ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

музыка Blues

Tom Waits

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

1 572 074 слушателя

Eric Clapton

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

2 632 710 слушателей

Родился 30 марта 1945 года в Рипли, графство Саррей. Большое влияние на юного Клэптона оказала музыка американских блюзменов Мадди Уотерса,…

Jimi Hendrix

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

3 029 135 слушателей

Джеймс Маршалл «Джими» Хендрикс (анг. James Marshall «Jimi» Hendrix) (27 ноября 1942, Сиэтл, Вашингтон — 18 сентября 1970, Лондон, Англия) —…

B.B. King

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

1 040 011 слушателей

15 кратный призёр Грэмми, 2 докторских степени в музыке, национальная медаль исскуств, президентская медаль Свободы.

Би Би Кинг (B. B. King;…

The Rolling Stones

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

4 216 725 слушателей

The Rolling Stones (англ. Роллинг Стоунз, «Перекати-поле») — британская рок-группа, образовавшаяся в 1962 году и многие годы соперничавшая по…

Janis Joplin

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

1 524 756 слушателей

Дженис Джоплин (Джэнис Джоплин, англ. Janis Lyn Joplin; 19 января 1943, Порт-Артур, штат Техас — 4 октября 1970, Лос-Анджелес) — вокалистка,…

John Lee Hooker

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

Muddy Waters

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

872 576 слушателей

Мадди Уотерс (Muddy Waters, наст. имя McKinley Morganfield, 4 апреля 1915 — 30 апреля 1983 г.) — Рожденный издольщиком в городке Роллинг Форк…

Ray Charles

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

1 828 623 слушателя

Рэй Чарльз (полное имя Рэй Чарльз Ро́бинсон, англ. Ray Charles Robinson; 23 сентября 1930 — 10 июня 2004) — американский музыкант, автор…

Norah Jones

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

2 215 748 слушателей

Нора Джонс (Norah Jones, при рождении Geethali Norah Jones Shankar) — американская (г. Нью-Йорк) джазовая певица индийского происхождения,…

The Black Keys

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

2 429 034 слушателя

Тандем The Black Keys, созданный на заре 21 века как раз к 50-летнему юбилею рок-н-ролла, пришел в музыку со своим особым,…

Nina Simone

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

2 042 180 слушателей

Нина Симон (Nina Simone) известна как многогранностью своего таланта, полной самоотдачей и самобытностью творчества, так и сложным,…

Stevie Ray Vaughan

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

Несмотря на то, что Stevie Ray Vaughan погиб в возрасте 35-ти лет в 1990 году, он до сих пор остаётся самым влиятельным гитаристом…

Billie Holiday

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

1 536 440 слушателей

Билли Холидей (Billie Holiday), настоящее имя Элеонора Фэгэн (Eleanora Fagan, 7 апреля 1915 — 17 июля 1959) — американская певица, творчество…

Louis Armstrong

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

1 956 079 слушателей

Армстронг Дэниел Луи «Сэчмо» («Сэчелмаут», «Гейтмаут», «Диппер-маут», «Диппер», «Фэйс», «Попс», «Литл Луис», «Кинг оф Джаз», «Амбассадор…

Howlin’ Wolf

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

664 017 слушателей

Хаулин Вулф (англ. Howlin’ Wolf; настоящее имя Честер Артур Бёрнетт, англ. Chester Arthur Burnett; 10 июня 1910, Уайт Стэйшн, Уэст Поинт,…

Robert Johnson

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

575 928 слушателей

Роберт Лерой Джонсон (Robert Leroy Johnson; 8 мая 1911, Хейзелхерст (Hazelhurst), Миссисипи — 16 августа 1938, Гринвуд (Greenwood)) —…

Buddy Guy

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

582 835 слушателей

8 кратный призёр Грэмми, держатель медали «За искусство», врученной президентом Бушем в 2003 г., Buddy Guy был и остается чикагским мастером…

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

The Jimi Hendrix Experience

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

1 618 240 слушателей

The Jimi Hendrix Experience — британско-американская рок-группа, известная благодаря гитарному звучанию, новаторским идеям и популярным…

Dire Straits

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

2 390 334 слушателя

Несмотря на то, что Dire Straits возникли в тот момент, когда наибольшей популярностью в Англии пользовались панк-рок и «новая волна»,…

Источник

Ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список

Ритм-н-блюз, или ритм-энд-блюз (англ. Rhythm and blues, сокр. R&B, не путать с т. н. «R’n’B») — жанр популярной музыки, первоначально исполняемой негритянскими музыкантами, интегрировавший в себя сочетания блюза, джаза и госпела. Термин был введён в оборот в 1949 году составителями чартов американского журнала «Billboard» вместо выражения «расовая музыка» (race music), распространённого прежде.
С ослаблением расовой сегрегации в США термин «ритм-энд-блюз» эволюционировал в сторону обозначения широкого спектра музыки «соул» и «фанк», исполняемой музыкантами всех рас и национальностей. Не принято включать в состав ритм-энд-блюза рок, хип-хоп и рэгги, сложившиеся в качестве самостоятельных направлений в более поздний период.
Сейчас принято отличать современный т. н. «R’n’B» от (классического) ритм-энд-блюза. Под современным R’n’B подразумевается музыкальное направление, некогда взявшее начало от симбиоза блюза, соула и других «расовых» жанров. Ритм-энд-блюзом же принято считать музыку на ярко выраженной блюзовой основе. Многие люди относят музыку классического ритм-энд-блюза к року, а под самим понятием «ритм-энд-блюз» подразумевают современный R’n’B. Это очень распространённое заблуждение. Многие критики до сих пор спорят — нужно ли относить творчество ритм-энд-блюзовых групп к року, а самому понятию присвоить его «популярное значение». Некоторые считают — что это проще, а значит, правильно. Иные говорят, что жанр необходимо расценивать, исходя из качеств и особенностей музыки.
Ритм’н’блюз получил широкое распространение в военные времена. По сути он является коммерческим блюзом, произошедшим во времена его урбанизации и впитавшим в себя нотки жизни города. Особенно важно то, что трансформировался не только характер, но и состав ансамблей. Электрификация и применение новой техники в середине 40-х гг. привело к активному внедрению в качестве музыкальных инструментов электрогитар, электроорганов, а несколько позднее и бас-гитар. Ударные инструменты и голос певца стали усиливаться с помощью микрофона. Тем самым оркестр из четырех человек обрел возможность играть громче и мощнее, чем традиционный биг-бэнд из восемнадцати исполнителей. Электрифицированные ансамбли нового направления, получившего название ритм-энд-блюз, начали вытеснять из дансингов, клубов и прочих мест развлечения большие джазовые и танцевальные оркестры, которые оказались экономически невыгодными и теряли поклонников. Кроме того, ритм-энд-блюз прекрасно прижился в маленьких забегаловках, кафе и барах. Термином «ритм-энд-блюз» музыкальные специалисты заменяют ранее применяемый в отношении развлекательной музыки «черных» термин «Race Music» (расовая музыка).

«К середине 40-х гг. такие исполнители как Чак Берри, Мадди Уотерс, Биби Кинг и Бо Дидли, оказывавшие сильнейшее влияние на создателей современного рока, уводят блюзы еще дальше от старого стиля. Они использовали джазовые ритмы, часто удвоенные по размеру с элементами стиля буги-вуги»10. В результате старая традиция практически была вытеснена с массовой сцены. Лишь горстка молодых людей старалась имитировать музыку в традиции кантри-блюза, которую в то время продолжал записывать на пластинки разве что только Джон Ли Хукер. «Но культурная среда, — пишет Д. Л. Коллиер, — породившая блюз, исчезла. Плантации, трудовые лагеря и бараки каторжан уходили в прошлое. Американский негр уже не чувствовал себя совершенно оторванным от основного течения американской культуры. Сосуд, в котором в течение многих поколений хранились африканские традиции, был разбит вдребезги»

ТОП жанра « rhythm and blues »

Войти в Tekstovoi.ru

Используйте ВКонтакте, Одноклассники или Facebook, чтобы связаться с друзьями и активизировать участников вашей социальной сети.

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие списокВойти через ВКонтакте ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие списокВойти через Одноклассники ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие списокВойти через Facebook Войти, используя логин и пароль на Tekstovoi.ru

Источник

Лучшие блюзовые исполнители всех времен

Говорят, что блюз – это когда хорошему человеку плохо. Мы собрали самых известных блюзовых певцов, в творчестве которых находит отражение устройство этого непростого мира

Блюзовых исполнителей можно назвать певцами свободы. В своих песнях и в своей музыке они поют о самой жизни, без прикрас, но при этом с надеждой на светлые времена. Перед вами лучшие блюз-исполнители всех времен, по версии портала JazzPeople.

Лучшие блюз-исполнители

Говорят, что блюз – это когда хорошему человеку плохо. Мы собрали самых известных блюзовых певцов, в творчестве которых находит отражение устройство этого непростого мира.

Би Би Кинг

Би Би Кинг (настоящее имя Райли Би Кинг) – известный американский блюзовый гитарист, автор песен и певец. По результатам опроса журнала Rolling Stone в 2011 году, он занял 6-е место в сотне самых известных гитаристов всех времен.

Райли Кинг родился 16 сентября 1925 года на ферме в штате Миссисипи, где провел все свое детство. В 13 лет за пару долларов он купил себе первую гитару и начал упражняться в свободное время.

В 1946 году Би Би Кинг принял решение покинуть ферму и начать карьеру музыканта в Мемфисе, но его первая попытка оказалась провальной. Спустя два года он смог устроиться на радиостанцию. Именно в это время он выбрал себе звучный псевдоним BB King. Читайте также о других прозвищах джазовых музыкантов.

Все свои гитары Кинг называл «Люсиль». С этим именем связана одна история из концертной деятельности. Однажды во время выступления двое мужчин затеяли драку и опрокинули керосиновую печь. Это стало причиной пожара, все музыканты спешно покинули заведение, но Би Би Кинг, рискуя собой, вернулся за гитарой.

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список Памятник Би Би Кингу в Монтре, Швейцария

Позже, узнав, что причиной драки стала женщина по имени Люсиль, он назвал так свою гитару в знак того, что ни одна женщина не стоит таких глупостей.

Более 20 лет Кинг боролся с сахарным диабетом, который стал причиной его смерти на 89-м году жизни 14 мая 2015 года.

Роберт Лерой Джонсон

Роберт Лерой Джонсон – яркая, но быстро пролетевшая звезда в мире блюзовой музыки – родился 8 мая 1911 года. В юношеские годы он познакомился с известными блюзовыми музыкантами Саном Хаусом и Вилли Брауном и решил начать профессионально играть блюз.

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список Роберт Лерой Джонсон

Несколько месяцев тренировок в команде привели лишь к тому, что парень оставался неплохим любителем. Тогда Роберт поклялся, что станет играть великолепно и исчез на несколько месяцев. Когда он снова появился, уровень его игры стал ощутимо выше. Сам Джонсон говорил, что связался с дьяволом. Легенда о музыканте, продавшем душу за умение играть блюз распространилась по всему миру.

Погиб Роберт Лерой Джонсон в 28 лет – 16 августа 1938 года. Предположительно он был отравлен мужем своей любовницы. Его семья не имела денег, потому похоронен он на муниципальном кладбище. Наследие Джонсона трудно сосчитать – хотя сам он записывался очень мало, его песни часто исполнялись многими звездами мировой величины (Эрик Клэптон, Led Zeppelin, The Rolling Stones, The Doors, Боб Дилан).

Мадди Уотерс

Мадди Уотерс – основатель чикагской школы – родился 4 апреля 1913 года в небольшом городке Роллинг Форк. В детстве он научился играть на губной гармошке, а в подростковом возрасте освоил гитару.

Простая акустическая гитара не слишком подходила Мадди. По-настоящему он заиграл только в тот момент, когда перешел на электрогитару. Мощный рокот и отрывистый голос прославили начинающего певца и исполнителя. По сути, творчество Мадди Уотерса стоит на грани между блюзом и рок-н-роллом. Музыкант умер 30 апреля 1983 года.

Гэри Мур

Гэри Мур – известный ирландский гитарист, певец и автор песен – родился 4 апреля 1952 года. В своей карьере он много экспериментировал с различными направлениями музыки, но предпочтение все же отдавал блюзу.

В одном из своих интервью Мур признавался, что ему нравится тот диалог, который возникает между вокалом и гитарой в блюзе. Это открывает широкое поле для экспериментов.

Интересно, что хотя Гэри Мур был левшой, с детства он научился играть на гитаре как правша и так выступал всю свою жизнь до самой смерти 6 февраля 2011 года.

Эрик Клэптон

Эрик Клэптон – одна из самых влиятельных фигур британского рока – родился 30 марта 1945 года. Единственный музыкант, который трижды был включен в Зал славы рок-н-рола – дважды в составе коллективов и один раз, как сольный артист. Клэптон играл в различных жанрах, но всегда тяготел к блюзу, что сделало его игру узнаваемой и характерной.

Сонни Бой Уильямсон I и II

Сонни Бой Уильямсон – американский блюзовый губной гармонист и певец – родился 5 декабря 1912 года.

В мире есть два знаменитых Сонни Бой Уильямсона. Дело в том, что Сонни Бой Уильямсон II взял себе одноименный псевдоним в честь своего кумира – Сонни Бой Уильямсона I. Слава второго Сони сильно затмила наследие первого, хотя именно он и был новатором в своем деле.

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список Сонни Бой Уильямсон I

Сонни Бой был одним из самых знаменитых и оригинальных игроков на губной гармошке. Его отличает особый стиль исполнения: простой, мелодичный, плавный. Тексты его песен: тонкие, лиричные.

ритм энд блюз исполнители зарубежные лучшие список Сонни Бой Уильямсон II

Уильямсон II больше всего ценил не славу, а личный комфорт, поэтому иногда позволял себе пропасть на пару месяцев, чтобы отдохнуть, а затем вновь появлялся на сцене. Сонни Бой Уильямсон II ушел из жизни 25 мая 1965 года.

Стиви Рэй Воэн

Американский гитарист и певец Стиви Рэй Воэн родился 3 октября 1954 года. Он вошел в список 100 самых известных гитаристов по версии журнала Rolling Stone за 2003 год. В музыку пришел благодаря старшему брату Джимми Вону, тоже гитаристу.

Сам Рэй Вон говорил, что начал играть только из желания подражать брату, который виртуозно подбирал на слух музыку. После смерти Стиви 27 августа 1990 года именно Вон занялся редакцией и выпуском его наследия.

Джо Кокер

Британский певец, обладающий запоминающимся приятным низким баритоном Джо Кокер родился 20 мая 1944 года. Лучшие его произведения – это роковые и блюзовые баллады.

Родители Джо – представители среднего класса, а его старший брат занимал высокий пост. Джо же не пошел учиться в университет и предпочел петь в пабах. Кокер номинировался на музыкальную премию «Грэмми», кинопермию «Оскар», также он был офицером ордена Британской империи. Творческая карьера и жизнь Джо Кокера оборвалась 22 декабря 2014 года.

Предлагаем вашему вниманию список лучших блюзовых альбомов всех времен.

Источник

Ритм-энд-блюз

Ритм-энд-блюз

С ослаблением расовой сегрегации в США термин «ритм-энд-блюз» эволюционировал в сторону обозначения широкого спектра музыки «соул» и «фанк», исполняемой музыкантами всех рас и национальностей. Не принято включать в состав ритм-энд-блюза рок, хип-хоп и рэгги, сложившиеся в качестве самостоятельных направлений в более поздний период.

Сейчас принято отличать современный ритм-энд-блюз от классического ритм-энд-блюза. Под современным R’n’B подразумевается музыкальное направление, берущее начало от симбиоза блюза, соула и других «расовых» жанров. Ритм-энд-блюзом же принято считать музыку на ярко выраженной блюзовой основе. Многие люди относят музыку классического ритм-энд-блюза к року, а под самим понятием «ритм-энд-блюз» подразумевают современный R’n’B. Это очень распространённое заблуждение. Многие критики до сих пор спорят — нужно ли относить творчество ритм-энд-блюзовых групп к року, а самому понятию присвоить его «популярное значение». Некоторые считают — что это проще, а значит, правильно. Иные говорят, что жанр необходимо расценивать, исходя из качеств и особенностей музыки.

Американская академия звукозаписи ежегодно вручает премии «Грэмми» в номинациях «Лучший мужской вокал в стиле ритм-энд-блюз», «Лучший женский вокал в стиле ритм-энд-блюз», «Лучшее вокальное исполнение в стиле ритм-энд-блюз в дуэте или группой», «Лучшая песня в стиле ритм-энд-блюз», «Лучший альбом современного ритм-энд-блюза», «Лучшее исполнение в стиле традиционного ритм-энд-блюза» и «Лучшее инструментальное исполнение в стиле ритм-энд-блюз».

Содержание

Истоки

Ритм-энд-блюз выделился в контексте блюза на рубеже 1930-х и 1940-х годов и был связан с урбанизацией так называемых «деревенских» американских негров Юга, играющих «деревенский блюз» (country blues). Например, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк — Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго — Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вольф.

Переселение этих исполнителей в города было связано со становлением негритянских звукозаписывающих компаний, продукция которых распространялась в «чёрных» гетто больших городов. Приезжающие для записи музыканты часто оставались в городах, устраиваясь на работу сначала на обычные промышленные предприятия, а затем в качестве исполнителей в «черные» клубы, бары и дансинги. При этом исполнители кантри-блюза, аккомпанирующие себе на акустический гитаре столкнулись с тем, что в шумных заведениях их просто не было слышно: тогда-то и стали применяться микрофоны, звукосниматели для гитары и электроорганы. В 1939 году появилась электрогитара. Электрификация и внедрение новой техники способствовали не только развитию звукозаписи, но фактически стали причиной возникновения нового стиля блюза. Теперь группа из четырех человек стала способна играть громче и мощнее, чем традиционный большой биг-бэнд из восемнадцати исполнителей. Новый стиль постепенно набирал популярность, вытесняя конкурентов, и в 1949 году в журнале «Billboard» появился термин «ритм-энд-блюз», отражавший сложившиеся изменения.

Ритм-энд-блюз стал массовой, коммерческой музыкой, ориентированной на рынок. По сравнению с традиционным блюзом новый стиль стал более громким и агрессивным, утратив некоторые достоинства тихого сельского блюза, его нюансы и интимность. Ритм-энд-блюз стал гораздо более однообразным — на первый план вышла развлекательность и танцевальность. Группа исполнителей стала доминировать над солистом и функция самовыражения последнего, традиционная для «старого» блюза отошла на задний план. Среди классиков раннего ритм-энд-блюза можно отметить таких музыкантов, как Мадди Уотерс, Артур Крадап, Би Би Кинг, Джей Макшенн, Хаулин Вольф и Джо Тернер.

Пятидесятые годы

На рубеже 1950-х годов под влиянием Мадди Уотерса молодые чернокожие гитаристы (Чак Берри, Бо Дидли) и пианисты (Литл Ричард, Фэтс Домино) осуществили подлинную революцию в ритм-энд-блюзе и популярной музыке в целом, создавая заводные, обладающие бешеной энергетикой мелодии и дополняя их словами на остро современные, прежде запретные темы. Предприимчивый диск-жокей Алан Фрид, заметив новую тенденцию, придумал для этого направления название «рок-н-ролл». Первоначально «белая» аудитория относилась к модной музыке настороженно, однако усилиями таких музыкантов, как Билл Хэйли, Элвис Пресли, Пэт Бун и Бадди Холи, рок-н-ролл распространился среди «белых» подростков и стал стандартом популярной музыки как в США, так и в Европе (рокабилли).

Одновременно с рок-н-роллом в составе ритм-энд-блюза выделяется направление ду-вуп (doo wop), которое состояло в согласованном вокальном исполнении относительно медленной мелодии группой однополых вокалистов. Значение оркестра при этом было сведено к минимуму: такие классические ду-вуп мелодии, как «In the Still of the Nite» и «I Only Have Eyes for You», зачастую исполняются а-капелла. В отличие от рок-н-ролла, ду-вуп не получил широкого распространения за пределами Америки, отчасти потому что мастерство ду-вуп-вокалистов замешано на традиции церковного пения, свойственной именно южным штатам США. Среди классических ду-вуп коллективов известны: The Platters, The Drifters, The Miracles, The Ronettes, The Temptations.

Развитие британского ритм-энд-блюза: 1950-60-е годы

Музыкальная сцена Англии вплоть до 1964 года находилась в тени Америки, однако уже тогда и на протяжении десятилетия в Англии развивался блюз, не имевший, однако, огромной армии поклонников и исполнявшийся в основном в небольших клубах для немногочисленных ценителей. Центром английского блюза был Лондон, где сосредоточились основные ритм-энд-блюзовые группы. Главными пропагандистами и музыкантами этого направления были Алексис Корнер и Джон Мейолл. Первый основал группу Blues Incorporated, с которой сотрудничало множество музыкантов, ставших впоследствии мировыми знаменитостями. Среди них — Дик Хекстэлл-Смит, Чарли Уоттс и Мик Джаггер, Грэм Бонд, Джек Брюс, Джинджер Бэйкер, Роберт Плант, Ли Джексон и многие другие. Джон Мейолл был лидером группы The Bluesbreakers, особенностью которой была постоянная смена состава. Через The Bluesbreakers прошли Эрик Клэптон, Питер Грин, Мик Флитвуд и Джон Маквай, Мик Тэйлор, Энсли Данбар и др.

Шестидесятые годы: Классический соул

К началу 1960-х годов в качестве основного направления популярной музыки в США и Европе утвердился рок-н-ролл с его разнообразными ответвлениями. На смену эмоциональному накалу, свойственному раннему рок-н-роллу, пришла гладкая сентиментальность белых исполнителей вроде Пэта Буна и братьев Эверли. В противовес этому новатор ритм-энд-блюза Сэм Кук создал особый исполнительский стиль, который фиксировал спонтанность, непосредственность лирического чувства. Атмосферу импровизации, присущую живым выступлениям, передавала и музыка Рэя Чарльза, обогащённая элементами госпела и джаза.

Индивидуализированная, более эмоциональная манера ритм-энд-блюза — её родоначальниками считаются Чарльз и Кук — получила название «соул» (буквально — «душа»). Этот термин получил такое широкое хождение, что более широкое понятие «ритм-энд-блюз» на несколько десятилетий вышло из употребления за пределами США. Величайшими мастерами классического южного соула были Арета Франклин и Отис Реддинг, творчество которых тесно связано с борьбой чернокожих за свои гражданские права.

На севере США, в Детройте, возникло коммерческое направление соула — так называемый «мотаун», наречённый по имени лейбла Motown, который выпускал лёгкие и ритмичные композиции в исполнении Смоуки Робинсона, Дайаны Росс, Стиви Уандера и Марвина Гея. Одну из самых ярких страниц в историю ритм-энд-блюза вписал продюсер Фил Спектор, который в начале 1960-х изобрёл революционную технику студийной записи, получившую название «стена звука», и применял её, работая с вокалисткой Тиной Тёрнер («River Deep Mountain High») и дуэтом The Righteous Brothers («You’ve Lost That Lovin’ Feelin’»).

Несмотря на то, что она требовала неслыханных ранее затрат времени и средств, предложенная Спектором техника вышла далеко за пределы ритм-энд-блюза, в частности, была применена им при записи последних альбомов The Beatles и первых сольных дисков бывших участников этого коллектива.

Семидесятые годы: Фанк

К концу шестидесятых годов в рамках ритм-энд-блюза выделяется направление утяжелённой танцевальной музыки — «фанк». Первые записи в этом стиле принадлежат Джеймсу Брауну («I Feel Good»), однако дальнейшее развитие этой музыки неразрывно связано с именами Слая Стоуна и Джорджа Клинтона. Электризированный клубный фанк, одним из характерных представителей которого был Айзек Хейс, дал в середине 1970-х начало музыке имя «диско».

Между тем в течение 1970-х продолжалось развитие соула, который подобно фанку постепенно перестает быть музыкой чернокожих. The Righteous Brothers открыли дорогу к соулу для множества белых исполнителей, в первую очередь, британских: Дасти Спрингфилд, Вана Моррисона, Джо Кокера. Предельно размыта грань между ритм-энд-блюзом и рок-музыкой в раннем творчестве Элтона Джона и в некоторых записях Дэвида Боуи. В США исполняемый белыми ритм-энд-блюз (в частности, британский) иронически именуют «голубоглазым соулом».

Более классическое направление в ритм-энд-блюзе представляли талантливые вокалисты Эл Грин, Лу Роулз, Дион Уорвик, Роберта Флэк и Натали Коул, тогда как две главные звезды лейбла Motown — Стиви Уандер и Марвин Гей — добились значительной творческой самостоятельности и выпустили в середине 1970-х ряд экспериментальных альбомов, которые смели все существовавшие прежде художественные и цензурные запреты и условности, открывая современный период в истории ритм-энд-блюза.

Восьмидесятые годы: Обновлённый соул

Самые коммерчески успешные ритм-энд-блюзовые исполнители середины 1980-х — Лайонел Ричи и Уитни Хьюстон — прославились благодаря романтическим балладам, записанным настолько продуманно и безупречно, что это производит впечатление некоторой эмоциональной выхолощенности. Несмотря на сильный и задушевный вокал, в их записях происходит отказ от сырых, непосредственных переживаний, на которых была основана классическая школа соула, в пользу утонченной рафинированности. Майкл Джексон и Джордж Майкл делают ставку не столько на осовремененный соул, сколько на довольно агрессивную, коммерчески ориентированную разновидность фанка. Для обозначения всех этих коммерческих направлений ритм-энд-блюза в США был придуман весьма расплывчатый термин «urban contemporary», или просто «urban».

Крупнейшим мастером обновлённого ритм-энд-блюза 1980-х, который с каждым новым альбомом открывал (и продолжает открывать) новые пути его развития, стал Принс. В его творчестве принципиально экспериментальный подход гармонично уживается с предельной эмоциональностью и поиском новых способов выразительности.

В 1980-е гг., с уходом в прошлое быстротечной эпохи диско, термин «ритм-энд-блюз» вновь оказывается востребованным за пределами США, на этот раз для обозначения современного фанка («ритм») и соула («блюз»), а также бесчисленных гибридов между ними. Связано это с тем, что в современных условиях сложно провести чёткую границу между быстрой («фанк») и медленной («соул») составляющими ритм-энд-блюза. Практически не существует исполнителей, которые специализируются исключительно на соуле или на фанке. В репертуаре ведущих исполнителей можно найти композиции в обоих стилях, а также те, которые иллюстрируют градации и синтез между ними.

Восьмидесятые годы: Quiet storm

Начиная с первой половины 1980-х и заканчивая серединой 1990-х, основным направлением (мейнстримом) американской поп-музыки являлся так называемый «quiet storm» — ориентированная на самый широкий спектр радиоформатов коммерческая разновидность легкого, ненавязчивого ритм-энд-блюза. Название направления восходит к выпущенному в 1975 году альбому Смоуки Робинсона — одного из столпов лейбла Motown. Его пластинка «A Quiet Storm» впитала в себя важнейшие достижения предыдущих лет — расслабленный, неспешный темп и мягкие, плавные вокальные пассажи Эла Грина, общий романтически-эротический настрой «Let’s Get It On» Марвина Гея и характерную для школы филадельфийского соула технику инструментовки.

После названных выше Лайонела Ричи («Can’t Slow Down», 1984) и Уитни Хьюстон («Whitney Houston», 1986), традиции глянцевитого «quiet storm» в 1990-е годы продолжали Марайя Кэри, Тони Брэкстон, Лютер Вандросс, а также менее известные вокалисты, которые предпочитали работать с ультрамодным в те годы продюсером Бэбифейсом. Необычайную популярность приобретают вокальные ритм-энд-блюзовые коллективы (например, «Boyz II Men»), частично унаследовавшие традиции ду-вуп-команд 1960-х. С 1996 года «quiet storm» входит в полосу кризиса и стремительно уступает популярность более динамичным течениям в ритм-энд-блюзе, вобравшим в себя элементы вошедшего в моду хип-хопа. К таковым относятся, в первую очередь, хип-хоп-соул и нео-соул.

Девяностые годы: Современный ритм-н-блюз

Изначально хип-хопом называлось все то, что делали подростки бедных райнов Нью Йорка (гетто) — Бруклина и Бронкса примерно в конце 60-х — конце 70-х годов XX века. В этих районах существовало множество подростковых группировок, каждая имела свою определённую территорию, границы которой были обозначены рисунками — символами группировки, которые старались сделать как можно краше и привлекательнее на вид (так зародилось граффити). Эти же подростки ходили развлекаться в местные клубы и на танц-площадки, где играла модная в те времена музыка — то есть соул и фанк. Под эти ритмы рождались самые затейливые танцы, такие например, как брейкданс. Музыку в те времена проигрывали с пластинок (англ. disc ), а ставящий пластинки звался Disc Jockey (DJ). Один из DJ Бронкса — Kool Herc придумал технику игры на двух проигрывателях пластинок, что позволяло накладывать одну мелодию на другую. Под те же ритмы ведущие (Masters of Ceremony, MC’s) развлекали народ, зачастую тем, что с ходу придумывали веселые рифмы (позже они стали читать свои рифмованные произведения). Первые официальные записи рэп-исполнителей, относящиеся к концу 70-х — началу 80-х годов наложены на музыку соул, фанк и диско, то есть на стили, являющиеся продолжателями ритм-энд-блюза. Таким образом хип-хоп изначально связан с ритм-энд-блюзом, но не относится напрямую к культуре ритм-энд-блюза.

Второй этап взаимодействия ритм-энд-блюза с хип-хопом — период «хип-хоп-соула» (1993—1998) — обозначил более тесное сближение двух музыкальных направлений. Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и более энергичными. Отличительная черта записей этого периода — общая атмосфера телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные, на грани фола, тексты многих исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по сравнению с нью-джек-свингом, это были не только подростки старшего школьного возраста, но и более возрастные слои молодёжи. Основные исполнители этого периода — «королева хип-хоп-соула» Мэри Джей Блайдж, его «король» Ар Келли и женское трио «TLC».

Двухтысячные годы: Нео соул

Современный этап в развитии ритм-энд-блюза принято характеризовать как «нео соул» (neo soul). Это отчасти ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию классического соула 1960-х и 1970-х, что особенно очевидно в творчестве D’Angelo, Лорен Хилл и Эрики Баду. Первопроходцем этого течения можно считать трио The Fugees, в творчестве которого наметилась реакция против приземлённой плоскости ритм-энд-блюза середины 1990-х (характерный пример — песня «Killing Me Softly With His Song» 1996 года). Помимо классического соула, нео соул активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа (Лорен Хилл), джаза и даже классической музыки (Алишия Кис).

Необходимо отметить, что нео соул остаётся сравнительно малопопулярным течением в рамках современного ритм-н-блюза. Более коммерчески ориентированное направление, которое представляют такие исполнители, как Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ритм-н-блюз
Направление:Блюз
Истоки:Блюз (особ. электричоский), джаз, поп-музыка, госпел
Место и время возникновения:1940-е, США
Годы расцвета:1940-е—1960-е, США
Поджанры: