роберто баджо лучшие фото
Футбольный художник
«Соккер.ру» вспоминает знаменитого Роберто Баджо, которому сегодня исполнилось пятьдесят три года.
Его обожали болельщики, даром что Хвостик сменил немало клубов. Была жуткая обида тиффози «Фиорентины», когда Роберто уходил в недружественный «Ювентус», костерили его на чём свет стоит, забрасывали шарфами. А Баджо бережно поднял брошенный фиолетовый шарфик и развёл руками. «Что я могу поделать. Продали меня. Сделали предложение, от которого нельзя отказаться». И весь гнев как-то сошёл на нет. Фанаты «Юве», не любящие «Фиорентину» и всё, что с ней связано, не сразу, но приняли Роби. И были огорчены, когда Баджо пришлось уйти.
А вот с тренерами Хвостик не ладил. Арриго Сакки заменил своего лидера после удаления вратаря Джанлуки Пальюки в игре с норвежцами. Баджо пришлось повиноваться. Марчелло Липпи задвинул Роби в «Ювентусе» и выдавил его из «Интера». Чезаре Мальдини нехотя взял Роберто на чемпионат мира, а Дино Дзофф и Джованни Трапаттони вовсе отказывались от его услуг. Карло Анчелотти не захотел взять Роби в «Парму». Даже Ренцо Уливьери, чью «Болонью» Баджо тащил на себе, приревновал его, испугался, что Роберто ударит по его тренерскому авторитету. Функционеры тоже не жаловали Баджо. Вспомните брошенную президентом «Ювентуса» Умберто Аньелли фразу «обмочившийся кролик» после памятного финала с бразильцами. Про то, что сборная Италии дошла до финала во многом благодаря этому «обмочившемуся кролику» первое лицо «Юве» предпочло промолчать.
Соперники тоже не жаловали Роберто. Колотили его по ногам, в том числе по божественной правой. Он перенёс множество операций, все ноги в шрамах от наложенных швов. Но Баджо тем не менее играл до 37 лет, и в последние годы своей карьеры, которые он провёл в «Брешии», Роби не выглядел доигрывающим футболистом. Он всегда играл.
Роберто обладал фантастической, неземной техникой. Он мог делать с мячом что угодно. Причём на скорости, с закрытыми глазами, в окружении нескольких соперников. Хвостика часто упрекали в индивидуализме, что он тянет одеяло на себя, неохотно делится мячом. Но за свою карьеру этот «жадина» отдал больше сотни голевых передач. Что-то не очень вяжется с выписанным ярлыком.
Забивал Роберто тоже красиво. Ему было недостаточно ткнуть мяч в ворота, замкнуть прострел, хотя и таких рутинных голов на его счету числится немало. Запомнился Баджо голами-красавцами. Например, такими, какой он положил в ворота сборной Чехословакии на чемпионате мира. Мадонна, по её собственному признанию, ни бельмеса не смыслившая в футболе, восхищалась этим голом. Даром что так и не запомнила имя игрока. Полюбуйтесь и вы. Скоростью, пластикой, техникой и интеллектом итальянца.
Шестой из восьми детей из небогатой провинциальной семьи сделал себя сам. Учился, играл в футбол и доигрался до «Виченцы». Где началась спортивная биография будущего футбольного художника. Темноволосый (фирменного хвостика ещё не было и в помине) худенький парнишка в шестнадцать лет выходил на поле вместе со взрослыми мужиками в матчах Серии С. Бегал, забивал, оттачивал свою уникальную манеру обращаться с мячом. И был замечен сильными мира сего – в борьбе за Роби сцепились «Сампдория» и «Фиорентина». Шансы генуэзцев были весомее, но юноша порвал крестообразную связку. В «Сампе» решили, что это приговор всей будущей карьере. А «Фиорентина» рискнула и купила паренька. Более того оплатила его весьма дорогое лечение за границей. А потом флорентийцы терпеливо ждали, пока этот талант из Кальдоньо окончательно оправится, разбегается, разыграется. И он разбегался и разыгрался.
Но перед тем как появиться в чёрно-белой футболке, Роберто блеснул в синей майке на домашнем чемпионате мира, где итальянцы взяли бронзу. Проиграли в серии пенальти в полуфинале аргентинцам. Но Баджо в той серии свою попытку реализовал.
В «Юве» Роберто приняли не слишком ласково. Болельщики вскоре полюбили, а вот с отношения с товарищами оставались напряжёнными. Игрокам «Ювентуса» не нравилось, что Баджо держится особняком, что он не участвует в разных командных мероприятиях. Что у него необычная причёска, что он сменил веру – перешёл из христианства в буддизм. Не нравились его отлучки на охоту, а Баджо при всём своём буддизме большой любитель пострелять кабанов и уток.
А Роберто оказался в «Милане». Непривычно было видеть Хвостика в красно-чёрной футболке. Казалось, что встроить свободного художника Баджо в механизм команды Фабио Капелло невозможно. А вот и нет. Роби провёл отличный сезон 1995-96, помог «россонери» вернуть чемпионский титул, а сам добился отличного взаимопонимания с Джорджем Веа, Марко Симоне, Деяном Савичевичем.
Но стоило уйти Капелло, как «Милан» пошёл вразнос. Роберто играл при Оскаре Вашингтоне Табаресе, при срочно вернувшемся на «Сан-Сиро» Арриго Сакки, но большого удовлетворения от выступлений не получал. После завершения сезона 1996-97 Баджо расстался с «Миланом». Вернувшийся Фабио Капелло даже не пытался его удержать. Роберто хотел перейти в «Парму», но услышал от главного тренера Карло Анчелотти – «Извини, Роби, но я не вижу тебя в команде. Да, у меня есть Дзола».
