российские ужасы с высоким рейтингом
8 свежих российских ужастиков, чтобы хорошо встряхнуться
Российские хорроры — не топорное копирование Голливуда, в них есть свой «почерк» и особый стиль. Предлагаем вам восемь (технически десять) фильмов, чтобы убедиться в этом.
Незадолго до свадьбы Рома встречает на лесном озере загадочную девушку. Эта встреча и поцелуй меняют его жизнь: непонятная болезнь укладывает парня в больницу. Его невеста Марина, сначала, конечно, расстроившаяся из-за неспособности Ромы держать себя в руках, собирается освободить жениха от проклятия и доказать, что любовь сильнее.
Компания друзей отправилась в путешествие, но попала в аварию и была вынуждена заехать в старый дом, где нашлись жуткие фотографии и старый фотик, на который были сделаны снимки. Ребята решили прихватить ретротехнику и постепенно поняли, что любой, кто попал в объектив этого фотоаппарата, умирает страшной и мучительной смертью…
Хорошенькая девушка Настя едет с женихом к его родителям знакомиться перед свадьбой. Дело вполне обычное, но на месте у Насти начинаются плохие предчувствия: люди вокруг нее странные, атмосфера неуютная, находки пугающие. А перед свадьбой надо пройти непонятный обряд.
Хоррор Романа Каримова, известного по комедиям « Неадекватные люди » и « Гуляй, Вася! ». На этот раз режиссер снял историю о странных событиях, которые происходят с друзьями, поселившимися на загадочном корабле возле заброшенной деревни.
Однажды утром секретарь московской компании находит конверт, на котором указан адрес здания напротив. Исправить недоразумение поручено водителю Игорю, и не подозревавшему, что простая просьба приведет его к череде мистических событий. Прервать эту чертовщину можно только доставив письмо адресату, но преград на пути будет тьма.
Насыщенная короткометражка для тех, кто все время куда-то спешит. Двое ученых, историк и физик, находят фотографии надгробий со странными датами жизни — кажется, погребенные жили сильно больше тысячи лет — и отправляются в Северную Румынию, где их ждет встреча с мстительными призраками.
Лайтверсия хоррора для тех, кому для испуга нужно не так много. Молодой Николай Васильевич работает писарем и прибывает на хутор близ Диканьки, чтобы принять участие в расследовании загадочного и жестокого убийства молодой девушки. Странные видения, терзающие Гоголя, помогают распутывать дело, но вскоре он остается за главного и один на один со своими кошмарами.
10 российских фильмов ужасов
Хэллоуин — праздник хоть и не нашего разлива, но зато очень кинематографичный. Киномания по этому поводу собрала топ 10 достойных внимания российских фильмов ужасов, по которым можно проследить, куда движется наше жанровое кино.
Жесть
Режиссер Денис Нейманд, 2006
Журналистка «Комсомольской правды» Марина пытается разобраться в истории маньяка, который когда-то работал учителем, а теперь находится в психиатрической больнице. Впрочем, он немедленно оттуда сбегает и волей судьбы, как и Марина, теряется в полузаброшенном садовом товариществе, жители которого готовы оказать прием и не таким гостям.
В 2006 году «Жесть» стала первой попыткой режиссера Дениса Нейманда снять жанровое кино, и он заполнил фильм множеством знакомых любителям формата визуальных деталей: пыльными постапокалиптическими пейзажами, мрачными фигурами таинственных всадников в плаще, полубезумными жителями забытого поселка и локальной пародией на Ганнибала Лектера и Клариссу Старлинг. Все это разбавилось узнаваемыми образами милиционеров из сериалов 90-х. Результат вышел неоднозначный, но затягивающий, и обратить на него внимание, безусловно, стоит.
Путевой обходчик
Режиссер Игорь Шавлак, 2007
Трое бандитов решают ограбить банк и уйти с места преступления на метро. Однако все идет не по плану, и сначала им приходится взять заложников, а потом вместе отбиваться от таинственного палача, пришедшего наказать их за вторжение на его территорию.
