рейтинг чемпионов формулы 1
Чемпионы мира Формулы 1 с 1950 года
Каждый год Международная автомобильная федерация присуждает титул лучшего пилота Формулы 1 гонщику, которому удалось набрать наибольшее количество очков по итогам сезона. Первым чемпионом стал Нино Фарина. С тех пор болиды, регламент соревнований, трассы значительно изменились, но желание завоевать главный приз заставляет гонщиков включаться в борьбу на скоростных треках.
Легенды Формулы 1 и их рекорды известны всем, например:
Но это далеко не все чемпионы Формулы 1. На портале VERcity вы можете познакомиться с полной биографией призеров каждого сезона королевских гонок и узнать секреты их успеха.
Как определяют победителей Формулы 1?
Чемпион автогонок должен завоевать больше очков за сезон, чем другие претенденты. Согласно последним изменениям в регламенте, если двое пилотов набирают одинаковое количество баллов, то первое место присуждается тому участнику, на счету которого больше побед за текущий чемпионат.
Большинство чемпионов Формулы 1 выигрывали соревнования задолго до проведения финальной гонки. Так случилось и с Михаэлем Шумахером в 2002 году. До официального закрытия сезона еще оставалось 6 заездов, но уже ни один пилот не мог соперничать с «красным бароном» по набранным очкам.
Каждый поклонник, обозреватель, пилот имеет свое мнение на этот счет. Кто-то выбирает Ники Лауду, восхищаясь его силой духа. Этот гонщик вернулся в спорт после ужасной аварии. Другой назовет Алена Проста, который выиграл более 40 заездов. Третий восхищается способностью Мики Хаккинена выжимать максимум из любого болида и так далее.
Мы собрали истории всех чемпионов мира Формулы 1, чтобы вы смогли сами определить лучшего пилота королевских гонок. Оставайтесь с VERcity и составьте свой рейтинг звезд автоспорта.
Все чемпионы Формулы 1 в хронологическом порядке
В этом посте затронем достаточно простую, но от того не менее интересную тему –список всех чемпионов Формулы 1 на август 2020 года. Его открывает Нино Фарина из команды Alfa Romeo, выигравший первый чемпионат в 1950 году.
Сезон 1950 / Чемпион Нино Фарина / Команда «Альфа Ромео» Сезон 1951 / Чемпион Хуан Мануэль Фанхио / Команда «Альфа Ромео»
Сезон 1952 / Чемпион Альберто Аскари / Команда «Феррари»
Сезон 1953 / Чемпион Альберто Аскари / Команда «Феррари»
Сезон 1954 / Чемпион Хуан Мануэль Фанхио / Команда «Мазерати»/«Мерседес»*
Сезон 1955 / Чемпион Хуан Мануэль Фанхио / Команда «Мерседес»
Сезон 1956 / Чемпион Хуан Мануэль Фанхио / Команда «Феррари»
Сезон 1957 / Чемпион Хуан Мануэль Фанхио / Команда «Мазерати»
Сезон 1958 / Чемпион Майк Хоторн / Команда «Феррари»
Сезон 1959 / Чемпион Джек Брэбем / Команда «Купер»
Сезон 1960 / Чемпион Джек Брэбем / Команда «Купер»
Сезон 1961 / Чемпион Фил Хилл / Команда «Феррари»
Сезон 1962 / Чемпион Грэм Хилл / Команда «БРМ»
Сезон 1963 / Чемпион Джим Кларк / Команда «Лотус»
Сезон 1964 / Чемпион Джон Сёртис / Команда «Феррари»
Сезон 1965 / Чемпион Джим Кларк / Команда «Лотус»
Сезон 1966 / Чемпион Джек Брэбем / Команда «Брэбем»
Сезон 1967 / Чемпион Денни Халм / Команда «Брэбем»
Сезон 1968 / Чемпион Грэм Хилл / Команда «Лотус»
Сезон 1969 / Чемпион Джеки Стюарт / Команда «Матра»
Сезон 1970 / Чемпион Йохен Риндт / Команда «Лотус»
Сезон 1971 / Чемпион Джеки Стюарт / Команда «Тиррелл»
Сезон 1972 / Чемпион Эмерсон Фиттипальди / Команда «Лотус»
Сезон 1973 / Чемпион Джеки Стюарт / Команда «Тиррелл»
Сезон 1974 / Чемпион Эмерсон Фиттипальди / Команда «Макларен»
Сезон 1975 / Чемпион Ники Лауда / Команда «Феррари»
Сезон 1976 / Чемпион Джеймс Хант / Команда «Макларен»
Сезон 1977 / Чемпион Ники Лауда / Команда «Феррари»
Сезон 1978 / Чемпион Марио Андретти / Команда «Лотус»
Сезон 1979 / Чемпион Джоди Шектер / Команда «Феррари»
Сезон 1980 / Чемпион Алан Джонс / Команда «Уильямс»
Сезон 1981 / Чемпион Нельсон Пике / Команда «Брэбем»
Сезон 1982 / Чемпион Кеке Росберг / Команда «Уильямс»
Сезон 1983 / Чемпион Нельсон Пике / Команда «Брэбем»
Сезон 1984 / Чемпион Ники Лауда / Команда «Макларен»
Сезон 1985 / Чемпион Ален Прост / Команда «Макларен»
Сезон 1986 / Чемпион Ален Прост / Команда «Макларен»
Сезон 1987 / Чемпион Нельсон Пике / Команда «Уильямс»
Сезон 1988 / Чемпион Айртон Сенна / Команда «Макларен»
Сезон 1989 / Чемпион Ален Прост / Команда «Макларен»
Сезон 1990 / Чемпион Айртон Сенна / Команда «Макларен»
Сезон 1991 / Чемпион Айртон Сенна / Команда «Макларен»
Сезон 1992 / Чемпион Найджел Мэнселл / Команда «Уильямс»
Сезон 1993 / Чемпион Ален Прост / Команда «Уильямс»
Сезон 1994 / Чемпион Михаэль Шумахер / Команда «Бенеттон»
Сезон 1995 / Чемпион Михаэль Шумахер / Команда «Бенеттон»
Сезон 1996 / Чемпион Деймон Хилл / Команда «Уильямс»
Сезон 1997 / Чемпион Жак Вильнёв / Команда «Уильямс»
Сезон 1998 / Чемпион Мика Хаккинен / Команда «Макларен»
Сезон 1999 / Чемпион Мика Хаккинен / Команда «Макларен»
Сезон 2000 / Чемпион Михаэль Шумахер / Команда «Феррари»
Сезон 2001 / Чемпион Михаэль Шумахер / Команда «Феррари»
Сезон 2002 / Чемпион Михаэль Шумахер / Команда «Феррари»
Сезон 2003 / Чемпион Михаэль Шумахер / Команда «Феррари»
Сезон 2004 / Чемпион Михаэль Шумахер / Команда «Феррари»
Сезон 2005 / Чемпион Фернандо Алонсо / Команда «Рено»
Сезон 2006 / Чемпион Фернандо Алонсо / Команда «Рено»
Сезон 2007 / Чемпион Кими Райкконен / Команда «Феррари»
Сезон 2008 / Чемпион Льюис Хэмилтон / Команда «Макларен»
Сезон 2009 / Чемпион Дженсон Баттон / Команда «Браун ДжиПи»
Сезон 2010 / Чемпион Себастьян Феттель / Команда «Ред Булл»
Сезон 2011 / Чемпион Себастьян Феттель / Команда «Ред Булл»
Сезон 2012 / Чемпион Себастьян Феттель / Команда «Ред Булл»
Сезон 2013 / Чемпион Себастьян Феттель / Команда «Ред Булл»
Сезон 2014 / Чемпион Льюис Хэмилтон / Команда «Мерседес»
Сезон 2015 / Чемпион Льюис Хэмилтон / Команда «Мерседес»
Сезон 2016 / Чемпион Нико Росберг / Команда «Мерседес»
Сезон 2017 / Чемпион Льюис Хэмилтон / Команда «Мерседес»
Сезон 2018 / Чемпион Льюис Хэмилтон / Команда «Мерседес»
Сезон 2019 / Чемпион Льюис Хэмилтон / Команда «Мерседес»
Сезон 2020 / Чемпион Льюис Хэмилтон / Команда «Мерседес»
*Первые две гонки откатал на «Мазерати», оставшиеся – на «Мерседес».
Лучшие из лучших. Все 33 чемпиона Формулы 1
В 2017 году Льюис Хэмилтон вновь стал чемпионом мира и сравнялся по количеству титулов с Аленом Простом и Себастьяном Феттелем. Мы вспомнили всех, кому удалось достичь высшего успеха в Формуле 1.
Мечта каждого гонщика – дебютировать в Формуле 1. Еще большей мечтой является победа – первым увидеть клетчатый флаг, получить поздравления со всего мира и подняться на вершину подиума, чтобы получить кубок и услышать в честь себя гимн страны.
Но самая главная цель каждого пилота – стать чемпионом Формулы 1. За всю историю этого достигли всего 33 гонщика 14 разных национальностей. Им принадлежат победы в 67 сезонах.
Последним, кто вошел в список чемпионов, стал Нико Росберг. Для этого ему потребовалось 11 сезонов и два титула вице-чемпиона.
Самым успешным – семикратным чемпионом мира – является Михаэль Шумахер, который в 2002 году сравнялся с Хуаном-Мануэлем Фанхио, а затем выиграл еще два титула. Кроме Шумахера превзойти Фанхио не смог никто, однако ближе всего к этому находятся Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон – у каждого из них по четыре победы в чемпионате и еще многие годы в запасе.
Фотограф: Ferrari Media Center
Фотограф: Daimler AG
Фотограф: LAT Images
Фотограф: Райнер Эрхардт
Фотограф: LAT Images
Фотограф: Жан-Филип Легран
Фотограф: Sutton Images
Фотограф: LAT Images
Фотограф: Ferrari Media Center
Фотограф: LAT Images
Фотограф: Ford Motor Company
Фотограф: LAT Images
Фотограф: LAT Images
Фотограф: LAT Images
Фотограф: LAT Images
Фотограф: Ferrari Media Center
Фотограф: LAT Images
Фотограф: LAT Images
Фотограф: Sutton Images
Фотограф: Ford Motor Company
Фотограф: Жан-Филип Легран
Фотограф: Жан-Филип Легран
Фотограф: LAT Images
Фотограф: LAT Images
Фотограф: LAT Images
Фотограф: Стив Этерингтон / Motorsport Images
Аналитик рассчитал рейтинги всех пилотов «Формулы-1» в истории. Есть сюрпризы
По принципу из шахмат.
У фанатов автоспорта есть вечная тема для споров и фантазий: каждый любитель Гран-при со стажем просто мечтал бы сравнить славных гонщиков прошлого с действующими пилотами. Время от времени университеты и ученые представляют разные способы решения задачи — и недавно американский компьютерный аналитик и разработчик соответствующего программного обеспечения Джастин Мур из Виргинии придумал собственный способ сравнения настоящего «Формулы-1» с ее прошлым.
Какая модель легла в основу исследования
Если по-простому, он взял принципы формирования рейтинга ФИДЕ для шахматистов в виде системы Эло и применил ее для всех официальных гонок «Формулы-1» в истории. Логика адаптировалась таким образом: если пилот занимал второе место из 15-ти финишировавших, то считалось, что он сыграл со счетом 13-1 — выиграл у 13 соперников и проиграл еще одному.
Сходы Мур приравнял к неучастию в гонке — пусть такой подход фактически оставил безнаказанными серийных крашеров, но также исключил любые несправедливые занижения рейтинга из-за ненадежности машин, не имеющих отношения к уровню пилотажа. Еще из-под удара ушли жертвы ситуации, не провоцировавшие аварии. Для баланса Мур добавил в систему расчета результаты квалификаций — так он смог на равных посчитать способности и аккуратных гонщиков, и хронических «аварийщиков».
Как же вычисляется рейтинг Эло? Сперва находится математическое ожидание количества очков, которые может набрать каждый гонщик (до заезда) — оно равно сумме вероятности выигрыша, рассчитываемое из действующих рейтингов всех соперников. Отличие от шахматной системы заключалось лишь в большем количестве данных из-за числа оппонентов в «матче» и в отсутствии матожидания ничьих (потому как в автоспорте их не бывает).
Далее новый рейтинг рассчитывался путем вычитания матожидания победы из реального числа набранных очков (1 — за победу, 0 — за поражение), умножение на «коэффициент сложности» (24 для всех сессий новичкам, 16 для квалификаций и 12 для гонок опытным пилотам) и прибавления к предыдущему показателю.
Дебютировавшим в «Ф-1» присваивался рейтинг в 1300, и благодаря повышенному коэффициенту они имели возможность быстрее набрать или потерять позиции в зависимости от своего выступления. В сезон 1950 года (первый в истории чемпионата мира) 24-кратное «плечо» не получил никто, поскольку все гонщики были в равных условиях.
Лучший по стабильности
Таблица формировалась путем вычисления среднего рейтинга за лучший пятилетний период в карьере гонщика — а потому сверхвысокие всплески в другие года никак на итоговом результате не сказались.
Лучший в истории по пику карьеры
Лучшими пилотами по самым впечатляющим в хронологическом порядке были: Джузеппе Фарина, Хуан-Мануэль Фанхио, Альберто Аскари, Ники Лауда, Марио Андретти, Айртон Сенна и Найджел Мэнселл, Его перфоманс 1992-го не превзойден до сих пор.
Эпичные соперничества прошлого
Хуан-Мануэль Фанхио против Альберто Аскари
По сути итальянский чемпион 1952-1953 годов был единственным серьезным соперником аргентинской легенды: даже первый победитель «Ф-1» в истории Нино Фарина выиграл свой титул в противостоянии с Фанхио лишь из-за сходов последнего. В первые сезоны и Альберто ничего не мог противопоставить Хуану-Мануэлю из-за команды: будущий пятикратный чемпион выступал за «Альфа Ромео» с господдержкой и получал лучшие машины. После ухода туринцев из гонок и вынужденного годового простоя Фанхио Аскари наконец получил достойную «Феррари» и вступил в свой пик, однако лучший сезон миланец провел в 53-м после возвращения аргентинца с «Мазератти». Тогда Альберто в честной борьбе одолел главного соперника и установил таки не побитую Хуаном-Мануэлем за всю последующую карьеру рейтинговую планку.
После второго титула Аскари польстился на деньги «Лянчи» и ушел из «Феррари», но остался без нормальной машины до самой своей смерти в 1955-м. Судя по рейтингам пилотов, Фанихо во многом обязан пятью титулами именно этому опрометчивому решению: у аргентинца так и не появилось конкурентов. Его стабильность не оставляла шансов пелотону, и после завершения легендарной карьеры «Формула-1» не видела схожего по уровню гонщика еще семь лет.
Грэм Хилл против Джима Кларка
Обладатель «Тройной короны автоспорта» начал намного лучше шотландца, гонявшего всю карьеру за «Лотус». Однако к концу 1962 года (победного для Хилла) Кларк уже превзошел соперника и был выше по рейтингу почти во все моменты оставшейся карьеры вплоть до своей смерти. По абсолютным значениям Грэм не попал в число самых талантливых пилотов — в лучшие годы он брал стабильностью, но ничего не мог поделать против Джима на своем пике.
Ники Лауда против Джеймса Ханта
По сути австриец был быстрее соперника — особенно в первый сезон за «Феррари», ставший лучшим по рейтингу. Больше Андреас Николас не добирался до тех же показателей даже в чемпионские годы — и этим как раз и воспользовался Джеймс, локальный пик которого в первой половине 1976-го совпал со значениями Лауды. Что интересно, после трагической аварии соперника на Нюрбургринге падение формы пережил и англичанин — так что по сути он и правда победил только из-за двух пропущенных пилотом «Феррари» Гран-при.
Однако после завоевания титула Хант сдал далеко не сразу, как принято считать: к концу 1977-го он даже серьезно превосходил по скорости Лауду и демонстрировал лучший пилотаж в карьере. Но его пыл часто приводил к поломкам и авариям, так что восемь сходов превзошли шесть поулов, и очередное чемпионство уплыло в Австрию несмотря на снизившийся рейтинг соперника.
Айртон Сенна против Алена Проста
После перехода Волшебника в «Лотус» он почти на каждом отрезке карьеры превосходил Профессора — даже в 1989 году, когда титул завоевал именно француз. В том сезоне Айртон оформил шесть сходов и еще однажды был дисквалифицирован, оставив модели Эло для расчета почти полностью состоявший из побед чемпионат. Ален в свою очередь сошел всего трижды и в целом набирал очки стабильнее, потому и завоевал титул. Именно таким способом Прост по большей части и противостоял Сенне.
Мика Хаккинен против Михаэля Шумахера
Немец превосходил финна по рейтингу и выступлениям на протяжении почти всей совместной карьеры. Мика побеждал соперника лишь с 1998-го по начало 2000-го, причем не только благодаря пику собственной формы — как раз в те годы Шуми немного сдал даже относительно своего уровня из 1993-го. Однако сражения с Хаккиненом закалили Красного Барона, и после восстановления от травмы в 2000-м он выдал мощнейший четырехлетний период, совпавший с безальтернативным доминированием «Феррари».
Что интересно, если кривая изменений рейтинга финна достаточно сильно гуляла год от года вплоть до 98-го, то немец с 1994-го по 2004-й стабильно удерживал примерно одинаковый высокий уровень лишь с небольшими спадами. Может, в абсолютных цифрах его карьера оказалась и не лучшей, но столь длительной ровной рейтинговой серии нет больше ни у кого в истории «Ф-1».
В 2005-м же Шумахер испытал еще один серьезный спад до показателей среднего пилота (1500), чем и воспользовался Алонсо.
Льюис Хэмилтон против Нико Росберга
Как бы англичанин ни твердил о достижении наивысшего уровня в 2017-м, его рейтинг твердит об обратном: лучшие сезоны самого татуированного чемпиона в истории «Ф-1» пришлись именно на моменты ожесточенного соперничества с товарищем по «Мерседесу». Именно такой вывод легко делается из динамики изменений рейтингов обоих пилотов: Хэмилтон превзошел свои пики из 2007-2008-х (борьба с Алонсо и Массой) и 2012-го (сражения с Баттоном, Феттелем и Уэббером) в 2014-м — причем показатели Росберга оказались выше несмотря на проигрыш титула. В 2016-м же ситуация оказалась зеркальной: уже Льюис превзошел Нико на 5 очков, но уступил тому звание чемпиона.
После ухода немца англичанин так и не вернул себе и прежние высокие рейтинги.
Льюис Хэмилтон против Себастьяна Феттеля
По большому счету, эти двое на равных боролись только в 2012-м, первой половине 2013-го и на старте прошлого сезона. Причем во второй половине 2017-го Феттель по большей части превосходил соперника, но удачно проведенная середина сезона и решила исход титула в пользу Хэмилтона.
Интересная статистика
– Пик карьеры Ральфа Шумахера завесил на рейтинг в 2078 — до уровня брата он не добрался, но вполне заслуженно может зваться «топ-пилотом».
– Култхард стал лучшим пилотом в истории, не завоевавшим чемпионского титула.
– Американец Марио Андретти с пиком в 2279 фактически являлся лучшим пилотом «Ф-1» до 1989 года, пока его рейтинг не превзошли показатели Айртона Сенны.
– Сыновья династических чемпионов Дэймон Хилл (2339) и Нико Росберг (2275) оценены выше отцов Грэма (2047) и Кеке (1987).
– Жак Вильнев (2286) тоже на пике карьеры превзошел своего отца Жиля (2084). Макса Ферстаппена (2052) и вовсе не сравнить с отцом Йосом (1698).
– Даниил Квят с пиком в 1761 провел большую часть карьеры с рейтингом выше 1500 (средний пилот за всю историю по данной методике) и 1300 (присваиваемое всем новичкам значение), что доказывает постулат «Квят — добротный, но не топовый пилот уровнем выше среднего». У пришедшего на смену уфимцу в «Ред Булл» Макса Ферстаппена уже пройден пик в 2052, а Даниэля Риккардо пик и вовсе зарегистрирован на уровне 2058.
– Пик карьеры нынешнего консультанта «Ред Булл» Гельмута Марко составил 1412.
– У Виталия Петрова пик рейтинга оказался на уровне 1770 — все-таки он оказался лучше Квята.
– Самый низкорейтинговый чемпион в истории «Ф-1» – Дэнни Халм. Его пик составил 1894. Далее следуют Майк Хоторн (1963) и Кеке Росберг (1987).
– Пиковые рейтинги действующих пилотов (помимо уже упомянутых): Нико Хюлькенберг — 1796, Карлос Сайнс — 1683, Кевин Магнуссен — 1788, Серхио Перес — 1792, Эстебан Окон — 1726, Стоффель Вандорн — 1572, Ланс Стролл — 1526, Маркус Эрикссон — 1469, Ромен Грожан — 1953.
– Худший пилот в истории — Нараин Картикеян. График именно его кривой опускается ниже всех.
– Пиковый рейтинг Пастора Мальдонадо — 1845. Он больше, чем у Такумы Сато (1812).
Можно ли верить системе Мура?
Если судить объективно, то для рейтинга Эло болид и гонщик совершенно неделимы, а значит, показатели рассчитывались не только для условного Найджела Мэнселла, но и для условного сверхдоминировавшего болида «Уильямс FW14В. Помня о данной «фиче», можно заметить многие «подтягивания» пилотов до более высокого уровня вроде лучшего сезона Риккардо Патрезе (2200 в 1992-м в 38 лет). Фактически имеет смысл говорить о рейтинге симбиоза пилота с машиной.
С другой стороны, метод Мура все равно позволяет сравнить уровни разных сезонов по степени конкурентности. Например, 80-90-е года получились лучшими по этому показателю, что и вылилось в умопомрачительный рейтинг Мэнселла из-за разгрома кучи высокоуровневых пилотов.
Следовательно данные рейтинги передают достаточно объективную картину сравнения, потому как разные машины разных поколений требовали особых навыков, актуальных для своего времени. Сталкивать лбами разные промежутки истории без поправок на обстоятельства свершений было бы несправедливо — и данная система позволяет этого избежать.