рейтинг эло шахматных программ
5 лучших шахматных движков
Будущее шахмат за компьютерами. Трудно найти человека, который не согласится с этим утверждением.
Однако эти слова не совсем точны. В общем и целом компьютеры стали для шахмат и настоящим.
С жадностью поглощая каждую крупицу шахматной науки, движки совершенствуются все быстрее. Машины великодушно оставили людям возможность соревноваться между собой, взяв на себя исследование неизведанных областей шахмат.
Они демонстрируют невообразимый уровень игры, и зачастую лучшие представители рода человеческого не могут до конца раскусить умопомрачительно изящные маневры, которые проводят компьютеры, не прилагая для этого видимых усилий. Конечно, за кадром движки заняты просчетом миллионов вариантов, что, в совокупности с их выдающимися способностями проводить сравнение получаемых позиций, позволяет им играть в шахматы с невиданной точностью.
Хотя любая шахматная программа хорошего уровня в состоянии легко обыграть лучших в мире индивидуумов, существуют огромные различия в силе среди движков.
Подобно тому, как Магнус Карлсен, Фабиано Каруана, Виши Ананд, Веселин Топалов и Хикаро Накамура (и прочие) доминируют в шахматном мире людей, также и элитные движки царят в мире компьютерных шахмат.
Вашему вниманию предлагается пятерка сильнейших шахматных движков. Поделитесь, пожалуйста, с нами своими мыслями о компьютерных шахматах, оставив комментарий на нашей странице в Фейсбуке.
Рейтинг: 3214
«Галл» можно назвать дебютантом среди элиты компьютерных шахмат. Этот бесплатный движок на основе открытого кода создан Вадимом Демичевым по образу и подобию 2-х других более ранних шахматных программ: «Айвенго» и «Стрелки».
В новой версии рейтинга компьютерных шахматных программ CCRL 40/40 Pure (в котором для предотвращения размывания показателей от каждого семейства движков представлена только одна версия) «Галл» завоевал 11 баллов, расположившись на 5-м месте среди лучших шахматистов Вселенной.
Рейтинг: 3229
Картинка с сайта Fire
Его разработка началась в 2010-м году, и поэтому «Фаер» можно назвать еще одним быстро прогрессирующий представитель мира компьютерных шахмат. В рейтинге компьютерных шахматных программ CCRL pure он набрал на 16 баллов больше своей версии с обычной базой данных, превысив аналогичные показатели всех движков из топ15.
3. Houdini 4 (англ. «Гудини»)
Рейтинг: 3277
По словам создателей: «Название «Гудини» было дано за стиль позиционной игры, демонстрируемый движком, его стойкость в сложных позициях и способность обороняться с упорством и находить спасительную ничью, иногда находясь на волосок от гибели».
Рейтинг: 3318
Хотя данная статья посвящена пятерке лучших компьютерных движков, но на самом деле правильнее было бы говорить о двух лучших и всех остальных. Вот какой большой разрыв образовался между парой Стокфиш-Комодо и остальным пелотоном. Эти два движка постоянно перехватывают корону компьютерного короля друг у друга, по праву заслужив звание сильнейших в истории шахмат.
Главные преимущества Стокфиш, заключаются в том, что он бесплатный, использует открытый код и поддерживает кросс-платформенность.
Также Стокфиш стал победителем в самом интересном показательном выступлении, из когда-либо проводившихся Chess.com, нанеся поржение «киборгу» Хикару Накамуре, который играл против Стокфиш, используя более раннюю и более слабую версию шахматного движка.
Посмотрите, пожалуйста, на комментарий Дэниэла Ренша по этому матчу, представленный на видеоролике размещенном внизу.
1. Komodo 9 (англ. «Комодо»)
Рейтинг: 3340
“Я поражен до глубины души игрой Комодо. Я наблюдал и анализировал все партии и стал свидетелем безупречной позиционной игры, равной которой никогда не показывали ни компьютеры, ни люди.”
Что вы думаете о компьютерных шахматах? Поделитесь с нами своим мнением в разделе «Комментарии».
Рейтинг лучших шахматных движков
День добрый, дорогой друг!
Существуют специальные программы для анализа и расчета вариантов. Это и есть шахматные движки. Они не имеют собственного интерфейса и интегрируются в шахматные оболочки.
Оболочка (например — Arena, шредер, фритц ) в отличие от движка имеет интерфейс пользователя и позволяет использовать возможности последнего, и даже нескольких.
В таком сочетании обычно и выглядит продукт, пригодный для использования.
Как правило, они бесплатны, найти и скачать или просто сыграть с шахматной программой не представляет никакого труда.
Как он работает?
Движок рассматривает динамику игры как дерево расчета. По умолчанию – простой перебор возможных ходов. Каждый ход называется «узлом». Перебор идет, насколько позволяет глубина расчета,заданная для программы.
В каждой позиции число ходов больше, чем может показаться. Около тридцати пяти. Для расчета на шесть ходов машине необходимо перебрать около 2 миллиардов вариантов.
Возможности компьютера не безграничны и программисты стараются как-то ограничить этот совершенно неподъемный массив.
Например, разрабатывают способы оценки позиции, которые позволяют отсекать менее выгодные варианты.
Если программа имеет относительно короткий горизонт вычисления, окончание расчета может совпасть, к примеру с моментом размена фигур, когда одна фигура побита, а другая еще нет.
В такой ситуации оценка позиции будет глубоко ошибочной. Люди без труда оценивают такие ситуации интуитивно, для программы же должны задаваться специальные условия, которые меняют режим функционирования.
В какую силу они играют?
Хотя прямое сравнение рейтингов программ с рейтингами реальных шахматистов не совсем корректно, ибо между собой они встречаются довольно редко.
Как сравнивают движки?
Как и реальные шахматисты, программы соревнуются в турнирах.Для объективной оценки количество игр в турнире скорее всего, недостаточно.
Чтобы сравнить достоверно, число игр должно исчисляться тысячами. Чтобы как-то создать объективную базу для сравнения, к движкам предъявляются одинаковые условия по аппаратной мощности и ряду других параметров.
Рейтинги программ
С целью более объективной оценки используют рейтинг-листы. Проводятся большое количество игр на стандартных платформах с тем, чтобы различия в процессорах не так сильно влияли.
Иногда стандартизируют дебюты, чтобы оценивать исключительно силу самих программ. В подобных листах также учитываются пределы погрешности, возникающей при оценке.
Листы, в отличие от турниров, обновляются несколько раз в течение года. Турниры же проходят реже – примерно раз в год.
Ниже приведен один из авторитетных рейтингов за 2016г.
Компьютер против человека. или за?
Программы совершенствуются, люди тоже не дремлют.
В 2002 году состоялся матч между Владимиром Крамником и компом Deep Fritz из 8 партий.
Матч закончился вничью. Крамнику удалось одержать две победы, используя «стратегический подход» — осторожная игра с накоплением мелких преимуществ, которое рано или поздно трансформируется в решающее.
Такие «фокусы» компьютер не способен разглядеть в дебрях расчета вариантов, который он использует.
В дальнейшем было немало матчей и постепенно чаша весов стала склоняться в пользу «железного» шахматиста.
Сегодня лучшие шахматные программы играют сильнее человека. Споры с пеной у рта о том, сможет ли машина обыграть человека, — как-то утихли сами собой.
По сути противостояния уже нет. Так же, как в век всеобщей компьютеризации давно утратили актуальность вопросы, — кто лучше считает, — компьютер или человек.
Компьютер не столько соперник, сколько неизменный спутник сильного шахматиста. Его помощник, инструмент для анализа и спарринг-партнер.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
20 лучших шахматных движков 2021 года на основе их рейтинга
Дата публикации: 2021-02-12
Шахматные движки способны за секунду анализировать тысячи вариантов и предложить эффективный ход. Благодаря постоянному улучшению аппаратного и программного обеспечения, шахматные движки с каждым годом играют все сильнее и сильнее.
Итак, поехали
20. Andscacs
CCRL Rating: 3264
CEGT Rating: не участвует
Движок был впервые опубликован в 2014 г. Andscacs вскоре превратился в один из лучших шахматных движков в мире. Он использует Magic Bitboard для ускорения вычислений атаки. Он применяет поиск основных вариантов с таблицей транспонирования внутри итеративной структуры.
Andscacs имеет статическую оценку размена и многопоточный параллельный поиск. А также он использует хэш-ход в поиске в состоянии покоя.
Чтобы сделать механизм более мощным и эффективным (или минимизировать стандартное отклонение статической оценки), исследователи оптимизировали 200 функций оценки, использовав 750 000 позиций.
19. Schooner
CCRL Rating: 3266
CEGT Rating: 3172
Schooner использует альфа-бета-поиск, сокращение поздних ходов (LMR), основное окно поиска (PVS) и одиночную запись хеша. Он поддерживает подмножество Универсального Шахматного Интерфейса, чтобы автоматически играть в игры, не тратя много ресурсов.
Его производительность значительно улучшилась за последние годы: за эти улучшения отвечает более простая оценка, основанная на Xiphos, поэтапная генерация ходов и множество тестов и настроек.
18. Fizbo
CCRL Rating: 3273
CEGT Rating: Не участвует
Fizbo – шахматный движок, созданный Американским программистом Youri Matiounine. Впервые программа была выпущена в мае 2014 года. Начиная с 1.2, он выполняет параллельный поиск, основанный на версии расширенного алгоритма разделения PV.
Последняя версия 2.0, которая выпущена в 21 декабря 2017 года.
17. Deep Shredder
CCRL Rating: 3279
CEGT Rating: 3147
Shredder это коммерческий шахматный движок, а это значит, что его может купить и использовать любой. Движок и графический интерфейс были созданы Штефаном Майер-Каленом в Германии в 1993 году. Это один из старейших и успешных шахматных движков на рынке. Данный движок выиграл подряд 19 титулов Чемпионатов Мира по Компьютерным Шахматам.
Это один из немногих движков, доступных практически на всех основных платформах. Его можно приобрести и использовать на Mac OS, Windows, Linux, Android, iOS и даже на Amazon Kindle.
16. Fritz
CCRL Rating: 3280
CEGT Rating: 3157
Фриц коммерческая шахматная программа, разработанная Франсом Моршем. В 1991 году ChessBase начала работать с Моршем и добавила Fritz в свою программу базы данных. В 1995 году Фриц выиграл Чемпионат Мира по компьютерным шахматам, победив раннюю версию Deep-Blue. В 2000 году Pocket Fritz (предназначенный для портативных устройств) выиграл Чемпионат мира по скоростным шахматам на компьютерах.
Fritz доступен для Windows и других платформах. В 2009 году Fritz был выпущен на Nintendo Wii, Nintendo DS и Sony PlayStation 3.
В 2010 году Fritz вошёл в десятку лучших шахматных движков согласно рейтинговому списку Шведской Ассоциации Шахматных Компьютеров (SSDF) с рейтингом 3110. В 2010 году он также входил в десятку лучших в Рейтинге Компьютерных Шахмат (CCRL) с рейтингом 3088.
Fritz постоянно обновляется с 1991 года и в настоящее время уже выпущен Fritz 17. У него было несколько реинкарнаций, включая ранее упомянутые Pocket Fritz, Deep Fritz и Fat Fritz (который доступен с Fritz 17).
15. Laser
CCRL Rating: 3291
CEGT Rating: 3156
Последняя версия Laser 1.7, выпущенный в феврале 2019 года.
14. RubiChess
CCRL Rating: 3295
CEGT Rating: 3209
RubiChess стартовал в 2017 году как движок 0x88 и вскоре превратился в bitboard движок, сначала с использованием rotated bitboards, а затем и magic bitboards (примерно на 24% быстрее) для определения атак скользящих фигур.
В сентябре 2020 года Андреас Маттис объявил о RubiChess NNUE.
13. Booot
CCRL Rating: 3301 CEGT Rating: 3207
Движок применяет PVS со всеми базовыми усовершенствованиями поиска, такими как сокращение поздних ходов, отсечение нулевого хода и внутреннее итеративное углубление. Последняя версия поддерживает многопроцессорную архитектуру и имеет несколько вариантов сборки для 32 и 64 бит.
12. RofChade
CCRL Rating: 3314
CEGT Rating: 3200
RofChade – UCI шахматный движок от Рональда Фридериха, написанный на C++. Хотя дебют этого движка за доской состоялся на PT 53 весной 2018 года, RofChade впервые был выпущен в августе 2018 года.
Версия RofChade 1.0 уже играла в диапазоне 2700+ ЭЛО.
В декабре 2018 года вышла версия RofChade 2.0, в которой была улучшена оценка с учётом пешечной структуры и безопасности короля.
11. Fire
CCRL Rating: 3324
CEGT Rating: 3224
Fire (ранее называвшийся Firebird) находится в непрерывной разработке с января 2010 года.
Fire 7.1 последняя публичный релиз Fire. Разработка официально завершена, по следующим причинам:
10. Xiphos
CCRL Rating: 3340
CEGT Rating: 3215
Xiphos использует битовые доски с отображением BERLEF (a1 = 56, a8 = 63, h1 = 0, h8 = 7). Атаки скользящих фигур определяются либо Magic bitboards, либо, если они скомпилированы для процессоров x86-64 с поддержкой BMI2, битовыми платами PEXT.
Исполняемые файлы Xiphos доступны для запуска под Linux, Mac OS и Windows.
9. Igel
CCRL Rating: 3361
CEGT Rating: 3235
В августе 2020 года Igel переключился на NNUE в качестве основной функции оценки с использованием сети Night Nurse Дитриха Каппе.
В октябре 2020 Igel переключился на собственную сеть, обученную на Igel 2.6.0
8. Slow Chess Blitz
CCRL Rating: 3362
CEGT Rating: 3267
Slow Chess написана на C ++ с небольшим вставками на ассемблере и впервые была выпущена в июле 2003 года.
Slow Chess играла в ACCA 2008 под управлением Сваминатана Натараджана. После 14-летнего перерыва в сентябре 2019 года была выпущена новая версия Slow Chess Blitz. Сейчас данный движок регулярно обновляется.
7. Nemorino
CCRL Rating: 3384
CEGT Rating: 3309
Изображение на доске и структура ходов Nemorino взяты из Stockfish. Nemorino поддерживает эндшпильные базы Syzygy, параллельный поиск, а также оценку позиций с помощью NNUE. Данный движок может играть в Фишерские шахматы Chess960.
6. Ethereal
CCRL Rating: 3398
CEGT Rating: 3313
На Ethereal сильно повлияли Crafty, Stockfish, TSCP, MadChess и Fruit.
9 октября 2020 года Эндрю Грант объявил о своём выходе из разработки Ethereal, выпустив последние версии Ethereal V12.75 и Ethereal 12.75 SF-NNUE.
Последняя реализация NNUE на основе Stockfish NNUE, сделана специально, чтобы продемонстрировать, как каждый может значительно улучшить игровую мощь своих движков без особых усилий, что вызвало разочарование автора.
5. Houdini
CCRL Rating: 3401
CEGT Rating: 3337
Houdini известен своим позиционным стилем и способностью защищаться в сложных позициях и умениями уходить от ничьи.
На данный момент он выиграл 3 сезона чемпионата Top Chess Engine Championship.
4. Leela Chess Zero
CCRL Rating: нет
CEGT Rating: 3472
Чтобы реализовать весь потенциал данного движка, вам необходимо иметь на компьютере графический процессор с поддержкой CUDA.
3. Komodo Dragon
CCRL Rating: 3488
CEGT Rating: 3492
В отличие от обычных движков прямого перебора, Komodo в первую очередь оценивает саму позицию, что придаёт ему позиционный стиль игры. По заявлению разработчика Дона Дэйли у Komodo лучшая оценочная функция среди конкурентов. А это способствует долгосрочному успеху Komodo и внушительному количеству титулов Чемпионатов мира.
В 2020 году было выпущено дополнение к этому движку Dragon на основе нейронных сетей.
2. Fat Fritz 2
CCRL Rating: 3520
CEGT Rating: Пока нет
Fat Fritz 2 обучается и разрабатывается с использованием технологии NNUE, работающей внутри двоичного кода Stockfish с открытым исходным кодом, но с совершенно новой и другой нейронной сетью, которая значительно отличается от Stockfish по нескольким ключевым моментам:
1. Stockfish 12.0 NNUE
CCRL Rating: 3566
CEGT Rating: 3517
Stockfish это самый мощный шахматный движок, доступный публике, и он существует уже довольно давно. Это бесплатный движок с открытым исходным кодом, который в настоящее время активно развивается.
Stockfish был основан на шахматном движке, созданном Тордом Ромстадом в 2004 году, который был развит Марко Костальба в 2008 году. Джуна Кииски и Гэри Линскотт также считаются основателями.
Примечание: поскольку рейтинги CCRL и CEGT постоянно меняются, то данный топ может меняться время от времени.
Шахматные движки
Современные шахматные движки прошли долгую историю, которую мы кратко вспомним во вступлении. Можно сказать, что, впервые машина заиграла в шахматы в 1769 году в Вене. Местный изобретатель Вольфганг фон Кемпелен представил еe величеству королеве австрийской Марии Терезии некий аппарат, являвший собой деревянный комод, на котором была расположена шахматная доска, а за доской – механическая фигура, одетая турком, которая искусно играла в шахматы. Перед началом выступления шахматного автомата дверцы комода открывались и публике демонстрировался сложный механизм с узлами и деталями. Затем дверцы закрывались, механизм заводился с помощью ключа и начиналась игра. Многие ученые того времени пытались объяснить это чудо механики. А разгадка оказалось простой – в комоде прятался достаточно сильный шахматист, который и делал ходы.
Создание механических шахматных автоматов прекратилось с появлением цифровых компьютеров в середине XX века. Первая шахматная программа для полной доски с участием всех фигур была реализована в 1957 году на IBM704. Программа была любительского уровня.
Важное событие для компьютерных шахмат произошло в 1962 году, когда был разработан алгоритм, получивший название «alpha-beta-отсечение», на основании которого построены функции поиска современных программ.
Первая шахматная программа, достигшая уровня мастера, CrayBlitz в период с 1983 по 1989 гг. была чемпионом среди программ. На сверхсовременной тогда машине CrayXMPs она играла лучше первого специализированного шахматного компьютера Bell, побеждавшего на многих компьютерных шахматных турнирах с 1980 по 1983 год.
В 1985 году в Гамбурге 13-м чемпионом мира Гарри Каспаровым был проведен сеанс одновременной игры с пятнадцатью компьютерами, который завершился триумфальной победой человека со счетом 15-0.
В 1994 году о себе громко заявила шахматная программа Fritz, сражаясь на равных с сильнейшими гроссмейстерами мира на турнире по быстрым шахматам в Мюнхене и уступив первое место только Каспарову, да и то лишь в тай-брейке.
В 1996 году в Филадельфии в матче против Deep Blue Гарри Каспаров проиграл партию машине. Таким образом компьютер впервые победил чемпиона мира. Однако матч Каспаров выиграл, одержав победы в трех из пяти оставшихся партий и две завершив в ничью. Состоявшийся в следующем году матч-реванш остался за компьютером со счетом 3,5-2,5.
В 2002 году в Бахрейне 14-й чемпион мира Владимир Крамник играл матч из восьми партий против Deep Fritz, который закончился в ничью. А в 2006 году Deep Fritz одержал победу со счетом 2-4.
Современные вычислительные мощности, дебютные и эндшпильные базы данных, которые используют сегодняшние программы сводят шансы человека в соревновании с машиной к минимуму. В 2016 году один из ведущих шахматистов в мире Хикару Накамура играл матч против Komodo. Матч состоял из четырех партий, в каждой из которых компьютер предоставил гроссмейстеру фору: в первой партии Komodo играл черными без пешки f7; во второй – Komodo играл белыми без пешки f2; в третьей – Komodo играл белыми без качества; в четвертой партии Накамура играл белыми и получил право начать игру, сделав четыре любых хода, не пересекая середину доски. Матч закончился победой компьютера 2,5-1,5. Человек свел первые три партии в ничью и проиграл четвертую.
Рейтинг шахматных движков 2020
С 2000-х годов вопрос соревнования программы с человеком в искусстве шахматной игры уже не стоит. Современные машины служат шахматисту для анализа сыгранных партий, для разработки новых вариантов в дебютной теории, для поиска лучших ходов в конкретных позициях. Программы стали инструментом для помощи шахматисту при подготовке к партии и в целом для совершенствования игры.
Сегодняшние шахматные программы доступны любому пользователю ПК. Современная программа – это оболочка и движок. Оболочкой называется интерфейс, который обеспечивает взаимодействие пользователя с движком. Помимо этого, оболочка, такая как, например, ChessBase Reader, самая продвинутая и популярная из всех, позволяет:
А также многое другое.
Однако главную работу проводят движки. Исследуя позицию, движок просчитывает огромное количество возможных вариаций, в поисках лучшего хода, численно оценивая в конце каждый вариант и представляя результат пользователю. Анализируя положение и определяя оценку, программа руководствуется множеством шахматных факторов, заложенных в нее. Разработанные программистами алгоритмы позволяют движкам при анализе отсекать плохие ходы или уменьшать глубину поиску для конкретного варианта, если машина не уверена, что ход плох, возвращаясь к нему позже. Таким образом сокращается время на исследование позиции. Программа учитывает большое количество запрограммированных шахматных правил и условий, а не просто считает все возможные варианты.
Несмотря на значительное превосходство в игре шахматных программ над человеком, они тоже имеют некоторые недостатки и слабые места. Всякий шахматист должен это учитывать. Об этом в конце статьи.
Между движками постоянно проводятся соревнования, состоящие из большого количества игр, по результатам которых составляются рейтинг-листы. Один из таких наиболее авторитетных рейтингов шахматных программ на 30 апреля 2020 года выглядит вот так:
Скачать шахматные движки бесплатно
Далее мы хотим поделиться с вами ссылками, с помощью которых вы сможете скачать ведущие шахматные движки бесплатно на свой компьютер.
Stockfish
Текущая версия: 11. Шахматный движок с открытым кодом, первая версия которого вышла в 2008 году. Один из (трех) сильнейших шахматных движков в мире. Стиль игры – универсальный, с тактическим уклоном. Доступен на операционных системах: Windows, Mac OS X, Linux, iOS, Android. Абсолютно бесплатный и дающий возможность всякому шахматисту скачать его с официального сайта.
Komodo
Текущая версия: 13.3. Один из лидеров шахматных рейтингов среди движков, наряду со Stockfish и Houdini. Первый выпуск состоялся в 2010 году. Стиль игры – универсальный, с позиционным уклоном. Доступен на операционных системах: Windows, Mac OS X, Linux, iOS, Android. Бесплатно не распространяется, за исключением версии Komodo 9. Скачать его можно на официальном сайте.
Houdini
Текущая версия: 6.03. Ближайший преследователь Stockfish и Komodo в различных рейтингах шахматных движков. Более того в декабре 2017 года Houdini 6.03 играл матч против Komodo и выиграл со счетом 53-47, став чемпионом TCEC, неофициального первенства среди шахматных машин. Доступен только на ОС Windows. Коммерческое ПО.
AlphaZero
В последнее время все возможные рейтинги шахматных программ неизменно возглавляют Stockfish и Komodo. Долгие годы эти шахматные машины считались сильнейшими. Однако в конце 2017 года в мире шахматных движков произошла революция. Разработанная компанией DeepMind нейронная сеть AlphaZero в течение 24 часов достигла сверхчеловеческого уровня игры в шахматы (а также в сёги и го) и разгромила Stockfish в матче из 100 партий, одержав 25 побед белыми, 3 черными и оставшиеся 72 партии сведя в ничью.
Leela Chess Zero
Текущая версия: 0.21. Искусственный интеллект, который базируется на идеях AlphaZero и реализован для использования широкой аудиторией на ПК с помощью принципа распределенных вычислений. Основателем проекта является один из программистов Stockfish – Гэри Линскотт. В конце мая 2019 года шахматный движок LCZero победил в 15 сезоне TCEC, обыграв в суперфинальном матче Stockfish, триумфатора четырех предыдущих розыгрышей чемпионата.
Shredder
Текущая версия: 13. Одна из наиболее признанных шахматных программ в мире. Была разработана в 1993 году. В отличие от большинства имеет собственный графический интерфейс. Доступен на операционных системах: Windows, Macintosh, Linux. Коммерческое ПО.
Fritz
Текущая версия: 17. Первый выпуск состоялся в 1991 году. Издается компанией ChessBase и распространяется вместе с оболочкой Fritz Chess или отдельно. Оболочка представляет из себя грубо ChessBase Reader с дополнительными функциями и интерфейс для доступа на сервер. Оболочка позволяет подключать сторонние движки и имеет множество полезных возможностей. Доступен только на ОС Windows.
Rybka
Текущая версия: 4. Шахматный движок с закрытым кодом, первая бета-версия которого вышла в 2005 году. С 2008 по 2010 год Rybka была сильнейшей шахматной программой и выигрывала множество соревнований, в том числе 4 раза Чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ. В 2011 разработчик Васик Райлих был обвинен в плагиате. От автора потребовали вернуть все шахматные награды и призовые деньги и запретили участвовать в чемпионатах мира. Бесплатно не распространяется, за исключением версии 2.3.2a.
Слабые места шахматных движков
Несмотря на все величие шахматных движков, они тоже имеют свои недостатки. Приведенные ниже примеры наглядно демонстрируют это.
Любому, даже самому начинающему шахматисту, который только узнал, как ходят фигуры, с первого взгляда ясно, что на приведенных диаграммах ничьи. Однако и Stockfish 9 и Komodo 11 оценивают позицию на диаграмме слева, как «-10,5» в пользу черных. Анализируя положение на диаграмме справа, Stockfish дает оценку «-28», Komodo же – «-31», но как черные выигрывают, разумеется, движки не пишут.
На следующей диаграмме – известная шахматная крепость. Черные, не смотря большой материальный перевес не достигают выигрыша. Без подключения к шестифигурной базе окончаний Komodo оценивает позицию, как «-3,5», Stockfish – «-5,5».
Считается, что когда дело доходит до комбинаций, то машина демонстрирует безукоризненное тактическое зрение. Но в позиции на приведенной диаграмме на приличной, казалось бы, достаточной для такого положения, глубине поиска 33, ни Stockfish, ни Komodo не видят выигрывающего форсированного варианта. Stockfish замечает выигрыш только на глубине 45: 1.Фf6+ Сxf6 2.gxf6+ Крg8 3.Лxh7 Крxh7 4.Лh3+ Крg8 5.Сh6 Фc7 6.f4 и после 7.Сg7 от у черных нет спасения от мата.
Помимо рассмотренных примеров есть и другие, не менее показательные, которые вместе с приведенными позициями, призывают шахматистов быть внимательными при работе с шахматными программами и не полагаться только на машину, анализируя интересующие положения в том числе самостоятельно.
Видео с комментариями игры шахматных движков
Революция в компьютерных шахматах: новый алгоритм AlphaZero победил Stockfish:
Первая шахматная партия между Человеком и Компьютером: