русская печь в которой можно мыться
Как мылись в русской печи
Следить за чистотой тела всегда было важно для русских людей. В давние времена путники из других стран замечали, что у русских всегда чистая одежда, вымытое лицо. Они пользуются золой во время мытья и натирают тело аж до красноты.
В Европе в то далёкое время пользовались душистыми уксусами и одеколонами, которые должны были избавить человека от неприятного запаха. А славянский народ не отказывал себе в принятии водных процедур. Если какая-то семья не имела собственной бани, людям приходилось мыться даже в русских печках.
Классические русские печи довольно большие, в них спокойно могли поместиться два взрослых человека. Ещё оставалось место для веника, кадушки и других предметов. Когда топили печь, внутри можно было поставить чугуны воды для нагревания. Туда ещё добавлялась различная лекарственная трава.
После прогорания дров и остывания печи, хозяин избавлял печку от золы, сажи и угля. Часто пользовались разведением щёлка, который применяли вместо мыла, готовили яичные растворы (старинные «шампуни»), занимались завариванием веников. Непосредственно перед мытьём плита, на которую залезали, чтобы попасть внутрь, закрывалась с помощью соломы или досок. После всего этого начиналось мытьё.
Взрослого же приходилось «ввозить» в лежачем положении, когда тот находился на большой доске. Однако от старожилов и историков было немалое число рассказов о том, как нередко для водных процедур печкой могла воспользоваться и молодая незамужняя девушка.
Барышни побаивались ходить в баню, ведь в таких местах, согласно поверью, жили банники (сердитые духи, хозяева бань). Молодые девицы действительно искреннее верили, что стоило им прийти не вовремя, оставить банные принадлежности не на своих местах, дух может не на шутку разозлиться, вылить на них горячую воду или запарить до смерти. Также остерегались кикимор, якобы живущих под полами, и другой банной нечисти.
В домашних условиях принимать водные процедуры было несравнимо спокойнее. Особенно с учётом того, что в каждой хате были уголки, где стояли на полочке или висели на стене иконы. В кое-каких деревнях это считался грех одинокой женщине пойти в баню. Вследствие этого и приходилось молодым девушкам использовать печь для мытья.
Русскую печку (в отличие от бань) считали практически священным местом. Люди были уверены, что печной огонь обладает чудесными свойствами. Во время прочтения специальных заговоров и сжигания в его пламени магических предметов человек мог попросить об исцелении и здоровье.
На печь могли положить новорожденного ребёнка, чтобы она наделила его крепким здоровьем. Порой малыша даже могли «окатить печным духом»: на несколько мгновений его помещали в зев печки, и она будто бы «дышала» на новорожденного.
Тут же проходил лечение больной человек с какими угодно недугами. А для детей печь была самая лучшая утешительница: благодаря уюту и теплу можно было забыть обо всех обидах. Гул ветра в печных трубах всегда обеспечивал сладкий сон.
Уже на данный момент и не скажешь точно, кто были первыми людьми, открывшими мытьё в печи. Свидетельства о таком применении печки имеются в разных частях России. Удивительно, но эти традиции были не только в сёлах, а ещё и в городах. Давним путешественникам, много лет назад побывавшим в Москве, пришлось стать свидетелями того, как могли себе позволить мыться в русских печках жители города.
Некоторые этнографы утверждают, что дровяная отопительная печь служила людям баней аж до середины XX столетия.
По сведениям А.Шингарева традиция мытья в печи сохранялась в деревне вплоть до Великой Отечественной войны. Орловская крестьянка, жительница села Ильинское М.Семкина (1919 г.р.), вспоминала: «Раньше купались дома, из ведёрки, никакой бани не было. А старики в печку залезали. Мать выметет печь, соломку туда настелет, старики залезают, косточки греют».
Вероятно, и в этот момент где-то в далёкой деревушке кто-то принимает банные процедуры в печке.
Знаете ли Вы, как мылись в русской печи?
Что-что, а помыться русские люди всегда любили. В старину все иноземные путешественники отмечали, что народ наш чистоплотен: «Рубахи у них белые, лица чистые. Трут себя золою нещадно и тело ошпаривают до красноты». Пока Европа изобретала душистые уксусы и одеколоны для избавления от неприятных запахов, славяне с удовольствием принимали водные процедуры. Если не было бань – мылись даже в русской печке.
Классическая русская печь очень большая, в ней свободно помещаются двое взрослых, и еще остается место для кадушек, веников и прочей банной утвари. Когда печь начинали растапливать, внутрь ставили греться чугуны с водой и лекарственными травами. После того как дрова прогорали и печь остывала, из нее вычищали угли, сажу, золу. Разводили щелок (его использовали вместо мыла), делали яичный раствор (старинный «шампунь»), заваривали веники. Перед тем как мылись в русской печи, закрывали досками или соломой плиту, на которую нужно было забираться, чтобы залезть внутрь. И приступали к мытью.
Кто мылся в печке?
Обычно в печи мыли самых немощных домочадцев – младенцев, стариков и больных, чтобы им не приходилось лишний раз выходить на улицу. Детей подсаживали в печь на лопате для хлеба (как Иванушку в сказках про Бабу-Ягу). Взрослых «ввозили» лежа, на большой доске.
Впрочем, историки и старожилы рассказывают, как мылись в русской печке не только старые, малые и больные. Частенько там принимали водные процедуры молодые незамужние девушки. Они не любили ходить в баню – там, по поверьям, обитал банник. Это сердитый дух – хозяин бани. Стоит прийти помыться не вовремя, оставить ковш не на своем месте – банник разгневается, и может опрокинуть кадушку с горячей водой, а то и запарить до полусмерти. А еще кикиморы, которые живут под полом, и прочая банная нечисть…
В общем, дома, где есть красный угол с иконами, мыться куда приятнее. В некоторых селах одиноким женщинам и вовсе запрещалось ходить в баню – это считалось грехом. Поэтому и использовали девушки для мытья печи.
Русская печка же, в отличие от бани, считавшейся нечистым местом, была местом почти священным. Печному огню приписывали чудесные свойства: читая заговоры и сжигая в его пламени магические предметы, люди просили здоровья, исцеления. На печку клали новорожденных детей, чтобы они выросли здоровыми и крепкими. Иногда их даже «окатывали печным духом»: заносили на несколько секунд в печной зев, чтобы печка «подышала» на ребенка. Здесь же лечили больных разными недугами. А для ребят печка всегда была лучшей утешительницей: в тепле и уюте забывались все обиды, и под гул ветра в печной трубе сладко спалось.
Откуда пошел обычай мыться в печке?
Кто и когда, в какой губернии впервые придумал мыться в русской печке? Теперь уже неясно. Свидетельства и заметки очевидцев есть и во Владимирской губернии, и в Сибири, и на юге. Должно быть, такой способ мытья практиковался повсеместно.
Интересно, что существовал этот обычай не только в деревнях, но и в городах. Путешественники, посещавшие Москву, рассказывали, как мылись в русской печи мещане – городские жители. По свидетельству некоторых этнографов, отопительные печи дровяные служили банями вплоть до середины 20 века. Вполне возможно, что в далеких деревнях до сих пор принимают банные процедуры в русской печи.
Как раньше мылись в русской печи и откуда пошел обычай?
В древней Руси особое внимание уделяли постройке бань, так как содержание тела в чистоте считалось основным фактором, оказывающим влияние на здоровье человека. Для некоторых постройка бани оказывалась слишком дорогим удовольствием, что, однако, не мешало людям искать другие способы очищения – к примеру, мыться в печах.
Мытьё в русской печи кажется современному человеку чем-то совершенно невыполнимым и нереальным. Для некоторых подобная процедура является очередной традицией, переросшей, скорее в легенду, но для представителей старшего поколения подобные рассказы вовсе не вымысел, а вполне очевидные воспоминания детства.
Откуда пошёл обычай?
Ещё в старину русские люди поняли, что чистота является залогом здоровья, и старались соблюдать её проявления во всем: в быту, в одежде и, что самое важное – в заботе о собственном теле. Недаром древнюю Русь не затронули многочисленные болезни, бушевавшие в Европе и вызванные, в первую очередь, полным отсутствием личной гигиены и антисанитарными условиями быта. Посещающие нашу страну путешественники нередко отмечали, что жители русских поселений выглядят совсем иначе: свежая одежда, чистые волосы и умытое лицо. В этом нет ничего удивительного, ведь не мыться на Руси в то время мог только ленивый.
Старинная печь 1890г.
Бани были обязательным атрибутом древнерусских поселений. Если же у семьи не хватало сил или средств на возведение бани, водные процедуры проводили в печках.
Традиция эта распространялась не только на деревенских жителей, но и на горожан, так как печь была единственным средством для отопления помещений. По данным этнографов, обычай мыться в печке сохранился среди некоторых групп населения вплоть до 20 века.
Как раньше мылись?
Внутреннее устройство русской печи предусматривает долгое сохранение тепла внутри её горнила, особенно если после топки закрыть продух заслонкой. Подобная конструкция позволяет не только поддерживать температуру в помещении, но и сохранять нагретую воду и пищу, помещённую в неё, тёплыми. Нюанс сохранения температуры воды очень важен, так как “разводили” печь обычно утром, а мылись уже после всех приготовлений, ближе к вечеру.
После того, как дневные приготовления заканчивались, печку очищали от золы, копоти и сажи. Перед началом мытья поверхность, по которой залезали, устилали соломой или небольшими дощечками, чтобы не испачкаться на обратном пути. После всех действий начинался сам процесс отмывания.
В печке отмывали стариков, маленьких детей или младенцев. Словом тех, кто не мог в силу обстоятельств добраться до бани или был недостаточно крепок здоровьем. Больных членов семьи в баню так же не выводили, особенно зимой – мыли в печке. Маленьких детей “передавали” в печь на специальной лопате, где их принимал кто-то из взрослых, а стариков на небольших липовых досках, в положении лёжа.
Детей клали на специальные лопаты
Молодые незамужние девушки также пользовались печкой, когда необходимо было помыться. Это обусловлено поверьем, что в банях живут сердитые духи – банники и кикиморы, способные сотворить с девушкой всякие злодеяния. Стоит молодой красавице оставить банные принадлежности не на своём месте или нарушить покой духа какими-либо действиями, тот мог разозлиться и подпереть дверь, напуская пару, или опрокинуть таз с кипятком на виновницу.
Свободным женщинам разрешалось мыться только с сестрами
Мыться дома при вышеперечисленных обстоятельствах было куда спокойнее. В каждой избе был красный угол, в котором размещались иконы, и совершать водные процедуры можно было, не боясь нечистой силы.
Заболевших некоторыми видами кожных недугов также отмывали в печи. В баню таких людей не водили, чтобы с водой болезнь не затронула других членов семьи. После мытья веник вместе с настилом, на котором больной размещался, сжигали. В последующую топку печи болезнь как бы “сжигали”, не давая ей выбраться наружу. Этот способ очищения помогал локализовать болезнь, а в последствии вовсе избавиться от неё.
Видео
Как раньше мылись в русской печи и откуда пошел обычай?
В древней Руси особое внимание уделяли постройке бань, так как содержание тела в чистоте считалось основным фактором, оказывающим влияние на здоровье человека. Для некоторых постройка бани оказывалась слишком дорогим удовольствием, что, однако, не мешало людям искать другие способы очищения к примеру, мыться в печах.
Мытьё в русской печи кажется современному человеку чем-то совершенно невыполнимым и нереальным. Для некоторых подобная процедура является очередной традицией, переросшей, скорее в легенду, но для представителей старшего поколения подобные рассказы вовсе не вымысел, а вполне очевидные воспоминания детства.
Откуда пошёл обычай?
Ещё в старину русские люди поняли, что чистота является залогом здоровья, и старались соблюдать её проявления во всем: в быту, в одежде и, что самое важное в заботе о собственном теле. Недаром древнюю Русь не затронули многочисленные болезни, бушевавшие в Европе и вызванные, в первую очередь, полным отсутствием личной гигиены и антисанитарными условиями быта. Посещающие нашу страну путешественники нередко отмечали, что жители русских поселений выглядят совсем иначе: свежая одежда, чистые волосы и умытое лицо. В этом нет ничего удивительного, ведь не мыться на Руси в то время мог только ленивый.
Старинная печь 1890г.
Бани были обязательным атрибутом древнерусских поселений. Если же у семьи не хватало сил или средств на возведение бани, водные процедуры проводили в печках.
Трудно установить, с чего именно пошёл обычай мытья в печке. Разные уголки России сохранили свидетельства о применении данного метода, начиная с 15 века.
Традиция эта распространялась не только на деревенских жителей, но и на горожан, так как печь была единственным средством для отопления помещений. По данным этнографов, обычай мыться в печке сохранился среди некоторых групп населения вплоть до 20 века.
Как раньше мылись?
Внутреннее устройство русской печи предусматривает долгое сохранение тепла внутри её горнила, особенно если после топки закрыть продух заслонкой. Подобная конструкция позволяет не только поддерживать температуру в помещении, но и сохранять нагретую воду и пищу, помещённую в неё, тёплыми. Нюанс сохранения температуры воды очень важен, так как разводили печь обычно утром, а мылись уже после всех приготовлений, ближе к вечеру.
Древнерусские печки отличаются массивными размерами, два взрослых человека могли спокойно расположиться внутри печи, занимаясь водными процедурами. Оставалось ещё и пространство для двух корчаг и веника.
После того, как дневные приготовления заканчивались, печку очищали от золы, копоти и сажи. Перед началом мытья поверхность, по которой залезали, устилали соломой или небольшими дощечками, чтобы не испачкаться на обратном пути. После всех действий начинался сам процесс отмывания.
В печке отмывали стариков, маленьких детей или младенцев. Словом тех, кто не мог в силу обстоятельств добраться до бани или был недостаточно крепок здоровьем. Больных членов семьи в баню так же не выводили, особенно зимой мыли в печке. Маленьких детей передавали в печь на специальной лопате, где их принимал кто-то из взрослых, а стариков на небольших липовых досках, в положении лёжа.
Детей клали на специальные лопаты
Молодые незамужние девушки также пользовались печкой, когда необходимо было помыться. Это обусловлено поверьем, что в банях живут сердитые духи банники и кикиморы, способные сотворить с девушкой всякие злодеяния. Стоит молодой красавице оставить банные принадлежности не на своём месте или нарушить покой духа какими-либо действиями, тот мог разозлиться и подпереть дверь, напуская пару, или опрокинуть таз с кипятком на виновницу.
Так как на Руси были свои правила для походов в баню, незамужние девушки могли мыться только с детьми или молодыми сёстрами, также не имеющими супругов. В некоторых деревнях поход одинокой девушки в баню приравнивался к греху, и кроме мытья в печи выхода у девушек не было.
Свободным женщинам разрешалось мыться только с сестрами
Мыться дома при вышеперечисленных обстоятельствах было куда спокойнее. В каждой избе был красный угол, в котором размещались иконы, и совершать водные процедуры можно было, не боясь нечистой силы.
Заболевших некоторыми видами кожных недугов также отмывали в печи. В баню таких людей не водили, чтобы с водой болезнь не затронула других членов семьи. После мытья веник вместе с настилом, на котором больной размещался, сжигали. В последующую топку печи болезнь как бы сжигали, не давая ей выбраться наружу. Этот способ очищения помогал локализовать болезнь, а в последствии вовсе избавиться от неё.
Зачем на Руси «перепекали» детей в печи
Как мылись в печках на Руси
Я не знаю всех тонкостей мастерства печников тех времён, видимо хранивших тайны тысячелетней постройки печей, но даже когда печь топилась, наверху было просто тепло. По крайней мере обжечься при прикосновении было нереально.
русских печах до революции еще и мылись. т.е. фактически печь выполняла несколько функций из которых обогрев и приготовление пищи были безусловно главными, но лечебно-гигиенические процедуры были тоже важным дополнением в той роли, которую русская печка играла в жизни на Руси.
Бани на Руси существовали с незапамятных времён. И разумеется, русский народ использовал их по прямому назначению, но не забывал и про печь. Тем более, что строительство собственной бани как таковая для многих считалось непозволительной роскошью. Ну а даже у кого она была, всё равно часто использовали печь еще и для того чтобы «пропарить косточки».
В печах как правило также мыли детей, младенцев, больных и стариков.
Стандартная русская печь свободно вмещала в себя двух взрослых человек. Так что, вопреки нынешним представлениям, там было где развернуться. После протопки, когда печь немного остывала, внутри её устилали ржаной соломой, кидали домотканный половик и всё. Готова и баня и сауна и медицинский центр прямо посреди дома.
Вот как описывал эту процедуру знаменитый русский этнограф, князь Вячеслав Николаевич Тенишев в 1899-м году:
Из вологодских земель подробное описание относится к Мольскому приходу Тотемского уезда:
«Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя.
Причем подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном теплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают.
Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову «щелоком», потом окатывается водой на сарае.
Приготовлений нужно совсем немного; только с утра поставить в печь чугун с водой. «
Зачем на Руси «перепекали» детей?
Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше.
Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.
Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных.
Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.
Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.
При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.
Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.
Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.
Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.
Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.
Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.
Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери.
«В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. – Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо придется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы».
После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А чтож? – отвечает баба, – и Ваньку не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить. – Ее запекай, а Ваньку мне продай».
Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.
Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья – мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы.
Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет: «Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей».
Затем, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто». Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.
Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов – очищение огнем.
А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.
Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева (1928 г.р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было.
Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем – сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».
По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет.
ЗАЧЕМ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ «СТАРИНУ СЕДУЮ»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку? Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.
Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болезни, могло символизировать одновременно:
– повторное «выпекание» ребенка, уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба и одновременно символизирующей женское чрево;
– символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе;
– временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируемое печью, и его второе рождение;
. Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов