русское что нибудь можно
Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить
В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.
На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.
В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.
Гжель
Когда появилось: в 1944 году
Где делают: в Раменском районе Московской области
Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода
Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.
Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.
Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.
Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.
Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.
Например:
✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р
✨ Кашпо — 1790 Р
✨ Чайник — 3280 Р
Хохлома
Когда появилось: в 17 веке
Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»
Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.
Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.
Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи. Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи. Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.
Например:
✨ Ложка — 150 Р
✨ Детский стул как в садике — 1725 Р
✨ Ковш-утка — 5070 Р
Городецкая роспись
Когда появилось: в середине 19 века
Где делают: в Городце Нижегородской области
Где купить: на «Вайлдберриз»
Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.
Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.
Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.
Например:
✨ Шкатулка — 604 Р
✨ Сахарница — 1100 Р
✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р
Как победить выгорание
Федоскинская миниатюра
Когда появилось: в конце 18 века
Где делают: в селе Федоскино Московской области
Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи
Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.
Такие изделия появились в конце 18 — начале 19 века и переняли стилевые особенности живописи того времени. В основном федоскинская миниатюра изображает пейзажи или бытовые сюжеты в реалистическом стиле: например, скачущую тройку с пассажирами, беседу соседок у колодца или игры молодых крестьян друг с другом. На современных изделиях кроме традиционных деревенских мотивов появляются и приметы 20—21 веков: танки или Красная площадь с мавзолеем.
На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.
Например:
✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р
✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р
✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р
Жостовская роспись
Когда появилось: в начале 19 века
Где делают: в деревне Жостово Московской области
Где купить: на сайте Жостовской фабрики
10 фильмов, с которыми вечер пролетит незаметно
Если на сегодняшний вечер у вас нет особых планов, а провести его хочется с приятностью, мы подобрали несколько интересных фильмов на самые разные вкусы.
Для любителей закрученных сюжетов — триллер про грабителя, которому очень сильно не повезло. Пытаясь укрыться от преследования полиции, он обманом проникает в дом некоего Уорика Уилсона. Тот как раз готовится встречать гостей и готовит праздничный ужин. Уорик — очень радушный и педантичный хозяин — кажется преступнику не самой большой проблемой этого тяжелого дня. А напрасно.
Если хочется просто посмеяться от души, возьмите хорошую комедию про перевоспитание мажора Гриши. Он достал всех вокруг своими выкрутасами и больше всего — своего богатого отца, которому приходится разруливать последствия сыночкиных безобразий. Отчаявшийся олигарх решает прибегнуть к оригинальному способу воспитания — отправить балбеса крепостным в деревню XIX века. Ради этой высокой цели восстанавливается одна из заброшенных деревень и населяется актерами, которые должны убедить Гришу в том, что он попал в прошлое, работает конюхом и участь его незавидна.
Bill & Ted Face the Music, 2020
Если вы любите истории о путешествиях во времени, вам пригодится комедия про двух балбесов-музыкантов. Здесь не только сюжет вертится вокруг временных парадоксов, но и сам стиль этой слегка безумной картины перенесет вас прямиком в 90-е.
Это продолжение двух давних фильмов «Невероятные приключения Билла и Теда» (1989) и «Новые приключения Билла и Теда» (1991), которые впервые привлекли всеобщее внимание к начинающему актеру Киану Ривзу в конце 80-х. В новой истории герои-музыканты, посвятившие всю свою жизнь созданию песни, которая объединит весь мир, но не преуспевшие в этом, узнают, что им следует завершить начатое за 77 минут, иначе Землю поглотит хаос. Друзья начинают лихорадочно думать, что делать, и решают сгонять в будущее и забрать уже готовую песню у самих себя.
The Whole Truth, 2016
Киану Ривза много не бывает, как и криминальных драм с непредсказуемой развязкой. У адвоката Ричарда Рэмзи сложное дело: убит мужчина, а в преступлении обвиняют сына покойного. Тот не произносит ни слова даже со своим адвокатом. Приходится строить защиту практически на пустом месте.
Жесткий фантастический фильм — ценителям постапокалиптики. Тут не просто выживают всеми силами, а еще и философствуют направо и налево, выходя к аллегорическим обобщениям о законах существования социума.
Земля замерзла и вымерла. Оставшиеся в живых ютятся в поезде, которой с бешеной скоростью носится по обледеневшему миру. Чем ближе к голове поезда ты живешь, тем лучше твой быт. В самом последнем вагоне собрались отбросы общества. Их кормят, греют, но иногда забирают у них детей, и тех больше никто не видит.
Очередная вариация на тему «дня сурка». На этот раз действие разворачивается в жарком калифорнийском городке, где увяз бездельник Найлз, приехавший на свадьбу малознакомых ему людей. Это райское место — прекрасный вариант, чтобы застрять навечно: никаких забот о завтрашнем дне, всегда море выпивки и еды, теплый климат, бассейн под рукой. Но до чего же скучно! И вот обстоятельства складываются так, что у парня появляется подруга по несчастью, тоже оказавшаяся в безвременье. Теперь можно переживать один и тот же день вдвоем.
Call of the Wild, 2020
Если вас манят приключения, дальние страны или фильмы про собак, есть свеженькая экранизация повести Джека Лондона о псе Баке, который оказался в Юконе в самый разгар золотой лихорадки в 1880-е годы. Здесь он вынужден бегать в упряжке почтовой службы и терпеть плохое обращение хозяев, пока однажды не услышит «зов предков» — волков.
Для поклонников изящных драм по Джейн Остин с красивыми декорациями и костюмами, милыми хэппи-эндами и тонким юмором, которому следует сдержанно улыбаться — поучительная история о благородной Эмме Вудхаус, которая считает, что очень хорошо разбирается в людях. А поскольку заняться ей — в ее XIX веке, в богатом особняке с толпой обслуги — нечем, Эмма увлекается сводничеством. Один удачно организованный брак вселяет в нее безграничную уверенность в собственных силах, и девушка берется устроить судьбу безродной бесприданницы мисс Смит. Эмма уверена, что ее компаньонке в мужья необходим настоящий джентльмен, и убеждает мисс Смит отказать простому фермеру и метить выше.
Если душа просит экшена, где у героев ни минуты на передышку, можно глянуть фантастический фильм-катастрофу, в котором кучка ученых пытается выжить в океане на глубине, несовместимой с жизнью.
На дне Марианской впадины есть станция, обслуживающая нефтяную установку. Там работает Нора — спец по компьютерам — и еще команда ученых. Однажды случается землетрясение: всему персоналу нужно срочно покинуть разрушающееся помещение и идти по дну океана к ближайшей станции. Идея не самая удачная, но более комфортных вариантов нет.
The Lighthouse, 2019
На десерт — фильм для понимающих в арт-хаусе. Мрачный, экспрессивный черно-белый хоррор, в котором с одной стороны ничего не происходит, а с другой — обстановка накалена до предела. На остров, где единственные живые существа — это крикливые чайки, приезжают два смотрителя для работы на маяке. Старый сваливает всю тяжелую работу на молодого, гоняет его, оскорбляет, газлайтит и не подпускает к собственно маяку. Молодой покорно трудится и слушает брань, стиснув зубы, — он хочет заработать денег, чтобы построить дом.
Если вам понравилась статья, обратите внимание еще и на эту страницу.
20 современных российских фильмов, которые стоит посмотреть
Российское кино любят ругать, сравнивать с советским и по возможности избегать его совсем.
Я хочу показать, насколько самобытными стали отечественные фильмы за последние годы.
В этой подборке много дебютов, мультфильм, короткий метр, документалки, грандиозный арт-проект и целых два фильма Андрея Звягинцева.
Как я провел этим летом, 2010
Кратко: получил статуэтку Берлинского кинофестиваля и доказал миру, что Россия — это не только Тарковский
Режиссер: Алексей Попогребский
Главные роли: Сергей Пускепалис, Григорий Добрыгин
Сюжет. Два полярника, постарше и помладше, несут вахту на научной станции. Один узнает страшную для другого новость и сходит с ума, потому что не в силах ее рассказать.
Что особенного. Это камерная драма, разыгранная всего двумя артистами и снятая в суровых условиях на Чукотке. Режиссер Попогребский пользуется инструментарием того же Андрея Тарковского — длинные поэтичные планы, метафоры вместо сюжетных поворотов — и развенчивает героический образ: работники полярной станции, плакатные персонажи советской пропаганды, оказываются не так идеальны, как принято о них думать.
Неадекватные люди, 2010
Кратко: российская комедия нового формата, отличная от советской и американской
Режиссер: Роман Каримов
Главные роли: Илья Любимов, Ингрид Олеринская, Евгений Цыганов
Сюжет. Уставший от самого себя 30-летний менеджер Виталий пытается начать новую жизнь и по совету знакомого психолога переезжает из Подмосковья в Москву. Там он сталкивается с начальницей-совратительницей и соседкой-нимфеткой.
Что особенного. Советское кино подарило нам много безоговорочно любимых комедий — смешных, но уже засмотренных до дыр. Дебютный полный метр Романа Каримова совсем на них не похож. Это кино разговорное, почти без визуального юмора, не натужно смешное, а снятое с презрительной авторской усмешкой. Быт офисного планктона и его потерянность воспроизводятся в самых неприятных деталях, а сюжет приводит нас к любовной драме в духе набоковской «Лолиты».
Сердца бумеранг, 2011
Кратко: камерная история маленького человека
Режиссер: Николай Хомерики
Главные роли: Александр Яценко, Рената Литвинова
Сюжет. У машиниста метро диагностируют патологию сердца. Шансы, что оно остановится, — 50 на 50. Казалось бы, для героя ничего не изменилось: он мог и раньше умереть в любой момент в результате несчастного случая, но на деле изменилось все.
Что особенного. Камерная черно-белая драма от каннского лауреата Николая Хомерики мало была в прокате и быстро забылась. Судьба фильма «Сердца бумеранг» оказалась соизмерима с судьбой его героя, маленькому и незаметному в масштабах вселенной, для которого главное потрясение в жизни — встреча с гадалкой и женская грудь. Сложно не отождествлять себя с этим совсем не выдающимся, но зато живым человеком.
Елена, 2011
Кратко: самый феминистский и приземленный фильм одного из главных российских режиссеров
Режиссер: Андрей Звягинцев
Главные роли: Надежда Маркина, Андрей Смирнов, Елена Лядова
Сюжет. Пожилая домохозяйка Елена вышла замуж по расчету за богатого бизнесмена Владимира. Но помогать финансово тот не рвется, а затем и вовсе решает отдать наследство дочери от первого брака. Тем временем Елене нужно спасти внука, живущего с родителями в спальном районе, от призыва в армию.
Что особенного. Начиная с «Елены» Андрей Звягинцев, которого на родине считают снимающим на экспорт, резко ушел от метафоричности к суровой реальности. Эта опустошающая драма начинается в гламурной атмосфере элитной квартиры, но затем обращается к узнаваемой эстетике спальных районов. Елена, одна из сильнейших героинь в современной истории российского кино, оказывается в центре настоящей античной трагедии, где воля злого рока пересиливает добрые побуждения.
Рассказы, 2012
Кратко: все, что нужно знать о русском мире за пределами интернета
Режиссер: Михаил Сегал
Главные роли: Андрей Мерзликин, Игорь Угольников, Любовь Аксенова, Владислав Лешкевич (группа «Каста»)
Сюжет. Издательство отказывается публиковать сборник рассказов молодого писателя, аргументируя это тем, что романы продаются лучше. Все, что происходит дальше, — экранизация этого несуществующего сборника.
В одной истории молодая семья планирует свадьбу и на встрече с организатором внезапно обсуждает всю дальнейшую жизнь. Во второй для поиска пропавшей девочки сотрудники полиции используют мистическую связь провинциальной библиотекарши с Пушкиным. А в третьей вся страна, начиная с автомастера и заканчивая президентом, оказывается повязана в коррупционных схемах.
Что особенного. Этот фильм, собранный из коротких историй, не рассыпается на юмористические скетчи, как многие киноальманахи вроде «Елок». Все новеллы, собранные вместе, образуют мощное и злободневное высказывание о кризисе самоидентификации в масштабах не только личности, но и всего народа.
Жить, 2012
Кратко: апофеоз темы смерти в российском кино
Режиссер: Василий Сигарев
Главные роли: Яна Троянова, Алексей Филимонов, Ольга Лапшина, Евгений Сытый
Что особенного. «Жить» — из тех фильмов, по которым российскому кино ставят диагноз «снимают одну чернуху». Его и правда тяжело смотреть, но о сложной и некомфортной теме смерти можно говорить только так — без прикрас и ложных надежд.
Горько, 2013
Кратко: навсегда связал в сознании русскую пьянку и хоррор
Режиссер: Жора Крыжовников
Главные роли: Егор Корешков, Юлия Александрова, Александр Паль, Сергей Светлаков
Сюжет. Молодожены решают отгулять две свадьбы в один день: одну с караоке и конкурсами от тамады, другую модную, как в «Инстаграме». К сожалению, приглашенная родня — отчим невесты, работающий в городской администрации, и брат жениха, на днях вышедший из тюрьмы, — рушат все планы.
Трудно быть богом, 2013
Кратко: фантазия на тему, как выглядел бы мир без культуры
Режиссер: Алексей Герман
Главные роли: Леонид Ярмольник, Юрий Цурило
Сюжет. Ученый с Земли выживает на планете, очень похожей на нашу, но с оговорками: развитие цивилизации остановилось примерно за 700—800 лет до нашего времени, а эпохи Возрождения там и вовсе не случилось.
Что особенного. Поздние фильмы Германа-старшего всегда про строительство грандиозных миров, перегруженных деталями. Кажется, что мы не видим и сотой части всей картины: в кадре кто-то непрерывно кряхтит, сопит, бормочет под нос, чавкает жидкой грязью под ногами, заглядывает в кадр, а потом мгновенно исчезает. Смотреть на это может быть не всегда приятно, но так и задумывал автор, который хотел доказать, что сделать из толпы настоящее общество могут только культура и искусство.
Географ глобус пропил, 2013
Кратко: рассказ о печальной судьбе постсоветской интеллигенции
Режиссер: Александр Велединский
Главные роли: Константин Хабенский, Анфиса Черных, Елена Лядова, Александр Робак
Сюжет. Пермский интеллигент и пьяница Служкин сбегает от безработицы и неурядиц с женой в обычную школу, куда устраивается учителем географии. Во время вылазки на природу с классом героя ждет эмоциональное пробуждение.
Что особенного. Служкин в исполнении Хабенского — карикатура на вечно помятую, ворчливую и аморфную постсоветскую интеллигенцию. Но в «Географе» важнее не подтекст, а его декадентская уютность. Этот фильм словно костер, над которым можно погреть руки вечером.
Мы не можем жить без космоса, 2014
Кратко: трогательный современный мультфильм о дружбе навек
Режиссер: Константин Бронзит
Сюжет. Двое друзей участвуют в программе подготовки космонавтов. Совсем скоро их разлучат: одного выберут для полета, второй навсегда останется дублером.
Что особенного. Этот короткометражный мультфильм Константина Бронзита был номинирован на «Оскар» — узнаваемая айдентика советских покорителей невесомости оказалась понятна и у нас, и среди членов американской киноакадемии. Это мультфильм без единой реплики, который при помощи простейшей визуальной метафоры выбивает почву из-под ног и объясняет, что только во внутреннем космосе все могут быть счастливы и неразлучны.
Комбинат «Надежда», 2014
Кратко: честно и искренне о больном
Режиссер: Наталия Мещанинова
Главные роли: Максим Стоянов, Данил Стеклов, Степан Девонин, Дарья Савельева, Полина Шанина
Сюжет. Норильская молодежь живет мечтами о лучшем завтрашнем дне, но он никогда не наступает. Один мечтает показывать фокусы на корпоративах, другой — накопить на джип, но почти все как один собираются поскорее уехать из загрязненного города за полярным кругом.
Что особенного. Наталья Мещанинова старалась показать безнадегу без всяких прикрас. Для такой задачи Норильск — идеальное место действия, ведь комбинат «Надежда» здесь работает вхолостую, а надежды на лучшую жизнь почти всегда остаются мечтами. Говорить о такой России всерьез можно только нецензурно, поэтому особенно импонирует, что речь героев не прикрашена «киношными» оборотами.
Левиафан, 2014
Кратко: исчерпывающее кино о столкновении человека с высшими силами, а вовсе не о том, что в России плохо жить
Режиссер: Андрей Звягинцев
Главные роли: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов
Сюжет. Привычный уклад жизни угрюмого автослесаря и его жены фатально рушится, когда их интересы сталкиваются с интересами мэра их северного города. И никакой адвокат из Москвы не в силах помочь.
Что особенного. «Левиафан» ругали за то, что он продает западной публике негативный образ страны. Хотя еще в первой сцене скелет грандиозного, явно невозможного животного намекает зрителю на мифологичность сюжета. Этот фильм Звягинцева — вовсе не колонка на злобу дня о том, как плохо живется в поселке Териберка с коррумпированными властями, а притча о мире, который всегда оказывается сильнее одинокого человека.
Рай, 2016
Кратко: не Великая Отечественная война, а Вторая мировая, о которой у нас почти не снимают
Режиссер: Андрей Кончаловский
Главные роли: Юлия Высоцкая, Филипп Дюкен, Якоб Диль
Сюжет. Идет война. Русская княгиня-эмигрантка и участница французского сопротивления, коллаборационист и нацистский офицер рассказывают Богу, как они умерли.
Что особенного. Кончаловский — режиссер-космополит: в СССР его фильмы клали на полку, а в США и Европе давали снимать и показывать кино. Возможно, именно поэтому ему удается снимать по-настоящему интернациональные фильмы с разными точками зрения на сложные темы.
Аритмия, 2017
Кратко: образцовое кино о живых людях и стрессе, разрушающем жизнь
Режиссер: Борис Хлебников
Главные роли: Александр Яценко, Ирина Горбачева
Сюжет. В семье молодых медиков кризис. Им не хватает времени и на любовь, и на развод, и на спасение жизней.
Что особенного. «Аритмия» разрушает традицию бесконечных медицинских сериалов на российском ТВ: оказывается, в таких декорациях можно снимать кино об искренних человеческих чувствах. До боли узнаваемый конфликт молодой семьи возникает не из-за государственных реформ, а просто из-за всепроникающей усталости, нелепостей и мелочей. После этой картины Яценко расхватали по сериалам, а Горбачева превратилась в одну из системообразующих актрис российского кино.
Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов, 2017
Кратко: девяностые никуда не ушли, и мы по-прежнему в них живем
Режиссер: Александр Хант
Главные роли: Алексей Серебряков, Евгений Ткачук
Сюжет. Вчерашний детдомовец хочет съехать от жены с ребенком и жить с любовницей, поэтому ему нужна новая квартира. В это же время из тюрьмы выпускают ненавистного ему отца, который оказывается парализован. Его жилплощадь сын хочет присвоить себе, отправив родителя в богадельню.
Что особенного. «Витька Чеснок» (полное название нарочито длинное, как у Гоголя) — кино, которое сочетает в себе сверхбыстрый ритм и размеренность роуд-муви. По ходу путешествия героев выясняется, что нет никакой разницы между гопником из нулевых Витькой Чесноком и бандюганом из 90-х Лехой Штырем. И что без отца каждый мальчик Витя вырастает точно таким же заостренным Штырем, который торчит из любой поверхности и может всех поранить.
Теснота, 2017
Кратко: впервые в российском кино обсуждают наследие чеченских войн
Режиссер: Кантемир Балагов
Главная роль: Дарья Жовнер
Сюжет. Нальчик, 1998 год. Еврейка встречается с кабардинцем вопреки желанию матери выдать ее за «своего». Тем временем младшего брата девушки и его невесту похищают и требуют выкуп.
Что особенного. Сумрачный, жуткий и удивительный дебют Кантемира Балагова поднимает очень тяжелую тему — национальную нетерпимость в реалиях неспокойных 90-х.
Война Анны, 2018
Кратко: инновация в военном кино, фильм — симулятор выживания
Режиссер: Алексей Федорченко
Главная роль: Марта Козлова
Сюжет. Маленькая девочка Анна чудом спасается от массового расстрела евреев на Украине и остаток войны тайно живет в печке местной школы, где нацисты устроили штаб.
Что особенного. Возможно, это история самого жуткого детства в истории кино. Картина венецианского лауреата Алексея Федорченко начинается с натуралистичной сцены: не говоря ни слова, миниатюрная шестилетняя героиня вылезает из-под трупа матери — та спасла девочку ценой собственной жизни.
Анна дружит со школьной кошкой, ворует еду и подслушивает разговоры военных, которые при первой же встрече ее бы убили. Вся иностранная речь нарочно не переведена — чтобы зритель еще сильнее почувствовал, как жила девочка, которая могла бы учиться в той самой школе, если бы злой рок не нарушил естественный ход вещей.
Хэй, бро! 2018
Кратко: лучший фильм о нынешнем поколении двадцатилетних
Режиссер: Александр Элькан
Сюжет. Два подростка-рэпера катают на скейтах по летней Москве и провоцируют случайных прохожих, а затем решают отправиться в Крым. Как это обычно бывает, поездка становится проверкой дружбы на прочность.
Что особенного. Это невесомое документальное кино о двух бездельниках, изучающих себя и мир вокруг под звуки клауд-рэпа и с радостным блеском в глазах. Без забот о завтрашнем дне, без задач и планов герои увлеченно тратят время впустую, оставаясь при этом абсолютно счастливыми. Их план прост: «Ты, я, подружка, винчик, ромчик и кристаллы». По этому кино можно изучать поколение двадцатилетних.
Лето, 2018
Кратко: увлекательный мюзикл о главном народном таланте страны
Режиссер: Кирилл Серебренников
Главные роли: Роман Билык (группа «Звери»), Тео Ю, Ирина Старшенбаум
Сюжет. В 1981 году лидер группы «Зоопарк» Майк Науменко знакомится с молодым и еще никому не известным Виктором Цоем и быстро понимает, как далеко тот пойдет.
Что особенного. Фильм Серебренникова показывает Цоя в неожиданный период: когда тот еще не стал всенародно известным, а был начинающим лирическим героем своей же песни «Бездельник». При этом «Лето» не перегружено биографическими деталями, а скорее передает ощущение того знойного и расслабленного лета, которое стало переломным для героев. Только в финале режиссер рассказывает о трагических судьбах Науменко и Цоя, которые в 1981 году даже не задумывались, что их ждет впереди.
Дау, 2019
Кратко: кино будущего
Режиссер: Илья Хржановский
Главные роли: Теодор Курентзис, Наталья Бережная, Ольга Шкабарня, Николай Воронов, Максим Марцинкевич
Сюжет. Фильм рассказывает биографию выдуманного физика Дау и личные истории десятка других людей, живущих в закрытом советском институте на протяжении трех десятилетий.
Что особенного. Фильм начинался как биография реального физика Льва Ландау, но быстро перерос в уникальный проект, который снимали три года без сценария и почти без режиссуры. Непрофессиональные актеры (главного героя сыграл дирижер, его коллег-ученых — настоящие физики и математики, дворников — харьковские бездомные) жили в гигантской декорации размером с небольшой город, выдумывали собственные жизни в предложенных обстоятельствах, а их непрерывно снимали.
Режиссер Илья Хржановский отдал этому проекту десять лет жизни, которые ушли на планирование, съемки и работу с материалом. Получилось 700 часов отснятого хронометража, из которых смонтировали 14 полных метров — не только о самом Дау, но и о других «второстепенных» героях. Это и есть кино будущего: не срежиссированное, бесконечно расширяющееся во все стороны — как сериал, который никогда не закончится.
Любите кино?
Подписывайтесь на наш лайфстайл-инстаграм, где мы регулярно пишем про интересные фильмы, новые сериалы и кинопремьеры. Мы уже рассказывали про:
Подписывайтесь на @t_gorod и тренируйте внутреннего кинокритика.