рейтинг хороших российских фильмов

15 достойных российских фильмов, за которые не стыдно

рейтинг хороших российских фильмов

Сегодняшняя подборка для тех, кто не разочаровался в российском кинематографе. Собрали достойные фильмы на любой вкус. Приятного просмотра!

1. Без меня (2018)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Кирилл Плетнёв
Актёры: Полина Максимова, Любовь Аксенова, Риналь Мухаметов, Кирилл Плетнёв
Возрастной рейтинг: 16+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.8 / 5.4
Купить в iTunes: 399 руб

Необычное кино-путешествие, в котором две совершенно разные по характеру девушки вынуждены выполнить последнюю просьбу любимого мужчины.

Драматичная история любовного треугольника, крутой саундтрек и динамичные дорожные приключения, в конце которых зрителя ждет неожиданная развязка.

Своеобразная российская версия фильма «P.S. Я люблю тебя».

2. Временные трудности (2018)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: драма
Режиссёр: Михаил Расходников
Актёры: Риналь Мухаметов, Иван Охлобыстин, Илья Рязанов
Возрастной рейтинг: 12+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.3 / 3.1
Купить в iTunes: 399 руб

История закалки характера инвалида с ДЦП наполнена противоборством с отцом, системой и сложностями, с которым сталкиваются тяжело больные в России (и СССР).

Фильм «разнёс» в своём обзоре известный блогер BadComedian, а рейтинг буквально уничтожен на IMDb. Тем не менее, картина за исключением финального акта смотрится интересно, хоть и оставляет массу вопросов к создателям.

Спорное кино, которое стоит посмотреть ради убедительной актёрской игры.

3. История одного назначения (2018)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: драма
Режиссёр: Авдотья Смирнова
Актёры: Алексей Смирнов, Евгений Харитонов, Филипп Гуревич, Ирина Горбачева
Возрастной рейтинг: 12+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 7.0 / 6.4
Купить в iTunes: 399 руб

Историческая драма о поручике, обвиняемом в совершении серьёзного преступления и которому грозит военный трибунал, раскрывает вечно актуальные проблемы в российского общества.

Яркая умная новелла о сложностях человеческой души понравится всем зрителям, которые любят российскую историческую литературу.

4. Вечная жизнь Александра Христофорова (2018)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: комедия
Режиссёр: Евгений Шелякин
Актёры: Алексей Гуськов, Оксана Фандера, Тимофей Трибунцев, Роман Курцын
Возрастной рейтинг: 18+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.4 / 6.1
Купить в iTunes: 399 руб

Задорная комедия о бывшей звезде театра и кино, которая получает второй шанс.

Отметим отличный актёрский состав, включая, убедительного Алексея Гуськова, как всегда колоритного Тимофея Трибунцева и очаровательную Оксану Фандеру.

Жизнеутверждающее ироничное кино, оставляющее после просмотра исключительно положительные эмоции.

5. 2 дня (2011)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: мелодрама, комедия
Режиссёр: Авдотья Смирнова
Актёры: Фёдор Бондарчук, Ксения Раппопорт, Евгений Муравич
Возрастной рейтинг: 16+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 7.0 / 7.1

Великолепная комедия о противостоянии московского чиновника и литературоведа
в провинциальном музее. Живописные виды русской природы, искромётные диалоги и шикарная актёрская игра вызывают исключительно положительные эмоции после просмотра.

Лёгкое, трогательное, ироничное, а главное – актуальное для России кино.

6. Непрощённый (2018)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: драма
Режиссёр: Дмитрий Нагиев, Роза Хаируллина, Марджан Аветисян
Актёры: Сарик Андреасян
Возрастной рейтинг: 16+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.6 / 6.4

Драма основана на реальной истории российского архитектора Виталия Калоева, который не смог простить ошибку диспетчера Петера Нильсена, приведшей к гибели его семьи в авиакатастрофе.

Нагиев сыграл одну из лучших своих ролей за последние годы. Но, к сожалению, режиссёр и сценаристы в очередной раз выдали что-то невразумительное, продемонстрировав странный уровень компетентности.

Спорное кино, которое понравится не всем.

7. Спитак (2018)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: драма
Режиссёр: Александр Котт
Актёры: Лерник Арутюнян, Эрмине Степанян, Александра Политик, Олег Васильков
Возрастной рейтинг: 18+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.3 / 7.4
Купить в iTunes: 349 руб

Фильм-катастрофа о разрушительном и самом многочисленном по числу жертв землетрясении, случившемся на территории Армении 7 декабря 1988 года.

Как всегда, бюджет российского фильма не позволяет продемонстрировать эффектные драматичные моменты разрушения. Все подобные сцены остались за кадром. Зрителю предстоит увидеть исключительно атмосферную человеческую трагедию после произошедших событий.

8. Любовь с ограничениями (2016)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: комедия, мелодрама
Режиссёр: Дмитрий Тюрин
Актёры: Павел Прилучный, Анна Старшенбаум, Илья Глинников, Алексей Чадов
Возрастной рейтинг: 16+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.3 / 5.8
Купить в iTunes: 399 руб

Достойное развлекательное кино, поднимающее важную тему положения инвалидов в современной России.

Романтичная история, наполненная иронией и добротой, может похвастаться убедительной актёрской игрой и красивым саундтреком.

9. Про любоff (2010)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: комедия, мелодрама
Режиссёр: Ольга Субботина
Актёры: Фёдор Бондарчук, Ольга Сутулова, Оксана Фандера, Мария Машкова
Возрастной рейтинг: 16+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.1 / 6.0

Экранизация известного романа Оксаны Робски представляет из себя комедийную мелодраму о взаимоотношениях преподавателя техники речи и преуспевающего бизнесмена.

История происходящего между двумя собирательными персонажами напоминает современную сказку о Золушке. Правда, сказкой фильм не оказывается и удивляет своей непредсказуемой развязкой.

10. Рай (2016)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: драма
Режиссёр: Андрей Кончаловский
Актёры: Юлия Высоцкая, Петер Курт, Виктор Сухоруков, Филипп Дюкен
Возрастной рейтинг: 16+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.7 / 7.1
Купить в iTunes: 99 руб

Пронзительная многослойная драма вечного противостояния человечности и фашизма.

История главной героини, попавшей в концлагерь, наполнена гнетущей атмосферой и пугает своей детальной проработанностью. Отдельно отметим наличие длинных монологов главных героев, которые комментируют и дают оценку всего происходящего.

Заслуженный «Серебряный лев» за лучшую режиссёрскую работу.

11. Хрусталь (2018)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: драма, комедия
Режиссёр: Дарья Жук
Актёры: Алина Насибуллина, Иван Мулин, Юрий Борисов
Возрастной рейтинг: 18+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 7.0 / 7.1
Купить в iTunes: 399 руб

Самобытный фильм-ностальгия о советском времени, обстановка и события, в котором переданы предельно реалистично.

Приключения главной героини, оказавшейся в посёлке Хрустальном, наполнены комедийными моментами и драматическим абсурдом одновременно. Необычный забавный микс.

Эту яркую запоминающуюся историю можно смело советовать к просмотру всем ценителям авторского кинематографа.

12. Большой (2016)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: драма
Режиссёр: Валерий Тодоровский
Актёры: Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина, Александр Домогаров
Возрастной рейтинг: 12+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.7 / 6.9
Купить в iTunes: 299 руб

История талантливой танцовщицы, которая получает возможность оказаться на главной сцене страны.

Суровая драма наглядно показывает, почему балетный станок называют станком. Здесь минимум романтики, а лишь суровая правда о жизни и жестокости закулисных игр.

Непростое кино о важности быть упорным в жизни.

13. Слоны могут играть в футбол (2018)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: драма
Режиссёр: Михаил Сегал
Актёры: Владимир Мишуков, Софья Гершевич, Варвара Пахомова, Александра Быстржицкая
Возрастной рейтинг: 18+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.3 / 6.4
Купить в iTunes: 299 руб

Сугубо авторское кино Михаила Сегала, который сыграл одну из ролей, а также выступил в качестве режиссёра, сценариста, монтажера и даже композитора.

Фильм состоит из трёх новелл о герое, привыкшем к одиночеству, и неожиданно заводящим новые знакомства.

Сложно и чересчур абстрактное кино не для всех.

14. Сердце мира (2018)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: драма
Режиссёр: Наталия Мещанинова
Актёры: Степан Девонин, Дмитрий Поднозов, Яна Сексте
Возрастной рейтинг: 18+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 6.7 / 6.9
Купить в iTunes: 399 руб

История о тихом ветеринаре на станции для тренировки охотничьих собак удивит тонким миксом философии и юмора, а также восхитит необыкновенной природой в кадре.

Качественное, авторское кино.

15. Подбросы (2018)

рейтинг хороших российских фильмов

Жанр: драма
Режиссёр: Иван И. Твердовский
Актёры: Денис Власенко, Анна Слю, Данил Стеклов
Возрастной рейтинг: 18+
Рейтинг КиноПоиска / IMDb: 5.9 / 5.4
Купить в iTunes: 399 руб

Тяжелый фильм-метафора об одиночестве и внутреннем кризисе от автора скандального «Класса коррекции» молодого Ивана Твердовского.

История главного героя, воспитанный в интернате, но попавший в дом к собственной матери, наполнена странными двоякими сценами, вызывающими у зрителя массу вопросов.

Сложное, практически артхаусное кино, поднимающее сложную тему пороков современного общества.

Источник

Топ топов – 2020. «Абсолютный рейтинг» лучших российских фильмов года по мнению зрителей

рейтинг хороших российских фильмов

Для составления рейтинга были использованы данные из семи источников: «Фильм Про», «КиноПоиск», Google Play Россия, kino-teatr.ru, kino.mail.ru а также российский бокс-офис и данные опроса ВЦИОМ. Фильм, занявший первое место в вышеперечисленных рейтингах, получал десять баллов, за второе место присуждалось девять баллов, за третье — восемь, и так далее до десятой строчки, за которую фильму доставался один балл. Затем полученные фильмами баллы были суммированы – в лидерах оказалась та картина, которая набрала больше всего баллов.

10 место – «Фея»

Главные роли – у Константина Хабенского и Ингеборги Дапкунайте. В центре сюжета – история популярного разработчика игр, создаваемых для виртуальной реальности. Сейчас он уверен, что контролирует в своей жизни всё, но встреча с молодой активисткой меняет его взгляд на мир.

Трейлер фильма «Фея»

9 место – «Шугалей»

Боевик, ставший хитом онлайн-проката в 2020 году. Ответ американскому сериалу «Побег из тюрьмы», основанный на реальных событиях. По сюжету российские ученые-социологи отправляются в Ливию, чтобы провести опрос местного населения. Но в ходе работы они получают информацию, которую не должны были получить. В итоге Максим Шугалей и его друг-переводчик Самер Суэйфан оказываются за решеткой. Их пытают, стараясь выбить признание, но обвинение даже по прошествии года так и не предъявляют. Когда дипломатическое решение проблемы проваливается, Шугалей решает бежать.

Трейлер фильма «Шугалей»

8 место – «Смертельные иллюзии»

Братья Романовы – знаменитые российские иллюзионисты – готовят новое шоу, в рамках которого собираются раскрыть секреты самых опасных трюков. Но первый же номер ставит под вопрос продолжение представления: в финале пропадает ассистентка. Таинственный голос в наушниках заявляет, что теперь все нужно делать только так, как он скажет. Иначе – девушка умрет.

Трейлер фильма «Смертельные иллюзии»

7 место – «Вторжение»

Сиквел нашумевшего блокбастера «Притяжение» получился более масштабным. После падения на российскую столицу космического корабля все изменилось. Юля Лебедева, влюбившаяся в пришельца Хэкона и получившая от него в подарок частичку инопланетной силы, становится объектом исследования ученых секретной правительственной лаборатории. Однако ее растущая сила волнует не только землян, но и инопланетный разум, готовый уничтожить планету, дабы Юля не выжила.

Трейлер фильма «Вторжение»

6 место – «Тень звезды»

Мелодрама, главную роль в которой сыграл Павел Прилучный. Его персонаж – популярный рэпер Илья Нэйм. Впереди – большой концерт в Санкт-Петербурге. Неожиданно на музыканта совершается покушение – ему чудом удается остаться в живых. Чтобы защитить Илью, менеджер нанимает профессионального телохранителя – им оказывается девушка. Проанализировав все вероятности, она приходит к выводу, что смерти Илье мог желать кто угодно из его окружения. В момент, когда опасность снова настигает звезду, телохранитель спасает ему жизнь. Но она слишком много знает – и теперь Илье приходится спасать телохранителя.

Трейлер фильма «Тень звезды»

5 место – «Хэппи-энд»

Загадочный пожилой мужчина находит себя на пляже в Таиланде – он не помнит ни своего имени, ни цели своего визита в эту страну. Пытаясь разобраться в ситуации, он оказывается в отделении полиции, а затем вынужденно устраивается на работу в отель русской эмигрантки. Удивительно, но растерявшемуся герою даже удаётся организовать свой теневой бизнес. Одно только остаётся неясным – зачем же он сюда прилетел?

Трейлер фильма «Хэппи-энд»

4 место – «Лед 2»

Продолжение романтической мелодрамы «Лед», ставшей одним из самых кассовых фильмов российского проката. Надя и Саша поженились, а впереди их ожидает важное событие – рождение первенца. Однако цена, которую они платят за это чудо, оказывается слишком высока. Александру приходится бросить хоккей, чтобы воспитывать дочь, которой он решает не говорить, кем же на самом деле была ее мама.

Трейлер фильма «Лед 2»

3 место – «Серебряные коньки»

Еще одна сказка, в которой фигурируют коньки. Интересно, что этому фильму, чтобы попасть в итоговый рейтинг года, потребовалось менее месяца. Главные герои – молодой человек и девушка из разных социальных групп. Он – сын простого фонарщика, она – дочь видного сановника. И в любое другое время они бы, вероятно, попросту не встретились. Но сейчас, под Рождество, когда Санкт-Петербург бурлит в ожидании праздника, самое время для того, чтобы чудо свершилось.

Трейлер фильма «Серебряные коньки»

2 место – «Калашников»

Репортаж со съёмок фильма «Калашников»

1 место – «Холоп»

Самый кассовый российский фильм в современной истории отечественного кинопроката, самый кассовый фильм 2020 года. Комедия «Холоп» заработала 2,7 млрд рублей! Это второй результат после «Аватара» Джеймса Кэмерона. В центре сюжета фильма – история мажора Гриши, который, в очередной раз напортачив, попадает в немилость к отцу. Тот решает проучить отпрыска – и «отправляет» его в деревню XIX века, где Гриша становится крепостным холопом.

Источник

Лучшие российские фильмы 2020

Заветная мечта российских кинопроизводителей сбылась: из-за коронавируса кинопрокат в этом году освободился от дорогих американских блокбастеров, премьера которых была отложена до лучших времен, и российские фильмы заняли более заметное место в кинотеатрах и в онлайн релизах. Мы потихоньку подводим итоги года и выбрали лучшее российское кино, вышедшее в 2020 году.

рейтинг хороших российских фильмов

У Елизаветы Глинки и ее мужа важное событие — они готовятся праздновать 30-ю годовщину свадьбы. Приехал сын на два дня, собирается много гостей на праздничный ужин, но у Доктора Лизы есть одно важное дело, не терпящее отлагательств, ведь она и ее организация «Справедливая помощь» заботятся об умирающих онкологических больных.

рейтинг хороших российских фильмов

Новочеркасск, 1962 год. На главном городском заводе забастовка: рабочие хотят повышения зарплат и снижения цен на продукты. Работница парткома Людмила уверена, что зачинщиков следует арестовать и приговорить к высшей мере. Постепенно беспорядки распространяются на весь город, и забастовщиков разгоняют армией, застрелив попутно несколько человек, а Людмила никак не может найти свою дочь.

рейтинг хороших российских фильмов

Семнадцать лет прошло со дня теракта на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост», и Наталья, которая после трагических событий удалилась в монастырь, возвращается в Москву. Она должна провести вечер памяти, несмотря на то что это тяжелое испытание и для нее самой, и для всех, кого она туда позовет.

рейтинг хороших российских фильмов

Триллер о фантастическом прошлом. СССР, 1983 год. На Землю с орбиты возвращается советский космический аппарат, но из двух космонавтов в живых остается только один. Никто не знает, что случилось на борту, в том числе и сам выживший, у которого образовался провал в памяти. Ясно одно: домой он вернулся с опасным и очень живучим паразитом-симбионтом внутри. Нейрофизиолог Татьяна Климова должна выяснить, как их разделить и не угробить при этом Героя Советского Союза.

рейтинг хороших российских фильмов

Бабушке Павле восемьдесят три. Она одинока, но во сне к женщине приходит умерший муж, издевавшийся над ней при жизни, и дает советы, как выжить в сложившейся ситуации, когда почти все дома в поселке сгорели в страшном пожаре, единственный магазин закрылся, а электричество отключили. Старушке трудно, но она не сдается: ищет керосин, пускает на постой посторонних и мечтает, что когда-нибудь снова увидит свою семью.

рейтинг хороших российских фильмов

Отряд юных курсантов из Подольска в октябре 1941 года направлен на защиту Ильинского рубежа. Три с половиной тысячи совсем молодых солдат двенадцать дней защищали последний рубеж перед Москвой до прибытия подкрепления. В конце концов в живых осталось только пятьсот человек.

рейтинг хороших российских фильмов

Простой сельский паренек отправляется на фронт Первой мировой войны, чтобы навоевать там много наград и прославиться. Но в первом же бою мальчик теряет зрение и остается служить слухачом — он должен слушать небо, чтобы предупредить о приближении вражеских аэропланов. В недорогом фильме режиссера-дебютанта Александра Золотухина нет головокружительных голливудских спецэффектов, но при этом чувства обостряются до предела благодаря подслеповатой камере.

рейтинг хороших российских фильмов

История о том, как советский конструктор Михаил Калашников в годы Великой Отечественной войны создавал свой легендарный автомат АК-47.

рейтинг хороших российских фильмов

У Марины из Воронежа полно разных желаний, но самое главное из них — выйти замуж. Ради этого надо срочно ехать в Ханты-Мансийск на сеанс по исполнению желаний. Во время пересадки в аэропорту Пулково она знакомится со странным парнем, который и ведет себя чудаковато, и говорит непонятно, а самое главное — забрал последнее место в самолете.

рейтинг хороших российских фильмов

Продолжение популярной спортивно-сказочной мелодрамы «Лед». Фигуристка Надя и хоккеист Саша женятся, и у них рождается дочка. А потом случается страшное, и Саша остается воспитывать ребенка один. Он очень хороший папа, но категорически запрещает дочери выходить на лед. А у девочки гены, ей без коньков никак нельзя.

рейтинг хороших российских фильмов

После развода с мужем опустошенная Марина Гордеева отправляется отдохнуть на море. Здесь она увлекается фридайвингом — подводным плаванием с задержкой дыхания. Жизнь сразу наполняется смыслом, и у Марины появляется опасная цель — побить рекорд глубины погружения среди женщин.

рейтинг хороших российских фильмов

Трагикомедия режиссера-экспериментатора Бориса Гуца, снятая на смартфоны. У Марии обнаружили меланому, и без операции ей осталась от силы пара месяцев. Петр изо всех сил ищет 4 миллиона на врачей, влезая в самые разные авантюры, а сама Мария, тем временем, занимается подготовкой своих похорон.

рейтинг хороших российских фильмов

На пляже под солнцем Тайланда приходит в себя странный старик в тельняшке. Он говорит по-русски, не помнит своего имени, где его дом и как он тут оказался. Документов при нем нет и идти ему некуда, но находится соотечественница, которая держит здесь гостиницу и готова приютить мужика в обмен на работу. Неизвестный оказывается весьма деятельным человеком и быстро заводит собственный бизнес и кучу друзей.

рейтинг хороших российских фильмов

Источник

Рейтинг хороших российских фильмов

Но с попыткой если не оправдаться, то хотя бы объясниться перед старшим поколением. «Что мы теперь можем предложить миру? Зарядку от айфона?» — говорит один из главных героев смотря в экран, будто бы прожигая глазами зрителя. Вторым фильмом десятилетия, где ставились те же вопросы такими же молодыми творцами, была «Амбивалентность» Антона Бильжо. Вот только этот фильм был обласкан критиками всех возрастов. А на первом показе «Кислоты», на котором мне посчастливилось поприсутствовать, стоя аплодировали лишь молодые.

Дяденьки и тетеньки, всерьез называющие себя уже лет так 20 кинокритиками, вертелись в креслах от недоумения и тотального неприятия происходящего на экране. И это лучший показатель дерзости высказывания и качества дебюта.

14. «Сердце мира», 2018

Дебютная полнометражная работа Натальи Мещаниновой, написавшей скрипт «Аритмии», про которую чуть позже. Этот фильм должен быть в топе лучших хотя бы потому, что в России наконец-то началась логичная для индустрии текучка хороших сценаристов в режиссерское кресло, и «Сердце мира» — ярчайший пример этого процесса.

Не упиваясь идеями внутренней эмиграции как единственным способом уйти от российской реальности, Мещанинова нашла свой путь, сняв кино с крайне важным для России посылом. В прошлом году в своих заметках с полей Кинотавра я писал:

«Сердце мира» — размеренная, очень неторопливая в суждениях камерная драма о важности семейных отношений. И одновременно, что странно — о современных защитниках прав кого бы то ни было. В этом случае — радетелей за права животных. А точнее, о том, что их поверхностная попытка спасти животных, природу, да кого угодно, может оказаться дорогой в ад. Редкое отечественное кино заставляет задуматься о важности прощения и терпения даже в те моменты, когда хочется набить рожу каждому встречному, и жить с собаками. Просто потому, что они кажутся лучше людей.

Именно этого на больших экранах сейчас так не хватает.

13. «Лето», 2018

Лента, которая еще в прошлом году была неотделима от политического хайпа, который окружил ее и не давал оценить по достоинству. Когда фильм показывали на прошлогоднем Кинотавре, либеральная масса использовала его исключительно в политических целях.

«Свободу Серебренникову! Узники совести не должны оставаться в тюрьмах!», «Этот режим убивает творца!» — этими лозунгами были просто наполнены все разговоры о картине, которую режиссер доделывал, находясь под домашним арестом. Вот только к искусству все эти крики не имели совершенно никакого отношения.

И вот, спустя год, пересмотрев фильм уже трезвым взглядом, можно попытаться найти в «Лете» точный срез эпохи молодых нонконформистов, которые не хотят жить в стране постоянного «вчера», так похожей на ту, в которой мы все сейчас оказались. Отличная музыка, отличный Рома Зверь в роли Майка Науменко и какой-то непередаваемый флер эпохи, которую будто поцеловали в лоб свободолюбивые американские шестидесятые.

Может потому фильму и навесили ярлык «оппозиционного». Не привыкла нынешняя режимная культурная богема рассуждать о свободе, даже если она всего лишь музыкальная.

Больше итогов десятилетия на «Канобу»:

12. «Время первых», 2017

Прекрасный пример того, как абсолютно пропагандистская лента смогла все равно сохранить творческую ценность. Окруженная скандалом с отречением от режиссерского кресла Юрия Быкова из-за творческих разногласий с главным актером и одновременно продюсером Евгением Мироновым. А также ненавистная многими из-за переноса проката «Форсажа 8» в угоду собственным коммерческим интересам.

Но при этом «Время первых» все равно остается лучшим русскоязычным фильмом о космосе и нестерпимом желании покорить неизведанное. Вот такой вот парадокс отечественного госбюджетного кинопрома. В итогах 2017 года наш руководитель отдела «Кино и сериалы» Александр Башкиров писал:

На фоне ужасно шаблонного и беззубого — хоть и куда более популярного, — «Салюта-17» работа Дмитрия Киселева-Юрия Быкова кажется еще более яркой. Это лучший русскоязычный фильм о космосе, включая все советские картины на эту тему, не снятые Андреем Тарковским. Люди негромко и предельно реалистично говорят в полутемных помещениях. Блеклые, словно выцветшая фотография, картины жизни в СССР 60-х годов. Видения детства, словно в «Солярисе». Потрясающие по внутреннему напряжению, но практически лишенные ненужной визуальной показухи сцены выполнения великой миссии настоящих советских людей.

11. «Жить» (Василий Сигарев), 2012

Вторая полнометражная работа Василия Сигарева, в которой он не просто окончательно сформировал свой творческий метод, но и выразил все те смысловые тренды, которыми болело авторское русское кино в начале десятых голов. Предельная иносказательность, и попытка поиграть в еще неведомый нашему кино метамодерн.

Экзальтация темы смерти, как единственного выхода из русской депрессии, когда водка не помогает, а ускоряться, подобно лирическому герою Сергея Шнурова, просто лень. Еще предельно либеральный и откровенно садистский взгляд на извечный вопрос «Как нам обустроить Россию». И просто километры натянутого словно петля на шее циничного реализма в изображении действительности.

Если вы через 20 лет захотите узнать, о чем было наше кино в период медведевской «оттепели», то «Жить» Сигарева станет настоящей энциклопедией этого периода. Мрачной, пропитанной экскрементами, наркотиками и мыслями о тщетности бытия. Отвратительной, и от того почему-то очень привлекательной.

Потом Сигарев снимет «Страну Oz», уже пародируя и смеясь над этой мрачной модой, но в 2011 году «Жить» выглядел максимально серьезно.

10. «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», 2017

Ярчайший, пусть и редкий пример в российском кино, когда амбиции и желание сделать что-то действительно крутое могут победить жестокие питчинговые законы индустрии.

Александр Хант буквально из топора состряпал наваристое роуд-муви, наполненное и тоской по прошлому, и непониманием между двумя родными людьми, которые даже не знают о том, что их связывает. Витька Чеснок — классический провинциальный гопник. Его папаша Штырь — бандитская тень из страшных девяностых, которая когда-то хищно ходила над страной. Но даже эти стопроцентные маргиналы могут преподать зрителю урок прощения и понимания ближнего своего.

Алексей Серебряков, снявшийся в фильме абсолютно бесплатно, не зря выбрал эту работу в качестве благотворительной миссии. Такие стройные сценарии, подкрепленные классной режиссерской работой, очень редко можно встретить даже среди картин маститых авторов.

Правда редкость прецедента подтвердила творческая судьба самого постановщика. После этого полнометражного прорыва Хант не снял больше ничего, а его новый проект «Межсезонье» так и висит в статусе только объявленного. Видимо, русская кинематографическая мечта больше мертва, чем жизнеспособна.

Больше итогов десятилетия на «Канобу»:

9. «Географ глобус пропил», 2013

Экранизация не самого лучшего романа Алексея Иванова, которая вроде бы опоздала с выходом на десяток лет. Но, в отличии от киновоплощения гениального «Generation П», которое также слишком долго плутало по кругам производственного ада, фильм Велединского прекрасно вписался в новое время.

Образ учителя географии Служкина, который видит выход из сложившейся нищенской тоски исключительно в сорокоградусных напитках, так, к сожалению, и не потерял актуальности. Могу поспорить, что почти у каждого из вас был в жизни такой препод, которого все почему-то очень любили. Эта извечная внутрення иммиграция нашей гуманитарной интеллигенции лучше всего была показана именно здесь, без попытки найти из нее выход. Потому что пока что в этой реальности его просто нет.

Ну и, конечно же, в «Географе» Константин Хабенский показал абсолютно лучшую свою актерскую работу (во всяком случае, на телевидении или в кинематографе). Образ Служкина, потерявшегося и никому не нужного человека, мог быть так гениально воплощен на экране только этим интеллигентом с грустными глазами.

Вне конкурса

«Трудно быть Богом» и «Я тоже хочу»

Оба эти фильма, ставшие последними для главного реалиста СССР и главного реалиста постперестроечной эпохи, не так хороши, чтобы попасть в основной топ. Но не сказать об этих работах, учитывая уход и Германа-старшего и Алексея Балабанова в этом десятилетии, было просто нельзя.

«Трудно быть Богом», 2013

В материале о лучших фильмах про Средневековье Александр Башкиров писал:

Фильм поражает полнейшей реалистичностью и своеобразной мрачнейшей, безысходной, но все-таки красотой происходящего на экране. Умением Германа удивительно красиво показывать грязь, кровь и дерьмо, не скатываясь при этом в чернуху, я восхищался, разбирая «Ивана Лапшина» для нашего топа лучших фильмов всех времен, и с годами это умение режиссера не оставило — даже на пороге смерти.

«Трудно быть богом» — это замочная скважина, через которую можно заглянуть в почти настоящее средневековье, такую же виртуальную реальность, которую сумел создать Умберто Эко в своем «Имени розы» (и до которой не дотянули сами Стругацкие). Да, картинка местами не самая приглядная: на заднем плане кого-то топят в выгребной яме кверх ногами, на переднем — ослиный хер.

Но ни до, ни после нам в кинематографе не предлагали столь любовно, достоверно и досконально воссозданного средневекового ада. В последний фильм Герман вложил все известные ему операторские и режиссерские техники, и это совершенно монументальная киногравюра, которую по визуальной мощи можно ставить в один ряд с «Семью самураями».

«Я тоже хочу», 2012

Свой последний фильм Балабанов снимал в полнейшем творческом кризисе и с предчувствием приближающейся смерти. Получились словно бегающие перед глазами умирающего человека картинки прошедшей жизни.

Он хватался за лучшие кусочки из своих работ девяностых, пытался наполнить ленту запоминающимся саундтреком от группы «АукцЫон», но так и не смог сделать цельное произведение. Но финальная сцена, в которой сам Балабанов говорит, что он вроде как достиг в жизни многого, наград собрал, а самое важное так и не пришло, поражает своей искренностью.

«Я тоже хочу!» — говорит его герой, как кажется, направляя глаза к небесам. Но остается все же на этой земле. Полной противоречий и страстей, где он был больше всего нужен. И именно таким хочется запомнить этого создателя мифа о русских девяностых, которые не отпустили ни его, ни нас, как бы мы того не хотели.

8. «Чужая», 2010

В подборке лучших фильмов про мафию Александр Башкиров писал о «Чужой»:

«Чуть ли не единственный фильм, реалистично и художественно рассказывающий о криминальном быте СНГ 90-х. При всей моей любви к „Жмуркам“ Алексея Балабанова, „Чужая“ значительно превосходит их как по режиссуре, так и по качеству сценария.

Незамысловатый, на первый взгляд, дорожный фильм о четверке бойцов, посланных из Киева в Прагу за девушкой по кличке Чужая (Наталья Романычева), быстро превращается в криминальный триллер на уровне лучших западных аналогов. Отдельно я бы хотел отметить великолепную сцену перестрелки с чешскими цыганами, целиком снятую с точки зрения Чужой, и актерскую работу Романычевой, сравнить которую в российском или западном кино просто не с чем».

Здесь добавить больше и нечего. Действительно незаслуженно забытая лента, которую и в год выхода никто не оценил. Хочу лишь отметить потрясающую актерскую работу Кирилла Полухина, которого еще не открыл тогда для нашего кино Юрий Быков в своем «Майоре».

Также фильм ценен тем, что в отличии от позднего Балабанова, преклоняющегося перед девяностыми и от части романтизирующего ту эпоху, в этой ленте бандиты показаны именно такими, какими и должны быть. Полными отморозками, бьющими по голым пяткам чешских проституток резиновыми дубинками.

Такое кино нужно смотреть всем поклонникам всяких «Бригад», верящим в то, что бандюки могут быть современными мушкетерами.

7. «Легенда № 17», 2013

Не самое лучшее, но знаковое кино для всей отечественной киноиндустрии, которое проложило путь всем героическим спортивным агиткам нового времени. Отлично сделанное, имеющее бюджет, и прекрасный актерский состав. По его лекалам будет снят и кассовый «Движение вверх», вот только с в разы большим патриотическим апломбом. Там уже максимально был раздут в головах зрителя ассоциативный ряд «Победы той страны — это победы этой страны. А вот к поражениям мы отношения не имеем».

Можно сколько угодно рассуждать о нравственности подобных идей на большом экране, но «Легенда№ 17» была первой ласточкой. И потому все же оказалась в первую очередь невиданной по качеству для нашего кино тех лет спортивной драмой.

И уже потом методом воздействия на зрительские массы. Тогда все это казалось предельно искренним душевным порывом, который, к сожалению, в новое время превратили уже в стопроцентный пропагандистский штамп.

6. «Теснота», 2017

Дебютная работа Кантемира Балагова, в которой он еще не ушел в экзистенциальные рассуждения о месте человека в мире, как в недавней «Дылде». Здесь молодой режиссер не боится быть дерзким и откровенно жестоким в своих суждениях.

Он без прикрас показывает проблемы консервативности национальных меньшинств, абсолютную несвободу женщины в мире, где правит традиция, и предельную ксенофобию русского сознания, о которой сейчас вообще не принято говорить публично. При этом лента не превращается в сборник острых лозунгов, а и имеет художественную ценность.

Сцена лишения девственности в прокуренной времянке, где по старому телевизору крутят документальные ужасы расправы над солдатами времен Первой Чеченской компании, по своей проникновенности близка к лучшим эпизодам «Груза 200» Балабанова. Из-за молодости и неопытности Балагов порой рисует действительность конца девяностых слишком уж жирными мазками. Но тот факт, что кроме него это не делает практически никто, заставляет признать место «Тесноты» в мире нового русского кино.

5. «Жить» (Юрий Быков), 2010

Первая полнометражная картина Юрия Быкова, которая незаслуженно затерялась на фоне его более известных «Майора» и «Дурака». Хотя «Майор» является по сути продолжением заложенных в его дебюте идей, просто лучше написанным и более динамичным. Потому именно «Жить» заслуживает места в пятерке лучших. Это программное произведение лучшего российского сценариста и режиссера современности.

В разборе творческого пути Быкова я писал:

Быков очень точно передает обстоятельства, в которых человек человеку волк, в прямом смысле загнанный в лесной массив, ставя героев в безвыходное положение. Сблизившиеся друг с другом за время пути, напарники поневоле все равно приходят к печальному финалу, где выйти сухим из воды физически невозможно. Быков задает себе и зрителю простые, и при этом скорее даже риторические вопросы. Стоит ли жизнь того, чтобы существовать с огромным грузом на душе до конца твоих дней? И что вообще значит для каждого это пресловутое «жить»? Просто существовать, или остаться человеком? Ответ сам режиссер, конечно, дает. Пусть и не до конца уверенно. Но лишь для того, чтобы зритель обязательно с ним поспорил, иначе весь сюжетный концепт фильма не имеет смысла.

Именно ради этого стоит посмотреть фильм, если вы еще его не видели.

4. «Брестская крепость», 2010

На фоне нескончаемых патриотических военных лент, пачками выходящих каждый год по случаю главного национального праздника, этот фильм возвышается настоящим колоссом.

Тут есть все, что нужно бескомпромиссной человеческой драме. Крепкая постановка и отличный сценарий, в котором подвиг становится чем-то обыденным, а героизм — последним, о чем задумывались советские войны на полях сражений. Они просто защищали Родину, не думая о том, что будет дальше.

Актерский состав выжимает из себя реальный максимум. Мерзликин, Деревянко, Цыганов, Костромыкин — все они сыграли тут лучшие свои роли за всю карьеру. «Брестская крепость» продолжила школу советских военных фильмов, где про ужасы этой человеческой мясорубки говорят так тихо, проникновенно, без патриотического лоска, что хочется слушать и ужасаться. Ничего подобного в этом жанре в новом русском кино так и не было снято после. И, судя по тому, что выходит на больших экранах в последние годы в мае, уже и не будет. От того ценность ленты со временем будет только возрастать.

Больше итогов десятилетия на «Канобу»:

3. «Аритмия», 2017

Фильм, который публика воспринимает либо как избитый мелодраматический кисель про любовь, либо как лучшую семейную драму десятилетия. Я отношусь ко вторым.

Борис Хлебников смог настолько типизировать своих героев, и весь тот мрак, который происходит в их браке, что сложно будучи семейным человеком не найти в этом что-то близкое себе. Постоянные угрозы развода, пьянство, зависть к более успешному супругу, попытка убежать от проблем, порой в прямом, физическом смысле…

Здесь сконцентрированы все отправные точки раздрая долгих семейных отношений, нежелания супругов понять друг друга, и попытки найти выход там, где его никогда и не было вовсе. Потому наверно нынешнее поколение тридцатилетних так полюбило «Аритмию». Потому что она, пусть и несколько слезливо и нереалистично, дает зрителю выход из супружеского ада, который так в глубине души ищут и хотят многие пары. Остаться друг с другом несмотря ни на что, переломив себя, и начав все заново.

Конечно же, в жизни все не так просто, и один искренний утренний разговор не всегда может спасти тонущий брак. Но именно потому, что всем нам хочется верить в такой хэппи энд, «Аритмия» так сильно западает в душу. Похлеще обессмертившей себя теперь благодаря фильму песни Валентина Стрыкало про яхту и парус.

2. «Бык», 2019

В рецензии я много рассказывал о том, почему это кино является одним из важнейших российских произведений нового времени. И лучшей деконструкцией девяностых на сегодняшний день, которые так и не могут отпустить большую часть населения нашей страны. Потому просто приведу отрывок из нее:

Главный лейтмотив всего фильма — колокол, прозвонивший по подросткам из девяностых. Его звон будет продолжать отдаваться гулким эхом и резонировать в головах нынешних сорокалетних их детей, а может и будущих внуков. И пока эта ностальгия, или наоборот страх перед утраченным временем, будут живы в культуре, а главное — в человеческих головах, на этой части суши вряд ли что-то изменится.

«Бык» — в большей степени даже не рассуждение о той эпохе. Это ее оттиск. Фотоснимок. Грустная картинка из пожелтевшего альбома чьей-то прошлой жизни. И именно таким это десятилетие и должно остаться. Чем-то из далекого прошлого. Окрыленный Данила в финале первого «Брата» уезжают в заснеженную Москву за лучшей жизнью и надеждой. Финал «Быка» (если без спойлеров) никаких надежд не дает.

Лента Акопова завершается вместе с 20 веком — буквально, с речью Ельцина в Новый год 2000-го. Извиняться бывшему президенту больше не перед кем, да и похоже что незачем. Тому времени нужен был спаситель, нынешнему же требуется жертва. И хорошо, если она будет исключительно кинематографической, и оставить свое прошлое, как и прошлое страны позади, будет посильной задачей. Иначе скоро этот поезд вновь будет объят огнем, а всем нам опять будет уже не сбежать.

1. «Дурак», 2014

Абсолютно предсказуемое первое место самому любимому публикой фильму этого десятилетия. Юрий Быков, сам того может и не понимая, сформировал в своей лучшей работе все русские народные стремления.

Поиск справедливости, нежелание мириться с невозможностью изменить собственную жизнь, недоверие к власть имущим и полнейшее разочарование в действительности. А самое главное — исконно народное ожидание героя, который придет, и за нас что-то решит, спасет, даст внутренний стержень, направит на истинный путь.

В разборе творчества режиссера я писал:

Но способен на это в итоге только полный дурак, которым и называют главного героя на протяжении всей ленты. Нужно быть либо юродивым, чтобы бросить семью ради тех, кому не нужна даже собственная жизнь. Либо человеком, которому просто нечего терять, и помощь другим — скорее эгоистичное самоубийство, чем истинный приступ благородства. И это авторское высказывание намного сильней и мрачней, чем поднятый на флаги фанатами Быкова монолог героя о том, что «от того так мы и живем. Потому что друг другу никто».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *