рейтинг частных школ москвы forbes
Рейтинг частных школ москвы forbes
Владимир Погодин
Организационная культура школы
Перечисленные взгляды, конечно, могут встречаться в разных вариациях, ведь сколько людей, столько и мнений. Взгляды разных педагогов и администраторов на успешных учеников будут разными, потому что они могут придавать значение различным вещам. И все же есть что- то общее, что прослеживается за взглядами людей, работающих в школе и знающих ее изнутри. Это общее — организационная культура школы.
Что такое организационная культура
У Константина Ушакова, главного редактора журнала «Директор школы», есть прекрасная метафора: организационная культура — это колея. Та колея, в которой существует организация, определяет, как все в ней устроено, и отличает от остальных подобных.
Научных определений в литературе около 50, и они все разные. Одним из наиболее удачных, наверное, можно считать определение американского психолога и исследователя Эдгара Шейна. Он писал, что организационная культура — это система базовых представлений, которые приобретаются какой-то группой или организацией в процессе функционирования, адаптации к внешней среде и к процессам внутренней интеграции. Предполагается, что эти представления сослужили добрую службу, доказали свою эффективность и в качестве ценностей передаются дальше.
Организационная культура у организации есть всегда вне зависимости от того, что это за организация, какие задачи решает, к чему стремится и на чьи деньги существует. Она может быть менее или более выраженной, но ее всегда можно наблюдать и определять. Образовательные организации — не исключение из этого правила. Организационная культура конкретной школы показывает, что в ней принято, какой стиль управления превалирует, что возможно, а что нет, чего ожидать от взаимодействия со школой и ее сотрудниками. Понимание, какой тип организационной культуры существует в школе, важно и для руководителей, и для сотрудников, и для учеников и их родителей.
Два вопроса, которые я упоминал вначале, — один из методов предварительной экспресс-диагностики организационной культуры. Но о какой конкретно культуре мы в каждом случае можем говорить и чем характеризуются разные группы ответов?
В 80-е годы прошлого века вышла книга Кима Камерона и Роберта Куинна «Диагностика и изменение организационной культуры», где выделяются четыре типа оргкультур: клановая, адхократическая, бюрократическая и рыночная. Отечественный исследователь Тахир Базаров предлагает другие названия, более понятные и метафоричные, остановимся на них.
Конечно, предварительная диагностика — только первый шаг. Школа представляет собой сложный сплав культур, где обычно присутствуют все четыре типа в некотором сочетании. И все же какая-то из них превалирует, и, определив ее, можно говорить о более тонком и глубоком понимании ситуаций, возникающих в школе, а также предсказании того, как сотрудники школы будут вести себя в этих ситуациях.
Допустим, у родителей не складываются взаимоотношения со школой: постоянные жалобы на ребенка, встречные жалобы родителей, вызывающие сопротивление администрации. Почему такое происходит? Ответ может скрываться в несовпадении представлений родителей о том, в школе с какой организационной культурой стоит учиться их ребенку, с тем, какова она в школе на самом деле. Если, например, родители хотят, чтобы в школе руководствовались желанием и пониманием необходимости развивать в детях критическое мышление, креативность, умение творить, а в школе ведущей является иерархическая организационная культура, при которой главное — жесткий порядок, дисциплина, следование правилам, то, конечно, родители изменить оргкультуру не в силах. Но поняв причины возникающих проблем, они могут более осознанно учитывать ценности этой школы или сменить ее на другую. Выбор школы, более подходящей ценностям семьи, может оздоровить как ситуацию в семье, так и обстановку в школе.
Рейтинг частных школ москвы forbes
На сайте каждой школы должен быть ее Устав. Знакомство с ним может дать ценную информацию родителям. Юридические названия частных школ могут быть очень разными (АНО, ЧОУ, НОУ и другие). Главное, чтобы в Уставе была запись, что тип организации — общеобразовательная. Именно учреждения и организации этого типа могут потенциально выдать аттестат государственного образца.
При знакомстве с уставами частных школ важно посмотреть личность учредителя: его деятельность вне школы часто позволяет наметить параллели с ценностными ориентирами школы.
Лицензия, как и Устав, размещена на сайте школы. Она подтверждает юридические и гигиенические права школы заниматься образовательной деятельностью. Выдается для реализации одной или нескольких образовательных программ и отдельно на каждый адрес, если у школы несколько филиалов. Случается, что под вывеской школы работает центр допобразования, лицензия юрлица будет соответствующей — на реализацию дополнительного образования.
Чаще всего препятствием на пути к получению необходимой лицензии становится несоответствие помещения требованиям. Это не значит, что от такой школы стоит держаться подальше. Но при взаимодействии с ней функция контроля у родителей должна быть сильно повышена.
На столичном рынке школьного образования все больше альтернативных проектов: семейные школы, альтернативные школы или даже не школы. Из-за отсутствия лицензий и скромных размеров такие проекты более гибкие, могут быстро адаптироваться под участников, им легче найти помещение в аренду (это может быть и коворкинг на несколько часов в неделю). Это очень полезные проекты, но, к сожалению, школами в полном смысле слова они не являются. Они не могут выдать аттестат государственного образца и дать гарантии соблюдения федерального образовательного стандарта.
Многие семьи, сделавшие выбор в пользу семейного образования, решают прикрепиться на очно-заочную форму обучения в аккредитованные школы. Среди флагманов на ниве заочного образования можно назвать: ОУ «СОШ «Первая школа», НОЧУ «СОШ «Феникс», ЧОУ «СОШ «Наши пенаты». В каждой из перечисленных школ таких учеников более тысячи.
Разбор юридических нюансов — первый шаг. Следующий этап — аудит собственных запросов взрослых к образованию вообще и к школе в частности. В идеале, чтобы выбрать наиболее подходящую школу и не разочароваться в ней, нужно соотнести три составляющие: ожидания родителей, набор объективных данных о школе и субъективное ее восприятие семьей на основе собственных ценностей.
Рейтинг частных школ москвы forbes
Forbes Education и приглашенные эксперты оценили московские частные школы по 35 параметрам, составляющим 5 ключевых метрик: условия обучения, академические результаты, условия пребывания, доступность, оценка профессионального сообщества.
Актуальность
Запрос на авторитетный и всесторонний потребительский рейтинг школ в обществе существует уже долгое время: при поиске школы для ребенка многие родители сталкиваются с серьезным дефицитом структурированных и надежных данных.
Более того, при выборе частной школы ситуация осложняется тем, что многие частные школы Москвы работают без государственной аккредитации по лицензии дополнительного образования.
Результаты
В рэнкинг вошли 30 лучших частных школ Москвы, которые придерживаются высоких стандартов качества обучения и создают максимально благоприятную среду для развития ребенка.
В оценке участвовали 168 московских школ, включая частные школы с аккредитацией от Департамента образования г.Москвы, а также школы, аккредитованные на обучение по программам Международного Бакалавриата (IB).
Учебные заведения в рэнкинге не распределены по местам, поскольку выбор лучшей школы индивидуален и зависит от потребностей конкретного ребенка и ценностей семьи.
Проведенное исследование рынка частных школ Москвы показало, что:
1) Цены на частное обучение в Москве колеблются от 200 тыс. до 2,5 млн рублей в год. При этом, нет прямой зависимости между стоимостью и качеством обучения в школе. Зачастую школы с условно низкой стоимостью превосходят по качеству школы с высокой стоимостью.
2) Большинство частных школ создают возможность для выстраивания индивидуальной образовательной траектории, когда у ребенка есть возможность выбирать, какие предметы и насколько углубленно он хочет изучать. При этом, некоторые школы ориентированы исключительно на высокие академические результаты выпускников, другие же видят приоритет в развитии личности ребенка и создании позитивного опыта обучения.
3) Среди московских школ есть несколько популярных школ с высоким конкурсом на место. Однако ряд менее известных школ с минимальным конкурсом предлагают сопоставимое, а в некоторых случаях, превосходящее по качеству образование.
4) Значительная доля частных школ Москвы (почти 17%) – православные. Еще 2% школ позиционируют себя как «светские православные»: в таких школах основная программа обучения включает предметы ФГОС, но также преподаются дополнительные духовные дисциплины, которые изучаются по желанию.