рейтинг фотовспышек для nikon
Какую вспышку выбрать для камер Nikon
Очень часто стоит выбор внешней вспышки для цифрозеркальных камер Nikon. В данной статье я рассмотрю только ‘родные’ вспышки Nikon Speedlight серии SB, которые могут работать в современном режиме i-TTL.
Выбираем внешнюю вспышку
Перед самой покупкой внешней вспышки советую подумать над тем, нужна ли она вообще. Для этого советую ознакомиться с материалами в статье на тему ‘Зачем нужна внешняя вспышка‘. Если же покупка вспышки оправдана, то компания Nikon предоставляет вот такие внешние вспышки:
Вспышка | Вес, г | Зум | Master | Slave | Подсветка | В.Ч., м | Комментарий |
SB-300 | 97 | 27мм, без зума | нет | нет | нет | 18 | Самая легкая вспышка Nikon. Очень простая. Использует маленькие батарейки ААА, не поддерживает FP. |
SB-400 | 127 | 27мм, без зума | нет | нет | нет | 21 | Очень простая вспышка. Нет режима FP. |
SB-500 | 226 | 24мм, без зума | есть (только на старших камерах) | есть | есть | 24 | Маленькая вспышка без дисплея, но умеющая хороший набор базовых функций. |
SB-600 | 300 | 24-85мм | нет | есть | есть | 30 | Морально устаревшая любительская вспышка, неплохой функционал за свои деньги |
SB-700 | 360 | 24-120мм | есть | есть | есть | 28 | Легкая функциональная вспышка. Очень хороший вариант. Рекомендую. |
SB-800 | 350 | 24-105мм | есть | есть | есть | 38 | Мощная, но устаревшая профессиональная вспышка. |
SB-900 | 425 | 17-200мм | есть | есть | есть | 34 | Хорошая профессиональная вспышка. |
SB-910 | 420 | 17-200мм | есть | есть | есть | 34 | Флагманская модель. Одна из лучших |
SB-5000 | 420 | 17-200мм | есть | есть | есть | 34.5 | Флагманская модель. Лучшая в своем роде. |
SB-R200 | 120 | 35мм, без зума | нет | есть | нет | 10 | Может работать только как ведомая вспышка с помощью Nikon CLS, не может быть использована на камере. Нет дисплея для управления вспышкой. Эта вспышка предназначена для макросъемки. |
Зум – пределы зумирования головки вспышки, Master – возможность дистанционного управления другими вспышками, Slave – возможность работы в ведомом режиме, Подсветка – возможность вспомогательной подсветки для автоматической фокусировки, В.Ч – ведущее число.
Если быть предельно кратким, то лучшими внешними вспышками являются флагманские профессиональные вспышки Nikon Speedlight SB-5000 и SB-910. Разница между SB-900 и SB-910 не столь велика, про отличия 900-тки и 910-тки я детально описал в обзоре SB-910. Для профессиональной съемки нет других родных альтернатив, так как SB-800 морально устарела, да и не выпускают ее больше. Вспышки SB-800, 900, 910, 5000 в отличие от всех остальных из данной статьи имеют автоматический режим съемки без TTL.
Если же снимать днями напролет со вспышкой не нужно, то для более простых задач очень хорошо подойдут вспышки SB-600 и SB-700. Жаль, но SB-600 уже не выпускают, эта вспышка достаточно легкая, функциональная, но не умеет управлять другими вспышками с помощью Nikon CLS. Вспышка SB-600 стоит достаточно дешево, но найти ее новой очень сложно. В отличии от SB-600, новая SB-700 имеет более широкий зум, более простое управление через большой дисплей и умеет работать в режиме Master.
SB-400 и SB-300 являются самыми простыми и самыми дешевыми внешними вспышками от Nikon. Эти вспышки очень легкие, а потому с ними не будет никаких проблем с распределением веса при использовании на любительских камерах по типу Nikon D5100, D3100 и т.п. Эти вспышки идеально подходят для камер Nikon Coolpix. Правда, с SB-400 и SB-300 нельзя будет почувствовать все преимущества работы с внешней вспышкой, такие как подсветка фокусировки, быстрая синхронизация или удаленное управления. Внимание: вспышки Nikon SB-300 и Nikon SB-400 никак нельзя использовать с нечипованными объективами (Ai-S объективы, советские объективы и т.д.) и некоторыми камерами (Nikon D80, D70, точный список неизвестен).
Личный опыт
Я пользовался практически всеми вспышками от Nikon, все они имеют свои особенности. В последнее время у меня на службе две вспышки: SB-900 и SB-910. Очень хорошим вариантом для любительской и несложной профессиональной съемки может выступать SB-700. Если очень сильно абстрагироваться, то выбирать приходиться из 900\910 и 700тки.
Считаю, что Nikon SB-700 на 2017 год является лучшим вариантом по критерию цена/качество.
Все цены на Nikon SB-700
При выборе вспышки и для общего ознакомления, советую заглянуть в такие разделы на Радоживе:
Выводы:
Исходя из задач, которые должна выполнять внешняя вспышка, и их сложности, можно легко выбрать внешнюю вспышку для фотоаппаратов Nikon. Считаю отличным вариантом вспышку SB-700, у которой хорошее соотношение цена\качество. Кто сталкивался со вспышками для Nikon от сторонних производителей, не стесняйтесь, оставляйте свои впечатления от работы с ними в комментариях.
Все цены на вспышки Nikon можно посмотреть здесь.
↓↓↓ лайк 🙂 ↓↓↓ Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.
Лучшие фотовспышки: Независимый Топ-5
Обновлено 21 августа 2019
Встроенная вспышка есть не в каждом фотоаппарате, а профессиональные модели ей вообще обычно не оснащают. Тому, кто хочет фотографировать в сложных условиях, волей-неволей нужно разоряться на внешнюю вспышку. О том, как её выбрать и какие 5 фотовспышек можно назвать лучшими, читайте далее.
Выбираем фотовспышку: на что обратить внимание
Производитель
Фотоаппараты разных производителей оснащают различными контактами для подключения вспышек. Кроме того, сегодня в ходу несколько несовместимых систем TTL, то есть синхронизации работы камеры и вспышки. Чтобы вспышка и фотоаппарат работали как одно целое и работали вообще, желательно подбирать вспышку того же производителя, что выпустил фотоаппарат. Это самый надёжный, но и самый дорогой вариант. Ещё в продаже есть вспышки от третьих компаний. Они зачастую в несколько раз дешевле фирменных, но их надёжность и качество работы оставляют желать лучшего.
Вид вспышки
Фотовспышки можно разделить на несколько видов.
Для фотографа без особых претензий к качеству и специфических запросов к условиям съёмки подойдёт обычная универсальная вспышка.
Тому, кто любит снимать жучков-паучков, листочки-цветочки и прочие маленькие объекты, нужна макровспышка. Такие модели оснащают двумя лампами, что позволяет более тонко настраивать мощность и угол освещения.
Кольцевые вспышки устроены немного иначе: здесь положение ламп жёстко зафиксировано, хотя мощность по-прежнему поддаётся настройке. Главная фишка таких вспышек — бестеневая подсветка, удобная и для художественной, и для технической фотографии.
Мощность
Мощность фотовспышки определяют по такому показателю, как ведущее число. Чем оно выше, тем с большего расстояния можно получить правильно проэкспонированный кадр, и тем мощнее вспышка.
Большинство любительских вспышек характеризует число в районе 30-40 единиц. Для обычных целей этого, скорее всего, хватит с лихвой. Более мощные вспышки — это зачастую дорогие профессиональные модели, менее мощные предназначены для съёмок в небольших помещениях.
Поворот в двух плоскостях
Возможность поворачивать головку вспышки влево-вправо и вверх-внизу выгодно отличает внешний девайс от встроенной в фотоаппарат подсветки. При наличии достаточно мощной вспышки это позволяет скажем, снимать с отражённым светом, и вообще серьёзно расширяет художественные возможности фотографа. Поэтому обратите на наличие поворотной головки особое внимание.
Важный навык для фотовспышки — автоматическое изменение фокусного расстояния одновременно с объективом. Здесь, конечно, нужна и умная вспышка, и не менее умный объектив, который может передавать ей данные о своей настройке. Для работы с более старымили менее сложными объективами пригодится вспышка с возможностью ручной фокусировки.
Синхронизация
Не каждая вспышка умеет нормально работать с короткой выдержкой. Если вы чаще снимаете днём, лучше озаботиться покупкой вспышки с FP-синхронизацией, которая решает эту проблему.
Синхронизироваться вспышки умеют не только с затвором фотоаппарата, но и друг с другом, работая в беспроводном режиме «ведущая-ведомая». Наличие соответствующего функционала также серьёзно расширяет арсенал фотографа.
Питание
Обычно вспышки питаются от батареек стандарта АА. В принципе, это удобно, но серьёзно ограничивает возможности гаджетов в плане мощности. Некоторые производители постепенно переходят на использование встроенных аккумуляторов, но в некоторых условиях именно общедоступные батарейки могут оказаться более предпочтительным вариантом.
Топ-5 фотовспышек
Лучшая недорогая фотовспышка
1. Yongnuo Speedlite YN-560IV
Вспышка от довольно популярного китайского производителя, который берёт не столько высоким качеством, сколько широким функционалом за небольшие деньги. При цене в 4 500 рублей — отличный универсальный вариант, совместимый с фотоаппаратами большинства производителей через систему «горячий башмак». Управление возможно как дистанционно, по радиоканалу или проводу, так и вручную. Есть ручная регулировка мощности и угла освещения, поворотная головка, поддержка как ведущего, так и ведомого режимов в составе внешней системы подсветки. Диапазон срабатывания составляет от 0,6 до 48 метров.
Лучшая вспышка для уличной съемки
2. Canon 270EX II
Довольно мощная для своих скромных габаритов и веса вспышка, предназначенная для аппаратов Canon. Может функционировать через «горячий башмак» и как выносная. На расстоянии управляется как совместимой камерой, так и другой вспышкой из той же серии. На вспышке расположена кнопка дистанционного спуска затвора, работающая на расстоянии до 5 метров. Работает от 4 батареек стандарта АА — перезарядка происходит беззвучно и всего за 3,9 секунды. Хороший универсальный вариант от известного производителя и по не самой высокой цене: стоит гаджет около 12 000 рублей.
Лучшая фотовспышка для любителей
3. Nikon SB-700
А вот это уже игрушка подороже: эта вспышка стоит почти 18 000 рублей. Зону охвата можно регулировать с помощью трёх шаблонов. Есть специальный режим для управления несколькими вспышками. Управление наглядное, через ЖК-дисплей. Максимальное ведущее число: 38, этого хватит для съёмок почти в любых условиях. Перезарядка занимает от 2,5 до 3,5 секунд в зависимости от типа используемых батарей. Универсальная и простая в использовании модель, которая отлично подойдёт любителям, отдающим предпочтение технике Nikon.
Лучшая профессиональная фотовспышка
4. Canon Speedlite 600EX II-RT
Обновлённый представитель серии, машинка из высшей лиги, которая стоит дороже, чем все фотовспышки выше вместе взятые. По сравнению с предыдущим поколением улучшена система питания и защита от перегрева. Головка подвижная, снимать в отражённом свете можно хоть от стены, хоть от потолка в помещениях любого размера. Поддерживает универсальный контроллер Speedlite ST-E3-RT, синхронизируется с прочим освещением через радиопередатчик или оптический канал. Мгновенная перезарядка и ведущее число 60 ограничивают диапазон применения этой вспышки только фантазией фотографа. Отличный инструмент для профессионала, который готов отдать за него 45 000 рублей.
Лучшая универсальная фотовспышка
5. Nissin i40 Fujifilm
Универсальная фотовспышка среднего ценового диапазона стоимостью около 14 500 рублей. Лёгкое и компактное устройство, подходящее для работы в любых условиях. Поддерживает автоматическую фокусировку с LED-подсветкой автофокуса и съёмку с фокусным расстоянием в диапазоне 24-105 мм, работает со встроенным рассеивателем. Поворотную головку можно вращать в любом направлении для работы с отражённым от стены или потолка светом. Работает от четырёх пальчиковых батареек. Модель на все случаи жизни и для фотографа почти любого уровня.
Сравнительная таблица лучших фотовспышек
Название
Основные характеристики
Цена
Yongnuo Speedlite YN-560IV
Совместимый с фотоаппаратами большинства производителей через систему «горячий башмак», управление возможно как дистанционно, по радиоканалу или проводу, так и вручную.
Canon 270EX II
Может функционировать через «горячий башмак» и как выносная, работает от 4 батареек стандарта АА — перезарядка происходит беззвучно и всего за 3,9 секунды.
Nikon SB-700
Зону охвата можно регулировать с помощью трёх шаблонов, есть специальный режим для управления несколькими вспышками, управление наглядное, через ЖК-дисплей.
Canon Speedlite 600EX II-RT
Поддерживает универсальный контроллер Speedlite ST-E3-RT, синхронизируется с прочим освещением через радиопередатчик или оптический канал.
Nissin i40 Fujifilm
Лёгкое и компактное устройство, поддерживает автоматическую фокусировку с LED-подсветкой автофокуса и съёмку с фокусным расстоянием в диапазоне 24-105 мм, работает со встроенным рассеивателем.
Можно ли фотографировать без вспышки?
Хороший фотоаппарат с достойным объективом позволяет фотографировать без вспышки. Но снимки в темноте без дополнительного освещения сделать в большинстве случаев нельзя, а выставить правильный свет без вспышки — и сложно, и дорого, и не всегда осуществимо.
Как заменить фотовспышку на фотоаппарате?
Современные вспышки оснащают механизмом быстрой замены. Чтобы всё сделать правильно, ознакомьтесь с инструкцией к вашей вспышке и фотоаппарату.
10 лучших вспышек
Свет, который всегда под рукой
Даже недорогая накамерная вспышка с поворотной головкой даст возможность почувствовать, насколько велика разница – а уж возможность серийной съемки с сохранением срабатывания вспышки на каждом кадре и высокоскоростная синхронизация расширят возможности съемки еще выше. Например, вроде бы зачем вспышка ярким солнечным днем? А попробуйте-ка снять что-то в контровом свете так, чтобы объект был ярче забивающего его фона. Вспышка это позволит сделать без проблем. И потом уже придет понимание того, что вспышка сделает возможным всегда работать на минимальной светочувствительности, не «мыля» потом кадры шумодавом, вовсе не обязательно должна стоять на самой камере (причем фотоаппараты уже давно научились синхронизироваться в TTL-режиме с внешними вспышками с помощью встроенной, не требуя покупки радиосинхронизатора), да и вообще дает огромные возможности игры светом…
Как выбрать вспышку для фотоаппарата?
Главное – чтобы купленная вспышка работала с конкретной камерой. Казалось бы, они же все одинаково крепятся на «горячий башмак» стандартного вида. И таки да, в «мануальном» режиме (то есть когда вспышка срабатывает со строго определенной в ее настройках мощностью импульса), у вспышек совместимость хорошая. А вот реализация TTL, позволяющего автоматически регулировать мощность импульса и зум вспышки, у каждого производителя камер своя даже чисто физически (сравните, например, расположение дополнительных контактов на башмаках камер Canon и Nikon – совместим только один контакт синхронизации, который стандартизирован, а Sony в свое время и сам башмак-то использовала нестандартный). Соответственно, вспышку нужно брать или системную, от того же производителя, или неоригинальную под свою систему: а вот тут уже весьма крепко на рынке обосновались китайцы, причем, если дешевые Triopo, Viltrox или Andoer – вариант «рулеточный» по надежности, то Yongnuo уже неплохи, а продукцией Godox не брезгуют и фотографы с приличным парком техники.
В силу ограниченного объема статьи, о системных вспышках мы поговорим только на примере трех «титанов» рынка и затронем только накамерные вспышки обычного типа – внешние студийные вспышки и вспышки для макросъемки более специфичны и предназначены все-таки уже для более опытных фотографов, которые и без нашего рейтинга сами могут кому угодно надавать советов. Неоригинальные вспышки рассмотрим на примере Canon – их конструктивные аналоги производителями предлагаются и для других систем, так что несколько раз описывать одну и ту же вспышку не стоит.
Рейтинг лучших фотовспышек
Категория | Место | Наименование | Рейтинг | Цена |
---|---|---|---|---|
Лучшие вспышки для Canon | 1 | Canon Speedlite 600EX II-RT | 9.9 / 10 | 47 990 |
2 | Canon Speedlite 430EX III-RT | 9.5 / 10 | 23 790 | |
Лучшие системные вспышки Nikon | 1 | Nikon Speedlight SB-5000 | 9.5 / 10 | 37 990 |
2 | Nikon Speedlight SB-700 | 9.1 / 10 | 19 990 | |
Лучшие неоригинальные вспышки | 1 | Godox V860IIC Kit for Canon | 9.4 / 10 | 16 460 |
2 | Godox TT685C for Canon | 9.2 / 10 | 10 240 | |
3 | Cullmann CUlight FR 60C | 9.1 / 10 | 17 460 | |
4 | YongNuo Speedlite YN968EX-RT for Canon | 8.9 / 10 | 9 500 | |
Лучшие системные вспышки для Sony | 1 | Sony HVL-F45RM | 9.8 / 10 | 31 990 |
2 | Sony HVL-F20M | 9.0 / 10 | 12 990 |
Лучшие вспышки для Canon
Canon Speedlite 600EX II-RT
Помимо управления через горячий бащмак, вспышка оснащена встроенной оптической и радиоканальной синхронизацией с совместимыми камерами, трансмиттерами и вспышками. Сама вспышка также может служить ведущей для синхронизации дополнительных. Диапазон зума головки – от 20 до 200 мм полнокадрового эквивалента, с опущенным рассеивателем угол соответствует 14-миллиметровому объективу EF.
В мануальном режиме вспышка поддерживает изменение мощности от 1/1 до 1/128, в режиме стробоскопа максимальная частота срабатываний – до 500 Гц при установке на камеру или до 199 Гц при работе в Slave-режиме с внешней синхронизацией. E-TTL II работает безупречно: вспышка точно отрабатывает экспозицию, независимо от поворота головки (ее, кстати, можно наклонять и вниз до 7 градусов, что при съемке с близкого расстояния очень полезно, учитывая высоту головки над оптической осью объектива). В комплекте идут два качественных светофильтра для изменения цветовой температуры вспышки («лампа накаливания» и «лампа дневного света»), а также матовый рассеиватель – причем и сами светофильтры стали лучше, чем на EX600-RT (нет паразитных белых засветок вбок), и вместо перемудренной системы с датчиком установки фильтра на вспышку теперь она «узнает» о нем с помощью контактов на задней части головки.
Canon Speedlite 430EX III-RT
Впрочем, «непрофессиональность» не означает урезание наиболее важных функций. Есть поддержка высокоскоростной синхронизации, возможность внешнего оптического и радиоуправления. Для студийной работы, где расстояния невелики, водозащита не важна и не требуется предельная «скорострельность», как на репортажах (там желательно все же иметь вспышку с подключаемым бустером), «четыреста тридцатой» хватит практически всегда.
Лучшие системные вспышки Nikon
Nikon Speedlight SB-5000
SB-5000 стала первой у Nikon, наконец-то получившей встроенный радиосинхронизатор, причем с возможностью работать как ведомой, так и ведущей. Высокоскоростная синхронизация работает как и положено – во всем диапазоне выдержек вплоть до 1/8000. А вот водозащиты тут нет, что для вспышки, позиционируемой сейчас как топовая в линейке, очень странно.
Поворот головки возможен на все 360 градусов в горизонтали, до 90 градусов вверх и до 7 – вниз. В комплекте идут два светофильтра для коррекции цветовой температуры, поддерживается их автоматическое определение.
Питание вспышки – от четырех аккумуляторов или батареек АА, есть разъем для подключения бустера. Расход энергии умеренный, в этом плане вспышка достаточно удачна. А вот в качестве сборки явно чувствуется удешевление (общая проблема последних серий Nikon) – по сравнению с той же «девятисоткой» головка вращается туже, а уж отваливающаяся или застревающая в убранном положении, как на дешевых китайских вспышках, карточка-рассеиватель для флагмана Nikon откровенно неприлична.
Nikon Speedlight SB-700
Защита от перегрева у вспышки неплохая, в серийной съемке ее использовать можно. Высокоскоростная синхронизация работает при выдержках до 1/8000. В целом для любительского или «продвинутого» уровня, работы в помещениях вспышка хороша – но Nikon традиционно заставляет задуматься, а не купить ли подешевле «неоригинал» при том, что проблем с надежностью у Nikon не менее традиционно хватает (конечно, у «кэноновских» вспышек тоже есть больные места, но последнее поколение в их системе явно опережает то, что предлагает Nikon).
Лучшие неоригинальные вспышки
Godox V860IIC Kit for Canon
Вспышка поддерживает оптическую синхронизацию в качестве ведущей и ведомой и в этом случае полностью совместима с оригинальными вспышками Canon (или другой системы в зависимости от выбранной модели), а также может управляться от встроенной вспышки камер, поддерживающих ее переключение в режим ведущей. Есть и беспроводная синхронизация на частоте 2,4 ГГц – но здесь Godox уже привязывает покупателя к своей экосистеме, вспышка рассчитана на использование с фирменными радиосинхронизаторами или другими вспышками Godox с аналогичной системой.
Особенность этой вспышки – использование проприетарного литий-ионного аккумулятора на 11,1 В (сборка из трех последовательно соединенных в своем корпусе) вместо батареек АА. За счет этого она имеет отличную скорость перезарядки, но одновременно заметно сдает на холоде, и потребует при активном использовании иметь запас оригинальных аккумуляторов и оригинальное же зарядное устройство, купить набор батареек «на бегу» уже не получится. Зато и заряжается литий-ионный аккумулятор гораздо быстрее, чем Ni-Mh, а возможность использования автомобильной зарядки во многих случаях выручит. В фотолюбительских же целях она весьма и весьма интересна – хорошо «тянет» серийную съемку, поддерживает HSS, и при высокой мощности стоит дешевле «оригинала».
Godox TT685C for Canon
В целом вспышка показывает себя качественной и надежной – и даже некоторую медлительность при зарядке ей можно простить, сравнивая цены с оригинальными системными вспышками.
Cullmann CUlight FR 60C
В целом же это совершенно стандартная по функционалу «шестидесятка», за рубежом вполне хорошо известная – у нас же больше распространены сейчас топовые «китайцы». Пожалуй, малую распространенность в продаже мы все-таки запишем в небольшие минусы.
YongNuo Speedlite YN968EX-RT for Canon
Управление в целом «слизано» у Canon, разобраться с ним нетрудно. Сравнительно низкая цена обеспечила этой вспышке приличную популярность, особенно при ограниченном бюджете фотолюбителя – хотя не стоит скрывать, что по надежности Yongnuo пока что еще далеко до Canon.
Лучшие системные вспышки для Sony
Sony HVL-F45RM
Компактная и достаточно легкая (317 г) вспышка с ведущим числом 45 м при зуме 100 мм – неплохой выбор для зеркальных и беззеркальных камер Sony (для старых фотоаппаратов с «нестандартным» башмаком – через адаптер ADP-AMA) как для студийной работы, так и для улицы благодаря наличию пылезащиты. Вспышка поддерживает оптическую и радиосинхронизацию (в том числе и в роли ведущей), имеет высокоскоростную синхронизацию и встроенный диодный светильник, дающий освещенность в 100 люкс на дистанции 1 метр. Он может использоваться и как самостоятельный источник моделирующего света, и включаться автоматически для подсветки автофокуса – очень удобно при съемке с близких расстояний, когда «фонарик» может обеспечить хорошую освещенность даже в темноте, позволяя точно выполнить кадрирование и фокусировку.
Особенно вспышка понравится любителям съемки из нестандартных ракурсов: поворотом головки на все 360 градусов в горизонтали никого не удивишь, но вот возможность поворота в вертикальной плоскости на 150 градусов вверх и на 8 вниз – это уже интересно, у большинства вспышек такого широкого варьирования угла нет. Например, при необходимости отразить свет, направляя вспышку не вертикально, а с отклонением назад у обычных вспышек нужно выполнять два действия – сначала повернуть головку на 180 градусов в горизонтали, а затем отклонить ее назад, здесь же хватит одного движения (и карточка-отражатель останется в «правильном» положении, а не перевернется). Кроме того, есть очень ценная возможность переназначения органов управления вспышкой, что для фотоаппаратов уже давно норма, а вот на вспышках еще не стало нормой: на «стрелки» и мультиконтроллер можно «повесить» нужные функции и быстро обращаться к ним, не копаясь в меню. Добавим к этому быструю перезарядку и умеренный нагрев при серийной съемке – и вот перед нами модель, которую можно было бы назвать отличной репортажной… будь у нее ведущее число повыше: только за это мы и снимем немного баллов. Но – чисто символически. В совокупности она, пожалуй, даже удачнее топовой в линейке Sony HVL-F60RM (недаром и цена у них, кстати, отличается не так уж сильно).
Sony HVL-F20M
Однако, несмотря на внешнюю простоту, вспышка может работать и ведущей при использовании нескольких внешних (по оптическому каналу). При подключении к камере автоматически устанавливается соответствующий баланс белого.
Зум здесь тоже простенький, ручной с двумя положениями: «широкий угол» (27 мм) и «телеположение» (50 мм). Ведущее число при этом составляет соответственно 14 и 20 м. Немного? Ну, для компактной вспышки это вполне нормально.
К сожалению, использование ради компактности всего двух батареек имеет понятный минус – долгое время перезарядки. Но не стоит забывать о целевой аудитории этой вспышки: конечно, даже фотолюбитель с достаточным опытом скорчит презрительную мину, не говоря о профессионалах, но рассчитана-то вспышка на типичнейших «мыльничников» же! А вот что точно неудобно здесь – так это отсутствие поворота в горизонтальной плоскости: если при альбомной ориентации кадра вспышка может нормально светить и «во фронт», и в потолок, то при повороте камеры на 90 градусов вспышка сможет светить только в стену, что при работе с отраженным светом малополезно в схемах с единственной вспышкой – и в потолок ее уже не направить.
На что обратить внимание при покупке вспышки?
Вспышка – это источник света, значит, именно то, как она светит, и является ее основным параметром. Для обозначения мощности импульса принято использовать понятие ведущего числа: оно обозначает теоретическое максимальное расстояние, на котором вспышка должна обеспечивать нормальную экспозицию кадра на определенной светочувствительности. Сделали кадр, а он вышел слишком темным? Что ж, при тех же диафрагме и выдержке нужно или увеличить светочувствительность, или задуматься о покупке более мощной вспышки – на использованных настройках Вашей уже «не хватает» по мощности, отсюда и «недосвет». Кроме того, ведущее число считается для «идеального» объектива со светосилой f/1.0, и реальная «дальнобойность» по мере уменьшения светосилы соответственно уменьшается (так, на объективе с установленной диафрагмой 2,8 предельная дальность будет меньше в те же 2,8 раза), и указывается для вспышки, светящей прямо на объект съемки (при работе с рассеиваемым от потолка светом мощность потребуется больше).
Нужно учесть, что ведущее число прямо по цифре сравнивать нельзя – оно указывается для конкретного зума головки и, например, вспышка с ведущим числом 43 при зуме 105 мм на самом деле мощнее, чем вспышка с тем же ведущим числом, но при зуме 180 мм, так как обеспечивает аналогичную освещенность большей площади. Кстати, зачем вообще вспышкам зум? Тут все просто – зум позволяет максимально эффективно использовать вспышку, регулируя ее угол светового потока в соответствии с фокусным расстоянием объектива: вспышка может работать на меньшей мощности для обеспечения нужной экспозиции, не освещая пространство вокруг поля кадра, тем самым быстрее перезаряжаясь, меньше нагреваясь и экономнее расходуя заряд аккумуляторов.
Время полной перезарядки вспышки указывает, за какое время она от «среднестатистического» комплекта батареек полностью зарядится после срабатывания с полной мощностью. Важнее всего этот параметр при серийной съемке – иначе вспышка будет просто не успевать набрать энергию в промежутке между кадрами. Учтите, что при работе в серийном режиме вспышка сильно нагревается и может отключиться, уйдя в защиту.
Режим высокоскоростной синхронизации (HSS у Canon, FP у Nikon) недооценить трудно: он позволяет работать со вспышкой не на жестко заданной минимальной выдержке (при которой шторки затвора еще оставляют матрицу полностью открытой, и вспышка может одним импульсом проэкспонировать кадр), а вообще на любой (импульс при этом дробится с высокой частотой, позволяя проэкспонировать кадр во все время движения приоткрытых шторок). Соответственно, вспышку можно будет использовать для затемнения фона и выделения переднего плана даже при ярком внешнем освещении, «замораживать» с ней быстрое движение на короткой выдержке.
Беспроводная синхронизация – очень полезная вещь: стоит только понять, насколько интереснее можно построить кадр, играя размещением вспышки в пространстве, как тут же начинает тянуть на эксперименты. А возможность управлять вспышкой без покупки синхронизаторов удобна – например, вспышку можно, сохраняя работу TTL, «поджигать» встроенной вспышкой фотоаппарата (если он это поддерживает) или накамерной вспышкой. Главное – чтобы ведомые вспышки «видели» управляющий импульс (для этого и полезны поворотные головки – они среди прочего позволят направить свет куда нужно, при этом развернув светоловушку на корпусе вспышки к ведущей). Радиосистемы от этого недостатка свободны: ведомые вспышки можно устанавливать где угодно в радиусе устойчивой связи, хоть за спиной фотографа.
Что же до выбора производителя, то все понятно: системная вспышка – это надежно и гарантированно совместимо («неоригинальные» могут, например, не иметь полный набор поддерживаемых через меню камеры пользовательских настроек, «глючить» при работе в TTL), но и дорого. «Неоригинал» позволит здорово сэкономить (цены на китайские TTL-вспышки с поворотными зуммируемыми головками на всем известном китайском сайте стартуют от 4000 рублей) – но, возможно, и HSS будет только на бумаге, и экспозиция будет требовать коррекции, и набор настроек будет урезан (как, например, у дешевой Triopo TR-586 EX, с которой половина меню пользовательских настроек с камер Canon просто не работает).