рейтинг фирменных поездов россии
Фирменные поезда
Фирменный поезд – это отдельный класс пассажирских поездов с более высоким уровнем сервиса и расширенным набором услуг. Фирменные поезда имеют оптимальный график движения — наиболее удобное время отправления и прибытия в пункт назначения, а также минимальное время в пути. В настоящее время к услугам пассажиров 77 фирменных поездов, маршруты которых соединяют различные регионы страны.
Маршруты и расписание движения фирменных поездов
Номер поезда | Фирменное название поезда | Сообщение поезда |
104В / 104Ж | Адлер – Москва (двухэтажный) | Адлер — Москва — Адлер |
087Г / 088С | Адлер – Нижний Новгород | Адлер — Нижний Новгород — Адлер |
011Э / 012М | Анапа – Москва | Анапа — Москва — Анапа |
015А / 016А | Арктика | Мурманск — Москва — Мурманск |
321И / 322И | Баргузин | Забайкальск — Иркутск — Забайкальск |
072В / 071В | Белогорье | Белгород — Москва — Белгород |
617Я / 618Я | Белые ночи | Вологда — Санкт-Петербург — Вологда |
059Г / 059А | Волга | Нижний Новгород — Санкт-Петербург — Нижний Новгород |
001Ж / 001И | Волгоград | Волгоград — Москва — Волгоград |
025В / 025Я | Воронеж | Воронеж — Москва — Воронеж |
031Г / 032Г | Вятка | Киров — Москва — Киров |
081Э / 081Ч | Гилюй | Тында — Благовещенск — Тында |
071Е / 072Е | Демидовский экспресс | Екатеринбург — Санкт-Петербург — Екатеринбург |
109Й / 110Й | Дневной экспресс | Самара — Пенза — Самара |
015Е / 016Е | Премиум | Екатеринбург — Москва — Екатеринбург |
055Ы / 056Ы | Енисей | Красноярск — Москва — Красноярск |
009Й / 010Й | Жигули | Самара — Москва — Самара |
045Я / 045А | Текстильный край | Иваново — Санкт-Петербург — Иваново |
146Э / 145С | Ингушетия | Москва — Назрань — Москва |
088Н / 087Н | Иртыш | Омск — Новосибирск — Омск |
643С / 644С | Кисловодск — Адлер | Кисловодск — Адлер — Кисловодск |
001А / 002А | Красная стрела | Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург |
029Н / 030Н | Кузбасс | Кемерово — Новосибирск — Кемерово |
031А / 032А | Лев Толстой | Хельсинки — Москва — Хельсинки |
005Г / 005Ж | Лотос | Астрахань — Москва — Астрахань |
058Э / 058Г | Марий Эл | Йошкар-Ола — Москва — Йошкар-Ола |
041Й / 042Й | Мордовия | Саранск — Москва — Саранск |
023Г / 024М | Москва – Казань (двухэтажный) | Москва — Казань — Москва |
017Ж / 017М | Саратов — Москва | Саратов — Москва — Саратов |
035Г / 036Э | Нижегородец | Нижний Новгород — Москва — Нижний Новгород |
009Г / 009Ж | Саратов | Саратов — Москва — Саратов |
051Г / 051Э | Фирменный | Нижний Новгород — Ижевск — Нижний Новгород |
013Н / 014Н | Новокузнецк | Новокузнецк — Санкт-Петербург — Новокузнецк |
125Н / 125Е | Обь | Новосибирск — Новый Уренгой — Новосибирск |
005Э / 006Э | Океан | Владивосток — Хабаровск — Владивосток |
115Н / 115Е | Омич | Омск — Нижневартовск — Омск |
031Е / 032Й | Оренбуржье | Оренбург — Самара — Оренбург |
017А / 018А | Карелия (двухэтажный) | Петрозаводск — Москва — Петрозаводск |
133Г / 133А | Поволжье | Казань — Санкт-Петербург — Казань |
022Я / 021Н | Полярная стрела | Москва — Лабытнанги — Москва |
116М / 115Я | Поморье | Северодвинск — Москва — Северодвинск |
118М / 117Я | Поморье | Архангельск — Москва — Архангельск |
030Й / 030С | Премиум | Новороссийск — Москва — Новороссийск |
001Г / 002Й | Премиум | Казань — Москва — Казань |
102С / 102М | Премиум | Адлер — Москва — Адлер |
057Ч / 057В | Приосколье | Старый Оскол — Москва — Старый Окол |
010А / 010Ч | Псков | Москва — Псков — Москва |
002Щ / 001М | Россия | Москва — Владивосток — Москва |
019С / 020С | Тихий Дон | Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону |
107Й / 107Ж | Самара | Самара — Санкт-Петербург — Самара |
109Ж / 109А | Астрахань — Санкт-Петербург | Астрахань — Санкт-Петербург — Астрахань |
109Ж / 109А | Астрахань — Санкт-Петербург | Астрахань — Санкт-Петербург — Астрахань |
005А / 006А | Санкт-Петербург – Москва (двухэтажный) | Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург |
035А / 036С | Северная Пальмира (двухэтажный) | Санкт-Петербург — Адлер — Санкт-Петербург |
084М / 084Е | Северный Урал | Приобье — Москва — Приобье |
025А / 026А | Смена-А. Бетанкур (двухэтажный) | Санкт-Петербург — Москва — Санкт-Петербург |
034М / 034Я | Сыктывкар | Сыктывкар — Москва — Сыктывкар |
031Ч / 031В | Тамбов | Тамбов — Москва — Тамбов |
037Н / 038Н | Томич | Томск — Москва — Томск |
059Е / 060У | Тюмень | Нижневартовск — Москва — Нижневартовск |
021Й / 022Й | Ульяновск | Ульяновск — Москва — Ульяновск |
035Э / 035Ч | Хабаровск – Благовещенск | Хабаровск – Благовещенск — Хабаровск |
053Ж / 054Г | Чувашия | Чебоксары — Москва — Чебоксары |
126Ч / 126Я | Шексна | Череповец — Москва — Череповец |
003А / 004А | Экспресс | Москва — Санкт-Петербург — Москва |
013У / 014Е | Южный Урал | Челябинск — Москва — Челябинск |
667Э / 667Ж | Юность | Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск |
011Е / 012Я | Ямал | Новый Уренгой — Москва — Новый Уренгой |
029Ч / 030Ч | Янтарь | Москва — Калининград — Москва |
105Я / 106Я | Ярославль — Москва | Ярославль — Москва — Ярославль |
103Я / 104Я | Ярославль — Москва | Ярославль — Москва — Ярославль |
101Я / 102Я | Ярославль — Москва | Ярославль — Москва — Ярославль |
737Ж / 738Ж | Воронеж — Москва (двухэтажный) | Воронеж — Москва — Воронеж |
642С / 642Ж | Атаман Платов | Ростов-на-Дону — Адлер — Ростов-на-Дону |
003С / 004М | Кавказ (двухэтажный) | Кисловодск — Москва — Кисловодск |
042В / 041М | Москва – Воркута | Москва — Воркута — Москва |
740Ж / 739Ж | Москва – Воронеж (двухэтажный) | Москва — Воронеж — Москва |
49Й / 50М | Самара – Москва (двухэтажный) | Самара — Москва — Самара |
*Обращаем внимание, что расписание и схемы поездов могут изменяться в зависимости от сезона. Актуальную информацию о расписании движения фирменных пассажирских поездов на конкретную дату можно посмотреть тут.
От лучших до ужасного. Рейтинг поездов Петербург – Москва 2021 года
Самый большой выбор поездов в России – между Москвой и Петербургом. Большинство из них – хорошие, они отличаются нюансами – где-то лучше завтрак, где-то расписание, в каком-то есть душ. Поскольку я часто езжу на поездах и хорошо их знаю, то я составил свой субъективный рейтинг. Поезда в нем отсортированы от лучшего поезда к самому плохому. Такой тоже есть.
Первое место – «Экспресс»
Поезд №3/4 «Экспресс» Федеральной пассажирской компании (ФПК) занял первое место благодаря отличному «зеркальному расписанию» (отправление в 23:30, прибытие в 8:30 в обе стороны) и хорошим вагонам. Купейные вагоны – габарита риц от Siemens и Тверского завода. В них не бывает душно за счет постоянного притока воздуха в купе. В каждом вагоне – душ. Кроме купейных вагонов здесь есть люксы и СВ, в том числе одноместные. Всем пассажирам предлагают горячий завтрак, включенный в стоимость проезда. Поезд сохранил фирменную ливрею. Единственный недостаток – ходит шесть дней в неделю, кроме суббот.
Второе место – «Мегаполис»
Частный поезд №19/20 «Мегаполис» попал в рейтинг благодаря соотношению цена-качество. Бывают дни, когда билет в купе на «Мегаполис» можно купить в пределах 1000 рублей, в СВ – пределах 3000, это существенно дешевле, чем в поездах ФПК. Здесь есть невозвратные билеты, можно выкупить СВ на одного человека с большой скидкой, есть своя бонусная программа. В «Мегаполисе» всегда отлично работает вентиляция, поэтому недушно. В вагоне-ресторане – доступное меню и вкусные блюда. Расписание – неплохое в обе стороны, без экстремально раннего отправления и прибытия. Вагоны не новые, но с розетками и уютом.
Третье место – «Стриж»
«Стрижи» пришли на маршрут Москва – Петербург недавно и сразу задали высокий стандарт обслуживания, составив конкуренцию «Сапсанам». Здесь много двухместных купе (СВ), проезд в которых стоит дешевле, чем в эконом-классе в «Сапсане». В части из них есть индивидуальные душевые комнаты и санузлы, а в стоимость проезда включено приличное питание. В поезде еще есть купейные вагоны и сидячка. Сами поезда испанского производства – вагоны удобные, в них нет проблем с вентиляцией. При всем при этом поезд идет быстро – время в пути составляет около 4,5 часов. Самая большая проблема «Стрижа» – его расписание. Оно не всегда удобное и будет еще активно меняться в ближайшее время.
Четвертое место – поезд №27/28
Наконец-то простой поезд с плацкартом! Среди оставшихся регулярных нефирменных поездов между Петербургом и Москвой – наиболее удачный поезд №27/28. Он имеет неплохое расписание в обе стороны и хорошие вагоны (относительно новые плацкарты и уже упомянутые купе-риц от Siemens и Тверского завода).
Пятое место – «Сапсан»
Конечно, в иерархии РЖД «Сапсан» занимает не пятое, а самое первое место на этом направлении. Он перевозит больше всего пассажиров и совершает более десятка пар рейсов ежедневно. «Сапсан» – это всегда одинаковый уровень комфорта и сервиса – не важно, едешь ты в 5:30 или в 21:00. Пассажир всегда знает, чего ждать от выбранного класса – кресло, еда, стандартизированное обслуживание. А главное – скорость.
Шестое место – двухэтажные поезда
Между Москвой и Петербургом ходит от двух до четырех двухэтажных поездов в зависимости от дня недели и пассажиропотока, включая дополнительные. Все они примерно одинаковые. Двухэтажки хороши тем, что при нормальном уровне комфорта могут по доступной цене перевезти за раз много пассажиров. Главная претензия – искусственное завышение цены билета за счет никому не нужной «фирменности» (дают пряник и застилают постель). Но даже с таким ценником двухэтажные поезда остаются более доступными, чем классические одноэтажные «фирмачи». Главное не брать верхнюю полку на втором этаже.
Седьмое место – «Гранд экспресс»
Еще один частный поезд №53/54 – «Гранд экспресс» – состоит преимущественно из вагонов премиального класса (СВ и люксы), но есть и несколько более доступных купейных вагонов. У «Гранд экспресса» шикарное расписание. Поезд отправляется с конечных станций незадолго до полуночи и прибывает в пункты назначения около 8-9 утра. Однако из-за достаточно высокой цены (выше рынка), вопросов к вагонам по технической части и странной бонусной программы, ставлю этот поезд на седьмое место.
Восьмое место – «Красная стрела»
Поезд №1/2 «Красная стрела» – легенда Октябрьской железной дороги. Идеальное расписание (23:55 – 7:55) в обе стороны и высокий класс обслуживания. Поезд мог бы занять первое место в нашем рейтинге, если бы не устаревшие вагоны. Им в этом году уже 15 лет. Пассажиры жалуются на излишнюю вибрацию и дребезжание. В то время, надо признать, что вагоны обновляли и все необходимое в них есть – и розетки, и регулировка температуры воздуха в купе. Горячие завтраки тоже приносят.
Девятое место – «Невский экспресс»
Поезд №747/748 «Невский экспресс» – ветеран скоростного движения между Москвой и Петербургом. Патриотические чувства к нему – высоки. Шутка ли: вагонам 20 лет, их сделали в России, при этом поезд выдает общее время в пути не хуже «Сапсана» или «Стрижа»! Билеты на «Невский экспресс» часто бывают дешевле, чем на «Сапсан». В стоимость проезда входит питание (обычно очень низкого качества). Вагоны бывают двух типов – постоянно в ходу вагоны с купе, где сидя размещаются по шесть человек. Иногда добавляют вагоны «открытого типа», напоминающие классическую «сидячку»
Десятое место – «Таврия»
Поезд №7/8 Петербург – Севастополь идет через Казанский вокзал Москвы. Из Петербурга он отправляется днем, в обратную сторону это классический ночник с поздним отправлением и прибытием. Это единственный поезд на маршруте, в составе которого можно найти новые двухвагонные купейные сцепы от Тверского завода (с душем в каждом вагоне), а также много хороших новых плацкартных вагонов.
У меня нет цели перечислить все поезда в этом списке. Между Москвой и Петербургом их – с три десятка пар. Прямые, проходящие, дополнительные, скоростные и не очень.
Например, есть поезд №159/160 Москва – Петрозаводск через Петербург. Там ходят вагоны «Рускеальского экспресса» с необычными купе («Аммендорфы» после реновации) и плацкартом со шторками. Плацкарт со шторками также можно найти в составе фирменного поезда №15/16 «Арктика» сообщением Москва – Мурманск. Есть еще дневная «Ласточка», которая делает между городами с десяток остановок. Есть фирменный поезд №59/60 «Волга» Петербург – Нижний Новгород, в составе которого ходят бывшие вагоны закрывшегося ТКС.
Однако есть поезд, который находится на последнем месте в моем рейтинге.
Последнее место – поезд №135/136 Петербург – Махачкала
Этот поезд, будучи скорым, расстояние от Москвы до Петербурга проходит более, чем за 11 часов, прибывая в столицу в 3 ночи. Но это не главное – для проходящего поезда время прибытия в Москву не должно иметь большого значения. К поезду много претензий по сервису (суровый сервис Северо-Кавказского филиала ФПК заслуживает отдельного рассказа). Когда я ехал на поезде 136 год назад, там были сплошные нарушения, в том числе по климату в вагонах. Этот поезд – худший на направлении не только по моему мнению, но и по мнению пассажиров, купивших билет на сайте туту.ру. Поезд имеет рейтинг 7,1 – это самый низкий показатель для поездов линии Петербург – Москва.
Поезда разные. Очень
Это купе с душем поезда «Гранд Экспресс»
Знаете, чем фирменный поезд отличается от обычного? Тем, что у него подушка должна весить как минимум 2 килограмма. Подушка тяжёлая и ухватистая — значит, точно фирменный. Лёгкая и маленькая — нефирменный. Шучу, конечно, сейчас этот стандарт уже давно устарел и не применяется.
На самом деле в РЖД есть «минимальные системные требования» и рекомендованные. Минимальные — это когда в вагоне топят, окна могут открываться и закрываться больше одного раза, а туалет иногда бывает доступен. Рекомендованные — например, новые вагоны (до 12 лет), спецобучение проводников, хорошее бельё, большое меню вагона-ресторана, пресса на борту, кондиционер, туалеты с жидким мылом и накладками для сиденья, мониторинг подсистем вагонов. Если поезд соответствует всем рекомендованным требованиям из норматива, то его называют фирменным. И часто дают ему имя.
А ещё поезда могут отличаться чертовски разными вещами.
Почему они разные?
Поезда и вагоны принадлежат разным перевозчикам и имеют разные депо, разные услуги, разные типы обслуживания. И вообще они разные. Где-то стоят биотуалеты, где-то есть хорошее бельё, где-то в каждом купе индивидуальный кондиционер, где-то сундуки под нижними полками не убрали (их убирают, чтобы было легче мыть плацкарты). И так далее.
В фирменных поездах обязательно застилают верхние места (кроме боковых) бельём. И фирменному поезду дают лучшее расписание из возможных — например, выезд из Москвы поздним вечером и приезд в Петербург к открытию метро. Нефирменный может прибыть за час до открытия метро или в обед, когда большинству пассажиров это неудобно. Фирменный поезд подаётся на станцию отправления как можно раньше, обычно минимум за полчаса до отправления. Обычный в регионе может прийти за 10 минут, все в спешке сядут — и он поедет.
И, конечно, фирменный поезд получает право на имя. Например, «Красная стрела», «Сапсан» или «Лев Толстой». «Мегаполис», один из лучших поездов между Москвой и Петербургом, долго был нефирменным, но соответствовал всем стандартам фирменности.
Что любят и что не любят пассажиры?
Больше всего пассажиры любят, когда проводник за них. Бывают поезда с очень старыми вагонами, дующим в окна ветром, прочими радостями жизни — но если проводник добрый, они всегда это особо отмечают. Нередко бывает, что прямо так и пишут в отзыве: всё плохо, но проводница ми-ми-ми.
Потом пассажиры любят, когда у них соблюдаются базовые бытовые потребности. Зимой в поезде должно быть тепло (но не жарко!), вода должна быть прозрачная, летом должно быть прохладно, а туалет должен быть чистым и не очень страшным.
Многие пассажиры питают сильную любовь к плацкартам. Многие считают, что в полностью открытом вагоне, где видно и слышно на 5–10 метров в обе стороны, как-то безопаснее, чем запираться в купе с тремя незнакомцами.
Что ещё бывает приятного в поезде? Бывает включён чай, бывает включено питание (иногда даже трёхразовое), бывает, выдают тапочки, мыло-шампунь и зубную пасту с щёткой, бывают телевизор, удобные розетки прямо в купе около окна, бывает, дают газеты и журналы, в купе бывают сейфы прямо у спальных мест, шкафы для одежды. Очень счастливы пассажиры купе, которые открывают и закрывают дверь пластиковой картой. В плацкартах любят индивидуальные лампы, любят, когда вагон пахнет как новый, любят Wi-Fi. Трепетно оценивается качество полотенец. Если есть автоматы с едой — выбор в них.
В поездах дальнего следования с несколькими сутками в дороге особо оценивается душ. Самый плохой вариант — таз и специальный шланг для крана (так раньше выходили из ситуации в поездах с длинными маршрутами и где негде было мыться). Но бывает и совсем современный, почти космический. В люксовых купе (где одно или два места) часто бывает душ прямо на месте и можно мыться в своё удовольствие.
Вот примеры отзывов на конкретный поезд, по ним сразу понятно, что может пойти не так:
Или вот:
А вот так мы выводим то, что есть в вагоне. Смотрите, это классический фирменный поезд:
Кто такие перевозчики?
Упрощённо — владельцы вагонов, то есть компании, которые оказывают услугу по доставке пассажиров. Именно они заботятся о том, чтобы в поезде было хорошо.
В России один большой перевозчик на пассажирских поездах дальнего следования — это Федеральная пассажирская компания (если вы будете считать её РЖД — не сильно ошибётесь). Плюс куча-куча частных перевозчиков: относительно большой ТКС или, например, «Гранд Экспресс» — это единственный поезд перевозчика «Гранд Сервис Экспресс». Плюс на территорию России заезжают поезда из сопредельных стран (чаще всего нам попадаются украинский и белорусский аналоги нашей ФПК), плюс единичные поезда других стран.
Каждый перевозчик имеет свои особенности, и каждый поезд — тоже. Частные перевозчики стараются повышать впечатления от поезда, поэтому очень вкладываются в то, чтобы было круто. У них бывает реально отличный премиум с душем в купе, например.
Единственный момент — ТКС не владеет тягой (нет «паровозов», то есть тягачей), поэтому они цепляют свои вагоны внутрь других поездов. Но чаще всего по классу вагоны примерно совпадают.
Вот обратите внимание на четвёртый отзыв — пассажир явно почувствовал контраст между привычными вагонами и фирменным:
Мы ведём рейтинги каждого поезда в России и собираем на них отзывы. Это значит, что на Туту.ру можно детально посмотреть, какие особенности у какого поезда. Конечно, если поезд по направлению ходит только один, в выборе это мало что поменяет. Но если хотя бы два, то вы будете точно знать, чем они отличаются. Выглядит это так:
Всего в России чуть больше тысячи маршрутов (плюс есть около сотни для зарубежных поездов), и мы выводим рейтинг для самых популярных 320 — в остальных не накоплена достаточная масса статистически достоверных отзывов. Так, например, если кто-то обидел целую футбольную команду и они написали одинаковые отзывы — это совсем не то же самое, что несколько десятков отзывов от разных пассажиров за два месяца.
Отзывы мы принимаем абсолютно достоверные — надо купить билет и погасить его (то есть проехать по факту в поезде), чтобы иметь возможность оценивать вагон.
Чем ещё отличаются поезда?
Например, душем. Душ может быть как в каждом люкс-купе (если вы ездите в премиальном поезде задорого), так и в штабном вагоне один на весь поезд. Почти в любом поезде дальнего следования можно вполне официально купить услугу душа в штабном вагоне. Пассажир может узнать у проводника, где это чудо технологии, прийти в нужный вагон, встать в очередь и оплатить пользование. Обычно, если не бегать по плацкартам и не кричать «ТАМ ЕСТЬ ДУШ!», очереди не будет, а цены там довольно земные — около 100–200 рублей.
Ещё проводника можно попросить застелить место — и он застелет. Приоритет у инвалидов, пожилых людей, беременных женщин и пассажиров с детьми. Учитывая, что они это делают как настоящие мастера — быстро и тихо, — услуга крайне удобна для тех, кто «вписывается» на промежуточной станции в спящий вагон, чтобы не будить соседей.
Есть гендерные купе. Это такие, где первый пассажир в купе назначает ему признак пола. То есть если вы мальчик и купили билет первым в купе, то а) с вами точно будет потом ещё три мальчика, б) или вы можете разрешать садиться рядом пассажирам любого пола. А рядом в соседнем купе могут поехать четыре девочки, потому что там купила билет первой девочка. Вот, например, тут класс 1У — как раз гендерное купе: первый пассажир выбирает, будет это купе только его пола или смешанное.
Откуда взялись гендерные купе вообще? Ещё при царе было так принято для приличия. А в 2007 году эта история была перезапущена (судя по пресс-релизам), потому что до сих пор многие девушки предпочитают ехать в компании других девушек. Считают, что так безопаснее. И трезвее, возможно.
Зачем нужен проводник?
Для порядка. Формально — встречает на входе, проверяет билеты, пускает провожающих, выгоняет провожающих, ещё раз проверяет билеты. Может налить чаю (чаще всего за деньги), продать и застелить постельное белье (можно купить бельё онлайн, а можно купить на месте), у него есть печеньки, пресса, он же может помочь с чем-то. Если что-то сломано, не работает — он поможет. В последнее время они ещё играют роль техподдержки из-за распространения Wi-Fi в вагонах. Могут настольные игры выдать, если они есть. Если питание включено — спрашивают, когда подать и что именно (если есть выбор). А ещё проводник должен будить пассажира «за ногу», чтобы тот вышел на своей станции. Когда пассажир пропускает станцию — это недоработка проводника. При этом отечественный проводник не имеет права проверять те же визы, поэтому вы можете сесть в поезд в шенген-зону без шенгена, но высадят вас уже пограничники.
Чем отличаются поезда на коротких переездах?
Бывает поезд дальнего следования, бывает пригородный поезд с предоставлением мест и бывает электричка. Как это ни странно, электричка бывает и без электричества (например, рельсовый автобус). Смысл этих трёх классов вот в чём:
Чем отличается скорый поезд от скоростного и обычного?
Обычный поезд едет так, чтобы собрать всех пассажиров со всех сёл по дороге. Его задача — транспортная доступность. Скорый останавливается далеко не везде, а только в основных пунктах, он обычно немного дороже, но едет процентов на 15 быстрее (зависит от маршрута, конечно). Скоростной — это который при этом показывает среднюю маршрутную скорость от 91 километра в час. Высокоскоростной — это который делает «вжух!» (например, «Сапсан»), его маршрутная скорость по-прежнему от 91 км/ч, но при этом максимальная скорость в пути не меньше 200 километров в час.
Очень просто отличить поезд по нумерации. Чётный едет по карте вверх и вправо, нечётный номер — вниз и влево (чаще всего).
1–150 — скорые круглогодичные, 151–298 — сезонные и разовые скорые, 301–450 — обычные круглогодичные, 601–698 — пассажирские в местном сообщении, между ними — обычные сезонные и детские (детские ползут со скоростью до 50 километров в час). 701–750 — скоростные, 751–788 — высокоскоростные. 921–940 — туристические (коммерческие). 961–970 — грузопассажирские. Пригородные имеют нумерацию от 6001 до 7598 и тоже бывают разной скорости. Остальные редкие вещи вроде почтово-багажных поездов можно посмотреть вот тут.
А ещё есть регулярные поезда и временные, они отличаются тем, что временные — это для сезона высокого спроса — например, когда из Сочи в Москву едет много людей. Бывают поезда для туристов — например, такие запустят на футбольный чемпионат. Их вводят по ситуации, чтобы удовлетворить спрос на направление. Ещё бывают регулярные поезда, которые ходят неделю в году, — например, когда ФПК знает, что в это время совершенно точно наступит неделя железных дорог и населённость поездов удвоится. Под Новый год часто встречаются такие варианты, и они задолго до отправления появляются в расписании.
Давайте уже посмотрим на рейтинги!
Вот первая тридцатка поездов на текущий момент:
Есть мнение, что чем дальше от столицы, тем страшнее поезд. Так вот, это неправда: распределение достаточно равномерное в пределах России. Нет явной корреляции и между направлениями, где ходят один-два поезда и где большая конкуренция, — возможно, это значит, что поезда на них конкурируют не между собой, а с самолётами и автобусами.
Мы выгружаем раз в полгода расширенную версию аналитики перевозчикам, а они дают нам фотографии вагонов (мы также обогащаем данные фотографиями, полученными независимо). Покупая билет на многие поезда в России, при выборе места можно будет увидеть фотографию купе вашего типа в выбранном вагоне, например, вот так:
И да, мы знаем, что перевозчики тщательно следят за собираемым нами рейтингом, смотрят на отзывы и принимают меры. Самое главное — потом можно численно отследить результат.
А Тверской вагоностроительный завод (он не перевозчик, они вагоны делают) попросил выгрузить отзывы по типам их вагонов: очень внимательно вычитали, что людям не нравится и что нравится, и заложили это в новые модели, которые планируют выпускать.