рейтинг фильмов алексея балабанова
Топ 10 лучших фильмов Алексея Балабанова
Алексей Балабанов известен не только как выдающийся российский режиссёр, но и как сценарист, продюсер и актёр. Но большего всего он всё же преуспел в режиссёрстве. Алексей является двукратным призёром кинофестиваля “Кинотавр”, благодаря картинам “Брат” и “Война”, а также лауреатом премии “Ника”, которую получил за художественную работу “Про уродов и людей”. На счету одного из лучших отечественных режиссёров около двух десятков кинолент.
В рейтинг мы включили лучшие фильмы Балабанова, список которых представлен вниманию читателей ниже.
10. Река | 2002 год
Десятку самых успешных работ российского режиссёра открывает драма “Река” (2002). Действия разворачиваются в конце 19 века в якутской, забытой Богом тайге, где живёт небольшая колония прокажённых поселенцев. В эту глушь заносит молодую девушку, которая занимается охотой. Она влюбляется в одного больного парня. Герои начинают жить вместе и в скором времени ждут появление ребёнка. Но идиллию нарушает неожиданно вернувшаяся жена с “большой земли”, что приводит к трагедии. Съёмки картины пришлось приостановить на половине, так как погибла актриса Туйара Свинобоева, игравшая главную роль. Через год после драматических событий Балабанов смонтировал уже отснятый материал и за кадром прокомментировал пропущенные сцены.
9. Про уродов и людей | 1998 год
Девятое место занимает комедийная драма российского режиссёра “Про уродов и людей” (1998). События художественного фильма разворачиваются в начале двадцатого века. В этот период активно развивается кинематограф и фотографии. Многие частные дельцы хотят нажиться и снимают картины, делают фотографии порнографического содержания. В центре сюжета – две семьи, создающие впечатление благополучных. Фотограф Иоган со своей подпольной студией не прочь заработать на людской наготе. Две пары становятся жертвами извращённого фотографа. Зарабатывая на других, он ломает людские судьбы и превращает людей в похотливых уродов. В 1998 году картина получила кинопремию “Ника”.
8. Счастливые дн | 1991 год
На восьмом месте среди работ Балабанова находится драма “Счастливые дни” (1991). Главный герой психологической картины – человек, потерявший память, не имеющий друзей и прошлого. Он слоняется по улицам опустошённого и безликого Петербурга. На пути ему встречаются люди, которые обращаются к нему разными именами. Никто в нём не нуждается, но почему-то все обращаются к нему со своими просьбами. Сам герой хочет только крыши над головой и покоя.
7. Груз | 2007 год
Драматический триллер “Груз” 200 (2007) со слоганом “Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова” занимает седьмую строчку среди работ российского режиссёра. В картине описываются события 1984 года, происходившие в СССР в одной из провинций. После ночной дискотеки пропадает дочь секретаря райкома партии. Свидетелей происшествия и виновных найти не удалось. Этим же вечером на окраине города происходит зверское убийство, которое совершает хозяин дома. Начинается расследование двух дел, которые поручают капитану Журову… Картина получила высокие оценки и была удостоена наградой от российских кинокритиков на кинофестивале “Кинотавр”.
6. Мне не больно | 2007 год
Мелодрама “Мне не больно” (2007) входит в десять лучших работ Балабанова. Трое талантливых друзей и дизайнеров решают предложить свои услуги богатой молодой особе по устройству шикарного особняка. Хозяйку дома зовут Натэлла Антоновна. У неё есть всё, но жизнь ей кажется серой и скучной. Встреча с одним из дизайнеров Мишей переворачивает жизнь героини. Она влюбляется в парня. Миша приобретает любимую, а его друзья хорошую работу. Всё у героев складывается лучшим образом. Но у Натэллы припрятаны свои “скелеты в шкафу”, которые дадут о себе знать.
5. Замок | 1994 год
На пятом месте среди лучших работ режиссёра расположилась драма “Замок” (1994), снятая по одноимённому роману писателя Франца Кафки. Землемера приглашают в Замок для осуществления должностных работ. Он пребывает в Деревню, но с удивлением обнаруживает, что здесь его не ждут. Главный герой пытается доказать цель прибытия, но слушать его никто не желает. Землемер решает, что любым способом попадёт в загадочный Замок.
4. Прибытие поезд | 1995 год
Короткометражная кинолента Алексея Балабанова “Прибытие поезда” (1995) была удостоена награды “Золотой медведь”, как лучший короткометражный фильм. Сюжетная история состоит из четырёх коротких новелл. Первая часть носит название “Свадебный марш”: в центре событий отец, сын и девушка, которая является любовницей отца и невестой сына. Вторая новелла “Экзерсис N 5″ о съёмках кино. После окончания съёмок, забывают выключить камеру и в объектив попадают актёры, снявшие маски и ведущие себя естественно, как обычные люди. Третья история “Трофим” о ревнивом муже убившего брата. Последняя часть “Дорога” о двух бродягах беженцах, обитающих на вокзалах.
3. Война | 2002 год
2. Брат | 1997 год
Криминальная драма Балабанова “Брат” (1997) расположилась на втором месте среди лучших фильмов режиссёра. Главный герой художественной картины Данила Багров (Сергей Бодров мл.) демобилизовался из армии и приехал домой. Ему становится скучно в родной провинции, поэтому он решает податься в Питер, где припеваючи живёт его старший брат (Виктор Сухоруков). Данила решил наведаться к родственнику, чтобы тот помог с трудоустройством. Но тут герою открывается правда, что брат вовсе никакой не бизнесмен, а наёмный убийца.
1. Брат 2 | 2000 год
Вторая часть криминальной драмы “Брат 2” (2000) была снята Балабановым через три года. Продолжение истории Данилы Багрова имела не меньший успех среди зрителей. Главный герой встречает своих однополчан, с которыми бок о бок воевал в Чечне. Одного из товарищей неожиданно убивают. Данила знал, что у убитого были проблемы из-за брата, живущего в Америке. Он решает отправиться на поиски и берёт в помощь своего брата. В Америке Багров оказывается в гуще бандитских разборок. Юноша затеял опасную игру, но не собирается сдаваться. Главная его цель – отомстить за гибель друга.
10 фильмов Алексея Балабанова по рейтингу кинокритиков
Что снимал Балабанов, чернуху или правду?
Аудитория фильмов Балабанова очень широка, он вызывал шквал эмоций у множества самых разных людей. Одни восхищались его смелостью говорить о том, о чём не принято говорить в обществе, другие ужасались того, как он это показывает.
В нашей подборке собраны полнометражные фильмы Алексея Балабанова по рейтингу российских кинокритиков.
10. «Я тоже хочу» (2012)
Фильм рассказывает о группе людей, которые отправились искать загадочное место — Колокольню Счастья. Каждый из путешественников давно наплевал на жизнь, и единственное, чего бы им хотелось — обыкновенного человеческого счастья. Именно поэтому они и направляются в это волшебное место, где, по слухам, стоит вечная зима и сильно превышен уровень радиации.
Лента неторопливая, не особо динамичная, зато насыщенная фирменными балабановскими диалогами с двойным дном. В ней много длинных планов, сцены долгие, при этом сюжет сравнительно небольшой. Это фильм-притча о том, что главное, единственное желание каждого человека — счастье в его высшем понимании, но его не найдёшь просто так.
«Я тоже хочу» — последний фильм Балабанова. Он появляется на экране в финале, в роли одного из искателей счастья, который умирает в кадре. В интервью Юрию Дудю близкий друг режиссёра продюсер Сергей Сельянов говорит об Алексее Октябриновиче, что в тот момент «он хотел умереть».
Факт: На сороковой день после смерти Алексея Балабанова обрушилась колокольня Запогостской церкви, которая в фильме «сыграла» Колокольню Счастья.
9. «Мне не больно» (2006)
«Мне не больно» — фильм, который Сергей Сельянов буквально заставил снять Балабанова. После трагедии в Кармадонском ущелье, где погибла вся съёмочная группа фильма «Связной» Сергея Бодрова-младшего, Алексей не хотел писать и снимать, но Сельянов принес ему сценарий мелодрамы и буквально «взял на слабо», предложив снять фильм, совершенно нетипичный для режиссёра.
Лента рассказывает о любви молодой и красивой, но больной раком и уставшей от жизни женщины к бедному парню. По мнению критиков, сюжет довольно слабый, но глубокая актерская игра Ренаты Литвиновой и Александра Яценко и «сильная режиссерская воля» берут верх и «вытягивают» ленту. Фильм получил две премии за лучшую женскую (Рената Литвинова) и за лучшую мужскую роль (Александр Яценко) на «Кинотавре» в 2006 году.
Простой для понимания фильм, не осложненный глубокими идеями, «Мне не больно» на первый взгляд кажется обыкновенной мелодрамой, однако под определенным углом лента перестает быть настолько прямолинейной и предстает перед внимательным зрителем совершенно в ином свете.
8. «Жмурки» (2005)
Криминальная чёрная комедия с атмосферой бандитских 90-х — именно так можно описать эту картину. В отличие от большинства фильмов Балабанова, в «Жмурках» история рассказывается с юмором. Это был первый фильм, который Сергей Сельянов предложил снять Алексею после гибели Сергея Бодрова. Режиссёр в ответ поставил условие, что играть должны только знаменитые актёры, хотя в его работах привычнее было видеть непрофессионалов.
Сюжет повествует о двух непутёвых бандитах. Босс поручил им привезти химика, который создаёт в лаборатории белый порошок. Парни искромётно проваливают задание, попутно застрелив и химика, и ещё несколько человек, и теперь им нужно не облажаться и реабилитироваться, выполнив другое поручение.
С самых первых минут видно, что фильм вдохновлён зарубежными криминальными лентами. Тем не менее «Жмурки» — не пародия и не плагиат. Это отдельный фильм, со своей вселенной и своими художественными находками. Каждый персонаж проработан настолько детально, что кажется, будто ты действительно встречал таких на улицах страны в 90-е. Характеры героев яркие и запоминающиеся, диалоги весёлые, но выдерживающие планку серьёзного кино.
7. «Груз 200» (2007)
Название картины — код, которым обозначалась авиационная перевозка тел погибших солдат. Шире, в современном значении — любая транспортировка тела или само тело.
Действие фильма разворачивается в разгар Афганской войны, в трёх вымышленных провинциальных городках СССР. Случайно оказавшись на незнакомом хуторе, дочь секретаря райкома КПСС попадает в плен к капитану милиции Журову. Далее разворачиваются события, от которых хочется закрыть глаза и уши, но одновременно следить за происходящим.
Параллельная сюжетная линия рассказывает о профессоре кафедры научного атеизма, в ней открыто поднимаются спорные религиозные вопросы, что для российского экрана также несвойственно. Фильм очень сложный для восприятия, но честный и хорошо выстроенный.
Пожалуй, это самый спорный фильм Балабанова. Многие актёры отказались сниматься ещё на этапе подготовки, как только прочитали сценарий, некоторые из них отговаривали Балабанова вообще снимать этот фильм. После вручения приза Гильдии российских кинокритиков на «Кинотавре» фильм подвергся нападкам, и выход его в кинотеатрах был под вопросом, но в итоге прокат всё же начался. Отзывы были противоречивыми. Одни называли его лучшим в карьере Балабанова, другие обвиняли в чернухе.
Факт: Исполнительница главной роли Агния Кузнецова рассказывала, что после выхода фильма её приглашали в группу поддержки жертв насилия — настолько реальными зрителям показались ужасы, творившиеся на экране. С её же слов, она не до конца понимала образ своей героини, пока однажды Балабанов не сказал ей: «А знаешь, ведь ты сыграла Россию».
6. «Кочегар» (2010)
Предпоследний фильм Алексея Балабанова чем-то похож на последнюю ленту «Я тоже хочу». Это камерная, небольшая история, рассказанная предельно ясно. Кочегар по прозвищу Якут спокойно живёт в своем доме после возвращения с Афганской войны. Иногда сжигает в топке тела «плохих людей», которые приносят его сослуживцы, полностью доверяя им до определённого момента.
По ощущениям, этому сюжету хватило бы и короткого метра. Так думал и продюсер Сергей Сельянов, но Балабанов всё же снял полный. Вышло тягучее, растянутое повествование. Предельный минимализм в интерьерах, образах и диалогах — герои или молчат, или говорят короткими фразами.
История якута-кочегара рассказывается так, что в какой-то момент кажется, будто фильм основан на реальных событиях, но реальной основы у него нет, как нет и прототипа у главного героя. Эстетика этого фильма пропитана мрачной атмосферой 90-х, в то же время она совершенно не похожа на хрестоматийный образ «лихих девяностых». Медленно, последовательно раскрывается история мести «маленького человека». Балабанова всегда беспокоил национальный вопрос, и фильм ещё раз подчеркивает это.
Критик Андрей Плахов назвал «Кочегара» лучшим фильмом Балабанова, а журналист и обозреватель кино Валерий Кичин наоборот отзывался отрицательно.
Факт: Большую часть интерьеров Балабанов снял в собственной квартире, а актёры работали на съёмках бесплатно.
5. «Счастливые дни» (1991)
Первый полнометражный фильм Балабанова «Счастливые дни» снят по роману Сэмюэла Беккета. По сюжету одинокий человек без памяти и прошлого бредет по улочкам Петербурга, как будто вымершего, безлюдного. Прохожие называют его по-разному, и все что-то требуют от него, а он всего лишь хочет спокойствия и комнату, в которой он мог бы жить. Фильм вышел в период распада СССР и показал Петербург таким, каким он ещё не был ни в одном фильме: улицы без людей, без машин, пустые трамваи, полуразрушенные дома и подвалы.
Историю дополняют вещи главного героя. Его галоши, которые у него пытаются отобрать, шляпа, которую он никогда не снимает, и несколько монет, чтобы снять квартиру. Это не просто все вещи, которые у него остались — это то, что повествует о жизни Петербурга вместе с главным героем.
4. «Война» (2002)
Ещё один пугающе реалистичный фильм Балабанова. Стремясь к полному натурализму, перед съёмками он беседовал с бывшими пленными, с командующим войсками в Чечне, путешествовал по горным деревушкам. Члены съёмочной группы просматривали кассеты с реальными зверствами боевиков. Актёры по-настоящему сидели в яме и плавали в ледяной воде. К тому же съёмки велись во время Второй чеченской войны, но в спокойных районах и под охраной отряда быстрого реагирования.
«Война» заняла 4 место среди самых продаваемых фильмов в 2002 году и получила 5 разных наград за работу актёров, звукорежиссёра и оператора, а также была признана лучшей на «Кинотавре».
3. «Брат-2» (2000)
После выхода фильма фразы и диалоги растащили на цитаты: «Мальчик, водочки нам принеси», «Мы, русские, друг друга не обманываем», «Бен, это Данила. Ай нид хелп!». Особенно популярной стала фраза «В чём сила, брат?». До сих пор можно услышать её в жизни или увидеть на просторах интернета. «Брат–2» получил единодушно положительные отзывы критиков.
Факт: Балабанов считал, что озвучивание фильма — это как вторые съёмки, и приглашал на озвучку других актеров, чтобы придать фильму дополнительную энергию. Самая удивительная подмена произошла с героем Сухорукова — в обеих частях «Брата» его озвучивает Алексей Полуян. А нью-йоркский таксист говорит голосом Юрия Стоянова.
2. «Брат» (1997)
Серо-коричневая гамма фильма, тесные дворы и переулки Северной столицы, схематичные образы главных героев дополняет меланхоличная музыка «Nautilus Pompilius». Критики обвиняли персонажа Данилы Багрова в излишней «топорности», а Сергея Бодрова — в плохой актёрской игре, тем не менее на Кинотавре-1997 он получил приз за лучшую мужскую роль.
Фильм ухватил особенности массового сознания России 90-х. «Брат» стал «зеркалом» революции 90-х с перевернутой системой ценностей.
1. «Про уродов и людей» (1998)
Эта картина относится к артхаусной стороне творчества Балабанова. Здесь показано много вещей, которые могут показаться отвратительными. Фильм рассказывает о владельце фотостудии Иогане, который подпольно занимается эротической съёмкой в духе садомазо. Вместе со своим помощником они разрушают две благополучные петербургские семьи, губя родителей и развращая детей.
Как и прочие фильмы режиссёра, лента неоднозначна. Положительные герои оказываются не такими уж хорошими, а отрицательным в некоторые моменты начинаешь сопереживать. Тем не менее, сам Балабанов говорил, что никакого глубокого смысла ни в сюжете, ни в названии картины нет: здесь есть обычные люди, и есть «уроды» — сиамские близнецы.
Фильм снят в 1998 году, но поднятые в нём проблемы и универсальный художественный язык делают его вневременным. Он был воспринят зрителями по-разному, критики же единогласно сочли его хорошим. «Про уродов и людей» получил две премии «Ника»: за лучший фильм и лучшую режиссёрскую работу.
Факт: Юные актёры, которые сыграли сиамских близнецов, на самом деле не родственники и даже принадлежат к разным национальностям: Алёша Дё кореец, а Чингиз Цыдендамбаев бурят.
Бонус: «Река» (2002)
Отдельно стоит рассказать и о незаконченном фильме «Река». После гибели актрисы Туйары Свинобоевой, которая исполняла главную роль, съёмки были прекращены. Позже из отснятого материала сделали короткометражку.
Сюжет раскрывает историю колонии прокаженных, куда приезжает одна из героинь. Она обнаруживает, что у её мужа появилась любовница, и с этого момента в фильме разворачиваются нешуточные страсти. Реалистичность происходящего завораживает, а концовка фильма надолго остается в памяти.
Алексей Балабанов всегда говорил, что подтекст в его фильмах искать не нужно. Он снимал именно для того, чтобы показать настоящую жизнь, неприукрашенную Россию и быт людей. «Балабановское» кино может быть понятно не всем, но точно не оставляет равнодушными тех, кто ценит его творчество.
Памяти Алексея Балабанова: 10 лучших фильмов талантливого режиссера
Ровно 62 года назад, 25 февраля 1959 года, родился российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Алексей Балабанов. Его работы стали отражением слома эпох — советской и российской — в глазах обычных людей. Загнанные в угол, оказавшиеся на обочине жизни люди вынуждены искать свое место в новом обществе, новый стержень и новую мораль. Лучшие фильмы режиссера — в материале ФАН.
Алексей Балабанов родился в Свердловске, там же окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков. После проходил службу в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС в должности бортпереводчика, а позже был переведен в ВМФ. За время службы Балабанов побывал в странах Африки и Азии и воевал в Афганистане. Годы в армии нашли отражение в картинах.
Свой первый фильм «Раньше было другое время» Балабанов снял в 1985 году в ресторане, где массовка состояла из посетителей заведения, а за музыкальное сопровождение отвечал знакомый режиссера Вячеслав Бутусов и его группа Nautilus Pompilius.
С 1990 года Балабанов жил и работал в Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию СТВ. Всероссийскую известность Балабанову принес фильм «Брат» с Сергеем Бодровым-младшим в главной роли.
В мае 2013 года Балабанов скончался в возрасте 55 лет от острой сердечной недостаточности в Сестрорецке, где работал над очередным сценарием. Режиссера похоронили в тот же день на Смоленском кладбище в Петербурге.
Брат (1997)
Вернувшийся с чеченской войны Данила Багров приезжает в Петербург к своему брату, который уже устроился в городе. Однако оказывается, что его брат — наемный убийца, положение его незавидное. Фильм получился неоднозначным и даже скандальным, но сыскал восхищение зрителей. «Брат» получил Гран-при фестиваля «Кинотавр».
Брат 2 (2000)
Продолжение истории Данилы Багрова в Москве начинается со встречи бывших сослуживцев. Однако одного из товарищей главного героя убивают. Данила летит в Америку, чтобы найти преступника, и берет с собой брата. Продолжение истории Багрова зрители встретили с восхищением.
Война (2002)
Действие фильма происходит во время второй чеченской войны. Полевой командир Аслан Гугаев отпускает троих пленников, но оставляет в заложниках капитана Медведева и англичанку Маргарет. Жених Маргарет Джон Бойл должен выкупить свою невесту.
Груз 200 (2007)
События разворачиваются на закате советской эпохи. После дискотеки пропадает дочь секретаря райкома партии. В тот же вечер на окраине города происходит жестокое убийство. Кроме того, в город приходит известие о прибытии из Афганистана груза 200. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля и получил приз Гильдии российских кинокритиков на кинофестивале «Кинотавр».
Про уродов и людей (1998)
Замок (1994)
Экранизация романа Франца Кафки вышла в свет в 1994 году. Господин Землемер приглашен в замок, но, прибыв в деревню, он осознает, что его никто не ждет. Пытаясь объяснить свои намерения, Землемер наталкивается на стену непонимания. Внимание привлекает балабановская трактовка финала произведения Кафки.
Жмурки (2005)
Морфий (2008)
Драматический фильм снят по сценарию Сергея Бодрова-младшего, написанному по мотивам цикла Михаила Булгакова «Записки юного врача» и рассказа «Морфий». События разворачиваются в 1917 году. Молодой доктор Поляков, спасая жизнь пациенту, рискует своей. Но его «исцеляет» морфий. Доктор не верит, что может пристраститься к нему.
Кочегар (2010)
События драмы «Кочегар» разворачиваются в 1990-х годах в Петербурге. Майор в отставке работает в кочегарке, а в свободное время на старенькой печатной машинке пишет рассказ. В гости к нему приходят разные гости. Через историю «маленького человека» Балабанов показывает кризис российского общества.
Мне не больно (2006)
Комедийная мелодрама о трех друзьях, которые попадают в дом богатой дамы, — еще один нетипичный фильм для Балабанова. Особый шарм картине придала Рената Литвинова, исполнившая главную роль в фильме.