рейтинг шимано навесного оборудования
Типы навесного оборудования Shimano для шоссейных, городских, гравийных и электро велосипедов
Прежде всего, поясним, что такое «навесное оборудование». Это любая деталь или запчасть, которая крепится к раме велосипеда.
Самый известный мировой производитель велосипедного навесного оборудования – японская корпорация SHIMANO.
Она изготавливает всю линейку компонентов, необходимых для комплектации различных типов велосипедов. Всё оно делится на классы (уровни), отличающиеся, прежде всего, своим назначением, качеством изготовления и, самое главное, ценой.
Почти на всех деталях нанесена фирменная маркировка Shimano и разные надписи, включающие буквы и цифры. Среди них есть маркировка конкретной запчасти и название класса (уровня, типа) к которому она принадлежит. Вот об этих названиях мы и поговорим.
Всё, что касается оборудования для MTB велосипедов, подробно рассмотрено в отдельной статье «Типы навесного оборудования Shimano для MTB велосипедов».
В этой статье будут рассмотрены классы оборудования Shimano, делящиеся от базового до профессионального уровня для линеек:
Еще одно маленькое замечание. Все классы, рассмотренные ниже, не являются застывшими и незыблемыми. Время идет, появляется что-то новое, некоторые типы оборудования «растворяются» в более низких классах или вообще остаются только на рынке б/у оборудования. Регулярно появляются что-то новое, основанное на новейших технологиях, материалах и инженерных решениях. Цель этой статьи дать общее представление и понятие, а не точную характеристику и описание всех нюансов каждого класса.
Классификация оборудования SHIMANO для шоссейных велосипедов
Прежде всего, напомним, что шоссейные велосипеды предназначены для поездок только по дорогам и шоссе с качественным асфальтовым покрытием. В принципе, отсюда и их название – шоссейники.
Обычно у них
Shimano Tourney (Шимано Турней, Турни)
Это самый начальный и дешевый уровень городских байков – аналогично уровню Tourney для MTB велосипедов.
Shimano Claris (Шимано Кларис)
Оборудование начального уровня для установки на бюджетных шоссейных велосипедах.
Shimano Sora (Шимано Сора)
Отличный вариант за вполне приемлемую цену для шоссейника начального уровня с 16-24 скоростями. Shimano Sora надолго сохранит безукоризненную работу при минимальном количестве настроек.
Соответстует Alivio для горных велосипедов.
Shimano Tiagra (Шимано Тиагра)
Средний класс оборудования для шоссера. Аналог Deore для горных байков. С ним можно выступать в любительских соревнованиях.
Shimano 105 (Шимано 105)
«Золотая середина» в шоссейном оборудовании. Велосипедист получает максимум качества за приемлемую цену. Отличается продуманным дизайном, а так же технологичностью и надежностью.
Shimano Ultegra (Шимано Ультегра, Ултегра)
Это уже профессиональное оборудование, предназначенное для продвинутых любителей и профессионалов. Как утверждает Shimano: «Наилучший баланс между жесткостью и небольшим весом».
Качество компонентов этого класса не уступает следующему классу, но немного тяжелее и дешевле. Соответствует Deore XT оборудованию для MTB велосипедов.
Shimano Dura-Ace (Шимано Дура-Асе)
Наивысший уровень для шоссейников. Это высокотехнологичное оборудование дает самое лучшее сочетание жесткости, легкости и эффективности. Ну и соответственно – это самое дорогое оборудование. По уровню оно соответствует классу XTR для MTB велосипедов.
Предназначено для шоссейных велосипедов высокого уровня и используется профессионалами на серьезных соревнованиях.
Есть еще подкласс Dura-Ace Track. В нём только несколько деталей, но очень специфичных именно для велосипедов, участвующих в трековых гонках.
Классификация навесного оборудования SHIMANO для городских велосипедов
Shimano Nexave (C810, C600, C500) (Шимано Нэксави)
Изначально, в начале 2000 годов, разрабатывалось для туристических велосипедов. Впервые появилось на рынке в 2002 году. Многие элементы этого оборудования «плавно перешли» в другие классы горного направления от Tourney до Acera.
Shimano Nexus (Шимано Нексус)
Nexus — это классическое оборудование для городских велосипедов. Главная его «фишка» в том, что оно требует минимального обслуживания. В этом классе представлены планетарные втулки от 3 до 8 передач, с внутренними тормозами, шатуны, манетки и другое оборудование. Оно специально разработано с максимальной защитой от грязи для уменьшения быстрого износа, отсутствия необходимости регулярного обслуживания и смазки элементов трансмиссии и ориентированное на режимы городской езды.
Можно сказать, что это лучшее оборудование для городских велосипедов с планетарной втулкой.
Shimano Capreo (Шимано Капрео)
Это оборудование среднего уровня специально разработанного Shimano для компактных и складных велосипедов.
Только в этом классе есть специфическое решение – кассета, в которой на самой маленькой звезде 9 зубьев, вместе со специальной втулкой.
Shimano Alfine (Шимано Алфайн, Алфине)
Это продвинутое оборудование для городских велосипедов уровня «комфорт». Включает: планетарные втулки, встроенные во втулки генераторы, веломоторы, гидравлические дисковые тормоза, натяжители цепи.
Shimano Metrea (Шимано Метреа)
Это новый тип оборудования из прочных материалов для городских байков. Оно является средним между скоростными шоссейными и комфортными городскими велосипедами
В дизайне Metrea преобладают:
Изюминкой этого типа являются специально разработанные для H-type рулей очень удобные рычаги тормозов и ручки переключения скоростей. С их помощью можно практически мгновенно переключать скорости. Для этого используются OPTISLICK тросики, обеспечивающие ровное и плавное переключение.
В этом классе трансмиссия представлена в конфигурациях 1×11 или 2×11.
Классификация навесного оборудования SHIMANO для туристических велосипедов
Туристические велосипеды – похожи на шоссейные, но предназначенны не просто для дальних поездок, а для долгих и многодневных путешествий, опять же, в основном, по дорогам с твердым покрытием.
В отличие от шоссейника у туристического велосипеда:
Оборудование для туристических велосипедов представлено тремя классами:
Классы Deore и Deore XT являются аналогами таких же классов, что и для горных велосипедов, но отличается в назначении, например, в наличие контактных педалей или ободных тормозов.
Можно сказать, что Deore XT – это высший класс комплектующих, а Deore – по аналогии с MTB, оборудование хорошего среднего уровня.
А вот оборудование класса Deore LX называют «визитной карточкой» для туристических велосипедов и считается средним между Deore и Deore XT.
Оно отличается
Классификация навесного оборудования SHIMANO для гравийников
Название гравийный велосипед или гравел байк происходит от английского gravel bike — велосипед для гравийных дорог.
Главное отличие гравийника от туристического байка в его способности хорошо катиться не только по асфальту, но и по дорогам без твердого покрытия: проселочным, покрытым гравием, лесным тропам, не очень сильной грязи. По сути гравийник объединяет в себе туристический и горный велосипед.
Они очень универсальны и подходят для продолжительных комфортных поездок.
Гравел байк характеризуется:
Это новый тип велосипедов, но Shimano уже и для него разработала свои классы навесного оборудования.
Они представлены следующими моделями одной серии:
Серия GRX разработана для трех вариантов трансмиссий 2х10, 1х10 и 1х11.
В RS600 и RS800 используется одна звезда спереди и 11 скоростные кассеты.
RS800 выпускается в двух вариантах:
Di2 – значительно дороже.
В серии GRX есть дополнительные тормозные ручки, устанавливающиеся на руль, для быстрого торможения в момент, когда руки велосипедиста находятся не на дуалах.
Для GRX Shimano рекомендует использовать кассеты и цепи классов: 105, Tiagra, Deore, SLX, XT или Ultegra.
Для систем с двумя передними звездами на шатунах Shimano советует использовать кассеты с диапазоном 11-30Т, 11-32Т и 11-34Т, а для систем с одной передней звездой – кассеты с большим диапазоном, к примеру: 11-40Т и 11-42Т.
Еще один интересный момент.
При использовании только одной передней звезды левый рычаг переключения передач становится не нужным. Но Shimano предложила вариант использования его для изменения высоты подседельного штыря. Двигая рычаг вправо-влево можно поднимать или опускать такой подседльный штырь с изменяемой высотой.
Классификация навесного оборудования SHIMANO для электровелосипедов
Оборудование для электрических велосипедов у Shimano представлено 4 классами
Серии оборудования Shimano с индексом Di2
Серии с индексом Di2 изготавливаются с использованием электронных компонентов. В них нет тросиков, но есть провода, аккумуляторы, сервоприводы, которые прячут, где это возможно, например, в раме, руле, подседельном штыре. В электробайках все сервоприводы сразу подключаются к аккумулятору.
Чуть более подробно об этом можно почитать здесь
Типы навесного оборудования Shimano для MTB велосипедов
Самый крупный и наиболее известный мировой производитель навесного оборудования для велосипедов – японская корпорация SHIMANO.
SHIMANO изготавливает всю линейку компонентов, необходимых для комплектации велосипедов.
Всё производимое оборудование SHIMANO делит на классы (уровни), отличающиеся, прежде всего, предназначением, качеством изготовления и, самое главное, ценой.
Если Вы простой велолюбитель, предпочитающий спокойные городские поездки, то Вам, естественно, нет никакого смысла покупать оборудование самого высокого класса, предназначенное для профессиональных спортсменов и гонщиков. Учитывая, что в этой линейке одна деталь, например, кассета, может стоить по цене простого городского байка.
Помните, что запчасти SHIMANO даже самого начального уровня, в отличие от безымянного китайского ширпотреба, по качеству и надежности вполне пригодны для нормального катания даже по нашим городским дорогам, которые часто напоминают слабо пересеченную местность.
SHIMANO выделяет несколько линеек (направлений) производимого оборудования:
Каждая линейка имеет свои классы, которые делятся от начального (базового) до профессионального уровня.
В этой статье мы рассмотрим только линейку МТВ велосипедов, а в статье » Типы навесного оборудования Shimano для шоссейных, городских, гравийных и электро велосипедов » можно почитать о соответствующих типах оборудования для других линеек велосипедов.
Сначала будут описаны особенности, характеристики, предназначение каждого уровня, а потом рассмотрим вопрос «Как правильно выбрать себе уровень оборудования».
Классификация навесного оборудования SHIMANO для MTB (горных) велосипедов
Shimano Tourney (Шимано Турней, Турни)
От английского «турнир»
Самый начальный и дешевый уровень. Используется в велосипедах с 18-24 скоростями для поездок по городу. Устанавливается на детских, подростковых, прогулочных, а так же бюджетных велосипедах для взрослых.
Это оборудование самое тяжелое из всех последующих типов.
Производитель не рекомендует интенсивно кататься по пересеченной местности, но опыт показывает, что при не очень интенсивной езде за городом по легкому бездорожью, так же как и следующие классы, оно нормально работает. Но только не по реальным горам, лесам и крутому бездорожью! Это очень важно!
Делится на подуровни: Tourney TZ, Tourney, Tourney AD70, Tourney TX.
Shimano Altus (Шимано Альтус, Алтус)
Аналогично предыдущему, относится к начальному уровню, но запас прочности а так же цены у него повыше, чем у Tourney. Используется в велосипедах с 21-24 скоростями для поездок по городу и небольшому бездорожью.
Shimano Acera (Шимано Асера, Шимано Асэра)
От испанского «Acera» – «тротуар».
Переходной тип от начального уровня к среднему или начальный средний класс. Применяется в байках с 24-27 скоростями для спокойных катаний по городу и более уверенным прогулкам, но не агрессивному катанию по бездорожью.
Считается оборудованием любительского уровня.
Каретки имеют стандарт «Квадрат» или «окталинк» (шлицы). В этом типе неплохие дисковые гидравлические тормоза.
Shimano Alivio (Шимано Аливио)
От испанского «Alivio» – «облегчение».
Оборудование начального среднего уровня. Обладает достаточно хорошим качеством и низкой для него ценой. Некоторые детали и компоненты Alivio по своим характеристикам являются практически копией следующего уровня (Deore), но дешевле его.
Считается «золотой серединой» между недорогим любительским и профессиональным оборудованием – оно достаточно надежное, обладает приемлемым весом.
Используется в MTB велосипедах с 24-27 скоростями для езды по городу, велотуризма, неагрессивным поездкам по пересеченной местности.
Shimano Deore (Шимано Деор, Деоре)
Это оборудование хорошего среднего уровня. Подходит для велосипедов с 24-27 скоростями, на которых часто катаются как по городу, так и по горам, бездорожью, но не для спортсменов профессионалов. Можно использовать для любительских соревнований.
В отличие от оборудования следующего уровня немного тяжелее. Рекомендуется для байков с высокой регулярной нагрузкой.
Начиная с Shimano Deore все последующие типы используют технологию Dyna Sys. Её суть в более быстром и плавном переключении скоростей. Так же используются другие передаточные отношения, подходящие для большинства велолюбителей, и позволяющие реже переключаться передними звездами, а чаще использовать задний переключатель.
Shimano ZEE (Шимано Зи)
По сути это тот же Deore, но имеющий большую прочность за счет дополнительных вставок.
Используется для велосипедов с 10-скоростной трансмиссией.
Используется для агрессивной езды по горным и лесным тропам. Очень высокая надежность и гарантия того, что даже при самом экстремальном спуске оно не подведет.
Подходит для даунхила, фрирайда, кросс-кантри.
Shimano SLX (Шимано СЛХ)
Оборудование высокого уровня: высший любительский или начальный профессиональный.
Используется в велосипедах с 12 скоростной трансмиссией c расширенным диапазоном. Предназначено для езды по пересеченной и горной местности, где скорость – не главное.
Обладает очень высокой прочностью и надежностью, долговечностью и четкостью переключений. Значительно легче, чем Deore, но, в тоже время, заметно дороже.
При его производстве Shimano использует все фирменные технгологии: гидравлика с ServoWave, Shadow+, система Hollowtech II, крепление манетки к тормозу I-Spec EV.
Оно обеспечивает хорошее качество работы, приемлемый вес и надежность.
Можно сказать, что это – предел целесообразности для обычного велолюбителя. Вряд ли в своих покатушках он встретит условия, требующих более качественного оборудования. Этот класс для тех, кто хочет купить один раз и только подстраивать каждые несколько тысяч километров.
Shimano Deore XT (Шимано Деор ХТ, Деоре ХТ)
Дорогое, но легкое профессиональное оборудование, впервые появившееся в 1982 году. Оно предназначено для участия в серьезных гонках по пересеченной местности. При его разработке и производстве использовались самые современные материалы и технологии Shimano.
Очень высокая надежность, низкий вес, отличная точность переключений. Оно не требует поднастройки даже спустя длительное время.
Shimano DXR (Шимано ДХР)
Специальный тип высокотехнологичного оборудования для спортсменов профессионалов BMX. Особенность – система тормозов, только v-brake.
Shimano Saint (Шимано Сайнт, Сэйнт, Сейнт)
Профессиональный тип, предназначенный для экстремальных нагрузок: профессионалов Down Hill, фрирайд. Так же используется для гравийных байков.
Для велосипедов с 10-скоростной трансмиссией. Компоненты этого уровня дороже предыдущего, но имеют более высокую прочность и надежность.
Shimano XTR (Шимано ХТР)
Это оборудование самого высокого и дорогого уровня для горных велосипедов. Применяется профессиональными спортсменами для соревнований мирового уровня. У него минимальный вес при максимальных характеристиках.
Для повседневных поездок и тренировок его не используют – слишком дорогое. Хотя, если для «понтов» или в случае, если деньги девать некуда, – то можно и купить.
Все новые технологии производства и материалы, включая титан, карбон, экспериментальные сплавы, появляется именно в этой группе.
Shimano Deore XT Di2 и XTR Di2
Серии оборудования с индексом Di2 исполняются с использованием электронных компонентов. В них нет тросиков, зато есть провода, аккумуляторы, сервоприводы, которые прячут, где это возможно, например, в раме, руле, подседельном штыре. Ну а в электробайках конечно их использование удобнее – там просто все сервоприводы сразу подключены к аккумулятору.
Передачи переключаются не натяжением тросиков, а сервоприводами.
Преимущество этих серий – высокая точность, надежность работы переключателей и наличие функции Synchro Shift (синхронизированное переключение).
Суть её в том, что можно управлять передним, а так же задним переключателями передач с помощью одного рычага. Передний переключатель переключается автоматически, если это необходимо, с учетом положения заднего переключателя. При этом происходит плавное изменение передаточного числа.
При переключении передач вверх или вниз режим Synchro Shift (синхрошифт) определяет на какой передней звезде (большой, средней или маленькой) должна находиться цепь и сам перекинет её, если это необходимо. Так поддерживается плавное педалирование и правильная комбинация передач, не допускается перекос цепи.
Сильным преимуществом синхронизированного электронного переключения является возможность программирования системы, что дает возможность подстраиваться под конкретную комбинацию передних и задних звезд с учетом возможностей самого велосипедиста.
Есть хорошее видео, поясняющее работу этого режима
Shimano Hone (Шимано хоне)
Отдельно нужно сказать о Shimano Hone.
Появившись впервые в 2007 году и предназначенный для экстремального катания он, в дальнейшем, стал прототипом Shimano SLX. Но уже с 2015 года не выпускается.
Для удобства восприятия мы объединили в одной таблице все уровни оборудования для MTB велосипедов и их соответствие стилям катания.
Уровень оборудования Shimano
Повседневное городское катание
Tourney TZ, Tourney, Tourney AD70, Tourney TX, Altus, Acera, Alivio
Повседневное катание на горном велосипеде
Повседневное спортивное катание
Altus, Acera, Alivio
Путешествие, отдых, ежедневные поездки
Deore, Deore XT, Deore LX
Соревнования по экстремальному туризму
Гравити и технически сложные соревнования
Deore XT, ZEE, SLX, XTR
На что обратить внимание при выборе нужного типа велосипедного оборудования для себя
Прежде всего, нужно понимать:
Хорошее оборудование стоит дорого. Некоторые элементы профессиональных уровней обойдутся по цене простого городского велосипеда. Но ставить тормоза или трансмиссию из серии XTR или Saint и кататься только по городскому асфальту – бесполезные «понты», несмотря на все уверения продавца.
С другой стороны оборудование Tourney не является горным в полном и правильном понимании этого названия большинством городских любителей.
Горный – это значит кататься по горам, лесным и горным тропам, а не по асфальту или грунтовой дороге.
Так вот, детали Tourney нормально подойдут для спокойных поездок по городу и прогулок по парку, поездок на дачу или в лес за грибами.
Для детских и подростковых велосипедов оно вообще подходит идеально. Дети не могут дать сильную силовую нагрузку, а вот падают, бьют и небрежно обращаются со своими великами гораздо чаще. Так что дешевые запчасти к ним это гораздо лучше.
Аналогично и с женскими велосипедами. Женщины чаще всего ездят гораздо спокойнее и аккуратнее. Так что для них этот уровень то же подойдет.
Конечно, если хватает денег, то лучше разу взять Altus, Acera, Alivio и не мучатся в дальнейшем, но тут уже каждый решает сам, переводя свой взор из кошелька на велосипед и обратно.
Если велосипед реально используется в MTB Туризме, даунхиле, фрирайде или в крос-кантрийных соревнованиях – то тут уже точно нужно брать обвес соответствующего уровня. Ведь дело не столько в его цене, столько в надежности. Если на трассе что-то сломается или откажет в самый не подходящий момент – в больничке потом заплатите еще больше.
Опять же, на сегодняшний день стоимость серий Di2 такова, что для простого велосипедиста, дешевле всё переключать по старинке – ручками. Хотя, может в будущем, с учетом расширения производства и удешевления, всё это придет и на обычные городские велосипеды.
Можно ли комбинировать оборудование разных уровней между собой?
А почему нет? Конечно, перед покупкой конкретных деталей нужно это обязательно уточнить и проверить, но в целом оборудование Shimano разных уровней, особенно соседних, взаимозаменяемо и работает друг с другом.
И еще учтите, что замена педалей это одно, а замена трещотки на кассету – совсем другое. Последняя потянет за собой еще и замену втулки, а может и всего заднего колеса, возможно заднего переключателя и т.д.
Более подробно о совместимости оборудования различных классов Shimano можно посмотреть на их официальном сайте: