резина на которой можно ехать на спущенном колесе как называется
Технология Run Flat или езда на спущенных колёсах.
Езда на спущенных шинах возможна?
-Да если это шина Run Flat!
Так что же такое Run Flat?
Перевод с английского подобного выражения означает «езда на спущенной». Комментарии здесь излишни – с шинами run flat машина может продолжать движение, когда колесо спущено или пробито.
Как видно на изображении, обычная резина и run flat различаются толщиной боковины. Технология, обеспечивающая создание нового типа шины, предусматривает значительное ее усиление.
И если при проколе обычного колеса оно полностью сдувается, то подобная резина при таком повреждении, лишь слегка прогибается и позволяет автомобилю двигаться дальше, не используя запаску.
Вроде бы всё хорошо, но есть и ряд минусов:
— Двигаться на спущенном колесе можно непродолжительное время – не более пятидесяти километров, и не превышая восьмидесяти км/ч. В пределах города этого как раз хватает, чтобы доехать до ближайшего шиномонтажа;
-Однако даже если вы туда доберетесь, не обязательно, что вам смогут помочь. Особенно, если дело происходит где-то в глубинке или на трассе. Шины run flat из-за своей конструкции требуют особого оборудования, на шиномонтажном стенде должна быть «третья рука» (специальное приспособление). А это есть далеко не везде;
-Использовать подобные покрышки можно не на всех автомобилях, а желательно только на тех, которые оснащены системами курсовой устойчивости и контролем давления колес. В данном случае недостатки являются следствием достоинств. Если произойдет прокол колеса, то порой без средств контроля обнаружить его бывает достаточно сложно. Ведь по внешним ощущениям движение на нем будет почти таким же, как и на обычном. Проще всего это удается сделать по контролю давления. А если своевременно не выявить проколотое колесо, то при экстремальной ситуации оно может привести к непредсказуемым последствиям;
-Увеличенная вибрация и ухудшение управляемости на плохих дорогах также присущи таким шинам. Лучше всего использовать их на машинах, оснащенных подвеской, способной адаптироваться к подобным условиям движения;
-Шины run flat практически не подлежат ремонту. Их основу составляет корд, а он всегда деформируется, если движение происходит при пониженном давлении в колесах. Можно считать подобные покрышки одноразовыми, как подушки безопасности;
-Увеличенный вес резины. А это вызывает рост неподрессоренной массы, ухудшение управляемости и динамических характеристик;
-Повышенная цена.
Шины с технологией Run Flat делает небольшой ряд импортных производителей:
— Bridgestone выпускает их под маркой RFT;
-Michelin обозначает ZP;
-Goodyear маркирует RunOnFlat;
-Dunlop как ROF
-Continental такие колеса обозначает SSR;
-Yokohama называет их ZPS;
-Nokian представляет как Flat Run;
-Pirelli называет Run Flat.
ИТОГ:
Шины, изготовленные как run flat, все более широко входят в повседневный обиход автолюбителей. И пусть им характерен большой перечень недостатков, тем не менее, порой возможность продолжать движение на проколотом колесе превышает все неудобства. Но это уже личный выбор каждого.
Хождение по гвоздям и мукам: чем хороши и плохи шины Run-Flat (+ВИДЕО)
C шинами Run-Flat безопасно и спокойно. Тогда почему их так мало даже в Европе? Парой слов об этом не расскажешь, но дело отнюдь не только в цене. Если интересны подробности, смотрите новое видео от компании «Автосеть» или читайте текстовую версию под роликом.
Присоединяйтесь к нам в Instagram, Facebook, ВКонтакте или Одноклассниках, чтобы быть в курсе новостей, конкурсов, скидок и акций. Больше интересной информации о шинах и автомобилях – на нашем YouTube-канале.
Что такое Run-Flat
Первые шины со суперспособностью двигаться после потери давления представила компания Dunlop в далёком 1972 году. Спустя какое-то время появились шины, в конструкцию которых заложили опорное кольцо, располагавшееся по окружности диска. Если давление в колесе снижалось, автомобиль опирался на это кольцо и продолжал движение. Такие шины требовали специальные колёсные диски и особое оборудование для монтажа и демонтажа. Поэтому логично, что лет десять назад шины с опорным кольцом внутри практически исчезли и теперь используется только на бронированных автомобилях.
Позже автомобильный мир услышал о шинах Run-Flat, что дословно можно перевести как «плоская езда». Вообще, Run-Flat – это название технологии, которая позволяет непродолжительное время двигаться на спущенном или проколотом колесе. У разных производителей эта технология называется по-разному:
Преимущества технологии
Если двигаться на сдувшемся колесе, есть риск повредить не только шину и колёсный диск, но и элементы подвески. Да и небезопасно это. Поэтому хочешь не хочешь, но приходится останавливаться и браться за домкрат и запасное колесо. С шинами Run-Flat таких забот не знаешь. С ними без проблем доедешь до ближайшего шиномонтажа. В зависимости от загрузки автомобиля продолжать движение на спущенных шинах Run-Flat можно со скоростью, не превышающей 80 км/ч, примерно 100 километров. А раз так, было время, когда автопроизводители престали комплектовать свои автомобили не то что полноразмерным запасным колесом, но даже и докатками.
Когда падает давление, шины Run-Flat движутся благодаря усиленным боковинам. А не соскочить шине с диска помогают усиленные бортовые кольца. Для борьбы с перегревом используется термостойкая резиновая смесь и специальные прорези в боковинах.
Недостатки технологии
Во-первых, использовать покрышки Run-Flat можно только на автомобилях с установленными датчиками давления в шинах. Ещё одна обязательная опция – система курсовой устойчивости. Датчики давления нужны для того, чтобы вовремя заметить спущенное колесо, ведь визуально разницы практически не будет. Система курсовой устойчивости нужна для того, чтобы автомобиль адекватно вёл себя на дороге, поскольку спущенное колесо меньше остальных в диаметре.
Во-вторых, для установки шин Run-Flat на диск необходимо специальное оборудование, и найдётся оно далеко не в каждом шиномонтаже. (В сервисных центрах «Автосеть» в Минске, Бресте, Гомеле и Гродно оно есть.) В-третьих, шины с технологии Run-Flat практически не подлежат ремонту, поскольку при движении на спущенном колесе неизбежно деформируется корд. То есть автомобилисту не остаётся ничего кроме, как доехать до шиномонтажа и заменить пробитое колесо на новое.
Четвёртый минус. Усиленные бортовые кольца и боковины добавляют шинам Run-Flat лишний вес. Отсюда страдает разгон и торможение, ухудшается управляемость, снижается акустический и физический комфорт. Пятый минус самый важный. Шины с технологией Run-Flat сильно дороже, чем обычные.
Непопулярность шин Run-Flat
Ещё 10 лет назад казалось, что шины Run-Flat станут настоящим прорывом и вот-вот каждый багажник будет свободным. Но в реальности от шин Run-Flat отвернулись даже те, кому они достались с новым автомобилем. Постепенно и сами производители перестали комплектовать автомобили шинами Run-Flat.
О причинах мы можем только рассуждать. Например, недостаточно развитая инфраструктура шиномонтажей, где могут произвести замену или же установку только что купленных шин Run-Flat. Возможно, жители европейских стран отказываются от шин Run-Flat из-за слишком хороших дорог и потому, что им гораздо дешевле вызвать техническую помощь, чем пользоваться услугами официального сервисного центра.
Если говорить о белорусских реалиях, в большинстве своём водители отказываются от шин Run-Flat по двум причинам. Первая причина – это высокая цена, а вторая – низкий комфорт. Причём касается это как автомобилей со вторичного рынка, которые докатывают комплект шин Run-Flat от предыдущего владельца, так и для автомобилей, которые куплены в автосалонах с заводской комплектацией Run-Flat.
Говоря «высокая цена», нужно понимать, что технологию Run-Flat чаще всего предлагают производители премиальных шин, а их продукция и так стоит недёшево. Если заложить в шину технологию Run-Flat, её стоимость увеличится примерно на 50–80%.
Альтернатива Run-Flat
Поскольку технология Run-Flat не снискала популярности у массового потребителя, производители начали предлагать новый тип шин, которые можно охарактеризовать как самолечащиеся или самозаклеивающиеся. Они гораздо более доступны для широкого потребителя.
По строению такие шины ничем не отличаются от обычных, а сама технология подразумевает содержание внутри колеса дополнительного герметизирующего слоя из полиамида. Именно слой полиамида обеспечивает герметизацию небольших отверстий, диаметром до 5 мм. У различных производителей эта технология называется по-разному:
О компании «Автосеть»
Материал подготовлен компанией «Автосеть» – лидером шинного рынка Беларуси, по данным Международного агентства MASMI Research Group за 2018 год.
Адреса магазинов «Автосеть»:
Michelin Tweel и другие шины без воздуха: когда они завоюют рынок?
Фото: www.polaris.com Как известно, традиция ездить на колесах с резиновыми шинами, накачанными воздухом, пошла еще с конца XIX века. Шотландец Джон Данлоп обмотал колеса велосипеда надутым садовым шлангом, благодаря чему ездить на нем стало значительно приятнее. Вскоре, получив патент, изобретатель открыл свою компанию, которая до сегодняшнего дня называется его фамилией – Dunlop. Первый же прокол покрышки произошел уже 1889 году, когда велосипедист Уильям Хьюм, использовавший шины Данлопа, пробил колесо во время очередной гонки. И вот уже более века люди, использующие воздушные колеса, страдают от проколов. Но технологии на месте не стоят, и, как говорил один известный политик: «Хватит это терпеть!» — появляются шины, не боящиеся проколов.
Airless:Resilient
Принято считать, что идея безвоздушных шин принадлежит военным исследователям США. Конструкция была разработана для того, чтобы американским солдатам не приходилось рисковать жизнями, меняя пробитое колесо в горячих точках. Сам проект принадлежит американской компании Resilient Technologies, которая начала работу над проектом еще в начале 2002 года.
В 2007 ими был разработан прототип Airless:Resilient NPT (non pneumatic tyre – «непневматическая шина»). Испытания прототипа прошли в 2009 году. Покрышка была сделана из огнеупорной резины и состояла из каркаса, сделанного в виде «пчелиных сот» и резинового обода с протектором.
Почему именно так? Все просто — этот форм-фактор позволяет достичь одновременно достаточной жесткости (колесо может удерживать тяжелые автомобили и выполнять свои функции, даже когда разрушено до 30% сот), а вместе с тем и достаточной мягкости, ведь «соты» хорошо деформируются, амортизируя неровности дороги не хуже, чем наполненная воздухом покрышка.
Tweel
Французская компания Michelin долго работала над сочетанием в своих гражданских покрышках оптимальных жесткости и мягкости. Инженеры бились над тем, чтобы в вертикальном направлении резина была податливой, в угоду комфортной езде и хорошей амортизации, а в поперечном направлении шина была максимально жесткой, чтобы не деформироваться от боковых нагрузок в поворотах.
В конце концов, американское подразделение компании предложило выход – отказ от пневматической покрышки. Так появились Tweel (сокращенно от tyre – покрышка и wheel – колесо). Эта конструкция использует плоские резиновые спицы специального сечения, заменившие наполненный воздухом объем обычной покрышки. Эти спицы неразборно соединяют между собой внешний обод с протектором и внутренний – закрепляющийся на ступицу.
Резиновые спицы колеса поглощают удары лучше, чем накачанная воздухом шина, так как могут свободно изгибаться по всей высоте, как лист бумаги. Ну а за счет того, что эти спицы имеют особое сечение, при боковых нагрузках колесо не деформируется, так как спицы сгибаются лишь в одной плоскости. Таким образом, боковая жесткость шины сравнима с цельнолитой покрышкой, а энергоемкость колеса (способность поглощать удары) теперь зависит не от давления воздуха в колесе, а от жесткости спиц.
Этим плюсы Tweel не ограничиваются: к примеру, опытный образец от Michelin весил в несколько раз меньше, чем обычное колесо на металлическом диске. Добавим сюда очевидную невосприимчивость к проколам и повышенный срок службы (в этом придется поверить разработчикам)… Все это выглядит очень заманчиво.
Опробовать такие колеса французская компания решила не только на автомобилях, но и на других видах колесных «бричек». Так в испытаниях приняли участие Audi A4, роботизированная инвалидная коляска iBot и Segway Centaur. С компанией Michelin заключили контракт в НАСА — колеса их разработки будут ставить на луноход нового поколения. С 2012 года, американское подразделение французских «колесников» начало коммерческие продажи Tweel для погрузчиков, сельскохозяйственной и строительной техники.
Эти шины являются открытым типом безвоздушных колес. Конечно, тут есть и минусы: стоимость такого колеса несколько больше обычного (спасибо маркетологам), ограниченная грузоподъемность, а также невозможность изменения жесткости. Ведь для того, чтобы сделать машину мягче на стандартных колесах, можно просто снизить давление воздуха в покрышке, отрегулировать же жесткость спиц можно только при производстве. Но помимо открытого типа безвоздушных колес, существует и закрытый тип, о котором – ниже.
Runflat
Эти покрышки вообще-то нельзя назвать безвоздушными, однако они имеют одно очень важное преимущество над стандартными колесами. Если покрышка сдувается, то она не теряет сцепления с покрытием и на ней можно продолжить движение до ближайшего сервиса. Вся суть такой резины заключается в максимальном усилении боковин. Название Runflat (run – бежать, ехать, flat — плоский) означает езду на сдутом колесе.
Когда сдувается обычная шина, она образует плоский блин, ездить на котором нельзя, иначе металлический диск, который всем весом автомобиля давит на покрышку, попросту протрет и разорвет её. Усиленные же боковины покрышек Runflat могут удерживать автомобиль, тем самым сохраняя сцепление с дорогой и предотвращая уничтожение остатка резины между диском и асфальтом.
Усиление жесткости боковин достигается разными методами. Тут используются дополнительные внутренние ребра жесткости, выполненные в форме полуколец, например у Pirelli. Также используются многослойные боковины, типа Goodyear RunOnFlat. Nokian устанавливают на внутреннюю поверхность покрышки цельный эластичный слой. Таким образом, когда колесо спускает, а боковины сильно сгибаются, внутреннее покрытие покрышки собирается в гармошку на месте изгиба, образуя смягчающую прослойку между колесным диском и асфальтом. Аналогичные технологии есть и у других производителей шин: Dunlop ROF, Continental SSR и другие.
На фото: Шины BMW Run-Flat (ранфлэт)
Все подобные технологии позволяют автомобилю после прокола колеса не потерять управление, а также добраться до шиномонтажа. Но, к сожалению, у такой резины имеется множество недостатков. К примеру, из-за повышенной жесткости резина ведет себя как низкопрофильная, собирая все неровности дороги и отправляя их напрямик через подвеску в салон. Также из-за повышенной жесткости такие покрышки значительно более шумные. Еще один минус – это ценник: одна такая шина сегодня стоит около 15 тысяч рублей в зависимости от производителя, да и не каждый сервис возьмется ремонтировать такую резину. Также эти покрышки несколько тяжелее стандартных, что не может не сказаться на управляемости, ведь это — «неподрессоренная масса».
Если вкратце, то «неподрессоренной» называется масса всех деталей автомобиля, не поддерживаемых подвеской над землей, т.е. это масса диска, покрышки и элементов тормозной системы, находящихся на колесе. От этой массы очень сильно зависит управляемость автомобиля.
Когда вы наезжаете на кочку, колесо толкает весь автомобиль снизу вверх, и если сила этого толчка не будет скомпенсирована весом остальных элементов автомобиля, то покрышки потеряют сцепление с дорогой, вплоть до полного отрыва колеса от асфальта. Также эта масса влияет и на динамику, ведь чем тяжелее колесо, тем большее усилие необходимо приложить для его вращения.
Концепты Hankook
Корейская компания Hankook продемонстрировала, правда, пока только в электронном виде, 4 концепта безвоздушных шин абсолютно нового поколения. Отнести их к закрытому или открытому типу нельзя — тут реализовано нечто среднее. Боковины присутствуют, но они — разрезные.
Концепция шин eMembrane подразумевает возможность изменения профиля пятна контакта на разных скоростях. К примеру, при движении на малой скорости внутренняя часть профиля втягивается, уменьшая площадь соприкосновения покрышки и колеса, благодаря чему снижается трение, а, соответственно, и расход топлива. А вот при ускорении центр протектора опускается обратно, и на асфальт ложится весь профиль, что улучшает сцепление с дорогой, а, соответственно, и управляемость.
Tiltread – это состоящее из трех сегментов колесо. Внешний, центральный и внутренний диски могут перемещаться относительно друг друга, благодаря чему колесо может изменять вертикальный наклон. Это позволяет максимально увеличить пятно контакта в повороте.
Колеса Motiv представляют собой нечто схожее с Tiltread. Их суть заключается в том, что они состоят из множества эластичных блоков, которые могут двигаться отдельно друг от друга, повторяя рельеф дорожного покрытия. Помимо этого, само колесо разделено на две части таким образом, что внешняя и внутренняя половины могут также независимо подниматься и опускаться. Эти колеса разрабатываются специально для вездеходов и внедорожников.
И, наконец, мой любимый концепт MagTrack – это поистине торжество инженерной мысли. Тут колесо в буквальном смысле делится на две части: внутренняя ступица и обод с покрышкой, а между ними… ничего! Точнее, между ними действует магнитное поле, удерживающее вес автомобиля. Как известно из законов физики, магнитное поле может вращаться, и именно таким способом в движение приводится внешний обод, а также и сам автомобиль. Ну а из-за того, что отсутствует жесткая связь между внешним кольцом и ступицей, никакие неровности дороги просто не могут попасть на кузов автомобиля. В общем, это некий концепт колеса с магнитной подушкой. Все четыре концепта безвоздушные, так что не боятся проколов, но также все они реализованы пока исключительно на компьютере.
Можно ли ехать на спущенном колесе
Ремонт пробитого в дороге колеса может стать нешуточной проблемой если в машине нет «запаски», а до ближайшего пункта шиномонтажа много километров
В дороге случается всякое, в том числе проколы, порезы и прочие повреждения покрышек. Большинство автопроизводителей стараются комплектовать свои машины для российского рынка если и не полноценным запасным колесом, то хотя бы «докаткой». Однако некоторые модели авто вместо этого получают лишь баллончик с «противопрокольной химией», которая, после закачки в колесо, по идее, должна сама собой залепить дыру в резине. Однако случается так, что-либо «докатка» с «запаской» еще раньше выбыли из строя, либо дырка в колесе такая, что никакой волшебной «химии» не справиться, — например в случае бокового пореза. И что делать в такой ситуации? До шиномонтажа добраться как-то нужно же!
Сразу возникает вопрос: а можно ли как-нибудь добраться до этого придорожного заведения на спущенном колесе? В некоторых случаях да, это допустимо. Например, когда резина получила сравнительно небольшое повреждение, то есть дырку, сквозь которую воздух выходит не сразу, а за какое-то время. В этом случае важно помнить, что на колесе можно ехать без опасений повредить резину ровно до тех пор, пока между ее частью, прилегающей к земле и диском имеется хотя бы тоненькая прослойка воздуха. Это означает, что если мы накачаем колесо по-максимуму и быстренько поедем, то у нас будут все шансы добраться своим ходом до пункта шиномонтажа — «короткими перебежками», с периодическими остановками для новых подкачек сдувающегося колеса.
Разумеется, ехать нужно не быстро, избегать ям и ухабов, а также не производить резких маневров — чтобы во-первых, не терять контроль над машиной и не разбортировать спускающее колесо. Но если воздушная прослойка между резиной и диском отсутствует, на спущенном колесе ехать нельзя. В этом случае металл диска будет катиться непосредственно по резине, «зажевывая» и разрезая ее поверхность изнутри, повреждая корд и прочее. Другими словами, в случае серьезного повреждения колеса, когда как ни подкачивай, а воздух не задерживаясь внутри возвращается в атмосферу, ехать на спущенном колесе нельзя.
Верней, можно потихоньку, но только в том случае если вы готовы выбросить его буквально через километр такой езды. В этом случае, чтобы добраться до шиномонтажной мастерской придется воспользоваться услугами эвакуатора. Или, если у вас в багажнике случайно завалялся аварийный набор для смостоятельного устранения проколов, можно демонтировать колесо и, вспоминая дедовские навыки самостоятельного шиномонтажа, починить покрышку своими руками.