рейтинги губернаторов кремлевский рейтинг
В Кремле назвали лидеров и аутсайдеров по доверию среди губернаторов
Лидеры и аутсайдеры
Внутриполитический блок Кремля провел очередной семинар для вице-губернаторов по внутренней политике, который проходил в Подмосковье с 19 по 23 января. Кремлевские чиновники подвели итоги выполнения KPI (ключевых показателей эффективности) за 2020 год для внутриполитических блоков региональных администраций и самого внутриполитического блока Кремля. Об этом РБК рассказали три участника семинара.
Каждый вице-губернатор получил данные по выполнению KPI в своем регионе, но помимо этого им на экране продемонстрировали пятерку лидеров и аутсайдеров по уровню доверия главе региона и президенту.
В список лидеров по уровню доверия главе региона, по словам двух участников семинара, вошли Чечня, Адыгея, Курганская, Курская области и Ямало-Ненецкий автономный округ. Регионы возглавляют, соответственно, Рамзан Кадыров, Мурат Кумпилов, Вадим Шумков, Роман Старовойт и Дмитрий Артюхов.
В списке аутсайдеров по уровню доверия губернаторам — Хакасия, Владимирская область, Хабаровский и Красноярский края, а также Кемеровская область.
Хакасией руководит коммунист Валентин Коновалов, избравшийся во втором туре выборов в 2018 году. Во главе Владимирской области — представитель ЛДПР Владимир Сипягин, также победивший во втором туре выборов в 2018 году действующего губернатора Светлану Орлову. Врио губернатора Хабаровского края в настоящее время — представитель ЛДПР Михаил Дегтярев, он был назначен на этот пост после ареста предыдущего главы региона Сергея Фургала, который тоже является членом ЛДПР. Арест Фургала стал причиной длительных масштабных протестов в Хабаровске. Дегтяреву предстоит избираться в единый день голосования в сентябре 2021 года.
Кемеровскую область возглавляет Сергей Цивилев, в 2018 году ставший врио губернатора после ухода в отставку Амана Тулеева и в этом же году избравшийся на первый срок. Губернатор Красноярского края — Александр Усс, долгие годы занимавший пост спикера регионального заксобрания. Главой региона он стал в 2018 году после ухода в отставку своего предшественника Виктора Толоконского.
В числе регионов–лидеров по уровню доверия президенту, по словам двух участников семинара, были названы Чечня, Крым и Севастополь. В числе аутсайдеров — Хабаровский и Красноярский края, а также Санкт-Петербург.
Общая для внутриполитического блока Кремля и внутриполитических блоков региональных администраций система KPI была введена в начале 2019 года. В частности, введены KPI по уровню доверия власти — президенту и губернатору, отдельно существует KPI по выборам.
В первый раз итоги выполнения KPI подводились на семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике в ноябре 2019 года. На нынешнем семинаре, который должен был состояться в конце 2020 года, но из-за коронавируса был перенесен на январь 2021 года, их подвели во второй раз.
В четверг, 21 января, перед вице-губернаторами по внутренней политике выступил первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, обозначивший показатели для «Единой России» на выборах в Госдуму в сентябре — получение не менее 45% голосов по спискам при явке не менее 45%, сообщал РБК.
Нынешний состав Госдумы в целом устраивает, говорил Кириенко, подчеркивая, что представители партий парламентской оппозиции в большинстве своем патриотичны, и, несмотря на имеющиеся разногласия и конфликты, как правило, работают на благо России. Действующие депутаты Госдумы, достойно показавшие себя и пользующиеся доверием избирателей, гарантированно будут поддержаны на выборах, также сказал чиновник Кремля. Там, где есть сомнения в поддержке, по словам Кириенко, «надо не по кабинетам ходить», а идти к людям, реально решать их проблемы, помогать, заботиться и защищать.
Кремлевские чиновники не ставили задач по получению единороссами конституционного (более 300 голосов) или устойчивого (более 225 голосов) большинства, речь шла о победе как таковой, утверждают три участника семинара. О задаче партии получить конституционное большинство — 300+1 голос — говорил на мероприятии секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, неоднократно заявлявший об этом и раньше. По подсчетам источника РБК в партии власти, набрав 45% голосов по спискам, единороссы получат примерно 112–115 мандатов, таким образом, для получения конституционного большинства им нужно будет победить в 190 одномандатных округах из 225.
Начальник кремлевского управления по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев на встрече с одномандатниками от «Единой России» в ноябре говорил о минимальной задаче получения устойчивого большинства, отталкиваясь от текущих рейтингов единороссов. Источники в Кремле уточняли, что минимальной планкой может считаться 250 мандатов.
В выступлении Кириенко на семинаре упор был сделан на обеспечение легитимности выборов, рассказывают участники мероприятия. Чиновники Кремля сформулировали, что такое легитимность — во-первых, наличие конкуренции, во-вторых, совпадение результатов кампании с ожиданиями людей, уточняет один из собеседников. «Условно говоря, избиратели поверят в результат «Единой России» в 45% по спискам, но не поверят в 60% (исходя из текущих рейтингов партии в районе 30–31%)», — поясняет источник РБК.
Также было четко сформулировано, что в этот раз при выдвижении кандидатов от партии власти по округам не будет разменов с оппозицией, рассказывает еще один участник семинара. На выборах в Госдуму-2016 единороссы не выставили кандидатов в 18 округах, уступив эти территории парламентской оппозиции в рамках договоренностей Кремля с КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией». После ухода в Госдуму куратора внутриполитического блока Вячеслава Володина и прихода ему на смену Сергея Кириенко, а также замены секретаря генсовета «Единой России» Сергея Неверова на Андрея Турчака, представители нынешнего внутриполитического блока Кремля и руководства партии власти неоднократно говорили РБК, что размен округов был ошибкой. В частности, по их мнению, это позволило избраться губернатором Хабаровского края Фургалу, который сначала победил на думских выборах в расчищенном для него округе и таким образом получил стартовую площадку для губернаторский кампании.
Рейтинг губернаторов
Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2021)
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают сентябрь-октябрь 2021 года. Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные…
Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2021)
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают июль-август 2021 года. Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные…
Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2021)
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают май-июнь 2021 года. Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные…
Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2021)
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают март-апрель 2021 года. Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные…
Национальный Рейтинг Губернаторов (Январь-Февраль, 2021)
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают январь-февраль 2021 года. Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные…
Национальный Рейтинг Губернаторов (Итоги 2020 года)
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал итоговое за 2020 год исследование, посвященное оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают весь 2020 года, но в нём оцениваются те главы, которые находятся на своём посту на момент публикации…
Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2020)
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают сентябрь-октябрь 2020 года. Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные…
Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2020)
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают июль-август 2020 года. Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные…
Национальный Рейтинг Губернаторов (Май-Июнь, 2020)
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают май-июнь 2020 года. Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные…
Национальный Рейтинг Губернаторов (Март-Апрель, 2020)
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают март-апрель 2020 года. Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные…
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» (ЦИК «Рейтинг») в рамках проекта «Национальный рейтинг» решает следующие задачи:
• Определяет рейтинг власти
• Проводит масштабные опросы
• Находит проблемные точки
• Изучает общественное мнение
• Организует обратную связь населения с властью
• Выявляет уровень доверия граждан
• Доводит информацию до потребителя
• Помогает сравнивать и делать выбор
Загрузить логотип проекта
«Национальный рейтинг»
Загрузить логотип ЦИК «Рейтинг»
Национальный Рейтинг Губернаторов (Сентябрь-Октябрь, 2021)
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают сентябрь-октябрь 2021 года.
Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.
Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.
Анкеты, рассылаемые экспертам, не только дают им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагают обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ. Кроме того, эти обоснования, как и данные персональных аналитических интервью, проводимых с экспертами, служат основой для составления аналитической части «Национального рейтинга».
Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества. Эксперты, публично высказывающиеся в «Национальном рейтинге», делают это, не зная итоговых результатов исследования.
Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).
Алёна АВГУСТ
Политтехнолог, специалист по связям с общественностью
Сегодня ситуация складывается так, что, можно сказать, прошедшие выборы для губернаторов, очевидно, были более приятной частью, чем то, что происходит после них. На выборах всё-таки губернаторам дозволяется принимать некоторые решения, обусловленные ожидаемыми высокими результатами. А сейчас, когда результат уже есть, и дальше все KPI считаются по промежуточным замерам, понятно, что каждый шаг должен объясняться логикой ответственности, а не логикой «всё для победы».
Самые сложные решения сейчас для всех губернаторов – это история с ковидом, карантинные меры, поддержка бизнеса, поддержка семей, где так или иначе, и надо это признать, кто-то потеряет работу. Потому что пойдёт новая пересборка всей экономики регионов заново, особенно в сфере малого предпринимательства. И, конечно, это борьба с самым страшным врагом – депрессией, апатией, потому что победы над коронавирусом пока не случилось не только у нас, но и во всём мире, и людей это очень удручает.
Поэтому расслабиться губернаторам не получится. Однако и перенапрягаться не надо, потому что в состоянии дикого напряжения взвешенные решения принимать сложно. Необходимо просто более тщательно включать аналитику, прозорливо смотреть в будущее, оценивать каждое решение с точки зрения нескольких временных интервалов – что это даст сейчас, что это даст через месяц, через полгода, через год. Губернатор – это человек, который обязан заглядывать в будущее, и его команда должна предусматривать плюсы и минусы каждого решения.
В первый же месяц после выборов начались отставки, причём не все из них ожидаемые: никто не прочил отставку тамбовскому губернатору, хотя она подана достаточно корректно. Наконец решился вопрос с Владимирской областью, который довольно долго был подвешен.
В целом же итоги выборов удачны, в том числе и для большинства региональных лидеров: как мы видим, партия власти сохранила свои позиции, несмотря на то, что была угроза сильного дисбаланса политической системы. В этом сезоне хорошо получилось синхронизировать усилия. Плюс надо отдать должное нашей не вполне вменяемой оппозиции, которая так и не научилась выигрывать выборы, зато привыкла кричать после выборов – это «как же неожиданно они проиграли». Потому что на самом деле при такой ситуации в стране и настроениях людей полученные результаты не в полной мере соответствуют потенциалу.
Но усидят ли сохранившие свое положение губернаторы в креслах, зависит от огромного множества факторов, причём если раньше говорили, что первейший фактор – это преданность, то теперь все же преданность плюс эффективность. Потому что не зря губернаторам дано право принимать решения по карантину, по мерам безопасности и поддержки в каждом регионе.
Видно, что власти ищут решения, которые могут быть разными, и делятся ответственностью. Потому что хоть у нас власть и вертикально ориентированная, централизованная, но губернаторы должны уметь принимать решения сами. И их положение также зависит от того, как они смогут управлять на фоне кризиса взаимоотношениями с элитами, как смогут управлять мнением, как вовремя и правильно будут анализировать ситуацию и принимать решения, за которые не придётся потом оправдываться, и не станут делиться этим негативным бэкграундом со всей вертикалью.
Необходимо сосредоточиться. Понятно, что каждому губернатору – на разном. Главная проблема сейчас – ситуация с ковидом, никуда от этого не деться. И риски всегда большие. Можно попытаться тупо выслужиться перед федеральным центром и объявить полный локдаун, объяснив это тем, что мы пытаемся защитить людей, но потом придётся защищать людей от бедности и разорения, а для этого тоже нет отдельных денег ни в федеральном бюджете, ни в региональных. Всё закрыть, чтобы предотвратить заражение, – не значит, что завтра все будут здоровы и счастливы. Здоровы может и будут, но не факт, что счастливы, а эмоциональная составляющая влияет на отношения к любым решениям власти.
Важным критерием будет оценка умения консолидировать здравые силы в регионе. Объединять предпринимателей, вырабатывать совместные решения. Консолидировать волонтёрское движение – сейчас оно очень массивное и действенное. Консолидировать возможности реализации межрегиональных проектов. На этом главам надо сосредотачиваться и обязательно понимать, что быстро работающие решения могут нести в себе достаточно серьёзные риски.
Нужно действительно профессионально управлять своим регионом как большим проектом. Не как вотчиной, где, как ты решил, так и будет. Применение проектного подхода – чему и учат руководителей регионов в «школе губернаторов» – начинается с оценки возможностей, приоритетов, плюсов и минусов, разных вариантов развития событий. Это наиболее правильный подход, потому что так можно увидеть те возможности, которые на первый взгляд не видны. Надеюсь, у губернаторов это получится.
Михаил ВИКТОРОВ
Президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования
Переход на цифру во многих субъектах Российской Федерации, конечно, очень сильно зависит от степени участия первого лица – руководителя региона. Сегодня для глав регионов даже просто необходимость погружения в эту тематику очень важна, поскольку ресурсы, прежде всего денежные, всегда ограничены.
Важно грамотно расставить приоритеты по финансированию – государственные информационные системы обеспечения государственной деятельности (ГИСОГД), степень её заполнения. Порой это не вопрос денег – есть обкатанные формы, подрядчики, которые сделали это в десятках регионов. Но политическая и организационная воля, когда разные ведомства региона должны действовать синхронно, с учётом изменения информации, ее заполнять, зависит исключительно от главы региона.
Следующий важный момент, на котором необходимо сфокусироваться главам – переход самих заказчиков на применение технологий информационного моделирования. С 1 января 2022 года вся документация строительных проектов, реализуемых с бюджетным участием, должна быть выполнена с применением технологий информационного моделирования. Это качественно важный шаг вперед всей строительной отрасли. Потому что пока, начиная с Москвы и заканчивая дальними регионами, сегодня повсеместно отмечается низкое качество проектной документации. При этом потребность в качественном строительстве неизменно растет. Именно губернатор должен быть заинтересован в качестве этой документации, поскольку удорожание строительства за последние два-три-четыре года – это не только материалы. Это и многочисленные ошибки в проектировании, которые приходится исправлять. Как результат появляются дополнительные соглашения к тем или иным контрактам, увеличение сроков – а это всё бюджетные деньги. Оценить необходимость, расставить приоритеты, подготовить людей, заставить в какой-то степени, направить, найти ресурсы на обучение, на оборудование рабочих мест – всё это зависит от организационной воли первого лица. В ряде случаев эффект достаточно быстрый, через год-два видна та экономия и более чёткая работа с меньшими ошибками. Субъект федерации в итоге получает самое главное – достроенные объекты, хорошие темпы стройки, хорошую дисциплину, в том числе и в части генподрядных и подрядных организаций.
Александр АСАФОВ
Политолог, журналист, политический эксперт. Автор проекта «Политические и электоральные процессы простыми словами»
Казалось бы, достаточно сложная для высших должностных лиц избирательная кампания по выборам депутатов Госдумы восьмого созыва уже позади, как и ряд кампаний губернаторских, и можно выдохнуть. Но, тем не менее, уже сейчас идёт вёрстка следующей выборов, которые запланированы на 2022 год. Эти кампании коснутся и некоторого количества губернаторов. Пока эта цифра открыта.
Каждый день осени мы видели изменения, предугадывали отставки, которые не заставили себя ждать. За последний месяц произошло несколько отставок. Например, был снят с поста главы Ярославской области Дмитрий Миронов. И, возможно, это ещё не все новости.
Так, весьма устойчива гипотеза о том, что Валентин Коновалов, руководитель Хакассии, может сменить своё место работы.
Кроме того, в Госдуме лежит закон о региональной власти, который тоже внесёт ряд изменений в деятельность губернаторов, и это тоже может привести к досрочным выборам в ряде регионов. Не стоит забывать, что в стране постоянно идут выборы другого уровня – в местные парламенты, муниципалитеты. Кстати, в Москве муниципальные выборы состоятся в следующем году. Так что по части выборов успокаиваться губернаторам не приходится.
Но основной вызов для глав регионов сейчас – не выборы. Те кадровые изменения, которые мы сейчас наблюдаем, не связаны с эффективностью прошедших кампаний. Обобщая имеющийся опыт, можно сделать вывод, что последствия связаны с коронавирусом и его четвёртой волной как угрозой №1. Насколько регионы готовы к осеннему обострению, какова эпидемиологическая ситуация, что с вакцинацией, какие можно сделать выводы из ранее принятых мер, насколько они эффективны? Именно это во многом влияет на жизнь после выборов. Считаю, что отставки и назначения связаны в первую очередь с этими критериями.
Мы видим, что уже традиционно основные решения по введению мер, оказанию помощи, реформе местного здравоохранения – всё это ложится на плечи губернаторов, поэтому для них это сегодня основной вызов и главный KPI.
И хотя KPI в целом гораздо шире, в нём перечисляются различные нормы и прочие показатели, но в ситуации, которую мы все сегодня переживаем, защита здоровья и жизни людей, улучшение показателей по вакцинации без нанесения ущерба экономике – это основное в деятельности губернаторов. И не важно – губернаторы ли это новой волны, многим из которых в этом электоральном году либо переизбираться, либо уходить, или же все остальные.
Поэтому меры поддержки бизнеса, здравоохранения, меры стимуляции вакцинации, так, как это происходит в Москве, например, ограничительные меры – это всё истории ещё и про весну, именно это время года, по мнению опытных медиков, представляет большую угрозу, чем осень.
Конечно, из осенней ситуации будут сделаны выводы, и они могут быть очень резкими, поскольку, если губернатор не справится с осенней волной, то, очевидно, с весенней волной должен справляться кто-то другой.
Сергей МАРКЕЛОВ
Политтехнолог, политический советник, директор Коммуникационного агентства «МаркеловГрупп»
Как всегда, по итогам мощного политического напряжения системы, больших выборов, губернаторы условно разделилась на три направления (в зависимости от достигнутых ими результатов).
Первое – губернаторы, которые вписались в скорость и задачи кампании, их – большинство. Они поняли федеральные установки, сделали всё, как надо, уловили вертикали напряжения, не поленились и сделали всё, что можно, с использованием своих административных, информационных, финансовых и прочих ресурсов.
Второе направление – губернаторы, которые оказались в двойственной ситуации: у них вроде что-то получилось, но не получился максимум, которого можно было достичь. Они, возможно, понадеялись на свою региональную вертикаль, отдали ей избыточные полномочия или понадеялись на политические элиты территории, а в итоге получили неполный результат.
И третье направление – это губернаторы, которые совсем не справились с ситуацией. Конечно, жизнь у них сейчас тяжёлая, мы это уже видим. Это губернаторы, которые в силу разных обстоятельств оказались «лентяями» в прошедшей кампании. Называю их так условно. Не обязательно ничего не делали, может быть, не знали, что делать, или не могли; может, завязли в региональных конфликтах и не почувствовали спинным мозгом всё напряжение кампании, которое нужно было бы выдать. Поэтому не случились результаты. Мы уже знаем этих губернаторов: например, ярославский Миронов показал один из худших результатов по России. Понятно, что президент не может наказать его, как представителя своей «гвардии». Но замена произошла, хоть всё и было обставлено красиво. В таком же свете представляются истории с губернатором Хакасии, Рязань у нас подвисает, Тамбов.
В эти дни вся система в целом будет пожинать плоды выборных результатов. Они, безусловно, скажутся и на психологической возможности губернаторов лоббировать интересы своего региона в правительстве. Выводы, хоть и косвенные, будут сделаны, а где-то будут сделаны и прямые выводы. Некоторым губернаторам надо бы заново передоговориться с федеральным центром, объясняя логику результатов и осознав, какие дивиденды за хороший результат можно получить.
А в голове главы регионов уже держат следующий сезон. Москва политическая уже приходит в движение по поводу муниципальных выборов депутатов. Но и в регионах, где предстоят различные, в том числе крупные, кампании, электоральные процессы тоже уже начались.
Первая группа рейтинга
Сергей Собянин (город федерального значения Москва) в обозреваемый период исправно подпитывал федеральную повестку, выступая в роли и субъекта, и объекта политических процессов до сентябрьских выборов, во время них и после.
В преддверии выборов столичный градоначальник обнародовал «Список Собянина» – имена кандидатов в депутаты Госдумы, им поддерживаемых. По мнению некоторых экспертов, это был достаточно рискованный публичный шаг, так как даже гипотетический тотальный административный контроль за выборами не гарантирует от неожиданностей, и проигрыш даже одного кандидата из его списка – существенный ущерб для имиджа градоначальника. Но кандидаты Сергея Собянина одержали верх во всех округах Москвы.
В этой связи наблюдатели не могли не отметить конфликт вокруг дистанционного электронного голосования (ДЭГ), применённого в столице по инициативе Сергея Собянина. По замыслу организаторов, эта форма голосования должна была позитивно сказаться на явке избирателей, привлечённых удобством волеизъявления. Применение ДЭГ признано властями успешным, чего не скажешь об оппонентах мэрии. Ряд экспертов озвучили факты принуждения работников предприятий и организаций голосовать через портал мэрии. На федеральный уровень вышел и конфликт вокруг подведения итогов ДЭГ в столице, в частности, версия об отъёме голосов с использованием технологии блокчейна у неугодных для мэрии кандидатов и их передаче «единороссам», благодаря чему ни один оппонент власти в Москве мандата не получил. А юристов КПРФ, пытавшихся подать иски о непризнании в Москве результатов ДЭГ, полиция якобы не выпустила из здания. Эксперты отметили, что Сергей Собянин благоразумно дистанцировался от этого конфликта.
Зато, подчёркивают эксперты, градоначальник привычно оседлал уже обкатанную им тему борьбы с коронавирусом. Он заявил об открытии пунктов массового экспресс-тестирования, сообщил о розыгрыше квартир среди вакцинированных и объявил о новых ограничительных мерах в Москве (в том числе домашний режим для москвичей 60+), которые не коснутся переболевших и вакцинированных.
Позитивно было оценено экспертами заявление градоначальника о том, что в условиях пандемии можно было ожидать провала бюджета столицы, однако его исполнение в основном даже лучше показателей 2019 года. Сергей Собянин, что также закономерно вызвало положительные оценки, объявил об увеличении в мегаполисе минимальной пенсии и индексации всех социальных пособий в следующем году. По мнению наблюдателей, глава города, также выигрышно для своего имиджа, посетил пострадавшего в драке в метро Романа Ковалева и поручил руководству столичного метрополитена выделить тому 2 миллиона рублей.
Что касается политического будущего Сергея Собянина, то в его фундамент в исследуемый период был заложен увесистый камень. Внесённый в Госдуму законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» открывает (в случае принятия) дорогу Сергею Собянину к третьему сроку полномочий градоначальника. В документе содержатся и другие новации (в частности, именование губернаторов только «главами субъектов», возможность выносить им выговоры и временно отстранять от работы и др.), но эксперты считают, что главное в этом документе – именно «обнуление» губернаторов, что рассчитано преимущественно на «тяжеловесов», в том числе и Сергея Собянина.
Пролонгировавший свои полномочия Алексей Дюмин (Тульская область), набрав в ходе голосования 83,6% голосов, подтвердил прогнозы экспертов «Национального рейтинга», предрекавших ему максимально комфортное избрание даже без активации административного ресурса. Его ближайший конкурент, представлявший КПРФ Владимир Исаков, получил 10% голосов. Наблюдатели убеждены, что серьёзные политические игроки решили не участвовать в заведомо проигрышной для них кампании, и в Тульской области по сути состоялись выборы референдумного типа.
Эксперты отнеслись с большим вниманием к тому факту, что губернатор накануне выборов обсуждал с Владимиром Путиным программу развития Тульской области на 2021-2026 годы. Этот явный знак благоволения Кремля к Алексею Дюмину дополнительно упрочил его имидж. В ходе рабочей встречи в режиме видеоконференции президент указал губернатору на главные болевые точки региона – экологическая обстановка (в т. ч. чернобыльский след) и аварийное жильё. Многие эксперты удовлетворены возросшим в последние годы уровнем жилищного строительства и благоустройства в области – облик Тулы и других городов значительно изменился. Что, как считают наблюдатели, для Алексея Дюмина особых трудностей не представляло, учитывая безотказное финансирование федеральным центром проектов губернатора и его умение приводить в регион значимых инвесторов.
Однако и тщательно отстроенная губернатором вертикаль власти в регионе может порой дать сбой, как это случилось с вышедшим на федеральный уровень скандалом с «прививочным» судебным разбирательством. 18 работников предприятия «Щегловский вал» (дочернее производство АО «КБП», входящего в ГК «Ростех») подали иски в суд, требуя признать незаконным их отстранение от работы из-за отказа вакцинироваться от коронавируса (в области введена обязательная вакцинация, в том числе и работников системообразующих предприятий). Суд встал на сторону работодателя, но наблюдатели сочли этот конфликт тревожным для авторитета власти прецедентом.
Алексей Дюмин улучшает своё положение в «Национальном рейтинге». Свою роль в этом сыграло и то обстоятельство, что оступились некоторые из его соседей по таблице исследования.
Айсен Николаев [Республика Саха (Якутия)] несколько ослабил свои позиции среди коллег по губернаторскому корпусу, однако по-прежнему занимает высокое место в «Национальном рейтинге».
Эксперты отмечают ряд концептуальных заявлений и резонансных предложений Айсена Николаева, выходящих далеко за рамки республиканской проблематики. В частности, позитивно отмечены усилия главы Якутии по устранению нормативно-правовых коллизий в организации транспортного сообщения и выработке общих правил, без которых невозможно не то, чтобы реализовать, но и выстроить эффективную транспортную стратегию страны. Выступая на заседании президиума Госсовета, глава Якутии предложил к 2030 году обеспечить круглогодичное автомобильное движение по всем автомобильным дорогам страны. При этом Айсен Николаев напомнил, что три федеральные автодороги Якутии – «Лена», «Колыма» и «Вилюй» – не могут нормально функционировать 5 месяцев в году из-за отсутствия мостовых переходов через реки Лена, Вилюй и Алдан. Также глава Якутии отметил важность развития малой авиации для обеспечения транспортной связанности с приполярными и арктическими территориями.
Отмечается последовательная работа по развитию районов Якутии, входящих в Арктическую зону Российской Федерации. Здесь внимание аналитиков привлекло открытие двух транспортно-логистических центров, что привело к снижению цен в 2-3 раза на различные, прежде всего – продовольственные товары. В будущем году планируется открытие ещё четырёх таких центров, которые также должны оказать свое позитивное влияние на развитие арктических районов Якутии.
Другое резонансное предложение Айсена Николаева прозвучало на Петербургском газовом международном форуме. Речь идёт о создании «Восточного газового пути», который должен объединить 11 регионов ДФО и СФО, сократить время доставки грузов до Западной Якутии, оптимизировать затраты и уменьшить вред экологии. Достичь этого предлагается, в частности, за счёт активного использования здесь газомоторного топлива и создания сети газозаправочных станций во всех этих регионах.
Традиционно большое внимание руководство республики уделяет стандартам охраны окружающей среды. В этой связи наблюдатели отметили запуск в поселке Улахан-Кюель электростанции, использующей не только дизельное топливо, но и солнечную энергию.
Заметен был глава республики и на Восточном экономическом форуме. Он заявил, что экономика региона полностью восстановилась, в 2021 году ВРП достигнет 108,5 процента от уровня прошлого года. Якутия сохраняет высокую инвестиционную привлекательность, доказательством чего стало подписанное на форуме 41 соглашение о долгосрочных социально-экономических проектах, общая сумма заявленных инвестиций по которым – около 25 миллиардов рублей.
Особое значение имело соглашение, заключенное Росавиацией и авиакомпаниями «Якутия» и «АЛРОСА». В результате жители получили возможность приобретать авиабилеты на наиболее популярные направления по льготному тарифу.
Также эксперты высоко оценили указ Айсена Николаева о развитии Якутска до 2032 года.
Наблюдатели подчёркивают, что масштабная борьба с коронавирусом в Якутии не оставила без внимания граждан, страдающих от других болезней. Так, на базе Амгинской ЦРБ открылся Центр амбулаторной онкологической помощи. Также подписано соглашение между министерством труда и социального развития Якутии и благотворительным фондом «Старость в радость», в рамках которого в республике будет внедрена система долговременного ухода для пожилых и людей с ограниченными возможностями.
Вместе с тем, рост заболеваемости якутян новой коронавирусной инфекцией вынуждает власти республики принимать различные, в том числе и кадровые, решения, направленные на стабилизацию ситуации. Помимо введения с 1 ноября системы QR-кодов для посещения общественных мест, глава Якутии отправил в отставку министра здравоохранения.
Основной причиной некоторого ослабления позиций главы Якутии Айсена Николаева эксперты называют результаты прошедших выборов депутатов Государственной Думы: в Якутии «Единая Россия» уступила пальму первенства представителям КПРФ. По оценкам аналитиков, одной из главных причин этого стала слабая работа внутриполитического блока властей республики. Реакция главы региона не заставила себя ждать. В отставку отправлены руководители департаментов внутренней и информационной политики, а также департамента местного самоуправления, ожидается отставка руководителя администрации главы Республики Саха (Якутия), отвечающего за реализацию внутренней политики. Оставили своё место работы главы Мирнинского и Алданского районов Якутии, где потери «партии власти» в минувшем электоральном цикле были весьма значительны. Кроме того, оставили свои должности министр по делам молодежи, а также министр образования и науки. По заявлению Айсена Николаева, планомерная работа по оптимизации кадрового состава чиновников в республиканских органах власти будет продолжена.
Выборы в Законодательное собрание города федерального значения Санкт-Петербург и кампания по выборам депутатов Госдумы в Северной столице запомнятся экспертам по количеству разного рода скандалов. Глава Северной столицы Александр Беглов был вынужден регулярно оправдываться.
Тон задала глава Центризбиркома, в начале сентября подвергшая критике городской избирком за «непонятные рокировки» – переход сразу нескольких членов участковых комиссий из района в район. Элла Памфилова заявила, что привлечёт к проверке Генпрокуратуру. И своё слово сдержала, правда, уже после ЕДГ – ЦИК направил в СКР и Генпрокуратуру свидетельства о многочисленных нарушениях на прошедших в Санкт-Петербурге выборах, а за их организацию и проведение глава ЦИКа поставила горизбиркому оценку «неудовлетворительно».
Эксперты не припомнят случая, когда руководитель ЦИКа предъявлял обвинения в нарушениях по сути второму лицу в системе исполнительной власти субъекта Федерации. В данном случае претензии Эллы Памфиловой адресовались вице-губернатору (на тот момент) Александру Бельскому, допустившему, по её мнению, конфликт интересов: курируя внутреннюю политику, он параллельно сам являлся кандидатом в депутаты ЗАКСа, избрался и в итоге стал спикером. В качестве примера нарушений привела руководитель ЦИКа и эпизод с «кейсом Вишневских»: два самовыдвиженца с такими же фамилиями, как у популярного депутата Заксобрания и кандидата от «Яблока», лишили «настоящего» Вишневского, по разным оценкам, примерно тысячи голосов, в результате чего он выборы в Госдуму проиграл.
Эксперты обратили особое внимание на сюжет с кандидатом в Заксобрание Петербурга от «Справедливой России — Патриотов — За правду!» Ольгой Галкиной. Она значительно опережала своего ближайшего конкурента незадолго до закрытия участков, но при подсчёте голосов ситуация изменилась, когда стали приезжать с протоколами «опоздавшие» председатели УИК – кандидат убеждена, что за те многие часы, пока эти люди добирались до горизбиркома, в протоколы были внесены изменения. Ольга Галкина выборы проиграла, вышла в одиночный пикет к зданию горизбиркома с протестом и была задержана полицией.
Безусловно, считают эксперты, претензии к выборам в Питере не могли не отразиться на имидже Александра Беглова. Впрочем, имела место и другая экспертная оценка: сентябрьские выборы в Санкт-Петербурге доказывают демократичность города, административный ресурс, если и задействовался, то «в меру», все политические силы смогли проявить себя, и в Заксобрании нового созыва будет шесть фракций, чего нет в других регионах.
Как считают некоторые эксперты «Национального рейтинга», губернатор Северной столицы понимает, что у федерального центра копятся к нему вопросы, в том числе и в связи с прошедшими выборами, а социально-экономическая ситуация в Питере радужна только в комментариях градоначальника. Основной болевой точкой продолжает оставаться коронавирус. С 1 ноября в связи с резким ростом заболеваемости вводится обязательное наличие QR-кода для посещения мероприятий и общественных мест. Специалисты прогнозируют банкротства предприятий малого и среднего бизнеса. Финансовые потери не минуют и городскую казну. Однако Александр Беглов источает оптимизм и заявляет, что к 2024 году доходы бюджета Санкт-Петербурга превысят 1 триллион рублей.
Позитивные результаты в экономике достигаются в основном за счёт федеральной помощи и инвесторов. Так, президент поручил выделить Санкт-Петербургу инфраструктурный кредит на обновление городского электрического транспорта. Компания Hyundai WIA Corporation открыла в промзоне на севере Санкт-Петербурга завод по производству автомобильных двигателей. Журнал GQ назвал Санкт-Петербург лучшим туристическим городом в России, что с удовольствием прокомментировал сам градоначальник, заявивший, что награда заслужена. Правда, он не упомянул о том, что туристскую отрасль в силу эпидситуации снова ждут нелёгкие времена.