Декрет об организации всеобщего военного обучения (Всеобуча). За короткий срок было построено 2 тыс. спортпло­щадок, В 1918 г. организуется первый в стране ИФК в Москве и Ленинграде. Остро встал вопрос об укреплении в стране государственных форм руководства физкультурной и спортивной работой. 27 июля 1923 г. издается Декрет ВЦИК РСФСР об организации научной, учебной и организационной работы по физическому воспитанию.

Принятое 13 июля 1925 г. постановление ЦК РКП (б) «О задачах партии в области физической культуры» явилось программой развития физкультурного движения в новых условиях социалистического общества. В постановлении были определены сущность физической культуры и ее место в советском государстве, подчеркнуто ее воспитательное значение, указано на необходимость вовлечения в физкультурное движение широких масс рабочих, крестьян, учащейся молодежи.

В честь 10-летия физической культуры в СССР (считая с момента организации Всеобуча) в 1928 г, была проведе­на Всесоюзная спартакиада, привлекшая свыше 7 тыс. участников.

В 1931-1932 гг. вводится разработанный специальной комиссией Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Только за годы существования комплекса его нормы сдали свыше 2,5 млн. человек. В 1939 г. ввели новый усовершенствованный комплекс ГТО и в этом же году учреждается ежегодный праздник — Всесоюзный день физкультурника. Политика государства была направлена и на развитие массового туризма. Секции туризма, альпинизма — скалолазания и позже спортивного ориентирования были в послевоенные годы почти в каждом учебном заведении, на предприятиях, заводах. Стала развиваться клубная система. Туристические клубы стали методическими и учебными центрами. При клубах готовились инструктора, тренеры, руководители секций. Следует сказать о том, что первый туристский клуб в СССР был организован в городе Ростове-на-Дону в 1937 г. Это был универсальный клуб, в котором объединились любители всех видов путешествий. Помещение клуба было очень скромным. Он располагался в двух больших задах. Вот как писал о планах работы клуба журнал «На суше и на море»: «Здесь туристы имеют возможность обменяться опытом в работе, обсудить планы своих путешествий, получить консультацию организовать учебу по технике туризма. Несомненно, что форма клубно-туристской работы целиком и полностью оправдает себя. На стенах комнат размещен методический, консультационный и справочный материал по всем видам самодеятельного туризма. Здесь имеется уголок альпиниста, водника, велосипедиста и пешехода. Куда можно поехать летом, где и как провести выходной день? На этот вопрос отвечают десятки маршрутных плакатов. При клубе работают секции: пешеходная, водная, велосипедная и альпинистская. В ближайшее время организуются географический, краеведческий и фотокружки. Клуб провел консультацию, как организовать туристско-экскурсионную работу на предпри­ятии, и лекции с диапозитивами о Казбеке и Эльбрусе. Кроме того, было намечено организовать вечера встреч туристского актива и проводить их для работников фабричных месткомах. До Великой Отечественной войны Ростовский клуб туристов так и остался единственным в стране. После войны он был организован вновь в октябре 1961 г.

В годы Великой Отечественной войны советские спортсмены внесли свою лепту в победу над врагом. Ряду спортсменов было присвоено звание Героя Советского Союза. Неоценимую помощь Советской Армии оказывали лыжники, пловцы.

В 1957 г. было более 1500 стадионов, свыше 5 тыс. спортплощадок, около 7 тыс. гимнастических залов, открыт стадион им. В.И. Ленина в Лужниках и т.д.

После 1948 г. спортсмены СССР свыше 5 тыс. раз обновляли всесоюзные рекорды в почти тысячу раз — мировые. Большую роль играли проходившие Спартакиады народов СССР.

С каждым годом расширяются международные связи в спорте. Мы являемся членами Международного Олимпийского комитета (МОК), Международного совета физического воспитания и спорта (СИЕПС), Международной федерации спортивной медицины (ФИМС) и многих других, членами Международной федерации по 63 видам спорта.

Российский студенческий спортивный союз (РССС) был создан в 1993 г. В настоящее время РССС признан как единый орган по руководству студенческим спортом Российской Федерации по высшему образованию. Министерства и ведомства, имеющие в своем ведении высшие учебные заведения, Госкомитет России по физической культуре и туризму, РССС активно сотрудничают с Олимпийским комитетом России, являясь его членом, с правительственными органами, различными молодежными организациями. РССС вступил в Международную федерацию университетского спорта (ФИСУ), принимает активное участие во всех, его мероприятиях.

РССС объединяет спортивные клубы, различные физкультурные организации более 600 высших и 2500 средних специальных учебных заведений страны. В структуре РССС созданы региональные органы руководства студенческим спортом. Для занятий спортом в распоряжение студентов предоставлены спортивные залы, стадионы, плавательные бассейны, лыжные базы, спортивные площад­ки высших и средних учебных заведений. Для организации летнего отдыха в вузах функционируют 290 спортивно-оздоровительных лагерей. Около 10 тыс. специалистов ведут регулярные занятия по физической культуре и спорту со студентами. В высших учебных заведениях России культивируется более 50 видов спорта, наиболее массовыми из них являются баскетбол, легкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, футбол, настольный теннис, туризм, шахматы, спортивное ориентирование.

Российским студенческим спортивным союзом ежегодно проводятся национальные и региональные чемпионаты по видам спорта, включенным в программы Всемирных универсиад и чемпионатов мира среди студентов. По многим видам спорта студенты составляют большинство сборных команд России и принимают участие в чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх. РССС является правопреемником упраздненного студенческого ДСО «Буревестник», продолжает его идея и традиции. В ближайшей перспективе намечены проведение зимних и летних Всероссийских универсиад, регулярное издание своего печатного органа, создание фонда развития студенческого спорта, выпуск студенческих спортивных лотерей и другие мероприятия, направленные на реализацию уставных задач.

Источник

История физической культуры и спорта Исторические вехи зарождения физического воспитания и спорта.

Физическая культура и спорт имеют многовековую историю. Наукой установлено, что ее простейшие злементы появились на самой ранней ступени развития человечества. Этнографические, археологические и другие исследования показывают, что выделение физических упражнений и игр из трудовых движений в относительно самостоятельный вид деятельности человека, в элементы физической культуры прослеживается в период от 40 до 25 тысячелетий до н. э.

Уже во времена первобытно-общинного строя общество предъявляло определенные требования к уровню физической подготовленности своих членов. Уже тогда существовали своеобразные системы физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех на охоте, на войне, при защите от стихийных бедствий, ставя, таким образом, само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств.

История говорит, что у многих древних народов существовал обычай проверять уровень физической подготовленности при переходе молодежи из одной возрастной группы в другую. Известно, что у некоторых народов юношам не разрешалось жениться до выполнения определенных испытаний по физической подготовке — этим определялась их способность к самостоятельной жизни. Подобные требования предъявлялись и к девушкам.

Для рабовладельческого общества наиболее типичной являлась система физической культуры Древней Греции. Это государство отличалось тем, что в нем уделялось особое внимание образованию и воспитанию. Уже в V в. до н. э. афиняне гордились тем, что в их городе не было ни одного неграмотного. Коллективные формы обучения только начинали складываться путем объединения детей в группы, руководимые преподавателями. Само же обучение не было юридически обязательным, но долг родителей по отношению к своим детям заставлял заботиться об их образовании и воспитании.

Древнегреческое образование и воспитание явились выражением гражданских и этических ценностей античного общества, воплощавшихся в гармонично развитой личности. Этой вершине педагогической мысли древний мир был обязан прежде всего афинянам, стремившимся к полному, всестороннему раскрытию способностей человека.

с какого самого раннего времени можно проследить за развитием физической культуры

Наивысшего успеха древнегреческая система образования и воспитания достигла в IV в. до н. э. благодаря софистам, которые стали первыми учителями-профессионалами’. Для того чтобы обеспечить полноценное преподавание, блистать знаниями и красноречием, аргументировать свое мнение и достигать побед в спорах, софисты глубоко изучали литературу и историю, вели исследования в области мифологии, составляли списки и делали описание важнейших исторических событий. Хорошо знали софисты и историю спортивных соревнований, наиболее интересные события Олимпийских игр, имена победителей. Особенно больших успехов греческая школа достигла в риторике и философии благодаря знаменитой школе риторики, основанной в 392 г. до н. э. Исопратом, и не менее известной Академии Платона, открытой в 397 г, до н. э.

В системе античной гимнастики выделялось три части:

1)игры, применявшиеся в подготовке детей (подвижные игры, игры с мячом, упражнения с предметами — обручем, диском, копьем и др.);

3) орхестрика — упражнения, в основе которых положены игры с мячом, акробатика, ритуальные, обрядовые и боевые танцы.

Каждая из этих частей имела свое назначение: игры применялись в процессе физического воспитания детей; палестра определяла основное содержание физического воспитания молодежи; орхестрика являлась дополнением к палестре и решала задачи совершенствования ловкости, подготовки к тренировочным занятиям и соревнованиям.

Физическое воспитание начиналось с 7-8-летнего возраста в гимнасиях и палестрах. Подвижные детские игры, упражнения в танцах и беге, выполняемые под музыку, различные игры с мячом, прыжки и другие виды физической подготовки постоянно дополнялись основными видами пятиборья. По достижении 15-летнего возраста физическое воспитание в гимнасиях приобретало спортивную направленность. Здесь наряду с пятиборьем, юноши занимались борьбой, кулачным боем и плаванием. Юноши из богатых семей занимались в гимнасиях и в 18-20-летнем возрасте, где они продолжали совершенствование в различных видах спорта. Занятия спортом дополнялись занятиями по военному делу, управлению государством, философии, ораторскому искусству.

Для ведения войн, подавления сопротивления рабов нужны были физически сильные, выносливые воины. В Древней Греции неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать. Физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах является классическим примером развития физической культуры в условиях рабовладельческого строя. Многие великие люди древности, известные всему миру успехами в науке, были хорошими спортсменами. Так, математик и философ Пифагор был олимпийским победителем в кулачном бою, другой философ — Платон — также прославился своими победами в кулачных боях.

с какого самого раннего времени можно проследить за развитием физической культуры

Рис 1.2 — Акробатические упражнения с быком

Философы Сократ и Аристотель, оратор Демосфен, писатель Лукиан и многие другие выдающиеся люди придавали огромное значение физическому воспитанию и восхищались проявлению силы, мужества и благородства. Взгляд греков на значение физических упражнений выражен в словах Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

В период рабовладельческого строя различные физические упражнения (борьба, акробатика, верховая езда, фехтование) довольно широко использовались в Египте, Вавилоне, Персии, Китае, Индии; система физического воспитания существовала и в Древнем Риме.

О значении физической культуры в Древней Греции свидетельствует, к примеру, и то, что человека, не умеющего писать и плавать, греки считали «телесным и умственным калекой», а Сократ (469-399 гг. до н. э.) утверждал: «было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красы и силы».

Следует отметить, что получение образования в Древней Греции было исключительно привилегией свободнорожденных граждан. Рабам запрещено было заниматься упражнениями, развивающими физическую силу и выносливость, тренироваться в палестре и участвовать в соревнованиях. Даже в государствах-городах, где рабы имели более или менее широкие права, им все же запрещалось посещение гимнасиев.

Если система воспитания в Афинах носила разносторонний характер и сочетала в себе умственное, духовное и физическое, то в другом древнегреческом полисе — Спарте — воспитание носило явно выраженный военный характер, требующий воспитания дисциплинированного, решительного, сильного, выносливого, смелого воина, способного к перенесению любых тягот. Это относилось как к физическому, так и к интеллектуальному и эстетическому воспитанию. К примеру, в Спарте интеллектуальная подготовка ограничивалась обучением чтению и письму, основными сведениями об истории и традициях государства. Основное же внимание уделялось физической и военной подготовке, осуществляемой с удивительной целеустремленностью и связанной с большими лишениями и испытаниями, через которые приходилось пройти молодому поколению. При этом воспитание девочек мало чем отличалось от воспитания мальчиков.

Такое отношение к воспитанию обусловливалось во многом структурой населения Спарты, существенно отличающейся от той, которая была в Афинах. Если в Афинах около половины населения составляли свободнорожденные граждане, то в Спарте основная часть населения состояла из рабов. Естественно, что удержать власть в таких условиях можно было лишь за счет военного режима.

В Спарте, как и в Афинах, систематическое физическое воспитание начиналось с семилетнего возраста. Руководили физическим воспитанием специальные учителя, обязательно из числа свободнорожденных людей. Уже для детей раннего возраста занятия включали жесткие игры, удары, драки, что поощрялось воспитателями.

В пятнадцатилетием возрасте подростки включались в группу эйренов, где воспитание также носило преимущественно военный характер. Физическая подготовка строилась прежде всего на основе пятиборья, кулачного боя и борьбы. Вместе с юношами обучались и девушки, которые обеспечивали порядок в полисе во время военных походов мужчин. Систематическая физическая и военная подготовка осуществлялась в Спарте до тридцатилетнего возраста, однако и в дальнейшем свободные граждане обязаны были поддерживать свою спортивную форму. Различные спортивные соревнования (и в первую очередь Олимпийские игры) заметно повлияли на характер физического воспитания, которое утратило выраженный военный характер. В нем появились элементы эстетики, зрелищности и выразительности движений и их эффективности, обеспечивающих успешное выступление в спортивных соревнованиях.

Греки внимательно следили за тем, чтобы вся система воспитания, в том числе и физического, органически увязывалась с общественно-политической структурой каждого города-государства, на что указывал и Аристотель: «Воспитывайтесь по городам».

В литературе о спорте в Древней Греции очень мало внимания уделяется анализу подготовки атлетов. А ведь тренеры, опираясь на практику, сформировали достаточно стройную систему подготовки атлетов к Олимпийским играм и другим соревнованиям. В этой системе доминировали принципы отбора и ориентации талантливых спортсменов на занятия тем или иным видом спорта по показателям телосложения и физическим качествам; система обучения движениям предусматривала их изучение по частям и в целом, с подразделением на основные и дополнительные. Были разработаны эффективные системы развития различных физических качеств — силы, выносливости, ловкости. Уже 8 те времена существовала периодичность в подготовке спортсменов: планировалась четырехлетняя подготовка — от одних Олимпийских игр к другим; существовали и четырехдневные циклы (тетрады), тесно взаимосвязанные между собой и обеспечивающие планомерность подготовки атлетов.

Вот как рассказывает о тетрадах Филострат: «Под тетрадами понимался цикл из четырех дней с различной деятельностью каждый день. Первый день является подготовительным для атлета, во втором — тренировка достигает максимального напряжения, на следующий день напряжение падает, в последний день — среднее напряжение. Подготовительная тренировка состоит из энергичных движений, коротких и быстрых, ее целью является стимулирование атлета и его подготовка к предстоящему усилию; максимальное напряжение снабжает силой тело, подвергая его неоспоримым испытаниям; во время падения напряжения выполняются упражнения на расслабление.

Существовала специализация учителей-тренеров, которые принимали участие в подготовке атлетов. В зависимости от выполняемых функций они назывались «гимнастис», «педо-трибис», «алиптис». Гимнастис разрабатывал программу подготовки атлетов, педотрибис реализовал эту программу, алиптис занимался подготовкой атлета к занятиям и соревнованиям, натирая его тело маслом, делая массаж.

Бели на заре олимпийского движения в Древней Греции спортсмены часто выступали в различных видах спорта, используя прежде всего свои природные задатки, подкрепленные не очень продолжительной и стихийной подготовкой, то проникновение в спорт профессионализма привело к достаточно узкой специализации атлетов, которые стремились добиться совершенства в каком-либо одном виде спорта. Хорошо подготовленные спортсмены стремились участвовать не только в Олимпийских играх и других крупнейших общегреческих соревнованиях, но и в погоне за денежными призами и подарками, поочередно принимали участие в самых различных соревнованиях.

В разных видах спорта детально отрабатывалась система подготовки спортсменов, выявлялись и применялись наиболее эффективные средства и методы. К примеру, боксеры и панкрати-онисты использовали кожаные мешки с песком, мукой, или пшеницей для отработки различных ударов. При этом мешки дифференцировались по массе и расположению в зависимости от вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов, а также качеств, которые стремился развить спортсмен, — силы или точности ударов, устойчивости ног и др. При тренировке с использованием мешков применялись различные упражнения, развивающие силу и точность ударов, координацию и устойчивость, а также внутренние органы (сердце, легкие).

Ярким примером, характеризующим развитие физической культуры в этот период, являются Олимпийские игры, которые имели большое культурное значение в жизни Древней Греции. Победители Олимпийских игр пользовались уважением общества, еще при жизни им ставили памятники, их подвиги воспевались поэтами и художниками.

В Древней Греции хорошо знали, что победы на Олимпийских играх требуют большого и напряженного труда, отказа от привычного образа жизни. На это, к примеру, указывает Эпистет: «Хочешь победить на Олимпийских играх? Очень хорошо, сделай это. Ты должен подчиняться суровой дисциплине, следовать диетическому режиму, ты не сможешь есть пироги; должен будешь почитать установленное расписание тренировки и в жару, и в холод; не сможешь пить ни прохладную воду, ни вино. Должен будешь доверяться тренеру, как если б он был врачом. С тобой будут дурно обращаться во время соревнования: можешь вывернуть себе руку или тебе вывернут ногу и ты проглотишь кучу песка. Подумай обо всем этом, а затем иди заниматься спортом».

Особенно тщательной и строгой была подготовка спортсменов в Олимпии в последний месяц перед Играми. Дисциплина поддерживалась не только разъяснениями и указаниями, но и при помощи прута, которым тренеры наказывали нерадивых учеников. Напряженная тренировка сочеталась со строгим режимом отдыха и питания, которое было различным для спортсменов, готовящихся к выступлениям в разных видах спорта.

В подготовку атлетов вводились медицинские знания — о развитии системы дыхания и кровообращения, элементы гигиены, различные виды массажа, специальные диеты. Не забывали древние греки и о психологической подготовке, рассматривая ее как важную часть мастерства спортсменов.

До нас дошли имена некоторых тренеров. Чемпион в пятиборье (44 г. до н. э.) Икий из Торенто был известным тренером и написал книгу, в которой в качестве центральных тем, важных для подготовки атлетов, определил диетический режим и образ жизни. Геродик из Селимбрии, спортивный тренер, прославился сочетанием спортивной подготовки и медицины, используя различные методы сначала на себе, а затем на других.

Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, то есть целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации. Поэтому она может быть относительно элементарной или высокоразвитой, иметь ограниченную либо широкую сферу распространения. В сущности, организационная мощь системы зависит, прежде всего, от степени участия государства, общества в целом в ее становлении и функционировании.

Свою систему физического воспитания 11 имело и феодальное общество. Направленность ее определялась в основном ярко выраженным характером, овладением семью рыцарскими ( достоинствами — верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы, а также умением слагать стихи, — и преследовало главную цель: подготовку физически сильных воинов-рыцарей.

с какого самого раннего времени можно проследить за развитием физической культуры

Рис 1.3 — Игра в же де пом

Наибольшего развития физическая культура достигла при капитализме. Важную роль в формировании новых методов, средств и форм физического воспитания сыграли педагогические идеи, зародившиеся в Европе еще накануне французской буржуазной революции. Большую известность в то время получила проникнутая педагогическая система великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Наряду с проблемами умственного и нравственного воспитания он уделял большое внимание [ вопросам физического воспитания детей. Занятия физическими упражнениями и играми, по мнению Коменского, должны были проводиться на основе трудовых умений ребенка и способствовать подготовке его к жизни. Коменский придавал большое значение играм и другим физическим упражнениям как средству нравственного воспитания детей и одним из первых предпринял попытку педагогического анализа физических упражнений. В отличие от ранних гуманистов, Коменский считал, что все дети независимо от имущественного положения родителей при умелом воспитании могут стать образованными. Педагогические идеи Коменского, сложившиеся в период перехода от феодализма к капитализму, оказали большое влияние на формирование буржуазной педагогики.

Крупнейшим педагогом-просветителем второй половины XVIII в. был французский ученый Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он придавал исключительное значение физическому воспитанию ребенка. Руссо утверждал, что детей с малых лет надо закалять, купать в холодной воде и приучать к играм. Физические упражнения и игры он рекомендует применять для развития физической силы и воспитания воли. По его мнению, крепкое здоровье необходимо, чтобы сделать ребенка мудрым и разумным. Жан Жак Руссо осуждает тех, кто думает, что физические упражнения вредно отражаются на работе ума, и советует юношам заниматься бегом, прыжками, метаниями, плаванием, верховой ездой, охотой и различными играми.

Леонид Дворкин, Казбек Чермит «Физическое воспитание студентов»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *