На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
«Опять двойка»: Картина, ставшая «кошмаром» для всех советских школьников
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Картина «Опять двойка», на которой мальчик стоит с поникшей головой, а на него с укором смотрят домашние, наверняка известна не только советским, но и современным школьникам. Родители частенько упрекали своих детей, сравнивая с ребенком на полотне, когда те приносили неуды. А в школе обязательно нужно было написать сочинение по картине. Казалось бы, сюжет прост и понятен, однако создавалась картина при любопытных обстоятельствах.
Федор Решетников написал картину «Опять двойка» в 1952 году. Она является одним из трех полотен, связанных между собой общей тематикой. Если следовать хронологии, то первой написанной картиной стала «Прибыл на каникулы». Художник изобразил юного суворовца, который приехал на каникулы к своим родным. Видно, что мальчик гордится своим положением, да и дед встречает его, как подобает солдату, по стойке смирно.
В следующей своей работе Федор Павлович решил делать главным героем отличника. Для этого он отправился в школу и попросил учителя присутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за детьми. К доске вызвали отличника и задали ему простенькую задачу, но к всеобщему удивлению, мальчик не справился и стоял с поникшей головой. Он очень растерялся, полагая, что художник на задней парте, это проверяющий.
Тогда Решетникову пришел в голову другой замысел – написать картину о двоечнике. Сначала художник задумывал изобразить мальчика в классе возле доски, но потом перенес действие в дом.
На роль главного героя прекрасно подошел взъерошенный юный вратарь из соседнего двора. Федор Павлович на всякий случай не стал ему говорить, что мальчик играет роль двоечника.
Сложнее всего было с собакой – она отказывалась стоять на двух лапах. Тогда пришлось купить колбасы. Хозяин манил пса кусочком колбасы, и она принимала нужную позу. Так продолжалось до тех пор, пока лакомство не закончилось. Кстати, на заднем плане стене виднеется картина предыдущая картина художника «Прибыл на каникулы».
Завершающей картиной этой «трилогии» стала «Переэкзаменовка». На этот раз действие происходит в деревне. Мальчику необходимо подготовиться к переэкзаменовке, и он абсолютно несчастлив, т. к. друзья зовут его гулять на улицу. И снова на стене видна предыдущая картина Решетникова, подчеркивая преемственность тематики.
Опять двойка: неисчерпаемый источник вдохновения для живописцев
Написанную в 1952 году картину советского художника Федора Решетникова «Опять двойка» наверняка знают все. Однако не всем известно, что живописец не был слишком оригинален в выборе сюжета и история нерадивого ученика активно эксплуатировалась художниками в XIX столетии.
Согласно одной из легенд, художник Решетников написал картину для того, чтобы мотивировать свою не слишком усердную в учебе дочь Любу.
Согласно другой — картина должна была называться по советски оптимистично — «Опять пятерка». Но в школе, куда пришел мастер соцреализма за вдохновением, отличник, вызванный к доске, так переволновался, что не мог связать двух слов. Именно его огорченная фигура и стала центром композиции полотна.
Так было или нет могут судить искусствоведы. Мы же рассмотрим похожие картины, написанные задолго то товарища Решетникова, еще в Российской Империи.
В картине «Провалился», написанной художником Дмитрием Жуковым в 1885 году, не только фигурируют похожие участники, но и использовано практически такое же композиционное решение. Есть тут и собака и вопрошающая фигура на заднем плане.
Только у Жукова все более пессимистично. Сестра главного героя, очевидно, больна и лежит в постели, а мать одета в традиционный для дореволюционного периода траурный наряд вдовы. Так что картина обманутых надежд здесь более яркая и трагичная.
А вот картина Алексея Корина «Опять провалился», которая датирована 1891 году. Здесь присутствуют только основные герои — сам неудачливый ученик, его мать и сестра.
Еще один малоизвестный дореволюционный вариант. Здесь настроение картины несколько иное. Скорее всего, одним огорчением и отчаянным заламыванием рук дело не закончится — отец в центре композиции настроен очень решительно.
Эскиз картины Федора Решетникова «Опять двойка», где местом действия является школьный класс.
Продолжение картины 1952 года с названием «Переэкзаменовка». Здесь появляется надежда, что герой картины исправит положение, хоть и лишившись свойственных летним каникулам развлечений.
Не подумайте, что Решетников всю жизнь воспевал двоечников и их унылый быт. Вот картина, «Прибыл на каникулы» написанная еще в 1948 году. Судя по всему здесь мы видим юного суворовца, у которого все в порядке и вполне довольных таким раскладом родственников.
Картину с преуспевающим курсантом можно обнаружить на стене позади двоечника в «Опять двойке». Небольшая репродукция служит основанием для настенного календаря слева от двери.
Еще один паренек, у которого все «ОК» и которым очень довольна мама. На этот раз художник Николай Заболоцкий и его «Опять пятерка» 1954 года.
Как пятерка стала двойкой: история великой картины
Любопытный кульбит судьбы — картины из «детской» серии он делал для души, в то время как настоящей его работой были портреты вождей. Но сами вожди были осуждены и декоммунизированы, а дети остались детьми.
Карьера уроженца Екатеринославщины
Федор Павлович Решетников родился 28 июля 1906 года в селе Сурско-Литовском, недалеко от Екатеринослава, в семье иконописца. Родители его рано умерли, и воспитал его старший брат, которому пришлось отказаться от обучения в художественном училище, чтобы содержать семью.
Свою художественную карьеру он начал помощником брата. Сумел устроиться художником в клуб железнодорожников станции Гришино.
В 1928 году его направили на рабфак в Москву. В 1929-34 годах он учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН, создан на базе более известного ВХУТЕМАСа). Там его преподавателями были Дмитрий Моор (автор знаменитых плакатов «Ты записался добровольцем?» и «Врангель еще жив…») и Александр Герасимов («Сталин и Ворошилов в Кремле»).
В 1932 году он становится художником-репортером в заполярной экспедиции Отто Шмидта на ледоколе «Сибиряков», а годом позже — на «Челюскине». Во время войны рисовал карикатуры и патриотические плакаты. Станковой живописью он занялся сравнительно поздно — во время войны.
В 1970-х годах рисовал в основном карикатуры, но было и несколько интересных живописных полотен («Мальчишки», «Гибель Челюскина»), которые, увы, во многом уступают картинам 40-х годов и особой известности не получили.
Преподавал в Московском художественном институте им. Сурикова в 1953-57 годах и в Московском пединституте им. Ленина в 1956-62 годах.
Был народным художником СССР, академиком и вице-президентом Академии художеств. Лауреат двух Сталинских премий, кавалер ордена Ленина.
Умер 13 декабря 1988 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
«Достали языка»
Первая картина Решетникова из «детской» серии была написана в 1943 году.
Обращение к этой теме (сделавшей его знаменитым и по сей день популярным) было обусловлено двумя обстоятельствами.
Во-первых, он, вернувшись из Севастополя, увидел на московской улице, как дети играют в войну, и просто зарисовал эпизод игры.
Во-вторых, у него родилась дочка.
Как во всех других детских картинах художника, тут присутствует пес.
«Прибыл на каникулы»
Эта картина, написанная в 1948 году, сразу же принесла художнику всенародную известность.
Мальчик-суворовец приехал домой на новогодние каникулы. Дома его встречают дед и сестра. Родителей нет. На стене висит обрамленный венком портрет офицера. Вероятно, это и есть погибший на фронте отец. Характерно, что ниже на стене висит репродукция васнецовских «Богатырей».
Искусствоведы видят в картине дух служения и преемственности поколений на воинской службе. Деда, кстати, тоже часто зачисляют в кадровые военные, но это не обязательно — по стойке смирно и рядовой стоять может.
Квартира (комната) достаточно просторная и имеет признаки зажиточной жизни — ковер, занавески, большая елка… Явно семья не простых рабочих. Впрочем, художник присматривал образы из своего окружения.
Картина была чрезвычайно популярна в свое время — только на календариках она разошлась тиражом 13 млн экземпляров — больше, чем какая-либо другая.
14 декабря 2013 года на территории Санкт-Петербургского Суворовского училища был открыт памятник выпускникам суворовских училищ и кадетских корпусов. Скульптурная композиция воссоздает сюжет картины «Прибыл на каникулы». Памятник скульптора Карэна Саркисова установлен по инициативе командующего войсками Западного военного округа Анатолия Сидорова, который сам окончил Суворовское училище.
«За мир»
Художника вдохновили события февраля 1950 года во французском Туре. Отправка во Вьетнам (тогда Франция вела войну с вьетнамскими партизанами, поражение в которой привело к появлению социалистического Северного Вьетнама) танков с местного железнодорожного вокзала привела к массовым протестам. Антивоенные активисты легли на рельсы. Трудно сказать, насколько документален городской пейзаж, но город был сильно разрушен во время войны и к 1950 году не восстановлен.
Главный элемент соцреализма в картине — стоящие в арке буржуа, подбадривающие полицейского.
«Опять двойка»
Вторая часть художественной трилогии Решетникова, первая часть которой — «Прибыл на каникулы» (1948), а третья — «Переэкзаменовка» (1954). В левом углу картины «Опять двойка» видна репродукция более раннего полотна «Прибыл на каникулы», а в левом углу «Переэкзаменовки» — репродукция картины «Опять двойка».
Размещение позитивной картины над головой мальчика говорящее — это образец, к которому стоит стремиться.
Сюжет Решетников позаимствовал у Дмитрия Жукова, написавшего в 1885 году картину «Провалился». Там, правда, ситуация была более трагической — от результатов экзамена мальчика зависело благосостояние семьи.
Появился вариант с мальчиком у доски и грозным учителем (в окончательном варианте — учительницей). Но тут опять вмешалась жизнь — пришла из школы дочь Люба. С двойкой. Пришлось переписывать сюжет уже в домашнем антураже.
В роли двоечника позирует сын известного художника Густава Клуциса, репрессированного и расстрелянного в 1938 году. Семья Клуциса жила по соседству с Решетниковым, в том же доме, и после ареста они поменялись квартирами. Мальчик был вратарем дворовой футбольной команды. Наверное, потому он изображен с коньками…
Кстати, обстановка квартиры вполне «совбуровская» — ковры, велосипед у младшего сына, настенные часы… Явные признаки зажиточной жизни.
По словам знавших Решетникова, собаку в картине написал Аркадий Пластов.
Советский педагог Шалва Амонашвили писал об этой картине так: «Эта картина не для детей написана. Она написана для взрослых. Чтобы они увидели, что так ребенка принимать нельзя! А надо принимать так, как собака его принимает. Для нее все равно, с чем он пришел. С двойкой пришел — друг, с пятеркой пришел — друг. Не надо принимать ребенка с отметкой. Отметка — это отметка. (…) Не цифры решают, а наше отношение к ребенку».
Написанная в 1954 году «Переэкзаменовка» по сути была продолжением «Двойки». Причем в прямом смысле — позировал художнику тот же мальчишка.
«Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин»
Решетников, помимо своей «детской» серии, был известен парадными портретами И. В. Сталина.
Картина, как и ее авторское повторение 1949 года, является настоящим шедевром социалистического реализма с присущей ему лакировкой действительности.
Сталин изображен в чистой, выглаженной форме, стоящим перед картой, на которой изображены какие-то «Канны» (изображены таким образом, что сразу понимаешь источник анекдотов о том, что Сталин планировал операции по глобусу…).
Обращают на себя внимание стакан чая и модель самолета (на столе у Сталина всегда было несколько моделей, конкретно эта, судя по всему, — АНТ-37 в варианте для дальних перелетов, типа «Родины» Валентины Гризодубовой).
Важный момент — время суток. За окном начинается рассвет, что напоминает об известном мифе о Сталине, работающем по ночам в Кремле. Как в стихотворении Сергея Михалкова:
В этот поздний звездный час
Только Сталину не спится —
Сталин думает о нас.
Немного непонятно, события какого именно периода показаны на картине. Название как бы намекает, что они происходят не раньше июня 1945 года, когда Сталину было присвоено звание генералиссимуса. Но аэростаты заграждения в это время над Москвой уже не поднимались.
Форма датирующей тут не является — Сталин не носил роскошные эполеты генералиссимуса, на френче — маршальские погоны (маршалом он стал в 1943 году). Звезда, судя по всему, Героя Соцтруда — еще довоенная. Он именно ее предпочитал носить.
Картина вместе с полотном «Прибыл на каникулы» была удостоена Сталинской премии второй степени в 1949 году.
«Великая клятва»
Картина была написана к 70-й годовщине со дня рождения И. В. Сталина в 1949 году и была представлена на выставке «Иосиф Виссарионович Сталин в изобразительном искусстве».
В выступлении на II Всесоюзном съезде Советов 26 апреля 1924 года Сталин клялся в том, что будет продолжать дело Ленина: хранить в чистоте звание члена партии, хранить единство партии, хранить и укреплять диктатуру пролетариата и т. п. Речь была программной и обязательной для изучения и цитирования в сталинские времена.
Также на съезде утвердили первую Конституцию СССР, приняли решение об издании сочинений Ленина, о сооружении Мавзолея Ленина, переименовании Петрограда в Ленинград и др.
Полотно в лучших традициях соцреализма было предназначено для обожествления Вождя и Учителя. Этому служил и колорит картины (с преобладанием красных тонов — 2/3 картины занимают драпировки и знамена красного цвета), своеобразное освещение (фигура Сталина освещена справа-сверху — из будущего, к которому он обращен лицом), фигура Сталина показана снизу — он возвышается над зрителем и фигурами участников съезда.
Описание шедевра русской живописи «Опять двойка» художника Фёдора Решетникова. Сочинение по картине для 5 класса.
Кто написал картину Опять двойка
Автором картины, которую знает практически каждый в нашей стране, является советский живописец Фёдор Павлович Решетников (1906-1988). Ф. П. Решетников считается одним из главных представителей социалистического реализма в живописи. К самым известным его работам относятся «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Мальчишки», «За мир!», «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и другие. Но самой известной картиной художника, которая является его «визитной карточкой» и известна всем со школьной скамьи, является «Опять двойка».
В каком году написана картина Опять двойка
Картина «Опять двойка» написана в 1952 г. Холст, масло. Размеры:101 × 93 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
История картины Опять двойка
Работа стала второй в трилогии картин, первая из которых — «Прибыл на каникулы», а третья — «Переэкзаменовка».
Прибыл на каникулы
Если посмотреть на все три картины, то можно увидеть, что на картине «Опять двойка» есть репродукция картины «Прибыл на каникулы», а на «Переэкзаменовке» репродукция «Опять двойка». Таким образом художник указал на преемственность сюжета картин и их единый замысел.
Переэкзаменовка
Первая картина «Прибыл на каникулы» была написана в 1948 г. Отличник суворовец приезжает домой на каникулы и рапортует дедушке о прибытии. На второй картине Решетников также решил написать отличника, тем самым показав молодое поколение, которое приходит на смену старшему и показывает отличные успехи. Если бы всё так произошло, картина называлась бы «Опять пятёрка», но в ходе разработки сюжета, Решетников решил поменять замысел.
Чтобы найти образы для новой картины, Фёдор Решетников направился в школу. Учителя посадили его за последней партой, где тот наблюдал за происходящим и делал зарисовки. Ученики, при виде чужого человека в классе, стали смущаться, так как думали, что это какой-то важный человек, прибывший в школу с проверкой. Учитель вызвал к доске отличника и задал несложную задачу, которую тот должен был решить достаточно легко. Однако отличник так засмущался, что не смог вымолвить ни слова, стоял, опустив голову, крутил мел в руках и не понимал подсказок одноклассников. Такое поведение мальчика вдохновило художника на куда более интересный сюжет — показать не отличника, а двоечника, который может вызвать у зрителя более яркие эмоции.
Решетников решил написать сцену с двоечником в классе. Сначала нарисовал учителя, но затем подумал, что в школе в основном работают учителя-женщины, и перерисовал на учительницу. И всё же, что-то не нравилось ему в своих зарисовках. Сцена в классе казалась ему скучной. Тогда к нему пришла мысль перенести весь сюжет в семью, ведь самые сильные переживания двоечник наверняка будет испытывать не перед учителями и одноклассниками, а перед своей мамой, которой будет стыдно посмотреть в глаза и признаться, что своими отметками он вновь опозорил всю семью.
Теперь перед Решетниковым встала задача — найти героя для картины. По какой-то причине он не стал рисовать того самого мальчика у школьной доски, а только лишь взял его образ. Роль двоечника исполнил сын художника Густава Клуциса, жившего по соседству, причём на картине изображена квартира Клуциса.
Интересна история с собакой. Известно, что Решетников никак не мог добиться, чтобы пёс встал на задние лапы. В этом ему помогла колбаса. Художник брал кусочек колбасы, поднимал её над собакой, и та поднималась на задние лапы. По словам знавших художника, собаку на этой картине нарисовал не он, а другой известный художник — А. А. Пластов (1893—1972).
Решетников Опять двойка описание
Картина «Опять двойка» стала знаковой для художника, лучшей его работой, которую прекрасно знают все в нашей стране. Герой картины стал фигурой нарицательной для всех двоечников. Тех, кто учится плохо, сравнивают с несчастным мальчуганом, который у зрителя, вместо порицания за плохие отметки, вызывает сочувствие.
На переднем плане картины стоит сам двоечник. Он одет в коричневое пальто. Из-под зимней одежды выглядывает чёрная школьная форма. В руках — портфель, из которого, вместо учебников, выглядывают коньки. Таким образом художник подчеркнул, что мальчик, вместо выполнения уроков, любит погонять в хоккей с друзьями.
Рядом на задние лапы встал верный друг — пёс. Собаке всё равно, какую хозяин принёс домой отметку. Он любит и ценит его независимо от успеваемости.
На стуле сидит мама мальчика. Выражение её лица нельзя назвать рассерженным, злым, строгим. Скорее, она смотрит на него с сожалением и сочувствием, так как просто устала бороться с тем, что мальчик никак не желает учиться, и думает: «Что же мне с тобой делать, сынок?».
С хитрой улыбкой на школьника смотрит младший брат. Он сидит на велосипеде и смотрит, как старшему брату неловко. Сам он ещё не ходит в школу, и ему кажется забавным, что старший брат такой разгильдяй и его регулярно ругают дома за плохие отметки.
На заднем плане — старшая сестра. Девочка нарочито показана в школьной форме, с галстуком и учебниками в руках. По всему видно, что она является отличницей. Такие, как её брат, вызывают у неё только осуждение, и она считает, что двоечников нужно ругать, наказывать и порицать. Девочке стыдно, что ей, отличнице и примерной ученице, достался такой брат, который позорит всю семью.
План сочинения по картине Опять двойка 5 класс
Сочинение по картине Опять двойка 5 класс
Картина «Опять двойка» написана известным русским художником Фёдором Павловичем Решетниковым в 1952 году. Фёдор Решетников считается одним из самых известных художников соцреализма в живописи. Социалистический реализм был направлен на то, чтобы отобразить реальность происходящего в стране, но больше на то, чтобы пропагандировать и восхвалять главные ценности, успехи, достижения Советского Союза.
Сюжет картины заключается в семейной трагедии, когда мальчик совершенно не хочет учиться. Раз за разом он приносит домой плохие отметки, чем расстраивает всю семью. Само название «Опять двойка» говорит о том, что не первый раз школьник получает двойки, приходит домой, его ругают, ему стыдно, но это ничего не меняет. Выглядывающие из портфеля коньки говорят о том, что всё свободное время мальчик любит проводить не за домашними уроками, а за игрой в хоккей с друзьями.
Главным героем картины является мальчик. С несчастным видом, отвернувшись от своих домочадцев, он стоит посреди комнаты. По всему видно, что ему невероятно стыдно за то, что он вновь расстроил свою маму. Он знает что виноват и, кажется, вот-вот расплачется. Осуждение матери для него самое худшее наказание. Даже поддержка пса, который рад возвращению маленького хозяина из школы, не утешает его.
С сочувствием и сожалением на него смотрит мать. Она уже не ругается, так как с безответственностью сына не осталось сил бороться. Мама смотрит на него с сочувствием, видя, как мальчик сильно расстроен. Она скрестила пальцы на коленях, в бессилии размышляя, что же нужно сделать, чтобы сын наконец взялся за голову. Рядом с мамой — младший брат двоечника, который ещё не знает, что такое учиться, и любит посмеяться над старшим братом, пока есть такая возможность.
На заднем плане девочка. Она прилежная ученица, пионер, настоящая гордость семьи и своего класса. В школьной форме и галстуке она перебирает учебники и с осуждением смотрит на брата. Для такой отличницы, как она, иметь такого двоечника стыдно.
Картина выражает неоднозначные эмоции. С одной стороны, картина «Опять двойка» должна вызывать осуждение. С другой стороны, школьника безумно жалко. На его лице можно увидеть искреннее раскаяние. Посреди комнаты он стоит будто всеми отвергнутый, кроме своей собаки, которой нет разницы, как в школе учиться её любимый хозяин. Сама картина трогательная и очень эмоциональная. Только по-настоящему великий художник смог создать настолько глубокую картину с тщательной прорисовкой характера каждого персонажа и напряжённой атмосферой в доме.