рейтинг школ москвы методика расчета

Рейтинг для школ: как и зачем оценивают образовательные учреждения

рейтинг школ москвы методика расчета

История и задачи рейтинга

Формирование рейтинга общеобразовательных учреждений Москвы — школ, лицеев, гимназий и колледжей — началось в 2010 году. Именно тогда город создал равные условия для конкуренции: базовое финансирование стало зависеть не от статуса заведения, а лишь от количества учащихся. Теперь дополнительные средства в виде грантов Мэра Москвы получают школы, объективно признанные лучшими по итогам рейтинга. И это не единственная награда за результаты, например, учебные заведения с высокими результатами освобождают от плановых проверок.

Методику рейтинга разрабатывает московский Центр педагогического мастерства. «Нашу аналитическую команду пригласили, потому что у нас есть опыт и подходы по математическому моделированию сложных систем. Департамент образования и Мэрия Москвы формулируют основные направления, по которым должна развиваться система образования, а мы находим для них количественные характеристики и алгоритм расчёта итоговых показателей», — отмечает директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.

При этом рейтинг — это не просто список, где все находятся в определённом порядке, а показатель того, насколько достижения конкретной школы соответствуют вектору развития всей столичной системы образования. Но главное — это ориентир развития каждой школы. Числовые параметры выражают ключевые принципы, по которым оценивается работа учебных заведений.

рейтинг школ москвы методика расчета

Основные принципы рейтинга

Главное правило рейтинга — фиксация конкретных результатов, а не условий обучения. Важно не наличие в школе бассейна, современных компьютеров или другого оборудования, а то, чему дети научились, знания и навыки, которые школьники демонстрируют на экзаменах и олимпиадах.

Другой принцип — расчёт абсолютных показателей. То есть оценка школы зависит не от её масштабов и числа учеников, а от их успехов. Очевидно, что у крупной школы больше возможностей для подготовки призёров олимпиад, но и маленькая школа может найти свою нишу, сделать упор на какую-то специализацию и достичь в ней поразительных результатов. Иначе говоря, конкурентоспособность школы зависит от её педагогических и административных усилий.

Важно и то, что рейтинг стремится охватить все параметры жизни школы, которые можно измерить (выразить количественно), причём независимо от самого учебного заведения, не создавая ему дополнительной нагрузки. Все показатели собираются автоматически из городских информационных систем. Итоги рейтинга публикуются на сайте Департамента образования, а каждая школа получает таблицы с подробным расчётом всех параметров. Этот аналитический материал помогает администрации и педагогам взглянуть на свою работу со стороны, оценить ключевые направления развития и скорректировать их. При этом показатели определяются на год вперёд, что даёт возможность школам планировать тактику и стратегию своей работы.

Наконец, рейтинг строится как система поощрений, а не наказаний. Это значит, что каждый положительный результат, например высокая оценка на экзамене или призовое место на олимпиаде, повышает балл школы. Наоборот, за низкие оценки и отсутствие победителей уменьшение не предусмотрено (единственный «штрафной» параметр — число учеников, удалённых с ЕГЭ, он корректирует баллы школы, полученные за успешную сдачу ЕГЭ). При этом параметры рейтинга охватывают огромный спектр образовательных результатов — от ЕГЭ и ОГЭ и олимпиад по различным предметам до спортивных результатов и конкурсов профессионального мастерства WorldSkills. Такая методика стимулирует школы не отталкивать детей, а проводить работу с каждым ребёнком, развивать их способности и таланты и находить области успеха. Таким образом, никакой ученик не может снизить рейтинг школы, но каждый может его повысить. Занимаясь тем, что ему действительно интересно, каждый ребёнок будет получать удовольствие от учёбы, а школа — дополнительные баллы за его результаты.

рейтинг школ москвы методика расчета

Методика расчёта рейтинга

В 2016/2017 учебном году рейтинг общеобразовательных заведений строится на базе восьми блоков показателей. Они отражают основные направления развития школ и колледжей, определённые совместно Департаментом образования и Мэрией Москвы.

Обеспечение качественного массового образования. Эффективность работы оценивается по результатам сдачи ОГЭ и ЕГЭ (девятый и 11-й классы соответственно), а также по итогам прохождения предметной диагностики (четвёртый и седьмой классы).

Создание условий для развития таланта. Этот показатель измеряется результатами участия в московской и всероссийской олимпиадах школьников. Параметр имеет высокий удельный вес, поскольку подготовить к победе в олимпиаде, особенно федерального уровня, гораздо сложнее, чем, например, к сдаче ЕГЭ с высокими баллами.

Ненулевые баллы по этому параметру получает почти каждая московская школа, показывая эффективность реализации принципа «каждый московский ребёнок талантлив».

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Этот показатель был включен в 2015 году благодаря развитию информационных систем Департамента образования и Департамента социальной защиты.

Каждый балл, полученный по этому параметру, это не просто цифры, а реальная судьба конкретного ребёнка, которому школа помогла достичь успеха.

На всех ступенях обучения — от дошкольной подготовки до выпускных экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ) и олимпиад — каждый результат ребёнка умножается на коэффициент. Кроме того, благодаря коэффициенту инклюзии, который увеличивает все остальные баллы пропорционально числу учеников с ограниченными возможностями здоровья, сильные школы получают мощный стимул для такой работы.

Развитие профессионального мастерства. Оценка рассчитывается по итогам соревнований JuniorSkills Russia и WorldSkills Russia, Всероссийской олимпиады профессионального мастерства и чемпионата «Абилимпикс» для людей с ограниченными возможностями здоровья. И важно, что баллы по этим параметрам получают не только колледжи, но и школы, которые всё более активно занимаются реализацией профессиональных программ. Например, ребята из математических классов показывают высокие результаты по направлению «системное администрирование».

рейтинг школ москвы методика расчета

Использование городских социокультурных ресурсов. Сейчас параметр рассчитывается по результатам участия школьников в московских олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Не прервётся связь поколений». Суммарный результат по обеим даёт коэффициент, который повышает рейтинговый балл образовательного учреждения. Это, в частности, показывает важный принцип связи социокультурных и предметных результатов.

Профилактика правонарушений. Показатель в полной мере отражает принцип поощрения, лежащий в основе рейтинга. Например, если ребёнок, который состоит на учёте в органах внутренних дел, не совершил правонарушений в течение учебного года, то школа получит за него в 100 раз больше баллов, чем за другого школьника.

Развитие массового спорта. Образовательные организации повышают свой рейтинг и тогда, когда их команды побеждают или занимают призовые места в соревнованиях по любительскому спорту. В частности, учитываются результаты московского чемпионата по баскетболу «Победный мяч» или всероссийских соревнований по шахматам «Белая ладья».

Работа дошкольных отделений. Всё больше родителей переводят ребёнка из дошкольного отделения школы в первый класс той же школы, тем самым давая высокую оценку и оказывая доверие не просто работе дошкольного отделения, но и всей образовательной организации.

«Конечно, конкретные формулы и коэффициенты — это результат сложной аналитической работы, но реализующей очень понятный принцип: чем сложнее педагогическая задача, чем больше усилий прикладывает школа для её решения — тем выше соответствующий рейтинговый балл. Если раньше школам было проще отчислить двоечников или трудных подростков, чтобы улучшить статистику, то сейчас им гораздо выгоднее работать с каждым учеником, развивать его, помочь ему найти своё призвание. Сегодня от этого выиграет школа, а завтра город и страна в целом. Иначе говоря, рейтинг показывает, какие усилия прикладывают школы, чтобы дети в будущем стали профессионалами — учёными, инженерами и другими квалифицированными специалистами», — подчёркивает Иван Ященко.

На сайте столичного Департамента образования Москвы можно ознакомиться с подробной методикой расчёта рейтинга и рейтингами прошлых лет.

Лучшие в Москве — одни из лучших в мире

Хотя официальный рейтинг московских школ существует всего пять лет, он уже дал видимые результаты. Ещё недавно подготовка призёров и победителей заключительного этапа всероссийских олимпиад была уделом так называемых элитных школ, которых в городе насчитывалось всего около пяти процентов. Сейчас такими достижениями может похвастаться каждая третья школа в столице. При этом московские школьники добиваются успехов и на международном уровне.

Презентации школьного рейтинга на международных конференциях всегда вызывают интерес участников из других стран. Важную роль в этом играет высокая степень развития образовательных информационных систем, действующих в Москве. Они являются передовыми не только на федеральном уровне, но и на мировом.

Источник

Рейтинг школ Москвы 2020/2021 от департамента образования и науки города Москвы

Департамент образования и науки города Москвы опубликовал группы рейтинга вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников по итогам 2020/2021 учебного года. Вырезаем из списка районы Солнцево, Ново-Переделкино, Внуково и часть Новой Москвы.

Как обычно, в конце августа, Департамент образования и науки города Москвы, опубликовал группы рейтинга вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников по итогам 2020/2021 учебного года. Несмотря на группу присутствия, попадание в рейтинг в общем и целом считается очень хорошим результатом. Методика рейтинга 2021 опубликована на сайте Мос.ру.

ТОП, от 20 до 220 это Гранты Мэра с 1 по 3-ю степень, ниже, значительный вклад в качественное образование.

Мы выбрали школы районов Ново-Переделкино, Солнцево, Внуково и поселений Внуковское и Московский.

Рейтинг школ

В ТОП-20 образовательных учреждений районы не вошли. В Западном округе, как и в прошлом году, лидирующую позицию заняла школа 1329 из Тропарёво-Никулино. Полный список Топ-20 образовательных организаций Москвы.

рейтинг школ москвы методика расчета

В ТОП 21-70 образовательных учреждений вошли (полный список):

рейтинг школ москвы методика расчета

В ТОП 71-170 образовательных учреждений вошли (полный список):

рейтинг школ москвы методика расчета
рейтинг школ москвы методика расчета

В ТОП 171-220 образовательных учреждений вошли (полный список):

рейтинг школ москвы методика расчета

Далее, школы которые внесли значительный вклад в качественное образование московских школьников, по данным Центра Педагогического Мастерства, попали:

ТОП 221-300 образовательных учреждений вошли (полный список):

рейтинг школ москвы методика расчета

ТОП 301-400 образовательных учреждений вошли (полный список):

рейтинг школ москвы методика расчета

Бонус

Для тех кто любит рейтинги, можно поискать свою школу, или школу района, в олимпиадном навигаторе Москвы-2021.

Некоторые школы разместили свои дипломы, в частности 1542 и 41

Источник

Методика рейтинговой оценки средних учебных заведений Москвы

рейтинг школ москвы методика расчета

рейтинг школ москвы методика расчета

Интерес к рейтингам университетов перекинулся и на средние учебные заведения страны. Альтернативная оценка качества образования в российских школах является чрезвычайно востребованной. Но как можно это сделать корректно и не нарушая интересов всех участников рынка? Какой должна быть методика такой количественной оценки?

рейтинг школ москвы методика расчета рейтинг школ москвы методика расчета

Постановка проблемы

Последние годы характеризуются пристальным вниманием к вопросу оценки качества образования. Попытки провести подобного рода мониторинг предпринимаются в разных странах и в разном масштабе. Особенно ярко это отражается в развитии системы рейтингования, которая за свою почти 150-летнюю историю приобрела поистине всеобщее распространение. Она охватывает как отдельные учебные заведения, в которых составляются внутренние рейтинги, так и целые страны, образовательные учреждения которых стремятся попасть в ставшие уже общепризнанными глобальные рейтинги.

На сегодняшний день рейтинговое движение наиболее ярко представлено в сфере высшего образования. Во многом это связано с глобализацией экономики, позволившей получать образование за пределами своей страны. Однако всеобщая информатизация общества, с одной стороны, открывает доступ к информации о том или ином учебном заведении, а с другой – еще больше усложняет проблему выбора, поскольку не всегда позволяет оценить качественную составляющую получаемого образования. В результате определить, какое из высших учебных заведений лучше, а какое – хуже, по ряду причин представляется проблематичным. Именно с этим и связана развернувшаяся во многих странах большая работа по составлению глобальных рейтингов университетов, призванных информировать общественность, по крайней мере, о самых лучших вузах мира.

На сегодняшний день существует целый ряд признанных глобальных рейтингов университетов, среди которых наиболее популярны следующие: академический рейтинг ведущих университетов мира (Academic Ranking of World Universities), ежегодно составляемый Шанхайским университетом [1]; существующий с 2004 года список лучших университетов мира британской организация «TSL Education Ltd», публикуемый в издании «The Times Higher Education» [2]; рейтинг Webometrics, разрабатываемый лабораторией «Cybermetrics», входящей в исследовательскую группу Центра информации и документации Национального исследовательского совета Испании [3] и другие [4].

Рейтинговые системы обладают достоинствами, главным из которых является наглядность и доступность информации для ранжирования объектов оценки, и недостатками, связанными с попытками стандартизации и формализации всех аспектов функционирования вузов, что не всегда удается сделать, а также с возможностью манипулирования глобальными университетскими рейтингами [4, 5]. Однако, несмотря на существующие недостатки, рейтинги остаются наиболее популярной и практически безальтернативной системой мониторинга различных социально-экономических аспектов, в частности, образовательного процесса.

Рейтинговое движение, возникшее в сфере высшего образования, получило широкое распространение и на уровне среднего образования. Сегодня существуют межгосударственные организации, которые регулярно проводят сравнительные исследования качества среднего образования в разных странах. Целью таких исследований является не только определение лидеров, но и выявление тенденций развития образования как на национальном уровне, так и на мировом. Наиболее известными международными рейтингами оценки качества среднего образования на сегодняшний день признаны мониторинг оценки качества образования в школе PISA, оценка эффективности обучения в разных странах TIMSS, независимая система оценки качества образования PIRLS, рейтинг качества образования по граждановедению в мире ICCS. Указанные рейтинги были подробно рассмотрены ранее [6].

Существующие рейтинговые исследования оценивают качество среднего образования в целом по стране. Однако качество по стране формируется на основе качества образовательных услуг в отдельном учебном заведении. Поэтому все более актуализируется проблема оценки качества образовательных услуг в отдельно взятом учебном заведении.

Сегодня проблема разработки обобщенной методики оценки качества образовательных услуг в учебных заведениях среднего образования остается открытой, несмотря на принимаемые попытки ее решения. Так, в 2011 году Департаментом образования города Москвы был разработан механизм определения достижений в образовательной деятельности общеобразовательных учреждений Москвы [7], в 2013 году – опубликован рейтинг школ по итогам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников [8]. Существует также практика составления Интернет-рейтингов лучших московских школ на основе суммирования положительных и отрицательных отзывов пользователей [9].

Большая работа по созданию рейтингов организаций социальной сферы проводится Российским информационным агентством новостей (РИА Новости) в рамках проекта «Социальный навигатор». Так, агентством при поддержке Межрегиональной Ассоциации Мониторинга и Статистики Образования (МАМСО) разработан Рейтинг школ повышенного уровня, т.е. общеобразовательных школ, в которых реализуются программы, выходящие за рамки образовательного стандарта [10], а также совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ при поддержке региональных органов управления образованием – Рейтинг информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных учреждений [11].

Однако главной проблемой разрабатываемых рейтингов остается отсутствие системной оценки качества образования. В данной статье сделана попытка разработать методику, главной целью которой является комплексная оценка качества образовательных услуг в образовательных учреждениях путем систематизированного подведения итогов образовательной деятельности школ за учебный год.

Цели и задачи рейтинга

Конкретные задачи рейтинга зависят от того, на кого он ориентирован, и кто является потенциальным пользователем информации. Основными потребителями результатов рейтинга школ являются родители учащихся, руководители школ, работники государственных органов управления образованием.

С точки зрения родителей учащихся задачей рейтинга является предоставление достоверной информации о качестве образовательных услуг того или иного учебного заведения для принятия решения о выборе школы и оценки той школы, в которой учится их ребенок.

Руководителям школ рейтинг позволяет оценить конкурентоспособность учебного заведения на рынке образовательных услуг, выявить причины отставания и разработать меры по их устранению, а также оценить возможный потенциал школы и выработать приоритетные направления ее развития.

Для работников государственных органов управления образованием система рейтинговых показателей может служить основой принятия управленческих решений, направленных на повышение качества системы образования в Российской Федерации.

Объектом рейтингования выступают учебные заведения среднего образования. Источником информации для расчета рейтинга являются сведения, предоставляемые учебным заведением.

Методика построения рейтинга учебных заведений среднего образования может быть представлена 4-шаговым алгоритмом (рисунок).

Рассмотрим более подробно предлагаемый алгоритм.

Шаг 1. Определение количественных критериев оценки учебных заведений среднего образования

На первом этапе отбираются направления рейтингования, критерии, характеризующие эти направления, и количественные показатели по

1. Уровень профессиональной деятельности педагогического работника. Выбор данного критерия обусловлен тем, что профессиональный уровень педагога, определяемый его квалификацией, владением современными образовательными и информационными технологиями и методиками, результативностью участия в профессиональных конкурсах и научной деятельности, непосредственно влияет на качество услуг, предоставляемых образовательным учреждением в целом.

2. Результаты образовательной деятельности. Использование этого критерия дает объективную характеристику деятельности учебного заведения, поскольку позволяет оценить качество работы по результатам, показываемым учащимися. Качество обучения учащихся оценивается с точки зрения результатов освоения ими образовательных программ и участия в олимпиадах.

3. Репутационные оценки образовательного учреждения. Репутационные оценки представляют собой мнение экспертов по тому или иному вопросу. При составлении рейтинга учебных заведений среднего образования в качестве экспертов выступают родители, определяющие, в какой школе будет учиться ребенок, и учителя, выбирающие, в какой школе они хотят работать.

4. Ресурсная обеспеченность учебного заведения. В разработанном рейтинге ресурсную обеспеченность предлагается оценивать с точки зрения финансовой и кадровой обеспеченности в том или ином учебном заведении, оказывающей непосредственное влияние на формирование качественного образования: наличие ресурсов позволяет учебным заведениям привлекать к учебному процессу специалистов высокого класса, повышая тем самым качество образования в своей школе.

Количественные показатели выбранных направлений рейтингования приведены в таблице 1.

Шаг 2. Приведение показателей к единой системе шкалирования.

Так как среди 24 показателей 22 оценивается по «прямой» сетке, а 2 (коэффициент выбытия учеников в течение года и коэффициент текучести кадров) – по «обратной», то их надо привести к единой – «прямой» – сетке, чтобы впоследствии их можно было складывать и усреднять без логических коллизий. Кроме того, все показатели различаются в абсолютном значении и имеют разный разброс. Все это предполагает пересчет используемых «прямых» показателей по формуле:

рейтинг школ москвы методика расчета

рейтинг школ москвы методика расчета

рейтинг школ москвы методика расчета

рейтинг школ москвы методика расчета

Все оценки желательно перевести в процентное выражение (путем умножения на 100).

Шаг 3. Расчет интегрального показателя по каждому направлению рейтингования.

Интегральный показатель каждого направления рассчитывается как среднеарифметическое значение характеризующих его критериев, при расчете которых могут использоваться весовые коэффициенты (если конкретный показатель имеет весовое значение). Весовые значения показателей приведены в таблице 1.

Расчет производится отдельно по каждой школе:

рейтинг школ москвы методика расчета

рейтинг школ москвы методика расчета

рейтинг школ москвы методика расчета

Шаг 4. Свертка всех направлений в интегральный показатель.

Заключительным шагом составления рейтинга учебных заведений является определение интегрального показателя, определяющегося как среднеарифметическое значение направлений рейтингования. Так как при усреднении факторов нормировка сбивается, то необходимо произвести ее снова в процентном выражении по максимальному значению показателя.

Получение интегрального показателя позволяет произвести окончательное ранжирование учебных заведений среднего образования.

Использование результатов рейтинга

Как уже было отмечено, конкретные цели и задачи рейтинга определяются конечным потребителем. Поскольку потребителями могут выступать абсолютно разные субъекты, то и конечный продукт должен быть разным. Поясним, что подразумевается под фразой «разный конечный продукт». Естественно, речь не идет о разных результатах оценки средних учебных заведений для различных потребителей. Скорее, речь идет о разных масштабах проведения мониторинга.

Так, если речь идет о родителях, чья заинтересованность в рейтинге выражается желанием выбрать и оценить школу для ребенка, то масштабы рейтинга, как правило, можно ограничить районом проживания ребенка, поскольку большая часть родителей озадачена выбором не просто хорошего учебного заведения, а в пределах шаговой доступности.

Разрабатываемые «районные» рейтинги можно было бы укрупнять в окружные и городские. Потребителями подобного рода укрупненных рейтингов выступали бы уже руководители школ, оценивающие позиции своих учебных заведений на уровне округа и города, а также работники государственных (в том числе, территориальных) органов управления образованием. Для указанных потребителей информации создание подобного рода рейтингов позволило бы разрабатывать и формировать стратегии развития образования на соответствующем уровне.

Применение предлагаемой методики для создания единого общероссийского рейтинга средних учебных заведений также возможно, поскольку рассматриваемые в рейтинге показатели выражены в относительном виде. Однако полученный рейтинг оказался бы слишком громоздким и утратил бы свои главные преимущества – наглядность и информативность. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно ограничить разработку предлагаемого рейтинга уровнем муниципального образования.

Существенным моментом разработки указанного рейтинга является необходимость участия и поддержки подобного начинания со стороны как территориальных органов управления образования, так и директоров школ, на которых должна быть возложена ответственность за достоверность и своевременность предоставления информации для расчета рейтинга. Для этого был разработан специальный опросный лист (таблица 2), предоставляемый в территориальные органы управления образованием.

Под современными образователь-ными технологиями понимается использование в процессе обучения следующих технологий: проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектные и исследовательские методы, лекционно-семинарско-зачетная система, игровые методики, здоровьесберегающие технологии, система инновационной оценки «портфолио»

Методологическое резюме

Таким образом, предлагаемый рейтинг должен сделать первый шаг к структурированию рынка сузов (школ), а в дальнейшем он выступит в качестве нового инструмента конкуренции школ за своего потребителя. Причем конкуренция основана на параметрах качества образования и доверия населения к услугам школ. Желание занять высокие позиции в рейтинге будет инициировать системное улучшение ситуации в школах.

В свою очередь, это даст новые возможности для общественности в части контроля школ и их руководства, поскольку позволит родителям оценивать изменения в учебном заведении, где учится их ребенок, и оперативно реагировать на них.

Рейтинг может со временем совершенствоваться в части наполнения более оперативной и достоверной информацией. Для этого должна повышаться открытость школьной статистики и ответственность за ее обнародование на сайтах школ. Кроме того, активное участие в создание этого рейтинга должны принимать территориальные органы управления образованием. С одной стороны, это придаст создаваемому рейтингу официальный статус, что еще больше повысит ответственность школ за предоставляемую информацию. С другой стороны, это позволит территориальным органам управления образования оперативно оценивать уровень образования в средних учебных заведениях и на этой основе принимать грамотные управленческие решения, направленные на улучшение качества образования на подведомственной территории.
* * *

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) (проект №12-32-01054).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *