рейтинг это прием усиления продуктивности учебной деятельности
Статья «Приемы разных технологий, повышающие эффективность процесса обучения и воспитания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Приемы разных технологий, повышающие эффективность процесса обучения и воспитания
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Современные педагогические технологии – это набор приемов по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями
Причины выбора инновационных технологий
Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.
Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.
Сегодня можно отметить различные инновационные технологи:
-технология личностно-ориентированного подхода
-технология «Портфолио» и др.
В настоящий момент в своей работе я использую самые различные педагогические технологии.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра, т.к. помогает снять чувство усталости, раскрывает способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.
Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.
На уроках математики и русского языка мы часто используем работу с тренажерами.
Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
Приемы данной технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.
В заключение, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Мною применяется технология проектного обучения так как возникла необходимость решать проблему развития творческой личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Особое внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств:
— деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,- умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей. Учащимися были выполнены такие проекты как: «Азбука-малышка», «Веселый счет», «По страницам детских журналов», « Наш класс» и другие.
Технология личностно-ориентированного подхода
В своей педагогической деятельности я активно использую технологию личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Данная технология универсальна, она используется на любом уроке. Личностно- ориентированное обучение заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными возможностями и способностями.
Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
«Малыша можно научить чему-нибудь при единственном условии – если обучающий предельно внимательно следует за интересами и интеллектуальными движениями ребенка»
Катерина Николаевна Поливанова
Компьютерные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ. Выступление с опорой на мультимедиа-презентации использую не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения.
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Если использовать все разнообразие имеющихся приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.
Система инновационной оценки «Портфолио»
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология “Портфолио”. Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Портфолио моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.
1 часть. Учебная деятельность.
результаты обучения ученика по четвертям и за год;
отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, конкурсах сочинений и т.п.
самооценку школьника своей учебной деятельности.
2 часть. Участие в делах класса и школы.
результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;
отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
спортивные достижения учащихся;
оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.
Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда помещаются грамоты, благодарности и т.п.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Преимущества этих технологий состоит не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы учащихся, но и нацеленности
технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации учебного процесса, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.
Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужное, прочно их запоминать, связывать с другими.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Все вышеизложенные приёмы, технологии, применяемые на уроках и во внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Приемы стимулирования и
мотивации учебной деятельности обучающихся
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Причина спада мотивации:
Учебная мотивация определяется целым рядом факторов.
— Во-первых, она определяется образовательным учреждением;
— во-вторых, организацией образовательного процесса;
— в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учащимися и т. д. );
в-пятых, спецификой учебного предмета.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому многие преподаватели используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.
«Удивляй»
Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут занятия.
«Интеллектуальная разминка»
Начиная занятие, поднимается молча карточка (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).
Ребята знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.
Методическая ценность приема:
— активное включение в работу каждого;
— развитие логического и критического мышления;
— систематизация знаний и умений;
— возможность выбора своей деятельности учащимися.
Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученикаи запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз. Оценивается оригинальность и продуктивность творческих усилий. Чем меньше сходство новой задачи с предыдущей, тем интереснее и продуктивнее процесс познания.
«Сними информацию», «Раскодируй», «Прочитай график, схему и т.д.»
Варьируются задания, рисунки, схемы, но учащиеся знают, что необходимо увидеть знакомые фигуры, их элементы, символы, формулы. Установить логические связи между ними, выявить и изложить идею, заложенную (“закодированную”) в этом рисунке, графике, модели. Иногда выдвигается своя идея, не менее интересная.
Методическая ценность приема:
— активное включение в работу всех учеников;
— свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
— обеспечивается системность знаний и умений;
— обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких – либо фактов (вопрос для исследования ставят сами ученики);
— развитие математической “зоркости”, формирование произвольного внимания.
«Задай соседу вопрос»
Ученик при выполнении домашней работы встретился с каким–то затруднением, тогда он готовит конкретный вопрос соседу, который задает на следующем уроке. Если сосед по парте не может ответить на вопрос, затрудняется ему помочь, в таком случае этот вопрос адресуется классу или учителю.
На любых занятиях не обойтись без заданий, носящих поисково-исследовательский характер (ученики самостоятельно решают задачи, сформулированные ими самими или выбранные из предложенных преподавателем):
«Объединяй по общему признаку»
«Найди ошибку»
«Найди лишнее и аргументируй»
«Найди недостающий факт для достоверности» и др.
Любая деятельность должна быть оценена. Поэтому еще одним из важных условий формирования и развития внутренних мотивов учения является оценка учебной деятельности, которая отражала бы не только уровень знаний, но и степень прилагаемых усилий.
Очень важно, чтобы долговременные цели поддерживались тщательно подобранной последовательной серией подцелей с ясными для достижения учащимися критериями. При этом оценка деятельности учащихся должна быть адекватной самооценке самого учащегося, отражать степень прилагаемых усилий, определяться сравнением настоящего уровня достижения с прежними успехами.
Достижения учеников независимы друг от друга, у каждого своя точка отсчета, свой старт, темп и цель.
В дополнение к оценке по результатам усвоения материала можно использовать мониторинг активности на занятии.
Что дает использование мониторинга?
Для «сильных» учеников мониторинг поднимает рейтинг пятерки, т.к. мало верно решить и получить результат, необходимо уметь обосновывать, видеть ошибки, искать новые подходы к решению того или иного вопроса.
Для «слабых» учеников мониторинг обеспечивает стабильность прилагаемых усилий, направляет на повышение качества процесса деятельности, для них мониторинг является “накопителем” их достижений. Ведь как только заполнится его строка, пусть не за один урок, он получит заветную “4”.
Ценность мониторинга в том, что ни один даже небольшой успех ученика не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для учеников, она теперь является регулятором активности учебно–познавательной деятельности ребенка.
А для учителя этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
Три пути (условия) развития и повышения мотивации учения:
— создание на занятииситуации успеха для учеников;
— применение нетрадиционных методов и форм организации урока;
— применение мониторинга активности учащихся на занятии.
У старших подростков появляются другие потребности – быть популярным, ему важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Вот с этого момента необходимо переходить на уровневую систему обучения, развивающую личность. Эта система дает право ребенку самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи. Главнейшей задачей, которая состоит передучителем– это “личностно-мотивированное обеспечение деятельности учащегося” (критерий технологичности процесса обучения). В основу данной систем положены следующие принципы:
Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. “Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию”(Л.В. Занков).
Несколько слов хочется сказать о волевых методах мотивации и стимулирования. Компоненты данных методов:
Волевая мотивация является стержнем личности. К нему “стягиваются” такие ее свойства, как направленность на ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества. И все это проявляется через самостоятельную учебную деятельность. Она имеет не только учебное, но и личностное, и общественное значение. Это организуемая самим ребенком в силу своих внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, рациональное, с его точки зрения, время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на занятии и в ходе домашней самоподготовки.
Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Это, конечно же, метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Учащиеся на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.
Ответственность учениковза учебу, достижения в ней – мечта каждого учителя. Одну такую тактику обучения, ведущую к передаче ответственности, для детей, имеющих трудности в обучении описал М.Раттер.Она состоит из нескольких этапов, следуя которым, учитель может установить контакт с учеником, преодолеть возникшее у него отрицательное отношение к учебе и добиться того чтобы учащийся успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.
Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителяс учениками в процессе обучения, которое создает наилучшее условие для развития мотивации ребят, для правильного формирования личности ученика. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, в частности препятствует возникновению “психологического барьера”, обеспечивает управление социально-психологическим процессом в коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.
Для повышения мотивации учеников имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к ребятам,умение поддержать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речь. Кроме того необходимо развитие таких характеристик, как умение управлять дыханием, тембром голоса, темпом речи, правильная дикция. Роль учителяимеет свои функции: обеспечение полноценной передачи знаний; обеспечение эффективной учебной деятельности учеников; обеспечение продуктивных взаимоотношений между учителем и учениками.
Роль педагога призвана обеспечить:
— положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений и мотивов деятельности;
— полноценное восприятие, осознание, закрепление знаний в процессе обучения;
— рациональную организацию учебной и практической деятельности учеников.
Знание особенностей актерского мастерства помогает учителю совместить природный талант и приобрести мастерство с целью достижения наилучших результатов в педагогической деятельности. А.С.Макаренко писал “Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть …”.Ученикиотмечают, что для эффективной работы учителю необходимы следующие личностные качества:
— стремление к максимальной гибкости;
— внимание к потребностям учеников;
— установка на создание положительного подкрепления для учеников;
— эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
Применяются разнообразные приемы активизации: целенаправленная ошибка, размышление вслух, заполнить пустые клетки, установить верно ли? и т.д. На уроках можно организовывать групповую и парную работу, что позволяет создать комфортную атмосферу ребятам, как слабым, так и сильным. Использовать паузы, дающие время на обдумывание. Организовывать проблемно-поисковую деятельность, чаще среди учеников с повышенным уровнем обучения: предлагать задания повышенной сложности, задания с параметром, которые требуют рассмотрение всевозможных случаев решения. Применять стимулирование. В работе контроль является способом активной деятельности, а также и средством коммуникации. При этом:
В работе можно использовать приемы для создания эмоционального комфорта:
— системное одобрение; похвала, направленная на формирование положительных оценочных суждений; доброжелательность, юмор, улыбка, умеренные жесты, мимика;
— создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
Использовать приемы воздействия на поведение: организация деятельности, а не поведения; преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов.
Обязательным этапом любого занятия является актуализация ранее изученного.
Главная задача – установить связь между деятельностью учителя и учением ученика, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность. На этом этапе просматривается, как ученики включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивированностикласса? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом можно разобрать несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создать проблемную ситуацию перед изучением нового материала. Безоценочное начало занятия способствует готовности учеников к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.
При изучении нового материала нужно использовать приемы, способствующие активизации мысли учащихся. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, необходимо организовать работу с учебником, использую опорные конспекты, элементы опережающего обучения для сильных учеников, привлекать учащихся для объяснения новой темы в роли учителя, подбирать для занятия упражнения творческого характера.
Практика под руководством учителя проводится для установления обратной связи, для своевременного устранения трудностей в понимании нового материала.
Контроль усвоения знаний выявляет степень усвоения материала, высвечивает проблемы и затруднения, для этого использую дифференцированный подход, используя разно уровневые задания, тесты,задания с кодированными ответами Домашние задания включают обязательные упражнения и задания по выбору (сложные задания оцениваются отдельно, только положительной оценкой).
Обязательным элементом занятий является: организация обмена мысли, мнения; стимулирование учеников к дополнению и анализу ответов товарища; стремление к созданию успеха каждого ученика; продуманное чередование видов работ, типов заданий.
Любая педагогическая технология обладает средствами повышения мотивации ученика, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологии перспективно-опережающее обучение (С. Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, раннего интенсивного обучения и совершенствования обще учебных умений (А.А.Зайцев).
В процессе обучения используются элементы игровой технологии на занятиях и во внеклассной работе, на факультативных занятиях. Игра наряду с трудом и учением один из видов деятельности не только для ребенка, но и для взрослого. В игре воссоздаются условия ситуации, какой-то вид деятельности, общественный опыт, а в результате совершенствуется самоуправление своим поведением. В жизни игровая деятельность имеет разные функции: развлекательную (воодушевить, побудить интерес); коммуникативную; самореализации; терапевтическую (преодоление трудностей); диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть свои скрытые черты); коррекционную (измениться под влиянием игровой практики правила).
Игра включает моменты соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться. Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции игры. Результат дидактических игр зависит, во-первых, от целенаправленного построения игровых программ,сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. Учащиеся легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием. В игровую деятельность включаются упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять их, игры развивающие умения отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, логическое мышление, смекалку. Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирование обще учебных умений и навыков.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Учение только тогда станет для учащихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.