Не видишь, и не надо. Баджо принял первое попавшееся предложение, которое исходило от «Болоньи». Ренцо Уливьери дал Хвостику полную свободу действий. В «Болонье» организовалась ударная тройка нападения – впереди наш Игорь Колыванов и швед Кеннетт Андерссон, чуть глубже Роберто. Не буду навязывать свою точку зрения, но это был лучший Баджо, которого я видел. Мудрый, опытный, и в то же время всё такой же изобретательный и хитрый. Роби раздавал пасы, забивал сам. 22 гола положил, а сколько с его передач забили Игорь с Кеннетом. «Болонья» прыгнула на седьмое место. Будь Роберто игроком более сильного клуба, он мог взять личные награды сезона 1997-98. Пришлось уступить звания игрока года и лучшего футболиста Серии Дель Пьеро и Роналдо. Но в сборную Хвостик вернулся, превосходно отыграл на чемпионате мира. Не дрогнул, подошёл к 11-метровой отметке в четвертьфинале с французами и забил. Но Луиджи Ди Бьяджо подкачал.
Но после столь успешного сезона в «Болонье» Баджо вдруг почувствовал холодок со стороны Ренцо Уливьери. Однажды он даже сорвался на журналиста, — «что вы всё Баджо, да Баджо. У „Болоньи“, между прочим, тренер есть». В какой-то момент Роберто понял, что нужно уходить. Тем более, что позвали в «Интер». А Роби в детстве так нравилась сине-чёрная форма.
И он перешёл в «Интер». Лучше б этого не делал. В бестолковом сезоне 1998-99 миланцев тренировали аж четыре специалиста – Луиджи Симони, Мирча Луческу, Лучиано Кастеллини и Рой Ходжсон. И каждый приходил со своими требованиями, каждый гнул свой линию. Баджо приходилось приспосабливаться. В сезоне 1999-2000 тренером «нерадзурри» стал Марчелло Липпи. Старая неприязнь переросла в откровенную вражду. Липпи не видел Хвостика (уже бывшего Хвостика, Роберто расстался с этим элементом своей причёски ещё в «Болонье») в составе. Но Капелло и Анчелотти откровенно говорили Роби, что не видят его в своих схемах, а Липпи просто задвигал. Баджо, которому исполнилось тридцать три года, не нравилось, что с ним обращаются, как с мальчишкой. Отработал сезон до конца, и ушёл. Опять же, куда глаза глядят. В «Брешию».
Тренер Карло Маццоне не стал мудрствовать лукаво и что-то изобретать. Как и Уливьери, он дал Баджо делать на поле всё, что считает нужным. И Роберто так и поступил. В скромной команде он выглядел очень солидно. И во многом его безграничный талант тащил «львят» на себе. Помогал занимать места в серединке таблицы, или выживать в Серии А. Рядом с большим мастером набирались опыта Дарио Убнер, Лука Тони, Матузалем. Не мешал Баджо и сменивший Маццоне Джанни Де Блази, оказавшийся последним тренером в клубной карьере Хвостика.
Несмотря на более, чем солидную игру в «Брешии», тренер Джованни Трапаттони забыл о своём бывшем подопечном. Видимо, посчитал, что Роберто староват для сборной. Чемпионат мира 2002 прошёл без Роби, хотя он был готов сыграть на своём четвертом мировом первенстве. И на чемпионат Европы 2004 Трапп не собирался его приглашать. Но к тому времени сам Баджо официально простился с футболом. В 37 лет. Хотя мог поиграть ещё. Но видимо, он перестал получать удовольствие от игры. В отличие от болельщиков, которые по-прежнему пересматривают ролики с игрой великого итальянского футболиста.
Это единственный итальянский голеадор, забивавший голы на трёх мундиалях. Это футболист, удерживающий рекорд как игрок, забивший наибольшее количество мячей за сборную Италии на чемпионате мира. Это единственный в истории футбола игрок, в карьере которого значатся выступления за все 4 самые титулованные команды страны – «Интер», «Болонью», «Ювентус» и «Милан». Кроме того, он входит в пятёрку топ-бомбардиров «скуадры адзурры». А в 2002 году этот суперснайпер стал первым итальянцем за полвека, который преодолел планку в 300 голов. Конечно же, речь идет о великолепном нападающем Роберто Баджо по прозвищу «Божественный Хвостик».
Свою профессиональную карьеру игрока с зарплатой в размере 2000 долларов 15-летний итальянец начал в «Виченце» в 1982 году, тогда она выступала в Серии С – третьем по силе итальянском дивизионе, сразу после убеждений со стороны скаута Антонио Моры. Здесь Роберто на молодёжном уровне отличился более ста раз перед своим дебютом за основу клуба. За первые пару сезонов в составе «бьянко-росси» форвард появлялся на поле всего 6 раз в Серии С, где тогда выступала команда, и отличился всего 1 раз. Однако он внёс немалый вклад в возвращение родной команды в Серию В в сезоне 1984/85. Тогда в 29 сыгранных матчах он забил 12 мячей. Вообще итальянец быстро превратился в ключевого игрока команды и отправлял мячи в сетку чужих ворот почти в каждой игре. А в одном из матчей он отличился аж 6 раз! Перед тем как сменить команду и пополнить состав «фиалок» в 1985 году, Баджо в общей сложности сыграл за «Виченцу» 36 матчей и забил в них 13 голов.
В те юные годы у Баджо уже обнаружились очень серьёзные проблемы со здоровьем, принявшие хронический характер. Речь идёт о сухожилиях, которые отказывались поддерживать его мышечную массу. В первые годы жизни во Флоренции Роберто несколько раз пытался завязать с футболом, не в силах вылечиться. Его правое колено постоянно было распухшим, а порой у игрока даже не хватало сил, чтобы нормально ударить по воротам. 2 года он ежедневно по нескольку часов в день висел вниз головой с целью вытянуть сухожилия. И только лишь огромная любовь к игре помогла ему дальше продолжить свои выступления на зелёном газоне и стать настоящим кумиром для жителей Флоренции.

Болельщики «фиалок» его, естественно, возненавидели, а некоторые даже назвали Иудой. Обожание вмиг улетучилось. Первые 3 дня тиффози даже бушевали возле офиса руководства «фиалок», выражая свой протест против продажи голеадора. Самым отчаянным пришла в голову мысль осадить базу «скуадры адзурры», которая на тот момент плотно готовилась к Чемпионату Мира 1990, потому что именно тогда Роберто как раз впервые был включён в состав национальной команды. Дабы оградить экс-кумира страны от гнева фанатов, пришлось прибегнуть к помощи усиленных полицейских нарядов. Дело приняло неожиданный оборот и завершилось большой потасовкой, результатом которой стали телесные повреждения нескольких десятков болельщиков. Вообще в городе «предателя» Баджо так и не простили. Всякий раз, когда впоследствии он приезжал на матч с «фиалками», будучи игроком «старой синьоры» или любого другого клуба, трибуны неизменно встречали его оглушительным свистом, а порой и бросали гнилые овощи и фрукты. По мнению футболиста, во Флоренции самые злые болельщики из всех, что он встречал.
Уже в первом сезоне за туринский клуб Роберто заставил вратарей капитулировать 27 раз во всех турнирах. В Серии А он забил 14 мячей и вошёл в число лучших голеадоров итальянского чемпионата. Но Ювентус всё же тот сезон откровенно провалил, заняв лишь 7 место в турнирной таблице по итогам чемпионата страны и рано вылетев из всех кубков, в которых участвовал. Майфреди спешно уволили, а в Турин вернулся очень знакомый клубу Джованни Траппатони, находившийся на тот момент в лучах славы и абсолютно закономерно считавшийся чуть ли не лучшим тренером планеты. С приходом в команду Траппа вырос и статус Баджо, которого по праву уже можно было назвать лидером «бьянконери». На следующий сезон в Серии А он стал автором уже 18 мячей, ещё через сезон – 21-го. Удивительно то, что ему вовсе не понадобилось время для акклиматизации в новой команде, чтобы впоследствии стать её звездой. Однако прославился он не только лишь тем, что немало забивал сам – Баджо искусно выводил на ударные позиции своих партнёров по команде. В 1990 году итальянца назвали Игроком года моложе 23 лет.


За годы, проведённые в составе «Ювентуса», Баджо в общей сложности забил 78 мячей в 141 игре, а в последнем сезоне пребывания в клубе выиграл вместе с партнёрами чемпионство. После этого в его карьере начался новый этап – «миланский». Но прежде произошёл печально известный промах в финальной игре Чемпионата Мира 1994 года.
Чемпионат Мира вмиг превратил Баджо в трагическую фигуру вселенского масштаба. Давно известно высказывание о том, что итальянская команда своими футбольными трагедиями чуть ли не наиболее значима, чем завоёванными титулами. Тогда этот парадоксальный факт получил своё красноречивое доказательство.

Эта трагедия в финале не прошла для нападающего бесследно. Всю свою дальнейшую профессиональную карьеру футболист не мог простить себе тот промах. Именно потому, что против него потом ополчилась вся страна. Но ведь самое обидное было то, что даже при условии удачной реализации Баджо удара абсолютно никто не гарантировал сборной Италии итоговой победы. Ведь «пентакампеоне» имели ещё как минимум одну попытку. Из национального героя и настоящего кумира игрок мгновенно превратился во врага нации. Окончательно не впасть в депрессию ему не позволило знакомство с буддизмом и медитацией.

К сожалению, в составе новой команды карьера форварда пошла не совсем так, как ему хотелось бы. Футболист зачастую появлялся на поле со скамейки запасных и спустя 2 года в стане «россонери» решил покинуть именитый клуб и отправится в другой для получения постоянной игровой практики перед Чемпионатом Мира-1998. Но даже несмотря на редкие появления на зелёном газоне и всего 12 забитых мячей в 51-ой игре, Баджо в первый же сезон всё-таки выиграл с клубом скудетто, попутно став первым футболистом в истории, который праздновал чемпионство 2 года подряд с различными командами. Тем не менее сложный характер форварда и его частые скандалы с тренерским штабом «красно-чёрных» не позволили «Божественному Хвостику» закрепиться в команде. Вновь сменив клуб, Роберто стал игроком «Болоньи».




С наставником «Брешии» у нападающего сразу сложились прекрасные отношения. Более того, Маццоне считает себя счастливым тренером, так как ему на закате карьеры выпал шанс поработать рядом с таким великим игроком. Сам Роберто помог команде подняться в таблице чемпионата на 7 место. Также форвард отлично сыгрался с молодым хавбеком Андреа Пирло и Луиджи Ди Бьяджо.

Тем не менее на протяжении всей своей карьеры самой главной командой своей жизни Баджо считал «скуадру адзурру». Честь сборной своей страны он защищал в 55 матчах, в которых забил 27 мячей. Нападающий всегда оставался верным национальной команде, а вот её главные тренеры зачастую не отвечали ему взаимностью.
Игроком «ласточек» Роберто оставался ещё 2 года – до 2004-го. Благодаря его стараниям на поле клуб оставался в элите итальянского футбола рекордное количество сезонов подряд – 4. 16 мая 2004 года Баджо провёл последний матч за команду. Буквально в следующем же году после того, как нападающий закончил профессиональную карьеру игрока, «Брешия» упала в Серию В. За всё время выступлений в клубе итальянец забил 45 мячей в 95 официальных матчах, а его футболка с десяткой на спине была навсегда изъята из клубного оборота.

Известный итальянский предприниматель Джанни Аньелли, являвшийся главным акционером и исполнительным директором автомобильной компании «FIAT», ещё в начале 1990-х годов назвал Роберто Баджо Рафаэлем – за то, что великий нападающий сумел превратить свою игру в высокое искусство.
