ресторанный бизнес кем можно работать
StudyInFocus
Высшее образование в Германии
News Articles
Возможно вы ищите.
Blog Posts
Работа в гостиничном и ресторанном бизнесе
В гостиницы и рестораны мы идем прежде всего за отличным обслуживанием. Над созданием комфорта и неги в этих заведениях трудятся десятки, а то и сотни человек, каждый из которых имеет собственную зону ответственности, но их работа должна быть слаженной, учитывающей политику заведения и обратную связь с клиентом, поэтому необходимы специалисты, чья задача — согласовывать работу всех сотрудников и управлять процессами.
Кто такой менеджер гостиничного сервиса
Менеджер гостиничного сервиса — это специалист, который координирует работу сотрудников отеля, управляет хозяйственной деятельностью организации, решает текущие проблемы, обеспечивая безупречное качество услуг и слаженную работу персонала.
В обязанности управленца входит:
Менеджер гостиничного сервиса — практик, который понимает, что гостинично-ресторанный бизнес — это прежде всего способность сделать клиентов счастливыми. Он досконально разбирается во всех процессах, связанных с гостиничным и ресторанным обслуживанием.
Преимущества и недостатки профессии
Менеджер ресторанного бизнеса — это, как и менеджер гостиничного бизнеса, руководящая должность со всеми вытекающими плюсами:
К очевидным минусам профессии можно отнести:
В целом работа очень хлопотная и ответственная, но и поощряется она высокой оплатой, престижем, уважением и хорошими перспективами.
Топ-10 профессий в гостеприимстве
Индустрия гостеприимства — одна из самых перспективных сфер для построения карьеры.
Начнем с того, что гостинично-ресторанный бизнес — это отрасль, которая не теряет своей актуальности ни в индустриальном, ни в постиндустриальном обществе. Ей не грозит «нашествие роботов», поскольку в этой отрасли как нигде ценно человеческое отношение и забота.
С другой стороны, гостиницу или ресторан, в отличие от производства, можно рассматривать как единый организм с открытыми процессами, поэтому такие заведения особенно располагают к карьере в рамках одной организации. К примеру, есть случаи, когда младший официант дослуживался до управляющего, последовательно пройдя все карьерные ступени.
Поэтому работа в гостинице или ресторане для человека с карьерными амбициями в принципе очень перспективна.
Интересно!
По прогнозам экспертов, через 5 лет количество сотрудников, занятых в гостиничном и ресторанном бизнесе, по всему миру достигнет 350 миллионов человек.
Вот десятка самых привлекательных профессий в рамках индустрии гостеприимства:
Гостиничное дело — что это за профессия
Получив диплом о высшем образовании по специальности «гостиничное дело», можно устроиться на работу:
Директора и управляющие отелями тоже, как правило, имеют подобное образование.
Как стать управляющим гостиницы
Управляющий гостиницей — серьезный специалист, который обладает такими важными качествами, как:
Если вас привлекает карьера в этой области, непременно пройдите карьерное ориентирование, чтобы понять, насколько она вам по плечу, не стоит ли выбирать в смежных сферах.
Чтобы занять высокий пост управляющего отелем, можно выбрать один из двух путей:
Сразу после выпуска стать управляющим гостиницы можно, но сложно. Это практическая специальность, она требует опыта. Однако, если ваше образование включало большое количество практики и стажировок, трудоустройство на высокую должность вполне реально.
Такое образование получают студенты немецких вузов. Учеба там всегда тесно связана с практикой, поэтому выпускников можно смело считать готовыми специалистами.
Диплом немецкого вуза позволит устроиться на работу и сделать карьеру в странах Евросоюза.
Решение учиться в Германии выгодно и для бюджета: немецкие вузы учат бесплатно, поэтому расходы на образование просто не сравнимы с вузами других европейских стран.
Зарплата управляющего гостиницей
Точные цифры в данном случае сказать невозможно, ведь на зарплату влияет звездность и размеры отеля, страна, где он расположен, опыт сотрудника и многие другие факторы. К тому же афишируются только суммы окладов, но достоверно известно, что основной доход управляющих — премии и бонусы.
Официальные данные показывают нам 30–50 тысяч рублей по России, от 100 тысяч рублей в Москве, в среднем 150 тысяч рублей в Новосибирске в месяц.
На Украине — от 1000 долларов, в Казахстане — более 1 млн тенге в месяц.
В Германии — 70–80 тысяч евро в год.
Карьера в гостиничном бизнесе
Как уже упоминалось, гостиница — хорошее место, чтобы сделать карьеру. Дослужившись до управляющего отелем, можно планировать карьеру управляющего сетью отелей или даже совладельца.
Образование в области гостиничного бизнеса открывает широкие перспективы устройства на высокооплачиваемую работу и карьерный рост. Не последнюю роль играет вуз, в котором это образование получено. Оптимальный вариант на сегодня — бесплатное, но не уступающее лучшим вузам Европы и США образование в немецких вузах. Решиться на него с поддержкой специалистов будет несложно.
Профессия: гостиничный и ресторанный бизнес
Как стать «своим» в индустрии гостеприимства?
Уютный зал. Тихая классическая музыка. Таинственный полумрак, который чуть рассеивается мерцанием свечей на столиках. Оригинальные блюда. Официанты – сама вежливость, аккуратность и предупредительность. Все это создает особую атмосферу хорошего ресторана, ради которой и приходят сюда люди… Но мало кто из посетителей догадывается, какой напряженный труд скрывается за таким великолепием.
Сфера перспектив и возможностей
Центрами гостиничного и ресторанного бизнеса в России по праву считаются Москва, Санкт-Петербург и район так называемого Большого Сочи. Именно здесь люди могут позволить себе тратить деньги на отдых.
Так что же привлекает абитуриентов? Дело в том, что еще студентом профильного вуза вы, наверняка, сможете получать хорошие деньги, подрабатывая для начала официантом, горничной или барменом. Уже в 18–19 лет становишься самостоятельным человеком, независимым от родителей и даже оплачивающим собственное обучение. Конечно, не стоит думать, что деньги буквально посыплются на вас сразу после поступления в институт, а путь наверх по карьерной лестнице будет напоминать подъем на эскалаторе.
Зачем горничной высшее образование?
Разумеется, вузы не готовят дипломированных специалистов с квалификацией: «официант», «бармен» или «горничная». Все это рабочие специальности, поэтому, в принципе, достаточно и среднего профессионального образования. Институты же выпускают так называемых менеджеров широкого профиля, которые могут заниматься самой разнообразной деятельностью, начиная с приема гостей и заканчивая маркетинговыми исследованиями.
Однако с самого начала необходимо учитывать: гостинично-ресторанный бизнес не та сфера, где можно «потихоньку» учиться, получить диплом менеджера, а уж после искать себе место. Здесь уже с первых курсов предлагается попробовать себя в деле. Совмещение учебы и работы – обычный случай. Более того, это обязательное условие для успешной карьеры. Многие студенты начинают официантами, горничными, а к моменту получения диплома менеджера уже занимают соответствующие административные должности в ресторанах и гостиницах.
Но успех дается непросто. Работать в сфере «гостеприимства» тяжело и физически, и психологически.
«Официант за смену теряет столько же калорий, сколько шахтер, – рассказывает Анурова Н.И., руководитель службы персонала кафе «Пушкинъ». – Он вообще не сидит, по 12–14 часов на ногах. Чтобы не упасть в обморок, нужна хорошая физическая подготовка, поэтому мы требуем от наших ребят заниматься спортом. Кроме того, нельзя входить в зал с плохим настроением, важно всегда контролировать свое внутреннее состояние. Гости пришли на праздник, заплатили за это деньги, и твои личные проблемы не должны им мешать».
Работать горничной в хорошей гостинице – не легче. В течение смены приходится переходить из номера в номер, доводя их до блеска. Никакого общения с людьми – только работа, с небольшим перерывом на обед. Казалось бы, заправить постель, убрать комнату – что же здесь сложного? На самом деле – это целая наука. Нужно соблюдать ряд общепринятых правил, исправлять малейшие недостатки. Например, положить спички так, чтобы они не закрывали надпись на пепельнице, знать о том, под каким углом должен стоять стул в номере и т. д.
А представьте, что, помимо всего этого, над вами еще «навис» недописанный «курсовик» или очередной зачет в вузе. Не удивительно, что некоторые студенты не выдерживают такой «гонки», переводятся на заочное отделение или вовсе бросают институт.
Что ж, это личное дело каждого, но знайте: без высшего профильного образования карьеру в гостинично-ресторанном бизнесе не сделать.
Работа в престижном ресторане или элитной гостинице потребует даже от обслуживающего персонала свободного владения иностранным языком, умения общаться с разными людьми, знания сервиса. Так что делайте выводы…
Готовьте ваши денежки…
При поступлении в вуз на специальности гостинично-ресторанного и туристического бизнеса, в первую очередь, понадобятся деньги. Бюджетных мест здесь очень мало, и конкурсы на них – от 7 до 20 человек. Поэтому, если вы не вундеркинд, то коммерческое отделение – более приемлемый вариант.
Кроме того, выбирая вуз и специальность, нужно будет определиться, какой конкретно диплом вы хотели бы получить. Можно стать экономистом-менеджером или менеджером-организатором в сфере сервиса. Цели и задачи у специалистов этих двух направлений разные.
«Экономисты» разрабатывают стратегию, ценовую политику, которая поможет гостинице или ресторану выжить в условиях современной конкурентной борьбы. «Менеджеры-организаторы» – это управленцы, которые следят за обслуживающим персоналом, отвечают за порядок, обеспечивают нормальную работу гостиницы или ресторана.
Одни вузы готовят только «экономистов»: Российская экономическая академия (РЭА) им. Г.В. Плеханова, Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт); другие – «управленцев» (РУДН), третьи – и первых, и вторых: Московская академия туристического и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы (МАТГРБ), Институт туризма и гостеприимства Московского государственного университета сервиса.
Именно от вашего выбора специальности и вуза зависят вступительные экзамены. Понятно, что «менеджеру-организатору» в сфере сервиса необходимо знание русского и иностранного языков, географии, истории. А будущему экономисту, помимо языков, понадобится и математика. Обычно при поступлении на платное отделение нужно пройти тестирование по этим предметам и собеседование на профпригодность.
Автор: Евгений Колодин
Источник: Журнал «Куда пойти учиться»
Достоинства и недостатки
Рестораторство — сфера деятельности, которая занимается процессом организации работы заведений общественного питания. В этой области трудится большое количество специалистов, выполняющих разнообразную работу. Такая профессия имеет множество положительных сторон. Среди наиболее значимых преимуществ выделяют:
Несмотря на перечисленные достоинства, работа ресторатора считается очень сложной. В ней есть множество неприятных моментов, которые должен преодолевать специалист.
Основные недостатки:
Необходимые качества
Стать хорошим ресторатором может только человек, обладающий определённым характером. В нём обязательно должны просматриваться черты руководителя и организатора всего процесса. Кроме того, рабочий должен обладать следующими качествами:
Обязанности рестораторов
Ежедневно ресторатор выполняет большой объём работы, поэтому в его компетенцию входит множество различных функций. Главные обязанности:
Требования к сотрудникам
Связывать свою жизнь с ресторанным бизнесом должны только люди, отвечающие всем требованиям профессии, иначе будет сложно добиться успеха и стать известным специалистом. Предъявляемые требования:
Места работы, карьера
Ресторатор — востребованная профессия, но получить работу по специальности смогут только опытные сотрудники. Новичкам в этом деле придётся довольствоваться работой в смежных направлениях отельно-ресторанного бизнеса. Должности для молодых специалистов в гостиницах и ресторанах:
Набравшись опыта, новичок может начать работать по специальности. Если нет желания проходить весь путь, то можно открыть собственное заведение общественного питания и сразу занять должность ресторатора. Однако для этого понадобится наличие источника финансирования.
Пойти учиться на ресторатора — это значит заявить о своём желании получить высокооплачиваемую работу. Хорошие специалисты, работающие в лучших заведениях страны, получают по несколько сотен тысяч рублей в месяц. Однако новичку придётся довольствоваться зарплатой 25—50 тыс. рублей.
Варианты обучения
Если после окончания 11 класса школы человек изъявляет желание связать свою жизнь с рестораторством, то он должен заранее узнать, где учиться профессии и какие предметы нужно сдавать при поступлении. В большинстве случаев абитуриенты выбирают вузы, где есть специальность «Отельно-ресторанное дело». Для поступления понадобятся результаты ЕГЭ по русскому языку, обществознанию, химии и математике. В некоторых случаях список экзаменов дополняют экономикой и историей.
В любом вузе процесс обучения специальности на дневном отделении длится 4 года. Выбравшие заочную форму вынуждены будут учиться на 1 год дольше. Получив диплом бакалавра, молодой специалист может продолжить обучение в магистратуре. Лучшие вузы страны:
Ресторатор — это сложная профессия. Её представители должны контролировать работу каждого подразделения, начиная от поваров и заканчивая официантами. Такие специалисты много времени проводят на работе, ежедневно решают десятки проблем и обеспечивают бесперебойную работу заведения. За это они получают хорошую зарплату и возможность руководить коллективом.
Кто работает в ресторане: все должности кафе
Персонал ресторана должен быть квалифицированным и вежливым. Всего работников можно разделить на 3 основные категории – управляющий персонал, работники кухни и зала. Если обслуживающий персонал не выполняет свои обязанности, не поддерживает порядок в заведении, то с большой долей вероятности бизнес станет убыточным. На подборе работников лучше не экономить.
Как персонал улучшает заведение
Персонал кафе нужно тщательно подбирать. Нужно понимать, что от его работы напрямую зависит успешность бизнеса. В первую очередь, работники кухни должны понимать, что мало сделать просто вкусное блюдо. Нужно также красиво его подать.
От скорости обслуживания и гостеприимства персонала напрямую зависит, вернется ли клиент в заведение повторно. Если с ним обращаются хамски, то даже самое необычное и вкусное блюдо не спасет ситуацию. Хорошие сотрудники ресторана также могут подсказать владельцу существующие недостатки и слабые места.
Какие есть требования к сотрудникам мест общественного питания
Персонал для кафе нужно подбирать с учетом имеющихся требований. Возглавляет перечень санитарная книжка. Это самое главное условие для работников общественного питания. При наборе работников кафе нельзя брать даже тех людей, которые обещают оформить санкнижку в течение недели. Если нагрянет проверка и не получит документ, владельцу грозят огромные штрафы.
Иные требования к сотрудникам кафе устанавливаются по собственному усмотрению. Если есть желание, чтобы, например, официанты подходили каждые 15 минут к каждому гостю для дополнительного заказа, то это нужно сообщать заранее.
Что нужно знать при приеме на работу персонала
В первую очередь нужно разобраться, кто работает в кафе. После этого можно переходить к набору сотрудников. Ресторатору нужно определиться, сможет ли он сам набрать профессионалов. Самостоятельный набор обычно осуществляют маленькие заведения.
Сначала нужно взять на должность в кафе шеф-повара. Уже вместе с ним нужно будет осуществлять набор работников кухни. Еще одна важная тонкость – персонал нужно принимать на работу, когда кухня уже полностью укомплектована оборудованием. Это нужно, чтобы они смогли продемонстрировать свои умения.
«Закрывая» должности ресторана можно предъявлять требования к опыту, образованию, возможности обучения и т.д.
Какой персонал требуется для работы в кафе, ресторане или кофейне
Еще до открытия нужно определить, кто работает в ресторане. Персонал напрямую зависит от того, какое место общественного питания будет открываться, например, в кофейне обычно не требуется повар. Для работы в зале потребуются:
Дополнительно требуется управляющий рестораном. Также должен быть персонал, который будет отвечать за закупку товара, рекламу, логистику. Для этого можно взять батлера. На кухне необходим шеф-повар, повар. Они обязательно должны презентовать свои возможности.
Описание должностных обязанностей
Каждая должность работника ресторана, кафетерия или кофейни имеет свои обязанности. Их обязательно должен знать владелец бизнеса, чтобы в дальнейшем адекватно оценивать работу персонала.
Работники кухни
Есть несколько профессий в ресторане, которые заняты на кухне:
Работники зала
К работникам относят:
Дополнительно может работать метрдотель.
Управляющий персонал
Количество управляющего персонала зависит от уровня ресторана и его проходимости. Нужно нанять управляющего рестораном. Он отвечает за работу всего персонала. Дополнительно можно нанять менеджера по закупке товара, развитию, логистике, менеджменту и т.д.
Найм администратора зала
При приеме на работу администратора нужно обращать внимание на внешность, обаяние, опыт и знания, умение решать проблемы. Человек должен обладать хорошей стрессоустойчивостью.
Идеальный администратор
Администратор должен выглядеть аккуратно и презентабельно. Возраст не должен быть слишком молодым. Администратор – лидер коллектива. Он должен легко находить общий язык с персоналом. Человек должен стремиться к постоянному профессиональному росту. Дополнительным плюсом будет получение высшего образования на подходящей кафедре. Он должен иметь достаточный опыт, чтобы подготовить официантов к нестандартным ситуациям.
Идеальный администратор функциональный. Он хорошо разбирается в нюансах работы всего персонала. Перед набором сотрудников желательно составить собственный классификатор и определить, какой именно администратор нужен. Идеальный пример работы администратора можно подсмотреть у крупных сетевых кафе, например, Макдональдс.
Контроль работы официантов
Хороший официант знает:
Идеальный официант – человек, который выполняет свои обязанности и дополнительно стремится увеличить средний чек.
Рекомендации по оценке квалификации
Недостаточно просто знать список должностей персонала ресторана и выбирать для работы первых попавшихся кандидатов. Нужно уметь оценивать квалификацию, как возможных, так и уже действующих работников. Для этого рекомендуется попросить рекомендательное письмо от бывшего работодателя. Если нужно проверить уже работающего сотрудника, то можно заказать тайного покупателя.
Можно не бояться брать людей без опыта. Обычно это самые благодарные сотрудники, которые ответственно подходят к своей работе, желая получить хоть какой-то опыт.
Курсы, которые помогут начать успешную карьеру в ресторанном бизнесе
1. Чтобы начать карьеру в ресторанном бизнесе, всегда ли нужно профессиональное
образование?
Необязательно, для старта карьеры необходимо только желание начать. При этом люди, получающие профессиональное многолетнее образование, зачастую знают и умеют меньше, чем самоучки и выпускники коротких концентрированных курсов.
Нужно понимать, что работа в ресторанном бизнесе, особенно на кухне, сложна эмоционально и физически. Поэтому труд без любви к профессии, к людям, к гостям ведёт только к выгоранию и разочарованию. Такому, к сожалению, не научить ни на одном курсе. Поэтому мы стараемся проводить обучение именно с позиции реальной работы в ресторане, чтобы у людей поубавились лишние иллюзии.
2. Расскажите больше о философии «Московского дома ресторатора». Какие у вашего предприятия принципы, что вы даёте своим клиентам?
Философия «Московского дома ресторатора» — оказание полного спектра услуг в ресторанном бизнесе. Мы выступаем в роли своеобразного агентства: обучаем профессионалов и любителей, разрабатываем меню, консультируем организации и частные лица, проводим выездные тренинги и мероприятия на нашей территории.
«Московский Дом Ресторатора» предлагает авторские программы обучения, которые рассчитаны на то, чтобы вы попробовали свои силы, отточили навыки и научились новому. Мы не ставим рамок и ограничений: обучение могут проходить и новички поварского дела, и топ-менеджеры, и шеф-повара.
Мы готовы к решению любых сложных задач. Мы стремимся, чтобы в ресторанном деле было больше профессионалов.
3. Каким профессиям у вас можно обучиться и сколько примерно на это уходит времени?
Любой профессии, связанной с ресторанным бизнесом: повар, официант, менеджер, управляющий. У нас есть специальные курсы для владельцев ресторанов и тех, кто только собирается ими стать. Вы будете готовы к старту в профессии уже через 3 недели обучения.
Также есть специализированные курсы вегетарианской кухни. Каждый полноценный курс длится в среднем 20 часов, по 4-6 часов в день в зависимости от формата. Любительские курсы мы проводим в выходные, концентрированно по практике и с большими элементами шоу, профессиональные же по будням с понедельника по пятницу, чтобы люди могли оторваться от работы на короткий промежуток времени.
4. У вас можно и обучиться с нуля, и повысить квалификацию. На какие курсы записываются чаще всего?
Наиболее популярны курсы «Повар-универсал», «Базовый кулинарный курс выходного дня», «Повар. Повышение квалификации», «Директор/управляющий ресторанного бизнеса» и «Менеджер/администратор ресторанного бизнеса», а также вегетарианские курсы и мастер-классы Veggie School.
Сейчас идет активная трансформация рынка, начатая благодаря пандемии. Профессионалы ресторанного бизнеса стали более требовательно относится к персоналу и больше не пытаются задавить качество количеством. Поэтому мы наблюдаем рост интереса как со стороны работодателей, готовых вкладываться в развитие своих сотрудников и отправляющих их на обучение, так и со стороны самих поваров и менеджеров, которые понимают, что их работа стала оцениваться тщательнее, а еще появились большие возможности для роста.
5. А как подойти к выбору курса, если в ресторанном бизнесе ты — совсем новичок?
В первую очередь стоит понять, кем вы себя видите в будущем: какой функционал был бы интересен, что, возможно, уже у вас получается хорошо, к какой работе вы склоняетесь, исходя из вашего характера и личности.
Сравним работу на кухне и в зале. Повара вынуждены находиться в замкнутом небольшом помещении у горячих плит весь день по 12-15 часов, с периодическими запарами (когда при полной посадке заказ идёт один за другим), но при этом имеют большие возможности для профессионального и личного развития за счёт творческой основы профессии и высокого спроса на хороших шефов.
Официанты и менеджеры являются лицом ресторана со всеми вытекающими плюсами и минусами: все комплименты, как и весь негатив, проходят через них. Работа ориентирована больше на экстравертов, так как подразумевает постоянное общение с гостями. К сожалению, профессиональный рост работников зала в России несоизмеримо меньше, чем у хороших шефов, но подобная работа, особенно менеджерская, глубже погружает в индустрию, что позволяет в будущем начать собственный ресторанный бизнес.
Обращайтесь напрямую в «Московский Дом Ресторатора». Наши менеджеры проконсультируют и правильно подберут направление для обучения.
6. В чем отличительная особенность вашей школы рестораторов от других аналогичных?
Мы специализируемся больше на профессиональном обучении. Конечно, мы рады обучать и тех, кто не собирается связывать свою жизнь и карьеру с ресторанным бизнесом. Но подача материала курса, преподаватели, меню заточены именно под профессиональное направление.
Программы «Московского Дома Ресторатора» позволят быстро и без лишних затрат освоить новую профессию, повысить квалификацию и построить свою карьеру. Ученики погружаются в профессию с головой. Для тех, кто собирается работать дальше, это отличный старт и базовое понимание того, что предстоит, а для любителей — дополнительные эмоции.
Мастер-классы и тренинги проходят в небольших группах или индивидуально и будут интересны не только профессионалам и выпускникам кулинарных училищ, но и тем, кто только планирует освоить кулинарное искусство.
Успешные деятели и гуру ресторанного бизнеса поделятся опытом, проведут личную беседу или обучение по любому интересующему тебя направлению.
Помимо обучения, «Московский дом ресторатора» консультирует по вопросам управления и открытия ресторанов, кафе и предприятий быстрого питания, в частности, помогает составлять бизнес-планы и меню для будущих успешных проектов.
Кроме того, студию школы можно в любое время арендовать для проведения своего мероприятия, будь то корпоратив или обучающая программа.