рудн или сеченова что лучше
РУДН и МГМУ имени Сеченова попали в проект «5-100»
Фото: ТАСС/Борис Кавашкин
Первый московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова и Российский университет дружбы народов вошли в проект по повышению международной конкурентоспособности российских университетов «5-100», сообщает пресс-служба Минобрнауки.
На попадание в проект претендовали 18 вузов. Каждый из них в ходе двухдневного заседания с 23 по 24 октября на площадке Дальневосточного федерального университета представил долгосрочную программу развития своей образовательной организации. По итогам обсуждения помимо двух московских университетов лучшими были признаны также:
«Москва в цифрах»: Российские вузы в мировом рейтинге
В настоящий момент в проекте участвуют 15 ведущих российских вузов, в том числе Высшая школа экономики, МИФИ, МИСиС и МФТИ,
Проект «5-100» был запущен в 2012 году как инструмент наращивания научно-исследовательского потенциала группы национальных университетов и укрепления их конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.
В сентябре этого года сразу девять вузов-участников проекта попали в ежегодный рейтинг Times Higher Education, в октябре два вуза-участника проекта вошли в топ-10 рейтинга QS University Rankings: Emerging Europe & Central Asia.
МГМУ или РУДН что лучше
Не знаете что лучше выбрать МГМУ или РУДН? Почитав отзывы о данных ВУЗах на нашем сайте и сравнив МГМУ и РУДН, вам будет легче понять в чем их отличия и выбрать какое заведение больше вам подходит для поступления.
МГМУ — Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова отзывы
Адрес:119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8
Отзыв: Один из лучших лекторов, которого приходилось слышать.
Отзыв: лучшее, что можно предложить данному ГОУ ВПО, так это превратить его в музей истории медицины. оказание плановой медицинской помощи на территории города Москвы при нынешнем использовании бензиновых двигателей преступно само по себе, а обучение в условиях газовой камеры (т.е. там, где находится большинство баз), эффективным быть не может априори. впрочем, загородные базы можно и оставить, как клинические базы Витебского аналога, может те кадры подскажут, как частото развивается инфаркт миокарда при пеллагре и рахите, вопреки рекомендациям минздрава о применении ингибиторов ГМГКОАредуктазы, и
Отзыв: Не смог поступить изза ненависти к ставропольцам. Приходица в тсха активистом быть!! Запары общага!! Проста несправидлива! Ставрополь батюшка боженькой храниииим!
Отзыв: Дмитрий Ставрополевич, тебе как бы тонко намекнули, что колхозники не нужны
Отзыв: Пожалуйста, уберите лекции-дискуссии по госпитальной хирургии (и занятия в 79 больнице). Никакого толку от них: ничего нового не узнаёшь, приходишь только зря время тратишь. Единственный, кто адекватно проводит эти лекции, Яковченко.
Отзыв: Мне нравится
Отзыв: Самый лучший
Отзыв: Наш вуз один из самых лучших) по крайней мере я так считаю только из-за того что у нас есть действительно достойные специалисты, лучший профком, любимый волонтерский центр и конечно же СЕЧЕНОВЕЦ. 3 хлопка
Отзыв: Не нравится в качестве образования, большие группы и мало практических навыков в течении года, бестолковая практика по большей части. При этом преподавательскии состав очень и очень хороший, им большое спасибо.
Отзыв: Когда Глыбоко начнет платить достойную зарплату преподавателям,а бухгалтерия правильно ее начислить и вовремя выплачивать?Где стимулирующие надбавки.Стыдно господа!
Отзыв: Питание у нас в универе — это просто жесть!)
Отзыв: вы из диаспоры? у вас есть бабло? тогда велком:)
есть мозги, но нет денег? нет, извините. следующий
Отзыв: зачем кафедре химии новые пробирки?
зато в ректорате — как в «метрополе»:)
Отзыв: Студентов у нас не любят, в этом беда деканатов.
РУДН — Российский университет дружбы народов отзывы
Адрес:117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Отзыв: с каждым годом все меньше университет удовлетворяет требования международных стандартов.зато оценивают нас по бально-рейтинговой системе.нам она усложняет жизнь,а диплом за границей не признают.да и в Москве не особо ценят.тех.обеспеченность мала.учимся в подвалах очень часто.до старших курсов доживают фанатики медицины(коих много) или те,за кого всегда договариваются.но однако ВУЗ дает возможность получить параллельно внутренний(!)диплом переводчика и на фоне уровня образования по стране все довольно хорошо.изменения в вузе происходят довольно часто,и студентов не спрашивают ни о чем..
Отзыв: и печальные репортажи по ТВ о нашем любимом факультете прославляют качество нашего образования на весь мир.
Отзыв: Поступайте на дизайн архитектурной среды! Хорошая специальность на инженерном факультете.Сильнее чем архитектура.
Отзыв: На счет за границей не признают, это не верно, Австралия признает 2 ветеринарных вуза из Москвы, РУДН и Скрябинку, с этими дипломами можно сдавать ветеринарный экзамен в Австралии.
Отзыв: Чего тут происходит? Трудоустройство, кстати, и дальнейшая карьера зависит от двух факторов: как человек учился в школе, насколько он развит и эрудирован… Ибо вуз не исправит полную тупизну… А еще сама личность человека — сможет или нет коммуникации развить и РАБОТАТЬ. Нам препод предлагал подработку — небольшой перевод за 6000 руб., и еще один перевод — за 10 000 руб. Так никто из наших не согласился. Хотя работы на 2-3 дня было! Согласились только студенты из Таджикистана — сетевики… И, кстати, она сказала что классно все сделали…
Отзыв: Кстати, поздравляю тебя с поступлением в магистратуру на БЮДЖЕТ, Руслан!
Отзыв: Опять они учебу заблокировали))
Отзыв: Я хотела там написать, но модератор почему то мне дает написать безобидный отзыв!!ебят, мне так надоело читать ваши лживые посты про то как вы якобы сами поступили магистратуры других ВУЗов. Вам самим не смешно. Про вышку я еще готова поверить там нет почти конкурса, поэтому берут любой зауряд с низкими баллами, потому как туда боятся поступать типа вышка для задротов!! Но многие из вас не смогли и туда пройти и по олимпиадам!! А вдруг в другой ВУЗ где конкурс был ацко нераельный вы бюджет получили!! Ясно и там блат у вас есть!!
Отзыв: А вам хорошо таким прикрыться связями родителей в ВУЗе и на тех местах куда они вас устраивают и горланять что вы все сами!! Ребята да не сами!! Вы и в РУДН на бюджете учились на бюджете!! Значит и здесь блат был. А когда вы учились с нами вы разговаривали с нами на равным!! Значит вы тоже олигофрены, а если вы не считаете себя ими, значит и мы не такие. Так надоело читать ваш гон про мою несостоятельность,потому что я в РУДН учусь-хорошо такое писать прикрывшись родительским блатом в ВУЗе и работе. Мы
Отзыв: Мы по крайней мере не скрываем кто из нас блат, а вы гоните безпонтово!! Вот что бесит!! И про бюджет своей рассказываете кому нибудь другому!! У нас ребята поумнее вас остались!!
Отзыв: Да, Рит, а почему ты не поступила на бюджет другого ВУЗа, раз там не было конкурса?? Ведь ты тоже поступала в тот ВУЗ.
Отзыв: Опять они учебу заблокировали, Кстати, в соседней группе магистратуры, на 1-м курсе, есть одна студентка, которая работает сейчас консультантом в рекрутинговом (кадровом) агенстве, и занимается поиском и подбором персонала по части финансов (financial services), может это она пишет от Настоящего студента, я так подумал??
Отзыв: Это которая соотечественница ДАВТЯНА, микроскопического роста отличница. Похоже — она. Устроила тут театр одного актера.
Отзыв: Не, я не о ней говорю))) На та о ком Вы говорите, его горячая поклонница)) Раньше отвечала за качество обучения на нашем факультете))) Отвечала за то чего НЕТ)))
Отзыв: Эта микроскопическая отличница подруга семьи Рассказовых))
Как все устроено: РУДН
Студенческая жизнь в РУДН бьет ключом, но выпускница вуза Елена Чиркина решила сделать ставку на учебу и посвятила ей практически все свое время. Елена рассказала, почему одного диплома недостаточно, чтобы найти работу мечты, и какими дополнительными возможностями для развития стоит воспользоваться, если вы хотите построить успешную карьеру.
Главное о РУДН
Автор — Елена Чиркина, выпускница РУДН 2015 и Летней школы Changellenge >> 2015
Как поступить в РУДН
В 2020 году РУДН вошел в список 400 лучших университетов мира в рейтинге QS World University Rankings. По количеству иностранных студентов вуз включен в топ-100 рейтинга Times Higher Education, а кампус университета — самый зеленый в стране. РУДН в цифрах ― это:
В 11-м классе я стала призером всероссийской олимпиады, так что при поступлении мне засчитали по 100 баллов за ЕГЭ по химии, математике, физике и информатике. Я прошла на химические специальности в МГУ, Менделеевский, РУДН, РГУ нефти и газа им. Губкина и на инженера-строителя в МГСУ. Выбирала в основном между МГУ и РУДН. В МГУ мне очень не понравилась атмосфера: запах старины, обшарпанные коридоры и аудитории. Так что выбор был сделан в пользу РУДН.
Причины две. Во-первых, шикарный студенческий городок, по некоторым рейтингам лучший в России. Во-вторых, возможность помимо основной учебы выучить второй и даже третий иностранный язык. Я попала на дополнительную программу «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и окунулась в лингвистический мир. Три-четыре пары языка каждый день позволили мне за год выучить немецкий с нуля до уровня В2. А дальше пары языка гармонично вписались в учебный процесс физико-математического факультета. Ни один университет не предлагал совместить химию и пары по техническому переводу.
Мифы о РУДН
Миф № 1. Если поступишь в университет, то будешь жить, учиться и встречаться исключительно с иностранцами.
В РУДН действительно много иностранцев, но они не составляют большинство студентов. Например, в моей группе из 40 человек было семь африканцев и еще двое из малых народностей России и СНГ. Тем не менее если у вас есть проблемы с восприятием людей другой религии и национальности, то вам однозначно не сюда! Но если вы любознательны, любите разные культуры и общение на иностранном языке, то ваша студенческая жизнь заиграет яркими красками.
Миф № 2. Ты сможешь работать по всему миру.
Это почти лозунг нашего университета, но относится он скорее к иностранцам, чем к гражданам РФ. Студенты из других стран удачно заканчивают университет, уезжают на родину (которая, кстати, оплачивает их образование через скидки и субсидии) и строят там блестящую карьеру. Для русских студентов из плюсов только огромное количество друзей по всему миру и расширение кругозора. Первое, кстати, иногда даже мешает учебе: студенты из Африки и Азии часто не могут совладать с русским языком и постоянно просят помочь с конспектами, коллоквиумами и подготовкой к экзаменам. Это очень отвлекает.
Миф № 3. С каждым курсом становится легче учиться.
Это неправда. Я всегда с улыбкой смотрела на соседей в общежитии, которые постоянно гуляли, посещали всего по две пары в день, уделяли время своим хобби и спорту. Все дело в том, что они учились не на физмате и не на медицинском. На этих двух факультетах учеба с каждым курсом становится все сложнее: пар и лабораторных часов больше, материал тяжелее, экзамены труднее.
Учеба
У нас было много интересных и полезных предметов. Мне очень запомнился курс аналитической химии: я научилась пользоваться многими приборами, выработала аккуратность, точность и терпеливость (эти качества помогают не только в работе, но и в жизни). Учеба воспитала во мне строгость в оформлении журналов, я осознала непростительность ошибок в опытах: нельзя немного пролить, не досушить или неаккуратно взвесить. Курс физической химии очень пригодится тем, кто хочет работать на производстве. А органическая химия, на мой взгляд, — это самая инновационная наука на сегодняшний день. Сейчас на кафедре работает очень талантливый преподаватель и научный работник, нереальный знаток своего дела Федор Иванович Зубков. У него есть чему поучится, а после его лаборатории легко можно поступить в аспирантуру любого хорошего зарубежного вуза.
Я очень благодарна РУДН за суперфундаментальные знания и возможность проверять абсолютно все опыты и свойства на практике. Редкие вузы дают студентам любые нужные реактивы в таком количестве. Кроме того, я ценю свой университет за персонализированный подход преподавателей: вам всегда помогут, ответят на вопросы и будут рады пообщаться даже вне пар. Наконец, большой плюс РУДН — это возможность совмещать язык и техническую специальность.
Внеучебная жизнь
Студенческих организаций в вузе очень много, начиная со всем известной КВН-команды РУДН и клуба народных искусств и заканчивая огромным спортивным клубом, в котором есть много бесплатных и несколько платных секций (например, большой теннис и плавание). Есть центр, который занимается поездками по обмену. Лично я на месяц ездила в лингвистическую школу в Берлине. Университет помог подобрать школу, но оплачивала я все сама.
В целом не могу сказать, что я активно участвовала в жизни вуза. У меня была очень тяжелая учеба, которая отнимала почти все время. Пары заканчивались около 16:00, потом надо было идти в лабораторию или делать огромное домашнее задание. А кроме основных пар у меня было еще одно вечернее образование и работа репетитором (три-четыре занятия в неделю). Так что я ходила только на самые значимые события и концерты университета, посещала кружок по настольному теннису и в выходные плавала в бассейне.
О полезных навыках, которые помог развить вуз
У меня однозначно выработалось скорочтение и навык быстро искать информацию. Некоторые учебники по химии состояли из нескольких томов, так что мне постоянно приходилось выискивать среди сотен страниц нужные мне данные. Эта многочасовая кропотливая работа научила меня читать по диагонали, быстро улавливая смысл. Этот скилл даже подтвердили ассессоры из AB InBev.
А еще во время жизни в общежитии я здорово прокачала свое умение не обращать ни на что внимание и сосредотачиваться даже в самых невыносимых условиях. Этому крайне способствовали ситуации, когда завтра у тебя очередной коллоквиум, а соседи пригласили друзей на фильм с попкорном и подключили стереоколонки.
Лайфхаки
Важно понимать, что студенческий городок пользуется популярностью. В университете учатся студенты из 142 стран мира, и им всем нужно где-то жить. Так что даже если вы подумываете снять квартиру или вообще ничего еще не решили, я советую в любом случае сразу при приеме отметить в заявлении, что вы нуждаетесь в общежитии. Многие студенты наивно верят, что смогут разобраться с этим позже. Увы, это невозможно. Уже к августу все места в общежитии распределены, так что вы получите жилье в лучшем случае к Новому году, когда кого-нибудь отчислят или съедет кто-то из аспирантов.
Еще один момент, который здорово помогает разнообразить жизнь, — это огромный центр народных искусств РУДН. В нем тебя могут научить почти любым народным танцам. А еще там регулярно проходят выставки и фестивали, посвященные культуре разных стран, и мастер-классы по изготовлению национальных предметов и блюд!
Трудоустройство
РУДН дает глубокие знания, но диплом университета сам по себе точно не принесет вам работу мечты. Что помогало мне в процессе трудоустройства? Совокупность знания языков и химии, опыт, полученный в лаборатории (работодатели очень его ценят), самообразование, широкий круг интересов, активный поиск стажировок, посещение карьерных мероприятий и международные сертификаты, которые я получила самостоятельно.
Каждое лето я где-то стажировалась или работала (на заводе в Черноголовке, в Unilever и P&G, в Германии при университете). В свою очередь, никто из моих однокурсников толком не занимался карьерой во время учебы. Если кто-то и работал, то в основном курьером, официантом или барменом. Так что, мне кажется, среднестатистический выпускник РУДН вряд ли может рассчитывать на зарплату выше 30 000–45 000 рублей после окончания вуза.
Примечание: мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции.
Получите карьерную поддержку
Если вы не знаете, с чего начать карьеру, зашли в тупик или считаете, что совершили какие-то ошибки, спросите совета у специалистов. Заполните заявку и консультанты Changellenge >> окажут вам помощь. Это отличный шанс вместе экспертом проработать проблемные вопросы и составить карьерный план.
Подписаться на карьерную рассылку
Подписывайтесь на рассылку и получайте карьерные советы — от выбора индустрии и компании до лайфхаков по самоорганизации и развитию коммуникативных навыков.
Выбор программы: лечебное дело в Первом МГМУ
Я не москвичка, и даже никогда не думала о поступлении в первый медицинский вуз страны. Однако врачом хотела стать еще со школы. В 8 классе я твердо решила, что свяжу жизнь с медициной, и после 9 класса поступила в медицинский колледж. На 3 курсе я задумалась о поступлении в вуз моего города — Самарский государственный медицинский университет, стала искать информацию об экзаменах, обучении там. Но позже судьба распорядилась так, что по окончании колледжа я должна была переехать жить в столицу, и вариантов стало гораздо больше: тут и медицинских вузов несколько, и еще два медицинских факультета в «обычных» университетах. Документы я подала во все возможные вузы и на все факультеты: в Первый мед, в РНИМУ имени Пирогова, в Третий мед и на медицинский факультет РУДН. Однако мне хотелось все-таки попасть в МГМУ на лечебный факультет. Я была крайне рада, когда все вышло так, как хотелось.
В моей семье медиков не было вообще, поэтому даже не знаю, с чего все началось. Помню, что в детстве я часто играла в доктора, лечила кукол и плюшевых медведей. Возможно, этот момент остался у меня в голове надолго, и в дальнейшем сыграл свою роль в выборе профессии.
Для меня это не было сложной задачей. Для поступления туда требовалось сдать экзамены в форме ЕГЭ и отстоять огромные очереди на подачу документов. К счастью, я подавала второй волной, поэтому очереди по 5 часов я обошла стороной.
Не пожалела. У меня замечательная группа и отличный преподавательский состав. Конечно, в обучении есть и свои недостатки, но не думаю, что в других вузах все идеально. Сейчас с нетерпением жду четвертого курса, на котором начнутся конкретные медицинские дисциплины и общение с пациентами. Чем дальше, тем интереснее.
Основные плюсы заключаются в получаемой на занятиях информации: она всегда свежа и интересна, преподаватели в большинстве своем — профессора и доктора наук с большим опытом работы и преподавательским стажем. Они рассказывают нам не только о статьях и страницах из книг, но и о том, что видели своими глазами. Ну а минусы, по моему мнению, относятся, скорее, не к самому обучению, а к его организации: слишком много студентов в группах (20-22 человека), на кафедре физиологии отсутствуют препараты лягушек, высокая стоимость обучения также является большим минусом.
Это живые лягушки для опытов в изучении физиологии нервной системы. Изучение нервной системы с ними происходит намного интереснее, чем без них. На них наглядно показывается действие нейромедиаторов на прохождение нервных импульсов.
Выделить какие-либо предметы в курсе врача общей практики сложно, ведь все начинается с азов — биохимии, анатомии, физиологии и гистологии. Если не понять этих предметов, то двигаться дальше не имеет смысла. На этот фундамент накладываются новые знания, сейчас, например, мы изучаем микробиологию и иммунологию, патологическую анатомию и патологическую физику. С другой стороны, можно выделить один из главных предметов — пропедевтику внутренних болезней: на занятиях по нему упор идет на объективную оценку состояния здоровья пациента, умение владеть практическими навыками — перкуссией, пальпацией и аускультацией. Это не так просто, как кажется на первый взгляд.
Перкуссия — это выстукивание органов, пальпация — прощупывание, а аускультация — выслушивание с помощью фонендоскопа. При помощи этих методов мы сможем выявить патологию, если таковая имеется. Например, можно обнаружить наличие жидкости в полости, хрипы, отеки, уплотнения.
За четыре года учебы в колледже жутко надоело учить кучу теории, хочется больше практики. Наверное, с этой точки зрения на данном этапе мне наиболее интересна, конечно же, пропедевтика. Но также интересно знакомиться с общей хирургией, узнавать, как устроен такой стационар, какой инструментарий используется.
Выделять что-то одно сложно, потому что всегда учишь большое количество материала, многое из которого тебе действительно интересно. Но никогда я точно не забуду название одного соединения по биоорганической химии — циклопентанпергидрофенантрен. Слабо выговорить?
Думаю, госпитальная хирургия: нам иногда удается смотреть проведение операций, и меня поражает то, как ловко хирурги орудуют своими инструментами. В считанные секунды они иссекают края плоти и достаточно быстро подбираются туда, куда нужно, успевая при этом еще обсуждать между собой что-то личное. Неужели и у меня когда-то так будет?
Я не хочу становиться хирургом. Это очень интересно, но у меня есть свои мысли об этой деятельности. Я бы хотела в дальнейшем работать урологом, а в этой области тоже присутствует хирургия.
Я долго размышляла на эту тему и поняла, что эта работа — самый оптимальный вариант. Урология — это очень интересно, в той работе есть много манипуляций, которые необходимо делать руками, начиная от катетеризации и перевозок, заканчивая операциями.
Преподавательский состав силен. Есть, конечно, «халявные преподы», и на экзаменах они попадаются. Но, в основном, эти люди дают знания, «разжевывают» материал, за что им хочется сказать «спасибо». На каждой кафедре есть и жесткие «экземпляры», с которыми возникали проблемы. Нужно просто не пропускать занятия и сдавать вовремя промежуточные зачеты. Но иногда лень побеждает. Друзья рассказывали, что один преподаватель поставил студенту на экзамене четверку вместо пятерки, сказав: «Ты слишком много знаешь!». А другой частенько гонял своих студентов в «Макдоналдс» за едой для него.
Все зависит от амбиций студента. Помимо обычных учебных занятий можно посещать множество научных кружков, ездить на конференции, учить языки, ездить на практику за границу. Множество студентов поступают в ординатуру в Германию, Швецию, Австрию. У меня тоже есть планы на этот счёт, но посмотрим, как сложится. Я бы хотела попрактиковаться два-три года в Германии или Австрии, но реализовывать себя как специалиста хочу в России.
Как раз хочу прочувствовать разницу. Всем известно, что в Германии чуть ли не ведущая медицина в мире, поэтому получить этот опыт — бесценно. В Австрии, например, лучшая постдипломная медицинская академия, будет здорово прослушать лекции ученых. Но все-таки моя родина — Россия, поэтому хочется жить именно здесь.
Публикации в СМИ
Популярные медицинские специальности
Медицинские вузы никогда не испытывали недостатка в абитуриентах. Тем более сегодня, когда российская система здравоохранения открывает перед медиками широкие карьерные и финансовые возможности.
Путь к званию врача долог и труден. После шести лет в вузе – вы еще не врач. В то время как ваши ровесники с дипломами инженеров, экономистов и журналистов уже работают, вам еще предстоит год учебы в интернатуре или два в ординатуре, где вы близко познакомитесь с выбранной медицинской специализацией. После этого этапа обучения вы сможете, наконец, приступить к самостоятельной работе.
Но прежде предстоит определиться, с какой областью медицины вы свяжете свое будущее – с педиатрией, стоматологией, фармацией или чем-то другим.
Лечебное дело
Самая популярная медицинская специальность. Получить ее можно как в специализированных вузах – Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова (ММА им. И.М. Сеченова), Российском государственном медицинском университете (РГМУ), Московском государственном медико-стоматологическом университете (МГМСУ), так и на медицинских факультетах Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова), Российского университета дружбы народов (РУДН) или Государственной классической академии им. Маймонида (ГКА им. Маймонида).
Первые два года будущие врачи-лечебники изучают базовые дисциплины: биологию, физику, анатомию, гистологию, а также латинский язык. Все эти предметы можно постичь только усердной зубрежкой, и сил на это уходит много – поэтому, кстати, успешную учебу в медицинском вузе практически невозможно совмещать с какой-либо подработкой.
Ключевым этапом преддипломной части обучения является третий курс, на котором вы сможете окончательно убедиться в правильности выбора профессии или понять, что она не для вас. На третьем курсе изучаются: оперативная хирургия и топографическая анатомия, патологическая анатомия и патологическая физиология, фармакология и еще немало труднейших дисциплин. Четвертый и пятый курсы посвящены знакомству с разными разделами медицины (от хирургии до педиатрии), и самое главное – практике.
Диплом о высшем образовании означает, что вы умеете распознавать болезни. Теперь предстоит научиться их лечить. И здесь открывается длинный список специализаций интернатуры и ординатуры: неврология, акушерство и гинекология, дерматовенерология, психиатрия, хирургия, терапия с множеством разновидностей и т. д.
Если вы хотите просто помогать людям, то достаточно закончить интернатуру, но если у вас в планах карьера руководителя – без диплома ординатора вам не обойтись.
Где работать. Поле деятельности врача огромно. В государственных больницах и поликлиниках вам предложат стабильную работу, социальные гарантии и льготы, богатейшую базу для практики и научной работы. Коммерческие лечебные учреждения привлекают высокими зарплатами. Кроме того, медики нужны в сфере фитнеса и профессионального спорта. Без врача не обходится ни одно образовательное учреждение.
Педиатрия
Для тех, кто постоянно живет в Москве, РГМУ открыл Московский факультет, где можно получить специальность «Лечебное дело» или «Педиатрия». Здесь специально готовят врачей для московских поликлиник (после выпуска вам в обязательном порядке придется отработать три года в одной из них), поэтому и в учебном плане есть свои особенности. Например, студенты изучают специфику работы врача в условиях современной системы страхования Москвы. Кроме того, увеличено количество часов на поликлиническую педиатрию и терапию. Проводятся регулярные встречи студентов с руководителями Департамента здравоохранения г. Москвы. Вступительные экзамены стандартные – биология, химия и русский язык, но конкурс на Московский факультет почти в 2 раза ниже (3–5 человек на место).
Педиатр – это тот же врач-лечебник, только детский. Поэтому специальность «Педиатрия» во многом похожа на «Лечебное дело», с той лишь разницей, что в учебном плане больше внимания уделяется детской психологии и детским болезням. Обучение проводится не только на специализированных педиатрических кафедрах (пропедевтика детских болезней, детские инфекционные болезни, детские хирургические болезни и др.), но и на кафедрах, где изучают диагностику, лечение и профилактику отдельных заболеваний среди взрослых, ведь у подростка 14–15 лет – уже почти сформировавшийся взрослый организм.
Педиатров готовят только в РГМУ, но послевузовское образование предлагает и ММА им. И.М. Сеченова, и МГМСУ.
Где работать. Педиатры нужны в государственных и частных поликлиниках, роддомах (неонатологи), школах и детских садах, медицинских центрах, а также в различных отделениях детских больниц. Среди специалистов-педиатров востребованы детские неврологи (особенно для детей первого года жизни), аллергологи, гастроэнтерологи и многие другие.
Стоматология
В последние десять лет количество желающих стать зубными врачами превышает все возможные лимиты. Между тем вузов на всех только три: МГМСУ, ММА им. И.М. Сеченова и РУДН.
Первые два года стоматологи, как и все остальные студенты-медики, изучают биологию и биохимию, знакомятся с профилактикой стоматологических заболеваний. С третьего курса учеба становится интереснее – подробно изучается терапевтическая, ортопедическая, детская стоматология, внутренние болезни, кожные и глазные болезни, госпитальная хирургия.
В интернатуре и ординатуре вы можете стать стоматологом-терапевтом, хирургом, ортодонтом, ортопедом, детским стоматологом.
Где работать. Самым привлекательным местом работы для стоматолога являются, конечно, частные стоматологические клиники – новейшее оборудование, комфортные условия труда, высокие зарплаты. Но и государственные поликлиники сегодня могут предложить своим врачам неплохой доход. Все центры и поликлиники занимаются регулярным повышением квалификации персонала. Так что есть возможность освоить новые методики лечения, повысить квалификацию и набраться нового опыта.
Фармация
Еще одна медицинская специальность – фармация. Здесь дело придется иметь не с больными, а с лекарствами, растениями и реактивами. Стать специалистом-провизором вы можете в ММА им. И.М. Сеченова, МГУ им. М.В. Ломоносова и РУДН. Уже с первого курса начинаются специальные предметы – история фармации, микробиология и др. Дальше – больше: органическая, аналитическая, токсикологическая и фармацевтическая химия, патология, фармакогнозия, которая научит вас разбираться в лекарственных и ядовитых растениях, фармакология и др.
Любители повозиться с химическими реактивами и микроскопами интересно проведут пять лет в вузе. Практические занятия студентов проходят в Центре криминалистических и судебно-медицинских экспертиз Минобороны РФ, Бюро судмедэкспертизы, Центре биотической медицины, имеющих приборную базу на уровне мировых стандартов.
Где работать. Закончив факультет послевузовского образования провизоров, вы сможете работать в той отрасли, на которой специализировались. Выпускники «Управления и экономики фармации» становятся (со временем, конечно) руководителями аптек, аптечных складов и т. д. После «Фармацевтической химии и фармакогнозии» вам не составит труда провести лабораторный анализ любого лекарственного средства. А «Судебно-медицинская экспертиза» подойдет тем, кто готов заниматься судебно-медицинскими исследованиями: генетическими, криминалистическими, токсикологическими и даже правовыми экспертизами, оценивать степень ущерба здоровью и т. д.
Но сегодня выпускники-провизоры чаще всего выбирают карьеру медицинского представителя, для которой это образование подходит как нельзя лучше. Сфера дистрибуции лекарств привлекает отличными карьерными перспективами и заработком, размер которого ограничен только вашей трудоспособностью.
На практике
С третьего курса студенты начинают постигать практическую медицину. Пока лишь в качестве наблюдателей. За несколько циклов клинических дисциплин и практики вам предстоит освоить все участки работы медперсонала – от санитара до ассистента врача. Вы научитесь делать инъекции, перевязки, проводить осмотры, побываете на операциях.
Так как на практике вам предстоит познакомиться с множеством болезней, то и ездить предстоит по самым разным больницам города – туда, где находятся учебные клинические базы вашего вуза. Там вам и лекции прочтут, и больных покажут, и секреты профессии раскроют.
Поступаем в вуз
Работодатели одинаково ценят выпускников всех медицинских вузов. Так что для преддипломного образования можете выбрать любой вуз и целенаправленно готовиться к поступлению, например, ходить на подготовительные курсы – а можете попробовать поступать сразу в несколько институтов. В любом случае, если вы хотите занять одно из немногочисленных бюджетных мест, вам предстоит выдержать конкурс более 7 человек на место. На коммерческой основе поступить гораздо проще, но стоимость обучения на врача достаточно высокая – к примеру, будущим стоматологам оно обойдется более чем в 100 тыс. руб. в год.
Для подготовки к вступительным экзаменам опытные студенты советуют заранее «натаскивать» себя на тестирование. Школьные выпускные экзамены по русскому языку, химии и биологии лучше сдавать в форме ЕГЭ – именно эти предметы, и тоже в форме тестирования, сдают в ММА им. И.М. Сеченова, РУДН, МГМСУ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Кстати, в МГУ есть еще и экзамен по математике. Если вам легче сдавать биологию устно, а физику вы знаете лучше химии – поступайте в ГКА им. Маймонида.
В интернатуре и ординатуре бюджетных мест еще меньше, а стоимость обучения еще выше. Поэтому готовиться к послевузовскому образованию необходимо уже с первого курса – с «троечным» дипломом ординатура вам не светит, так что не расслабляйтесь от первой сессии до последней.
Мнение экспертов:
Научный подход
Юрий Архипенко, зам. декана факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова:
– В МГУ фундаментальным дисциплинам – физике, химии, биологии, математике – уделяется больше учебного времени, чем в медицинских вузах. Причем преподаются они на базе соответствующих университетских факультетов, что обеспечивает высочайшее качество обучения. Кроме того, наши студенты пишут научные работы – курсовые и дипломную, а не просто сдают госэкзамены. Таким образом, выпускники оказываются хорошо подготовленными не только к лечебной, но и к научной работе, и применяют научный медицинский подход, даже если работают в обычных больницах.
Василий Ярцев, студент РГМУ:
– Самое трудное – это понять, чем же ты хочешь заниматься. Специальностей много, а ты один. Кто-то выбирает сразу – хочу быть кардиологом, и занимается сердцем. На анатомии учит, как оно выглядит, на гистологии – из чего состоит, на физиологии – как работает, на хирургии и терапии – как его лечить и чем оно болеет. Потом подходит время стать кардиологом, и вдруг оказывается, что заниматься этим совсем не хочется, а есть непреодолимое желание лечить насморк у детей в возрасте от двух до трех с половиной лет. Самое сложное – это выбор.