с чего лучше начать изучать историю

Как изучать историю

с чего лучше начать изучать историю

Школа могла отбить интерес к истории, если вам не повезло с учителем. Но со временем этот интерес возобновляется, потому что история — она везде. Вы читаете «Игру престолов» и узнаете, что некоторые образы и события реальны. Или смотрите исторический фильм и хотите больше узнать о событиях, в нем описанных. Путешествуя, вы, так или иначе, сталкиваетесь с историей новых мест. Все это познавательно и может научить многим полезным вещам.

Изучая историю, вы начинаете понимать суть вещей: почему страны богатые или бедные, почему культура именно такова, почему существуют определенные традиции и обычаи. Когда же вы начинаете видеть причинно-следственные связи и закономерности, то лучше понимаете как устроен мир, а это ценное знание.

Вот несколько советов относительно того, как правильно изучать историю, вне зависимости от типа материалов и источников.

История учит по аналогиям и примерам, а не деталям

Прошлое не равно настоящему. То, что произошло или сработало однажды, может больше никогда не произойти и не сработать точно таким же образом сегодня или в будущем. И наоборот: то, что не сработало в прошлом, может сработать сейчас и в будущем.

Важно понимать общую картину, глубинную суть исторического события, а не его ненужные детали, которые могут быть совершенно случайными и не относящимися к делу.

В истории есть место случаю и совпадению

Когда Октавиан Август пришел к власти в возрасте 19 лет и стал главной политической фигурой в Риме, он сделал это благодаря наличию:

Однако многое и закономерно

Случайность не отменяет закономерность. Конечно, ничего нельзя утверждать наверняка и одно «если бы» могло бы кардинально изменить произошедшее в человеческой истории. Но тот же распад Римской империи или позже Австро-Венгерской был во многом предопределенным, для него существовали десятки объективных причин и факторов.

Опасайтесь стать жертвой исторических пристрастий

Есть два ключевых исторических искажения:

История — это не просто интересные факты

Некоторые случаи мировой истории весьма любопытны, да и среди деятелей прошлого в достатке найдется людей эксцентричных. Но это не вся история и точно не историческая наука. Многие интересные факты не способны сказать что-либо важное о самом предмете.

Не поддавайтесь искажению «любовь-ненависть»

У каждого, кто интересуется историей, есть свои «любимые» деятели: Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Суворов и другие. Наличие таких интересных для вас фигур ускорит процесс изучения истории. Но это никак не должно влиять на него — история это комплексная дисциплина. Даже самый монументальный труд о жизни Наполеона не даст вам полной картины происходящего в Европе в те времена. Кстати, для подлинного понимания стремитесь узнавать не только о главных действующих лицах, но и об их соратниках или проигравших оппонентах. Знания о правлении Цезаря, умноженные на знания о Крассе, Катилине или других деятелях того времени, позволяют намного глубже познать историю древнего Рима.

Временные рамки и перспектива

Знание истории развивает долгосрочное мышление — умение мыслить стратегически и планировать. Когда вы читаете биографию, писатель может пропустить большой период времени по причине того, что в этот период якобы ничего интересного не происходило. Обратите внимание на такие моменты, постарайтесь выяснить, чем тогда занимался деятель: вполне возможно эти свидетельствует о личной трансформации.

Выясните, где сущность, а где маска

Никто не без изъянов. Если вы читаете об исторической личности, которая кажется идеальной, возможны два варианта:

А возможно и то, и другое. Разные источники обычно проливают больше света на подобные моменты.

Попытайтесь отбросить влияние исторической пропаганды

История часто бывает инструментом пропаганды, поставленным на службу господствующей идеологии. Ревизионизм продолжается постоянно. Но сегодня у нас больше чем когда-либо шансов для того, чтобы если не докопаться до сути, то как минимум получить всестороннее представление об изучаемом вопросе.

Теория Большого Человека является правильной по большей части

Теория Большого человека — это идея 19 века, согласно которой история, по большей части, может быть объяснена влиянием «великих людей» или героев; очень влиятельных людей, которые свои харизму, интеллект, мудрость, деньги и политические навыки использовали для того, чтобы иметь решающее историческое влияние.

Историю движут великие деятели, которые, однако, не могут быть типичными представителями своего времени, но являются его логичными продуктами. Изучайте историю на основании разных источников — это прекрасная возможность прикоснуться к биографии человечества. Со всеми ее достоинствами и недостатками.

Источник

Как нужно изучать историю

Здравствуйте! Этот пост скорее для меня самого, т.к. мне хочется разобраться в истории с нуля. Но может кому-то он покажется полезным. А вообще мой блог для тех кто интересуется сметным делом. Вы можете пройти обучение сметному делу с нуля в программе Гранд смета. Так что милости просим 🙂 Ну а сейчас, немного истории …

с чего лучше начать изучать историю

Вопрос на форуме http://dxdy.ru/topic93138.html.

«Здравствуйте. Вопрос к историкам. Собственно вопрос такой. Чисто для себя решил почитать книги по истории начиная со средних веков и заканчивая текущим днем (Как Европы, так и России). Какие книги вы бы посоветовали? Просто авторы-то разные бывают и не хочется вляпаться во что-нибудь а-ля Бушков или Носовский с Фоменко.»

Подробный ответ как нужно изучать историю

Как человек, у которого истфак МГУ за спиной (в том числе), даю «авторитетное мнение»:

Все советы данные выше — неверные. Часть рекомендованных книг хорошие или отличные (Кембриджская история, Карпов, Бродель, Гуреви), но совершенно не подходят ни для первого, ни даже для второго чтения. Часть советов откровенно вредны.

На мой взгляд, историю надо изучать системно. Либо не изучать вообще. Неполная картина, хоть и скроенная из отдельных неплохих книг, может дать очень неверное представление в целом о предмете, но при этом даст повод думать о себе много, а, как известно, надо быть скромнее :).

Поэтому надо изучать сразу Всеобщую историю, причем с самого начала. Изучать надо не отдельно историю России, и отдельно историю Европы или Мира. А историю России в контексте Всемирной Истории. Читать надо по периодам (средние века. ранее новое время, новое время, новейшее время). Сначала Европу, потом страны Азии и Африки (желательно), потом Россию. Прим. — Историю западных и южных славян я отношу к европейской истории.

Читать надо по срезам: социально-экономический, внутриполитический, внешнеполитический (и военный), культурный. Подобное чтение могут обеспечить только учебные пособия. Увы, легкого диванного чтива не предвидится.

Далее, многие любители традиционно много уделяют внимания внешнеполитическим и военным аспектам. Я бы рекомендовал бы больше обращать внимание на культурный аспект в широком смысле (т.е. это и образование и наука, и общественная мысль, а не только литература и искусство, как это зачастую воспринимается)

В целом, конечно надо знать Историю Древнего Мира, как минимум историю Римской империи, т.к. ее влияние на европейскую и нашу историю огромно. Но т. к. автор поста ограничил период начиная со средних веков то и составлять список буду исходя из этого.

Этапов всего четыре:

Этап I. Элементарный.

Школьные учебники. Да, да. Не смейтесь, но беда большинства наших соотечественников, не в том что им нечего прочитать, а то что они не читают, то что у них находиться буквально под носом. Нынешние школьные учебники (не все, но многие) полностью покрывают объем необходимых знаний по мировой и отечественной истории для неспециалиста. Надо просто знать какие серии написаны реальными историками.

1) Отечественная история:

Надо брать серию «МГУ-школе». Она написана истфаковскими специалистами, причем не простыми, а с Именем, как у Борисова, или Левандовского. Мироненко вообще директор Государственного Архива и завкафедрой, как и Борисов. Все они — настоящие специалисты в своем периоде, и при разности взглядов (либерал, коммунист, националист и государственник) являются первую очередь учеными. Плюсы этих учебников в том, что это переложенныое на человеческий язык (и возможности) изложение истфаковских курсов.

Н. Борисов, А. Левандовский. История России (до XX века). 10 класс. Базовый уровень. В двух книгах
А. Левандовский, Ю. Щетинов, С. Мироненко. История России. ХХ — начало ХХI века. 11 класс. Базовый уровень.
(Ни в коем случае не покупать и не скачивать т. н. «Продвинутый уровень» других авторов!)

2) Всемирная история:

Это не истфаковцы, хотя в редакторах мелькали наши специалисты с соответствующих кафедр, но учебники написаны достаточно толково, я по ним на практике в школе вел занятия. Рекомендую.

Екатерина Агибалова, Григорий Донской. Всеобщая история. Истоpия Сpедних веков. 6 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс
П. Баранов, А. Юдовская, Л. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900. 8 класс
О. Сороко-Цюпа, А. Сороко-Цюпа. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс.
P.S. Есть истфаковский курс школьных учебников по всеобщей истории. 7-9 классы. Серия «Академия». Авторы: Медяков, Бовыкин и др. Я сам учебников не читал,листал только: отторжения не вызвали. Авторов знаю и доверяю. Так что их тоже можно можно использовать с уверенностью на 99,9% 🙂

Этап II. Продвинутый

«Всемирная история. В 6 т.». Создается коллективом историков Академии Наук. На данный момент вышло 5 томов.
Если Вам уж совсем не хочется признаться себе, что Вам пора обратно в школу 🙂

Это достаточно авторитетное, но легко читаемое издание. По сути это сокращенная версия истфаковских курсов (взрослый вариант). Плюс то, что все собрано в одних томах по векам. В целом это наверное оптимальная вещь в качестве многотомника и для чтения и как справочник. P.S. правда стоимость одного тома около 1500 рублей, Т.к. формат увеличенный, то чтение электронной версии, будет не удобно, так что… И да, только не вздумайте качать советский 12-ти томник, не советую)

Этап III. Профессиональный (не рекомендуется)

Учебники истфака МГУ. Не рекомендую, потому что даже для подготовленного читателя (студента истфака) это не очень легкое чтение. Текст очень плотный, с высокой концентрацией информации, дат, имен, идей на абзац. Заставить влить в себя такой объем информации может только экзаменационная сессия, да и то настоящих «Гойко Митичей», сдающих, к примеру, годовой курс отечественную историю до XIX века по 1200 страницам из трехтоминка под ред. Милова буквально пять-шесть человек на поток. Остальные обходятся давно составленными шпорами/бомбами. Более того, в реальности эти тома подкрепляются семинарами, на которых читают и разбирают кучу толстых монографий, и отличными от других вузов курсовыми, являющимися по своей сути мини-исследованиями. Плюс лекции по предметам отличаются от учебников определенным образом и дополняют их, а не замещают. Плюс само общение с преподами, временами очень ценное. В итоге, у того, кто прочитает учебники получится следующая ситуация: затратит он сил немерено, наверное даже больше чем студент, и точно дольше. И дойдя до конца (что сильно вряд ли) будет считать что «все понял и все знает», короче «аналитег». Но это будет не так. Так что, подходить к этим курсам надо уже в конце, и то… стоит тогда подумать о поступлении на истфак… хотя бы для мотивации 🙂

Вторая проблема, это то что большинство учебников являются переизданиями авторами своих же, написанных еще в советские времена вариантов, с соответствующими недостатками. И если всякую откровенно идеологическую муть авторы вычистили, то исправить подачу материала многие уже не в состоянии (в силу возраста и нежелания что-то вообще делать за те деньги которые старикам платят). Поэтому, например, XIX-XX века всемирной истории (а это четыре кирпича) читать надо с оглядкой и с улыбкой.

1) Отечественная история

История России. Под ред. академика Милова в трех томах.
Наиболее полный учебник из всех существующих. Связан одной сквозной концепцией, честно сворованной Миловым у Карамзина и Соловьева, и выданной за свою в его труде «Великорусский пахарь», за что он получил аж Государственную премию. Учебник написан многими авторами с разных кафедр, поэтому очень неровный по тексту и подаче материала. Известен скандалом с участием Сванидзе и «чеченских адвокатов», в результате чего третий том был фактически запрещен.

Для облегчения жизни студентам, и в связи со смертью Милова, каждая кафедра выпустила свой учебник являющийся облегченной и переделанной и главное доделанной версией трехтомника.

2) Всемирная история, из требуемых периодов:

Карпов С. П. История средних веков в 2 томах. Первый том читается через «не могу». Второй, по XVI веку очень неплох.
История стран Европы и Америки в Новое время. В 2 частях. Полностью переписана с нуля. Тоже очень неплох.
Новая история стран Европы и Америки. Первый период. под ред. Адо. Старый.
Григорьева И.В. Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов — 1918 г
Языков Е. Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918-1945).
Предыдущее издание 1989 года было полным идеологическим говном. Попробуйте почитать это.
Языков Е. Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945-1990
История южных и западных славян (комплект из 2 книг).
Тоже относительно новый учебник. Внимание! После прочтения 2-го тома становишься антикоммунистом 🙂
История Востока. В 6 томах. Это не истфаковский учебник, но ИСАА-шные преподы, которые нам читали Историю стран Азии и Африки рекомндовали его для подготовки. Я их послушал и не жалею.

Есть отличная серия книг французской «школы анналов». Ряд книг вроде «Среневековой Европы Ле Гоффа являются культовыми и обязательными к чтению любым медиевистом.

Великие цивилизации. Книжная серия в 13 книгах
А вот теперь можно прочитать экономическую историю Ф. Броделя «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХV–ХVIII вв., в трех томах».
По XIX-веку можно порекомендовать трехтомник Э. Хобсбаума (хоть он и марксист)

Век революции 1789-1848. Том 1
Век Капитала 1848-1875. Том 2
Век Империи 1875-1914. Том 3

А вот теперь можно читать Блока, Февра, Фукуяму, Тойнби, и прочих Шпенглеров и «порассуждать о конце истории и закате Европы», т.е заняться историософией.

После всего того материала что Вы прочитали, если вы конечно дошли до конца и не ушли на истфак еще, то вы можете выбрать период который Вам наиболее интересно и читать уже настоящие серьезные книги, например, в случае средних веков, того же Гуревича или А. Сванидзе. Кстати. в этом месте было бы неплохо ознакомиться с хотя бы с одной книжкой по источниковедению и историографии. чиста для понимания, как оно бывает.

ЧЕГО НЕ НАДО ЧИТАТЬ.

Черный список литературы по истории

1. Фоменко и К
2. Гумилев
3. Г. Вернадский
3. Бушков
4. Бычков
5. Широкорад
6. Тарасов
7. Мединский
8. Нарочницкая
9. Стариков (он. похоже, начал осваивать ниву истории)
10. Суворов (Резун)
11. Любые книги с заголовками с стиле «русы-арии», «русы-шумеры»
12. Любые книги на тему «антинорманнизма»
13. Вообще, избегайте литературы с титлами, начинающимися с «Вся правда о…»
14. Все книги издательства «Центрполиграф», кроме мемуаров
15 Не читайте учебные пособия под ред академика Сахарова. Там есть фактические грубые ошибки, местами антинаучные высказывания.
16. Не смотрите ТВ. 🙂

Серый список литературы по истории

1. Избегайте по возможности советской исторической литературы. Там есть хорошие, серьезные книги, но Вы сейчас в этом не разберетесь.
2. Избегайте дореволюционных книг, не по отечественной истории, они, как правило, устарели.
3. Вообще, пока, не читайте ничего ранее 50-60-х годов. XX веа. На всякий случай.
3. Западных книг о России написанных в годы Холодной войны — у них не было доступа в наши архивы.
4. По возможности, избегайте покупки книг издательств Эксмо (АСТ) без предварительного наведения справок
5. Осторожно относитесь в к переводу мемуаров от Центроплиграфа.
6. Постарайтесь не читать Акунина «Историю Российского Государства». Этот уважаемый мною человек — не историк, взялся за тему, которую, очевидно, не тянет.
7. Постарайтесь избегать «синих учебников» по истории России истфака МГУ Орлова, Георгиева. Плохому не научат, но и хорошее не превьют. А энергию отнимут.
8. Академик Рыбаков это хорошо, но он был националистом, что определяет субъективность, а местами и спорность ряд его книг

Белый список литературы по истории

1. Спокойно читайте все, что издает издательство «Евразия/Клио» по Средневековой Европе.
2. Читайте серию ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия». Все что издавалось за последние 10 лет. Хуже не будет.
3. Серия «Повседневная жизнь» того же издательства тоже гуд.
4. Издательство «Новое литературное обозрение» и «Кучково поле» выпускают, как правило, хорошую историческую литературу. «Новый хроногроф» тоже
5. Берите со спокойной душой работы следующих авторов:
Дорпетровская Россия:
-Горский
-Флоря
-Борисов
Россия XIX век
-Цимбаев (Цимбаева)
-Айрапетов
-Гайда
-Левандовский
-Шевырев
-Рыбаченок
Великобритания, Новое и Новейшее время
-Айзенштадт
-Суслопарова
США. Новое и Новейшее время
-Маныкин
-Согрин
Франция. Новое и новейшее время
-Бовыкин
Германия. Новое и новейшее время
-Патрушев
-Медяков
Средние века
-Гуревич
-Брагина
-Карпов
-Филиппов
-Гусарова
-А. Сванидзе (не путать с Николай!)
-Е. Калмыкова
Из иностранцев пишущих о России (из переведенных)
-Доминик Ливен
-Дэвид Схиммельпеннинк ван дер Ойе
-Уильям Фуллер

Это конечно малый список, тех кого можно читать и еще меньший кого не стоит, но это то что вспомнилось сейчас.

Ну, а если Вы устанете от изучения истории и все же захотите потом изучить сметное дело, можете пройти обучение сметному делу с нуля в программе Гранд смета. Это бесплатный курс и он не потребует от вас ни каких вложений.

Источник

Как стать историком без посторонней помощи

Исторический дилетантизм – настоящий бич интернет-эпохи. Блоги, форумы, комментарии к статьям полны самоназначенных историков, которые с ожесточением спорят обо всем, от египетских пирамид до танковых клиньев вермахта.

Время от времени на спорщиков, подобно сметающим всё на своем пути ордам кочевников, налетают исторические конспирологи с чем-нибудь вроде: «Всю историю подделали при Романовых! Все главные герои раздвоились! Читайте правду у Морозова и Фоменко!», «Попы сожгли наши подлинные исторические книги, заменив их своей жалкой летописью! Приобретайте «Русские веды»! На Карачун скидка!», «Видели новый пост Галковского? Вы в курсе, что не только берестяные грамоты подделаны Зализняком, но и Полное собрание сочинений Ленина сочинили в MI-6?».

Популярность деструктивных исторических культов, занимающихся «деконструкцией» всевозможных «исторических фальсификаций» совершенно понятна – она освобождает незнайку от необходимости хоть что-то узнавать о реальной истории, методологии исторического исследования, зато дает возможность ехать на самовозбуждающейся энергии ненависти к традиционным историкам. Когда еще появится такая уникальная возможность выдавать собственное невежество за обладание тайным знанием?

Но как, всё-таки, быть человеку доброй воли, которого действительно интересует история, который хотел бы начать в ней разбираться, с удовольствием применял бы исторические аргументы в спорах, к примеру, о политике, но, как на грех, все уроки в школе проспал, а позднее получил (или не получил) образование, которое никаких исторических знаний не требовало. Не все имеют возможность во взрослом возрасте пойти получать второе образование, особенно с учетом его платности.

Тем не менее, человек никогда не получавший академического исторического образования может стать не просто успешным «форумным бойцом». Пример исследователя Второй мировой войны Алексея Исаева показывает, что начав как «дилетант» можно превратиться в крупнейшего специалиста в той или иной отрасли исторической науки, двинуть её далеко вперед. В частности, за счет контркритики варварского дилетантизма, каковой была критика Исаевым построений Резуна-«Суворова».

Итак, стать историком «с нуля» можно. Для этого нужно иметь некоторые природные таланты (каковые распределяются на Небесах, тут уж ничего не попишешь), искренний интерес к истории, желание учиться, следование определенным правилам и… некоторая начитанность. Именно для руководства на такой случай автор этих строк и составил небольшое руководство, в котором указал 10 книг, вдумчивое прочтение которых сделает вас начинающим историком даже без посторонней помощи (не великим, но уж точно более компетентным, чем иные шарлатаны, пусть и с учеными степенями). От полного незнания, через обзаведение определенной исторической эрудицией можно перейти к постижению методов и приемов исторической науки. По принципу «каши из топора» к этим 10 книгам я приварил еще несколько, обращение к которым еще больше расширит вашу компетенцию историка доброй воли. Практически все эти книги легко найти сегодня в интернете простым поиском. Печатные издания я указывал, по большей части, последние из мне известных, а значит – наиболее доступные.

Трехтомный учебник знаменитого русского историка, работающего в Екатеринбурге, Сергея Нефедова, это именно та книга, которая лучше всего подойдет для изучения истории «с нуля». Изложение автора красочно и увлекательно, порой читается как роман, но базируется на хорошо известных автору установленных наукой фактах и украшено подлинными цитатами из исторических источников. Книга отлично читается с детьми вслух и её материал очень хорошо усваивается, гораздо лучше, чем содержание стандартного школьного учебника. Древность, средние века и начало нового времени проходят перед читателями как единая запоминающаяся картина.

Нефедов, известный представитель российского «неомальтузианства» строит свое изложение вокруг концепции демографических циклов, в ходе которых перенаселенность приводит к экологическим и социальным катастрофам, если от них не спасают «фундаментальные открытия» в хозяйственной и военной сфере, расширяющие экологическую нишу человеческих обществ и позволяющие прокормить больше населения с помощью земледелия, промышленности или грабежа соседей.

Подробно эта концепция изложена автором в работе «Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока.» (М.: Территория будущего, 2008), представляющей собой довольно подробную историю человеческих обществ за пределами Европы с древности по XVIII век. Эта книга так же обязательна к прочтению. Значительный интерес представляет и двухтомная «История России. Факторный анализ» (М.: Территория будущего, 2010, 2011), в которой он пытается применить свою концепцию кризисов перенаселения к объяснению русской истории и, в частности, событий 1917 года, хотя на этот счет существует и противоположная точка зрения систематически оппонириующего Нефедову известного историка Б.Н. Миронова в работе «Российская империя. От традиции к модерну». 3 тт. (СПб.: Дмитрий Буланин, 2015).

Московский преподаватель истории и математики Сергей Георгиевич Смирнов широко известен как автор феноменальных задачников по истории. Эти задачники содержат вопросы для самостоятельной проверки знаний и обдумывания, а также забавные «тексты с ошибками» – содержащие заведомые неточности и анахронизмы исторические рассказы, умение «выловить» которые говорит о том, что вы владеете фактическим материалом. Это три книги: «Задачник по истории древнего мира» (М.: Междунар. Отношения, Мирос, 1994), «Задачник по истории средних веков» (М.: Междунар. Отношения, Мирос, 1995) и «Задачник по истории России» (М.: Междунар. Отношения, Мирос, 1995). К сожалению, они давно не переиздавались, но их можно без труда найти в интернете.

В книге «Годовые кольца истории» Смирнов дает историческую панораму человечества «срезами» идущими шагом, как правило в 250 лет. 750, 500 и 250 годы до нашей эры, Начало нашей эры, 250, 487, 750, 1000, 1250, 1485, 1667, 1821 и 1969 годы. Для каждого года Смирнов рисует широкую панораму жизни человеческих обществ Востока, России и Запада в политической, военной, экономической истории и истории науки, вызывающей его особый интерес. Смирнов – один из учеников Л.Н. Гумилева и, несомненно, исповедует его теорию пассионарности, но в книге эта точка зрения представлена без всякого доктринерства и фанатизма – основное место уделено качественному изложению фактов.

с чего лучше начать изучать историю

С.А.Нефедов. История древнего мира; С.Г. Смирнов. «Годовые кольца истории»; Всемирная история, т.1 «Древний мир»

Метод исторических срезов был заимствован Смирновым у известного писателя и историка Игоря Можейко (Кира Булычева), автора великолепной книги «1185 год». Она представляет собой увлекательную историческую панораму от Японии, Китая и Бирмы, через Русь и Византию, до Германии и Англии, включающая собой судьбу дома Тайра, козни ассасинов, злодеяния Андроника Комнина, поход Игоря на половцев, войны Фридриха Барбароссы и приключения Ричарда Львиное Сердце. Эта и еще одна книга Можейко, «7 и 37 чудес», посвященная историческим памятникам Востока – Пальмире, Баальбеку, Тассили и т.д. Книги выдержали множество переизданий и заслужено любимы всеми, кто увлекается историей.

От популярных книг по истории переходим к её научному, академическому изложению, составленному ведущими современными российскими учеными, сотрудниками головного исторического института Российской Академии Наук, уже успевшими предложить нам общую историческую картину до начала ХХ века.

Наконец, в 1955-1965 годах была выпущена десятитомная «Всемирная история» АН СССР, её отдельные главы писали крупнейшие специалисты мирового уровня, такие как египтолог Ю.В. Перепелкин, но в целом книга была настолько безнадежно испорчена доктринерским марксизмом, настолько игнорировала все факты и процессы не укладывавшиеся в шаблоны «теории классовой борьбы», что сейчас практически непригодна для использования.

Современная «Всемирная история» ИВИ РАН написана живым языком, содержит массу интересных как хрестоматийных, так и малоизвестных фактов, ориентируется, прежде всего, на надежный цивилизационный подход, всемирная история рассматривается как путь «цепи цивилизаций» постепенно движущихся к взаимному общению. Очень качественно написаны главы по русской истории, грамотно поставленной во всемирный контекст. При этом авторы свободны от абсурдной политкорректности и сообщают, что «русские осваивали просторы Сибири». Имеются, впрочем и отдельные необъяснимые ошибки и погрешности. Например, рассказывая о битве Цезаря и Помпея при Фарсале, автор главы сообщает, что «силы были неравны» и Помпей был разбит. Силы были действительно неравны – войск у Помпея было почти вдвое больше, и Цезарь одержал победу не числом, а умением.

с чего лучше начать изучать историю

Труд великого французского историка Фернана Броделя (1902-1985) представляет собой вершину исторической науки ХХ века. Это поразительная по фактической насыщенности, богатству идеями и феноменальному мастерству исторического изложения работа, дающая общую картину социально-экономической истории охватывающих участки планеты миров-экономик, прежде всего – европейского.

Бродель то погружается в детали хлебопечения, функционирования открытых продовольственных рынков, сложностей выпуска и учета переводных векселей, то предлагает читателю сложнейшие теоретические построения, посвященные пространственной организации экономик, тонкостей устройства доиндустриального капитализма и взаимодействия финансовых олигархий и государств. Бродель показывает сколь богатой, насыщенной и разносторонней может быть историческая наука в наше время и что совсем не обязательно привязывать себя к шумным политическим событиям, чтобы вести увлекательный исторический рассказ.

Центральная идея Броделя выражена в понятии «длительной временной протяженности». Есть исторические факторы и процессы, которые работают лишь очень медленно, столетиями и тысячелетиями, и именно они определяют границы возможного и невозможного в истории. Ход истории задается почти неподвижными глубинными структурами – географией, климатом, распределением человеческих масс, долгосрочными цивилизационными особенностями. Кстати, феномену цивилизаций посвящена другая важная книга Броделя «Грамматика цивилизаций» (М.: Весь мир, 2008).

Бродель раскрывает взятую им тему через историю миров-экономик, структур в границах которых экономические процессы синхронизированы и которые до недавнего времени были плохо проницаемы друг для друга. В европейской мир-экономике Бродель выделяет эпоху смены гегемонии торговых центров – Венеции, Антверпена, Генуи, Амстердама, Лондона, Нью-Йорка, которые, контролируясь как правило финансовыми олигархиями – капиталистами, диктуют параметры экономического порядка. Россию, кстати, Бродель рассматривает как «сам по себе мир экономику», причем отнюдь не считает нас отсталыми, напротив, с вниманием и интересом относится к очень специфичной русской структуре, сохранившейся и после установления тесных контактов России и Европы.

Каждому из предметов, от раннего палеолита до современной кредитной карты, посвящена краткая характеристика, из которой мы узнаем что-то о нем самом и о той эпохе, том историческом контексте, который его породил. Познавательная ценность этих эссе просто огромна – на читателя обрушивается поток фактов, о которых, чаще всего, он даже не подозревал. Скажем, все знают о человеческих жертвоприношениях у майя. Но лишь единицы знают о ритуале, когда жена правителя пропускала через язык веревку с острыми шипами и, впадая в экстаз от боли, пророчествовала о будущем. Мало кто мог бы даже предположить, что коровы, которых в Древнем Египте было довольно много, давали египтянам не мясо или молоко, а… кровь, которую пили или использовали как белковую добавку к овощным блюдам. Далеко не каждый сможет вам ответить на вопрос о том, почему на эллинистических монетах Александр Македонский изображался рогатым и вошел в восточные предания как Искандер Двурогий.

Для примера возьмем британский чайный сервиз XIX века. Чай, как он понимается в современном мире – продукт Британского имперского пространства, объединившего плантации Индии с фарфором Китая и сахаром Ямайки. стал важнейшим вкладом Британии в мировую цивилизацию. Именно вместе с чаем в жизнь бедных слоев общества вошла трезвость. Алкогольные напитки были единственным способом доставить в организм воду избегая бесконечных инфекций из зараженных источников. Чашка сладкого чая с молоком стала настоящим родником свежей воды в инфекционной пустыне. Наконец-то можно было пить воду и не быть пьяным. Поэтому британские филантропические общества, роль которых в формировании современного жизненного стандарта во всем мире огромна, внедряли чай с такой настойчивостью. Наконец-то простой человек был трезв, подтянут и согрет глотком горячего чая. Хотелось бы однажды дожить и до «Истории России» в 100 предметах.

Именно Арьес выступил инициатором создания развернутого пятитомного исследования истории частного человека и частной жизни, выполненного коллективом французских ученых. После его смерти дело довел один из крупнейших французских историков-медиевистов Жорж Дюби. Рассмотрена частная жизнь Рима и Византии, средневековой Европы и Нового времени, и так практически до наших дней. Можно увидеть в чем частный человек повторял свою публичную роль, а в чем противоречил ей, какую роль играли в его жизни семья, дружба, письма и интимные дневники.

В течение столетий Божественный промысел лежал в основе объяснения истории как целого и конкретных исторических событий. Достаточно здесь упомянуть блаженного Августина и его трактат «О граде Божием» (Киев, СПб.: Алетейя, УЦИММ, 1998) центральная мысль которого состояла в полемике с язычниками, которые полагали, что их боги даровали Риму расцвет, а приняв христианство он склонился к упадку. Напротив, ложные языческие боги, бесы, поработили Рим и мир и принесли неисчислимые страдания, а Христианство освободило человека от власти демонов. Ученик Августина, Павел Орозий, составил «Историю против язычников» (СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004), в которой изложил события в Греции и Риме как чреду принесенных демонами бедствий и актов проявления божественного провидения. Этот же подход мы можем встретить и в ХХ веке у Гилберта Кийта Честертона, великого английского писателя и христианского католического апологета в его замечательной работе «Вечный человек» (М., Издательство политической литературы, 1991), где история рассматривается как противопоставление «карфагенского» начала бесослужения и римского начала ведущего через цивилизацию к принятию Христа.

с чего лучше начать изучать историю

Л.А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории; Р.Дж. Коллингвуд. Идея истории. Автобиография; Культура повседневности. История частной жизни. От Римской империи до начала второго тысячелетия; Д.С. Лихачев. Текстология

Современные исторические исследования, как правило, исключают провидение и агиополитические факторы из исторического исследования – как историческое рассматривается либо человек, либо то, что ниже человека – неживая и живая природа. И это совершенно искажает наше восприятие истории. Но есть и редкие исключения, возвращающие нашему пониманию истории религиозную перспективу. Это, в частности, обширная работа Льва Александровича Тихомирова – замечательного русского консервативного мыслителя, раскаявшегося революционера и православного монархиста «Религиозно-философские основы истории». В этом труде Тихомиров охватывает всю историю человечества вплоть до грядущих эсхатологических последних событий, показывает её как противоположность двух начал – трансцендентного, признающего Бога существующим и действующим вне мира, и имманентистского, считающего, что высшая реальность слита с миром, что проявляет себя в язычестве, гностицизме, масонстве, социалистическом и либеральном человекобожии. Борьба двух этих начал, с точки зрения Тихомирова, пронизывает всю земную историю, определяя в ней высшие смыслы.

Составив себе общее представление о ходе истории в целом и некоторых её «этажах», таких как экономика, религия, быт, частная жизнь, пора приниматься за твердую пищу, то есть за изучение исторического метода, понимание того как и для чего работает историк. Лучшей работой, посвященной анализу теоретической стороны работы историка является книга британского архиолога Робина Джорджа Коллингвуда «Идея истории». Коллингвуд был как историком и археологом, так и философом, и ему удалось с удивительным мастерством передать не только суть того поворота, который совершила в ХХ веке историческая наука, перейдя от «истории ножниц и клея», когда считалось достаточным с максимальной полнотой вырезать из источников данные и склеить их между собой в единую историю, к истории «проблем», когда историк задает вопросы источнику и использует любые способы, чтобы получить ответ на волнующие его темы. Коллингвуду удалось в одной книги соединить историю философии истории, то есть тех способов осмысления прошлого, которые человеческая мысль порождала в течение столетий, и собственную философию исторической науки как поля решения проблем.

Работ по теории истории и сущности исторического метода, конечно, гораздо больше. Достаточно здесь назвать труд «Историка» (СПб., 2004) знаменитого немецкого специалиста по истории эллинизма Иоганна Дройзена. Влиятельный русский ученый либерального направления Н.И. Кареев написал свой труд с аналогичным названием: «Историка. Теория исторического знания» (М.: URSS, 2010), где подробно изложил теоретические и методологические основы этой науки. Наконец, своеобразным классическим памятником «позитивистской» историографии стала работа французов Шарля-Виктора Ланглуа и Шарля Сеньобоса — «Введение в изучение истории» (М.: Гос. Публ. Историч. Библиотека России, 2004), где теоретическая парадигма, в основе которой лежала надежда максимально точно и достоверно установить и изложить все факты нашла свое высшее выражение.

В ХХ веке начался переход исторической науки от истории пересказа фактов к истории как постановке проблем. Лидером этой историографической революции стала французская школа «Анналов», основанная Марком Блоком и Люсьеном Февром (учеником последнего был Фернан Бродель).

Марку Блоку принадлежит незаконченный из-за его расстрела в Лионском гестапо как участника сопротивления труд «Апология истории» (М.: Наука, 1973). Мысли, изложенные в нем, стали своеобразным символом новой историографии. Большое значение имели и работы итальянского философа-гегельянца Бенедетто Кроче, прежде всего «Теория и история историографии» (М.: Школа «Языки русской культуры», 1998). Идеи Кроче оказали большое влияние на Коллингвуда. Работы Блока, Кроче и Коллингвуда оказали влияние на русского богослова и церковного историка о. Георгия Флоровского, который в небольшой работе «Положение христианского историка» (в книге «Догмат и история» М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1998) изложил базовые принципы проблематизрующей истории применительно к церковной науке. Из современных работ по теории истории следует, прежде всего, указать на книги англичанина Джона Тоша «Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка» (М.: Весь мир, 2000) и француза Антуана Про «12 уроков по истории» (М.: РГГУ, 2000), дающих своеобразный синтез традиционной позитивистской модели «истории фактов» и современной модели «истории проблем».

10. Лихачев Д. С. Текстология: (На материале русской литературы X-XVII веков). СПб.: Алетейя, 2001.

Наконец последний труд из нашего списка, который поможет сформировать из любого желающего историка доброй воли, это работа знаменитого русского филолога, специалиста по древней русской литературе, академика Лихачева «Текстология». Этот труд позволяет не только освоить основные навыки анализа текстов (прежде всего русских летописей и иных древнерусских литературных источников), он дает представление об общих принципах функционирования источников – помогает понять, что рукописей с которыми работает историк довольно много, что не существует никакого «в летописи написано», так одна рукопись отличается от другой тысячами разночтений, что причинами этих разночтений могут быть как сознательные искажения, так и ошибки, описки, сбои внутреннего диктанта, когда человек вместо «колеса» пишет «колбаса» и т.д.

Человек знакомый с текстологией никогда не поведется на бредовые постулаты фоменковщины о тотальной подделке нарративных источников древности и средневековья, поскольку отлично знает насколько много в реальности этих источников, насколько велики разночтения между двумя рукописями одного и того же источника, так что их невозможно подделать нарочно и незачем подделывать случайно. «Текстология» Лихачева позволяет прикоснуться к тому колодцу из которого черпается первоначальное историческое знание. Более подробно разобраться в проблеме помогут такие издания, как «Методика исторического источниковедения» (Ростов-наДону, 1976) советского исследователя А.П. Пронштейна. А в понимании методов работы с визуальными источниками поможет работа известного русского археолога А.В. Ароциховского «Древнерусские миниатюры как исторический источник» (М., 2004).

В завершение обзора его автор хотел бы подчеркнуть, что, на его взгляд, любому начинающему историку, профессионалу или любителю необходимы пять качеств, без которых категорически не обойтись.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *