с чем можно сравнить описание

Сравнение. Объяснение и примеры

Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений, используемое для усиления восприятия одного из них.

Способы образования

Для того, чтобы образовать сравнение, можно:

Устойчивые сравнения

Отдельно выделяют устойчивые сравнения, которые стали фразеологизмами.

На письме устойчивые сравнения не выделяются запятыми.

Примеры в литературе

Приведём примеры из литературы

А.С. Пушкин

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» А.С. Пушкин использует несколько сравнений:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты».

Также А.С. Пушкин использует сравнение в стихотворении «Во глубине сибирских руд»:

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас».

С.А.Есенин

С.А. Есенин также обращался к сравнению, например, в стихотворении «Письмо к женщине»:

«Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком».

Сравнение мы видим и в стихотворении С.А. Есенина «Белая берёза под моим окном»:

Точно серебром».

Сравнение и метафора

Метафора – перенесение свойств одного предмета или явления на другой в связи с их сходством. Но метафора, в отличие от сравнения, употребляется без сравнительных союзов, слов похожий и подобный, сравнительных степеней прилагательных и наречий, особых форм существительного. То есть это скрытое сравнение.

Источник

Урок русского языка по теме «Знакомство с понятием «сравнение»». 5-й класс

Класс: 5

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

– Нас окружает мир предметов и явлений, мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремится что-то с чем-то сравнивать, уловить сходство и различие явлений. Это помогает ему познать мир.

2. Выяснение понятия сравнения.

1) Работа с текстами. Прочитайте и ответьте на вопросы.

Водоросли сильно отличаются от других растений. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Они часто похожи на нити, ленту, бахрому, маленькие шарики. (Учебник “Окружающий мир”.)

– О каком растении идет речь в текстах?
– Чем отличаются водоросли от других растений?
– В каком из текстов нагляднее представлен внешний вид водорослей?
– Благодаря чему вы это увидели?
– Почему возникло сравнение водорослей с этими предметами?
– Что у них общего?

2) – Скажите, можно ли сравнить мяч с апельсином? Кактус с ёжиком? Назовите общие признаки указанных предметов?

– А молнию с линейкой? Почему?

– Что значит сравнивать предметы или явления?
– С какой целью сравниваются предметы и явления?
– Какие предметы и явления можно сравнивать?

– В нашей повседневной жизни мы постоянно пользуемся сравнением. Сравнить – значит сопоставить предметы или явления, чтобы определить сходные или различные их признаки. Сравнение помогает нам узнать ранее неизвестное, расширяет наше знание жизни. Все познается в сравнении: не зная плохого, нельзя оценить хорошее; не узнаешь трудного без легкого, скорого – без медленного, белого – без черного. Но сравнивать можно только такие предметы и явления, у которых есть какие-либо общие признаки или свойства. Сравнивать можно все: людей, животных, характеры, лица, предметы, дома, города, явления природы и другое. Предметы можно сравнивать по разным качествам: по вкусу, цвету, размеру, температуре, возрасту и т.п.

4) Выяснение строения сравнения и способов его выражения.

– Запишите предложение, найдите в нем сравнение и подчеркните его:

Цветок кактуса как пламя.

– Что с чем сравнивается? По какому общему признаку сравниваются предметы?
– Из каких двух частей состоит сравнение?
– Что входит во вторую часть?
– Замените слово как словами как будто, словно, точно, напоминает, похож на.. и прочитайте получившиеся предложения.
– Перестройте предложение так, чтобы вторая часть сравнения была предложением. (Цветок кактуса яркий, как будто пламя горит на окне.)
– Как изменится смысл предложения, если мы перестроим предложение следующим образом: Цветок кактуса ярче, чем пламя?
– Какому из сравниваемых предметов в большей степени принадлежит признак яркости?

– Таким образом, в сравнении всегда две части: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Слова как, словно, будто, точно, напоминать, похож на… и другие входят во вторую часть сравнения. Сравнение может быть выражено различными способами: при помощи сравнительных союзов, при помощи слов похож и напоминать, при помощи сравнительной степени.

Отработка умения сравнивать предметы и явления и выражать сравнение различными способами.

1) – Расскажите о внешнем виде жирафа или об апельсине так, чтобы мы представили их ярко и точно, т.е. сравните с чем-либо.

– Почему вы сравнили жирафа и апельсин именно с этими предметами? Назовите их общие признаки.
– С чем можно сравнить сверкающие звезды, осенние листья? Почему?

2) Задание: из данных слов выберите пары, которые называют предметы и явления, имеющие общие признаки. Назовите эти признаки.

Кисть сирени, звездочка, антенна, лист клена, вилы, волосы, ковер, гроздь винограда, мачта корабля, корона, цветок сирени, рога, огонь, листья.

3) – Определите, какое из данных слов лишнее, так как называет предмет, не имеющий общего признака с двумя другими:

Солнце, красный диск, молния; стол, снег, покрывало; пламя, березы, красные розы.

4) – Почему в следующих загадках говорится об этих предметах?

Детки сели на карниз и растут все время вниз. (Сосульки.)

В доску спрячется бедняжка – чуть видна его фуражка. (Гвоздь.)

Возле каждого окошка есть горячая гармошка. (Батарея).

– Итак, в основе сравнения всегда должно лежать сходство, этого забывать нельзя. Иначе сравнение окажется неудачным и сделает речь не выразительной, а даже смешной.
– Определите, какую ошибку в употреблении сравнений допустили учащиеся?

От купания в морской воде волосы у девочки стали жесткими, как кочерга.

Маня рассказывает о страдающем герое: «Он был бледен, как драная корова, он дрожал, как засаленный колпак, из глаз его текла смола».

5) Творческая работа.

– Включите в текст сравнения, чтобы читатель смог более точно представить айсберг.

Сверкающие под холодными лучами полярного солнца айсберги возвышаются над водой. (как ледяные горы). Большая их часть скрыта под водой. Лед их пресный, чистый, он. (похож на стекло). Вот что такое айсберги!

– Почему для сравнения вы употребили слова, обозначающие именно эти предметы?
– Какие способы выражения сравнения вы использовали?

4. Подведение итогов.

– Что лежит в основе сравнения?
– Какие бывают сравнения?
– Зачем в языке используются сравнения?

– Каждый из вас стремится к тому, чтобы его речь была выразительной, точной и грамотной. Надеюсь, что наш урок позволил вам приблизиться к этой заветной цели.

1. Подобрать сравнения к указанным словам, составить сними предложения: глаза, облака, луна.
2. Описать осенний лес, используя сравнения.

Источник

Сравнение в поэзии

В народной поэзии широко используются так называемые устойчивые сравнения, то есть сравнения, опирающиеся на традицию, применяемые в одних и тех же ситуациях. Как и постоянные эпитеты, такие сравнения не являются индивидуальными, а берутся из запаса, который есть у народного сказителя или певца. Это образная модель, легко воспроизводимая в нужной ситуации. Разумеется, и поэты, опирающиеся на фольклор, используют устойчивые сравнения, например, М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова»: «Вот нахмурил царь брови черные, / И навел на него очи зоркие, / СЛОВНО ЯСТРЕБ взглянул с высоты небес / НА МЛАДОГО ГОЛУБЯ сизокрылого».

Что является предметом сравнения у М. Цветаевой?

«. временем, КАК ОКЕАНОМ
Прокрасться, не встревожив вод. «

в) этапы человеческой жизни: детство, молодость, старость:

«. НАПОДОБИЕ КРОВИ
Хлынула ночь!»

А вот “час” ассоциируется у поэта часто с голосом или рассказом. Он как бы управляем человеком, согласуется с ним:

Здесь звук сравнивается с другим звуком, но все равно неожиданно: звук слова сопоставляется с шумом морской раковины. Причем признаком сравнения является не только звучание, но и смысл слова. А вот сравнение, где предмет и образ совершенно идентичны друг другу, они сравниваются на основе чисто количественных различий:

Таким количественным сравнением подчеркивается не только и не столько сила голоса, но и его важность, значительность того, о чем он повествует.

Почти во всех случаях звуки у М.Цветаевой сравниваются с чем-то конкретным, материальным:

е) выражение различных эмоций и чувств:

В эту же группу целесообразно отнести сравнения, которые сосредоточены на описании души и сердца человека. Они порой ассоциируются с различными помещениями.

Портретные сравнения у М.Цветаевой встречаются двух типов: дающие чисто портретные характеристики и описывающие через внешность внутренний мир человека. Сравним:

«Рот КАК КРОВЬ, а глаза зелены» и
«Рот КАК МЁД, в очах доверье

«И чьи глаза, КАК БРИЛИАНТЫ,
На сердце оставляли след».
«Мои глаза, подвижные, КАК ПЛАМЯ»

Сравнения Цветаевой почти совсем не опираются на внешние свойства глаз, а передают на более экспрессивном уровне их способность выражать характер человека, его настроение.

«В небе, КАК ЗАРЕВО, вешняя зорька.
Волны пасхального звона»
«. замороженный сиреневый куст, как СТОРОЖЕВОЙ ПОСТ».

Природа в изображении М.Цветаевой так же, как и весь окружающий ее мир, очень часто уподобляется человеку с его эмоциями и чувствами:

Это сравнение удивительно тем, что здесь деревья не только принимают человеческий облик, но и живут человеческой жизнью: «ходят”, «тянут руки», то есть предмет и образ в сравнении располагаются не последовательно, а как бы налагаются друг на друга, и образ полностью замещает предмет.

Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня М.Цветаевой не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает. Сравнения употребляются и с целью создания настроения, усиления эмоциональности образов:

Пейзаж у М.Цветаевой всегда эмоционален и очень личностен:

9. Предмет сравнения животные или растения

Явления животного и растительного мира почти не становятся, за редким исключением, объектом ее внимания. Животные в ее лирических сравнениях чаще интересны с точки зрения их движения или цвета:

Здесь сравниваются не только тюльпан с ребенком, но и то, как его взяли, то есть действие, и в то же время отношение к нему (к тюльпану, как к ребенку).

М.Цветаева не описывает и не рассказывает, а старается как бы “перевоплотиться” в предмет, который изображает, войти в его форму. Сравнения, характеризующие душу или сердце человека, направлены прежде всего на описание внутреннего мира, чувств и переживаний лирической героини или других героев, выражая к ним отношение лирической героини.

Сравнения, дающие портретные характеристики героя, описывают его с разных сторон. Многие из них отличаются стилевой экспрессивностью и эмоционально окрашенной лексикой. Через внешность часто описывается внутренний мир героя.

Сравнения, использующиеся в пейзажных зарисовках, малочисленны, фрагментарны и с общего переносятся в субъективный, личностный план. Явления природы соотносятся с конкретными людьми. Воспринимая окружающий мир, лирическая героиня не только видит его зрительно, но и слышит, чувствует, ощущает, в результате чего в сравнениях появляется сразу несколько признаков, на основе которых сопоставляются предметы или явления: цвет, звук, запах и др.

Сравнения, предметом которых являются животные и растения, представлены в стихах М.Цветаевой реже всего, они довольно редко становятся объектом ее поэтического внимания, которому предпочтительнее мир чувств и эмоций, внутренние переживания лирической героини, а не окружающий мир.

Источник

Какие виды сравнений в русском языке?

Литература (настоящая) представляет собой подлинное мастерство создания текстов, сотворение нового объекта при посредстве слов. Как и в любом сложном ремесле, в литературе существуют свои специальные приёмы. Один из них ─ «сравнение».

При его помощи для большей выразительности или иронического контраста сличаются те или иные объекты, их качества, люди, черты их характера.

Что такое сравнение в русском с примером. Сравнения в русском языке и литературе, виды сравнений с примерами

Чайник со своим задранным хоботом пыхтел на плите, словно юный слонёнок, несущийся к водопою.

Ироническое уподобление маленького неодушевленного предмета крупному животному при помощи сопоставления длинного носика чайника и слоновьего хобота.

Сравнение: определение

Существует минимум три определения сравнения в литературе:

Для художественного текста более верным будет первое определение. Но наиболее талантливые авторы художественной литературы успешно работают со вторым и третьим определениями, настолько велика роль сравнения в тексте. Примеры сравнений в литературе и фольклоре последних двух типов:

Он глуп, как дуб, но хитер как лиса.

Не в пример Афанасию Петровичу, Игорь Дмитриевич был телосложением худ, словно ручка от швабры, такой же прямой и вытянутый. Ростом пигмеи дельты Конго похожи на детей, кожа их не как у негров черна, а желтовата, словно палая листва. В последнем случае вместе с употреблением «отрицательного сравнения» («не») совмещено прямое уподобление («словно»).

Русский язык настолько богат, что авторы художественных произведений используют огромное количество типов сравнений. Филологи могут их лишь приблизительно классифицировать. Современная филология выделяет следующие два основных типа сравнения и еще четыре сопоставлений в художественной литературе.

Прямое. В данном случае используются сравнительные обороты (союзы) «как будто», «как», «точно», «словно». Он оголил перед ним душу, как нудист обнажает тело на пляже.

Косвенное. При таком уподоблении не используются предлоги. Ураган гигантским дворником вымел с улиц весь мусор. Во втором предложении сравниваемое имя существительное («ураган») используется в именительном падеже, а сравниваемое («дворником») ─ в творительном. Остальные типы:

Филолог и славист М. Петровский еще в XIX веке выделил из развернутых сравнений в литературе «гомеровское» или «эпическое» уподобление.

В данном случае автор художественного текста, не заботясь о краткости, разворачивает сравнение, отвлекаясь от основной сюжетной линии, от сравниваемого предмета настолько далеко, насколько позволит ему воображение. Примеры просто найти в «Илиаде» или у постмодернистов.

Бросился Аякс на врагов, словно оголодавший лев на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха овец, которые остались без охраны беззащитными, как дети без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…

К эпическому типу сравнений начинающему автору художественных текстов лучше не прибегать. Молодому писателю нужно подождать, пока не возрастет его литературное мастерство и чувство художественной гармонии.

Иначе неопытный новичок сам не заметит, как, накручиваясь одна на другую, как нитки из разных клубков, подобные «вольные ассоциации» увлекут его далеко от фабулы его основного повествования, создадут смысловую путаницу.

Так что сравнения в художественном тексте могут не только упростить понимание описываемого предмета (тигр ─ огромный хищный кот), но и запутать повествование.

Сравнение в стихах

Особенно важна роль литературного сравнения в стихах. Поэт использует богатство языка, чтобы создать неповторимое и эстетически ценное художественное произведение, точнее донести до читателя свою мысль:

Такими строками поэт поясняет читателю собственную мысль о том, что большинство бед, случающихся в жизни, естественны, как горбы у верблюдов, что от них иногда просто не избавиться, а нужно просто «пронести» какое-то время.

А в этом четверостишии автор, воспевая возлюбленную, даёт понять ей, что не до конца понимает её, возможно, намекает читающим эти строки на легкость характера своей избранницы.

В большинстве же стихов, авторы используют сравнения для создания яркого, красивого, легко запоминающегося образа. Больше всего таких красочных сравнений в текстах у Н. Гумилёва, Маяковского. А вот И. Бродский остается непревзойденным мастером использования развёрнутых сравнений в художественном литературном стихосложении.

Что такое сравнение в русском языке

Сравнения используются и в разговорном языке. При написании любого текста, даже школьного сочинения, не обойтись без сравнений. Так что нужно накрепко запомнить несколько правил пунктуации литературного русского языка. Запятые ставятся перед сравнительными оборотами со словами:

Поэтому, когда вы пишите:

─ в этих ситуациях не сомневайтесь, запятые необходимы. Гораздо больше проблем поджидает вас с союзом «как». Дело в том, что, даже если частица «как» является частью сравнительного оборота, запятая перед ним не нужна, если:

Где еще не нужны запятые

Не нужны, по правилам пунктуации, запятые перед «как» и тогда, когда в предложении его предваряют наречия или частицы:

Пора заканчивать, полночь вроде как пробило.

Не выделяется запятыми «как», если перед ним стоит отрицательная частица.

Он посмотрел на новые ворота не как баран.

Так что, когда будете прибегать к сравнениям, чтоб украсить или сделать более понятным ваш текст, помните о коварстве частицы «как» и правилах пунктуации, и у вас всё будет хорошо!

Что такое сравнение? Примеры из художественной литературы

Сравнение — это сти­ли­сти­че­ский при­ём, осно­ван­ный на образ­ном сопо­став­ле­нии двух пред­ме­тов или состо­я­ний.

Сравнение — стилистическая фигура речи

Между неко­то­ры­ми пред­ме­та­ми и явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти мож­но уста­но­вить урав­ни­тель­ные отно­ше­ния, что явля­ет­ся слож­ной зада­чей для писа­те­ля. Но в этой необыч­но­сти и заклю­ча­ет­ся вся сила срав­не­ния как сти­ли­сти­че­ско­го при­е­ма в худо­же­ствен­ной речи.

Сравнение сооб­ща­ет явле­нию или поня­тию то осве­ще­ние, такой отте­нок смыс­ла, какой наме­рен при­дать ему писа­тель. Сравнение явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ской фигу­рой речи, как и сле­ду­ю­щие образ­ные сред­ства:

Использование срав­не­ния дела­ет вос­при­я­тие речи мно­го­пла­но­вым, вызы­ва­ет инте­рес у слу­ша­те­лей или чита­те­лей, помо­га­ет глуб­же про­ник­нуть в смысл выска­зы­ва­ния, рож­да­ет бога­тые образ­ные ассо­ци­а­ции.

Способы создания сравнения

Сравнения созда­ют­ся в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре несколь­ки­ми спо­со­ба­ми:

с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «как», «слов­но», «буд­то», «точ­но», «что» (чем):

фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа:

фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или наре­чия:

лек­си­че­ски — с помо­щью слов «подоб­ный», «похо­жий»:

Примеры сравнений из художественной литературы

С помо­щью срав­не­ния в лите­ра­ту­ре писа­тель рас­кры­ва­ет образ героя более ярко и пол­но. Читаем у клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина:

Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастер­ски постро­ил сти­хо­тво­ре­ние «Голос в теле­фоне» на срав­не­нии, что­бы ярко и образ­но создать настро­е­ние это­го про­из­ве­де­ния, более пол­но доне­сти до чита­те­ля свою поэ­ти­че­скую мысль.

Однако неко­то­рые срав­не­ния в резуль­та­те часто­го упо­треб­ле­ния при­об­ре­ли опре­де­лён­ную устой­чи­вость и вос­про­из­во­ди­мость, то есть пре­вра­ти­лись во фра­зео­ло­гиз­мы:

Источник

сравнения (примеры)

1 быстрый, как молния

3 серые, как сталь глаза

4 оскалился, как волк

5 закат яркий, как пылающее пламя

6 волны тихие, как шепот

Существует 5 способов сравнения.
1)Наречиями образа действия: Соловей закричал по-звериному, засвистал по-соловьиному (Былина)
.
2)Творительное сравнение :Радость ползет УЛИТКОЙ, у горя бешеный бег (В, В, Маяковский )
3)Сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного: Под ним струя СВЕТЛЕЙ ЛАЗУРИ (М, Ю, Лермонтов)
4)Сравнительным оборотом: Нашу речку, ТОЧНО В СКАЗКЕ, за ночь вымостил мороз. (С, Я, Маршак)
5)Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнительным: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, СЛОВНО БАБОЧЕК ЛЕГКАЯ СТАЯ С ЗАМИРАНИЕМ ЛЕТИТ НА ЗВЕЗДУ. (С, А, Есенин)

1 быстрый, как молния

3 серые, как сталь глаза

4 оскалился, как волк

5 закат яркий, как пылающее пламя

6 волны тихие, как шепот

Существует 5 способов сравнения.
1)Наречиями образа действия: Соловей закричал по-звериному, засвистал по-соловьиному (Былина)
.
2)Творительное сравнение :Радость ползет УЛИТКОЙ, у горя бешеный бег (В, В, Маяковский )
3)Сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного: Под ним струя СВЕТЛЕЙ ЛАЗУРИ (М, Ю, Лермонтов)
4)Сравнительным оборотом: Нашу речку, ТОЧНО В СКАЗКЕ, за ночь вымостил мороз. (С, Я, Маршак)
5)Сложноподчиненные предложения с придаточным сравнительным: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, СЛОВНО БАБОЧЕК ЛЕГКАЯ СТАЯ С ЗАМИРАНИЕМ ЛЕТИТ НА ЗВЕЗДУ. (С, А, Есенин)

1 быстрый, как молния

3 серые, как сталь глаза

4 оскалился, как волк

5 закат яркий, как пылающее пламя

6 волны тихие, как шепот

Чаще всего сравнительный оборот присоединяется союзами точно, будто, словно, как, что, как будто и др. Иногда употребляются слова похоже, подобно.

Например: Холодный, как лед. Порхает, словно бабочка. Жалит, будто пчела. Сладкий, точно мед. Красива, как будто роза.

Поэты часто употребляют сравнения для яркости описаний. Например:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя… (А. С. Пушкин)

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит. (Н. А. Некрасов)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *