с чем можно образно сравнить структурную модель второго порядка
Русские Блоги
Структурная модель второго порядка
Когда мы создаем объект, нам нужно вызвать конструктор для инициализации объекта, но конструктор не имеет возвращаемого значения, и невозможно судить о результате выполнения конструктора. Если во время выполнения конструктора возникает исключение, которое приводит к преждевременному возврату функции, то в каком состоянии в этом случае будет создаваемый объект?
1. Конструктор определяет начальное состояние объекта. Создание объекта не имеет ничего общего с конструктором, а это означает, что выделена память для хранения объекта.
2. Если в конструкторе есть исключение, ранний возврат вызовет неопределенность состояния объекта и станет полуфабрикатом.
Следовательно, код, который может вызывать исключения, не разрешен в общем конструкторе. Поместите код, который может вызвать исключения, на втором этапе, который является структурой второго порядка.
Например, следующий код (написанный напрямую без компиляции и тестирования):
Интеллектуальная рекомендация
[Makefile от более мелких к более глубоким полная запись обучения 4] Переменные и различные методы присвоения
Давайте сегодня узнаем о различных методах присваивания переменных в Makefile! Смысл тяжелой работы, чтобы бедность больше не ограничивать свое воображение! Добавьте QQ, чтобы вместе учиться и обменив.
[Luogu P3147] [BZOJ 4576] [USACO16OPEN]262144
Портал Луогу БЗОЙ Портал Описание заголовка Bessie likes downloading games to play on her cell phone, even though she doesfind the small touch screen rather cumbersome to use with her large hooves. Sh.
Глава 2 Структурный анализ второго порядка
Структурный анализ второго порядка
Анализ сценариев требует знания структурного анализа второго порядка, то есть анализа структуры Ребенка.
Тридцать лет спустя у Мэри (рис. 2Б) по-прежнему есть выбор из трех состояний Я. Ее Родитель (Ро 2) заботится о муже и нянчит новорожденного сына, ее Взрослый (В 2) знает, как готовить пищу, удалять аппендикс и прогнозировать события, а ее Ребенок (Ре 2) идентичен пятилетней Мэри, которую мы уже описали. Из трех возможных состояний Ребенка одно проявляется у человека чаще, чем два других. Следовательно, личность Мэри зависит от того, какое именно состояние ее Ребенка проявляется чаще.
Если ее Ребенок в первую очередь Ро 1, то ее сценарий скорее всего определяется тем, как вели себя ее отец и мать, когда ей было, скажем, пять лет. Следовательно, она будет брать пример со своих родителей и вести себя так, как они от нее требовали. Это состояние, Родитель в Ребенке, еще называется Приспособленный Ребенок, так как сформировано в соответствии с требованиями родителей. У людей с саморазрушительными сценариями эта часть называется Электродом — за воздействие, которое она оказывает на душевную жизнь и поведение человека. В этом случае Родитель в Ребенке также называется Ведьмой или Людоедом, так как обладает рядом сверхъестественных качеств. Еще одно название этой части — Большой Свин. Она заслужила его тем, что заставляет людей чувствовать себя плохими и вынуждает их делать то, чего они не хотят. Эта часть бывает полезна человеку только в том случае, когда он хочет на кого-то надавить.
Если Ребенок Мэри чаще всего ведет себя как Маленький Профессор, то она любопытна и активна. В отличие от Маленького Профессора, Ребенок в Ребенке эмоционален, а его энергия перехлестывает через край. Другие его названия — Естественный Ребенок и Принц (Принцесса). Эрик Берн впервые исследовал состояние Я под названием Маленький Профессор в работах, посвященных интуиции, когда пытался угадать профессию клиента, используя свою интуицию (см. введение).
Естественный Ребенок человека приносит ему «пиковые переживания». У некоторых людей Ребенок часто бывает Естественным Ребенком, но в связи с тем, что социализация, как правило, изживает подобное поведение в людях, это состояние бывает доступно очень немногим. Острое «психотическое» состояние — это прорыв Естественного Ребенка после периода господства Родителя.
Важно отличать Родителя тридцатипятилетней Мэри (Ро 2) от Родителя в ее Ребенке (Pо 1 в Ре 2). Внешне оба состояния похожи: Мэри грозит пальцем и говорит «ты должен». При ближайшем рассмотрении оказывается, что Родитель в Ребенке ведет себя как маленькая девочка, подражающая своей матери, в то время как Родитель и есть мать.
Родитель в Ребенке хочет быть похожим на мать и подражает ей («Джонни, веди себя хорошо»), все время оглядываясь на мать и ища ее одобрения («У меня получается, мама?»).
Необходимо более подробно рассмотреть различия между Родителем и Большим Свином (Электродом, Ведьмой, Людоедом или Приспособленным Ребенком), то есть Родителем в Ребенке.
Внешне они похожи: оба являются родительскими состояниями Я и оба копируются с других людей. Они оба обладают способностью опекать и заботиться. Различие между ними заключается в их силе, влиянии на человеческие отношения, или, за неимением научного слова, в доброте.
Родитель (Ро 2), также называемый Заботливым Родителем, выполняет функции (см. рис. 3) заботы и опеки, и в этой роли он силен и убедителен, в то время как Большой Свин не умеет ни заботиться, ни защищать по-настоящему.
Например, Родитель скажет: «Береги себя: не люби мужчин, которые тебя не уважают», а Большой Свин скажет: «Тебе придется самой позаботиться о себе, потому что все мужчины — свиньи». В мыслях Родитель защищает Естественного Ребенка от Большого Свина: если Свин обзовет Ребенка глупым, Заботливый Родитель скажет: «Не слушай его, ты умный, и я тебя люблю».
Различие между Заботливым Родителем и Большим Свином заметнее всего у полицейских, так как они, по долгу службы, вынуждены в течение почти всего рабочего времени пользоваться родительским состоянием. Некоторые из них чаще ведут себя как Заботливый Родитель и действительно защищают граждан, которые, в свою очередь, отвечают им уважением. Другие ведут себя как Большой Свин и «защищают» граждан от того, что им вовсе не грозит, и даже от того, что для них хорошо. Их «забота» выглядит как подавление, они позволяют себе брать взятки, они злы и трусливы, поэтому люди боятся и ненавидят их, что делает их еще злее.
Однако надо заметить, что полицейский, вынужденный по долгу службы поддерживать деспотические законы или припертый к стенке, скорее всего будет разозлен и напуган и впадет в состояние Большого Свина, так что его поведение в большой степени зависит и от условий труда. Я привел такой пример, потому что различие между Большим Свином и Заботливым Родителем у полицейских заметнее всего.
Человек в роли Большого Свина выглядит сильным только для тех, над кем он имеет власть. Пока у уличного проповедника нет власти, все в порядке. Стоит ему получить ее, он может стать по-настоящему страшным. Многие мужчины (и даже несколько женщин), у которых доминировал Большой Свин, будучи у власти, причинили неисчислимые страдания миллионам людей. Без власти они были бы маленькими и запуганными своим Большим Свином. Именно власть делает это состояние опасным для окружающих.
Иными словами, Большой Свин — это напуганный или злой Ребенок, который пытается заботиться о других, но у него не получается. Заботливый Родитель — состояние, которое делает человека любящим и благодаря которому он по-настоящему заботится и защищает других.
Родитель в Ребенке не изменяется с течением времени — Заботливый Родитель вбирает в себя новый опыт. Если в терапии вам пришлось иметь дело с Большим Свином, отключите его, чтобы он не мешал другим частям.
Взрослого в Ребенке еще называют Маленьким Профессором, так как эта часть личности остро чувствует и хорошо понимает оттенки отношений между людьми (рис. 3). Она помогает человеку понимать истинный (скрытый) смысл высказывания. Маленький Профессор замечает то, чего не улавливает Взрослый. Тем не менее в вопросах, которые не касаются психологических тонкостей общения, Маленький Профессор располагает лишь ограниченной информацией. Его можно сравнить со смекалистым крестьянином, который никогда не упустит своего, ведя дела у себя в деревне, но, попав в большой город, оказывается некомпетентен в отношении более сложных ситуаций общения, которые требуют владения информацией, недоступной ему.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 2 ДИСЦИПЛИНА — МАТЬ ПОРЯДКА
Глава 2 ДИСЦИПЛИНА — МАТЬ ПОРЯДКА В детской психологии нет области более запутанной, чем область дисциплины. И я предлагаю вам создать философию, альтернативную бесконечным манипуляциям детей и родителей.Техника дисциплины распадается на две широкие категории. Одна,
Глава 1 Структурный и транзактный анализ
Глава 1 Структурный и транзактный анализ Кирпичики, из которых построена теория транзактного анализа (ТА), — три наблюдаемые формы функционирования Я: Родитель, Взрослый и Ребенок. Они чем-то напоминают три базовых психоаналитических понятия (суперэго, эго и ид), но на
Структурный анализ
Структурный анализ В каждый данный момент времени личность пользуется одним из трех состояний Я. Диагностика актуального состояния Я осуществляется на основе видимых и слышимых особенностей поведения человека. Состояние Я человека определяется по его движениям,
Структурный анализ мужской роли
Структурный анализ мужской роли Глядя на людей с точки зрения развития разных функций их эго, можно с очевидностью заметить, что мужчин принуждают соответствовать определенному сценарию. От них требуется развивать своего Взрослого: они должны вести себя логично, хорошо
Структурный анализ женской роли
Структурный анализ женской роли Женщину программируют быть дополняющей второй половиной мужчины. Точнее, мужчины рассматриваются как неполные личности, которых женщины должны дополнять, — и ни в коем случае не наоборот. Женщин приучают быть гибкими. Кроме того, от них
Глава первая. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
Глава первая. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, наиболее продуктивные в специально подобранных психотерапевтических группах, показывают, что время от времени люди заметно изменяют свою позу, голос, словарь и другие аспекты
А. Структурный анализ
А. Структурный анализ Сущность транзакционного анализа заключается в изучении состояний Я, каждое из которых представляет собой устойчивый рисунок чувств и переживаний, непосредственно связанный с определенным устойчивым рисунком поведения. Каждый человек проявляет
Структурный анализ
Структурный анализ Мы уже говорили, что главной задачей трансакционного анализа является изучение состояний Я [Ego], представляющих собой целостные системы идей и чувств, проявляющихся в соответствующих моделях поведения. Напомним: в каждом человеке можно обнаружить три
Любовь и дружба: сравнительная феноменология обыденного сознания и структурный анализ как получится
Любовь и дружба: сравнительная феноменология обыденного сознания и структурный анализ как получится Не можешь любить — сиди и дружи. Говорят в Одессе Всем известно, что любовь от дружбы отличается, вот только чем, почему и что из этого следует, сказать никто не решится.
Структурный анализ фразы
Структурный анализ фразы Как объяснить формирование подобных синтагматических связей?Многие авторы (Хоуэс, 1954; и др.) считают основным фактором, определяющим появление того или иного «дополняющего» слова, ту частоту, с которой оно появляется в речевом словаре, и считают,
Глава 16: О подготовке второго свидания.
Глава 16: О подготовке второго свидания. Готовясь к этапу второго свидания, снова напоминаю тебе структуру соблазнения. Во-первых, стоит быть готовым к тому, что барышня на этап второго свидания не перейдет, и ты снова проведешь с ней первое свидание, хотя и вторую встречу. В
Это — путь. Откровения второго порядка
Это — путь. Откровения второго порядка Когда говорил Иисус: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфей 5:3). Он не имел в виду психологическую убогость. Он звал тех, кто выбрал идеальные ценности. Ибо с точки зрения социума — это есть самые бедные люди и
3.1.4. Структурный анализ
3.1.4. Структурный анализ В самом начале этой главы речь шла о том, что для изучения структуры объекта необходимо, прежде всего, исследовать его компоненты. В свою очередь структура – особенно когда мы имеем дело с объектами типа акций, процедур, форм деятельности и т. п. –
Глава четвертая. Инструменты порядка
Глава четвертая. Инструменты порядка 4.1. Правила ведения списка дел Ведение списка дел – это не просто, как может показаться на первый взгляд. Для начала нужно научиться составлять его правильно, чтобы он был действенным и полезным для вас. Не стоит игнорировать его
Две стадии развития сознания второго порядка
Две стадии развития сознания второго порядка Постпостконвенциональные стадии Уровни сознания второго порядка всё ещё встречаются чрезвычайно редко – менее 3 % взрослого населения США находится на изумрудном (более низком) уровне и менее 1 % на самом высоком, бирюзовом
Глава 4. Структурная модель второго порядка
В функциональной модели, рассмотренной в предыдущей главе, мы делили эго-состояния с целью обозначить, как они проявляются в поведении, т.е. их процесс. Сейчас при рассмотрении структурной модели второго порядка исследуем, что из себя представляют эго-состояния — их содержание.
Я начинаю воспринимать окружающий мир уже с момента рождения и храню этот опыт в своей памяти. Храним ли мы каждый момент нашего жизненного опыта в памяти? Способны ли вспомнить обо всем? Никто не может сказать об этом наверняка. Не совсем также понятно, как осуществляется это хранение, но мы знаем точно, что каждый человек хранит память о своем прошлом. Некоторые вещи вспоминаются довольно легко, другие — с трудом. Память о нашем раннем детстве может, например, воскреснуть в наших снах или фантазиях. У каждого из нас имеется бесчисленное множество впечатлений о мыслях, чувствах, поведениях, лежащих глубоко в нашей памяти. Цель структурной модели второго порядка — классифицировать нашу память в удобной форме в рамках знакомой нам модели эго-состояний.
Если хотите, структурную модель второго порядка можно рассматривать как одну из систем делопроизводства. Представьте себе бизнесмена, сидящего за столом. Ежедневно он имеет дело с различными документами — письмами, ответами на них, счетами, внутренними документами и т.п. В конце рабочего дня он ведь не выбрасывает все эти бумаги в мусорную корзину, а подшивает их в различные папки. Ясно, почему он так делает. С помощью системы делопроизводства он может организовать информацию таким образом, что она будет полезна в его бизнесе. Предположим на секунду, что ему необходимо поднять финансовые отчеты. Для этого ему просто нужно отыскать папку «счета», и они готовы для проверки бухгалтером.
Аналогичным образом специалист ТА использует структурную модель второго порядка для организации следов памяти человека о его мыслях, чувствах и поведении таким образом, чтобы она была полезной при анализе личности.
Структурная модель второго порядка изображена на рис. 4.1. Как она действует в качестве «системы делопроизводства»?
Рис. 4.1. Структурная модель второго порядка
В детстве каждый из нас принимает сообщения от родителей. С каждым полученным посланием связано определенное мышление и фантазии, которые мы формируем в соответствии с этим посланием. В связи с этим сообщением мы испытываем определенные чувства и принимаем решение о том, как будем на него реагировать. Кроме того, родители могут дать нам понять, что это сообщение необходимо считать важным. Наряду с открыто передаваемыми чувствами они могут также передавать чувства, имеющие скрытый подтекст. В структурной модели второго порядка сообщения, которые мы получаем от наших родителей или парентальных фигур, заложены в Р3Причины, по которым они считают их важными для нас, хранятся в В3. А любой секрет или скрытый подтекст находится в Д3.
Наше собственное мнение о сообщениях становится частью содержания В2.
Фантазии относительно того, что случится, если мы будем или не будем следовать этим сообщениям, становятся частью Р1. Чувства, которые мы испытываем, реагируя на наши фантазии, хранятся в Д1, а наши ранние решения о том, что мы будем делать, исходят из В1.
В последующих разделах мы более подробно рассмотрим эти заполняющиеся компоненты модели.
Структура второго порядка: Родитель.Вы уже знаете, что эго-состояние Родителя включает целый набор мыслей, чувств и поведений, которые были восприняты от родителей или парентальных фигур. Таким образом, в структурной модели содержание Родителя определяется как набор следов памяти об этих родительских мыслях, чувствах и поведении. На официальном языке они называются родительскими интроекциями. Интроецировать что-либо — здесь это значит перенять что-то, не задумываясь. Как раз это и делают дети при копировании своих родителей. В течение длительного времени ребенок воспринимает своих родителей как приказывающих и оценивающих окружающий мир. Поэтому содержание Родителя в основном состоит из этих приказов и оценок: «Не прикасайся к огню!»; «Воровать — плохо»; «Жить — хорошо, плохо, прекрасно, ужасно». Вместе со словами в памяти отражаются сопровождающие их жесты, тон голоса и эмоции.
В структурной модели второго порядка мы вначале поделили Родителя на тех, от кого исходит каждое хранимое памятью сообщение. Для большинства людей это мать или отец. Возможно, что важную роль играли также дедушки и бабушки, как, впрочем, и учителя. Количество и качество людей, заложивших основу содержания вашего Родителя, индивидуально для каждого человека. Далее мы отмечаем, что каждая родительская фигура имела свои эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Таким образом, мы получили картину Родителя второго порядка, как показано на рис. 4.1. Обратите внимание на то, что эго-состояние всего Родителя обозначено на диаграмме Р2. Разные авторы ТА используют различные способы обозначения в Р2 ячеек Р, В и Д. Мы обозначаем их Р3, В3 и Д3.
Родитель в Родителе (Р3). У моего отца был целый набор девизов и приказаний, которые он интроецировал от собственных родителей. Часть из них он передал мне, и я храню их в своем Родителе наряду с девизами и приказаниями, полученными от матери. Таким образом, Родитель в Родителе является хранилищем посланий, которые могут передаваться от поколения к поколению. Например, родители-шотландцы могут сказать своим детям: «От каши становятся сильным, поэтому ее надо есть каждое утро». Можно представить их далеких предков, одетых в шкуры, которые, варя в пещере каждое утро кашу, говорят то же самое своим детям.
Взрослый в Родителе (В3). Мы отметили, что Взрослый в Родителе представляет собой совокупность идей о реальности, которые человек слышал и заимствовал от людей. Многие из этих идей будут отражать объективную реальность, другие — фантазии о мире. Третьи будут представлениями о каких-то вещах, которые когда-то были правильными, но не являются таковыми в настоящее время. Например, мысль о том, что нельзя ходить по луне, в прошлом была правильной!
Ребенок в Родителе (Д3). У матери, отца и учителя присутствует эго-состояние Ребенка. Когда я интроецировал их в своем Родителе, то включил туда также мое восприятие их памяти о себе как детях. Помня из рассказов о том, какими они были в детстве, я понимаю чувства, мысли и поведение их Ребенка. При этом, когда я был маленьким, то сам мог чувствовать и реагировать так же, как это делали родители в детстве.
Когда моя мама была маленькой девочкой, она решила, что может получать от людей то, что она хочет, если будет сердиться и дуться. Позднее, когда я был ребенком, и она хотела что-либо от меня, то часто сердилась и дулась аналогичным образом. И теперь в моем эго-состоянии Родителя имеется сообщение о том, что, когда я руковожу людьми, то могу добиться от них того, что мне нужно, когда сержусь и нахожусь в мрачном настроении.
Структура второго порядка: Взрослый.Содержание моего Взрослого характеризуется тем, как я мыслю, чувствую и поступаю по принципу «здесь и теперь». Таким образом, Взрослый является «заполняющейся ячейкой», в которой находится целый набор стратегий для оценки реальности и решения проблем, доступных мне как взрослому человеку.
Во Взрослом находятся не только стратегии для проверки реальности, которые мы применяем к окружающему нас миру, но также и наши оценки собственных эго-состояний Родителя и Ребенка. Например, у меня имеется приказ Родителя в Р2, который звучит следующим образом: «Прежде чем перейти дорогу, посмотри налево и направо!». Будучи взрослым, я оценил это сообщение и сделал вывод о том, что оно разумно в реальной действительности. Этот вывод записан в В2.
Вы помните из главы 2, что содержание Взрослого, кроме оценки по принципу «здесь и теперь», включает и чувственное реагирование по тому же принципу. Встает вопрос, как чувства могут помочь в решении текущих проблем? Представьте себе, что сбежавший из зоопарка тигр в эту секунду готов прыгнуть в окно вашей комнаты. В этой ситуации вашим естественным чувством будет страх, а реакцией на нее — бегство. Или представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе. Стоящий рядом с вами человек толкает вас, и вы чудом устояли на ногах. Чувство гнева помогает вам оттолкнуть нахала и не упасть. Чувство грусти является вашей реакцией на потерю близкого человека или чего-то важного для вас.
В структурной модели второго порядка мы обычно не проводим деления Взрослого. На диаграмме Взрослый В2 изображен простым кругом.
Структура второго порядка: Ребенок.Содержание эго-состояния Ребенка определяется как хранимая информация о детстве человека. Существует много различных способов классификации множества детских впечатлений. Одним из очевидных способов является их группировка по времени возникновения. Фанита Инглиш поступает именно таким образом. Чаще структурное эго-состояние Ребенка изображается так, как это сделано на рис. 4.1. Эта схема объясняется просто. Когда я был ребенком, то уже имел эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.
Как в ребенке сочетаются эти три эго-состояния? У каждого ребенка есть основные потребности и желания (Ребенок), он фантазирует, как их лучше исполнить (Родитель) и он обладает интуитивными навыками в решении проблем (Взрослый). Для этого мы рисуем маленькие кружки для Родителя, Взрослого и Ребенка в большом круге, обозначающем эго-состояние Ребенка. Эти три внутренние подразделения эго-состояния Ребенка обычно обозначаются Р1, В1 и Д1. Полностью эго-состояние Ребенка в модели второго порядка обозначается Д2.
Родитель в Ребенке (Р1). Каждый ребенок уже в раннем детстве узнает о том, что существуют правила, которые нужно выполнять. Эти правила привносятся отцом и матерью. В отличие от взрослого человека, ребенок не в состоянии проверить эти правила и убедиться в том, разумно ли им следовать. Он просто знает, что их нужно выполнять. Поэтому он ищет способы, как заставить или уговорить себя подчиняться. «Если я не буду молиться на ночь, то придет Дьявол и заберет меня»; «Если я не буду все съедать за обедом, мама бросит меня и никогда не вернется»; «Если я буду вести себя хорошо, все будут любить меня».
Именно в такой волшебной форме маленькие дети хранят свое толкование информации, полученной от родителей. Так как эти впечатления являются детскими фантазиями о родительских сообщениях, то в этой модели они группируются вместе, показывая, как эго-состояние Родителя присутствует в Ребенке. Позднее во взрослой жизни я могу вернуться в Ребенка и оценить эти волшебные сообщения, которые составляют Родителя в моем Ребенке, Р1.
Часто ребенок может, вымышленно толкуя сообщения родителя, воспринимать его как более строгого, чем он есть на самом деле. Даже когда родители любят своего ребенка и заботятся о нем, маленький ребенок может воспринимать их как дающих разрушительные сообщения типа: «Заткнись!»; «Ничему не радуйся!»; «Ты не должен думать!». Для того, чтобы подчеркнуть строгость Р1 ранние авторы ТА дали ему несколько угрожающих прозвищ: Родитель-колдун, Великан-людоед и Родитель-провокатор.
Фантазия ребенка может быть как позитивной, так и негативной. Родитель в Ребенке также ассоциируется с Доброй Волшебницей и Санта Клаусом. Поэтому мы для Р1 предпочитаем термин Родитель-волшебник.
Берн назвал Р1 Электродом. Это определение подчеркивает, что Ребенок практически принудительно реагирует на эти волшебные образы наград и наказаний.
Взрослый в Ребенке или Маленький профессор (В1). Взрослый в Ребенке — В1 — название для всего набора стратегий, которые ребенок использует для решения проблем. Он растет, и эти стратегии развиваются и изменяются. Ученые, занимающиеся развитием детей, подробно изучили эти изменения.
Когда я был маленьким, меня все интересовало в окружающем мире. Но мое познание мира не было таким, которое взрослые называют логическим. Я больше доверялся интуиции, мгновенным впечатлениям. В то же самое время постигал новое гораздо быстрее, чем взрослые. Эта заложенная способность позволяет дать В1 другое название Маленький профессор.
Во взрослой жизни я продолжаю возвращаться в эго-состояние Ребенка через интуицию и творчество, которые храню в В1.
Ребенок в Ребенке (Д1). Шестилетняя Джин лежит на полу, увлеченно читая книгу. К ней подходит кошка. Джин отворачивается от книги и пытается погладить ее. Однако кошка сегодня какая-то нервная и вдруг царапает руку Джин до крови. В ту же секунду Джин свертывается в калачик, а ее крик заставляет маму прибежать из соседней комнаты. Пока рана не будет перевязана, и мама не приласкает Джин, девочка не успокоится. В шесть лет она вернулась в эго-состояние годовалого Ребенка. Став взрослой, Джин сохранит в памяти эту сцену. Если она вспомнит о ней, то на какой-то момент станет шестилетним ребенком в своем эго-состоянии Ребенка и будет проживать боль и страх царапин. Таким образом, взрослая Джин была Ребенком в Ребенке.
Очень маленькие дети воспринимают мир в основном через телесные ощущения. Они составляют основу памяти, хранимой Ребенком Д2 в Ребенке Д1 (см. рис. 4.1.). По этой причине Д1 иногда называют Соматическим Ребенком.
Модель Ребенка второго порядка похожа на матрешку. В структуру моего шестилетнего Ребенка входит более ранний Ребенок, допустим, трех лет. В этом последнем — еще более ранний Ребенок и так далее. Мы обычно не рисуем диаграмму этой модели так подробно. Однако, если вы терапевт, помните это сравнение с матрешкой. Оно поможет при определении возраста Ребенка, которого клиент «включает» во время терапии.
Совмещая Д2 с разработанными нами образами Взрослого и Родителя, мы получаем полную структурную диаграмму второго порядка, как показано на рис. 4.1.
Отличие структуры от функции.Для того чтобы эффективно использовать модель эго-состояний, необходимо четко уяснить различие между структурой и функцией. Оно вытекает из одного простого положения, которое вам уже известно: функциональная модель классифицирует наблюдаемые поведения, а структурная модель хранимую память и стратегии.
Вэнн Джоинс объяснил это отличие более полно: «Берн был осторожным в объяснении отличий между структурной и функциональной диаграммами. Я полагаю, что у него для этого были достаточные логические основания. Многие современные авторы пытаются уравнять эти две различные категории. Но это все равно, что решить, будто колесо и вращение одно и то же. Эти категории относятся к различным аспектам реальности. При анализе эго-состояний «структурный» относится к составным частям личности, в то время как «функциональный» или «описательный» — к тому способу, с помощью которого личность действует в данный момент. Можно провести аналогию с кондиционером, который используется для нагревания и охлаждения воздуха в доме. Можно разбирать кондиционер «структурно» и указывать на его детали, такие, как компрессор, воздуховоды, термостат и т.п. Можно рассматривать кондиционер «функционально» или «описательно» и говорить о нагревании, охлаждении или перемещении воздуха в доме, использовании электричества и т.д. Все это описания того, как вся система функционирует в данный момент».
Вы знаете также другой способ определения различия: структура = «что» = содержание, функция = «как» = процесс.
Почему так важно правильно различать структуру и функцию? Всегда, когда мы говорим о взаимодействии между людьми, нужно использовать функциональную модель. Структурная модель применяется при анализе внутреннего состояния человека. То же самое можно сказать научным языком: межличностные аспекты в работе ТА нуждаются в функциональной модели. Интрапсихические вопросы рассматриваются в терминах структурной модели.
Когда я сужу о том, в каком эго-состоянии вы находитесь, то могу делать выводы лишь в терминах функциональной модели. Допустим, я вижу, что вы наклонили голову или сосете палец. Из этих наблюдений можно сделать вывод о том, что вы находитесь в функциональном эго-состоянии Адаптивного Ребенка. Но наблюдая за вами, я не могу судить о том, находитесь ли вы в Маленьком профессоре или исходите из вашего Родителя в Родителе. Эти названия определяют набор воспоминаний, а не поведений. Лишь ознакомившись с содержанием вашего рассказа, я пойму, в какой части структурной модели второго порядка вы находитесь.
Если я все же хочу узнать о содержании вашего Маленького профессора или Родителя в Родителе, то мне потребуется задать вам несколько вопросов.
В следующей главе мы приведем список четырех способов диагностики эго-состоянии, разработанный Эриком Берном, и свяжем их с различием между структурой и функцией.
Взаимосвязь структуры и функции. Бывает, что две вещи различаются, но тем не менее связаны друг с другом. Это верно для структуры и функции. Очевидно, что мое поведение в какой-либо момент времени будет частично зависеть от набора стереотипов, запечатленных в памяти, и стратегий для решения той или иной ситуации.
Предположим, я показываю набор поведений, соответствующих функциональному эго-состоянию негативного Адаптивного Ребенка. Допустим, я сижу, крепко скрестив руки и ноги, сжимаю зубы и краснею, на лбу появляются капли пота. Вы бы, вероятно, отметили, что я испытываю телесные ощущения, которые подходят под определение Соматического Ребенка Д1 и, возможно, так оно и есть. Однако, может быть, я вошел в контакт с внутренними образами ужасного великана-людоеда или родителей-колдунов, которые придумал для себя в трехлетнем возрасте и сохранил для формирования моего Р1 Подобные примеры можно продолжать.
Итак, когда вы смотрите на меня и слушаете меня, то наблюдаете функцию. О структуре можно лишь сделать предположительный вывод.