рейтинг японских мультфильмов топ лучших
20 классных японских мультфильмов — они понравятся и детям, и взрослым
Японские мультики, как и европейские, часто недооценивают. Они кажутся одинаковыми и скучными. Для тех, кто никогда их не смотрел. В японской анимации полно своих шедевров (и не только Хаяо Миядзаки). Вот 20 лучших аниме по версии пользователей «КиноПоиска», которые отлично подойдут для семейного просмотра.
1. Унесённые призраками (2001)
Пожалуй, самый известный мультфильм Хаяо Миядзаки, который к тому же получил «Оскар». А «Оскаров» у Миядзаки всего лишь два — один за «Унесённые призраками», а второй за вклад в кинематограф. По сюжету, во время переезда родители Тихиро сбиваются с пути и попадают в безлюдную деревеньку. А когда наступает вечер, на улицах появляются странные существа, дорога обратно исчезает и родители девочки превращаются в свиней. Тихиро приходится приспосабливаться к жизни в волшебном мире, полном опасностей, чтобы найти способ снять проклятие с отца и матери и вернуться домой.
«Унесённые призраками» — самый кассовый фильм в Японии. Кстати, дословно название фильма переводится как «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро», а «Унесённые призраками» придумали западные прокатчики. По изначальному замыслу Хаяо Миядзаки фильм должен был идти больше трёх часов (его пришлось изрядно сокращать).
2. Твоё имя (2016)
Мультфильм начинается со знакомства с главными героями Таки Татибаной и Мицухой Миямидзу. Однажды они просыпаются с чувством потери чего-то важного для них и не могут вспомнить, что делали вчера. Таки живёт в Токио, а Мицуха — в сельской местности. Они не знают друг друга, но их души крепко связаны. Настолько крепко, что они периодически меняются телами. Мультфильм вышел совсем недавно — в 2016 году, а снял его японский мультипликатор Макото Синкай, автор «5 сантиметров в секунду» (о нём будет ниже).
3. Шёпот сердца (1995)
Сидзуку Цукисиме — школьница, которая всё свободное время проводит в библиотеке. Однако какую бы книгу девочка ни взяла, в каждом формуляре она встречает имя Сэйдзи Амасавы. А потом понимает: он — её первая любовь. Кстати, Ёко Хонна, которая озвучивала Сидзуку, во время работы над фильмом была ровесницей своей героини.
Это первый фильм в истории Studio Ghibli, где использовалась компьютерная графика, а ещё единственная режиссёрская работа японского аниматора Ёсифуми Кондо. Через три года после премьеры он умер. А до этого он участвовал в создании мультфильмов «Могила светлячков» и «Принцесса Мононоке».
4. Ходячий замок (2004)
Ещё один шедевр Хаяо Миядзаки по мотивам сказочного романа английского писателя Дианы Уинн Джонс. Действие происходит в параллельном мире Европы конца XIX века, где магия идёт рука об руку с развитием технологий. Жизнь шляпницы Софи меняется, когда в окрестностях города появляется ходячий замок волшебника Хаула. Он спасает девушку от приставаний, и она влюбляется в него. Но прогулка с Хаулом лишает Софи красоты и молодости.
Кстати, прообраз замка Хаула — русская избушка на курьих ножках. А ещё, по словам режиссёра, «Ходячий замок» — это первый анимационный фильм для пожилых людей (а вы думали только для детей?).
5. Форма голоса (2016)
Сёи Исиды — школьный хулиган, вместе со своими друзьями он издевается над глухой одноклассницей Сёко Нисимией. Но когда об этом узнают взрослые, он сам становится жертвой травли. В этом мультфильме всё: дружба и предательство, эмпатия и жестокость, мысли о суициде и первая любовь. Вот только как рассказать о ней, если у тебя нет голоса? Это правда очень трогательная картина от японского аниматора-женщины Наоко Ямады. А ещё тут отличный саундтрек — «My Generation» группы The Who.
6. Небесный замок Лапута (1986)
В руках девочки по имени Сита — Летающий Камень. И конечно же, за ним охотятся агенты правительства и пираты. Сита скрывается от преследователей и встречает своего ровесника Падзу. Вместе они узнают, что Камень — ключ к таинственному летающему острову Лапуте. Кстати, имя «Сита» и несколько легенд Хаяо Миядзаки позаимствовал из индийского фольклора. А само слово «Лапута» — из «приключений Гулливера» Джонатана Свифта.
7. Мой сосед Тоторо (1988)
Да-да, снова Миядзаки. Дружная семья с двумя дочками — Сацуки и Мэй — переезжает в деревню. И всё бы хорошо, вот только мама попадает в больницу. Непоседливая Мэй, младшая из сестёр, грустит, но вскоре знакомится с гигантским добряком Тоторо — хранителем леса, который живёт неподалёку. Тоторо помогает Мэй и Сацуки навестить маму в больнице.
В «Тоторо» можно заметить мотивы из автобиографии Миядзаки: например, долгую болезнь матери туберкулёзом. Фильм прошёл не слишком хорошо в японском кинопрокате. Полностью окупиться картина смогла лишь через два года, когда плюшевый Тоторо попал на прилавки магазинов и покорил всех детей и взрослых.
8. Могила светлячков (1988)
Тяжёлая картина Исао Такахаты (который вместе с Хаяо Миядзаки основал Studio Ghibli) про подростка Сэйта и его маленькую сестру: дети остаются без матери в последние месяцы Второй мировой войны. Фильм снят по одноимённой книге японского писателя Акиюки Носаки и основан на реальных событиях.
9. Принцесса Мононоке (1997)
10. Навсикая из долины ветров (1984)
На Земле — экологическая катастрофа. Тем, кто остался в живых, приходится жить в тени Леса и его чудовищных насекомых. На развалинах прежних государств образовались несколько новых. Одно из них — Мирная долина ветров. Во главе Долины — мудрый и добрый правитель с дочерью Навсикаей — необычной девочкой, которая с лёгкостью общается с гигантскими насекомыми. Но идиллия в Долине длится недолго: начинается война с соседями. Кстати, имя «Навсикая» Миядзаки взял у принцессы из «Одиссеи» Гомера. А увлечение героини — из древней японской легенды о «благородной деве, которая любила насекомых».
11. Сказание о принцессе Кагуя (2013)
Первая после длинного (больше десяти лет) перерыва работа сооснователя Studio Ghibli Исао Такахаты. В основе сюжета — японская народная сказка «Повесть о старике Такэтори». Старик зарабатывает на жизнь продажей бамбука и однажды находит в лесу принцессу по имени Кагуя — крошечную девочку размером с палец.
12. Дитя чудовища (2015)
Оценка — 8.090/10
Мальчик Киюта теряется в Токио и попадает в альтернативную вселенную. Там он знакомится с человеком-медведем по имени Куматэцу. Куматэцу учит мальчика боевым искусствам. Мамору Хосада вообще всегда поднимает какую-то семейную тему в мультфильмах. В «Дитя чудовищ» это, например, тема отцовства.
13. Ведьмина служба доставки (1989)
Оценка — 8.043/10
И вновь Миядзаки. Главная героиня 13-летняя ведьма Кики должна прожить некоторое время в обществе людей. Вместе с котом Зизи девочка едет в город. А там знакомится с пекарем, который помогает ей организовать Экстренную службу доставки.
Сначала Хаяо Миядзаки планировал, что «Служба доставки Кики» будет длиться 60 минут, но в процессе работы пришлось сильно увеличить хронометраж — до 102 минут. При создании этого мультика использовали 462 цвета и 67 317 (!) нарисованных вручную кадра.
14. Босоногий Гэн (1983)
Оценка — 7.997/10
Тяжёлое аниме об атомной войне по автобиографической манге Накадзавы Кэйдзи. В основе сюжета — жизнь шестилетнего Гэна и его семьи до и после атомной бомбардировки Хиросимы в 1945 году.
15. Волчьи дети Амэ и Юки (2012)
Оценка — 7.982/10
Трогательный семейный фильм про родительство, воспитание и социализацию детей от Мамору Хосады. Девятнадцатилетняя студентка Хана влюбляется в юношу-волка. Вскоре у них рождаются девочка Юки и её младший брат Амэ. Но отец-волк умирает, и Хане приходится самой растить детей. Причём без чьей-либо помощи: нельзя, чтобы социальные службы узнали о происхождении Юки и Амэ. Семье приходится переехать в деревню. Кстати, Хосода основал студию Chizu специально ради того, чтобы создать эту картину.
16. Девочка, покорившая время (2006)
Макото Конно 17 лет. Она обычная школьница: получает двойки за контрольные, любит играть в бейсбол, часто опаздывает на уроки и понятия не имеет, кем хочет стать. Но однажды девочка получает способность перемещаться во времени — и её жизнь полностью меняется. И это одна из самых известных работ Мамору Хосоды (мы его тут несколько раз уже упоминали). Кстати, следующая работа режиссёра запланирована на весну 2018 года: «Мираи» будет посвящён отношениям братьев и сестёр.
17. 5 сантиметров в секунду (2007)
Изначально Макото Синкай планировал снять десять пятиминутных историй, не связанных общим сюжетом. А в итоге получился полнометражный фильм, который охватывает более десяти лет жизни главного героя Такаки Тоно. Когда будете смотреть, обратите внимание, что там есть привет от Хаяо Миядзаки — Котобус из «Тоторо» в виде магнитика.
18. Призрак в доспехах (1995)
Действие происходит в 2029 году. Границы между государствами стёрты, повсюду компьютерные сети и кибер-технологии. Девятый отдел министерства общественной безопасности получает задание найти и остановить хакера по кличке Кукловод. «Призрак в доспехах» — один из первых аниме, где очень много компьютерной графики и с помощью компьютера дорабатывают кадры, нарисованные вручную. А весной 2017 года вышел ремейк — одноимённый фильм со Скарлетт Йоханссон в главной роли.
19. Конец Евангелиона (1997)
Заключительная четвёртая часть серии популярных японских аниме «Евангелион». После глобальных катастроф Земля превратилась в груду развалин. Большинство людей было уничтожено, а те, кто выжил, теперь строят новую цивилизацию. Внимание: этот фильм не для детей, а для вас. И сначала стоит посмотреть первую часть «Евангелион» (если не видели). Кстати, фильм скорее для взрослых — рейтинг у него 18+.
20. Ветер крепчает (2013)
Дзиро мечтает стать лётчиком и обогнать ветер. Вот только этой мечте не суждено сбыться: он с рождения плохо видит. Дзиро начинает придумывать идеальный самолёт и через некоторое время становится одним из лучших авиаконструкторов мира.
Два года назад Хаяо Миядзаки сказал, что «Ветер крепчает» станет его последней полнометражной работой. Но два года назад режиссёр решил снять ещё один (и снова последний) мультфильм «Гусеница Боро» — ради своего внука. Правда, вряд ли стоит планировать поход в кино: на создание мультфильма может уйти пять лет.
На обложке: кадр из мультфильма «Унесённые призраками»
9 лучших аниме Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки — добрый сказочник-аниматор. Все созданные им аниме наполнены добром и волшебством. Очень старательно нарисованы и продуманы. Его персонажам искренне сопереживаешь. Все ленты подходят для всех, хотя чаще всего, по задумке автора, возраст аудитории мультфильма совпадал с возрастом ее главных героев. Почти во всех его аниме есть вода, ветер и те или иные летающие аппараты. Отец Хаяо был директором фабрики, которая делала детали для самолетов и то, что он постоянно находился рядом с ними, развилось в огромное его увлечение авиацией.
Навсикая из долины ветров
Кадр: Studio Ghibli
Эта лента считается первым аниме студии Гибли, хотя была создана немного раньше официального ее основания. И это второй полнометражный мультфильм Хаяо Миядзаки. Он снял его по манге, которую сам придумал и сам рисовал. Можно сказать, что это то самое аниме, которое задаст тон всем остальным его работам. В нем есть самолеты, баланс сил в природе и подняты важные вопросы об экологии. Сюжет мультфильма разворачивается в мире, где тысяча лет прошла с окончания страшной войны — «семи дней огня», в мире, который покрыт огромным лесом и где люди стремятся жить в гармонии с природой.
Небесный замок Лапута
Кадр: Studio Ghibli
Огромный летающий остров Лапута — старинная легенда, которую никто никогда не видел. Найти который можно только тому, у кого есть кристалл Летающего камня. Сита — девочка-подросток, потомок владельцев Лапуты. И у нее есть этот самый кристалл. Кто только не охотится на Ситу, чтобы завладеть Лапутой, на которой есть и богатства, и страшное оружие…
Кадр: Studio Ghibli
Тоторо — дух-хранитель леса, большое и милейшее существо, которое подружится с двумя маленькими девочками. И будет помогать им и заботиться о них. Вместе с Тоторо в этом мире существует еще котобус, маленькие духи леса и сусуватари — черные чернушки. Чернушки потом еще появятся в аниме «Унесенные призраками». Эта лента сделала студию Гибли прибыльной, а Тоторо стал ее символом. Огромный дух-хранитель очень полюбился людям. А покататься на котобусе с мышами-габаритами — мечта всех детей и редакторов Титра.
Ведьмина служба доставки
Кадр: Studio Ghibli
Тринадцатилетняя ведьма Кики, по традиции, должна пройти годовую стажировку, в городе, где никто ее не знает. Но Кики умеет только летать на метле, и то не так уж хорошо. Миядзаки сталкивает девочку с вопросами взросления, поиска своего места в жизни, одиночества, принятия мира и принятия миром. А еще у Кики будет друг — мальчик, бредящий самолетами.
Кадр: Studio Ghibli
Алый Свин — летчик-ас, участник первой мировой войны, разочаровался в людях до такой степени, что частично превратился в свинью. Он летает на своем самолете где-то на Адриатике и охотится на воздушных пиратов, грабящих торговые суда и яхты. А на него охотится другой ас. Возможно для создания образа Порко Россо автор опирался на реально существовавшего аса первой мировой — Красного барона, летчика, на счету которого более восьмидесяти побед в бою.
Кадр: Studio Ghibli
Десятилетняя девочка Тихиро переезжает с родителями в новый город, они идут гулять, сворачивают не на ту тропку и попадают в волшебный мир. В мир, куда боги приходят отдыхать. В мир, где колдунья Юбаба управляет банями-купальнями и ресторанами, а людей превращает в свиней. Красивое аниме, с бескрайней водой, богами, духами, чернушками сусуватари. Лента, в которой воспитывается характер Тихиро.
Кадр: Studio Ghibli
По словам Миядзаки, прообразом замка стала наша «избушка на курьих ножках». Но замок огромен, хаотичен и как будто скроен из сотни разных объектов. А еще он меняется по ходу фильма. Завораживающий своей красотой мультфильм про шляпницу Софию, у которой злая Ведьма Пустоши отняла красоту и молодость.
Рыбка Поньо на утесе
Кадр: Studio Ghibli
Мультфильм про дружбу пятилетнего мальчика и рыбки Поньо, дочки колдуна и морской богини. Поньо влюбляется в Сооске и теперь мечтает превратиться в человека. Это аниме — особое прочтение сказки про русалочку. Доброе и очень красивое.
Кадр: Studio Ghibli
Прощальная лента Хаяо Миядзаки посвящена страсти всей его жизни — самолетам. В мультфильме рассказывается о японском конструкторе самолетов Дзиро Хорикоси. О его судьбе, жизни, самолетах, которые он строил. Это грустное и очень светлое аниме, о страсти к делу всей жизни.
А вы знали что «Гибли», название студии Хаяо Миядзаки — одно из названий ветра сирокко?
10 самых кассовых японских полнометражных мультфильмов
Японцы так любят свою анимацию-аниме, что она часто доминирует в национальных чартах, обходя по сборам японские игровые фильмы и на равных соревнуясь с голливудскими хитами
134 миллиона долларов
Кадр из мультфильма «Покемон 2000»
Не пугайтесь – это не двухтысячный фильм из цикла о карманных монстриках. Это всего лишь вторая полнометражная картина эпопеи «Покемон», которая получила свое международное название в честь того, что на Западе ее выпустили в 2000 году. В Японии лента именовалась «Покемон: Явление Луджии». Напомним, что телесериал «Покемон», основанный на одноименном цикле видеоигр, рассказывает о фантастическом мире, в котором дети ловят монстриков и используют их как гладиаторов, пытаясь собрать самую сильную в мире команду покемонов. Кинофильмы «Покемона» повествуют о столкновениях героев с самыми редкими монстриками вроде водяной птицы Луджии. «Покемон 2000» сделал большую часть своих сборов за пределами Японии. Национальный прокат принес всего 44 миллиона долларов.
137 миллионов долларов
Кадр из мультфильма «Ветер крепчает»
Последняя на настоящий момент полнометражная картина японского мэтра Хаяо Миядзаки заметно отличается от большинства его произведений. Это не фантастика и не фэнтези, а романтичный байопик о японском авиаконструкторе Дзиро Хорикоси, который создал знаменитые Mitsubishi A6M Zero – основные японские палубные истребители в годы Второй мировой войны. Миядзаки в «Ветре» настаивает, что Хорикоси не хотел работать над «машинами смерти», но не имел иной возможности развивать японскую авиацию и состязаться с западными конструкторами. Картина вызвала бурную политическую полемику и стала главным японским прокатным хитом 2013 года.
146 миллионов долларов
Кадр из мультфильма «Ариэтти из страны лилипутов»
С тех пор как Хаяо Миядзаки постарел, он пытается уйти на пенсию или хотя бы сократить свое участие в проектах студии Ghibli и передать эстафету новому поколению творцов. Сказочный мультфильм «Ариэтти из страны лилипутов» был создан на студии Ghibli аниматором Хиромасой Йонебаяси под наблюдением Миядзаки и по его сценарию, написанному по мотивам книги британской писательницы Мэри Нортон «Добывайки». Лента рассказывает о мальчике, которой обнаруживает, что под половицами его дома живет семья крошечных человечков. Фильм стал самой успешной японской картиной в национальном прокате 2010 года. Йонебаяси с тех пор покинул Ghibli. Сейчас он рисует сказки на студии Ponoc, открытой выходцами из команды Миядзаки.
159 миллионов долларов
Кадр из мультфильма «Принцесса Мононоке»
Один из главных шедевров Хаяо Миядзаки, «Принцесса Мононоке» была создана в пику критикам, которые упрекали постановщика за то, что он вдохновляется западными сюжетами и отрывается от национальных корней. Действие «Принцессы» развивается в Японии XV века – то есть в период максимальной феодальной раздробленности. Мультфильм рассказывает о яростном противостоянии людей-сталеваров и лесных животных и божеств, в чьи владения люди вгрызаются. До выхода в том же 1997 году «Титаника» картина Миядзаки была самым кассовым фильмом за всю историю японского проката.
164 миллиона долларов
Кадр из мультфильма «Покемон: Фильм первый»
Видеоигры из цикла Pokemon начали выходить в 1996 году. Год спустя появился одноименный мультсериал, а еще через год вышел первый полнометражный мультфильм эпопеи «Покемон». Цикл тогда был на пике международной популярности, и картина вызвала большой интерес не только в Японии, но и в США и в других странах. Несмотря на очень низкие оценки критиков, сборы «Покемон: Фильм первый» в Америке составили 86 миллионов долларов. Общие сборы в 164 миллиона долларов сделали ленту самой успешной на то время картиной, основанной на видеоигре. Рекорд «Фильма первого» был побит в 2001 году, когда вышла «Лара Крофт: Расхитительница гробниц».
183 миллиона долларов
Кадр из мультфильма «Дораэмон: Останься со мной»
Каждый маленький японец мечтает о том, чтобы его лучшим другом был присланный из будущего робот-кот. Странная мечта? Ничего странного. Просто японцы очень любят комиксы и мультфильмы из цикла «Дораэмон», в котором незадачливый школьник получает робота в подарок от своего далекого потомка. Тот надеется, что механический друг поможет парню наладить свою жизнь и это отразится на всех последующих поколениях семьи. В 2014 году история Дораэмона и его владельца была пересказана с самого начала в формате 3D-мультфильма. Лента пользовалась большим успехом, и в национальном прокате 2014 года ее обошли лишь две картины – западный хит «Холодное сердце» и японская военная драма «Вечный ноль».
202 миллиона долларов
Кадр из мультфильма «Рыбка Поньо на утесе»
Из всех фильмов Хаяо Миядзаки его десятая лента «Рыбка Поньо на утесе» – самое «детское» полотно мэтра, рассказывающее о ребятах дошкольного возраста (по российским меркам). Мультфильм вдохновлен «Русалочкой» Андерсена, но это куда более счастливое полотно, чем знаменитая сказка. Лента рассказывает о дружбе маленького мальчика и маленькой русалочки, которая может превращаться в девочку. В создании голливудского дубляжа «Рыбки» участвовали Лиам Нисон, Мэтт Деймон, Кейт Бланшетт и Тина Фэй. Картина заработала в американском прокате 15 миллионов долларов. Прочие сборы ленты были в основном японскими.
235 миллионов долларов
Кадр из мультфильма «Ходячий замок»
Фэнтези-мультфильм Хаяо Миядзаки о волшебнике, который прячется от правителей своей страны, потому что не хочет участвовать в развязанной ими войне, основан на книге британской писательницы Дианы Уинн Джонс. Однако японский мэтр также вдохновлялся своими детскими воспоминаниями о Второй мировой войне и своим негодованием по поводу войны в Ираке. Он полагал, что картину плохо примут в США, и «Замок» действительно заработал в Америке всего 5 миллионов долларов. Однако это не помешало фильму стать одним из самых успешных национальных релизов в истории Японии.
289 миллионов долларов
Кадр из мультфильма «Унесенные призраками»
Самый коммерчески успешный и, возможно, самый лучший мультфильм Хаяо Миядзаки, «Унесенные призраками» не только поставил японский прокатный рекорд, но и удостоился «Оскара» в категории «лучший анимационный фильм» и «Золотого медведя» на кинофестивале в Берлине. Лента рассказала очаровательную сказку о маленькой девочке, которая попадает на курорт для японских духов и божеств. Миядзаки придумал «Унесенных призраками», чтобы японские девочки учились уму-разуму не только по романтическим комиксам, но и по историям о мужестве и упорном труде.
355 миллионов долларов
Кадр из мультфильма «Твое имя»
Главный японский хит прошлого года, «Твое имя» Макото Синкая побил множество национальных прокатных рекордов. Этот успех поразил всех, включая самого режиссера, чьи предыдущие ленты были куда менее прибыльными. Впрочем, Миядзаки тоже не сразу стал грести иены лопатой. Как и Синкай, он начинал с фильмов, которые привлекали лишь критиков и преданных поклонников анимации. Так что 44-летний постановщик идет по стопам мэтра, хотя и не любит, когда их сравнивают. «Твое имя» – это многогранная и мультижанровая романтическая история, которая начинается с того, что старшеклассник из Токио и старшеклассница из провинции внезапно начинают меняться телами и жить жизнью друг друга. Фильм отчасти вдохновлен воспоминаниями Синкая о его переезде в Токио из родного городка в горной префектуре Нагано. Сейчас «Твое имя» – самый кассовый японский фильм за всю историю проката.
Надеемся, вам понравилась наша подборка, а теперь вы можете отметить фильмы, которые смотрели, и рассказать об этом друзьям!