роль песен кому на руси жить хорошо

песни в поэме КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО

Скажите пожалуйста, какую роль играют песни Голодная, Соленая и другие в » Кому на Руси жить хорошо. » Их анализ и роль в поэме

роль песен кому на руси жить хорошо

Горькое время-горькие песни.

В одной из глав поэмы упоминается песня бурлаков. Здесь она названа стоном, выражающим народную скорбь.
В повествование Матрены Тимофеевны Корчагиной органично вплетается множество песен. Они показывают, что судьба героини типична. Доля крестьянки везде и всегда одинакова, поэтому-то у Матрены Тимофеевны на каждый случай в ее жизни находится песня.
Есть в этой части и отдельная глава “Песни”, которая отведена автором под рассказ о жизни героини после замужества. Исполняемые Матреной Тимофеевной песни подхватываются странниками, и это говорит о том, что везде поются одни и те же песни, везде жизнь народа одинакова.

песня голодная
песня солёная

роль песен кому на руси жить хорошо

Тема песни «Русь» сливается с ее идеей в единое целое – речь идет о непоколебимости Руси, о ее возможности встать с колен из любого состояния.
Страна характеризуется как живое существо – мы можем говорить об этом, исходя из использования олицетворений (например, «Русь не шелохнется»).
Песнь построена на антитезе. Русь описывается.

Дальше читай здесь http://www.kritika24.ru/page.php?id=8194 роль песен кому на руси жить хорошо

Источник

Песни и их роль в главе «Пир на весь мир»

Важную роль в понимании нравственных исканий героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в осмыслении ими прошлого и поиске правды играют песни: «Барщинная», «Голодная», «Соленая», «Солдатская». Они не только рассказывают о трагических страницах народной жизни при крепостном праве. Можно сказать, что у поэта есть своего рода концепция народных песен: это и зеркала народной души и источник формирования народной души. Песни рождает сама жизнь, в них отражаются те настроения и чувства, которые подсказаны трагической реальностью. Но песни обладают и способностью сами воздействовать на жизнь и души крестьян. В первой части поэмы, в главе «Пьяная ночь» автор рассказал, как взбунтовалась молодая крестьянка, услышав песню «про удаль молодецкую, про девичью красу», как внимали этой песне, что прошла «огнем-тоской» «по сердцу по крестьянскому», все крестьяне. Не случайно, когда Гриша Добросклонов слышит, как мужики, приунывшие после истории о крестьянском грехе, запели «Голодную», он ругает земляков: «Закаркали «Голодную», / Накликать горе хочется?»

Некрасов обращает внимание не только на содержание песен, но и на отношение к ним. «Веселых и ясных» песен не создал народ: вахлацкие песни – «протяжные, печальные». Одна из них – «Барщинная» – о голодном Калинушке, «верченом, крученом, сеченом, мученом», что «горе потопит в вине». Спев эту песню-плач, вахлаки, однако, не вздыхают, не молчат горестно, они – начинают «бахвалиться» пережитыми страданиями, своим терпением: «Мы барщинные! С наше-то / Попробуй, потерпи!» А в ответ и гости из соседней волости начинают хвалиться собственными бедами, «чудачеством» бывшей барыни и полученными от нее наказаниями. И сила, и слабость народная сказались в этой похвальбе: поистине «вынес достаточно русский народ», доказав свое терпение, свою выносливость. Однако за долгие века рабства сформировалась не только привычка терпеть причуды и издевательства, но и привычка гордиться своим терпением. Терпение стало восприниматься как достоинство, как проявление силы.

Другая песня – «Веселая» – не создана народом, «вахлак ее не пел». После отмены крепостного права привез ее к вахлакам Гриша Добросклонов, и сразу она полюбилась попам и дворовым, а вахлак, слушая ее, «притоптывал, / Присвистывал; «веселою» / Не в шутку называл». Каждый куплет этой «веселой» песни – рассказ о том, как грабили, унижали крестьян – земский суд, помещик, царь. Горькой иронией звучит припев песни: «Славно жить народу / На Руси святой!» Почему же ее вахлаки называют «не в шутку» веселой? Не потому ли, что страшное прошлое уже кажется далеким, а плясовой ритм заглушает горечь слов и зовет «присвистывать» и «притоптывать»? Но если и забываются барские издевательства, то память о пережитом голоде – вечном спутнике крестьянской жизни, осталась навсегда. И потому «нутром» поют вахлаки другую песню – «Голодную» – о муках голодного мужика. Из души каждого вышла эта песня, каждый, кто поет ее, поет не о голодном Панкратушке, а о своих недавних и будущих муках. И не пляшут вахлаки, а страдают, мучаются, когда поют «Голодную»:

Иной во время пения
Стал на ноги, показывал,
Как шел мужик расслабленный,
Как сон долил голодного,
Как ветер колыхал,
И были строги, медленны
Движенья. Спев «Голодную»,
Шатаясь, как разбитые,
Гуськом пошли к ведерочку
И выпили певцы.

Сочувствием встречают мужики и песню «Солдатскую». Хотя солдатская доля и миновала их, но припев этой песни: «Тошен свет, / Правды нет, / Жизнь тошна, / Боль сильна» – передает горький опыт и их крестьянской жизни. Еще одну страшную страницу народной жизни, еще одну боль народной души открывает песня «Соленая». Сочинила ее Домна – мать Гриши Добросклонова, но приняли в свою душу все женщины-крестьянки. Поется в ней о горе матери, кормящей сына хлебом, политой солеными слезами. Она тоже родилась из глубины страдающей души. Каждая строчка – крик отчаяния, пережитого горя.

Ни одной подлинно веселой песни не поют вахлаки во время пира: горькая была жизнь – горькие были песни. Но Некрасов знает и о том, что песня не только отзвук пережитого, она обладает способностью влиять на душу, а значит – влиять на саму жизнь. Так, песня Домны не только напоминала Грише Добросклонову о матери и детстве, она вызвала любовь к страдающему человеку, «любовь ко всей вахлачине». Песня сформировала душу героя, «и лет пятнадцати / Григорий твердо знал уже, / Что будет жить для счастия / Убогого и темного / Родного уголка». Народная душа не случайно Некрасовым уподобляется почве. Но автор уточняет – не «старозапашные поля», а только новая земля может дать добрые всходы, когда придет сеятель, что возвестит народу новые истины, новые пути. И автор, и его герой – Гриша Добросклонов понимают,что крестьянскому сердцу нужна «животворящая» песенка:

Как с игры да беганья щеки разгораются,
Так с хорошей песенки духом поднимаются
Бедные, забитые.

Но что такое «хорошая песенка»? Это – та песня, где не только отразятся горькие стороны народной жизни, но где скажется и «лицевая сторона», где будут воспеты таящиеся в глубине народной души могущественные силы.

В главе есть три песни Гриши Добросклонова. Каждая из них – о народе. Но только одна из них – особенно «удалась», только одну он хочет «спеть завтра вахлачкам», чтобы «поднялись» они «духом», – песню «Русь». Само название позволяет ее воспринимать как итоговую в осмыслении русской жизни. В ней поется о «загадочной» Руси, полной противоречий, – «убогой и обильной», «могучей и бессильной». Но пафос ее – не в том, чтобы утвердить мысль о сложности, о тайне русской души и земли, а в том, чтобы воспеть пробуждение Руси. «Искра», возродившая Русь, была сокрыта в народной душе, в «золотом сердце» народа, спасенном в рабстве, в «совести спокойной, правде живучей». В песне Гриши народ уподобляется войску – «рати». Это определение подчеркивает и единство народа, и его героический дух. Ощущение общности еще более усиливается из-за отсутствия подлежащего. В строфе доминируют глаголы, которые и передают единство действий. Но при этом дело, которому служит «рать», – мирное, оно уподобляется сбору зерна:

Встали – небужены,
Вышли – непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!
Рать подымается
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Каждое предложение в песне – звучит как лозунг, как утверждение. И смысл лозунгов один: великая вера в будущее народа. Особую роль в понимании смысла «хорошей песенки» обретает кольцевая композиция. Однако начальная и финальная строфы, рисующие противоречивую Русь, имеют и одно принципиальное отличие. В первой строфе смысловое ударение падает на определение – «бессильная», в последней – на антонимичное ему слово – «всесильная». Этот эпитет не только противостоит предшествующему слову – «забитая», но и подытоживает все определения «загадочной Руси». Называя Русь «всесильной», автор утверждает способность народа победить все препятствия, устроить счастливо свою судьбу: «Ты и забитая, / Ты и всесильная, / Матушка Русь!» «Божественно», – говорит об этой песне брат Гриши Саввушка. «Божественно» – эпитет, который имеет несколько значений: это и признание художественных достоинств песни, и истинности, «божественности» ее содержания.

Другие статьи, посвященные анализу поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Источник

«Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. » (гражданская лирика Н. А. Некрасова)

Школьное сочинение

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: «Я лиру посвятил народу своему. » В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой».

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что «поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе». Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых «Деловой разговор» (1851), «Памяти Белинского» (1853), поэма «Несчастные» (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме «В. Г. Белинский», написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был «родником» «богатых сил природных» — «источником» благородных мыслей и «честных, бескорыстных дел!». Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда «все глухо и мертво в литературе нашей было», Белинский сумел великолепно выразить потребность «в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла». Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные «друзья отчизны». Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении «Памяти Добролюбова», написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой » ударил час «. А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: «И вещее перо из рук упало». Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: «свобода», «слава», «русская земля», «гордость», «душевная красота»; используется стилистически окрашенная лексика: «мирские наслаждения», «года минули», «благодатно совмещены», «высоко вознесся» и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: «светлый рай», «сокровища душевной красоты», метонимические конструкции: «Какой светильник разума угас», «Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно».

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как «Муза» (1852), «Блажен незлобивый поэт. » (1852), «Поэту (Памяти Шиллера)» (1874), «Элегия» (1874) и др.

Прославленное стихотворение «Поэт и гражданин», написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего «идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. «. Строки, «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: «Я не поэт, а гражданин». Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии «Музе» (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — «сестра народа — и моя!»:

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая «. любить народ, родину, служить им сердцем и душой».

Источник

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: анализ

роль песен кому на руси жить хорошо

История создания

роль песен кому на руси жить хорошо

О замысле поэмы

Н.А. Некрасов: «Я задумал изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Г.И. Успенский: «В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Н.А. изучением народа, все сведения о нём, накопленные, по собственным словам Н.А, «по словечку» в течение двадцати лет».

Г.И.Успенский: «Однажды я просил его:

– А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?

Н.А. улыбался и ждал.

Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ…

Затем от рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням. Деревни эти «смежные», стоят близко друг от друга, и от каждой идёт тропинка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо».

Замысел поэмы преобразовывался. Некрасов хотел окончание поэмы связать с образом Гриши Добросклонова. Именно он должен был стать счастливым человеком из народа.

роль песен кому на руси жить хорошо

Эпическая составляющая. В истории развития русского общества в 1860-е годы был переломный момент, когда люди приучались жить в новых условиях после отмены крепостного права и других коренных преобразований привычного жизненного уклада. Этот тяжелый исторический период и описал литератор, отображая реалии того времени без прикрас и фальши. Кроме того, в поэме есть четкий линейный сюжет и множество самобытных героев, что говорит о масштабности произведения, сравнимого разве что с романом (эпическим жанром). Также книга вобрала в себя фольклорные элементы героических песен, повествующих о ратных походах героев на вражеские станы. Все это – родовые признаки эпоса.

Лирическая составляющая. Произведение написано в стихах – это главное свойство лирики, как рода. В книге также находится место авторским отступлениям и типично поэтическим символам, средствам художественной выразительности, особенностям исповеди героев.

Направление, в рамках которого была написана поэма «Кому на Руси жить хорошо», — это реализм. Однако автор существенно расширил его границы, добавив фантастические и фольклорные элементы (пролог, зачин, символика чисел, фрагменты и герои из народных преданий). Поэт избрал для своего замысла форму путешествия, как метафору поиска истины и счастья, который осуществляет каждый из нас. Сюжетную структуру многие исследователи творчества Некрасова сравнивают со строением народного эпоса.

роль песен кому на руси жить хорошо

Композиция

Законы жанра определили композицию и сюжет поэмы. Некрасов дописывал книгу в страшных мучениях, но все равно не успел закончить ее. Этим и объясняются сумбурная композиция и множество ответвлений от сюжета, ведь произведения формировали и восстанавливали по черновикам его друзья. Сам он в последние месяцы жизни был не в состоянии четко придерживаться первоначальной концепции творения. Таким образом, композиция «Кому на Руси жить хорошо?», сравнимая разве что с народным эпосом, уникальна. Она вырабатывалась в результате творческого освоения мировой литературы, а не прямого заимствования какого-то известного образца.

1. Экспозиция (Пролог). Встреча семи мужиков – героев поэмы: «На столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».

2. Завязка – это клятва героев не возвращаться домой, пока они не найдут ответа на свой вопрос.

3. Основная часть складывается из множества автономных частей: читатель знакомится с солдатом, счастливым тем, что его не забили, холопом, гордящимся своей привилегией доедать из господских мисок, бабкой, у которой на огороде ей на радость уродила репа… Пока поиски счастья стоят на месте, изображается медленный, но уверенный рост народного самосознания, который автор хотел показать даже больше, чем заявленное счастье на Руси. Из случайных эпизодов вырисовывается общая картина Руси: нищей, пьяной, но небезнадежной, стремящейся к лучшей доле. Кроме того, в поэме есть несколько крупных и самостоятельных вставных эпизодов, некоторые из которых даже вынесены в автономные главы («Последыш», «Крестьянка»).

роль песен кому на руси жить хорошо

4. Кульминация. Счастливым человеком на Руси писатель нарекает Гришу Добросклонова, борца за народное счастье.

5. Развязка. Тяжелая болезнь помешала автору закончить свой великий замысел. Даже те главы, которые он успел написать, были рассортированы и обозначены его доверенными лицами уже после его смерти. Надо понимать, что поэма не закончена, ее писал очень больной человек, поэтому данное произведение — самое сложное и запутанное из всего литературного наследия Некрасова.

6. Финальная глава называется «Пир на весь мир». Всю ночь поют крестьяне о старом и новом времени. Добрые и полные надежды песни поет Гриша Добросклонов.

Роль песен в поэме

Песни являются неотъемлемой частью поэмы. Они утешают народ в горе, помогают пережить несчастья, сопровождают в радостях. В песнях выражено сознание народа.

Некрасов использует народные песни и свои стилизации.

В начале поэмы песни играют вспомогательную роль, в конце несут основную смысловую нагрузку. В последней песне Гриши Добросклонова – ответ на главный вопрос о счастье.

О чем поэма?

Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.

В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России.

роль песен кому на руси жить хорошо

Основная тема произведения — свобода — упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.

Тема счастья. Поэт считает, что высшее удовлетворение от жизни человек может получить, лишь помогая другим людям. Настоящая ценность бытия в том, чтобы чувствовать себя нужным обществу, приносить в мир добро, любовь и справедливость. Бескорыстное и самозабвенное служение благому делу наполняет каждый миг возвышенным смыслом, идеей, без которой время теряет цвет, становится тусклым от бездействия или эгоизма. Счастлив Гриша Добросклонов не богатством и не положением в свете, а тем, что ведет Россию и свой народ к светлому будущему.

Тема Родины. Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Некрасов жалеет отчизну, посвятив всего себя ее исправлению и улучшению. Родина для него – это народ, народ – это его муза. Все эти понятия тесно переплелись в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Патриотизм автора особенно ярко выражается в финале книги, когда странники находят счастливца, живущего интересами общества. В сильной и терпеливой русской женщине, в справедливости и чести богатыря-крестьянина, в искренней добросердечности народного певца творец видит истинный облик своей державы, исполненный достоинства и одухотворенности.

роль песен кому на руси жить хорошо

Тема труда. Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Именно праздность губит русского барина, превращая его в самодовольное и надменное ничтожество. А вот простонародье обладает действительно важными для общества навыками и подлинной добродетелью, без него не будет России, а вот без знатных самодуров, гуляк и алчных искателей богатства страна обойдется. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины.

Проблематика

роль песен кому на руси жить хорошо

В эпической поэме Некрасов затронул большое количество острых и злободневных вопросов того времени. Главная проблема в «Кому на Руси жить хорошо?» — проблема счастья, как в социальном, так и в философском плане. Она связана с социальной темой отмены крепостного права, которая сильно изменила (и не в лучшую сторону) традиционный уклад жизни всех слоев населения.

Казалось бы, вот она, свобода, чего же еще надо людям? Это ли не счастье? Однако на деле получилось так, что народ, который в силу долгого рабства не знает, как жить независимо, оказался выброшенным на произвол судьбы. Поп, помещик, крестьянка, Гриша Добросклонов и семь мужиков — настоящие русские характеры и судьбы. Их автор описал, опираясь на богатый опыт общения с выходцами из простонародья. Проблемы произведения тоже взяты из жизни: неустроенность и растерянность после реформы по отмене крепостного права действительно коснулись всех сословий. Никто не организовал вчерашним холопам рабочих мест или хотя бы земельных наделов, никто не обеспечил помещика грамотными инструкциями и законами, регламентирующими его новые отношения с работниками.

Проблема алкоголизма. Странники приходят к малоприятному выводу: жизнь на Руси настолько тяжела, что без пьянства крестьянин и вовсе загнется. Забытье и туман необходимы ему для того, чтобы хоть как-то тянуть лямку безысходного существования и каторжного труда.

Проблема социального неравенства. Помещики годами безнаказанно истязают крестьян, а Савелию за убийство такого угнетателя исковеркали всю жизнь. За обман ничего не будет и родственникам Последыша, а их слуги вновь останутся ни с чем.

Философская проблема поиска истины, с которой встречается каждый из нас, иносказательно выражена в походе семи странников, которые понимают, что без этой находки их жизнь обесценивается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *