роль детей в подготовке мероприятия можно с помощью дерева дела
Экспериментальная педагогическая работа «Дерево «Добрых Дел» (нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Валентина Шаманова
Экспериментальная педагогическая работа «Дерево «Добрых Дел» (нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Добро. доброе дело
Что же такое делать добро, доброе дело?
Для взрослых это понятие имеет определенный смысл: кому-то помочь материально, кому-то морально, кому-то физически, кому-то просто не навредить, а кто-то нуждается в дружеском совете.
А как объяснить это детям, как воспитать у них желание делать добро, сделать это привычкой? Как сделать эту работу ненавязчивой, каждодневной и очень наглядной?
Нужно учить детей сопереживать, выручать товарищей, воспитывать чувство отзывчивости, чувство ответственности не только за свои поступки, но и за поступки других детей, когда речь идет об общем деле.
В лучшем случае всегда найдется один ребенок из группы детей, который будет переживать за то, кто-то незаслуженно обидел другого ребенка, за то, что он сам в чем-то провинился, за то, как пройдет утренник в детском саду.
Но чаще всего мы наблюдаем иную картину. Ребенок совершает «доброе дело» за похвалу или вознаграждение от взрослого. Со временем такой ребенок и уже маловероятно, что он будет обладать высокими моральными качествами, что он будет порядочным человеком.
Для реализации этих целей была проведена экспериментальная педагогическая работа «Дерево «Добрых Дел».
Данная работа по формированию нравственных качеств и самооценки, самовоспитания, самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
В педагогической работе «Дерева «Добрых Дел»выделялось два направления:
1. формирование нравственных качеств, эмпатии;
2. выработка самоконтроля и самооценки детьми своей деятельност и.
Цель: формирование эмпатии и других нравственных качеств.
Анализируя проблемы агрессивного поведения детей, можно выделить как фактор, контролирующий агрессию — формирование эмпатии. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания личности и закладываются уже в дошкольном возрасте.
Ребенок, который понимает чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь ребенку, попавшему в трудную ситуацию, как правило, не проявляет враждебность и агрессивность.
В. А. Сухомлинский писал: «Глухой к другим людям — остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков.».
В процессе работы мы всегда старались направлять все усилия, чтобы
расширить и углубить представление детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям;
раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии;
формировать целостное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.
Для формирования этих качеств вне занятий были проведены беседы на тему дружбы «Друг в беде не бросит», «Друг заболел».
Обсуждали с детьми проблемные ситуации, делали выводы:
Другу всегда нужно помогать, друга всегда нужно выручать;
нужно научиться самому видеть, кому необходима помощь.
Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.
Добрые дела всегда приятны и полезны людям.
Нужно поступать с людьми так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Товарищу надо помогать, а не ждать, когда тебя за это похвалят.
Чтобы понять другого человека — надо встать на его место.
Цель: выработать самостоятельный контроль и оценку своей деятельности.
У детей дошкольного возраста, в том числе и старшего дошкольного возраста, преобладает игровая деятельность. Но, именно, еще в детском саду необходимо сформировать качества,
необходимые для обучения в школе:
Вне занятий проведена беседа «Учись себя оценивать».
развивать у детей способность анализировать свое поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами;
воспитывать анализировать поведение сверстников доброжелательно;
развивать чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками.
Используя личный опыт, дети рассказывали, когда их называли «умниками» и за что.
Можно ли назвать другого ребенка «дураком»? Дети отвечали. Что это некрасиво и невежливо, ребенок поступил некрасиво и глупо.
Дети играли в игры «Смешилки» (побеждает тот, кто засмеется последним, «Терпелки», «Молчанка».
В результате беседы и проведенных игр дети проводили самоанализ, самоконтроль, самооценка и т. д.
Для реализации этих целей и задач возникла необходимость изготовить «Дерево «Добрых Дел». С посильной помощью детей было сделано объемное дерево с использованием искусственных листьев.
ПРИНЦИП РАБОТЫ «ДЕРЕВА»
Для каждого ребенка была сделана ветка с именем; за доброе дело, поступок на ветку помещалось яблоко.
Если просто похвалить ребенка, он воспримет похвалу, как нечто абстрактное, т. к. в дошкольном возрасте превалирует конкретное мышление. Похвалу нельзя увидеть. Для этого оценка выражена не только похвалой, но и наглядным предметом, в данном случае — яблочком, которое не будет собственностью ребенка, а обозначением количественной оценки его поведения, качественной же оценкой будет являться последующий анализ своей деятельности каждым ребенком.
Это являлось элементом наглядности, у детей появились примеры, это заставляло детей тянуться за тем ребенком, у которого больше яблок, т. е. больше добрых дел и поступков.
— Появились разговоры, размышления о том, какое дело является добрым,, как добиться, чтобы яблок стало больше, т. е. дети анализировали свои поступки.
Выяснили, что хорошо заниматься, хорошо сидеть за столом, правильно кушать, быстро и аккуратно одеваться — это обязанность каждого дошкольника.
Дети считали яблочки, решали простейшие задачки.
— Дети старались осознанно противостоять злу, радоваться за успехи другого ребенка.
Цель «Дерева «Добрых дел»: формирование отзывчивости, сопереживанию, взаимопомощи, взаимовыручки.
• Совершенствовать умение диалогической и монологических форм речи;
• Расширять активный словарь;
• Развивать память, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, закреплять счет, решать несложные математические задачи.
• Воспитывать уважительное отношение к людям;
• Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи;
• Воспитывать такие качества как сочувствие, отзывчивость, умение любить окружающих людей.
В результате «работы» «Дерева «Добрых дел» у детей были сформировано сопереживание, добродушие, самооценка, самоконтроль и другие нравственные качества.
Приведу пример: накануне новогоднего утренника заболевает Даша, играющая роль Бабы Яги, просит маму перенести утренник, ведь никто не успеет выучить роль. «Как же быть, ведь я же всех нечаянно подвела».
Максим и Федор аккуратно выполнили все поручения. Владик приготовил доклад о динозаврах, т. к. надо выступить с докладом перед детьми другой группы. (Ранее был безразличен к таким заданиям.
В заключение хочется сказать, что в процессе воспитательной работы по формированию нравственных качеств, а также самостоятельности, самоконтроля, самооценки и других качеств (т. е. качеств с приставкой САМ, был заложен базисный уровень, и я, надеюсь будет развиваться и закрепляться родителями и педагогами в школе.
Дидактическая игра «Древо добрых поступков» Цель: Формирование нравственных качеств в ребёнке Задачи: Учить детей творить добро, проявлять заботу о других, желание сделать приятное.
Неделя добра в детском саду Предпоследняя неделя лета была посвящена в нашем детском саду добру, любви, уважению. Дети читали стихи, воспитатели читали великое множество.
Социальный проект «Дерево добрых дел»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
классный руководитель: Зозуля Н.Ю.
2013-2015 учебный год
Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире
Основная проектная идея
Общеизвестно, что нельзя воспитывать нравственность, гуманизм (милосердие в том числе) без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. Наш проект направлен на формирование нравственных ценностных ориентаций детей в условиях классного и домашнего коллективов, на развитие социального интереса и активное участие в жизни класса, школы.
Наш социальный проект направлен на формирование нравственных качеств, без которых любой человек не может гармонично развиваться. Мы должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными. Мы хотим изменить наше общество, прежде всего, изменившись сами .
Особенностью предлагаемого проекта является вовлечение всего классного коллектива в его реализацию через организацию деятельности каждого ученика нашего класса. По мере действий, мы будем формировать дерево добрых дел. К концу проекта должно получиться дерево с листочками разного цвета. Цвет листьев обозначает направления, по которым мы работали. Это будет наглядное представление нашей практической работы по проекту.
Цель проекта : сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу.
Сформировать в сознании детей понятие «доброта»
Расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека.
Формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность ребёнка.
Научиться жить под девизом: «Что бы вы ни делали, количество добра в мире должно увеличиваться».
Формирование потребности к социально- нравственным действиям.
Участники проекта: Учащиеся 1-4 классов, их родители, классный руководитель.
вовлечение в деятельность;
Направления деятельности
1. Зелёные листья «Забота». Организация реальной помощи тем, кто в ней нуждается: малообеспеченные, дети-сироты, детские сады, многодетные семьи.
3.Красные листья «Творчество». Организация праздников, концертов, акций, подарков.
Этапы работы над проектом
Формы организации работы
Постановка проблемного вопроса, сбор информации, выяснение актуальности вопроса, создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности
Беседы с учащимися, родителями
Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения
Опрос «Кому необходима помощь?»
Информация о проекте (листовки)
Выполнение мероприятий по каждому направлению, заполнение дерева листьями с названием добрых дел, сбор фотоматериалов
Классные часы, беседы,
Аналитический этап (рефлексивный)
Сбор классного собрания
фотовыставка, создание презентации
Определение законченности или продолжения деятельности по данному направлению
Сбор отзывов и пожеланий
Сроки работы над проектом- 2013-2015 учебный год
подготовительный этап-сентябрь 2013 г (2 класс)
этап планирования- октябрь 2013 г (2 класс)
этап реализации- ноябрь 2013 г-апрель 2015 г (2-3 класс)
перспективный этап- май 2015 г (конец 3 класса)
План – график реализации проекта
Мероприятие в рамках проекта
Участники и ответственные
1. Классный час «Что такое доброта?»
Постановка проблемного вопроса, создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности.
2. Тема для обсуждения на родительском собрании»Давайте воспитывать в детях доброту»
Создание мотива к осуществлению благотворительной деятельности, выявление возможной помощи со стороны родителей в организации и реализации проекта
Родители учащихся, классный руководитель
1. Классное собрание
Определение цели деятельности, основных задач проекта, определение направлений деятельности, составление плана реализации по каждому направлению, определение сроков исполнения
Актив класса, учащиеся, родители, классный руководитель
2. Опрос «Кому необходима помощь?»
Определение возможных направлений деятельности в рамках проекта, выявление лиц, нуждающихся в помощи
Информирование о проведении проекта
Комитет образования и информации
Направление «Забота» (зелёные листочки)
Сбор канцтоваров для детей-сирот, детей из неблагополучных семей
Соц. педагог, учащиеся, родители
2. Сбор книг для детских садов №108,46
Оказать посильную помощь детским садам в сборе красочных книг
Актив класса, родители, воспитатели
3. Проведение игр на свежем воздухе с воспитанниками детского сада
Оказание посильной шефской помощи
3. Городская акция «Варежка»
Сбор тёплых вещей для малоимущего населения
Учащиеся, родители, соц.педагог
4. Посещение больных одноклассников в больнице и на дому.
Привитие таких качеств как милосердие, взаимопомощь, взаимовыручка.
Актив класса, учащиеся по группам
5. Акция «Помоги детям»
Сбор игрушек. вещей, книг для детей из реабилитационного центра «Росток»
Учитель, соц.педагог, род. комитет, учащиеся
Сбор подгузников, стирального порошка, детского мыла для детей из дома «Малютки»
Учащиеся, родители, учитель
7. Акция «Дары осени»
Сбор овощей для малоимущего слоя населения, детей-сирот, детей из неблагополучных семей
8. Организация игр на переменах с 1 классом.
Оказание шефской помощи
Учащиеся по группам
9. Поздравление одноклассников с Днём рождения.
Вручение открытки, медали, слов пожеланий.
Направление «Творчество» (красные листочки)
1. Изготовление праздничных открыток ветерану Подразделения Особого риска Дуброву В.Г.
Воспитание уважительного отношения к старшим, внимательного отношения к пожилым людям
2 Посещение ветерана на дому
Поздравление ветерана с Днём пожилого человека.
Учащиеся, родители, учитель
Развитие художественно-эстетического вкуса, формирование уважительного отношения к старшему поколению, воспитание патриотизма.
Учащиеся, актив класса, комитет творчества и культуры
4. Акция «Подарок ветерану»
Поздравление с Днём Победы и Днём пожилого человека ветеранов из своего дома. Оказание им необходимой помощи, вручение открыток и поделок.
Учащиеся по группам, учитель, родители
5. Акция «Подари книге вторую жизнь»
Оказание необходимой помощи школьной библиотеке.
Библиотекарь, комитет хозяйства и труда
6. Проведение праздничных мероприятий «Солдат на страже Отечества», «Поздравляем милым мам»
Изготовление поздравительных открыток и поделок к Дню Защитника Отечества, к 8 Марта.
Учащиеся, родители, учитель, педагоги по вокалу и хореографии
6. Акция «Укрась стены школы»
Оформление стенда с творческими работами учащихся.
7. Акция районного масштаба
Лучшие работы были вывешены на районной ёлке, остальные на школьной.
Направление «Эколог»(жёлтые листочки)
Пропаганда бережного отношения к окружающей среде,
природе Родного края,
Вожатая школы, учащиеся, родители
2. Изготовление кормушек.
3.Акция «Помощь пернатым»
4. Помощь бездомным животным.
Инициативные группы учащихся
5.Уборка школьного двора.
Учитель, учащиеся. завхоз школы
6. Высаживание цветов на школьной клумбе.
Учащиеся, родители, комитет хозяйства и труда
7.Облагораживание классного кабинета.
Учитель, учащиеся, родители
8.Ухаживание за комнатными растениями.
Учащиеся, комитет хозяйства и труда
1. Сбор классного собрания
Подведение итогов проекта по каждому направлению, определение кандидатов на поощрение
Актив класса. президент, учащиеся, учитель
2. Интервью с участниками проекта
Сбор обратной информации, откликов, оценивание проекта со стороны участников проекта
Учащиеся, комитет образования и информации
3. Фотоотчёт по выращиванию дерева добрых дел.
4.Создание презентации «Дерево добрых дел»
Обобщить информацию о проведённом проекте, информировать об итогах проекта учащихся, родителей. Продемонстрировать проведенную работу в виде презентации.
Комитет образования и информации, родители, учитель
Анализ работы по проекту. Определение дальнейших действий в направлении благотворительной деятельности
Усвоение учащимися общечеловеческих ценностей, формирование активной гражданской позиции, чувства милосердия, сострадания, участия, доброты. Воспитание чувства долга, ответственности учащихся и их родителей. Повышение уровня знаний о себе, обществе, каждого участника проекта. Сотрудничество детей и взрослых в процессе деятельности.
Любовь и бережное отношение к родной природе.
Инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда.
повышение нравственной культуры участников проекта;
обогащение эмоционального мира участников чувством ответственности, милосердия, сострадания;
осуществление помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке.
В рамках данного проекта в конце 3 класса будет создана презентация «Дерево добрых дел», где будут запечатлены поступки, добрые дела, которые помогают учащимся стать добрее, а жизнь сделать светлее и радостнее. Чем больше листочков на дереве добрых дел, тем выше вероятность преодоления социального равнодушия среди учеников, рост желания творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца.
Зозуля Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МОАУ «СОШ №13 г.Орска»
Технология подготовки и проведения воспитательного мероприятия
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология подготовки и проведения
Подготовка и проведение воспитательного мероприятия начинается с всестороннего анализа и подготовки плана работы. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма педагога. Грамотно выполненные анализ и план подготовки позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности обучающихся, с которыми эта работа проводилась.
Подготовка воспитательного мероприятия
Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел классного коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.
2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.
3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.
5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач конкретного этапа.
I. Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели
1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.
2.Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия в соответствии с критериями эффективности: критический, допустимый и оптимальный (таблица 1).
Критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий
3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.
4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.
5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы.
Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся
С какой целью в коллективе проводится данное мероприятие?
По чьей инициативе проводится мероприятие?
Что интересного и полезного будет получено от этого мероприятия?
Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия?
Твои ожидания (будет ли интересно) и пожелания?
Назови недостатки ранее проводимого мероприятия.
Делаем ВЫВОДЫ из АНАЛИЗА и следуем далее.
II Этап планирования (моделирования) воспитательного мероприятия
Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности.
От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело.
План составляется педагогом с привлечением обучающихся и воспитанников. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством классного руководителя (основы самоуправления).
Учащиеся учатся правильно распределять свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.
1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.
2.Наметить план подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.
3.Выяснить путем бесед с коллективом какое участие примут в планировании учащиеся (другие члены сообщества), чему они при этом научатся? Важно учесть способствует ли планирование мероприятия проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействует ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в классе (школе)? Способствует ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и учащимися?
4.Установить при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами коллектива.
5.Выяснить, существует ли связь между анализом предыдущего мероприятия и планируемого.
6.Проанализировать, способствует ли планирование подготовительного этапа воспитательного мероприятия решению его общей цели?
7. Структура плана подготовки внеклассного воспитательного мероприятия:
Название творческого дела (должно точно отражать содержание, быть лаконичным, привлекательным по форме).
Цель, задачи (цель одна, задач не более пяти)
Форма проведения (как)
Место и время проведения (где, когда)
Материалы и оборудование (что подготовить)
План подготовки (с распределением обязанностей и функций)
Наши помощники (кто помогает, куда обратиться с вопросами)
III. Этап организации мероприятия
Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе.
Алгоритм организации мероприятия
1.Выяснить какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.
2. Определить основные требования к организационной деятельности (распределить роли и место в организации мероприятия, отведенные педагогу, учащимся, другим участникам процесса; продумать насколько это оправдано и обосновано).
3. Установить степень и значимость участия в организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и творчества (подбор организаторов и исполнителей)
4. Организовать вводный инструктаж, определяющий уровень разделения труда между организаторами мероприятия.
5. Организовать текущий инструктаж с организаторами и исполнителями и выяснить процесс подготовки и организации, оказать помощь в решении проблем.
6. Установить, степень реализации плана подготовки мероприятия.
7.Проанализировать качество осуществления данного этапа и определить, как это может повлиять в дальнейшем на ход мероприятия.
8. Внести поправки в ход мероприятия в связи со степенью подготовки.
IV. Этап проведения мероприятия
Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией.
Алгоритм проведения мероприятия
1. Важно помнить, что любое мероприятие имеет:
2. Обратить внимание на следующие моменты:
а) подготовка помещения, оборудования и оформления к проведению мероприятия;
б) эмоциональный настрой всех участников мероприятия;
в) убедительность, четкость, естественность выполнения учащимися заданий и упражнений для достижения цели проводимого мероприятия;
г) осознанность цели учащимися;
д) содействие (участие) в достижении цели мероприятия всех участников процесса.
V. Этап подведения итогов
1. Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.
2. Причины недостатков (достоинств) мероприятия могут заключаться в таких моментах, как:
соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;
соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;
организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;
педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность.
3.Сделать вывод и заключение на основе анкетирования (опроса) о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.
Передо мной встали задачи:
1. обсудить с учащимися понятие «дружба»;
2. воспитывать доброжелательность, уважение к другим людям;
3.формировать умение взаимодействовать в коллективе;
4.формировать нравственные качества(умение выслушивать и принимать позицию другого человека, умение сочетать собственные интересы с интересами других и др.)
Основой работы стала работа на уроках по развитию речи, где красной строкой в каждом занятии проходит тема дружбы, и организация внеклассных мероприятий.
Первым этапом работы стало обсуждение с детьми значения понятия «дружба» и беседы по темам «С кем можно дружить?», «С кем дружите Вы, ребята?». После этих бесед ребята заполнили анкеты « Я и мои друзья».
Вторым этапом стало обсуждение по темам «Что мешает дружбе?» и «Что помогает дружить?». Вместе с детьми были выделены опорные слова. Итогом этой работы стало выполнение задания «Волшебный сундучок».
Третий этап- игра « Умные договариваются, а глупые ссорятся». Дети были разделены на несколько групп, каждая из которых разыграла предложенную конфликтную жизненную ситуацию и предложила пути выхода из нее. Далее происходило обсуждение всеми ребятами. В конце игры ребята создали плакат « Солнышко дружбы».
В рамках недели внеклассного чтения с учащимися были проведены встречи «Книги о дружбе», «Пословицы о дружбе». Ребята продолжали пословицы по их началу, рисовали иллюстрации к книгам и пословицам.
В ходе этой работы учащиеся смогли сделать вывод « Кто такой настоящий друг?» и выработали для своих классов законы настоящей дружбы, которых решили придерживаться. Выучили песню М.Пляцковского «Настоящий друг», которая стала гимном дружбы для нашего класса.
Эти мероприятия, проведение традиционных классных праздников, активное включение во внеклассную жизнь школы помогает ребятам осознать собственную значимость, реализовать свои способности, правильно строить взаимоотношения с другими людьми на принципах взаимного уважения и доброжелательности.