рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

По итогам 2020 года подготовлен рейтинг цифровой трансформации федеральных министерств

Подготовлен рейтинг цифровой трансформации федеральных министерств по итогам 2020 года. Об этом сообщил вице-премьер России Дмитрий Чернышенко, пишет РИА Новости.

Лидерами рейтинга стали Роскомнадзор, Ростехнадзор, Минпромторг, Роспатент, Минсельхоз, ФНС, МЧС и другие ведомства. Средний результат показали Минздрав, Минстрой, Минфин, МВД и ряд других ведомств. Росмолодежь, Росморречфлот, Росархив, Минприроды показали низкий результат.

Оценка деятельности проводилась по исполнению бюджетных обязательств, по реализации задач цифровой трансформации, выполнению ключевых показателей эффективности, а также по срокам и качеству выполнения поручений правительства России руководителями цифровой трансформации.

Где проводите нерабочие дни?

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Лидеры стран «Двадцатки» планируют вакцинировать 70 % мирового населения к середине 2022 года

В Санкт-Петербурге закрыли и опечатали шесть заведений, не соблюдавших ограничительные меры

Туроператоры рассказали, где россияне планируют отмечать Новый год

Российские банки начали поднимать ставки по ипотеке

Врач сообщил, что коронавирус может способствовать появлению «дыр» в стенках лёгких

Правительство России одобрило компенсацию банкам для поддержки предпринимательской деятельности

Российские пловцы завоевали четыре золотые награды на четвёртом этапе Кубка мира в Казани

МЧС призывает псковичей соблюдать правила пожарной безопасности в нерабочие дни

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

© 2001-2021 Сетевое издание «Псковское агентство информации».

Полное использование материалов сайта без письменного согласия редакции запрещено.

При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом «МЕДИАЦЕНТР 60»

Контакты редакции:
Адреc: 180000, Псковская область, г. Псков, ул. Ленина, д.6а
Телефон: (8112) 72-03-40
Телефон/факс: (8112) 72-29-00
—> Email: redactor@informpskov.ru

Источник

Рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Рейтинг региональных руководителей цифровой трансформации по итогам сентября возглавила Липецкая область. На втором месте – Тульская область и Ямало-Ненецкий автономный округ, на третьем – Нижегородская область. Об этом сообщил Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко по итогам совещания с руководителями цифровой трансформации регионов.

Вице-премьер также отметил в группе отличников ещё семь субъектов страны: Томская и Белгородская области, Татарстан, Севастополь, Ульяновская, Тюменская и Сахалинская области.

«Хочу поблагодарить регионы-лидеры по цифровой зрелости. В целом ситуация стала выравниваться, и субъекты активно двигаются вперёд по цифровой трансформации отраслей. Во многом качественный рост обусловлен подготовкой по поручению Президента Владимира Путина стратегий цифровой трансформации. Это помогло систематизировать знания и наладить работу. На данный момент у нас серьёзно отстают только четыре региона. Это Северная Осетия, Забайкальский край, Тамбовская и Магаданская области. Руководителей этих субъектов прошу мобилизоваться и включиться в работу», – сказал Дмитрий Чернышенко.

Дмитрий Чернышенко добавил, что вслед за региональными стратегиями цифровой трансформации, которые по поручению Президента были утверждены до 1 сентября этого года, свои ведомственные планы и проекты цифровой трансформации подготовили более 1,6 тыс. региональных органов исполнительной власти.

На совещании также обсудили цифровую трансформацию предприятий. Как отметил заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин, за счёт мер поддержки в этом году удалось снизить для российских аккредитованных ИТ-компаний страховые взносы с 14 до 7,6%, а также уменьшить налог на прибыль до 3%.

«Это, а также другие меры поддержки позволят к 2030 году увеличить вложения в отечественные решения в сфере ИТ как минимум в четыре раза по сравнению с 2019 годом. Также перед нами стоит задача, чтобы 70% расходов акционерных обществ к 2024 году направлялось на закупку отечественного ПО», – сказал Максим Паршин.

Дмитрий Чернышенко напомнил, что в первый этап цифровой трансформации попадают более 250 госкомпаний. «Первый этап рассчитан на 2021 и 2022 годы. В рамках второго этапа, который стартует в 2023 году, цифровая трансформация затронет почти 600 госкомпаний», – добавил вице-премьер.

Источник

Вице-премьер Чернышенко назвал тройку лидеров цифровой трансформации среди ФОИВов

Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко провел совещание с руководителями цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). В нем также принял участие министр цифрового развития России Максут Шадаев.

На совещание были подведены итоги работы министерств и ведомств за первое полугодие 2021 г. по достижению показателей ведомственных программ цифровой трансформации, а также их кассовое исполнение.

Дмитрий Чернышенко сказал: «Рейтинги руководителей цифровой трансформации показывают нам комплексную картину оценки качества выполнения поручений, реализации ВПЦТ и кассового исполнения. Таким образом, чемпионы показали достойный и, что важно, системный результат. Всем министрам ежемесячно будем направлять письма с указанием топ-3 чиновников, отвечающих за цифру, и перечень самых отстающих. По итогам первого полугодия лучшие результаты продемонстрировали Росаккредитация, ФНС и Минкультуры. В передовиках также Минпромторг, МЧС, Казначейство и ряд других, всего 20 таких ФОИВов. Есть те, кто набрал наименьшее количество баллов».

Заместитель министра цифрового развития Олег Качанов доложил о статусе соблюдения ФОИВами графика перевода госуслуг в электронный вид.

Вице-премьер подчеркнул, что перевод социально значимых госуслуг в цифровой формат должен быть на особом контроле у руководителей ФОИВов, так как эта работа ведется по поручению Президента.

Источник

Рейтинг руководителей цифровой трансформации регионов – промежуточные результаты

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Промежуточные итоги расчёта рейтинга руководителей цифровой трансформации (РЦТ) регионов, с которыми ознакомился D-Russia.ru, таковы – лидируют первый заместитель губернатора Тульской области – председатель правительства Тульской области Валерий Шерин (первое место), заместитель губернатора Курганской области – руководитель аппарата губернатора Курганской области Оксана Куташи (второе место), заместитель губернатора – председателя правительства Севастополя Мария Литовко (третье место).

Максимальный балл рейтинга может составлять 25, у Тульской области он оказался 11,3, у Курганской области – 11, у Севастополя 10,4.

В июле Минцифры попросило региональных РЦТ предоставить данные об их эффективности. Среди показателей, значения которых следует указать при заполнении анкет, – имена ответственных за цифровую трансформацию, кадровая обеспеченность подразделения ЦТ, сведения о прошедших обучение по программам цифровой трансформации в соответствии с федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» и пр. Анкеты должны заполнить все региональные органы исполнительной власти. По итогам заполнения анкеты будет произведён автоматический расчёт баллов для формирования рейтинга региональных РЦТ.

РЦТ оцениваются по следующим, в частности, критериям:

Отметим, что в июне Минцифры разработало и направило в регионы проект Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления субъекта РФ.

Уточняется, что в настоящее время частично или полностью заполнены 87% анкет РОИВ, необходимых для расчёта рейтинга. Всего создано 2,25 тысячи анкет РОИВ для 84 субъектов. Контроль содержания анкет для расчёта показателя «Прохождение командой обучения по ЦТ» будет произведён позже. К баллам по критерию «цифровая зрелость» в дальнейшем может быть применён повышающий коэффициент.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти Промежуточные значения рейтинга ЦТ по регионам

Также известно, что в тройке лидеров РЦТ ФОИВ произошли изменения: лидерами теперь названы Росстат (Григорий Остапенко), МЧС России (Виктор Ничипорчук), Минюст России (Максим Бесхмельницын).

В апреле первым также был Росстат, второе место занял Ространснадзор, третье – МЧС России.

В рейтинге РЦТ ФОИВ оценивается, в частности:

Источник

ИТ в федеральных ведомствах России

В статье содержится рейтинг затрат федеральных госорганов на информационные технологии и связь, а также проводится анализ процесса координации и планов информатизации крупнейших государственных заказчиков ИТ.

Содержание

Цифровая трансформация госуправления (стратегическое направление)

Хронология событий

Минцифры создает суперприложение для чиновников за ₽0,5 млрд

В конце октября 2021 года стало известно об объявленном Минцифры тендере на разработке суперприложения (super app) для чиновников. На реализацию проекта планируется потратить около 487,7 млн рублей. Подробнее здесь.

В рамках цифровой трансформации Минспорта России будет создана единая платформа «Физическая культура и спорт»

1 февраля 2021 года Минспорт России сообщил TAdviser о том, что в соответствии с поручением Президента РФ в 2021 году создаст Единую цифровую платформу ГИС «Физическая культура и спорт» (ГИС ФКиС). Подробнее здесь.

В России начались увольнения руководителей государственной цифровой трансформации

В российских министерствах и ведомствах начались увольнения замруководителей по цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer, CDTO). Они, пишет ТАСС Информационное агентство России со ссылкой на вице-премьера России Дмитрия Чернышенко, не справились с возложенными на них обязанностями, и на их место будут наняты другие специалисты. Об этом стало известно 27 января 2021 года.

Оставить свои посты придется десяти CDTO, а это более 16% от их числа – всего замруководителей по цифровой трансформации на январь 2021 года насчитывается 62. Главной причиной для увольнения стал рейтинг цифровой трансформации ведомств, составленный Правительством России и необходимый для оценки внушительного списка параметров. Среди них – качество подготовки ведомственных программ цифровой трансформации, реализация проектов в сфере искусственного интеллекта (ИИ) и др.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

В течение года коллегами была проделана большая работа, но, к сожалению, есть несколько руководителей, которые получили низкие оценки по всем критериям. … Кто-то уже покинул свой пост, по остальным в кратчайшие сроки будут приняты решения, – сказал Дмитрий Чернышенко. Это сигнал для всей цифровой отрасли, которая активно набирает обороты. Важно помнить, что министерства и региональные органы власти цифровую трансформацию должны начинать с себя, относиться со всей серьезностью к этим вопросам, с учетом того, что они внедряют изменения в отраслях по всей стране, – добавил он.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

По словам российского вице-премьера, лишь 18 федеральных ведомств продемонстрировали высокие показатели в сфере цифровой трансформации. В первую очередь это Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Федеральная налоговая служба (ФНС), Минпромторг, Минсельхоз, а также Роскомнадзор, Роспатент и Ростехнадзор.

Менее выдающихся результатов добились Министерство внутренних дел (МВД), Минфин, Минздрав и Минстрой, а также ряд других ведомств. Наихудшие показатели цифровой трансформации – у Минприроды, Росархива, Росмолодежи и Росморречфлота.

Создан рейтинг цифровой трансформации федеральных министерств

В конце января 2021 года в России создан рейтинг цифровой трансформации федеральных министерств, который оценивает качество подготовки ведомственных программ цифровой трансформации, степень кадровой обеспеченности, успешные проекты в сфере искусственного интеллекта, качество выполнения поручений правительства руководителями цифровой трансформации (РЦТ), а также ряд других показателей. Подробнее здесь.

25 федеральных ведомств утвердили программы цифровой трансформации

К 12 января 2021 года 25 федеральных ведомств утвердили программы цифровой трансформации. Как отмечает портал D-Russia.ru, некоторые из обнародованных документов небрежно отсканированы, там встречаются перевёрнутые таблицы и размытый шрифт. Подробнее здесь.

ВШЭ предлагает уволить 11% чиновников через цифровизацию госуправления

В декабре 2020 года Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) представил доклад с предложениями о масштабной цифровой трансформации государственного управления.

Как пишет РБК со ссылкой на этот документ, внедрение ИТ-систем в госуправление должно сопровождаться в целом сокращением рутинных операций, которые к декабрю 2020 года в федеральных министерствах и ведомствах достигают в среднем порядка 30%. Эксперты ВШЭ предлагают высвободить до 28% штатных единиц (то есть до 6799) относительно их предельной численности (24 505) с учетом сокращения вакансий. По мнению авторов исследования, в центральных аппаратах 52 федеральных органов власти можно «относительно безболезненно высвободить» до 11% работающих госслужащих — около 2267 из 19 973 фактически занятых.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

В НИУ ВШЭ уверены, что цифровизация госуправления и сокращение рутинных операций в госаппарате сами по себе обеспечивают «сглаживание» вертикализации в нем, а «штабные» структуры, обеспеченные данными, способны «охватить любых исполнителей, дотянуться до каждого объекта управления».

По мнению авторов доклада, высвободившиеся госслужащие должны усилить профильные и аналитические функции в центральных аппаратах министерств и ведомств. Исторически сложившаяся численность федеральных органов власти не отвечает ее реальной потребности, отмечают исследователи.

Правительству жизненно необходимо «не пропорциональное сокращение федеральных органов исполнительной власти на произвольно установленную величину (5%, 10% или 20%), а приведение численности служащих в соответствие с реально осуществляемыми функциями и полномочиями, установленными целями и конечными результатами деятельности, а также создание устойчивого механизма поддержания оптимальной численности с учетом новых квалификационных требований», сказано в докладе. [2]

Минцифры представило список ИИ-проектов министерств и ведомств

Как стало известно 16 декабря 2020 года, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ подготовило список ИИ-решений, которые в 2023–2024 годах будут внедрять в российских ведомствах. Подробнее здесь.

Вице-премьер Чернышенко поручил всем министерствам и ведомствам сформировать дата-сеты для ИИ

В декабре 2020 года Дмитрий Чернышенко поручил всем 62 министерствам и ведомствам сформировать дата-сеты для искусственного интеллекта. Об этом вице-премьер рассказал на совещании президента РФ Владимира Путина с членами Правительства РФ. Подробнее здесь.

Мишустин запустил инвентаризацию ГИС

12 декабря 2020 года Правительство РФ объявило о запуске инвентаризации государственных ИТ-систем и ресурсов. Этот процесс, начатый по поручению президента России Владимира Путина, призван помочь оценить и оптимизировать расходы на инфраструктуру, обеспечить её соответствие требованиям о защите информации, наладить регистрацию и учёт, сообщает пресс-служба кабмина.

Инвентаризация пройдёт во всех федеральных и региональных госведомствах, их подведомственных учреждениях и на предприятиях, в государственных внебюджетных фондах. В каждом инвентаризируемом учреждении за эту работу будет отвечать специально назначенный уполномоченный.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Для проведения инвентаризации планируется задействовать государственную информационную систему координации информатизации (ФГИС КИ). В неё ведомства будут выгружать сведения об используемых ИТ-ресурсах, включая данные о выполнении требований к защите информации и об оформлении прав на использование компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

Согласно поручению, подписанному премьер-министром Михаилом Мишустиным, на Минцифры возлагается формирование и координация работы межведомственной рабочей группы из представителей этого ведомства, а также Минфина, Счетной палаты, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и др., которым предстоит утвердить перечень и состав данных инвентаризации для ФГИС КИ.

Минцифры должно будет в начале апреля 2020 года представить в Правительство РФ проект доклада президенту о результата выполнения инвентаризации, а также предложения по дополнительным мерам регулирования в сфере приобретения, использования и учёта ИТ-ресурсов.

Согласно плану, 15 декабря 2020 года Минцифры должно направить уведомления в госорганы о проведении инвентаризации ИТ-ресурсов, до 25 декабря госорганы должны назначить должностных лиц, уполномоченных на проведение инвентаризации систем. [3]

Минцифры попросили о совместимости ИТ-систем министерств и ведомств с отечественным ПО

Как стало известно 26 ноября 2020 года, Ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» направила главе Минцифры Максуту Шадаеву письмо, в котором просит ведомство обязать госструктуры реализовать совместимость своих государственных информационных систем (ГИС) с отечественным ПО.

По словам исполнительного директора АРПП Рената Лашина, около 120 ГИС корректно работают лишь в среде браузера Internet Explorer (IE), поддержку которого Microsoft завершит в августе 2021 года. Веб-обозреватель Microsoft Edge, который приходит на смену IE, не обеспечивает работу многих систем.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Большинство ГИС корректно работают только в Explorer — возможно авторизоваться, нормально открываются окна, фиксируется электронная подпись и передаются данные. Если же оператор начинает работать с ГИС из-под другого браузера, то функции полностью недоступны по причине невозможности входа, — пояснил Лашин (цитата по «Коммерсанту»).

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Он отметил, что большинство ГИС создавались под самые распространённые продукты — Microsoft Office и IE. Прекращение поддержки этого браузера он перестанет обновляться и станет уязвимым для кибератак, добавил эксперт.

ГИС создавались с использованием проприетарных технологий иностранных разработчиков, которые частично устарели и в настоящее время не поддерживаются, подтвердил «Российской газете» Дмитрий Комиссаров, гендиректор компании «Новые облачные технологии». Большинство ИТ-систем министерств и ведомств требуют от пользователей установки Windows, подчеркнул он.

Источник «Коммерсанта» в правительстве признал проблему интеграции ГИС с зарубежными браузерами, но считает её некритичной. Современные ИТ-системы способны работать под браузерами на движке Chromium (например, Chrome, Opera), сохраняя корректность отображения данных на уровне 90–95%, добавляют собеседники издания в компаниях, разрабатывающих ГИС. [4]

Создание реестра готовых решений в сфере искусственного интеллекта для федеральных ведомств

Вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил Минцифры создать реестр готовых решений в сфере искусственного интеллекта для внедрения в федеральных ведомствах. Об этом 12 ноября 2020 года сообщила пресс-служба кабмина. Подробнее здесь. Подробнее здесь.

ИТ-бизнес просит доступ к ГИС и готов за это платить

В октябре 2020 года Ассоциация больших данных (АБД; в неё входят «Яндекс», Mail.Ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, Тинькофф-банк, Qiwi, МТС, «МегаФон», «Вымпелком», «Ростелеком» и др. ) попросила правительство разработать «дорожную карту» по развитию электронного взаимодействия между государством и бизнесом. Среди прочего ИКТ-компании хотят интегрировать свои экосистемы с государственными информационными системами (ГИС), в том числе на платной основе.

Как пишет «Коммерсантъ», участники АБД просят правительство облегчить доступ бизнеса к ГИС, информационным ресурсам и реестрам, что позволит интегрировать, например, портал госуслуг с экосистемами крупных компаний, а также решить регуляторные проблемы, связанные с использованием данных из ГИС.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

К октябрю 2020 года такой доступ затруднен из-за регуляторных проблем — чиновники, например, на уровне муниципалитетов, часто отказывают бизнесу в предоставлении актуальных данных из Росреестра или сведений о передвижении общественного транспорта. Иногда при этом, отметил руководитель службы проектов по развитию бизнеса «Яндекса» Леван Шаламберидзе, госструктуры хотят в обмен на данные бесплатный доступ к коммерческим продуктам компании.

Кроме того, в ассоциации просят правительство учитывать мнение бизнеса при изменении в процессах предоставления электронных госуслуг. АБД предлагает наладить сотрудничество на основе SLA (соглашение об уровне качества).

В Минцифры раздумывают о создании «государственной фабрики данных», с помощью которой бизнес сможет получать доступ к ГИС. Информация, которой располагают власти, может быть очень полезна для бизнеса, считает партнёр департамента управления рисками Deloitte Сергей Кудряшов. [5]

Минцифры будет согласовывать техзадания к ГИС дороже 100 млн рублей

В середине октября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации появилось постановление Правительства РФ «О внесении изменений в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».

Одно из положений документа касается согласований с Минцифры технических заданий на государственные ИТ-системы федеральных органов власти. Требование распространяется на проекты с предполагаемым финансированием от 100 млн рублей.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Как сообщается в постановлении, согласование проводится на соответствие государственной политике в сфере ИТ, а также единой технической политике, утверждаемой президиумом правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

В пояснительной записке к проекту постановления сказано, что изменения в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации ГИС и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации предусмотрены в части введения этапа концептуального архитектурного проектирования системы и установления условий запрета запуска ГИС без надлежащего оформления прав на использование её компонентов.

Также авторы документа поясняли, что проект постановления предлагает определить, что концепция государственной информационной системы входит в состав технической документации на систему и содержит обоснование вариантов построения системы, условия и мероприятия по её созданию, на основе которых принимается решение о необходимости и целесообразности создания системы, формируются требования к ней, а также обеспечивается единый контекст и взаимосвязь результатов реализации требований к системе на последующих этапах её жизненного цикла, в том числе при разработке технического задания на систему. [6]

Счетная палата назвала ведомства-лидеры по ИТ-расходам за 6 лет

12 октября 2020 года стали известны российские ведомства-лидеры по затратам на информационные технологии за 6 лет. Данные опубликованы на портале-агрегатор «Госрасходы» Счётной палаты.

Как пишет агентство «Прайм» со ссылкой на этот сайт, наибольшие ИТ-расходы с 2014 года были у Федеральной налоговой службы — 81,31 млрд рублей. На втором месте находится Пенсионный фонд России — 73,34 млрд рублей, на третьем — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (63,38 млрд рублей). В топ-5 ведомств по объему ИТ-затрат также вошли МВД (59,29 млрд рублей) и Казначейство (59,1 млрд рублей).

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Отмечается, что из 93 госорганов наиболее значительные траты были у пяти указанных ведомств. При этом доля расходов на информационные технологии в бюджете ФНС составила 8,82%, ПФР — 0,16%, Минцифры — 46,24%, МВД — 0,97%, Казначейства — 22,9%.

Меньше всего на цифровизацию с 2014 года, согласно таблице, потратили Федеральная служба по тарифам (всего 20 млн рублей), Спецстрой (10 млн рублей) и ФСТЭК, в графе которого стоит «0».

Лидером по доле расходов на информационные технологии в бюджете стал Росстат с долей в 23,54% по итогам января-июля 2020 года. В пятерку лидеров по доле расходов также вошли Рособрнадзор с расходами в объеме 21,56% от бюджета, Роспатент — 10,11%, Росприроднадзор — 9,51% и Росфинмониторинг с долей в 8,41%.

Сама Счетная палата в 2020 году заняла 33 место в рейтинге с расходами в объеме 0,33 млрд рублей, и шестое место по доле расходов в общем бюджете с долей в 6,35%.

Для подготовки рейтинга аналитики портала изучили траты 93 министерств и ведомств. Причем учли не только прямые официальные расходы, но и объемы субсидий, направленных подведомственным организациям на цифровизацию. [7]

Новые подходы к координации государственной информатизации, появление ведомственных программ цифровой трансформации (ВПЦТ)

Путин утвердил положение о порядке организации экспериментов в кадровой работе

Государственные ИТ-системы выделили в отдельную статью расходов федерального бюджета для повышения эффективности управления

Минкомсвязи подготовило предложения о раздельном учете расходов на государственные информационные системы (ГИС). В разработке предложений также участвовало подведомственое учреждение министерства – ФГБУ «Центр экспертизы и координации информатизации» (ЦЭКИ). Об этом сообщило Минкомсвязи 29 июля 2020 года.

Подготовленные изменения учтены в проекте методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета, разработанных Минфином, которые будут применяться при планировании и реализации федерального бюджета 2021-2023 годов. Согласно рекомендациям, в отдельный код расходов будет выделено бюджетное финансирование государственных информационных систем.

С 2021 года госорганы будут предоставлять информацию по двум кодам расходов:

Все расходы на ГИС будут выделены в код 246. К ним будут также относится расходы на информационные системы, предназначенные для автоматизации или информационной поддержки предоставления госуслуг.

Код расходов 242 был введён по инициативе Минкомсвязи и включён в бюджетную классификацию в 2011 году. В него выделялись все ИКТ-расходы.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Минкомсвязи же осуществляет раздельный учет расходов на информационные системы и компоненты информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, эксплуатируемые госорганами за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Порядок учета основан на положениях постановления правительства РФ, изданного 26 июня 2012 года, «О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

«Цифровой спецназ»: ИТ-навыки для 174 тыс. госслужащих

В июле 2020 года стало известно о размере создаваемого «цифрового спецназа» — управленцев, которые будут заниматься модернизацией всей системы государственного управления за счет внедрения технологий и цифровизацией всех аспектов жизни. Ожидается, что до 2024 года соответствующие ИТ-компетенции получат 174 тыс. госслужащих, включая руководителей высшего звена.

Обучением в рамках национальной программы «Цифровая экономика» занимается Центр подготовки руководителей цифровой трансформации, созданный на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС под эгидой Минкомсвязи и Минэкономразвития.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

В 2019 году обучение в области управления данными, цифровой трансформации и государственного управления прошли вице-премьер Виктория Абрамченко, министр здравоохранения Михаил Мурашко и замглавы Минкомсвязи Максим Паршин.

В 2020 году в условиях возросшего в условиях пандемии COVID-19 значения электронных сервисов и ускорения цифровых процессов, отдельным направлением работы станет подготовка в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» антикризисных лидеров CDO (Chief Data Officer) и команд цифровой экономики (КЛИК). Обучение по программам управления, основанного на данных, станет проектно-акселерационным: 500 команд сформируют проекты, 50 из которых будут реализованы в региональных органах власти и крупных компаниях и корпорациях. [8]

Как создать подразделение цифровой трансформации в условиях жуткого дефицита кадров. Рекомендации для CDO в госсекторе

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС выполнил исследование (скачать PDF), в котором рассказывается об опыте перестройки организационной структуры ведомств и о работе команд цифровой трансформации в системе госуправления. Для этого специалисты центра изучили опыт цифровой трансформации российских и зарубежных органов государственной власти.

Материалы исследования предназначены для руководителей, кадровых служб федеральных органов исполнительной власти, которым предстоит сформировать подразделение цифровой трансформации внутри ведомства.

Проанализировав успешный опыт других стран и кейсы российских государственных организаций, авторы работы выявили закономерности и общие проблемы, а также сформировали рекомендации по созданию и совершенствованию организационно-штатной структуры подразделения, ответственного за цифровую трансформацию.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

В качестве успешных зарубежных примеров исследователи рассмотрели Данию, Австралию и Великобританию: в этих странах административные процессы и процедуры прошли через многоуровневые изменения. В итоге цифровая трансформация прошла благополучно, был достигнут высокий уровень доверия граждан к государственным цифровым услугам, обеспечено безопасное хранение и использование данных. Кроме того, выросла эффективность работы организаций благодаря внедрению современных инструментов управления, отмечают в Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.

В России с началом реализации национальной программы «Цифровая экономика» в федеральных ведомствах впервые появились заместители руководителей по цифровой трансформации; 1 февраля 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение о том, что руководители ФОИВ должны назначить заместителей, ответственных за цифровую трансформацию ведомств.

В исследовании рассматривается опыт организационных структур управления цифровой трансформацией в Федеральном казначействе, Счетной палате РФ, Минтруде, Минстрое, Федеральной антимонопольной службе. На основе опыта были выделены типовые сложности организации работы подразделений, ответственных за цифровую трансформацию в ФОИВах.

Эти сложности исследователи разделили на три группы:

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

В этом смысле руководителям, которые сегодня реализуют трансформационные проекты, полезно изучать не только опыт других стран, но и опыт российских организаций, которые уже сделали шаги и определенные выводы на пути цифровой трансформации, говорит Шклярук.

Сформировать оптимальную организационную структуру подразделения цифровой трансформации и создать успешные команды цифровых проектов — это по-настоящему сложная управленческая задача, подчеркивают авторы исследования. Ее предстоит решить руководителю, ответственному за цифровую трансформацию, совместно с кадровой службой.

Отсутствие высококвалифицированных ИТ-специалистов в органах власти приводит к тому, что либо невозможно выполнять трансформационные задачи и обеспечивать реализацию цифровых проектов, либо нужно изыскивать дополнительные, в том числе финансовые, ресурсы для организации работ с привлечением специалистов на аутсорсинге.

По мнению авторов исследования, исходя из анализа ситуации, можно сделать вывод, что проблема нехватки высококвалифицированных кадров в сфере ИТ в органах власти не потеряет свою актуальность в ближайшее десятилетие и только усугубится с учетом интенсивного развития и появления новых ИТ.

Учитывая актуальность этой проблемы, в конце документа авторы приводят основные шаги по развитию кадровой экосистемы в области цифровой трансформации в организации.

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации представил рекомендации по удаленной работе для госслужащих

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС опубликовал [9] рекомендации для госслужащих, работающих в режиме удаленного доступа. Подробнее здесь.

Эксперты Счетной палаты выявили самые открытые и самые закрытые государственные ИТ-системы

Счетная палата составила рейтинг ГИС по уровню доступности информации и качеству данных в них, проанализировав 50 государственных систем. Большая часть из них, как следует из рейтинга, информационно закрыты. О своем рейтинге Счетная палата сообщила 26 января 2020 года в рамках презентации аналитического доклада «Оценка открытости государственных информационных систем в России», созданного ей совместно с АНО «Информационная культура» и Центром перспективных управленческих решений. скачать

Подготовленный доклад Счетная палата направит вице-премьеру Дмитрию Чернышенко, Совету Федерации, Государственной Думе, а также Минкомсвязи. Его созданием ведомство занималось в ходе работы по анализу открытости государства в России. Как заявляют в Счетной палате, это только начало работы по анализу ФГИС, которая продолжится дальше в рамках запланированных ей мероприятий.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Счетная палата стремится к тому, чтобы ГИС в полной мере соответствовали принципам открытости, чтобы данные в них были доступны для работы и управленческих решений, и граждане могли ими пользоваться без ограничений, — отметил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Для включения в рейтинг авторы доклада выбрали 50 государственных систем с общественно значимой и имеющей потенциал для раскрытия информацией. Эти системы были отобраны из 876 ФГИС, существующих в России, согласно данным Федеральной государственной информационной системы координации информатизации (ФГИС КИ). Каждая ФГИС была оценена экспертами по 12 атрибутам, характеризующим доступность информации о самой ГИС и качество открытых данных в ней.

Под «открытостью ГИС» авторы доклада понимают наличие у них следующих характеристик:

Самые открытые системы

Только восемь ГИС рейтинга попали в категорию с высокой степенью открытости. Остальные системы распределились по категориям с средней, незначительной и низкой степенью открытости, а также с полной и практически полной закрытостью данных.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

В числе ГИС с высокой степенью открытости такие системы, как:

Операторами ГИС, отнесенными к наивысшей категории, как отмечают авторы исследования, являются всего 4 ведомства:

Министерство культуры России эксперты относят к абсолютному лидеру рейтинга среди ведомств, так как четыре из восьми систем категории с высокой степенью открытости являются ГИС именно этого министерства.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Самые закрытые системы

В категорию с полной и практически полной закрытостью данных попали также 8 ГИС. Речь о следующих:

Рекомендации для операторов

Помимо рейтинга ГИС, авторы доклада составили для каждой из 50 систем «профиль» с описанием их ключевых преимуществ и недостатков с точки зрения доступности информации и качества открытых данных. Также авторы провели детализированный анализ пяти ФГИС, попавших в разные группы рейтинга. Для каждой из них они сформулировали «лучшие практики», которые могут учитываться операторами других систем.

Эксперты сформулировали также ряд рекомендаций относительно государственных данных и ГИС. Они рекомендуют:

Сложности учета ГИС

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Количество региональных ГИС, по их мнению, также определить достаточно сложно из-за низкого качества реестров во многих регионах России: они не актуализируются по несколько лет или содержат информацию только о самых крупных ГИС. Кроме того, в 17 регионах реестры ГИС отсутствуют в открытом доступе в принципе.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Также они обращают внимание на отсутствие единого ресурса, учитывающего траты ведомств на создание, развитие и эксплуатацию ГИС в полном объеме, а также тот факт, что финансирование такого рода расходов может проходить по разным статьям госбюджета. Помимо того, непрозрачность затрат на ГИС эксперты связывают с низким качеством открытой информации, публикуемой на порталах ФГИС КИ и ГИИС «Электронный бюджет».

Система координации информатизации, призванная выполнять в том числе функцию реестра имеющихся в России информационных систем, по их словам, не учитывает ГИС, создаваемые и эксплуатируемые в бюджетных учреждениях, не публикует детальную информацию по бюджетам ГИС и сведения по фактическому исполнению данных бюджетов. Существующие нормативные требования в сфере госинформатизации также не позволяют учитывать ряд затрат на ГИС, формально осуществляемых ведомствами вне расходов на ИТ.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Общие затраты на ИТ федерального уровня в 2017-2019 гг., по их оценкам, составляли от 100 до 130 млрд рублей в год. При этом доля расходов на ГИС в 2017–2019 годах составляла 50-60% от ИТ-бюджетов (60-75 млрд рублей), в том числе с учетом затрат на ЦОД и ИЭП.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Процессы функционирования ГИС, по словам авторов доклада, сопряжены с принятием и согласованием соответствующих правовых актов и технических заданий со стороны государственных заказчиков. В связи с принятыми нормами регулирования, по их мнению, данные процессы могут серьезно затягиваться, что приводит к постоянным техническим корректировкам ГИС и возникновению трудностей при их эксплуатации.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Почему ИТ-шники идут в госсектор, где зарплаты до 30% ниже рынка. Дискуссия на конференции TAdviser

Три министерства переводят сотрудников на удаленную работу в связи с коронавирусом

17 марта 2020 РБК сообщил, что Минэкономразвития, Минпромторг и Минкомсвязи, переехавшие в правительственный комплекс в «Москва-Сити», намерены перевести своих сотрудников на удаленную работу. Подробнее здесь.

Обнародован список «цифрового спецназа»: 50 чиновников, ответственных за цифровую трансформацию федеральных органов

12 марта председатель правительства Михаил Мишустин встретился с 50 чиновниками, ответственными за цифровую трансформацию (CDTO) федеральных органов, и объяснил, чего ждет от них правительство. Это стало первой встречей такого рода, и список лиц, отобранных отвечать за цифровую трансформацию, по итогам встречи впервые был опубликован на сайте правительства (скачать). В правительстве их называют заместителями руководителей, но по факту некоторые из них пока не занимают этих должностей или вовсе являются кандидатами на соответствующие посты в министерствах и ведомствах.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Бывший замгубернатора Курской области Максим Бесхмельницын, всего два месяца назад назначенный замглавы ИТ-департамента правительства, может стать заместителем руководителя Министерства юстиции. Андрей Дыдыкин, замдиректора департамента развития промышленности социально-значимых товаров Минпромторга, претендует на цифровую должность в Федеральном медико-биологическом агентстве.

Среди занимающих посты «цифровых» заместителей руководителей федеральных министерств и ведомств во встрече участвовали заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев, заместитель министра здравоохранения Павел Пугачев, заместитель председателя правления Пенсионного фонда Вадим Аккузин, заместитель министра труда и социальной защиты Алексей Скляр, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Анатолий Геллер, начальник Управления информационных технологий ФССП Наталья Звягина, заместитель министра транспорта Алексей Семенов, заместитель руководителя ФТС Денис Терещенко.

Мишустин отметил, что цифровая трансформация государственной власти на всех уровнях сейчас имеет особое значение, и для решения масштабных задач нужны особые люди, с особыми навыками и особым опытом – «если хотите, цифровой спецназ правительства». Поэтому требования к заместителям руководителей по цифровой трансформации федеральных госорганов тоже особые, подчеркнул Мишустин.

Она не просто будут исполнять свои обязанности с учетом особенностей той или иной отрасли, а будут на федеральном уровне внедрять новые методы и формы работы, даже если они непривычны для исполнителей, и на деле доказывать преимущества цифровых технологий своим руководителям, коллегам и гражданам России.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

У федеральных директоров по цифровой трансформации будут полномочия по изменению, реинжинирингу всех рабочих процессов внутри министерств и ведомств, включая перевод их в онлайн-услуги для населения и переход к управлению данными, которые на сегодняшний день поступают в реальном времени, объяснил Михаил Мишустин.

В ближайшее время, по словам председателя правительства, будет разработана типовая ведомственная программа цифровой трансформации, рассчитанная на три года. Она должна включать показатели, по которым можно будет оценить результаты внедрения информационных технологий. И каждый из федеральных CDTO будет отвечать за их выполнение в своей сфере, иметь соответствующие индикаторы, KPI. Необходимые финансовые ресурсы предусмотрены в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика».

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

По словам Михаила Мишустина, поддержку федеральным CDTO будут оказывать вице-премьер Дмитрий Чернышенко и куратор, министр цифрового развития Максут Шадаев. Чернышенко, который также присутствовал на встрече, подчеркнул, что в процессе отбора директора уже взяли на себя определенные обязательства – цифровую трансформацию в виде конкретных результатов осуществить уже до конца года, каждый на своем направлении.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Минкомсвязи разработало требования к директорам по цифровизации федеральных ведомств и будет их тестировать перед назначениями

Как стало известно TAdviser в начале февраля 2020 года, Минкомсвязи направило в федеральные ведомства, агентства и службы требования к кандидатам на должность заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, ответственного за цифровую трансформацию (Chief Digital Transformation Officer, CDTO), а также методические рекомендации по проведению тестирования их управленческих навыков.

Документ предназначен в общей сложности для 55 организаций. Оказался он и в распоряжении TAdviser (скачать).

Документ направляется в соответствии с поручением нового главы правительства Михаила Мишустина от 1 февраля. Оно предписывает в недельный срок предусмотреть введение в ФОИВах должности замруководителя федерального органа, ответственного за цифровую трансформацию, либо возложить такие полномочия на действующего замруководителя ФОИВа.

Также постановление предусматривает, что в каждом ведомстве должно быть создано профильное структурное подразделение, которое обеспечивало бы деятельность такого замруководителя. Эти функции, впрочем, можно возложить и на уже существующее подразделение, следует из документа.

Требования к кандидатам на должность CDTO были сформированы на основе модели компетенций команды цифровой трансформации, разработанной Центром подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС при президенте РФ, с учетом международного и российского опыта при участии экспертного сообщества, а также профиля роли руководителя цифровой трансформации.

В соответствии с моделью компетенций выделяются требования к личностным и профессиональным компетенциям. Личностные включают:

А требования к профессиональным компетенциям включают знания в таких областях как:

Методические рекомендации Минкомсвязи предусматривают, что проведение тестирования управленческих навыков кандидата на позицию CDTO должно проходить через их ведомство. Так, Минкомсвязи предлагает для этого сотруднику ФОИВа, нанимающего CDTO, отправить им заявку по специальной форме.

К встрече с министром кандидату рекомендуется тщательно подготовиться и определить, сформулировать ключевые показатели эффективности и результаты работы, которые планируется достичь на позиции CDTO в ФОИВе. По итогам оценки по каждой компетенции кандидату будут присвоены баллы.

Требования к уровню проявления компетенций в письме Минкомсвязи приведены в виде диаграммы.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Для оценки предполагается заключить с кандидатом специальное соглашение. В письме Минкомсвязи уточняется, что кадровые решения оценщики не принимают.

В российских ведомствах появятся отвечающие за цифровизацию чиновники

В начале февраля 2020 года стало известно о поручении премьер-министра Михаила Мишустина, в котором говорится о необходимости появления в федеральных органах исполнительной власти заместителей руководителей, которые будут отвечать за цифровую трансформацию.

Как пишут «Ведомости» со ссылкой на человека, ознакомившегося с документом, он адресован всем 55 министерствам, службам и агентствам.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Из письма следует, что ведомствам нужно будет либо вводить новую должность заместителя по вопросам цифровизации, либо возложить эти обязанности на одного из действующих заместителей. Согласовывать кандидатуру нужно будет с профильным вице-премьером. Его имя не указывается, однако куратором нацпрограммы «Цифровая экономика» в правительстве в январе 2020 года был назначен вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

В тексте поручения также указано, что в течение недели в каждом федеральном органе исполнительной власти должны появиться подразделения, которые обеспечат работу такого чиновника, или нужно возложить эти функции на одно из существующих. В следующие две недели все министерства и ведомства должны представить в Минкомсвязи предложения о приоритетных задачах новых подразделений, которые они должны выполнить в два этапа: к 15 апреля 2020 года и до конца года соответственно.

Требования к заместителям по цифровой трансформации, а также методические рекомендации для тестирования их управленческих навыков должно было разработать Минкомсвязи.

Михаил Мишустин, выступая на форуме Digital Almaty в Алма-Ате в конце января 2020 года, заявил, что цифровая трансформация требует переосмысления роли государства и организации работы органов власти. Он также подчеркнул, что Россия обладает прорывными технологиями для реализации самых смелых задач в области цифровизации. [10]

ФСТЭК порекомендовал госорганам перевести свои системы с Windows 7 на более новые версии

22 января 2020 года TAdviser стало известно, что ФСТЭК опубликовал специальное информационное сообщение по поводу прекращения поддержки операционной системы Windows 7; государственным органам и другим организациям, которые на январь 2020 года продолжают использовать эту систему, рекомендовано перейти на более последние версии Windows до первого июня 2020 года. Подробнее здесь.

Счетная палата сообщила об «аномальных» скачках в ИТ-расходах министерств

18 ноября 2020 года Счётная палата РФ сообщила о выявлении множества «аномальных» показателей в ИТ-расходах министерств и ведомств за 2019 год.

Как сообщает «РИА Новости» со ссылкой на экспертную записку СП, Министерство образования и науки в 2014-2018 годах тратило в среднем 120-140 млн рублей на информационные технологии. При этом ИТ-бюджеты созданных на базе этого ведомства Минпросвещения и нового Минобрнауки, унаследовавших и разделивших между собой ИТ-инфраструктуру предшественника, в 2019 году превысили 1,1 млрд и 550 млн рублей. В сумме это в 11-12 раз больше, чем у старого министерства, отметили в СП.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Росалкогольрегулирование увеличило бюджет на ИТ в 2019 году до 790 млн руб. (с 150–200 млн в 2016–2018 годах), но все равно потратило больше, около 800 млн. Росгвардия увеличила свой ИТ-бюджет в 2019 году более чем в 1,5 раза, до 4,5 млрд руб., израсходовав при этом 93%. Росрезерв, который в 2018 году планировал потратить на ИТ около 240 млн рублей, в реальности израсходовал 711 млн рублей, после чего вернулся на уровень в 300 млн.

ИТ-расходы в 2019 году стремительно выросли в Минэкономики, Генпрокуратуре и МВД — в 4, 3 и 1,5 раза до 1,7, 8,5 и 10 млрд рублей соответственно.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

На что расходовало свои почти 10 млрд руб. силовое ведомство, кроме нашумевших миллиардных закупок ПК, — задаются вопросом в Счётной палате.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

Отмечается, что этот факт может стать стимулом для проведения специальных исследований. В Счетной палате подчеркивают, что рост бюджетов на информационные технологии опережает темпы роста общих бюджетных объемов.

Кроме того, контрольное ведомство посчитало для каждого органа власти отношение субсидий, которые идут подведомственным учреждениям, к общему объему ИТ-бюджетов. Анализ показал, что этот показатель с каждым годом растет, а к 2019 году достиг 11% от общего объема средств на информатизацию. [11] [12]

Как организовать обмен данными в цифровом государстве? Дискуссия на TAdviser IT Government DAY

Вопрос об организации обмена данными в государстве не просто актуальный, а, можно сказать, животрепещущий. Готового ответа на него пока нет нигде в мире. В чем главная «боль» госстуктур в отношении госданных? Как эта «боль» видится с точки зрения бизнеса? В статье «Как организовать обмен данными в цифровом государстве?» – подробности о том, как на площадке TAdviser госсектор и бизнес пытались сложить единый «пазл» круговорота данных в цифровом государстве.

Единая технологическая архитектура и другие условия цифрового прорыва

По плану Минкомсвязи и НИИ «Восход», в 2020 году в России должен появиться главный государственный ИТ-архитектор, который займется унификацией методик и инструментов создания государственных цифровых платформ и ИТ-систем. Первое обсуждение концепции, предполагающей разработку единой ИТ-архитектуры и назначение архитектора, показало, что реализовать эти идеи на практике будет сложно (подробнее).

Приоритетные направления информатизации федеральных органов власти

Правительство РФ постановлением от 5 мая 2016 года №392 утвердило перечень приоритетных направлений использования и развития информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами:

1. Использование информационно-коммуникационных технологий для оптимизации процедур и повышения качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, в том числе с применением механизмов получения от граждан и организаций в электронном виде информации о качестве взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами.

2. Использование типовых информационно-технологических сервисов и единой сети передачи данных, а также системы центров обработки данных.

3. Использование российских информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения.

4. Защита информации, содержащейся в государственных информационных системах, и обеспечение информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами.

5. Повышение качества и обеспечение доступности государственных информационных ресурсов, в том числе в форме открытых данных.

Разработка методических рекомендаций по формированию федеральными органами исполнительной власти системы целевых показателей и соответствующих им индикаторов информатизации по перечисленным приоритетным направлениям была поручена Минкомсвязи РФ.

2019: Приоритетные ИТ-инициативы федеральных госструктур

В 2019 году в приоритете федеральных госструктур находится несколько ключевых ИТ-направлений. Это, в частности, государственная единая облачная платформа, единый цифровой контур в здравоохранении, суперсервисы, процессы импортозамещения ИТ, а также инициативы, связанные с обработкой больших данных. Подробнее здесь.

Структура затрат федеральных органов власти на ИТ

Обычно, говоря об информатизации госорганов и затрачиваемых на это средствах, явно или неявно подразумевают, что значительная часть ИТ-бюджетов уходит на создание, развитие и эксплуатацию ключевых государственных информационных систем (ГИС), используемых ведомствами для реализации своих полномочий и оказания госуслуг.

По крайней мере, именно такая картина складывается, если поприсутствовать на нескольких конференциях по проблемам и перспективам ИКТ в государственном секторе. Выступающие на таких мероприятиях представители и заказчиков (госведомств), и исполнителей (компаний-интеграторов) обычно говорят о больших проектах, о программе «Информационное общество», о других федеральных программах, предусматривающих построение ИТ-систем общегосударственного масштаба.

Но в реальности ИТ-бюджеты ведомств практически всегда делятся на две неравные части – инновационную (бюджет развития) и жизнеобеспечивающую (бюджет текущих расходов). И если «в среднем по больнице» соотношение бюджетов развития и текущих расходов находится на более-менее стабильном уровне 30/70, то у некоторых ведомств жизнеобеспечение потребляет 90% бюджета.

Возможностью постоянно расходовать средства на инновационные проекты обладает только весьма узкий круг «ИТ-чемпионов», включающий в себя не более 20-25 федеральных ведомств. При этом у ведомств с самыми большими ИТ-бюджетами и текущие расходы по самым рутинным статьям (обеспечение эксплуатации персональных компьютеров, сопровождение и ремонт копировально-множительной техники и т.п.) нередко достигают значений в сотни миллионов рублей, а иногда превышает и отметку в миллиард рублей.

Ранкинг федеральных ИТ-бюджетов в 2018-2019 гг.

В ранкинге представлены сведения по плановым и фактическим объемам ИТ-расходов федеральных органов власти за 2019 год и дано их сравнение с данными 2018 года. Подробнее здесь

Анализ ИТ-бюджетов в 2018 году

Анализ ИТ-бюджетов в 2017 году

По данным Минкомсвязи, общий объем средств, включенных в планы информатизации федеральных госорганов в 2016 году, составил 109,6 млрд рублей. Суммарный бюджет развития (то есть, объем средств, затраченных на создание, развитие или модернизацию информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры ведомств) достиг 33,8 млрд рублей (31,8%). Подробнее здесь.

Анализ ИТ-бюджетов в 2016 году

Централизация закупок оборудования

2019: Чиновникам в России ограничили бюджетные расходы на телефоны и ноутбуки

В конце октября 2019 года известно об ограничении расходов на гаджеты, которые покупаются чиновниками за бюджетные деньги для рабочих нужд. Проект соответствующего постановления правительства опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов.

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

рейтинг цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти

У федеральных чиновников мобильный телефон должен стоить не более 15 тыс. рублей, планшет — не более 60 тыс. рублей, ноутбук — не более 100 тыс. рублей. При этом тратить больше 4 тыс. рублей в месяц на связь тоже нельзя.

Для советников и помощников эти суммы составят 10, 50 и 80 тыс. рублей соответственно. В месяц они могут тратить 2 тыс. рублей на связь.

Также будет установлено 75 тыс. рублей в качестве предельной суммы на покупку стационарного компьютера вместе с монитором, операционной системой, программным обеспечением и антивирусом.

Ограничения не касаются глав федеральных агентств, а также заместителей руководителей федеральных служб и агентств, где предельная цена не установлена.

По словам авторов проекта, до сих пор не было ограничений на покупку госслужащими телефонов и компьютеров за счет бюджета, поэтому чиновники приобретали дорогостоящие устройствами, которыми они пользуются на работе.

Это создавало «условия для приобретения товаров с необоснованно завышенными потребительскими свойствами и обеспечения отдельными устройствами сотрудников, для которых наличие таких устройств является излишним в рамках исполняемых должностных обязанностей», сообщили в Министерстве финансов, которое выступило с инициативой установить лимиты на связь и устройства.

В пояснительной записке также указывается, что у федеральных госорганов есть «широкая автономия при формировании и утверждении нормативов цены и количества товаров».

В связи с этим Минфин предложил установить нормативы по категориям и группам должностей федеральной государственной гражданской службы. [13]

Централизация закупок программного обеспечения

ПО для ведения бюджетного учета

В июне 2018 года вышло постановление правительства N 658 о централизованных закупках офисного ПО, а также ПО для ведения бюджетного учета и ПО в сфере информационной безопасности. Документ определил Федеральное казначейство ответственным за централизованные закупки ПО для ведения бюджетного учета для федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), руководство деятельностью которых осуществляет правительство РФ, и подведомственных им казенных учреждений. Подробнее здесь.

Офисное ПО и ИБ-решения

Согласно постановлению Правительства РФ полномочия на закупку офисного ПО и ИБ-решений для федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, возложены на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Подробнее здесь.

Импортозамещение ПО в федеральных госорганах

Многочисленные слова об импортозамещении в информационных технологиях, звучащие из уст высших чиновников, пока не привели к значительным изменениям в ИТ-инфраструктуре федеральных органов власти в пользу отечественных продуктов. Такой вывод следует из анализа базового программного обеспечения, лежащего в основе 339 федеральных государственных информационных систем (ФГИС).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *