ридли скотт фильмография лучшие
10 лучших фильмов фантастического Ридли Скотта
30 ноября Ридли Скотту исполняется 83 года, но плодовитый режиссер не хочет покоя: с завидной регулярностью он продолжает выпускать новые картины, и у него безумно много планов на ближайшее будущее.
А пока Скотт занимается новыми фильмами, мы собрали Топ-10 из уже имеющихся.
Историческая драма о честном и справедливом генерале Максимусе, которого подвергают гонениям, чтобы он не занял римский престол. Несмотря на козни, генерал выживает и становится самым крутым гладиатором в мире.
Команда космического корабля «Ностромо» сталкивается на чужедальней планете с тварью невероятной живучести и великих паразитических навыков. Избавиться от чудовища тем сложнее, что не все члены экипажа поддерживают эту благую цель.
American Gangster, 2007
Основанная на реальных событиях история противостояния оборотистого наркоторговца Фрэнка Лукаса и очень честного полицейского Ричи Робертса.
Black Hawk Down, 2001
1993 год. В Сомали идет жесточайшая гражданская война. Группа американских военных должна отправиться в район города Могадишо, контролируемый Айдидом, одним из претендентов на власть в стране. Солдатам поручено захватить ключевых сторонников Айдида и доставить их на базу миротворцев.
Сиквел « Молчания ягнят » рассказывает о новой встрече страшного Ганнибала Лектера и агента ФБР Клариссы Старлинг.
В будущем люди создадут крутых андроидов для выполнения задач, которые лениво делать человеку. Но это приведет и к некоторым сложностям. В том числе, к появлению специалистов по выпиливанию взбунтовавшихся механизмов. А поскольку прогресс не стоит на месте и технологии развиваются, их работа с каждым годом становится только сложнее.
Экспедиция Ares 3 во время эвакуации с Марса теряет на планете инженера Марка Уотни. Вернуться за ним сложно, так что первому марсианину приходится применить все свои научные познания и изобретательность, чтобы выжить и прокормиться. И вот первое правило выживания — в кармане всегда должен быть рулон скотча.
Максу Скиннеру, насквозь горожанину, успешному трейдеру, не склонному к сельскому труду, осталось от дяди наследство — винодельческое хозяйство с особняком в Провансе. Он сразу решает продать его и приезжает в поместье, чтобы все подготовить. И, разумеется, это волшебное место его просто так не отпустит.
Kingdom of Heaven, 2005
Matchstick Men, 2003
Рой и Фрэнк промышляют мошенничеством, продавая домохозяйкам пятидесятидолларовые фильтры для воды за 700 долларов. Однажды оказывается, что у Роя есть дочка Анжела, и жизнь афериста обретает новый смысл, тем более что девушка горит желанием перенять папину профессию.
Лучшие фильмы Ридли Скотта
Дуэлянты
Первая полнометражная и одна из лучших работ сэра. Приз за лучший дебют в Каннах. В этом фильме есть и почерк автора, и сквозные темы, которые будут волновать режиссера на протяжении всей карьеры.
Экранизация повести Джозефа Конрада «Дуэль», основанной на реальной истории, переполнена офицерским пафосом, вопросами чести и хрустом французской булки похлеще фильма про красивых мужиков «Союз спасения». У Ридли, как водится, своя атмосфера, хотя следование первоисточнику сохраняется. Франция времен наполеоновских войн, офицеры с очаровательный косичками на висках ходят в красивой форме по грязным улицам, пьют вино и мечтают о карьерном росте. Войны, правда, где-то далеко, а здесь скука. Кровь бурлит, каждая вторая скотина норовит оскорбить. Вот и усатый гусар Феро (Харви Кейтель) – настоящий галльский мистер Блондин – срывается на любой выпад в его сторону, в первой же сцене дуэлирует на шпагах с неизвестным.
Это совершенно не устраивает начальство. Оповестить Феро о заключении под домашний арест отправляют молодого, но не менее усатого гусара Д’Юбера (Кит Кэррадайн), которому не хватает ума не подстебнуть нервного любителя дуэлей. Ну и прямо на заднем дворе дома Феро происходит их первая драка, которая заканчивается ранением. С тех пор два офицера так и будут биться на дуэлях, пока один не падет. Будут сменяться войны, рушиться режимы, а два офицера так и не перестанут биться за свою честь, толком не помня с чего вообще все началось.
Тогда еще не дедушка, но уже Ридли Скотт хлестко проходится по обществу, ставя диагноз всем этим возвышенным понятиям. Более того, будущий сэр и ретроград вкладывает мораль в уста женщины. Плевать хотели офицеры на честь, лишь бы кровь бурлила, лишь бы что-то кому-нибудь выказать. Неважно когда и где. Даже если оба будут умирать в российских снегах, главное – договориться о следующей дуэли.
Благо, сентиментальное желание свободы от навязанных больным обществом принципов в лице одержимого офицера одерживает верх. Д’Юбер всячески пытается избежать последней стычки, но проще дать умереть Феро в тюрьме, чем запретить ему вызвать себя на дуэль. Остается доказать свое превосходство, наконец, по-настоящему унизив уже немолодого офицера. Жестоко, но действенно.
Гангстер
Кто как не истинный британец может рассказать историю целеустремленного упрямого парня из американского гетто, добившегося всего. Сэр Ридли Скотт – большой мастер рассказывать эпичные истории. А уж поразмышлять о чужом – и вовсе счастье для маэстро. В этом он может поспорить с самим Мартином Скорсезе и Фрэнсисом Фордом Копполой. Ладно, до фантасмагоричных творений Серджио Леоне Ридли далеко. Не то, чтобы он не пытался это сделать в приквелах «Чужого». Все равно Скотт остается дружелюбным к зрителю.
Фрэнк Лукас, американский гангстер (кстати, оригинальное название картины), дерзко взял под личный контроль весь трафик героина в США из Юго-Восточной Азии. К счастью, Фрэнк не Тони Монтана («Лицо со шрамом» здорового человека, Том Харди), он четко знает, как устроен его мир, и способен успешно управлять потоком этой незаконной черной жизни. Не удивительно, ведь Фрэнк поднялся со дна, планомерно шел к успеху, придерживался своих принципов.
Лукас – бизнесмен, а не гопник. Даже его внешний вид говорит об этом – строгие костюмы, спокойная грамотная речь. Именно такой человек может заявиться на вечеринку голливудских звезд и продать им гораздо более чистый порошок по несравнимо низкой цене. К сожалению, даже родной брат не въезжает, что навязанный фильмами про крутых черных братьев блестящий образ парня с района – такая же ложь, как и все разговоры о равноправии. Фрэнк не испытывает иллюзий, он все еще человек второго сорта в мире белых, но он и не намерен никому ничего доказывать.
Для гангстера Скотта нет добра и зла, есть дело, и дело это так плотно привязано именно к жизни в Америке, что остается удивляться, какого черта убрали слово «американский» из названия. Это страна Фрэнка и он считает, что страна возможностей в тупике, ей нужен поводырь, пусть даже придется пахать ради этого день ночь. Какой тут Танос, с его жиденькой идеологией. Вот настоящий злодей с позицией. Не знаешь, болеть за него или пожелать скорейшей смерти.
Советник
Успешный адвокат, которого все называют исключительно Советником (Майкл Фассбендер) нечист на руку. У Советника связи в криминальных кругах. Он считает людей, живущих в больших виллах, где по углам распиханы пакеты с наркотой и пачки денег, своими друзьями. Ведь они искренне делятся с ним пространными житейскими мудростями и помогают заработать. Сам адвокат живет в не по средствам дорогом доме с красавицей женой. Но амбиции и более дорогие атрибуты жизни партнеров по опасному бизнесу толкают Советника в самую крупную авантюру в его жизни, которая, конечно, должна стать последней. После нее можно будет спокойно оттягиваться где-нибудь подальше от властей на куче денег. Ну-ну.
Все идет не так и большое дело в наркобизнесе оборачивается древнегреческой трагедией. Невеста похищена, подельники устраняются один за другим, Советник всем должен, жизнь рушится на фоне непрекращающегося поток пространных монологов о превратностях судьбы и последствиях выбора. Этакий «Орфей и Эвредика». Герой должен спуститься в ад за своей любимой, куда она попала из-за его гордыни и самоуверенности.
Сэр Ридли снова дает пощечину обществу, изобличая весь этот амбициозный образ жизни. Всегда найдется кто-то умнее, зубастее и злее тебя такого талантливого и красивого.
Ничто не дается просто потому что ты достоин чего-то. Лес, оказывается, полон волков. Особенно, четко это осознаешь, когда заходишь в лес. Британский мизантроп себе не изменяет.
Марсианин
Ридли Скотт могет в жанровое кино, особенно, когда есть мощный первоисточник, а еще лучше – когда сэр в студийной узде. После любопытных и смелых, но убыточных «Прометея» и « Советника», режиссеру нужно было вернуть кредит доверия студий. Снимать он привык на широкую ногу. Более удачного варианта для экранизации, чем бестселлер Энди Уира «Марсианин», придумать трудно. Вот мастер эсхатологических исследований быстренько и застолбил за собой место режиссер потенциального блокбастера. И не прогадал.
Марк Уотни (Мэтт Деймон) застрял на Марсе в полном одиночестве. В целом, это весь концепт и фильма и романа. Ладно-ладно, все чуть сложнее, чем у Робинзона. Марк – ботаник НАСА в экспедиции на Марс – был ранен и отнесен на значительное расстояние от станции во время разыгравшейся бури. Команда не получала жизненных показателей из скафандра героя, поэтому была вынуждена возвращаться на Землю без Марка, зато с огромным чувством вины. Правда, баловень судьбы выжил из упрямства, заштопал себя и немедленно начал разрабатывать план выживания. Беспрестанно отпуская шутки и делая отсылки на массовую культуру в видео-дневнике, Уотни рассчитывает, хватит ли ему еды на станции до следующей экспедиции. На Земле постепенно замечают, что Уотни жив по меняющемуся расположению солнечных батарей на фото со спутника. Весь мир объединяется для спасения горе-космонавта.
Эталонный пример истории, которая обнаруживает себя под ногами движущегося сюжета. Каждый шаг Марка может оказаться как удачей, так и провалом. С каждой проблемой Марку приходится справляться в одиночку, несмотря на теоретическую помощь. Следить за мозговыми штурмами обаятельнейшего персонажа – одно удовольствие. Более того, методы, которыми он решает задачи, пусть не полностью, но соответствуют научным знаниям. Скотту хватает ума не приплести сюда метафизику, любовь и прочие неоднозначно трактуемые вещи.
Отклоняясь лишь в деталях, Скотт делает дотошную экранизацию популярного романа. Режиссер прикидывается прилежным слугой студийной машины и позволяет зрителю, наконец, расслабиться за просмотром своего произведения. Одной левой он делает развлекательное неглупое кино, не хмуря брови и не пускаясь в глубокие размышления. Мастер, ничего не скажешь.
Совокупность лжи
Было время, Рассел Кроу снимался почти в каждом проекте Скотта. Видимо, режиссер любит собачиться со столь же суровыми, как и он сам, мужиками. Без преувеличения, нулевые можно назвать эпохой Кроу в кино. Да, актер все еще крут и способен одним своим появлением украсть фильм (смотри «Подлинная история банды Келли»), но плохая репутация и скандалы сделали свое дело.
Самое веселое, что за красочными взрывами, погонями, страданиями героя о своей идентичности, Скотт, как всегда, скрывает высказывание. Такое монументальное, жесткое высказывание человека, который повидал всякого на свете. А высказывается великий дед об Америке. Скотт сталкивает американский империализм с американским же вигилантизмом, когда парень, стоящий за добро, может взять в руки пушки и принести добро кому угодно. Иронично, но противостоящие фигуры становятся абсолютно неразличимыми.
Снова может показаться, что Скотт просто отдыхал или делал фильм на заказ между своими магнум-опусами. Да, это все еще жанровое жирное увлекательное кино о хороших и плохих парнях, но не без фиги в кармане, как это принято у режиссера.
Бегущий по лезвию
Лучшая история о «Бегущем по лезвию» связана с первой монтажной версией. Монтажер фильма якобы сказал Скотту: «Ридли, фильм выглядит потрясающе, но, черт возьми, о чем он?»
И это главная проблема, с которой столкнулся зритель в год выхода величайшего фантастического фильма. Никто не мог понять что вообще в фильме происходит. Добавила перцу и рекламная кампания, показывавшая только экшен-моменты фильма, которых, мягко говоря, немного. Вот народ и сложил два и два – Харрисон Форд плюс фантастика равно «Индиана Джонс» в космосе. Кто мог знать, что режиссер «Чужого» уже решил говорить о том, что такое человек и рассуждать о созидании.
Экранизировать произведения Филиппа Дика – одно из любимых увлечений голливудцев. Уступает оно только тяге к адаптации книг Стивена Кинга. «Мечтают ли андроиды об электроовцах» пережил несколько драфтов, от каждого из которых автор первоисточника плевался. Дик утверждал, что сценаристы вообще не понимают о чем его история. Типично. Забавно, что уже год спустя после выхода романа с писателем встретился Мартин Скорсезе по поводу экранизации (!). Потом сын продюсера Херба Джаффе написал сценарий, после которого Дик спросил одно: «Мне побить тебя в аэропорту или в квартире?».
Так как в те времена интеллектуальную собственность можно было купить за копейки, бывший актер Хэмптон Фанчер решил попробовать себя в сценарном ремесле. Сценарист сделал акцент на экологическом посыле, что было соврешенно неактуально, ни один продюсер не оценил такую находку. Но Фанчер не сдался и переработал свою камерную драму в более соответствующий роману жанр научной фантастики. «Механизмо» стал первым сценарием, официально пущенным в производство. Название было взято с арт-бука, эстетика которого напомнила сценаристу то, что он хотел видеть в фильме. Правда, автор был не согласен с названием, сошлись на «Бегущем по лезвию».
Приход Скотта в фильм связан с «Дюной», за которой молодой режиссер был уже закреплен. Но процесс препродакшна затянулся. Придя в проект, Ридли сразу начал переделывать сценарий. Фанчер и Скотт ругались за каждое изменение, поэтому студия быстро заменила сценариста, чтобы тот стал просто тенью британского тирана. Скотт также и раздул бюджет, что и сыграло с постановщиком злую шутку. По контракту права на творческий контроль и финальный монтаж переходили студии, как только режиссер превысит и без того большой бюджет.
Скотт придирался к реквизиту, делал по сто дублей одной незначительной сцены, тратил много времени на работу с Шон Янг. Конечно, производство растянулось, а бюджет вышел из-под контроля.
Несмотря на то, что репликанты совершеннее людей, у них ограниченный срок жизни – четыре года. Создателям якобы не удалось преодолеть этот дефект при производстве. Забавно, что у Скотта в Лос-Анджелесе имеется прямое разграничение между простыми людьми и небожителем – главой корпорации по производству репликантов «Тайрел». Посреди города высится настоящий зиккурат, пирамида настоящего языческого бога. Остальные людишки и их жизни – просто муравьи, ничто. Однако, Скотт не забывает показать, что бог-то ложный. Все без исключения люди поражены какими-то болезнями, выглядят старше своих лет, а их кожа покрыта язвами. Явная деградация и вырождение как вида.
Группа беглецов, словно дети, познают мир. Рою Бэтти любопытно все, он столь же чист душой, сколь и жесток. Он просто хочет жить и готов идти по головам. Рик Декард же давно разочаровался во всем, и жизнь эта ему совсем уже не нужна. Его чувства более роботизированные, чем у тех самых роботов.
Под соусом нуарного футуристического детектива Скотт протолкнул экзистенциальное размышление о человечестве и том наследии, которое могут оставить выжженные внутри расчетливые люди.
Тельма и Луиза
Как-то привыкли мы видеть Ридли Скотта или замудренным, непонятным автором, или крепким жанровым ремесленником. Тем не менее, одной из самых открытых для интерпретаций работ режиссера является женское роуд-муви «Тельма и Луиза».
Две подруги, Тельма (Джина Дэвис) и Луиза (Сьюзан Сарандон), едут отдохнуть от быта на уикенд. Луиза – официантка в кафе, Тельма – домохозяйка, до дрожи боящаяся мужа-деспота. Приключение не задается сразу. Луиза убивает мужика, который пытался изнасиловать Тельму. Шокированные тихие мышки сбегают с места преступления. Надо бежать, конечно, в Мексику. На своем пути девушки встретят целую россыпь представителей мужского пола разного толка. Тельме и Луизе придется повзрослеть и принять самые важные решения в своей жизни.
То ли это один из первых откровенно феминистических фильмов, осуждающий мир мужчин на всех уровнях. Или криминальная драма о людях, случайно ставших преступниками. Может, мелодрама о неудачницах из глубинки, неспособных кардинально изменить свою жизнь мирным путем. Периодически это авантюрная комедия о поиске себя и освобождении от диктата общественного мнения. Подобные жанровые карусели и игры с тоном картин не очень свойственны для Скотта.
Черный ястреб
Снова старый добрый злой сэр Ридли Скотт ругается на демократию.
Казалось бы, очередной фильм-разоблачение праведной внешней политики США. Вроде бы Майкл Мур закрыл это вопрос своей документалкой «Куда бы еще вторгнуться?». Но нельзя забывать, что фильм Скотта вышел в самое неудобное для подобных высказывания время. Тогда сплоченность граждан США была сильна, как никогда. Даже Человек-паук у Рейми появлялся на фоне звездно-полосатого флага.
Чужой
Интересно, думал ли Ридли Скотт о том, что слэшер в космосе с жутким монстром окажется философским трактатом о зарождении человечества. Вообще размышления Скотта по поводу своей богоподобности сейчас уже не новость. Наверняка каждый большой автор рано или поздно задается вопросами, имеет ли он право на высказывание вообще. Аронофски, например, не перестает рефлексировать на эту тему в каждом фильме, а Фон Триер выдал самый личный фильм за его долгую, полную провокаций, карьеру.
Сюжет известен и повторяется из фильма в фильм. Команда космического корабля откликается на некий неизвестный сигнал. Не может не откликнуться, контракт, это же дальнобойщики, везущие из неведомой дали руду на Землю. На ужасно ветренном планетоиде LV-426 команда находит огромный корабль – недотянувшийся до своего хвоста уроборос. Визуальный осмотр жутких интерьеров корабля, напоминающих внутренности какого-нибудь древнего животного, дал понять, что крушение произошло несколько тысяч лет назад. Мертвый пилот исполинских размеров успел даже окаменеть. На одном из уровней персонаж Джона Херта находит много-много странных яиц и, не будь дураком, сует лицо в одно из открывшихся. Итог – заражение, эвакуация, монстр на корабле.
Забавно, что сценарий величайшего фильма ужасов вырос из неудачной студенческой комедии Дэна О’Бэнона «Черная звезда». Фильм не сильно смешной и совсем не страшный, но идея того, что некий монстр пробирается на судно в открытом космосе отличная. Не снискав успеха на сценарном поприще в Европе на съемках «Дюны» Алехандро Ходоровски, бывший режиссер возвращается в США и пытается перепродать сценарий «Звезды» под видом уже фильма ужасов. Конечно, изначальный текст имел не то чтобы много деталей, по которым бы однозначно узнавался «Чужой», но фишка была в вариативности. Дэн прописал героев фильм так, что их можно было сделать любого пола, события менять практически в любом порядке и дорабатывать под концепт монстра, которого, к слову-то, и не было. Звучит как довольно сырая работа. Так и есть. Но это был единственный сценарий про космос в более или менее финальной стадии разработки.
Научная фантастика о монстрах, космических путешествиях была вовсе никому не нужна, и даже Кубрик с «Одиссеей» не помог. Картину маэстро в кинотеатрах посмотрели полтора землекопа. А вот бойкий бородач, надежда Нового Голливуда, Джордж Лукас поломал всем все. Только его соратники и учителя, как Скорсезе, Коппола, Де Пальма начали ломать всю голливудскую студийную систему, самый высоколобый и молодой из них взял и сделал самую коммерчески успешную поделку. Сказка про мальчика с песчаной планеты, дерущегося светящейся палкой с киборгом в черном плаще и нацистской каске снесла всем крышу. Хотя тот же Де Пальма смеялся над Лукасом и ругал почем свет стоит на тестовых показах.
А в Голливуде до сих все, как дети. Каждая студия хочется себе такую же крутую игрушку, как у соседского мальчишки. Фильмы про космос начали штамповать пачками. Дошло до абсурда, Джеймс Бонд в фильме «Лунный гонщик» тоже полетел в космос и творил там какую-то дичь.
Можно сказать, «Чужому» повезло много раз и почти во всем. Режиссер-перфекционист, гибкий сценарий, умопомрачительный художник, разработавший дизайн всей вселенной «Чужих» Ханс Руди Гигер, удачное время создания, незвездный состав актеров, которые смогли понять, что под видом слэшера о ласт герл снимается мрачный, почти готический триллер, наполненный саспенсом до краев.
Главным приколом сценария было то, что монстр должен был напасть не на девушку. Эксплуатационный момент был вывернут наизнанку, смотрится это и по сей день смело. По сути, героя Джона Херта подвергся насилию в недружелюбном районе галактики. А главная героиня Рипли (Сигурни Уивер) до сих пор наряду с Сарой Коннор является эталоном сильной женщины. Она попадает в страшные обстоятельства и учится действовать по ситуации.
Идеальный жанровый фильм, сочетающий в себе аттракционность хоррора, хичкоковский саспенс и увлекательное приключение в замкнутом пространстве корабля с решением нарастающих проблем по ходу.
Гладиатор
Один из самых расхлябанных в плане производства фильмов режиссера. Тут и задумаешься, может, и правда, великие вещи рождаются по наитию, почти случайно. Сложно представить, что можно забабахать многофактурный пеплум в начале двадцать первого века, не имея сценария. В этот раз к себе в обойму мастер собрал еще и самых амбициозных и строптивых актеров. Новичок в Голливуде, австралиец Рассел Кроу, постоянно цапался с режиссером по любым вопросам. А так как снимали на первых порах буквально все, что взбредет в голову, спорить было о чем. Хоакин Феникс в процессе начал активно полнеть, а Ридли Скотт вызвал на помощь продюсеров студии. На что будущий Джокер ответил, мол, он император и должен быть круглым и холеным.
Сам Скотт, как всегда, отжигал и отказывался снимать без масштабных декораций. Тот же Колизей разочаровал британца, и тогда по его требованию амфитеатр стал больше настоящего. А как не построить настоящие действующие катапульты, весящие около тонны? Конечно, надо построить. Иногда подход к практическим визуальным эффектам Ридли, как ни странно, уменьшает затраты на фильм, как было с «Прометеем».
Режиссеру удалось показать бессмысленность мести. Как и империя, пусть насильно, но отказавшаяся от развития, идет к неизбежному печальному закату, так и человек, отдавшийся мести, уже никогда не сможет иметь будущего. Надо признать, это одна из основных тем фильмов Скотта.