с формально юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии

Реферат на тему «Особенности развития права в Англии в Новое время»

с формально юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии

Особенности развития права в Англии в Новое время

Глава 1. Государственное устройство Англии………………………. …4 стр.

Глава 2. Правовые акты Англии……………………………………….….7 стр.

Глава 3. Становление Английского буржуазного права……………. 10 стр.

Список использованной литературы……………………………………..17 стр.

В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX в. Лишь к концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого «народного представительства» (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов. Во-первых, буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права. Во-вторых, в центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплявшиеся целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Заинтересованность буржуазии в упорядоченности, стабильности экономических и социальных отношений выдвинула в число основных принципов права и принцип законности.

Целью написания настоящего реферата является рассмотрение выбранной мною темы: «Особенности развития права в Англии в Новое время». Для раскрытия темы необходимо ответить на следующие вопросы: дать характеристику правовой системы Англии, показать основы устройства общества и государства в это время, характер политических отношений и организацию власти, внутреннюю структуру государства, систему органов государственной власти, а также основы местного самоуправления, проанализировать их и выделить общие значимые для государственного строя Англии характеристики, сделать заключение по данной работе.

Глава 1. Государственное устройство Англии

Буржуазное государство в Англии возникло в ходе революции XVII века. Это была последняя революция, проходившая под религиозным знаменем, так как основным идейным требованием было реформирование господствующей англиканской церкви и восстановление старинных вольностей и обычаев.

Но лагерь оппозиции не был единым. Можно выделить три основных течения:

В ходе революции из пролетарских слоев города и деревни оформилось течение диггеров, выступающих за уничтожение частной собственности на землю и предметы потребления. Их взгляды являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма и значительного распространения не получили.

Конфликт, зревший в недрах английского общества, начал перерастать в открытое противостояние после подачи в 1628 г. королю Карлу I парламентом «Петиции о праве», содержащей положения, ограничивающие королевские полномочия. Поскольку петиция апеллировала к старинной «Хартии вольностей», Карл I был вынужден утвердить «Петицию о праве» как закон. Но в 1629 г. он распускает парламент и вплоть до 1640 г. в Англии сохраняется состояние так называемого «беспарламентского» правления. Это был период полного королевского произвола, приведшего страну в состояние кризиса. В 1640 г. Карл I был вынужден снова созвать парламент. С этого момента принято начинать хронологию английской революции. В целом историю английской революции принято делить на четыре этапа:

1) конституционный (ноябрь1640-август 1642г.),

Наивысшей точкой развития революции стал 1649 г., когда после военных побед, пленения и казни Карла I Англия была объявлена республикой. Палата лордов упразднялась, высшей властью стала палата общин. Высшим исполнительным органом стал Государственный совет. В его задачи входило противодействовать восстановлению монархии, руководить вооруженными силами страны, устанавливать налоги, проводить внешнюю политику и руководить торговлей.

Но в скором времени в республике устанавливается диктатура вождя английской революции О. Кромвеля. В конце 1653 г. конституция, так называемое «Орудие управления», юридически закрепила его власть, объявив Кромвеля пожизненным лордом-протектором. В его руках была сосредоточена высшая законодательная и исполнительная власть. Существовал и однопалатный парламент, но высокий имущественный ценз (в 100 раз больше, чем до революции) существенно ограничивал его влияние. Государственный совет, как непосредственный орган управления страной, назначался лордом-протектором.

Лицо, освобожденное по приказу Хабеас Корпус, нельзя было арестовать и вновь заключить в тюрьму до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда в тюрьмах заморских владений Англии.

За неисполнение предписаний закона судьями и должностными лицами были предусмотрены крупные денежные штрафы и отстранение от должности.

Позднее Хабеас Корпус Акт приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных гарантий неприкосновенности личности.

Глава 2. Правовые акты Англии

В 1660 году парламент принимает решение о восстановлении в Англии монархии. На престол был возведен Карл II (сын казненного Карла I). Карл II подписал Бредскую декларацию в 1660 году, в которой провозглашались основные принципы, гарантии правления Карла Второго:

1) не преследовать никого, кто в годы революции боролся против монархии

2) гарантировалась свобода совести

3) споры по поводу конфискованного имущества в ходе революции будут решаться с согласия парламента.

Карл II подтвердил значение Великой Хартии Вольностей, Петицию от праве 1628 года, Великую ремонстрацию. Таким образом Бредская декларация стала новым этапом на пути формирования конституционной монархии в Англии.

Билль о правах 1689 года. Акт об устроении (1701 г.)
Строй был закреплен рядом законодательных актов, ключевыми из которых являются «Билль о Правах» (1689 года) и Акт об Устроении (1701 года). Эти документы стали писанной частью неписаной английской конституции.
Билль о правах установил:

1) верховенство парламента в законодательной сфере. В частности возможность приостанавливать действия законов или освобождать кого-либо от действия законов (это стала прерогативой парламента)

2) независимость и свободу парламента как государственного органа: выборы в парламент должны проходить свободно и регулярно, в парламенте обеспечивается свобода слова, прений, и преследование за выступление в парламенте запрещалось

3) закрепил гражданские права, в частности, это право обращаться с петицией к королю, выбирать своих представителей в палату общин, Билль запретил применение наказаний непредусмотренных законом

4) независимость суда присяжных

Таким образом, Билль определяет положение парламента в системе органов государственной власти. За парламентом закрепляются широкие полномочия в законодательной сфере, король наряду с парламентом участвует в законодательной деятельности, у короля остается значительная исполнительная и судебная власть.

Регулировал условия и порядок престолонаследия и в этом отношении развивал ряд положений, уже сформулированных в Билле прав 1689 г.
Акт об устроении устанавливает:

1) подзаконность королевской власти: в частности запрет монарху иметь владения вне Англии, так же королем могло стать лицо принадлежавшее к англиканской церкви. Был введен принцип контрасигнатуры (скрепление акта главы государства подписью министра). Акты издаваемые королем были действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра.

2) данный акт устанавливал подзаконность власти: правительство должно действовать исключительно по законам страны, вводилась персональная ответственность членов правительства (через институт контрасигнатуры).

Глава 3. Становление Английского буржуазного права

Англия, создавшая к середине XIX в. крупнейшую колониальную империю, использовала довольно гибкую систему управления, во многих случаях опираясь на местную верхушку (система косвенного управления).

В переселенческих колониях большинство или значительную часть населения составляли белые переселенцы. Эти колонии со временем приобрели политическую автономию и статус доминионов. Они имели свою конституцию, парламент, правительство, которое было подконтрольно губернатору, назначенному метрополией.

В конце XIX в. появляется такая форма колониальной зависимости, как протекторат. Формально независимые государства имели ограниченный суверенитет в силу навязанных Англией договоров и присутствия колониальных войск (Афганистан, Кувейт, Ирак).

Особое место в колониальной империи Британии занимает Ирландия. Будучи старейшей английской колонией, в 1800 г. она была объединена в союз с Великобританией. Было создано Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Ирландцы получили места в английском парламенте.

Основными источниками права в Англии и после революции остались традиционные конструкции общего права и права справедливости, а также закон. Их применение на практике было связано с использованием судебного прецедента.

Большим своеобразием отличалось право собственности на землю. Вся земля в Англии рассматривалась как собственность короля, а отдельные лица рассматривались как держатели земли. Но фактически это право держания не отличалось от права собственности. Оно было бессрочным, предусматривало свободное распоряжение и отчуждение земли, хотя сама форма передачи права на землю имела сложную процедуру.

В XVIII-XIX вв. широкое распространение получила доверительная собственность (траст), известная еще феодальному праву. Доверительный собственник распоряжается названным имуществом не совсем свободно, а в соответствии с целями, которые определил учредитель. Учредитель называл и пицо, которое будет пользоваться доходами от этого имущества.

Эти законы определили торговые товарищества, выпускающие свои акции, как самостоятельные юридические лица, не совпадающие со своими учредителями и акционерами.

В 1908 г. консолидированный Акт о компаниях, объединивший все предыдущие законы, определил два вида компаний: публичные и частные. Публичные компании могли беспредельно расширять свой капитал путем эмиссии и продажи акций, но обязаны были вести публичную отчетность. Частные компании могли объединять не более 50 человек, сами формировать весь свой капитал, не могли продавать посторонним лицам свои доли, но не были связаны публичной отчетностью.

В семейном праве долгое время сохранялся церковный брак, нос 1836 г. существует и гражданская форма брака. Форма брака выбиралась по соглашению супругов. В семье юридическое главенство принадлежало мужу. Он имел право надзора и умеренного наказания жены, распоряжения имуществом. До 1857 г. развода не существовало.

Наследование могло осуществляться по закону и по завещанию. В Англии существовала полная свобода завещаний. При наследовании по закону земля переходила к старшему сыну на праве майората.

В дальнейшем образуется сообщество национальных систем права, объединенных внешними юридическими признаками, которое получило название англосаксонской системы права. К ее характерным признакам можно отнести традиционную архаичность форм, превалирование судебного прецедента как источника права, отсутствие кодификации и деления права на частное и публичное.

Источник

БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ

с формально юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии с формально юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии с формально юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии с формально юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии

с формально юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии

с формально юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии

В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о форме государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

Окончательное преодоление феодальных пережитков в государственном и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале XX в. Лишь к концу XIX века буржуазная демократия в том или ином виде становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

С формально-юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии:

1. Разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

2. Сосредоточение законодательной власти в руках так называемого «народного представительства» (парламента).

3. Ответственность правительства перед парламентом.

4. Несменяемость судей.

5. Существование местного самоуправления.

Буржуазные революции, положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, привели к значительным изменениям и в области права, формированию нового порядка.

На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов. Во-первых, буржуазное право во всех странах рождалось в виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального права. Во-вторых, в центр буржуазных правовых систем была поставлена личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплявшиеся целой совокупностью прав гражданина в публичной и частнособственнической сферах.

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Заинтересованность буржуазии в упорядоченности, стабильности экономических и социальных отношений выдвинула в число основных принципов права и принцип законности.

Но при всей своей исторической прогрессивности буржуазное право развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее систем рабовладельческого и феодального права. Отрицание феодального права происходило прежде всего в той части, которая противоречила экономическим и политическим интересам нового класса.

БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО АНГЛИИ

Буржуазное государство в Англии возникло в ходе революции XVII века. Это была последняя революция, проходившая под «религиозным знаменем», так как основным идейным требованием было реформирование господствующей англиканской церкви и восстановление «старинных вольностей и обычаев».

Но лагерь оппозиции не был единым. Можно выделить три основных течения:

с формально юридической точки зрения можно выделить следующие черты буржуазной демократии

В ходе революции из пролетарских слоев города и деревни оформилось течение диггеров, выступающих за уничтожение частной собственности на зем­лю и предметы потребления. Их взгляды являлись разновидностью крестьянского утопического коммунизма и значительного распространения не получили.

[Подробнее о событиях этого времени см.: История государства и права зарубежных стран. Ч.II. М., 1991.]

Наивысшей точкой развития революции стал 1649 г., когда после военных побед, пленения и казни Карла I Англия была объявлена республикой. Палата лордов упразднялась, высшей властью стала палата общин. Высшим исполнитель­ным органом стал Государственный совет. В его задачи входило противодействовать восстановлению монархии, руководить вооруженными силами страны, устанавливать налоги, проводить внешнюю политику и руководить торговлей.

Но в скором времени в республике устанавливается диктатура вождя английской революции О.Кромвеля. В конце 1653 г. конституция, так называемое «Орудие управления», юридически закрепила его власть, объявив Кромвеля пожизненным лордом-протектором. В его руках была сосредоточена высшая законодательная и исполнительная власть. Существовал и однопалатный парламент, но высокий имущественный ценз (в 100 раз больше, чем до революции) существенно ограничивал его влияние. Государственный совет, как непосредственный орган управления страной, назначался лордом-протектором.

Юридическое выражение этого мы видим в принятии трех законов, носивших конституционный характер (Хабеас Корпус Акт, Билль о правах, Акт об устроении).

Хабеас Корпус Акт (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями), принятый в 1679 г., был призван ограничить возможность тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел гораздо более широкое значение. Согласно закону, любой подданный,задержанный за уголовное деяние, исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление, имел право обратиться в суд (лично или через представителей) с просьбой выдать приказ Хабеас Корпус. Судья должен был выдать такой приказ арестованному через должностное лицо (тюремщика, шерифа), в чьем ведении находился арестованный. Получив приказ, эти лица должны были в течение суток доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. Далее судье предписывалось освободить заключенного под денежный залог и поручительство с обязанностью последнего явиться в ближайшую сессию суда для рассмотрения дела.

Лицо, освобожденное по приказу Хабеас Корпус, нельзя было арестовать и вновь заключить в тюрьму до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда в тюрьмах заморских владений Англии.

За неисполнение предписаний закона судьями и должностными лицами были предусмотрены крупные денежные штрафы и отстранение от должности.

Позднее Хабеас Корпус Акт приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд юридически действенных гарантий неприкосновенности личности.

В «Билле о правах» (1689 г.) утверждалось верховенство парламента в законодательной и финансовой политике, в этом проявилось его главное предназначение. Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента; 3) содержать постоянную армию в мирное время без санкций парламента. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных к королю с петициями.

«Акт об устроении», принятый в 1701 г., кроме разрешения вопроса о порядке престолонаследия после бездетного Вильгельма Оранского содержал еще два важнейших положения. Во-первых, вводился так называемый принцип контрсигнатуры, по которому акты, издаваемые королем, действительны только при наличии подписи соответствующего министра. Во-вторых, устанавливался принцип несменяемости судей. С этого времени отстранить судью от должности можно было только по решению парламента. По существу, это означало отделение суда от исполнительной власти.

Таким образом к XVIII в. в Англии были заложены основные принципы буржуазного государства, как-то: верховенство парламента в области законодательной власти, исключительное право парламента вотировать бюджет и определять размеры воинского контингента, принцип несменяемости судей. Дальнейшее развитие буржуазного государства в Англии шло по пути конституционных реформ.

Важнейшей особенностью английской конституции было то, что она не представляет собой единого законодательного акта. Наряду с отдельными писаными законами ее важнейшую часть составляют неписаные условные правила, утвердившиеся как «конституционный прецедент». Наиболее важными из утвердившихся в XVIII веке были: непосещение королем заседаний кабинета министров; формирование правительства из партии, победившей на выборах; коллегиальная ответственность кабинета министров; отказ короля от права вето.

Основными направлениями эволюции политической системы Англии в XIX веке были проведение избирательных реформ, становление двухпартийной политической системы, возвышение исполнительной власти.

Основное содержание избирательных реформ 1832, 1867, 1884-1887 гг. заключалось в снижении избирательного ценза (имущественного и возрастного), перераспределение избирательных округов в соответствии с численностью населения и ликвидация «гнилых местечек», введение тайного голосования.

В ходе проведения избирательных реформ произошла окончательная перестройка двух основных политических партий. Возникшие еще в XVIII в. как две политические группировки в парламенте виги и тори, выражавшие интересы соответственно торгово-промышленной буржуазии и крупных землевладельцев и финансовой буржуазии, в XIX в. сформировались как две политические партии:

либеральная и консервативная. Эти партии находились у власти попеременно в течение всего XIX в. Но во второй половине девятнадцатого столетия в связи с изменениями в экономической и социальной структуре Англии консервативная партия постепенно превращается в политическую партию крупной промышленной и финансовой буржуазии. Либеральная партия, ориентирующаяся на средние слои, постепенно теряет свою социальную базу и политическое влияние.

В 1906 г. на базе возросшего рабочего движения была образована лейбористская партия. Ее основу составили английские тред-юнионы (профсоюзы) и некоторые другие рабочие организации. Вскоре она превратилась в серьезную политическую силу, конкурирующую с либеральной и консервативной партиями.

Важной мерой усиления роли правительства было и принятие в 1911 г. Акта о парламенте, ограничивающего полномочия палаты лордов. По новому положению для финансовых биллей согласия палаты лордов не требовалось, для нефинансовых в случае трехкратного отклонения законопроекта на протяжении двух лет он становился законом и без одобрения палаты лордов.

Во второй половине XIX века в Англии была проведена реформа местного самоуправления, в ходе которой были созданы однотипные представительные органы в городах и графствах, а реальная власть перешла из рук аристократии к буржуазии.

Кроме того, в результате судебной реформы все высшие суды, созданные еще при феодализме, были объединены в единый Верховный суд, состоявший из Высокого суда и Апелляционного суда по гражданским делам.

БРИТАНСКАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ

Англия, создавшая к середине XIX в. крупнейшую колониальную империю, использовала довольно гибкую систему управления, во многих случаях опираясь на местную верхушку (система косвенного управления).

С XVIII века сложилось деление колоний на завоеванные и переселенческие. Соответственно сложилось и два типа колониального управления. Завоеванные колонии, где преобладало «цветное» население, политической автономией не обладали и управлялись от имени короны британским правительством. Законодательные и исполнительные функции в этих колониях были сосредоточены в руках губернатора. Представительные органы, если и создавались, то играли лишь совещательную роль (Индия, африканские и большинство азиатских колоний).

В переселенческих колониях большинство или значительную часть населения составляли белые переселенцы. Эти колонии со временем приобрели политическую автономию и статус доминионов. Они имели свою конституцию, парламент, правительство, которое было подконтрольно губернатору, назначенному метрополией.

В конце XIX в. появляется такая форма колониальной зависимости, как протекторат. Формально независимые государства имели ограниченный суверенитет в силу навязанных Англией договоров и присутствия колониальных войск (Афганистан, Кувейт, Ирак).

Особое место в колониальной империи Британии занимает Ирландия. Будучи старейшей английской колонией, в 1800 г. она была объединена в союз с Великобританией. Было создано Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Ирландцы получили места в английском парламенте.

СТАНОВЛЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО БУРЖУАЗНОГО ПРАВА

Специфической чертой английской революции было то, что буржуазия выступала не против старого права в целом, а лишь против определенных аспектов законодательной и судебной политики короля. Правовая система Англии подвергалась изменениям лишь в той степени, в какой этого требовали интересы новых правящих классов. Это предопределило длительное сохранение феодальных правовых форм, за которыми стояло уже вполне буржуазное право.

Основными источниками права в Англии и после революции остались традиционные конструкции «общего права» и права справедливости, а также закон. Их применение на практике было связано с использованием судебного прецедента.

Большим своеобразием отличалось право собственности на землю. Вся земля в Англии рассматривалась как собственность короля, а отдельные лица рассматривались как держатели земли. Но фактически это право держания не отличалось от права собственности. Оно было бессрочным, предусматривало свободное распоряжение и отчуждение земли, хотя сама форма передачи права на землю имела сложную процедуру.

В XVIII-XIX вв. широкое распространение получила доверительная собственность (траст), известная еще феодальному праву. Доверительный собственник распоряжается названным имуществом не совсем свободно, а в соответствии с целями, которые определил учредитель. Учредитель называл и пицо, которое будет пользоваться доходами от этого имущества.

Скандальные спекуляции на лондонской бирже заставили английский парламент еще в начале XVIII века издать специальный акт «О мыльных пузырях», по которому образование акционерных компаний без специального государственного разрешения не допускалось. В 1844-1867 гг. в Англии принимается ряд законов, давших четкую регламентацию образования компаний.

Эти законы определили торговые товарищества, выпускающие свои акции, как самостоятельные юридические лица, не совпадающие со своими учредителями и акционерами.

В 1908 г. консолидированный Акт о компаниях, объединивший все предыдущие законы, определил два вида компаний: публичные и частные. Публичные компании могли беспредельно расширять свой капитал путем эмиссии и продажи акций, но обязаны были вести публичную отчетность. Частные компании могли объединять не более 50 человек, сами формировать весь свой капитал, не могли продавать посторонним лицам свои доли, но не были связаны публичной отчетностью.

В семейном праве долгое время сохранялся церковный брак, нос 1836 г. существует и гражданская форма брака. Форма брака выбиралась по соглашению супругов. В семье юридическое главенство принадлежало мужу. Он имел право «надзора» и «умеренного наказания» жены, распоряжения имуществом. До 1857 г. развода не существовало.

Наследование могло осуществляться по закону и по завещанию. В Англии существовала полная свобода завещаний. При наследовании по закону земля переходила к старшему сыну на праве майората.

В уголовном праве длительное время сохранялась феодальная трехчленная структура преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкое уголовное преступление), мисдиминор (проступок). В период становления капитализма существенно увеличилось число преступлений, квалифицируемых как фелония и наказуемых смертной казнью. Так, если в 1650 г. таких преступлений было 50, то к началу XIX века их стало более 200. Таким образом, буржуазия стремилась привить уважение к частной собственности. Лишь во второй половине XIX века начинается активная гуманизация уголовного права. Число преступлений, караемых смертной казнью, сократилось до 4. Обвиняемый, заключенный в тюрьму, получил право на использование услуг адвоката и ознакомление с материалами дела. Показания обвиняемых стали рассматриваться судом. В 1907 г. вводится условное осуждение.

Одновременно с развитием буржуазного права в Англии шло становление и колониального права. Еще на начальных этапах колониальных захватов сформировалась судебная доктрина, согласно которой англичанин, отправляясь за границу, «берет с собой» и английское право, а в случае заселения колонизуемых земель там действует английское право. Таким образом, в колониях вводились прецедентное «право справедливости» и «общее» право.

В дальнейшем образуется сообщество национальных систем права, объединенных внешними юридическими признаками, которое получило название англосаксонской системы права. К ее характерным признакам можно отнести традиционную архаичность форм, превалирование судебного прецедента как источника права, отсутствие кодификации и деления права на частное и публичное.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

История британского колониального правления в Северной Америке восходит к 1607 г., когда английскими переселенцами был основан форт Джорджтаун. К XVIII в. существовало 13 английских колоний в Северной Америке, которые не имели формальной связи между собой и были в непосредственной зависимости от метрополии. Англия, пережившая в XVII! веке промышленный подъем, рассматривала американские колонии как выгодный рынок сбыта и источник сырья, предпринимая одновременно меры по искусственному сдерживанию экономической активности буржуазии колоний. В течение шести десятилетий, предшествовавших американской революции, английский парламент принимал законы, душившие промышленность и торговлю колоний. Рост административного, экономического и военного гнета вызвал в американских колониях стремление освободиться от британского владычества. Одновременно росли и тенденции объединения.

В 70-е гг. XVIII в. конфликт Англии со своими колониями принял открытые формы.

К весне 1776 г. большинство американских колоний высказалось за независимость от метрополии. В июне 1776 г. была образована комиссия для подготовки Декларации Независимости, а в июле 1776 г. она была принята на III Континентальном конгрессе. В основу Декларации Независимости были положены идеи Т. Джефферсона, изложенные в Декларации прав Виргинии.

Декларация Независимости провозгласила образование 13 новых суверенных государств на Атлантическом побережье Северной Америки. Первоначально это были отдельные самостоятельные, не объединенные в федеративный союз штаты.

Политические и юридические принципы, провозглашенные в Декларации, стали не только лозунгами борьбы за независимость, но и основой будущих социально-экономических и политических преобразований в американских колониях.

Декларация Независимости провозгласила суверенитет народа, выражающийся в республиканской форме правления. Декларация утверждала, что правительство создают люди, «справедливая власть которых основывается на согласии управляемых». И, если правительство нарушает основные права народа, «право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности».

Декларация Независимости выдвинула идею равенства людей от рождения и наделила их рядом неотъемлемых прав. К числу таких «неотъемлемых прав» декларация относит право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь нет упоминания о частной собственности, поскольку Т.Джефферсон (автор Декларации) считал, что собственность есть продукт человеческой эволюции. Правда, все эти положения распространялись лишь на белых мужчин-собственников. Негры, рабы и коренное население Америки не включались в политическую общность.

Принятие Декларации Независимости стимулировало законодательный процесс в штатах и ускорило принятие ими республиканских конституций, гарантирующих права и свободы граждан. Становление Соединенных Штатов Америки как единого государства прошло ряд этапов.

В 1781 г. получившие независимость самостоятельные штаты объединились в конфедерацию. Была принята первая в истории США конституция, так называемые «Статьи конфедерации». В Статьях конфедерации отсутствовало понятие единого гражданства. Каждое государство сохраняло за собой право содержать армию и флот, начинать войну (если подвергнется нападению), принимать и назначать послов, заключать договора и соглашения, фактически это был лишь союз государств. О едином государстве можно говорить лишь с 1787г.

Весной 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент, состоявший из 55 делегатов от 12 штатов, единственной целью которого было пересмотреть «Статьи конфедерации». Итогом его 4-месячной работы стал текст конституции, которая действует в своих главных положениях и поныне.

Одним из основополагающих принципов, положенных в основу конституции, был принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, через систему «сдержек и противовесов» призванных не допустить узурпации власти одной из них.

Законодательную власть по конституции осуществлял конгресс, состоящий из двух палат: палаты представителей и сената. Важнейшими полномочиями конгресса было принятие законодательства, прежде всего в области финансов.

Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней. В случае отклонения его президентом, законопроект мог стать законом, если набирал на повторном голосовании не менее 2/3 голосов в обеих палатах.

Исполнительную власть осуществляет президент, который наделяется полномочиями главы правительства. Как глава государства он является главнокомандующим, имеет право помилования и отсрочки исполнения приговора, с согласия сената назначает высших должностных лиц страны, имеет право отлагательного вето. Как глава правительства президент осуществляет текущее управление через подчиненный ему государственный аппарат, имеет право издания административных распоряжений.

Президент избирается на 2 года коллегией выборщиков, которая формируется населением штатов.

Важнейшим средством воздействия конгресса на президента была возможность привлечь президента к ответственности в порядке импичмента.

Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный суд. Члены Верховного суда назначались президентом с одобрения сената и исполняли свои полномочия пожизненно. Со временем за Верховным судом закрепилось право конституционного надзора, что стало важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как конгресса, так и президента.

Такой порядок формирования и сроков полномочий деятельности высших органов власти должен был обеспечить каждую из ветвей власти самостоятельностью по отношению к другим, не допустить их одновременного обновления и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти.

Конституция заложила основы федеративного устройства на принципах дуализма, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с учетом некоторых условий) составляло компетенцию штатов.

К правам федерации относились: право объявлять войну и заключать мирные договоры, проводить внешнюю политику, регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами, регулировать денежную систему страны, устанавливать единую систему мер и весов; содержать армию и флот и управлять ими.

Особо подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов, в том числе и положение, что судья штата должен отдавать предпочтение федеральному праву в случае коллизии законов.

Первоначально текст Конституции не содержал статей и разделов, посвященных гражданским правам и свободам. Но уже в 1789 г. первый конгресс Соединенных Штатов по настоянию демократической общественности и предложению Д.Мэдисона внес 10 поправок к Конституции. После их ратификации штатами в 1791 г. они вступили в силу. Эти поправки составили так называемый «Билль о правах», принципиальной основой которого стало признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан.

Поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями.

Поправка III запрещала постой солдат в домах в мирное время без согласия их владельцев.

Поправка IV провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества.

В поправке V устанавливался суд присяжных, запрещалось безвозмездное изъятие частной собственности.

Поправки VI, VII и VIII устанавливали процессуальные гарантии граждан, запрещались чрезмерные налоги и штрафы, жестокие и необычные наказания.

Поправка IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых Конституцией. А поправка Х устанавливала, что «права, не предоставленные Конституцией Соединенных Штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу».

Позднее содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили многочисленные толкования в решениях Верховного суда, детализированные актами Конгресса Соединенных Штатов.

После принятия Конституции 1787 г. начинается процесс строительства федеральных органов власти. В 1789 г. начинает работу конгресс Соединенных Штатов, в этом же году проходят выборы президента.

Важнейшим моментом в этот период был процесс расширения территории Соединенных Штатов путем захвата и освоения земель у коренного населения, захвата части соседних государств (Мексика) и покупки североамериканских колоний у европейских государств (Франция, Россия). Расширение территории сопровождалось образованием новых штатов. К началу XX века их насчитывалось 48.

Другим событием, имевшим глубокие последствия для развития Соединенных Штатов, была гражданская война между «севером» и «югом» (1861-1865 гг.). Ее результатом стали ликвидация рабства и установление политического равенства всех граждан независимо от цвета кожи. Принятая в 1868 г. XIV поправка к Конституции устанавливала равенство всех (кроме индейцев) граждан США перед законом. А в соответствии с XV поправкой (1870 г.) избирательные права были предоставлены всем мужчинам независимо от цвета кожи. Однако это не означало возможности воспользоваться ими реально.

БУРЖУАЗНОЕ ГОСУДАРСТВО ВО ФРАНЦИИ

Формирование буржуазного государства во Франции было инициировано событиями, вошедшими в историю как Великая французская революция.

Коренной, глубинной причиной революции явилось максимальное обострение противоречий между господствующей в стране феодальной политической системой, отношениями собственности и развивающимися буржуазными производительными силами.

В условиях острого экономического и социального кризиса французский абсолютизм был вынужден пойти на созыв Генеральных штатов, не собиравшихся уже более 150 лет. Но Генеральные штаты с самого начала работы вступили в конфликт с королевской властью. Попытки короля разогнать Генеральные штаты с помощью войск спровоцировали выступление народа. Взятие 14 июля 1789 г. королевской тюрьмы Бастилии стало олицетворением краха старого абсолютистского государства и рождения нового государства. Вскоре революционные события охватили всю Францию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *