с чего лучше начать читать агату кристи

Путеводитель по романам Агаты Кристи: Эркюль Пуаро

с чего лучше начать читать агату кристи

Агата Кристи за свою карьеру написала более 60 детективных романов и 19 сборников рассказов. Ее истории и сегодня считаются эталоном жанра и служат источником вдохновения для писателей и кинематографистов, которые раз за разом обращаются к ее творчеству. Почему все любят Агату Кристи? И почему никому до сих пор не удалось оспорить ее титул королевы детектива? Объясняем на лучших романах об Эркюле Пуаро.

Эркюль Пуаро появляется в самом первом романе Агаты Кристи «Загадочное происшествие в Стайлзе» и не расстается с ней до самого конца. По воспоминаниям самой писательницы, сделать своего героя бельгийцем она решила, наблюдая во время Первой мировой войны за колонией бельгийских беженцев в приходе ее родного Торки. «Среди беженцев можно было встретить кого угодно. Как насчет бывшего полицейского офицера? В отставке. Не слишком молодого. Какую же я ошибку совершила тогда! В результате моему сыщику теперь перевалило за сто лет», — писала Кристи в «Автобиографии». Остальные детали — педантизм, аккуратность и «маленькие серые клеточки» — постепенно появились сами собой.

Загадочное происшествие в Стайлзе (1920)

На написание детективов Агату Кристи вдохновила старшая сестра Маргарет. Именно от нее будущая писательница впервые услышала о Шерлоке Холмсе. А вскоре после выхода в свет романа Гастона Леру «Тайна желтой комнаты» Мэдж поспорила с младшей сестрой, что та не сможет придумать такую интригующую историю.

Работая в аптеке в годы Первой мировой войны, Агата вспомнила давний спор и написала свой первый детектив — «Загадочное происшествие в Стайлзе». Повествование в нем ведется от лица капитана Гастингса — в будущем друга Эркюля Пуаро, а маленький бельгиец расследует убийство хозяйки поместья Стайлз миссис Инглторп.

В дебютном романе Агаты Кристи есть все то, за что ее впоследствии полюбят многочисленные поклонники: запутанное дело и неожиданная развязка, несколько побочных тайн, сбивающих со следа, маленькие детали, которые помогают сыщику раскрыть преступление, а также атмосфера старой доброй Англии.

Убийство Роджера Экройда (1926)

По результатам голосования, которое проводилось к 125-летию со дня рождения Агаты Кристи, «Убийство Роджера Экройда» вошло в тройку лучших романов писательницы. А двумя годами ранее Ассоциация писателей криминального жанра (CWA) признала эту книгу лучшим детективом всех времен.

Именно с этого произведения началось многолетнее сотрудничество Кристи с издательством Уильяма Коллинза, поэтому для молодой писательницы было важно создать что-то принципиально новое. И если на написание первого детектива Агату подтолкнула сестра, то главный сюжетный финт этого романа Кристи подсказал зять Джеймс Уоттс.

В этой истории Кристи впервые пошла против условностей детективного жанра, за что ее сразу после выхода «Убийства Роджера Экройда» ругали и критики, и коллеги по цеху. Риск был оправдан, и этот шедевр только укрепил славу молодой писательницы. Увы, за профессиональным успехом последовали трагедии в личной жизни — сначала умерла мать Агаты, а вскоре после ее смерти первый муж писательницы, Арчибальд Кристи, признался в измене и попросил развод.

Убийство в «Восточном экспрессе» (1934)

Первое свое путешествие на «Восточном экспрессе» Агата Кристи совершила в 1928 году, когда ее брак с Арчи Кристи был официально окончен. К тому моменту писательница стала настолько популярной, что каждый ее шаг отслеживали журналисты. Чтобы избежать излишнего внимания к себе, она решила ненадолго уехать из страны.

В то время газеты активно писали о раскопках в Уре, которые шли под руководством супругов Вули, поэтому пунктом назначения Агата Кристи выбрала Багдад. Подружившись с четой археологов, а позже познакомившись с их ассистентом и будущим мужем Максом Маллоуэном, писательница неоднократно повторяла этот маршрут. В 1934 году она сделала легендарный состав местом действия одного из самых знаменитых своих романов. Кстати, книга была написана в номере стамбульского отеля Pera Palace Hotel, где теперь создан маленький музей Агаты Кристи.

Герметичность классических детективов здесь возведена в высшую степень, а основные события разворачиваются буквально в паре вагонов. При этом, следуя канонам жанра, в финале автор предложила такой сюжетный фокус, что многие коллеги и критики готовы были обвинить ее в шарлатанстве. Развязка «Убийства в „Восточном экспрессе“», как в лучших произведениях писательницы, ошеломляет и поражает своим драматизмом — именно поэтому это один из самых часто экранизируемых романов Агаты Кристи.

Убийства по алфавиту (1936)

В этом романе Эркюль Пуаро сталкивается с хладнокровным серийным убийцей, отправляющим сыщику письма перед каждым преступлением. Его жертвы никак не связаны, просто их имена идут друг за другом по алфавиту. Но Кристи вряд ли бы стала королевой детектива, если бы просто создала историю о маньяке. Роман поражает не только двойным дном и неожиданной развязкой. В «Убийствах по алфавиту» читателю приходится смотреть на события с разных точек зрения. Часть повествования в этой книге ведется от лица капитана Гастингса, а часть — от третьего лица.

Пять поросят (1942)

В этом романе Агата Кристи подкинула Пуаро непростую задачу — провести расследование и разобраться в событиях, происходивших 16 лет назад. Молодая женщина по имени Карла просит сыщика повторно расследовать убийство своего отца, за которое осудили и повесили ее мать, до последнего убеждавшую дочь в собственной невиновности. Есть пять подозреваемых, их воспоминания и рассказы. Пять рассказчиков, и все ненадежные, поскольку за столько лет воспоминания стираются, а события рокового дня интерпретируются, исходя из их собственного восприятия, из-за чего смысл слов и действий меняется на прямо противоположный. На этом приеме, кстати, построены многие современные психологические триллеры, в том числе нашумевшая «Девушка в поезде» Полы Хокинс.

Занавес: последнее дело Пуаро (1975)

Роман «Занавес» вышел в свет только в 1975 году, хотя был написан аж в 1941-м. Он должен был стать своеобразной страховкой для дочери Агаты Кристи Розалинды в том случае, если писательница не переживет бомбардировок Англии во время Второй мировой войны. «Занавес» рассказывает о последнем деле Пуаро. Старый, измученный артритом и прикованный к инвалидному креслу сыщик в компании верного Гастингса снова прибывает в поместье Стайлз. Здесь ему предстоит столкнуться с идеальным убийцей, который по своим интеллектуальным способностям ничуть не уступает Пуаро.

И, пожалуйста, ни за что не начинайте знакомство с романа Агаты Кристи «Тайна „Голубого поезда“». Над этим произведением о Пуаро, изданным в 1928 году, писательница работала в сложный период своей жизни. Она потеряла мать, рассталась с первым мужем, пережила сильнейший нервный срыв, результатом которого стало ее загадочное исчезновение на несколько дней.

Несмотря на успех романа — «Тайну „Голубого поезда“» раскупили почти сразу же после публикации — Агата Кристи считала книгу своей творческой неудачей. «Перечитывая ее, вижу, как она банальна, напичкана штампами, вижу, что сюжет ее неинтересен. Многим, к сожалению, она нравится», — так отзывалась она о своем творении. Этот роман интересен тем, что в нем впервые упоминается Сент-Мэри Мидз — вымышленная деревушка, где живет мисс Марпл. Но о ней мы поговорим в следующий раз.

Источник

С чего лучше начать читать агату кристи

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Королева детективов: гид по творчеству Агаты Кристи

с чего лучше начать читать агату кристи

Сегодня исполняется 129 лет со дня рождения Агаты Кристи, писательницы, которая во много определила вид современного детектива. Я решила разобраться почему она важна для мира, зачем её читать и с чего начать знакомство с её творчеством.

Почему Агата Кристи важна

Она заслужено носит титул королевы детективов. По количеству тиражей книги Кристи уступают только Библии и Шекспиру. Конечно, первопроходцем детективного жанра её не назовёшь, но именно она во много определила его будущее. Приёмы, использованные в её работах, стали классикой. Влияние, которое писательница оказала на мировую литературу, сложно переоценить.

Кроме этого, Кристи — один из самых успешных драматургов в мире. Её пьеса «Мышеловка» непрерывно ставится в Лондоне на протяжении почти 70 лет. Этот же спектакль держит мировое первенство по количеству постановок во всем мире.

В чем особенность её творчества

Как и многие успешные и авторы, Кристи писала о том, что знала. Поработав в аптеке, она вынесла бесценные знания о ядах, которые потом использовала в творчестве. Многих героев она также брала из жизни, изменив лишь некоторые черты и имена. Поэтому все её персонажи реалистичны и многогранны. Она редко выставляла кого-то безнадёжным злодеем или непогрешимым героем. Писательница много путешествовала и описывала в книгах места, в которых побывала, почти с географической точностью.

Творчеству писательницы свойственна серийность. Любимые персонажи, например, щепетильный Эркюль Пуаро или очаровательная миссис Марпл, появляются на страницах многочисленных книг. Такие детективы можно читать как по порядку написания, так и начинать с любой, которая придётся по вкусу. Но нужно понимать, что, начиная серию, оторваться от неё будет непросто.

Зачем читать Агату Кристи

Кристи — мастер интриги. Структура ей книг выстроена так, что держит от начала до конца. Она манипулирует чувствами читателя, постоянно заставляя его сомневаться в происходящем и выстраивать свои собственные теории. Лишь для того, чтобы на следующей странице подложить новый поворот, разбивающий в пух и прах предыдущие догадки. Это как минимум интересно и захватывающе.

Она великолепно владеет словом. Описания старинных английских особняков или загадочных раскопок на Ближнем Востоке словно рисуют картину и полностью погружают в происходящее. Читать её легко и приятно.

С чего начать знакомство с её творчеством

с чего лучше начать читать агату кристи

Агата Кристи назвала роман «Десять негритят» своим самым любимым. Десять незнакомых людей оказываются на таинственном острове. Каждому из них придётся встретиться лицом к лицу со своими страшными секретами. А какой-то загадочный вершитель судеб избавляется от них по одному. Название романа навеяно детской считалочкой, которая начинается со строк:

«Десять негритят решили пообедать,
Один вдруг поперхнулся — их осталось девять. »

В романе «Убийство Роджера Экройда» Кристи взяла на вооружение интересный приём, которым пользовалась не часто. Повествование ведётся от первого лица. Происходит убийство в небольшой деревне, где все друг друга знают и некого подозревать. Пуаро придётся копать глубоко, чтобы за добрососедством разглядеть истинные чувства, которые испытывают друг к другу жители деревни. А помогает ему в этом местный доктор, чьими глазами читатель всё и видит.

Будучи замужем за археологом, Агата Кристи объездила с ним не мало далёких стран, в том числе и побывала в Египте. Свои впечатление о стране и о непростой работе археологов она описала в романе «Смерть на Ниле». В детективную историю вплетается ещё и не простая любовная нить, а напарником Пуаро становится ещё один детектив, созданный писательницей, полковник Рейс.

Чем продолжить

с чего лучше начать читать агату кристи

О том, что Кристи к тому же и талантливый драматург, можно убедиться, прочитав пьесу «Мышеловка». Писательница очень щепетильно относилась к сохранению интриги, поэтому просила зрителей не рассказывать никому, чем же заканчивается спектакль. Рядом с телом находят записную книжку, косвенно указывающую на того, кто лишил женщину жизни. Из-за снегопада несколько людей оказываются запертыми в небольшой гостинице. Именно один из них и есть убийца.

В романе «Скрюченный домишко» за дело берётся не мсье Пуаро и миссис Марпл, а молодой сыщик Чарльз Хейуорд. В весёлом доме, где обосновалась дружная семья, внезапно умирает самый старый её член. Ничего загадочно в том, что дед отжил свой век нет, пока не выясняется, что ему вкололи не то лекарство, и это послужило причиной смерти. Теперь предстоит разобраться, была ли это трагическая случайность или холодный расчёт.

Источник

Феномен Агаты Кристи: стоит ли осовременивать ее романы

130 лет со дня рождения королевы детектива

15 сентября королеве детективов Агате Кристи исполняется 130 лет. Миллионы читателей по всему миру буквально влюбились в ее персонажей — дотошного и проницательного Эркюля Пуаро и старую деву с сильным характером и аналитическим умом мисс Марпл. Произведения Агаты Кристи — а это более шестидесяти романов, девятнадцать сборников рассказов и почти двадцать пьес — по популярности уступают только Библии и сочинениям Уильяма Шекспира. Книги британской писательницы переводили более семи тысяч раз более чем на сто языков мира. В чем же феномен Агаты Кристи, стоит ли осовременивать «Десять негритят» и почему писательница так жестоко расправилась с Эркюлем Пуаро — об этом и не только корреспонденту «МК» рассказала автор книги об Агате Кристи в серии ЖЗЛ, доктор исторических наук Екатерина Цимбаева.

с чего лучше начать читать агату кристи

— В последнее время об Агате Кристи говорили в связи со скандалом с переименованием французского издания ее романа «Десять негритят». Что вы думаете об этой истории?

— Это очень давняя история, которая началась в Америке еще в 1940-е годы. В 1942 году роман переименовали (для фильма) в «И тогда никого не осталось». Это было сделано с согласия и одобрения Агаты Кристи, хотя для нее роман навсегда остался под названием «Десять негритят». Никак иначе она его не называла.

Что касается нынешнего скандала, то странно, что он так долго не происходил, поскольку в современной Франции ситуация с расовыми проблемами как минимум не легче, чем в сороковые годы в Америке, а в некоторых аспектах — даже тяжелее.

— Причем инициатива исходила от правнука Агаты Кристи?

— Мистер Джеймс Причард выступает тут скорее не правнуком Агаты Кристи, а представителем компании «Агата Кристи лимитед», созданной после смерти писательницы и являющейся одной из бизнес-корпораций, завязанных на различные биржевые игры. Все проблемы, которые при этом возникают, отражаются на доходах акционеров. Естественно, они должны держать руку на пульсе экономических, политических и прочих проблем, включая и политкорректность.

— В итоге роман не просто переименуют, но и сделают другой перевод?

— Это не просто другой перевод. Позволю себе процитировать эпилог своей книги:

«В 2011 году компания «Агата Кристи лимитед» объявила, что «приостанавливает на неопределенный срок выдачу лицензий на производство кино- и телефильмов по романам и пьесам писательницы. Возобновление выдачи лицензий состоится после того, как классические детективы будут кардинально переработаны с целью радикально их осовременить». Отражает ли это решение позицию самого мистера Причарда или объясняется биржевыми играми, заложницей которых давно стала компания, только читателей и зрителей ждут теперь большие перемены.

Естественно, в новых редакциях не будет места мисс Марпл: во Франции официально запрещено употребление оскорбительного для незамужних особ обращения «мадемуазель», и Англия, несомненно, вскоре последует этому примеру. Непонятно только, оскорбителен статус старой девы? Или само деление женщин на замужних и нет? Конечно, станет невозможен Пуаро с его усами: ведь усы — проявление мужского шовинизма, оскорбительного для женщин, усов не имеющих (а особенно их имеющих). Несомненно, придется ввести необходимые корректировки в отношения между персонажами: сделать пары влюбленных однополыми и пр. и пр. А главное, придется изъять из детективов всякие упоминания об убийствах, особенно в порицательном тоне, — ведь это вмешательство в права личности по отношению ко всем осужденным за подобные преступления!

Гротеск? Думается, реальность может оказаться значительно хуже. Вся мировая литература, все художественное искусство, созданные до «эры политкорректности», будут подлежать «кардинальной переработке с целью радикально их осовременить». И тогда только в «бабушкиных шкафах» найдут подлинные тексты те, чья жизнь сейчас только начинается и кто считает нынешний мир единственно возможным и правильным».

Естественно, от текстов Агаты Кристи ничего не останется, но в корпорации «Агата Кристи лимитед» предполагают, что они будут лучше издаваться.

— Однако правнук Агаты Кристи уверяет, что она одобрила бы изменения…

— Он ее не видел и не знал. Что же касается ее согласия или несогласия, то есть пример. В 1970 году к Агате Кристи обратилось советское издательство «Радуга» с довольно странным предложением: осовременить в переводе роман «Смерть в облаках», поскольку его действие происходит в 1935 году, и читателям непонятны те события. Агата Кристи, тогда еще вполне живая и в здравом уме, ответила решительным отказом, и роман был издан как есть. Она написала, что «книга создана в определенное время и должна остаться в нем». Мы можем рассматривать этот пример, явно неизвестный мистеру Причарду, как точку зрения Агаты Кристи на попытку осовременить ее тексты.

— Я читал, что первый свой роман Агата Кристи написала на спор с сестрой. Что это за история?

— Не то чтобы это было совсем настоящее пари. Когда Агата поправлялась после перенесенного гриппа, ее сестра Мэдж предложила ей поэкспериментировать и написать детектив с таким посылом: у тебя, мол, не получится. В тот момент этот разговор как бы забылся. Только спустя многие годы, во время Первой мировой войны, когда Агата Кристи долго-долго сидела в фармацевтическом отделении больницы, где часто не было работы, а ее муж находился на фронте, она от скуки начала писать «Таинственное происшествие в Стайлз». Пари ни в какой форме выиграно не было. Тем не менее легкий толчок к писательству дала именно ее сестра Мэдж.

— Вы упомянули, что Агата Кристи работала во время войны в фармацевтическом отделе. Вот почему в ее романах так много отравлений.

— Она закончила ускоренные курсы фармацевтов по случаю Первой мировой войны. Работала в аптеке при госпитале — и о лекарствах вообще, и о веществах, которые используются, разумеется, в лечебных целях, но в случае передозировки могут привести к гибели, знала хорошо. Более того, Агата Кристи и во Вторую мировую тоже работала в аптеке при госпитале. В то же время она не скрывает в «Автобиографии», что благодаря этой работе потеряла всякое уважение к врачам. Обратите внимание, что во многих ее романах врачи — или убитые, или убийцы, и во втором случае личности в высшей степени неприятные.

— При этом сама Агата Кристи в 1926 году попала в детективную историю, когда пропала на одиннадцать дней, узнав о том, что муж решил с ней развестись. Чем это можно объяснить?

— На самом деле эту историю раздули гораздо позднее по единственной причине: жизнь Агаты Кристи достаточно заурядна, и эта история чуть ли не единственная, как вы выразились, детективная в судьбе королевы детективов. Я не пересказывала сюжет этих одиннадцати дней, поскольку реальных источников, свидетельствующих, что именно в течение этого времени происходило, нет. Никто и никогда из лиц, задействованных в этой истории, ни слова не сказал сверх официальной версии о временной амнезии Агаты Кристи. Больше ничего.

с чего лучше начать читать агату кристи

Екатерина Цимбаева. Фото из личного архива.

— Однако, несмотря на всемирную славу, Агата Кристи написала и несколько недетективных романов — под псевдонимом. Насколько в этих книгах проявляется ее художественный талант?

— Она написала в течение двадцати лет шесть романов под псевдонимом Мэри Вестмакотт. Псевдоним был связан с тем, что романы — не детективные, и она не хотела своим великим именем Агата Кристи поддерживать их на книжном рынке. Это категорически не нравилось ее издательству, в котором полагали, что романы — очень слабые, в сущности, по исполнению — под именем Агаты Кристи будут раскупаться, тогда как под именем Мэри Вестмакотт они почти не продавались.

Я их никогда не любила, но, начав писать книгу, поняла, что, слабые в сюжетном отношении, они очень интересны в психологическом плане. Не в смысле изучения психологии автора (с этой точки зрения они использовались уже многократно), а как отражение психологии эпохи. Например, в романе «Роза и тис», действие которого происходит в 1948 году, среди прочего речь идет и о влиянии коммунизма в Англии.

Одновременно эти романы служат великолепной альтернативой автобиографии Агаты Кристи. В «Автобиографии» она описала свою жизнь идиллически — это практически художественное произведение, хотя там действуют реальные люди. А вот в романах, написанных раньше «Автобиографии», абсолютно те же самые события, коллизии, мельчайшие факты описаны совершенно иначе — не только идиллически, а часто резко отрицательно, в том числе ее детство, отношение к ней родителей, ее отношение к дочери.

— А почему Агата Кристи очень недолюбливала одного из главных персонажей своих книг — Эркюля Пуаро?

— Агата Кристи его и вправду ненавидела. Просто он ей надоел. Она создала его для романа «Таинственное происшествие в Стайлз», который вышел в 1920 году, а писался в 1915–1916-м. В «Автобиографии» она подробно пишет, как складывался этот герой — не без влияния Шерлока Холмса. Пуаро появлялся в ее произведениях с 1920 по 1976 год, и постепенно ей стало от него скучно.

В романах Агаты Кристи есть такая комическая фигура — пожилая великая писательница детективов миссис Оливер. Ее устами Кристи часто в ироническом ключе касается своего творчества. В том числе миссис Оливер ненавидит своего великого детектива — финна Свен Гьерсона. Все то, что миссис Оливер говорит о своем персонаже, в сущности, конечно, относится к Эркюлю Пуаро. В последнем романе «Занавес» Агата Кристи расправилась с ним жестоко, доведя до абсурда его маниакальную страсть к симметрии, и главное — она там сказала, что его знаменитейшие усы на самом деле накладные. Но сей роман был предназначен для посмертной публикации.

— Зато к другому своему знаменитому персонажу, мисс Марпл, Агата Кристи относилась куда лучше. Кто послужил прототипом этой героини?

— Мисс Марпл возникала постепенно. В 1929 году она впервые появилась в сборнике рассказов «Клуб «Вторник». Там она предстает не совсем тем, чем стала потом. Мисс Марпл — собирательный образ, частично вобравший в себя элементы кого угодно, в том числе и бабушки Агаты Кристи. Хотя ее бабушка не была старой девой, а старые девы — это особый тип в Англии тех лет, и мисс Марпл воплощает его. Читатели очень полюбили мисс Марпл и стали требовать новых историй о ней. Тогда она постепенно начала обретать плоть и кровь, хотя внешности так и не обрела. Агата Кристи путалась: то ли мисс Марпл высокого роста, то ли низкого, то ли пухленькая, то ли высокая и худая… Внешне она, видимо, ее не представляла.

— Насколько мировые проблемы волновали Агату Кристи?

— Она держала руку на пульсе современности. В 1960-е годы откликалась на молодежные проблемы, старалась, чтобы ее персонажи шли в ногу со временем, соответствующим образом одевались, говорили, вели себя и так далее. Вместе с тем она никогда романы, изданные в 1920–1930-е годы, не пыталась в 1960–1970-е осовременивать — переиздавала их именно такими, какими они были.

На политические темы она не высказывалась, а вот о вопросах преступления и наказания немного говорила, но публично — почти нет. Агата Кристи ненавидела давать интервью, и из нее трудно было вытянуть хоть слово. Однако же свои взгляды она проводила в книгах: во-первых, в тех же самых романах от имени Мэри Вестмакотт, во-вторых, тех, что изданы под именем Агаты Кристи, но не детективных, а более психологических. Вот там тема преступления и наказания, как и в «Автобиографии», звучит очень значимо. Для нее было важнее не преступление, а доказательство невиновности. Главное — не осудить преступника, а не осудить невиновного, чтобы не пострадали невинные. Вот что было для нее наиболее важным.

— Известно, что знаменитый роман «Убийство в Восточном экспрессе» Агата Кристи написала под впечатлением от возвращения на поезде из Сирии в Англию. Она ведь даже совершила кругосветное путешествие. Откуда такая страсть к перемене мест?

— Тут дело обстоит несколько иначе. С первым мужем они действительно совершили кругосветное путешествие, но это была специально организованная поездка по Британской империи с рекламной целью. После Первой мировой войны задача была напомнить доминионам, что им лучше существовать внутри Британской империи, чем вне ее. Агата Кристи здесь была женой своего мужа, и не более того.

Что касается ее второго мужа, археолога Макса Маллоуэна, то с ним она многократно ездила в Иран, где он вел раскопки. В марте 1931 года они возвращались из Ирана в Великобританию через Баку и Батуми, чтобы потом попасть морем в Англию. На самом деле Макс Маллоуэн был задействован западной разведкой, чтобы выяснить боеспособность Батуми как весьма важного порта на Черном море в условиях приближающейся войны. Он сумел оторваться от слежки и исследовать порт. Агата Кристи этого не поняла. Ей показалось, что они просто заблудились. В ее «Автобиографии» тема разведки не звучит. Она даже не догадалась, что к ним были представлены специальные люди в незримых погонах ОГПУ. Здесь проявилась ее наивность в обычной жизни. Вообще поражает абсолютное противоречие творчества Агата Кристи ее жизни, воспитанию и взглядам. Садясь за печатную машинку, она становилась совершенно другим человеком.

— В чем для вас феномен Агаты Кристи?

— Новизна ее — в том, что она нарушает писаные и неписаные нормы. В романах Агаты Кристи сын убивает отца, что было абсолютно запрещено детективным жанром, а в 1946 году фронтовик оказывается убийцей, хотя это герой только что отгремевшей войны. Представьте себе что-то аналогичное в советском детективе — это невозможно.

Такая сюжетная новизна связана с тем, что она не просто хочет острых концовок, а с ее представлением о том, что никто не может быть защищен своей прежней репутацией от ответственности за противоправные действия. Ярче всего эта проблема поставлена в детективе «Тайна оторванной пряжки», где невинно осужден крайне непривлекательный, мерзкий, асоциальный тип, а реальный преступник — один из столпов британской нации, без которого она просто не может существовать. Пуаро стоит перед дилеммой: может быть, все так и оставить, пусть этот неприятный, асоциальный тип продолжит сидеть, а столп британской нации — оставаться на свободе, ведь он нужен Англии? Но нет, потому что есть великое служение Справедливости с большой буквы.

Во время войны заключенные Бухенвальда поставили инсценировку «Десяти негритят». Представьте ситуацию в Бухенвальде, где этот самый мрачный в мировой литературе роман, в котором все погибают, казалось бы, наименее приемлем. Сперва меня это удивило, но, начав разбираться, я поняла, что главное достоинство творчества Агаты Кристи — это вера в абсолютную справедливость, в то, что за любое преступление последует возмездие, и, наверное, это в Бухенвальде было важнее всего — вера в то, что эти преступники будут так или иначе осуждены.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *