рейтинг французских шампанских вин
5 лучших шампанских домов Франции
Все, что нужно знать о французском шампанском: особенности производства и дома-производители. Что указывают на этикетках игристых вин Шампани.
Содержание:
Многие знают, что шампанским на территории Евросоюза имеют право называться не все игристые вина, а только продукция, выпущенная в регионе Шампань. Название напитка защищено законом, и производиться он может только из винограда, выращенного на строго ограниченной территории. Похожая история после вступления Франции в ЕС произошла с регионом Коньяк: он неожиданно получил эксклюзивное право производить классические коньяки. Все остальные страны довольствуются теперь 40-градусным винным напитком «неизвестного происхождения».
Шампань (Нот-д’Ор, или «золотой склон») — самый северный из регионов AOC Франции, расположенный в 145 км от Парижа и отделенный от Бельгии Арденнами.
Суровый климат, не похожий на другие винодельческие хозяйства страны, с ранними холодами, нежарким летом и меловыми почвами сделал свое дело — вина с этих склонов всегда получались слегка газированными. И, несмотря на приятный фруктовый вкус, имели одну неприятную особенность: могли не только забродить в бочке, но и взорваться в неподходящий момент. Из-за чего будущее французское шампанское в Средние века называли «дьявольским вином».
Экскурсии и дегустации в Париже
Начинать знакомство принято с обзорной экскурсии по Парижу, чтобы увидеть знаковые места и наметить маршруты будущих прогулок). Бывает интересно совместить ее с дегустацией: «Гастрономический вояж по Парижу» — это прогулка по городу с посещением рынка, винных подвалов и продуктовых лавок.
Топ-5 знаменитых шампанских дома Франции
1. Дом Периньон (Dom Perignon)
В XVII виноделы воодушевились идеей производить белое вино из мякоти черного винограда. Так называемое «серое вино» получалось куда лучше, чем белое из сортов белого винограда. Основатель легендарной марки французского шампанского (в те времена управляющий аббатства в Овиллере) — Дон Периньон — шагнул еще дальше, изобретя ассамбляж. Это смешивание сырья одного или разных сортов с разных участков виноградника. Идея была новаторской, а вино получилось неповторимым на вкус. Слава игристых вин из Шампани дошла до Версаля, и тридцатилетний Дон Периньон стал поставщиком двора Людовика XIV. Он же первым заметил и то, что продукцию гораздо легче хранить и перевозить в бутылках, чем в бочках.
В наши дни дом шампанских вин Периньон вошел в состав концерна «Moët & Chandon». Официальными лицами компании были Клаудия Шиффер и Ева Герцегова.
2. Вдова Клико (Veuve Clicquot Ponsardin)
Годом рождения знаменитого напитка Шампани считается 1668. Пальму первенства в превращении «газированного» вина в настоящее шампанское традиционно отдают Дону Периньону. И единственное, что не удалось бенедиктинскому монаху, это избавиться от дрожжевого осадка на дне бутылок. Долгие годы шампанское во Франции подавалось в сильно охлажденном виде, но даже при легкой встряске осадок взлетал вверх, и напиток становился мутным. Эту проблему удалось решить мадам Клико только в 1816 г. Ей пришла мысль установить бутылки в прорези стола горлышком вниз. После чего работники погребов аккуратно поворачивали их на несколько градусов в течение нескольких месяцев. В результате дрожжевой осадок оказывался на пробке.
Так, с легкой руки мадам Клико шампанское, наконец, стало прозрачным, и приобрело славу одного из элитных вин Франции. Она же изобрела проволочную уздечку, надеваемую на пробку. Дом Veuve Clicquot Ponsardin по-прежнему популярен, эту марку французского шампанского предпочитают в 150 странах мира.
3. Поммери (Pommery)
Еще одна владелица дома игристых вин Шампани — госпожа Поммери — тоже внесла вклад в развитие производства. Мадам Клико остановилась на том, что в бутылки после удаления осадка необходимо долить немного вина и добавить сахар. Причиной тому недостаток солнца и тепла в Шампани: вина в естественном виде получались кисловатыми. Госпожа Поммери экспериментировала с уменьшением дозы сахара, и, сама того не подозревая, изобрела брют. С тех пор шампанское Pommery Brut стоит в одной линейке с элитными марками Dom Perignon и Veuve Clicquot Ponsardin.
Само шампанское по количеству сахара в дозировочной («выходной») жидкости делится на экстрабрют, брют, экстрасухое, сухое, полусухое и сладкое.
4. Луи Родерер (Louis Roederer)
Дом шампанских вин Луи Родерер существует с 1876 г. Прославился он, благодаря знаменитому Louis Roederer Cristal. Но вкус этого шампанского покорил не королевский дом Франции, а императора Александра II. До самой революции Луи Родерер отправлял ящики со своим «царским напитком» прямиком к императорскому столу в Россию. Приставка «Cristal» в названии напитка появилась также благодаря Александру II — чтобы порадовать монарха, были изготовлены настоящие хрустальные бутылки.
Сегодня шампанское выпускается в «золотом» оформлении: не зеленое, а желтоватое стекло, «позолоченная» этикетка — все должно подчеркивать королевское происхождение напитка. Уникальна и позиция шампанского дома Луи Родерер на рынке: ни одной крупной компании пока не удалось его поглотить. Он во всех смыслах сохраняет статус «семейного дела» и тщательно хранит секреты производства.
5. Моэт и Шандон (Moët & Chandon)
Этот черный бант с золоченой окантовкой, скрепленный фирменной алой печатью, знают даже те, кто далек не только от коллекционирования, но и от покупки элитных шампанских вин Франции (в конце концов, не так много людей в мире могут регулярно себе это позволить). Дом Моэт и Шандон возник на карте Шампани более 250 лет назад. Они быстро завоевали любовь сильных мира и стали поставщиками сначала Людовика XIV, а затем Наполеона Бонапарта. Говорят, самопровозглашенный император сам нередко заезжал в поместье, когда бывал в Шампани. Неудивительно, что сегодня пробивной Моэт и Шандон — единственный официальный поставщик к английскому королевскому двору Елизаветы II и шампанское премии «Золотой Глобус». Более того, гигантский концерн давно поглотил Dom Perignon.
Лицом компании после длительных кастингов стала голливудская звезда Скарлетт Йохансон. Moët & Chandon в мире французского шампанского — то же самое, что и марка Hennessy в высококонкурентном мире французского коньяка.
Что указывают на этикетке шампанского
В Шампани проведена законодательная классификация виноградников, выделены зоны и крю. Престижный статус «гран крю» имеют 17 коммун: 9 — в Монтань-де-Реймс, 4 — в долине Марны, 4 — в Кот-де-Блан. За виноград, произведенный там платят 100% рекомендованной цены. Статус «премьер крю» имеет 41 коммуна, но на этикетках они указываются редко. Большинство шампанского, произведенного там, — это смесь винограда с разных участков, а то и с разных годов урожая.
Все легендарные дома шампанских вин имеют виноградники в Кот-де-Блан. Там могут производить французское шампанское blanc-de-blanc (из сорта шардоне). Правда, сейчас редко разливают чистосортные вина. Более престижными стали кюве.
Кюве может быть из разных сортов винограда, но знаменитые дома используют сырье только с территории «гран крю».
На этикетках шампанских вин обязательно указываются особенности производства. Это самая важная информация, которую стоит знать не специалисту и не коллекционеру, чтобы не попасть впросак и не купить ординарное вино втридорога.
Все игристые вина Шампани имеют категорию AOC (франц. Appellation d’Origine Controlee — вина, контролируемые по происхождению, если проще — высший сорт). Но при этом сама категория AOC на этикетках шампанского никогда не указывается. Так что если не обнаружите заветный значок, не думайте, что перед вами подделка.
Также интересно, что во Франции шампанское, не отмеченное годом, не может быть отправлено в продажу раньше 12 месяцев после удаления остатка. Шампанское, отмеченное годом должно «отлежаться» не менее трех лет после зарядки.
На полках супермаркетов можно встретить также розовое игристое из Шампани — не удивляйтесь, такое тоже существует. Делают его либо добавляя красное вино в белое, либо сразу производят розовое из красных сортов винограда. Правда, процент производства розового шампанского в этом регионе невелик.
Марки лучшего шампанского
Шампанское — исключительно французский продукт, который производят в регионе Шампань по технологии champenoise. Французы очень гордятся своими винодельческими традициями, благодаря которым их игристые вина часто оказываются в числе лидеров на международных конкурсах. Уникальные терруары и колоссальный опыт в области производства вина — главные причины успеха французских шампанских вин.
Настоящее шампанское — какое оно?
Название vin de Champagne можно применять только к напиткам, изготовленным методом шампенуаз в области между Реймсом и Эперне. Это право было зафиксировано в 1891 году Мадридским договором, а позже подтверждено Версальским договором. Для игристых вин из других регионов и стран допустима формулировка methode traditionnelle, даже если они были сделаны методом, аналогичным шампанскому.
В каждой стране существует собственное название искристого напитка. Например, в Италии его называют spumante, в Испании выпускают cava, в Германии — sekt. Все игристые вина, изготовленные во Франции за пределами региона Шампань, называют креманами.
Международный комитет шампанских вин разработал ряд правил, следование которым обеспечивает высокое качество готовых напитков. В них указаны особые места, подходящие для выращивания виноградных лоз. Правила регулируют все процессы производства вина: от подрезки лозы и отжима ягод до длительности выдержки на осадке.
Также правила определяют наименования виноградных сортов, из которых можно производить шампанские вина. Чаще всего шампанское — это моносепажный напиток или ассамбляж из белого виноградного сорта шардоне и красных пино нуар и пино менье. Лучшие экземпляры шампанского делают из виноградного сока первого отжима — их маркируют словом cuvee. На винах из сока второго отжима можно увидеть надпись taille.
Игристое, сделанное только из белого винограда, называется blanc de blanc. Если вино было изготовлено только из красного виноградного сорта, то на этикетке будет написано blanc de noir.
Лучшие бренды Шампани
В знаменитом французском регионе расположено несколько старинных шампанских домов. Каждый из них имеет многовековую историю и собственные традиции производства изысканного напитка.
Один из самых знаменитых производителей, история которого началась в середине XVIII века. Представители этого шампанского дома были поставщиками российского императорского двора. Компания является владельцем 1150 га виноградников, раскинувшихся на территории лучших участков региона Шампань. Над созданием сложных ассамбляжей трудится шеф Бенуа Гуэс, который контролирует все процессы производства: от созревания вина в резервуарах до их хранения в многокилометровых подвалах компании.
Ежегодно шампанский дом выпускает около 26 миллионов бутылок вина. Moet Imperial — то самое легендарное шампанское, которым гонщики Формулы 1 поливают друг друга на церемонии награждения. Рецептура напитка не менялась с момента производства первой бутылки. Еще один культовый сорт миллезимного шампанского этого производителя — «Дом Периньон». Эксклюзивный напиток подавали на свадьбе Принца Чарльза и Леди Дианы. Его производят из урожая шардоне и пино нуар одного года, выбирая исключительно лучшие года.
Винный дом, расположенный в Реймсе, история которого началась в 1843 году. Он специализируется на выпуске продукции премиум-класса и входит в состав конгломерата LVMH. Отличительная черта шампанских вин марки «Круг» — длительный и сложный процесс производства, а также большой срок выдержки.
Для получения изысканного напитка используют виноградные сорта: шардоне, пино менье и пино нуар. Причем, производитель использует лишь 30% собственного урожая для алкогольной продукции, остальное закупается у местных фермеров. Сырье подвергают переработке сразу же после сбора. После окончания процессов ферментации сусло оставляют в нержавеющих емкостях стоять до весны. Полученное молодое вино становится базой для будущих шампанских вин.
В ассамбляж напитков бренда входит более полутора сотен резервных вин из собственных запасов компании. Готовое шампанское дополнительно выдерживают на осадке от 5 до 10 лет.
Легендарный дом шампанских вин, открытый в 1776 году. Широкой аудитории он известен благодаря культовому бренду Cristal. Производитель является собственником самой большой площади виноградников в Шампани. В ассортименте компании присутствуют и ассамбляжи, и миллезимы из урожаев одного года.
Виноград прессуют прямо на месте сбора, но каждая партия ферментируется в отдельной емкости. Полученное вино бутилируют и отправляют в подвалы, где происходит процесс вторичного брожения. Дальнейший контроль качества спиртного осуществляется вручную мастерами компании. «Луи Родерер» — один из редких домов, сумевших удержать бизнес в руках семьи. Сегодня его управлением занимается представитель седьмого поколения династии виноделов — Фредерик Рузо.
Один из самых известных производителей элитного шампанского с удивительным сложным вкусом. В собственности шампанского дома — порядка 160 га превосходных виноградников, расположенных в провинции Шампань. На некоторых участках удалось сохранить уникальные лозы сорта пино нуар, сумевшие пережить эпидемию филлоксеры.
Процесс ферментации сусла на предприятии осуществляется в дубовых барриках из-под шардоне. Молодые вина бутилируют и отправляют на полки магазинов, остальные после розлива по бутылкам оставляют развиваться сроком от 3 до 12 лет. Компания располагает собственной бондарней, где обрабатывается около 400 емкостей. Возраст некоторых экземпляров достигает 100 лет.
Старинный винный дом, основанный в конце XVIII века. Именно его мастера первыми разработали классическую технологию шампанизации, которая используется и в наши дни. Знаменитое шампанское «Вдова Клико» занимает второе место по объемам продаж в своей категории. Его поставляют в 110 стран мира.
Компания владеет одними из лучших виноградников в регионе. Сбор урожая осуществляет тысяча человек, каждый из которых тщательно отбирает лучшие грозди винограда. Ягоды с каждого виноградника ферментируют отдельно, чтобы сохранить уникальные качества каждой партии. Первичное брожение проходит в нержавеющих чанах на протяжении 10 дней. Затем напиток процеживают, добавляют закваску и бутилируют, после чего отправляют на вторичное брожение в бутылках.
Спиртное выдерживают сроком от 5 месяцев до 7 лет. После ремюажа и дегоржажа в напиток добавляют сахар и снова отправляют дозревать в бутылках, где он приобретает свой удивительно глубокий вкус.
Производитель элитного шампанского со 150-летней историей. Рецептура напитков бренда не меняется с 1876 года, а этикетки бутылок уже много лет украшает красная полоса — так называемая лента ордена Почетного Легиона. С 2000 года торговая марка вошла в список официальных спонсоров Формулы 1. Шампанским «Мумм» целых 15 лет праздновали окончания гонок.
Mumm Grand Cordon Stellar — революционное шампанское, которое было создано специально для космонавтов. Его разливают в особые бутылки, превращающие алкоголь в пену. Такое вино превосходно держится в бокале даже в условиях невесомости.
Марки лучшего французского шампанского
Настоящим шампанским сегодня считаются только те продукты, которые создаются по определенной технологии во Франции, непосредственно в регионе Шампань. Другие напитки, даже если они несут в собственном наименовании данный термин, относятся к сегменту игристых вин.
И далее в статье вы узнаете, какие признаки предопределяют качество игристых изделий, а также познакомитесь с популярными марками французского шампанского, приобретая представителей которых, вы гарантированно не прогадаете в качестве и вкусе.
Какие критерии определяют качество различных марок французского шампанского
Перед тем как осуществить выбор напитка для личной дегустации, вы обязательно должны ознакомиться со структурой алкоголя. Существуют основополагающие признаки, по которым с легкостью можно определить качество французского игристого.
Учитывая их, вы сможете каждый раз баловать себя изделиями с выдающимися вкусовыми и ароматическими характеристиками. К основным же критериям, предопределяющим качество шампанского, следует отнести:
Выбирая яркий и ароматный алкоголь для вечерней дегустации, обратите внимание на количество и равномерность распределения пузырьков углекислого газа в бутылке. Алкоголь должен быть насыщен воздушной основой, которая равномерно распределяется по емкости.
Также обращайте внимание на показатели игристости после откупоривания. Газ из тары должен выходить равномерно, в течение большого периода времени. Если он покинул емкость быстро, стоит задуматься о качестве той или иной марки шампанского.
Наличие кислотного компонента – важный момент, которым вы не должны пренебречь. Если уровень кислоты находится на порядок выше нормы, такое французское шампанское следует считать испорченным. Таким образом, переизбыток кислоты во вкусе автоматически говорит о том, что алкоголь либо пропал, либо является фальсификатом.
Сегодня шампанское может быть как моносортным напитком, так и купажированным. При этом во Франции разрешено создавать данный алкоголь на основе 7 различных сортов винограда, но чаще всего его производят из ягод пино-нуара, пино-меье и шардоне.
Подбирая вино, обязательно обращайте внимание на сахар в его составе. Чем его больше, тем менее натуральный вкус имеет шампанское. При этом все французские игристые продукты подразделяются на экстра-брют (6 г сахара), брют (от 6 до 15 г), экстра-драй (от 15 до 20 г), драй (от 20 до 35 г), драй семи (от 33 до 35 г) и полусладкие (до 50 г).
Марки шампанского Франции сегодня способны побаловать потребителя богатым колоритом оттенков, но при этом основными неизменными цветами для напитков остаются золотистый и розовый. Причем чаще всего встречаются именно золотистые и соломенные варианты изделий, а вот на долю розовых по статистике приходится всего 1% от общего количества.
Лучшее французское шампанское – это, конечно же, брют, в котором полностью отсутствуют подсластители. Даже небольшое содержание сахара способно в корне изменить гастрономическую ценность изделия, ввиду чего опытные дегустаторы рекомендуют начинать знакомство с французскими изделиями именно с сухих изделий. Причем подавать такое шампанское лучше всего в виде аперитива.
Рейтинг лучших марок
Опираясь на вышеизложенные признаки качественного игристого, не пренебрегайте и рейтингом торговых марок, которые уже успели завоевать доверие среди широкой аудитории потребителей.
Далее вашему вниманию предлагаем изучить названия французского шампанского, каждый продукт которых обязательно окружит вас ярчайшими дегустационными красками в момент потребления:
Veuve Clicquot Ponsardin
Достойное первое место в рейтинге рассматриваемых нами продуктов обоснованно занимает марка Вдова Клико. В этом продукте великолепно сочетаются сбалансированный свежий аромат, мягкий фруктовый привкус и завораживающее послевкусие, основанное на полутонах белых фруктов, теплого хлеба и ванили. С 1987 года известная компания стала частью группы Moet Hennessy-Louis Vuitton, и теперь каждый продукт торговой марки обоснованно считается роскошью.
Moet & Chandon
Узнаваемые на всех континентах продукты, которые украшает черная лента, скрепленная красной печатью. Изделия марки —Моэт— и Шандон поставлялось еще ко двору Людовика XV, а также короля Англии Эдуарда VII. Сегодня же компания является основным поставщиком спиртного для конкурса «Золотой Глобус» и непосредственно для двора Королевы Великобритании Елизаветы II.
Dom Perignon
Игристое с эксклюзивной историей. Оно было названо в честь монаха винодела, которому нередко приписывают изобретение технологии шампанизации. Сегодня торговая марка Дом Периньон является собственностью известной корпорации Моет и Шандон.
Louis Roederer
Одна из самых престижных коллекций спиртного, которая поставлялась в хрустальных декантерах еще ко двору Александра II. В настоящий же момент тара данного спиртного оформляются в золотых тонах и обязательно по центру этикетки вы найдете корону.
Piper-Heidsieck
Нередко продукты данной торговой марки называют игристым Голливуда. Именно эти напитки обычно сопровождают различные мероприятия и награждения актеров, в том числе и получение Оскара. Под брендом Пайпер Хайдсик была создана и самая большая бутылка шампанского в мире. Ее рост составил 1 м 82 см.
G.H. Mumm
Популярная на постсоветском пространстве марка игристого, отличающаяся наиболее гибким сочетанием цены и качества. При этом во всем мире Мумм нередко ассоциируют со спортом, экстримом, путешествиями и открытиями. Данный бренд выступает спонсором разнообразных мероприятий. Бутылку такого напитка можно встретить в руках победителей гонки Формула-1.
Алкоголь, выпускаемый ограниченными партиями, всего 100 тыс. бутылок в год. Благодаря выдержке 6-8 лет в специальных условиях спиртное обретает великолепные органолептические характеристики. Самая дорогая бутылка вина данного бренда в 1928 году была продана с аукциона за 21,2 тыс. долларов.
Pol Roger
Напитки данного бренда вы с легкостью можете увидеть в фильмах про английского шпиона Джеймса Бонда и многих других кинематографических картинах. Также Пол Роже считался любимым игристым Уинстона Черчилля.
Salon
Востребованная коллекция напитков, найти которую в магазинах достаточно сложно. Одноименная небольшая компания выпускает спиртное исключительно ограниченными партиями. За 100 лет предприятие порадовало потребителей только 50 тыс. бутылок своей продукции. В основе напитков компании лежит виноград сорта шардоне лучших урожаев.
Получайте удовольствие от каждого глотка фирменного напитка
Приобретайте для личных дегустаций только фирменные алкогольные ассамбляжи, опираясь на основополагающие признаки качества спиртного, а также непосредственно на рейтинг популярности тех или иных брендов.
Так вы сможете окружить себя изысканным колоритом органолептических красок, способных удовлетворить интересы даже самого требовательного дегустатора.