рейтинг фильмов про космос за последние десять лет
Десять самых научных фильмов о космосе
Больше всего в интернете раздражают комментарии диванных знатоков, которые смотрят фантастику, чтобы искать там ляпы. Это они вечно брюзжат: «Позиционируйте свой фильм как фэнтези, а не как научную фантастику!»
Для справки: научная фантастика, она же science fiction, — это не «научно достоверная» фантастика, а «вымысел в области науки». Фантастика выдумывает то, чего нет, чтобы лучше понять то, что есть. Брэдбери и Уэллс прекрасно знали, что на Марсе нет жизни, а Азимов — что у роботов нет эмоций. Однако их книги, как и фильмы Кэмерона и Скотта, — классика жанра научной фантастики, а не реализма.
Но есть фильмы, к которым трудно придраться даже самым въедливым. Их режиссеры нанимают научных консультантов и закапываются в книги по астрофизике, чтобы сделать свой вымысел убедительным.
Мы составили для вас список не просто самых реалистичных, но самых научных фильмов о космосе, создатели которых слушали, что им говорят ученые.
Фантастика не может тягаться в достоверности с картиной, снятой на основе исторических событий. Поэтому в перечень не вошли фильмы о реальной космонавтике. Но нельзя не упомянуть самый яркий из них — «Аполлон-13», посвященный аварии во время одноименной лунной экспедиции 1970 года. Режиссер Рон Говард даже помещал актеров в условия настоящей невесомости, моделируемой на пикирующем самолете. Многие сцены снимали фрагментами по несколько секунд, потом самолету приходилось снова набирать высоту.
10. Космический рейс (1935)
На западных сайтах часто пишут, что убедительный с научной точки зрения полет в космос впервые снял Фриц Ланг в фильме «Женщина на Луне». Отдадим Лангу должное: он прежде всех прочих показал невесомость и ракету, относительно похожую на настоящую. Но признать реалистичным фильм, в котором герои гуляют по Луне в шортах, невозможно.
По-настоящему научно достоверный полет на Луну первым показал советский режиссер Василий Журавлев в 1935 году. Консультантом фильма был «дедушка» космонавтики Константин Циолковский, так что, по меркам науки тридцатых, «Космический рейс» безупречен. Журавлев правдоподобно показал и невесомость, и низкую лунную гравитацию, не забыл и про скафандры.
Кое-что с тех пор устарело — например, стартовая площадка в виде дуги и антиперегрузочные камеры с жидкостью. Что-то было наивным даже тогда — ну не мог экипаж первой лунной экспедиции состоять из старика-профессора, неопытной девушки и пионера, пролезшего на ракету зайцем. Но «Космический рейс» заслуживает места в нашем списке как первый фильм, претензии к которому сводятся к мелочам, а не к вопросу «Как люди былых времен могли верить в такую чушь?».
9. Европа (2012)
Съемки этого независимого международного проекта обошлись приблизительно в десять миллионов долларов, «Интерстеллар», к примеру, дороже в шестнадцать раз. Но на качестве «Европы» это почти не отразилось. Графика для такого бюджета приличная, корабль и спутник Юпитера, куда летит экспедиция, вполне убедительны. А съемки на ручную камеру, в стиле «найденной пленки», позволили режиссеру замаскировать мелкие недостатки.
В «Европе» есть ляпы, среди которых особняком стоит дурацкое имя русской женщины-космонавта: Катья Петровна. В целом же это твердая научная фантастика ближнего прицела, пусть и вторичная (сценарий написан по мотивам романа Артура Кларка «2061: Одиссея-3»). За основу сюжета взята вполне научная гипотеза о том, что в подледных океанах спутников Юпитера может развиться жизнь. Если верить фильму — еще и плотоядная.
Снят фильм с любовью к науке: члены экспедиции готовы погибнуть, но раскрыть тайну обитателей Европы. Настоящие ученые такое кино любят. Неудивительно, что астроном Нил Деграсс Тайсон разрешил использовать в фильме фрагмент своей лекции.
8. Столкновение с бездной (1998)
И напрасно. Сюжеты и правда похожи, но «Армагеддон» — развлекательное, смешное и напрочь неправдоподобное кино про спасающих мир придурков, среди которых — русский космонавт в ушанке. А «Столкновение с бездной» относится к теме серьезно.
7. Гравитация (2013)
Драма Альфонсо Куарона о лавине космического мусора стала главным киношным событием 2013 года. Джеймс Кэмерон назвал ее лучшим фильмом о космосе всех времен. «Гравитацию» разбирали чуть ли не покадрово и нашли-таки, к чему придраться.
Так, в реальности МКС и станция «Тяньгун» вращаются дальше друг от друга, поэтому герои не могли летать между ними на ранцевой тяге. А в сцене, где героиня Сандры Буллок тянет на тросе героя Джорджа Клуни, не очень понятно, почему астронавта уносит с такой силой. Ученые так и не сошлись во мнении, могло ли это быть, — слишком много факторов следует учесть.
Остальные претензии к «Гравитации» еще мельче. У Куарона был серьезный научный консультант — астрофизик Кевин Грезье, работавший в NASA над исследованием Сатурна зондом «Кассини». Благодаря Грезье недочеты удалось свести к мелочам, заметным только специалистам. А те умеют прощать. Фильм понравился и придирчивому Нилу Тайсону (хотя именно он первым отметил спорные места), и космонавтам, посмотревшим его на МКС — прямо там, где происходят события «Гравитации».
6. Чужая планета (2005)
Основой для псевдодокументального телефильма, снятого каналом Discovery, послужил альбом художника Уэйна Барлоу, который позже работал над «Аватаром» и «Тихоокеанским рубежом». Барлоу придумал историю о зондах с ИИ, которые изучают экзопланету Дарвин-IV. И находят там не просто жизнь, а экосистему с невероятными животными: ходячими черепахами-островами, двуногими бегунами, «древесными вампирами». Барлоу и сценаристы тщательно продумали, как питается, двигается и размножается каждый выдуманный вид.
Не менее интересны и сами зонды — небольшие дирижабли, оснащенные камерами и роботами поменьше. Сценаристы наделили их характерами: программа зонда Лео заставляет его постоянно идти на риск, а зонд Айк запрограммирован осторожничать и сохранять данные любой ценой. «Чужая планета» — редчайший случай, когда «эмоции» у роботов научно обоснованы.
Создатели фантастики любят приглашать на съемки известных ученых, и Discovery в этом плане даже перестарались. Комментариев Стивена Хокинга, Митио Каку и Джека Хорнера в «Чужой планете» больше, чем нужно для сюжета.
5. Интерстеллар (2014)
Яркий пример того, что «научный» и «реалистичный» не одно и то же. Фантастика не должна быть реалистичной, она обязана выдумывать. Но создатели «Интерстеллар» фантазировали на основе научного знания. Сюжет о полете через червоточину в систему черной дыры был придуман не Кристофером и Джонатаном Ноланами, а астрофизиком Кипом Торном. Именно его идеи легли в основу сценария Ноланов, которые каждую сцену согласовали с Торном. Чтобы разобраться в астрофизических хитросплетениях, Джонатан Нолан даже прослушал спецкурс в университете.
Характерно, что чем ближе человек к реальной науке, тем выше он ценит «Интерстеллар». Ругали картину «диванные критики», а ученые вроде Нила Тайсона остались им довольны. Фильм впервые показал, как выглядит настоящая черная дыра, рассказал о парадоксах искаженного пространства-времени. И даже спорная концовка не так фантастична, как может показаться. Другие измерения по ту сторону черной дыры — недоказанная, но всерьез обсуждаемая учеными теория.
4. Странники (2003)
Немного сжульничаем: это не фильм, а аниме-сериал. Но без него список будет неполным. «Странники» рассказывают о скромных трудягах будущего, космических мусорщиках, которые очищают орбиты от старых спутников и их обломков. Если бы не уборщики, космонавтика давно захлебнулась бы в авариях.
Технически сериал вполне достоверен — редкость для аниме, где чаще встретишь гигантских роботов под управлением школьниц, чем твердую научную фантастику. Создателей «Странников» консультировали специалисты из Японского космического агентства. Герои живут на станции, где гравитация создается вращением, и немалую часть времени проводят в невесомости. И никаких звуков в космосе — не считая тех, что раздаются внутри шлемов!
Но, главное, «Странники» убедительно разрушают чрезмерно романтичный ореол, окружающий работу космонавта. Космос прекрасен, но труд орбитального уборщика — опасный и неблагодарный, а главное, скучный. Большую часть времени герои не спасают мир, а заполняют тонны бумаг, ругаются с начальством и отбиваются от назойливых страховых агентов.
3. Марсианин (2015)
Фильм Ридли Скотта о марсианском робинзоне Марке Уотни можно было включать в список еще до его выхода на экраны. Научно-техническую основу сценарий получил по наследству от детально проработанной книги Энди Вейера. А сохранить ее в фильме помогли специалисты NASA, делившиеся со Скоттом данными. Говорят, он узнал об открытии воды на Марсе на месяц раньше прессы.
От товарищей по жанру «Марсианин» отличается тем, что посвящен не тайнам вселенной и катастрофам, а выживанию на другой планете. Фильм стоит показывать будущим членам марсианских экспедиций. Из него они узнают, как добывать кислород, выращивать картошку на собственных экскрементах, использовать радиоактивные изотопы для обогрева и летать на безносом корабле.
Фильм воспевает не столько науку, сколько людей, способных победить природу при помощи знания, находчивости и мотка изоленты. Это касается не только Уотни, но и его коллег на Земле, придумывающих, как его спасти. Как пошутил все тот же Нил Тайсон, самое фантастическое в «Марсианине» — то, что важные решения принимают грамотные и образованные персонажи.
2. Космическая одиссея 2001 года (1968)
Поработали как-то вместе Артур Кларк — пожалуй, самый научный писатель-фантаст — и Стэнли Кубрик, великий режиссер-экспериментатор. То, что получилось, западные критики считают лучшим фантастическим фильмом в истории. С этим можно спорить, есть претенденты и с более внятными сюжетами. Без книги Кларка «Одиссею» понять непросто. Фильм пренебрегал объяснениями, зрителям приходилось додумывать суть инопланетных монолитов и смысл концовки.
Кубрик не рассказывал, а показывал. Зато как! «Одиссея» совершила революцию в мире спецэффектов. Фильм, снятый до изобретения компьютерной графики, по сей день смотрится не хуже «Гравитации» и «Интерстеллар». За основу своих фантазий Кларк брал подлинные космические проекты: «Одиссея» одной из первых показала станцию, создающую притяжение вращением. Космическая еда, дизайн кораблей — все продумано до мелочей, а кое-что даже воплотилось в реальность.
«Одиссея» выглядела так убедительно, что конспирологи выдумали миф, будто именно Кубрик снимал в павильоне высадку Армстронга и Олдрина на Луну. Это, конечно, чепуха. Кубрик снял бы достовернее.
1. Контакт (1997)
Книгу Карла Сагана, астрофизика и популяризатора науки, экранизировал творец «Назад в будущее» Роберт Земекис. Саган, увы, до премьеры не дожил, но ему наверняка понравилось бы.
Каким будет контакт с высокоразвитой цивилизацией? Уж явно не случайной встречей на далекой планете. Скорее, нас ждет обмен сигналами, долгая их расшифровка и попытка осмыслить новые данные. Даже в «Контакте» не все объяснимо с точки зрения науки. Инопланетная технология, показанная ближе к финалу, находится за гранью нашего знания. Но сама научная работа, особенно с радиотелескопами, показана так достоверно, что некоторые ученые называли «Контакт» самым научным фильмом.
Что еще очень ценно, создатели «Контакта» пофилософствовали на тему «наука против религии» и показали ее с разных сторон. Главный злодей фильма — религиозный фанатик, пытающийся помешать контакту любой ценой. Но другой персонаж, христианский богослов, поддерживает главную героиню, когда в ее открытия не верит весь мир. Иногда даже ученым недостает данных и доказательств, и им тоже остается только верить.
Рейтинг фильмов про космос за последние десять лет
Один из самых культовых научно-фантастических фильмов в истории, который вышел еще в середине прошлого века. Фильм повествует о путешествии группы космонавтов к Юпитеру с целью отыскать таинственный Монолит. Помимо живых людей на борту корабля присутствует и искусственный интеллект по имени HAL-9000, который и является катализатором почти всех проблем экипажа.
«Одиссея» — это один из лучших фильмов про космические путешествия, о чем явственно говорит тот факт, что фильм постоянно оказывается во всевозможных топах. Несмотря на то, что ленте уже почти пятьдесят лет, он все еще смотрится весьма бодро и предлагает интересную фантастическую историю. У ленты есть продолжение под названием «Космическая одиссея 2010», которое вышло почти через двадцать лет после оригинальной картины. Смотреть их, разумеется, стоит исключительно вместе.
Звездные войны (Star Wars)
Кто не знает «Звездные войны»? Все знают. Одна из самых знаменитых космических приключенческих серий начиная с первого фильма разрослась до масштабов огромной франшизы с миллионами фанатов. Началась же история с четвертого эпизода, «Новая надежда», хотя любой фанат вам скажет, что смотреть надо всю «оригинальную трилогию» (то есть 4-5-6 фильмы) вместе, а иначе — никак.
Начиная с 1977 года (сорок лет уже прошло!) научно-фантастическая вселенная расширилась до размеров восьми полнометражных фильмов, огромного количества мультипликационных сериалов, десятков игр, а также тонн комиксов и книг. Найти человека, который не слышал бы про «Звездные войны», в наше время, кажется, нереально. Но хуже от этого вселенная Джорджа Лукаса, конечно же, не становится.
Чужой (Alien)
Один из самых первых фильмов ужасов про космические приключения, который умело сочетает научно-фантастический элемент и ужасы. История крутится вокруг экипажа корабля «Ностромо», который ловит таинственный сигнал о помощи, и приземляется на отдаленный планетоид, где они и находят загадочные коконы. Один из членов экипажа оказывается атакован существом, которое жило в коконе, после чего начинается напряженная история, посвященная выживанию группы людей, которые летят на космическом корабле на Землю, имея на борту инопланетное чудовище, сильное и хищное.
В первую очередь «Чужой» — это триллер, а потом уже научно-фантастический фильм, однако не стоит списывать картину со счетов только из-за этого. Фантастических элементов в «Чужом» немало — начиная от самого инопланетянина, и заканчивая путешествиями в космосе между планетами, чем герои и занимались до стычки с чужим. Как и «Звездные войны», «Чужой» постепенно вырос в целую франшизу фильмов, большая часть которых, впрочем, считается фанатами довольно неудачными.
Пятый элемент (The Fifth Element)
Одна из самых популярных научно-фантастических комедий на планете была снята на рубеже веков, и многими поклонниками научной фантастики не особо любима. Хотя казалось бы — здесь есть все те элементы, которые присущи научной фантастике. Тут вам и общество будущего, и космические перелеты, и различные инопланетные расы, и супероружие — в общем, почти все, что есть в уважающем себя представителе жанра. Просто этот фильм не про «серьезные щи» (хотя этого тут тоже хватает) — а про комедийный элемент.
Приключения простого таксиста Корбена Далласа и его внезапной подруги Лилу могут показаться простоватыми, однако к героям быстро привыкаешь, и смотреть картину становится легко и просто. Даже сюжетные шероховатости отходят на второй план — благо, картине даже спустя полтора десятка лет после выхода есть чем удивить в плане постановки и работы с декорациями. В итоге у Люка Бессона так и не получилось повторить собственный успех дважды — его последняя «космическая» картина, «Валериан и город тысячи планет», была встречена куда холоднее, нежели «Пятый элемент».
Район № 9 (District 9)
Первая работа Нила Бломкампа, которая позволила ему пробиться в высшую лигу Голливуда. По сути дела, «Район № 9» — не совсем кино про космос, хотя научно-фантастических элементов здесь навалом. Фильм необычен во многом тем, что он поднимает совсем нетипичные для фантастики темы. Пришельцы у Нила не захватчики, а беженцы со своей планеты, которые оказываются заперты в настоящем гетто в Южной Африке. Постепенно между людьми и инопланетянами начинаются трения, которые в итоге и приводят к событиям фильма.
«Район № 9» сложно назвать типичной фантастикой — даже напротив, этот фильм не имеет за плечами почти ничего «типичного» или «шаблонного». И при этом он предлагает интересную фантастическую историю с интересными героями — а что еще, спрашивается, требуется от хорошего фильма? Не все же на взрывы смотреть.
Гравитация (Gravity)
Не все научно-фантастические фильмы отсылают зрителей путешествовать по далеким планетам и галактикам — напротив, некоторым хватает и нашей с вами Солнечной Системы, а кому-то так и вообще хватает орбиты Земли. Как, например, Альфонсо Куарону, который снял «Гравитацию», фантастический фильм-катастрофу, который в общем-то и фантастическим назвать сложно. Часть событий фильма действительно могла произойти в реальности, хотя представители разных аэрокосмических агентств мира и раскритиковали картину за излишнее упрощения огромного числа вещей.
Подробнее о фильме вы можете прочитать в этой статье.
Интерстеллар (Interstellar)
Приключенческий научно-фантастический фильм, где люди пытаются найти себе новый дом, покинув обреченную Землю. Исследованиям главного героя, Купера, и посвящена картина. Купер и его товарищи пытаются найти новую планету, где может выжить человечество, и оказывается втянут в водоворот событий, которые навсегда изменят привычную жизнь человечества.
После выхода картины многие фанаты научной фантастики начали спорить на тему того, насколько этот фильм можно считать научной фантастикой. Да, разумеется, тут есть множество научных теорий, исследования далеких планет и космоса, а также разнообразные космические корабли. Однако финал фильма получился таким, что многие зрители предпочли не видеть словосочетание «научная фантастика» рядом с названием «Интерстеллара». Несмотря на это, почти все фанаты космических фильмов считают его одной из лучших лент на заданную тему.
Подробнее о фильме вы можете прочесть в рецензии Александра Трофимова.
Марсианин (The Martian)
Еще один научно-фантастический фильм, который ближе многих других достоин носить термин «научная фантастика». Фильм является экранизацией одноименной книги, и рассказывает историю астронавта из марсианской экспедиции, который застрял на красной планете, и теперь вынужден ждать там несколько лет, пока за ним не прилетит спасательный челнок. Для выживания герой делает все, что может — выращивает картошку, заботится о целостности своего скафандра и так далее.
Как и «Гравитация», «Марсианин» не спешит за пределы Солнечной системы, однако это не делает его менее «космическим фильмом». Тут есть и космические приключения, и путешествия — как в космосе, так и по чужой планете, и множество ситуаций, которые легко назвать «фантастическими». При всем при этом фильм ухитряется не скатывается в откровенную фантастику, и демонстрирует то, что реально может случится с человеком на Марсе.
Подробнее о фильме вы можете прочесть в рецензии Александра Трофимова.
Стражи Галактики (Guardians of the Galaxy)
Один из самых самобытных фильмов в линейке Marvel, и одна из самых лучших научно-фантастических комедий в принципе, хотя слово «научной» здесь можно с чистой совестью опустить. История группы совершенно разных, но очень колоритных личностей, которые попадают в череду передряг, никак не тянет на «научную» фантастику. Да она в общем-то и не пытается. «Стражи» — это приключенческий космический экшен, в котором безумно красивый космос и декорации, а также очень красивые и здорово поставленные экшен-сцены.
Во многом «Стражи» — это сборник «космических» штампов, которые режиссер Джеймс Ганн очень удачно обыгрывает, переворачивая их с ног на голову. Да, здесь с легкостью можно придраться к главному злодею (как и в большинстве фильмов Marvel), однако этот момент стоит простить хотя бы ради прекрасной атмосферы далекого космоса, а также ради задорных шуток и крутых героев.
Подробнее о фильме вы можете прочесть в рецензии Александра Трофимова.
Прибытие (The Arrival)
Еще один научно-фантастический фильм, который не покидает пределов Солнечной системы, и при этом умудряется показать как чисто фантастические вещи, так и «научно-фантастические». История крутится вокруг таинственных объектов пришельцев, которые появляются на Земле. Люди начинают исследовать таинственные корабли, параллельно пытаясь наладить контакты с пришельцами.
Подробнее о фильме вы можете прочесть в рецензии Александра Трофимова.