Мертвые дочери
Режиссер Павел Руминов, 2007
Три сестры, утопленные собственной матерью, преследуют своих жертв в течение трех дней и, если те совершают плохой поступок, выносят им смертный приговор. «Мертвые дочери» при выходе на экраны в 2007 году наделали достаточно шума и получили смешанные отзывы зрителей.
На фоне большинства отечественных хорроров «Мертвые дочери» выделяются: видно, что режиссер считает себя автором, а не ремесленником. Благодаря «первому русскому J-хоррору» Руминов даже попал в книгу издательства TASCHEN «Cinema Now!», рассказывающую о 60 режиссерах будущего, а права на ремейк фильма были куплены в Америке. Павел Руминов продолжил снимать авторские жанровые фильмы и совсем недавно выпустил слэшер «Дизлайк».
Юленька
Режиссер Александр Стриженов, 2008
В 2008 году актер и телеведущий Первого канала Александр Стриженов решил напугать российского зрителя своей четвертой картиной «Юленька», по сюжету которой главный герой (Марат Башаров) приезжает в маленький городок и становится учителем, на самом деле вписывая себя в клубок мрачных и таинственных событий.
Внушать ужас фильм начинает еще с титров, когда выясняется, что автором саундтрека выступил Аркадий Укупник. Но напряжение и тревога до самого конца остаются со зрителем, которого вместе с героем погружают в столь милую современной России жутковатую атмосферу, наполненную смертью, безумием, внебрачным сексом и недостаточно дисциплинированными маленькими девочками. Смотреть фильм стоит и ради того, чтобы увидеть, как изобретательность авторов вписывает хоррор в глянцевую эстетику рекламы лапши для всей семьи — такую гремучую смесь на отечественном экране увидишь нечасто.
Режиссер Вадим Шмелев, 2008
Маньяк в маске лошади устраивает резню посреди реалити-шоу, объявляя, что последний оставшийся в живых сможет вернуться домой. Если недавний «Дизлайк» привязывает хоррор к современному феномену видеоблогеров, то «С.С.Д.» глумится над реалити-шоу, которые как раз были у всех на слуху десять лет назад.
Вместо Марии Вэй тут Анфиса Чехова, и надо сказать, что смотрится телеведущая вполне достойно, как и сам фильм. В картине сыграли одни из своих первых ролей Дмитрий Кубасов и Евгения Брик, и по актерской работе хоррор на голову выше большинства своих отечественных собратьев. Сюжет картины строится вокруг ужасов пионерских лагерей и советских страшилок — интересный ход, помогающий ленте выделиться на фоне американских слэшеров.
Шопинг-тур
Режиссер Михаил Брашинский, 2012
Молодая вдова и ее сын отправляются из России на экскурсию в Финляндию в тот самый день, когда местные жители временно превращаются в каннибалов, охотящихся на иностранцев. Поскольку тур включает в себя заезд на рассвете в огромный супермаркет, то весь ужас разворачивается именно там.
«Шопинг-тур» — один из первых российских фильмов в жанре found footage. Это по-настоящему независимое кино, снятое за копейки известным кинокритиком Михаилом Брашинским и выдающимся Александром Симоновым, оператором последних четырех фильмов Алексея Балабанова. Умный хоррор хорошо приняли главные российские кинокритики, а фестиваль «Окно в Европу» отметил картину тремя наградами, в том числе главным призом «за юмор и жанровую дерзость».
Зима мертвецов: метелица
Режиссер Николай Пигарев, 2012
Все похоже на ваш худший сон: сначала летом выпадает снег, а затем выясняется, что вместе с холодами приходят и до нынешнего момента не знакомые российским просторам живые мертвецы.
«Русский зомби — бессмысленный и беспощадный», — говорит слоган фильма, сразу признаваясь, что не стоит ждать от картины какого-то волшебства. И тем не менее посмотреть первый российский зомби-хоррор стоит, чтобы узнать, насколько он может вписаться в международный канон. Пускай отечественные зомби пока еще немного не соответствуют мировым трендам и бегают не так шустро, как их свежайшие западные коллеги, но законы жанра все-таки соблюдены, что не может не радовать — расстреливать кровожадных мертвяков в России можно не менее живописно, чем в любом другом месте.
Режиссер Павел Хвалеев, 2015
Фильм Павла Хвалеева «Три» интересен прежде всего тем, что режиссер в нем сразу обращается к международной аудитории, разворачивая действие картины в безымянном европейском городке. По сюжету фильма, жанр которого можно охарактеризовать как мистический триллер, одна сестра пытается спасти другую от неизвестной болезни, проникая в ее подсознание, где ей предстоит битва с обитающими там демонами.
Бюджет картины составил всего 700 тысяч рублей, а актеры не были профессионалами, потому не стоит ждать от фильма чего-то слишком впечатляющего. Однако такие исходные данные не помешали фильму «Три» засветиться на нескольких международных фестивалях (в частности, триллер получил награду на главном австралийском хоррор-фестивале A Night of Horror). Стоит упомянуть, что картина также был куплена для проката в Германии, после чего карьера Хвалеева пошла в гору и он получил финансирование от немецкой кинокомпании для своей новой работы в том же жанре.
Пиковая дама: черный обряд
Группа подростков шутки ради вызывает с помощью мистического обряда призрака — Пиковую Даму. Разумеется, шутка не удается, и демоническая сила стремится забрать их души себе.
«Пиковая Дама: Черный обряд» — один из главных примеров коммерчески успешного российского хоррора последних лет, и именно во многом благодаря ему можно говорить о реанимации жанра в индустрии. Режиссер Святослав Подгаевский (который скоро выпустит новый хоррор — « Невесту») и его команда умело работают с жанровыми клише, и внешне картину сложно отличить от крепких американских ужастиков. При этом создатели использовали русские городские легенды и страшилки, запустив таким образом новый виток фильмов ужасов с национальной спецификой. Редкий случай в российском хорроре: создатели сняли фильм в «чистом жанре», и, в отличие от многих отечественных лент, обошлись без дополнительных детективных сюжетных линий. Стоит упомянуть, что композитором картины выступил автор «Мертвых дочерей» и «Дизлайка» Павел Руминов.
Маршрут построен
Режиссер Олег Асадулин, 2016
Андрей и Ольга — семейная пара. Андрей покупает подозрительно дешевый автомобиль, не зная, что в нем обитает призрак. Тем же вечером, взяв свою пятилетнюю дочь, муж с женой отправляются на одержимой машине в ночную поездку в другой город.
«Маршрут построен» — история камерная, но фильм при этом — коммерческий и достаточно зрелищный. Актеры играют уверенно, поэтому семейный кризис героев вызывает у зрителей не меньший интерес, чем хоррор-составляющая ленты. Постановщик менее удачного фильма « Фобос. Клуб страха» Олег Асадулин явно поднаторел в своем деле и, объединившись с продюсерами и оператором «Пиковой Дамы», доказал: если учиться на своих ошибках, то возможно все, даже появление качественных хорроров в России.
Выбор редакции
Топ-10 лучших фильмов декабря.
Топ-30 лучших сериалов про.
Топ-20 лучших сериалов про.
Топ-5 лучших российских фильмов ужасов 2020-го года
Прошлогодние зарубежные ужастики обсудили, почему бы теперь не поговорить о лучших российских фильмах ужасов 2020-го года. Было их немного. За весь коронавирусный год свет увидело лишь 6 кинолент, в «информационной шапке» которых значится жанр «ужасы». Первая кинолента с самым высоким рейтингом в 6.92 балла относится к проекту «Дау», из-за чего мы ее трогать не стали. Это отдельная тема, о которой когда-нибудь мы поговорим в отдельном материале. Остальные же 5 картин мы обозрим прямо здесь и сейчас.
Итак, добро пожаловать в мир российского киноужаса! А начнем с творения доселе неизвестного сценариста и режиссера Алексея Казакова…
1. Побочный эффект 5.33
Самый рейтинговый российский фильм ужасов 2020-го года рассказывает интересную историю об одной молодой семейной парочке, которой не посчастливилось пережить в своей жизни стрессовую ситуацию, после которой все у них пошло на спад так, что без вмешательства местной ведьмы все выправить не получилось бы. По крайней мере, супруг считал именно так.
Начинается же фильм с довольно странной сцены из прошлого, случившейся с какой-то женщиной за несколько десятилетий до основного повествования. Ее напугала какая-то странная особа в обвислом темном наряде, которую она заметила при выходе из квартиры на нижнем этаже лестничной клети. Перепуганная дамочка залетела назад в квартиру, где спряталась в шкафу одной из комнат, но это ее не спасло. Нечто темное с горящими глазами утащило ее за пределы задней стенки шкафа, но, конечно же, не в радостную Нарнию. Скорее, в мрачную преисподнюю.
Несмотря на то, что до изнасилования дело не дошло, Ольга потеряла ребенка (она была беременной), что и оставило у нее в душе неизгладимый отпечаток, который отныне и стоит поперек их отношений как тот контейнеровоз посреди Суэцкого канала.
Чтобы вновь вернуть все как было, по совету друга с работы Андрей обращается к одной из медиумов – молодой ведьме Маре. Мара, вникнув в его нужды, выдала ему какой-то гриб-сморчок, который он, засунув в тортик, успешно скормил супруге, после чего той начало становиться лучше. Как и просил Андрей у Мары, супруга начала забывать все плохое, случившееся с ними в тот роковой вечер.
Мара, уехавшая в командировку, разрешила пожить супругам в своей квартире, подозрительно напоминающей на ту, в которой с самого начала какая-то нечисть при помощи шкафа «телепортировала» несчастную женщину в потусторонний мир. И все поначалу было замечательно.
Пока в один прекрасный момент супруга своего любимого Андрюшу не забыла. И это только начало «большого пути» Андрея и его супруги в непонятно куда.
2. Кольская сверхглубокая 5.01
Кольская сверхглубокая скважина – это реально существующий объект, который был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса», и по сей день считается самым глубоким вторжением человечества в земную кору. Позже были скважины длиннее, пробуренные под острым углом к поверхности, но глубже еще никто не забуривался. Работы на буровой велись с 1970-х по начало 90-х прошлого века. В 1994 году, спустя три года после распада СССР, буровая была закрыта.
Секретным объектом буровая была всего около года, да и то секретность больше была связана с месторождениями полезных ископаемых, а не с обнаруженной на глубине нечистой силой. Исследовательский центр при ней изучал и исследовал недра лишь с поверхности. Ни о каких лифтах на 12-километровую глубину в «нашей вселенной» никто и слыхом не слыхивал. Но легенд вокруг скважины витало множество. Авторы сценария этого российского фильма ужасов, например, как и финны, пустившие слух о «колодце в Ад» в «день дурака», подозревают, что там случилось следующее.
После того, как в 1984-м году исследователи обустроили скважину скоростным лифтом, доставлявшим ученых в исследовательский центр на 12-километровой глубине, обустроили сам центр, натаскали туда аппаратуры, все отделали и обжили, некоторым особо продвинутым захотелось углубиться в недра земной мантии еще больше. Они-то первыми и напоролись на загадочное нечто, которое «делало» из людей «черти что», в чем смогла убедиться прибывшая сюда с аварийной спецкомиссией эпидемиолог Анна Федорова, которой пришлось обследовать одну из «видоизмененных» сотрудниц, пришедшую прямиком «из Ада».
Стоит сказать, что тут не обошлось без зомби-служащих, в которых пришлось палить из «Калашей» прямо из вертолета сквозь иллюминаторы, а также без идиотов-профессоров, обеспечивших лифту путь только вниз.
Ну и еще без много чего, что напрямую отсылает нас то к кэмероновскому «Нечто», то к пол-андерсеновскому «Сквозь горизонт», то к Ридли-скоттовскому «Чужому».
Для справки, это была хоть и глубокая, но самая обычная скважина, диаметр которой у поверхности был чуть меньше метра, а на глубине и вовсе сужался до 20 сантиметров.
Но в другой реальности, как мы видим, все обстояло намного сложнее, шире и интереснее.
3. Вдова 4.69
Когда-то жили в местном селении не тужили супруги. Хотя, как минимум один из супругов, все же, затужил, раз отправил на тот свет другого. Но жена, отправившая на тот свет мужа по невыясненным толком причинам, не избежала гнева народного. Местные жители сломали ей обе ноги и бросили «отдыхать» в открытой могиле, чтобы та перед смертью немного подумала над тем, что сотворила и покаялась перед господом.
Как же наивные хуторяне заблуждались. Таких, оказывается, нужно было душить на месте, пока они слова вымолвить не успеют. У переломанной же девици было время насочинять трехэтажных проклятий. Она нагромоздила их столько, что местным и по сей день приходится расхлебывать последствия. Мало того, сама «Хромая ведьма» (так начали величать проклятущую), обрела статус некой аномалии (по-русски – нечистой силы), которая гуляет по местным болотам и затаскивает в мир иной любых заплутавших в округе людей, исполняя свои проклятия, так сказать, самолично.
В очередной раз жертвой ее стал мальчик, которого спасатели тут же бросились искать и не подозревая о всех этих местных замутах с ведьмовством и проклятиями. Когда же они узнали обо всем, было уже поздно. Все они благополучно угодили в ловушку, расставленную Хромой ведьмой.
Как обычно, помирать будут все по очереди при жутких обстоятельствах. Одно интересно, в живых-то кто-нибудь останется? И, да, самое главное, зло, в конце концов, накажут или нет? Гулять-то выходить уже можно, или все еще лучше подождать?
4. Яга. Кошмар тёмного леса 4.64
Поднатужившись, троица отечественных сценаристов – Святослав Подгаевский, Наталья Дубовая и Иван Капитонов выдали нам правдивую историю о том, кто на самом деле такая эта Баба Яга из сказок, о чем и поведали широкой публике в очередном российском фильме ужасов 2020-го года.
Оказывается, это какая-то отвратительная ведьма, которая жила на границе миров и практиковала похищение детишек. Понятное дело, что она занималась киднепингом ради пропитания. Только питалась она не плотью. Она «пожирала их души», в то время, как даже сам Сатана их не ест, а всего лишь для чего-то там коллекционирует.
И, да, один важный нюанс. После того как ведьма похищала ребенка, родители о нем тут же забывали, будто бы его у них никогда и не было, чем она подозрительно напоминала инопланетян из фильма «Забытое» (2004) с Джулианной Мур. Ну да ладно.
Конечно же, в конце концов, ведьма напоролась на одного из детишек, которого из-за поразительной светлости его души она сожрать не сумела. Более того, он сделал так, что она отныне осталась запертой в мире мертвых. Но когда это кого-то из потусторонних «плохишей» останавливало, правда?
В наши дни в окрестностях леса в здешнем населенном пункте поселяется семейная парочка с сыном и дочуркой. У сына Егора с отцом натянутые отношения, поскольку он терпеть не может мачеху, на которую папик променял умершую мать. Лишь к малышке-сводной сестренке у него душа лежит. Но об этом он пока никому не говорит.
Родители с дочуркой, почему-то, не справляются и решают взять няню, которая тут же начинает выписывать перед Егором паранормальные кренделя, загадочным образом пудря родителям головы и превратив папашу в своего тупого марионеточного шестерку.
А в один прекрасный день он обнаруживает, что его сводная сестричка исчезла. Вместе с ней загадочным образом исчезли все напоминания о ней. Нет ни детской кроватки, ни одежды, а в мозгах родителей стерты все воспоминания о дочери. О ней каким-то загадочным способом теперь помнит лишь Егор.
Понятное дело, смелый парень пускается на поиски сестрицы. И первым подозреваемым в его списке идет идиотская и пугающая его до чертиков, няня. Которая, как оказалось, еще и училка по музыке его новой подружки.
Будет, конечно, жутковато, но одно непонятно. Зачем, если у тебя такие способности пудрить людям мозги, сразу не воровать младенцев, а долгое время ломать комедию со всякими пугалками, самовключающимися пылесосами и пр.?
5. Атакан. Кровавая легенда 3.85
Очередная история про поход очередных идиотов в подземелья очередного мегаполиса с целью отыскать в них нечто реликтово-раритетно-артефактное, которое может доказать особо неверующим в оккультную силу неких вещей способность этих вещей быть оккультно сильными вещами.
В роли «очередных идиотов» тут выступает группа под предводительством институтского преподавателя-историка Дмитрия Митина, его почитательницы – студентки Норы и кучки совсем уж балбесов, которые поперлись вслед за этими двумя, якобы, чтобы поприкалываться, а на самом деле для того, чтобы нечистой силе было кого на тот свет изощренно отправлять, то бишь, для пушечного мяса.
В роли «реликто-раритетно-артефактного нечто» здесь выступает древний жертвенный камень под названием Атакан, заляпанный кровью поколений и, как оказалось, имеющий особо выдающиеся «аномальные способности».
Группе студентов скучать точно не придется. Особенно придуркам-приколистам.
Заключение
На этом обзор топ-5 лучших российских фильмов ужасов 2020-го года подошел к концу. Не успев толком разогнаться, прошлогодняя телега отечественного хоррора напоролась на пустоту, улетев в пропасть следующего года. Надеемся, что в 2021-м русских ужастиков будет побольше, и будут они обладать гораздо лучшими сюжетами, которые станут, вдобавок, менее наивнее и потому – просто интереснее.
Хотя, любителям жанра, думается, и так зашло. Всего вам доброго, встретимся в расширенном обзоре лучших прошлогодних драм на следующей неделе, а пока – приятного просмотра подобранных картин и еще больше классных фильмов и сериалов на просторах Интернета!
Лучшие российские фильмы ужасов: выбор «Фильм Про»
Страх по-русски, бессмысленный и беспощадный
Понятно, почему жанр хоррора плохо приживается в России, хотя у нас все хорошо знают, что такое страх, и многие даже предпочитают эту эмоцию всем остальным. Просто авторы российских фильмов ужасов слишком любят зарубежные хиты и пытаются слепо копировать их в России. Получается не страшно, а смешно. Но есть несколько примеров интересных и самобытных работ, не все из которых вписываются в традиционные представления о фильмах ужасов. Зато они – пугают по-настоящему. Как и новый фильм «Невеста».
Лучшие российские фильмы ужасов: выбор «Фильм Про»
2011 / Драма / Россия
2017 / Ужасы, Триллер / Россия
2016 / Ужасы, Комедия, Триллер / Россия
1997 / Детектив, Ужасы, Триллер, Мелодрама / Россия
2012 / Драма / Россия
2008 / Триллер, Ужасы, Драма / Россия
2007 / Ужасы, Драма / Россия
2015 / Ужасы / Россия
2012 / Триллер, Ужасы / Россия
2006 / Криминал, Ужасы, Триллер / Россия
2007 / Триллер, Драма / Россия
2008 / Триллер, Фэнтези, Ужасы / Россия
2010 / Драма, Приключения / Нидерланды, Украина, Германия